Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,05 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий













Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий

Содержание

Введение

Глава 1. Состояние мирового рынка высоких технологий на современном этапе развития

.1 Общий анализ мирового рынка высоких технологий

.2 Доля России на мировом рынке высоких технологий

Глава 2. Перспективы участия России на мировом рынке высоких технологий

.1 Проблемы участия России на мировом рынке высоких технологий

.2 Пути повышения роли России на мировом рынке высоких технологий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие и широкое применение высоких технологий всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Использование технологий имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему.

Для России опережающее развитие отрасли высоких технологий является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в удвоение валового внутреннего продукта, содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики. Широкое применение технологий в других отраслях выводит их на качественно иной уровень развития, позволяет повысить в них производительность труда и, в свою очередь, ускорить темпы роста.

В мире складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями. Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в это общество в качестве его полноправного участника - при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Именно таким образом, возможно, обеспечить подъем общественного благосостояния, переход от экономики с топливно-сырьевой ориентацией к экономике, основанной на знаниях, преодоление экономического и технологического отставания от ведущих мировых держав и существенное сокращение числа угроз национальной безопасности.

Актуальность данного исследования определяется тем, что выявление и обоснование современных направлений и перспектив развития мирового и российского рынка высоких технологий имеет определяющее значение на современном этапе развития экономики. Именно разработка и внедрение новых технологий определит прогресс промышленности, финансовую стабильность предприятий, что является базисными элементами эффективного функционирования экономики.

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с развитием научной и технологической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, налаживанием системы правового регулирования инновационной деятельности.

Анализ информационных источников показал, что, несмотря на актуальность, проблема основных направлений и перспектив развития мирового и российского рынка высоких технологий в настоящее время исследована недостаточно. Это касается таких вопросов, как глобальные тенденции на мировом рынке высоких технологий, перспективы становления информационного общества, правовое регулирование инновационной деятельности и охраны интеллектуальной собственности в России и за рубежом. В то же время исследование потенциала инновационной сферы России и перспектив ее выхода на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией представляет значительный практический и теоретический интерес.

Следует подчеркнуть, что вопросы, касающиеся формирования мирового рынка высоких технологий и участия России в этом процессе в литературе практически не освещены. Имеющиеся информационные источники носят частный характер; данные, представленные в них, недостаточно современны. Комплексный подход к рассматриваемой проблеме в современной литературе практически отсутствует.

Целью работы является исследование участия и перспектив России на мировом рынке высоких технологий.

В связи с этим перед нами поставлены следующие задачи:

) проанализировать структуру и особенности мирового рынка высоких технологий;

) исследовать долю России на мировом рынке высоких технологий;

) рассмотреть проблемы участия России на мировом рынке высоких технологий;

) определить пути повышения участия России на мировом рынке высоких технологий.

Объектом исследования служит высокотехнологичный сектор.

Предметом работы является исследование развития экономики высоких технологий в России и в мире.

Структура работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два пункта, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Состояние мирового рынка высоких технологий на современном этапе развития

.1 Общий анализ мирового рынка высоких технологий

Как показывают тенденции последних лет, реальное место современных стран в мировой экономике в первую очередь определяет развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, связанных с использованием наукоемких технологий. Основа наукоемких рынков включает в себя электронную промышленность, вычислительную, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработку газа, информационные услуги. В настоящее время происходит промышленное освоение наноэлектроники, генной инженерии, мультимедийных интерактивных информационных систем, высокотемпературной сверхпроводимостью, космической техники, тонкой химии и т.п. Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе.

Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается примерно 2,5-3 трлн. долл. в год. К категории высокотехнологичных относятся товары, в стоимости которых доля НИОКР составляет не менее 3,5%. Если же этот показатель равен 3,5-8,5%, то данные товары считаются «техникой высокого качества», если он превышает 8,5%, то это «техника высшего качества».

Наибольшим наукоемким потенциалом располагают технологические новации, становятся основой масштабных прорывов в экономическом развитии. И в то же время прорывы инициируются стремительным развитием мирового рынка, вызванным неудовлетворенным спросом на продукцию нового поколения. Расширяющаяся в структуре национального ВВП доля высокотехнологичной продукции начинает все более активно определять динамику развития ведущих отраслей мировой экономики. Соотношение степени использования высоких технологий с объемом продаж, приходящихся на базовые отрасли мировой экономики мы можем рассмотреть в табл. 1.

Таблица 1.

Мировой рынок высоких технологий

ОтрасльОбъем продаж крупнейших компаний, млрд долл.Степень использования высоких технологийАвтомобильное производство1780,24высокаяТелекоммуникации853,35очень высокаяКомпьютерное оборудование639,2очень высокаяМедицина609,75очень высокаяБизнес-оборудование468,79высокаяФармацевтика412,37очень высокаяХимическая промышленность408,24высокаяОсновное оборудование401,93высокаяКосметическая промышленность316,27высокаяАвиакосмическая и оборонная промышленность273,95очень высокаяПрограммное обеспечение166,75очень высокаяПолупроводники153,31очень высокаяИсточник: Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. - М.: Наука, 2009.

