Совершенствование механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    123,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе

Федеральная таможенная служба России

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российская таможенная академия"

Владивостокский филиал

Кафедра экономической теории





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Система запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности"

на тему: "Совершенствование механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе"


Студента:

Овчаренко Максима Олеговича

Научный руководитель:

Сидорова В. И.,


Владивосток

Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в системе нетарифных ограничений внешней торговли в Таможенном союзе

. Анализ применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в Российской Федерации и Таможенном союзе

. Проблемы и перспективы использования антидемпинговых и компенсационных пошлин как регуляторов внешней торговли

Заключение

Список использованных источников

Введение

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного и мирового хозяйства, экономической стабилизации стран. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленности развитых стран, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Экономические меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагают использование не только собственно таможенного тарифа как свода ставок импортных таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного Союза, но и всего комплекса мер, эффект воздействия которых на международные поставки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности, следовательно, на их поведение, сохраняя в то же время за ними полную коммерческую самостоятельность.

Накопленный к настоящему времени мировым сообществом опыт свидетельствует, что наиболее действенной кроме таможенно-тарифного регулирования является система специальных мер защиты экономических интересов отечественных производителей.

Целью данной работы является исследование механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-       изучить сущность, цели и методы нетарифного регулирования ВТД, место антидемпинговых и компенсационных пошлин среди нетарифных ограничений внешней торговли;

-       исследовать особенности и порядок назначения антидемпинговых и компенсационных пошлин в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза и РФ;

-       проанализировать тенденции применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в РФ и ТС;

-       обозначить проблемы применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, выявленные по результатам анализа;

-       раскрыть перспективы использования антидемпинговых и компенсационных пошлин в регулировании ВТД.

Выполнение вышеперечисленных задач в полной мере позволит раскрыть сущность и необходимость применения антидемпинговых и компенсационных мер.

При написании данной курсовой работы были использованы периодические аналитические издания, специальная учебная и экономическая литература, официальные сайты, ресурсы правовой базы "Консультант плюс", сборники научных конференций Российской таможенной академии и интернет-ресурсы.

1. Теоретические аспекты применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в системе нетарифных ограничений внешней торговли в таможенном союзе

Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений.

В Таможенном кодексе Таможенного союза под мерами нетарифного регулирования понимается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями ЕЭК и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза [5].

В международной практики нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы [13]:

-       экономические - особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;

-     административные - эмбарго, лицензирование и квотирование, "добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.

В России в настоящее время сохраняется и расширяется применение нетарифных ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы и субъекты ВЭД.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий [17]:

) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара;

) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

В настоящее время Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) классифицирует нетарифные ограничения внешней торговли по семи категориям: паратарифные, меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 18.10.2011) "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам".

К данным мерам относятся: импортные квоты; специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера; компенсационные пошлины.

Антидемпинговые защитные меры - меры по противодействию демпинговому импорту, которые применяются по решению компетентного органа посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером.

Компенсационные защитные меры - меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств-членов Таможенного союза, применяемые по решению компетентного органа посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером [4].

На территироии Российской Федерации действует Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Расследование, проводится в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики [7].

Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" таким органом является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее орган, проводящий расследования).

Орган, проводящий расследования, в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления принимает решение о начале расследования или об отказе в его проведении.

При принятии решения об отказе в проведении расследования орган, проводящий расследования, в письменной форме в срок не более чем десять календарных дней со дня принятия такого решения уведомляет заявителя о причине отказа в проведении расследования.

При принятии решения о начале расследования орган, проводящий расследования, уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные ему заинтересованные лица о принятом решении и обеспечивает в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о начале расследования публикацию уведомления о начале расследования в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона № 165. День публикации уведомления о начале расследования признается днем начала расследования.

Орган, проводящий расследования, может принять решение о начале расследования, в том числе по собственной инициативе, только в случае, если в распоряжении этого органа имеются доказательства наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики либо наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики.

В случае, если таких доказательств недостаточно для проведения расследования, такое расследование не может быть начато.

После принятия решения о начале расследования орган, проводящий расследования, направляет известным ему российским производителям аналогичного товара (в случае проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры или компенсационной меры) перечень вопросов, на которые они должны ответить в целях проведения расследования.

Российским производителям аналогичного товара (в случае проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры или компенсационной меры), которым был направлен перечень вопросов, предоставляется тридцать календарных дней со дня получения ими такого перечня для представления своих ответов в орган, проводящий расследования. По мотивированной и изложенной в письменной форме просьбе российских производителей аналогичного товара указанный срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на десять календарных дней.

Перечень вопросов считается полученным российским производителем через семь календарных дней со дня его отправки по почте или со дня его передачи непосредственно представителю российского производителя.

