Управление развитием малого и среднего бизнеса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,84 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление развитием малого и среднего бизнеса

Введение

бизнес управление правовой

Одна из задач рыночного развития в Удмуртской Республике состоит в формировании эффективной предпринимательской среды. В общей системе предпринимательской деятельности особое место занимает малое и среднее предпринимательство, которое в наибольшей степени соответствует сути рыночной экономики. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Вместе с тем, за годы рыночных реформ устойчивая среда бизнеса в Удмуртии пока еще не создана. Многие малые предприятия в силу неблагоприятных внешних условий и внутренних противоречий разорились, пополнили сектор «теневой» экономики. Подавляющее большинство малых предприятий функционируют сегодня в сфере торговли и услуг. Численность субъектов малого бизнеса в реальном секторе экономики минимальна, в сфере высокотехнологичных производств - крайне незначительна.

Сегодня наиболее четко наблюдается рост предпринимательской и инновационной деятельности именно в секторе малых предприятий. Удмуртская Республика пока крайне слабо использует социально-экономический потенциал малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства сдерживается как наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки, так и отсутствием эффективной системы управления на малых предприятиях.

Низкий уровень организации и управления субъектами малого предпринимательства тормозит развитие малого бизнеса. В современных условиях для развития организаций малого бизнеса базовой экономической стратегией становится внедрение инноваций, эффективный целенаправленный поиск изменений, их совершенствование и использование этими изменениями как можно более эффективно. В условиях постоянно изменяющегося рынка необходимость повышения эффективности приводит к возникновению новых форм ведения бизнеса, новых форм сотрудничества, требующих адекватной организации.

Цель курсовой работы - является определение основных понятий и функции, а также изучить процесс и управление развитие малого и среднего бизнеса.

Для достижения заданной цели были определены задачи:

изучить теоретические основы малого и среднего бизнеса;

проанализировать структуру и функции малых и средних предприятий;

разработать основные «рычаги» управления развитием малого и среднего бизнеса в Удмуртской Республике;

определить перспективы предпринимательства в регионе.

1.Основные понятия малого и среднего бизнеса

Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности. Каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому относится:

зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предприятий (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);

зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Рассмотрим каждое из определений в частности:

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериями (показателями), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Вначале к числу малых относили государственные предприятия. На которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 19990 г. к числу малых предприятий стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15.

Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

Понятие предприятия среднего бизнеса образуются из малого, т.к. переход от малого к крупному является процессом эволюционным. Создание предприятия среднего (с точки зрения количественных критериев) бизнеса, минуя стадию малого бизнеса, является де-юре и де-факто возможным, но в таком случае, речь скорее идет об инвестициях и реорганизации крупного бизнеса.

Именно предприятия среднего бизнеса представляют наибольший интерес для исследования, поскольку они имеют черты, как малого, так и крупного бизнеса. Особенности развития именно этой категории субъектов предпринимательства наиболее актуальны, учитывая специфику российской экономики.

Определение понятия среднего бизнеса рассматривается лишь в качестве квалифицирующих признаков исключительно количественные критерии, установленные законодателем, то необходимо определить те качественные характеристики, которые позволят нам объективно дифференцировать предприятия среднего бизнеса и наметить их качественные отличия от предприятий малого бизнеса.

Наиболее важной задачей является построение эффективной системы управления на предприятиях среднего бизнеса. Следовательно, необходимо диагностировать тот момент, когда предприятие уже перестает быть субъектом малого предпринимательства, когда возникает необходимость перехода на новый уровень управления в целях укрепления своих позиций на рынке, а также расширения масштаба деятельности. Где находится та грань, когда необходимо предпринимать меры, направленные на качественный новый скачок системы управления предприятием, поиска дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и. т.д.). Исключительно количественными критериями обойтись невозможно, т.к. очевидно, что предприятие может и не обладать тем оборотом и численностью персонала, которые устанавливает законодатель.

Нам необходимо понимание тех изменений деятельности субъектов предпринимательства, которые предшествуют переходу предприятий из одного сегмента в другой (из малого в средний, из среднего в крупный). Т.е. нас интересуют предпосылки тех качественных изменений, которые произойдут в будущем. Поэтому сама констатация факта принадлежности субъекта предпринимательской деятельности к той или иной группе не отвечает основной цели - достижению эффективности системы управления на переходном этапе. Предпринимательская деятельность является процессом динамическим, поэтому переход от одного способа управления к другому (а также изменение иных вышеуказанных критериев: численность, способы финансирования и т.д.) является, как правило, процессом длительным, занимающим подчас несколько лет. За этот период происходит этап «созревания» компаний, который завершается структурными изменениями, позволяющими сохранить, развить, расширить свои позиции на рынке. Естественно, что этот процесс может завершиться сокращением масштаба деятельности или ее ликвидацией.