В прогнозах экспертов выделяется несколько групп стран, дифференцированных по степени зрелости сложившихся в них высокотехнологичных рынков.

Первую группу составляют технологические лидеры, среди которых выделяются США, Япония, Германия, Франция. Для этих стран характерны: высокая доля расходов на НИОКР в ВВП (не меньше 2,5%); высокий уровень рентных доходов от технологий, используемых за рубежом, что отражает их специализацию на экспорт технологий; умеренный (непропорциональный расходам на НИОКР) уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции.

Для стран - лидеров «второго» эшелона (большинство старых стран ЕС) свойственны: более низкий, чем у абсолютных лидеров, уровень затрат на НИОКР (1,5-2% ВВП); уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции и ренты от экспортно-ориентированных технологий пропорционален затратам на НИОКР (несколько ниже, чем у абсолютных лидеров).

Для третьей группы стран, стран - «сборщиков» высокотехнологичной продукции (Ирландия, Малайзия, Мексика и др.) типичен высокий уровень доходов от экспорта высокотехнологичной продукции (по доле в ВВП - существенно более высокий, чем у остальных групп стран). Собственные расходы этих стран на НИОКР находятся на весьма умеренном уровне. Доходы от технологий, не используемых за рубежом, незначительны (исключение - Ирландия).

И для четвертой группы развивающихся стран, а также «малых» стран ЕС (Китая, Бразилии, Португалии и др.) характерны низкие расходы на НИОКР (от 0,5 до 1%, редко 1,5% ВВП) и низкие доходы от высокотехнологичного экспорта и технологий, используемых за рубежом.

1.2 Доля России на мировом рынке высоких технологий

Место любой страны в мировом технологическом пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность). Приведенные данные о наукоемкости и наукоотдаче национальных экономик высокоразвитых стран, в табл. 2 позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.

Таблица 2

Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик

СтранаВВП, млрд. дол.ВВП на одного занятого, тыс. дол.Доля расходов на иссл. и разраб. в ВВП, %Текущий индекс конкуренто-способностиДоля hi-tech продукции втоварном экспорте,%Доля в мировом экспорте информац. оборуд, %США 987573,12,64228,216,3Китай 51357,21,004716,74,6Япония 342556,03,041526,311,5Индия -4,9-363,2-Германия -562,44415,34,8Франция -56,22,171219,43,4Великобритания -54,51,87726,25,3Италия 141056,51,04247,91,1Россия 118518,01,01583,10,2Канада -60-11-2,2Источник: Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2009.

Анализ таблицы 2 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз.

Исходя из данных таблицы мы можем определить, что доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;

·доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте - 3,1%, уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;

·доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2%. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;

·доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2%. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала. Рынок информационного и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10-15 лет экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.

Причина низкой наукоотдачи видится в архаичной организации национальной инновационной системы:

·во-первых, при создании нововведений сохраняется ориентация исключительно на логику развития науки и техники без учета реального спроса и общественных потребностей (так называемого вызова спроса);

·во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач.

На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и реализации предпринимательского дохода, получаемого именно за счет расширения рынков;

·в-третьих, в нашей экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.

Основной проблемой инновационной системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение хайтековских технологий.

Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам.

Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью - в России не развита.

Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального продукта с внутренним и внешним рынком (технологические брокеры), вообще отсутствует в национальной инновационной системе.

На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.

Формирование замкнутой инновационной цепочки, способной материализовать высокие технологии и продвинуть их на мировой рынок, является актуальной проблемой России.

Уровень, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Российская наука сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся постепенно увеличивается. Главными проблемами государственной научной и инновационной политики РФ выступают непоследовательность и неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств, для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован. В результате многократное отставание от стран-лидеров в масштабах научных исследований и разработок по наиболее важным направлениям в реальном обеспечении объявленных государственных приоритетов России за прошедшие 10-15 лет усугубилось и может сохраниться в перспективе.

Стремление освоить высокотехнологичную сферу производства не стало приоритетом и для компаний частного сектора России. Анализ инвестиционных проектов, подготовленных частным бизнесом для реализации в регионах России, показывает: в период до 2020 г. почти половину средств, предприниматели намерены вложить в наращивание мощностей по добыче и переработке нефти и газа (34%), в металлургию (13%), более 1/3 - в электроэнергетику (14%) и инфраструктуру (21%). Только 2/5 затрат на инновационное развитие будут финансироваться из негосударственных источников, в том числе за счет средств отечественного бизнеса, иностранных ресурсов и собственных средств научных организаций.

Экономическое развитие современной России определяется судьбой внедрения высоких технологий мирового уровня. Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90%. Фактически экономический рост происходит за счет освоения новых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать.

Если рассматривать наукоемкую продукцию через призму макротехнологий, то в настоящее время существует 50 технологий мирового уровня. Раньше Соединенные Штаты владели 38 технологиями мирового уровня. В последние 10-15 лет США сдали позиции по 8-10 технологиям мирового уровня и соответственно сдали позиции на соответствующих рынках. Эти технологии переместились в Японию, Германию, Швецию, Сингапур. Владение одной макротехнологией мирового уровня приносит обладателю технологии десятки млрд. долларов. Так, Сингапур обладает единственной технологией, которая ежегодно приносит доход в 73 млрд. долларов.

Чтобы завоевать 1 млрд. долларов рынка, нужно как минимум потратить 7-8 % так называемых невосполнимых затрат на создание и продвижение продукции на рынок. Так, консорциум Airbus Industry, принял решение захватить 50 % рынка сверхтяжелых пассажирских самолетов, что составит 120-150 млрд. долларов. Затраты на программу подготовки и сертификацию первых сверхтяжелых пассажирских самолетов составят 11-12 млрд. долларов. Таким образом, чтобы Россия вышла на уровень 200-300 млрд. долларов продаж наукоемкой продукции, необходимо за 10 лет потратить около 25-30 млрд. долларов на ее подготовку и выпуск, т.е. 3-5 млрд. долларов ежегодно.

Объективно Россия, в современных экономических условиях, может освоить 5-7 высоких технологий мирового уровня, по которым она способна быть конкурентной на мировом рынке.

Производительные силы современного мира принадлежат именно крупным компаниям-производителям. Со времен Адама Смита только государство могло создать компанию-чемпиона. Создание национальных компаний-чемпионов должно стать главной целью государственной экономической политики, выраженной в продуманной стратегии. Наряду с «Лукойлом» и «Газпромом», мы должны выпестовать свои высокотехнологичные компании.

Выделив 5-7 приоритетных высоких макротехнологий, Россия должна вырастить на их основе 50 компаний-чемпионов, построенных по западному типу, и они принесут доход больший, чем все остальные 16 тысяч разрозненных предприятий, имеющих технологическую базу двадцатилетней давности.

В России пока еще нет жизнеспособного ядра крупных предприятий - даже сходных с теми, которые существуют, например, в Корее, - обладающих способностью осваивать и создавать новые наукоемкие технологии, укреплять стратегические связи со знающими, квалифицированными поставщиками и клиентами. Действительно динамичный и конкурентоспособный сектор хай-тека (высоких технологий) не возникнет до тех пор, пока недостатки не будут устранены.

Частный бизнес в России пока не заинтересован в форсированном освоении рынков высокотехнологичной продукции, располагающих высокими входными барьерами патентной защиты.

Малые предприятия, действующие в высокотехнологичном секторе, слабо защищены от изменений рыночной инфраструктуры, имеют низкую привлекательность для страховых компаний. Поддержать такое предприятие могут либо государство, либо крупный бизнес, способные взять на себя страхование рисков, которые с неизбежностью сопровождают производственную деятельность такого предприятия. Даже разработав технологически ту или иную идею, малое высокотехнологичное предприятие не может довести его до серийного производства, поскольку обеспечить его реальный выпуск может только крупное предприятие, способное компенсировать потери, связанные с низкой востребованностью наукоемкой продукции на еще не сформировавшихся под нее рынках. Спрос на такую продукцию внутри страны невысок, а продвижение продукции на внешние рынки предполагает значительное количество ограничений. Снять такие ограничения способно государство, предоставив дополнительные возможности для продвижения продукции таких компаний на внешние рынки. Исключительную роль крупных предприятий можно объяснить возможностями централизации капитала, концентрации на этих предприятиях основной части научно-технического потенциала, финансовых ресурсов, высококвалифицированной рабочей силы, перспективами перестройки малоэффективных звеньев своей структуры, а также государственной поддержкой.

Господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Это обусловлено основными направлениями в развитии научно-технического прогресса. К числу главных из них можно отнести: во-первых, развитие специализации при сближении технического уровня крупного, среднего и мелкого производства; во-вторых, развитие и внедрение сравнительно мало капиталоемких технологических методов, производственных линий и систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства. С точки зрения рыночной ситуации у мелких и средних предприятий возникают возможности временного доминирования на рынке в случае существования так называемых ниш, которые возникают в тех отраслях, где пороговые инвестиции в НИОКР относительно невелики, а крупные предприятия считают пока нецелесообразным (из экономических соображений) замыкаться на этот рынок. Основная деятельность мелких и средних предприятий может быть сосредоточена на усовершенствовании уже существующих товаров, создании новых комбинаций известной техники, а также на распространении инноваций, созданных в прошлом. Это общее правило не исключает, разумеется, случаев, когда важнейшие научные и технические идеи возникают в мелких и средних предприятиях, а крупные предприятия уже используют результаты этих исследований.