2. Состав, цели и задачи малого и среднего бизнеса

В соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям;

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должнапревышать двадцать пять процентов;

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Устав Международной организации экономического сотрудничества и развития использует следующие критерии отнесения предприятий к малым: предприятия с числом работников до 19 человек обозначаются - весьма малые, от 20 до 99 человек - малые, от 100 до 499 человек - средние.

Аналитические критерии малого предпринимательства в своей социально-экономической трактовке могут определяться теми целями и задачами, которые призвано решить малое предпринимательство. Цели, которые ставятся сегодня нашим государством перед малым предпринимательством, достаточно серьезны и масштабны. Конечно, не все цели могут быть решены в рамках существующего уровня развития малого предпринимательства. Но, в соответствии с постановленными целями, должна строиться стратегия развития малого предпринимательства и оцениваться эффективность этого развития. К основным целям малого предпринимательства в РФ можно отнести: инновационный рост и инновационное развитие отраслей, регионов и страны в целом; повышение уровня и качества жизни населения регионов и страны в целом; формирование и устойчивое поступательное развитие инновационной экономики государства в целом. Для их достижения необходимо сформировать и обеспечить приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства, а также разработать комплексную модель социально-экономического функционирования малого предпринимательства как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.

В соответствии с поставленными целями, малое предпринимательство в РФ призвано решить следующие задачи: выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора; определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения; охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя в РФ, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства. Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста; охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в РФ; обеспечить создание условий инновационному развитию предпринимательства, в том числе малого предпринимательства.

Значение малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Значение малого предпринимательства предлагается рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения.

. Основные задачи и функции управления развитием малого и среднего бизнеса

Основные задачи управления развития малого и среднего бизнеса в Удмуртской Республике:

анализ, оценка экономики потребительского рынка, межрегиональных и внешнеэкономических связей Удмуртской Республики.

разработка и реализация государственной политики Удмуртской Республики в области экономики потребительского рынка, межрегиональных и внешнеэкономических связей.

формирование системы государственного управления в сфере потребительского рынка, внешнеэкономических связей по программно-целевому принципу.

анализ и оценка реализации целевых программ, планов мероприятий в области экономики потребительского рынка, межрегиональных и внешнеэкономических связей Удмуртской Республики.

Основные функции управления:

участвует в организации заключения и координации выполнения международных и межрегиональных соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству;

осуществляет разработку и согласование республиканских целевых программ и других мероприятий по развитию потребительского рынка, потребительской кооперации, внешнеэкономических и межрегиональных связей, выставочной деятельности Удмуртской Республики;

участвует в разработке и реализации государственной политики Удмуртской Республики в области экономики потребительского рынка, системы потребительской кооперации, внешнеэкономических и межрегиональных связей, выставочной деятельности;

разрабатывает предложения по совершенствованию государственной политики Удмуртской Республики в области потребительского рынка, системы потребительской кооперации, внешнеэкономических и межрегиональных связей, выставочной деятельности Удмуртской Республики;

анализирует результаты мониторинга финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики в соответствии с Решением Коллегии Министерства экономики Удмуртской Республики от 30 января 2013 года г. Ижевск;

координирует работу исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по вопросам связанным с присоединением Российской Федерации к ВТО (Закон был принят Госдумой 10 июля и одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года);

участвует в реализации мер государственной поддержки экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы;

участвует в разработке системной политики повышения имиджевой привлекательности Удмуртской Республики;

организует проведение конкурса «Лучший экспортер Удмуртской Республики»;

организует заседания Совета по координации выставочно-ярмарочной деятельности в Удмуртской Республике;

участвует в работе создаваемых Правительством Удмуртской Республики в координационных, совещательных и иных органах (комиссиях, советах, комитетах, рабочих группах), по курируемым отраслям экономики;

участвует в организации выставок, презентаций, конференций, семинаров и иных мероприятиях, проводимых в Удмуртской Республике, субъектах Российской Федерации и за рубежом.

4. Перспективы и поддержка развития малого и среднего бизнеса Удмуртской Республике

Одним из важнейших секторов экономики Удмуртии является сфера малого и среднего предпринимательства, в которой в настоящее время трудится каждый четвертый из числа занятых в экономике республики.

Финансовая поддержка предпринимателей - важный момент в развитии и становлении малого бизнеса. В отличие от крупных компаний, которые входят в коммерческие объединения, привлекают средства от инвесторов, владельцы малых организаций вынуждены обеспечивать себя самостоятельно. При этом они так же совершают налоговые выплаты, тратятся на рекламу и маркетинг, борются за внимание потребителя. В этой ситуации важна любая поддержка - информационная, консультационная, обучающая. А больше всего - финансовая. Государственный центр поддержки предпринимателей ставит целью обеспечить финансовую поддержку малому бизнесу в Удмуртской республике.