Развертывание инновационной деятельности определяется в значительной степени отраслевой направленностью предприятий. Наиболее высокая активность в разработке и освоении новой продукции присуща ограниченному кругу наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики. Это - аэрокосмическая промышленность, производство электронного, энергетического оборудования, отрасли химии, фармацевтика, автомобильная промышленность, где инвестиции в крупномасштабные и долгосрочные НИОКР, а также первоначальные затраты, связанные с производством и коммерциализацией кардинальных инноваций, составят сотни миллионов и миллиарды долларов.

Не побуждает частный бизнес к инновационной деятельности и состояние отечественной конкурентной среды. Крупные компании - лидеры российского сырьевого сектора сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы при этом позиционируются как стратегические новаторы. Большинство частных компаний, в отличие от государственных, к сожалению, не имеют средств, для реализации долгосрочных, наукоемких проектов. А созданные в последние годы госкорпорации лишены серьезных стимулов форсировать высокорисковую инновационную деятельность. Очевидно, что на сегодняшний день на рынке инновационных технологий в России отсутствует сложившаяся система финансирования и продвижения инноваций. И поэтому без государства, без его прямой поддержки (как материальной, так и организационной) такая система существовать просто не может.

«Россия должна занять не менее 2% мирового рынка высоких технологий. Достичь этой цели нужно не только за счет традиционных сильных позиций России в энергомашиностроении и вооружении, но и благодаря продвижению новых перспективных направлений. Среди таких направлений можно выделить фармацевтику, химические и биотехнологии электронику, телекоммуникации и наноматериалы. Развитие этих секторов должно существенно увеличить долю инновационной продукции в промышленном производстве страны с нынешних 4,5-5% до 25-30% к 2020г. При этом главным критерием эффективности реализации стратегии инновационного развития России до 2020г. должен стать реальный спрос на российскую наукоемкую продукцию не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Инновационный прорыв для России должен быть не отдельным, разовым усилием, а требует постоянного подтверждения конкурентоспособности в высокотехнологичном секторе» Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ.

Глава 2. Перспективы участия России на мировом рынке высоких технологий

высокий технология мировой рынок

2.1 Проблемы участия России на мировом рынке высоких технологий

Проведенная оценка текущего уровня научно-технологического комплекса России позволяет выделить главную проблему российского научно-технологического комплекса - значительный разрыв между имеющимися ресурсами (главным образом, научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий.

Эта проблема - результат совокупного действия ряда факторов и тенденций. Все факторы, являющиеся слабыми сторонами российского высокотехнологического комплекса, можно отнести к одной из трех групп:

внутренние экономические условия,

внутренние институциональные условия (слабости, в основе которых лежит несовершенство институтов, как специфических, связанных с обеспечением инновационной деятельности, так и общих, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в целом)

внешние условия, связанные с особенностями позиционирования российских производителей высокотехнологичной продукции на внешних рынках.

А) Внутренние экономические условия:

-Неконкурентоспособность рабочего места как следствие низкого уровня затрат на одного исследователя.

В российской сфере НИОКР складывается ситуация неконкурентоспособности рабочего места. Уровень затрат на одного исследователя очень низок. Можно привести следующее сравнение, внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одну единицу персонала в Корее, Австрии, Швеции и Японии доходят до 140 тыс. дол. Тогда как в России не дотягивает и 20 тыс. дол. Происходящее в последние годы увеличение расходов явно не достаточно. Причиной низкого уровня затрат на исследователя является также «распыленность» ресурсов по разным научным и технологическим направлениям.

Низкий уровень затрат на исследователя ведет к деградации научно-технологического потенциала сферы НИОКР - кадрового и материально-технического.

-Деградация материально-технической базы

Масштабы финансирования, направляемые на закупки нового оборудования не обеспечивают компенсацию морального устаревания и физический износ материально-технической базы сферы НИОКР.

Тенденция наиболее сильна в сфере опытно-конструкторских работ (ОКР), что ведет исчерпанию возможности проводить конкурентоспособные исследования и ОКР.

-Низкая инновационная активность российских компаний

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в секторе «добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составил в 2009 г. в России 9,4%. Это значительно ниже, чем в других странах, особенно развитых. Аналогичный показатель в 2007 - 2008 гг. составил в Германии 72,8%, Великобритании - 44,4%, Франции - 36,1%. Норвегии - 43,4%. Это подтверждается низкими затратами на технологические инновации

Качество инновационной активности российских компаний не способствует эффективности функционирования отечественного НТК. Конечным итогом низкого качества инновационной активности российских компаний является низкая доля высокотехнологичной продукции.

-Несоответствие структуры спроса, предъявляемого со стороны бизнеса, и имеющейся структуры научно-технологических заделов

Спрос модернизирующихся российских компаний на готовые технологии и технологические решения на сегодняшний день главным образом удовлетворяется зарубежными производителями. В то же время, компании не заинтересованы в долгосрочных и высокорискрованных финансовых вложениях в разработку собственных технологий.

Основная часть производственных инноваций в российской экономике на сегодняшний день - ассортиментные инновации. Инновации направлены на расширение ассортимента производимой продукции, а не на изменение ее технологического уровня, качественных параметров.

Существенной особенностью технологического развития России сегодня является именно то обстоятельство, что на рынке технологий в России сегодня отсутствуют решения, необходимые для бизнеса. С одной стороны, российская сфера НИОКР не может удовлетворить имеющийся высокий спрос компаний на новые высокотехнологичные решения по отдельным направлениям (радиоэлектроника, телекоммуникации и др.). С другой стороны, технологии, разрабатываемые за счет государственного финансирования (в рамках поддержки критических технологий, реализации отраслевых мегапроектов и др.) в значительной своей части не соответствуют структуре реальных запросов со стороны компаний. Именно этот фактор порождает необходимость систематического проведения национального технологического форсайта, обеспечивающего формирование совместного видения приоритетов и механизмов технологического развития со стороны государства, бизнеса и научного сообщества.

Б) Внутренние институциональные условия воспроизводства научно-технологического потенциала России:

-Фрагментарность национальной инновационной системы

Главное препятствие воспроизводству научно-технологического потенциала в стране и полноценному осуществлению инновационной деятельности - отсутствие целостной национальной инновационной системы. Цепочки создания инновационной продукции в России разомкнуты: фундаментальные исследования не переходят в прикладные, прикладные - в ОКР, а последние - в промышленную продукцию. Звенья цепочки оторваны друг от друга, и каждое решает свои собственные задачи.

-Неразвитость инновационной инфраструктуры

Выстраиваемая в настоящее время инновационная инфраструктура не выполняет своей главной задачи - обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования полного цикла инновационной цепочки: прохождения инновационного проекта от стадии фундаментального исследования до выпуска промышленной продукции. При этом, отдельный элемент инновационной инфраструктуры, призванный стимулировать эффективное функционирование определенного звена инновационной цепочки, не справляется со своей задачей.

Система институтов не содействует выстраиванию коммуникаций между НИИ, малым бизнесом и крупным бизнесом. В требованиях к проектам для получения финансирования отсутствует требование наличия выстроенной сети коммуникаций.

Система институтов не способствует успешному функционированию цепочки «наука - образование - бизнес». Отдельные программы, реализуемые Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, идейно перспективные, не снабжены достаточным финансовым и административным ресурсом.

Не продуман механизм перехода созданной инновационной продукции в промышленное производство.

Таким образом, основные слабости инновационной инфраструктуры на сегодняшний день - недостаточность бюджетного финансирования и слабость государственного контроля за выполнением элементами инфраструктуры своих действительных функций.

-Несовершенство нормативно-правовой базы

Выстраиваемая инновационная инфраструктура не может успешно функционировать в отсутствие развитых рыночных институтов.

Институциональная среда инновационной деятельности в России на сегодняшний день является препятствием инновационной активности. Неопределенность прав на интеллектуальную собственность (особенно, созданную с участием бюджетных средств) ограничивает деятельность венчурных фондов и малых инновационных компаний. Крупные и средние компании не имеют стимула к осуществлению долгосрочных инвестиций в инновационные проекты в силу ряда институциональных ограничений. Отсутствует реальная защита прав собственности по причинам несовершенства законодательства о собственности и банкротстве, несовершенства функционирования судебной и законодательной систем. Налоговое и таможенное законодательство не стимулируют (иногда - дестимулируют) российский бизнес к производству высокотехнологичной продукции на внутренний рынок и на экспорт.

Основное препятствие развитию отечественной индустрии рискового капитала - отсутствие источников капитала. Российская банковская система не может быть включена в венчурное инвестирование в силу законодательных ограничений.

В) Внешние условия:

-Существенное отставание уровня технологического развития ключевых секторов российской экономики от стран-лидеров, в первую очередь обусловленное сложившейся системой воспроизводства технологической многоукладности российской экономики с ярко выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам.

-Существующие политические и экономические барьеры со стороны западных стран для технологического заимствования со стороны российских компаний.

Это как законодательные поправки, так и затруднения связанные с реализацией наиболее эффективного способа получения передовых технологий через «слияние и поглощение» западных компаний

Анализируя преимущества научно-технологический потенциала, можно выделить условия успешного развития проектов в сфере высоких технологий:

В России сохраняется довольно масштабный научно-технологический потенциал: пока еще проводятся исследования по относительно широкому спектру областей науки и техники.

Об этом свидетельствуют данные по публикациям российских специалистов в ведущих научных журналах мира по различным областям науки

Имеются существенные заделы по отдельным направлениям науки и технологическим разработкам.

По ряду областей науки доля статей российских авторов существенно превышает среднемировой показатель. Это относится к таким сферам как физика, химия, психология и науки о Земле и космосе, где индекс специализации превышает единицу.

Россия входит в число лидеров по ряду важнейших направлений и разработок, в том числе в таких областях как: нанотехнологии, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программ, охрана окружающей среды

Россия пока еще имеет значительный кадровый потенциал в сфере НТК (качество которого, уменьшается). Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России - одна из самых высоких в мире.