В Удмуртии существует на данный период государственная программа поддержки молодых индивидуальных предпринимателей в УР

Разумеется, первым, кому выгодно планомерное развитие малого и среднего бизнеса, является само государство. Во-первых, с ростом и развитием предпринимательства увеличиваются налоговые отчисления в бюджет. Во-вторых, высокая конкуренция на рынке стимулирует повышение качества товаров и услуг. Именно поэтому сегодня оказывается активная государственная поддержка предпринимателей, развивающих свое дело.

Государственная поддержка молодых индивидуальных предпринимателей находит свое выражение в различных мерах по отношению к растущему бизнесу. Если говорить о финансовой стороне, то тут для молодых бизнесменов предусмотрено субсидирование банковских процентов, лизинговых платежей и другие компенсации. Кроме того, финансовая поддержка молодых предпринимателей оказывается силами специально созданных для этой цели организаций, таких, как Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики. Они предоставляют молодым компаниям микрозаймы под льготные проценты, поручительства перед банками при нехватке залога, что позволяет бизнесменам быстро и эффективно реализовывать свои идеи.

Для того чтобы оценить, насколько существенной бывает помощь индивидуальным предпринимателям от государства, достаточно узнать сумму финансовой поддержки, полученной малым и средним бизнесом Удмуртской Республики от государства в 2013 году. В общем и целом бизнесменам было направлено свыше 1,0 миллиарда рублей. Эти средства были распределены между 1 500 предпринимателями Удмуртской республики. То есть в среднем на каждого предпринимателя пришлась финансовая поддержка в размере около 700 тысяч рублей.

Средства, которые получают предприниматели от государства, тратятся бизнесменами на различные цели. Это может быть закупка торгового или производственного оборудования, аренда коммерческих площадей, расходы на расширение и так далее. Так или иначе, помощь предпринимателям от государства оказывается нелишней, она позволяет встать на ноги конкурентоспособным бизнес проектам. В Удмуртском государственном фонде поддержки малого предпринимательства бизнесмены могут получить микрозайм на льготных условиях в размере до 1 миллиона рублей.

У предпринимателей республики и лиц, желающих начать собственное дело пользуются большой популярностью бесплатные консультации и методическая поддержка по различным вопросам, связанным с ведением предпринимательской деятельности. С целью формирования благоприятной среды для развития бизнеса Министерством экономики УР ежегодно организуются конкурсы среди муниципальных образований Удмуртии на финансирование наиболее эффективных муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

При Правительстве Удмуртской Республики действует Совет по поддержке малого предпринимательства, который возглавляет Президент Удмуртской Республики. В состав Совета входят представители органов власти, общественных объединений, предпринимателей и представители малого бизнеса. На заседаниях Совета рассматриваются наиболее важные вопросы, такие как приватизация государственного (муниципального) имущества, вопросы налогового законодательства и другие.

Заключение

В своей работе я постаралась охарактеризовать малое предпринимательство в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Отметив необходимость разделения на малый и средний бизнес, я выяснила, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малый бизнес имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии со средними и крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Я выяснила, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю страну; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово - посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса. Также хотелось бы отметить, что главной удушающей характеристикой является оплата обязательных взносов, которые может себе позволить не каждый предприниматель на этапе становления и установления своего бизнеса. Если рассмотреть динамику роста до 2013 г. то она еще как то характеризовалась ростом, но в связи с введением новых аспектов, касающихся предшествующего года мы очень «тонко» почувствовали спад даже в 2014 году.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Удмуртской Республике - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Список используемой литературы

1.Постановление Правительства УР №161 от 15.04.2013 г. ««Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики»

2.Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике» государственной программы Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики» (действующая)

3.Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник / Г.С. Вечканов. - СПб.: 2010 г.

4.Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - М.: Эксмо, 2010 г.

5.Буров В.Ю. Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина, 2011 г.

6.Буров В.Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. 2011 г.

7.Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. 2011 г.

8.Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л. Фадеева. - М.:Эксмо, 2010 г.

9.История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. - М.: КНОРУС, 2010 г.

10.Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КНОРУС, 2010 г.

11.Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике // Проблемы современной экономики. - 2009 г.

12.Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. - M., 2009 г.

13.Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников: Феникс, 2011 г.

14.Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб., 2011 г.

15.Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.

16.Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2009 г.

17.Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. - М.: КНОРУС, 2009 г.

18.Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко // . - 2010 г.

19.Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А.Ю. Чепуренко. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009 г.

20.Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011 г.

21.Приложение к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 19 октября 2009 года №299 «Республиканская Целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в УР на 2009-2013 г.»

22.Конституция РФ (от 12.12.1993 г.)

Похожие работы на - Управление развитием малого и среднего бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!