Россию по этому показателю опережают только КНР и США. При этом Россия находится по этому показателю на уровне одного из признанных мировых технологических лидеров - Японии, и существенно опережает крупнейшие европейские страны (ФРГ, Франция, Италия).

Наличие по отдельным направлениям уникальной научной, экспериментальной и испытательной базы

Российский НТК располагает набором научно-исследовательского оборудования, стендовой и экспериментальной базой, в ряде случаев находящимися на уровне лучших мировых аналогов или являющегося уникальным.

В качестве примеров таких уникальных объектов научно-исследовательской, экспериментальной и испытательной базы могут быть упомянуты следующие:

Большой Телескоп Азимутальный (БТА) с диаметром главного зеркала 6 м, установленный в Специальной астрофизической обсерватории на горе Семиродник в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской республики на высоте 2070 м над уровнем моря; глубоководный нейтринный телескоп NT-200 на озере Байкал, построенный по инициативе Института ядерных исследований РАН; комплекс оборудования Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Летно-испытательного института (ЛИИ) в г. Жуковский, позволяющий проводить натурные испытания любых образцов авиационной техники в широком диапазоне скоростей и условий полета; уникальные экспериментальные и испытательные стенды, позволяющие производить, испытывать и эксплуатировать ракетно-космическую технику; российские модули международной космической станции.

Россия является участником международной проектной группы, созданной в рамках реализации проекта в области физики высоких энергий по созданию Международного линейного коллайдера. От России в проекте участвуют Объединенный институт ядерных условий в подмосковной Дубне и другие институты.

Российские научно исследовательские организации и специалисты достаточно активно работают в ряде международных проектов.

Российские ученые достаточно активно участвуют в совместных исследованиях и разработках с иностранными партнерами. Наиболее интенсивно международное сотрудничество ведется с партнерами из стран Европы и СНГ.

По абсолютной величине (в расчете по паритету покупательной способности) внутренних затратам на исследования и разработки Россия существенно отстает от стран-лидеров, но находится примерно на уровне таких достаточно инновационно развитых стран, как Канада, Италия, и превосходит уровень Испании, Швеции, Нидерландов

В последние годы происходит увеличение финансирования НИОКР. Растут расходы на эти цели государственного бюджета, внебюджетных источников

Практически все используемые в мире организационные формы поддержки инноваций созданы в стране.

В России для успешного перехода от одной стадии инновационного цикла к другой созданы следующие элементы инновационной цепочки: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, центры трансфера технологий, наукограды, особые экономические зоны.

Содействовать становлению инновационной системы призваны созданные институты развития (имеющие свойства как финансовой, так и территориальной инфраструктуры): Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Банк Развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития.

2.2 Пути повышения роли России на мировом рынке высоких технологий

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.

При наличии политической воли высших органов государственной власти основные усилия по данной проблеме должны быть направлены на:

·выделение наукоемких технологий, которые объективно, в современных экономических условиях, может внедрить Россия на мировом рынке;

Решить данную задачу без государства невозможно. Можно изыскать финансирование и создать новый конкурентный продукт, но это только одна треть пути, а две трети - это создание системы поддержки и продвижение продукта. Именно на этапе продвижения продукта определяющую роль играют действия государства с применением, в том числе, и политических инструментов влияния. Рыночные механизмы не выведут промышленность на международный рынок, так как он уже поделен транснациональными корпорациями, которые будут жестко отстаивать свои позиции.

·выработку стратегий внедрения высоких технологий;

В обсуждении стратегии внедрения высоких технологий предлагается четыре варианта решения этой проблемы:

·Государство организует внедрение высоких макротехнологий.

·Разработка высокой технологии осуществляется совместно с зарубежными партнерами.

·Внедрение высокой технологии осуществляется путем объединения усилий организаций, образующих кооперацию высококвалифицированных групп для решения общих задач по основным направлениям внедряемой технологии.

·Внедрение высоких технологий осуществляется при поддержке государства на начальном этапе и кооперации снизу, а также подключении крупных инвесторов на этапе коммерциализации технологии.

Участие государства во внедрении высоких технологий и широкая кооперация различных организаций дадут уверенность потенциальному инвестору в серьезности коммерческого предложения и гарантии возврата вложенных средств. На этапе борьбы за мировой рынок возрастает роль государственной поддержки. На наш взгляд, наиболее рациональной стратегией внедрения высоких технологий является интеграция трех ключевых составляющих: самоорганизация профессиональных ресурсов снизу-вверх, поддержка государства и инвестиции от крупных отечественных партнеров.

·создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы;

Национальная инновационная система включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В настоящее время целый ряд правовых документов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций научно-технической сферы, не соответствует решаемым ими инновационным задачам.

Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью - в России не развита.

Элемент, обеспечивающий взаимодействие производителей интеллектуального продукта с внутренним и внешним рынком, вообще отсутствует в национальной инновационной системе.

На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.

Формирование замкнутой инновационной цепочки, способной материализовать высокие технологии и продвинуть их на мировой рынок, является актуальной проблемой России.

·развитие технологической среды и ее гармонизации с развитыми странами в области технологической совместимости, систем обеспечения качества, сертификации;

Гармонизация технологической среды с развитыми странами приобрела особое значение в России на современном этапе.

Основой для выполнения этой задачи является развитие технологической среды, способной обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Технологическая среда должна быть приближена к технологической среде промышленно развитых стран с устранением имеющейся диспропорции. Совершенствование ее должно идти по инновационному пути развития науки и техники, создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового состава.

·формирование рыночной инфраструктуры трансферта инноваций.

Трансферт инноваций - один из рыночных регуляторов диффузии инноваций. Диффузия инноваций - процесс равновесного распространения нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности.

Успешная диффузия инноваций, как показывает опыт передовых стран, возможна лишь при прямом взаимодействии организаций научно-технической сферы и рынка при участии государства. Непонимание особенностей организационно-экономической природы знаний и технологий является одним из важных препятствий на пути инноваций

На наш взгляд, с целью совершенствования механизма частно-государственное партнерства в сфере высоких технологий необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.

·Разработка государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений в науке и технике. Это налоговые льготы, специальные кредиты, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии и целевое финансирование особо важных и перспективных проектов, особенно в сфере высоких технологий, безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли.

·Формирование инновационных кластеров - комплексов связанных между собой промышленных фирм, лабораторий, органов государственного управления, коммерческих организаций типа территориальных технопарков.

·Создание специализированных государственных учреждений, регулирующих использование частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях. Подобные организации могут выполнять как координирующую, так и регулирующую функции, обеспечивать необходимую политическую поддержку проектов, что является чрезвычайно важным фактором в условиях России.

·Реализацию широкого спектра мер демонополизации российской экономики, способствующих повышению мотивации конкурирующих предприятий к инновационному производству. Например, ужесточение контроля за соблюдением нормативов по расходам на капитальный ремонт и на эксплуатацию используемого оборудования. Искусственно завышая издержки на производство, монополия снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и уходит от налогообложения. Если же разрешить гасить задолженность по налогу вложениями в инновационные проекты, направленные на повышение надежности эксплуатации оборудования, ресурсо и энергосбережение, это позволит стимулировать расширение предложений на инновационных рынках.

·Формирование единого и методологически обоснованного механизма рассмотрения и отбора инновационных проектов с учетом их соответствия государственным приоритетам и утвержденному графику финансирования. Создание такого механизма будет способствовать более четкому разграничению сферы ответственности между производителями инноваций и их проводниками в сфере общественного производства, повышению качества и зрелости инновационного проекта.

Как показывает зарубежный опыт, одним из важнейших стимулирующих факторов инновационной деятельности является особый режим налогообложения. Основной проблемой существующей системы льготного финансирования является отсутствие достаточного внимания к налоговому стимулированию инновационной деятельности частных компаний. По сравнению с налоговыми системами развитых в технологическом плане стран в России отсутствуют такие льготы, как выгодный налоговый кредит, налоговые скидки на инвестиции, связанные с инновационной деятельностью, для частных промышленных предприятий, отсрочка налоговых платежей (налоговые каникулы). Кроме того, целесообразно рассмотрение вопроса о льготах при налогообложении прибыли, получаемой как частными, так и государственными структурами от внедрения и использования нововведений. Другим направлением совершенствования системы льготного налогообложения может стать предоставление преференций по уплате НДС не только для государственных структур, но и для частных инновационно-активных предприятий.

В силу того, что базой развития мирового и национального рынка высоких технологий являются наука и образование, для прогресса экономики необходимо развивать фундаментальные и прикладные направления современной науки и модернизировать образование. Процессы глобализации постиндустриальной экономики сопровождаются формированием единого рынка труда, когда к работникам предъявляются высокие квалификационные требования. В этой ситуации возникает потребность выработать единые требования к унификации и модернизации высшего профессионального образования, при сохранении преимуществ национальной высшей школы в каждом государстве.

. При формировании государственной инновационной политики в РФ целесообразной представляется детальная проработка следующих направлений.

В рамках сферы управления - интеграция науки и образования, развитие вузовского сектора науки, создание динамичных инновационных центров на базе НИИ и КБ; формирование системы непрерывного образования с целью постоянного повышения квалификации кадров в стране, целевая подготовка кадров по инновационному менеджменту; организация эффективного взаимодействия между всеми элементами национальной инновационной системы; развитие инновационной инфраструктуры; разработка и организационная поддержка программ, проектов в области высоких технологий; поддержка международного научно-технического сотрудничества. Особое внимание следует уделить созданию и поддержке технопарков, как одного из наиболее прогрессивных элементов национальной инновационной системы.

В экономической и финансовой сферах - не обойтись без увеличения расходов бюджета, направленных на развитие инновационной деятельности, науки и образования в РФ, повышение эффективности использования направляемых в эти сектора средств; предоставление льгот для повышения заинтересованности частных инвесторов и прямое государственное инвестирование при осуществлении инновационной деятельности и практическом внедрении продуктов интеллектуального труда в промышленность; ведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на поддержку отечественных высокотехнологичных отраслей и выведение их на конкурентоспособный уровень на мировом рынке.

Однако это будет возможно только благодаря резкому увеличению объемов капиталовложений в высокотехнологичный сектор экономики, фундаментальную науку и образование, проведение концептуально обоснованной и четко направленной на инновационный путь развития государственной экономической политики.

Заключение

В последние десятилетия роль мирового рынка высоких технологий становится определяющей в выборе направлений экономического развития лидеров мировой экономики. К основным особенностям рынка высокотехнологичной продукции относятся: сохранение доминирующего положения США; снижение роли Японии, возрастание роли КНР и Южной Кореи.

Развитие прогрессивных направлений инновационных процессов и функционирование мирового рынка высоких технологий нуждается в регулировании со стороны национальных государственных структур и международных организаций как путем совершенствования правовой базы интеллектуальной собственности и информационного законодательства, так и путем создания специальных программ содействия нововведениям, направленных на разрешение глобальных проблем мировой экономики, в том числе освоения космоса, мирового океана, решение экологических проблем, ресурсного обеспечения и т.д.

Проведено исследование современного состояния мирового и российского рынка высоких технологий. Определено место России на мировом рынке высоких технологий. Уточнены показатели, характеризующие влияние информационно-коммуникационных технологий на темпы роста и структуру промышленного производства на примере развитых стран. На базе статистических данных обоснован вывод о том, что кооперация компаний разных стран в сфере исследований и научных разработок является значимой тенденцией развития мирового рынка высоких технологий.

Входе исследования текущего уровня научно-технологического комплекса России определилась основная проблема российского научно-технологического комплекса - это значительный разрыв между имеющимися ресурсами (главным образом, научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели.

В России важнейшим условием для ускоренного развития и стабилизации национального рынка высоких технологий является действенная государственная политика. Она должна быть в первую очередь направлена на поддержку науки и образования, с привлечением средств частного бизнеса. Результаты исследования позволяют утверждать, что развитие инновационного сектора российской экономики зависит от степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, состояния нормативной базы и средств, выделяемых предпринимательским сектором на НИОКР.

Внешнеэкономическая и налоговая политика нашего государства должна быть направлена на создание адекватных современной экономической ситуации условий для того, чтобы продукты отечественной информационной сферы выходили на мировой рынок не в виде «утечки мозгов», а путем экспорта готового конкурентоспособного продукта, включая продажи программного обеспечения иностранным компаниям.

Перелом в развитии высокотехнологичной продукции достижим, по нашему мнению, на основе масштабных преобразований отечественной экономики, осуществления курса на ее инновационное развитие. Необходимым звеном в решении этой задачи представляется выработка стратегии формирования технологической специализации России в системе международного разделения труда, которая позволила бы сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях интеграции России в мировое хозяйство. При этом были бы целесообразными тщательные прогнозно-маркетинговые исследования, чтобы выявить с учетом происходящих в мире перемен потенциальные рыночные ниши.

Список использованной литературы

1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. - М.: Наука, 2009

. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005.

. Национальный доклад «Риски бизнеса в ЧГП». - М.: Ассоциация Менеджеров, 2007.

. Аханов С.А., Нурланова Н.К., Альжанова Ф.Г. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. - Алматы: Экономика, 2009 г.

. Татаркин А.И., Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегии развития территории // Экономика региона. - 2008. - № 4. - С. 18-30.

. Доклад «Инвестиционные возможности в России: инструменты регионального и федерального уровней». - М.: Институт экономической политики, 21 ноября 2008.

. Рой О.М., Бреусова А.Г. Стратегическое территориальное управление: бизнес-стратегии территориальных образований. - Омск: ОмГУ, 2009.

. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Механизмы технологического развития экономики России: Макро и мезоэкономические аспекты. М.: Наука, 2009. 376 с.

. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития (ред. Ситарян С.А.). -М.: Наука, 2009. -252 с.

. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2009.

. Гохберг Л., Миндели Л. Наука и технологии в России: прогноз до 2010 года -М.: Центр исследований и статистики науки, 2010. -119 с.

. Макаров В. JI., Варшавский А. Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития. М.: Наука, 2010 636 с.

. Ширяев А. В. Проблемы и перспективы государственного регулирования инновационной деятельности в России. -Ростов Н/Д, 2002.-91 с.

. Индикаторы инновационной деятельности: 2008. Статистический сборник. - М.: ГУ - ВШЭ, 2008, с.391

. Наука России в цифрах:2007. Статистический сборник. - М.: ЦИСН, 2007

17. РосБизнесКонсалтинг. В.Путин: «РФ на мировом рынке высоких технологий» 07.09.2011

Похожие работы на - Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!