Заинтересованные лица вправе заявить в письменной форме о своем намерении участвовать в расследовании. Указанные лица признаются участниками расследования со дня представления заявления в орган, проводящий расследования, и обладают всеми правами, предоставленными им настоящим Федеральным законом.

Участники расследования вправе представить не позднее дня, указанного в уведомлении о начале расследования, необходимые для целей проведения расследования сведения, в том числе конфиденциальную информацию, с указанием источника получения таких сведений.

Орган, проводящий расследования, вправе запросить участника расследования о представлении дополнительных сведений. Дополнительные сведения могут быть не приняты во внимание в случае, если они были представлены по истечении тридцати календарных дней со дня поступления запроса.

Доказательства и сведения, относящиеся к расследованию, должны представляться в орган, проводящий расследования, на русском языке, а оригиналы документов, которые составлены на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык с удостоверением представленного перевода.

В случае, если заинтересованное лицо отказывает органу, проводящему расследования, в предоставлении необходимых для целей проведения расследования сведений или не предоставляет такие сведения в срок, предварительное и окончательное заключения о результатах расследования могут быть сделаны органом, проводящим расследования, на основе имеющейся у него информации.

Срок проведения расследования не должен превышать:

-       двенадцать месяцев со дня начала расследования на основании заявления о применении антидемпинговой меры или компенсационной меры. Этот срок может быть продлен органом, проводящим расследования, но не более чем на шесть месяцев.

В случае введения предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины или предварительной компенсационной пошлины расследование должно быть завершено до окончания срока действия соответствующей предварительной пошлины.

Расследование считается завершенным в день представления органом, проводящим расследования, в Правительство Российской Федерации доклада о результатах проведенного этим органом расследования [7].

Говоря об особенностях и порядке назначения антидемпинговых и компенсационных пошлин в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза, следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТК ТС.

В связи с необходимостью приведения законодательство государств-членов Таможенного союза к "единому знаменателю", возникла необходимость в принятии Соглашения "О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода" от 19 ноября 2010 года, документа, определяющего процедуры и сроки пересмотра специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, действующих в государствах - членах Таможенного союза, с целью их распространения на таможенной территории Таможенного союза [1].

Также, с целью упрощения процедуры проведения антидемпинговых и компенсационных расследований в части выполнения действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований было принято Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года № 339 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" [3].

Согласно данному решению, антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов Таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов Таможенного союза. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара, ниже его нормальной стоимости [4].

Конкретными инструментами антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции являются:

­ антидемпинговая пошлина

­    добровольные антидемпинговые обязательства.

Международная правовая основа использования антидемпинговых мер защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции раскрывается в ст. VI ГАТТ, а правила применения регламентированы Соглашением ВТО 1994 о применении ст. VI ГАТТ.

Антидемпинговая пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, размер которого включается в состав импортной цены товара и тем самым нивелирует демпинговую маржу, нейтрализуя его ценовую конкурентоспособность на внутреннем рынке. При установлении антидемпинговой меры демпинговая маржа является основным определителем ставки антидемпинговой пошлины. Размер ставки антидемпинговой пошлины не должен превышать размер демпинговой маржи. Демпинговым импортом является товар, экспортная цена которого ниже его нормальной стоимости. При этом под экспортной ценой понимают цену, уплаченную при импорте товара на единую таможенную территорию ТС. В то время как стоимость, складывающаяся при обычном ходе торговли на рынке страны-производителя, из которого экспортируется данный товар, является нормальной стоимостью товара.

Разница между указанными показателями является демпинговой маржей:

((нормальная стоимость - экспортная цена)/экспортную цену)) x 100%


Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли экономики государств-членов таможенного союза, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, добровольные обязательства которых были одобрены компетентным органом.

Компенсационные пошлины предназначены для компенсации экспортных субсидий, предоставляемых правительством страны-экспортера в целях стимулирования или содействия какой-либо деятельности. Предполагается, что компенсационные пошлины должны выравнивать условия международной конкуренции и смягчать искажения, вызванные субсидиями. Компенсационные пошлины не являются эффективным средством против предоставления экспортных субсидий. Скорее всего, они используются как косвенный способ защиты интересов отдельных групп.

Согласно Соглашению о субсидиях и компенсационных мерах, субсидия означает "финансовый вклад со стороны государства" в виде прямого трансферта денежных средств, решения отказаться от дохода, который "в противном случае" должен быть получен, в виде предоставления товаров и услуг или схемы поддержки дохода, или цены, если финансовый вклад дает "выгоду". Такое определение субсидии как финансового вклада показывает, что не все государственные программы являются субсидиями. ВТО рассматривает и регулирует как субсидии только те вклады, которые существенно искажают стимул для торговли. Соглашение предусматривает два вида субсидий - запрещенные и дающие основание для последующих действий. Запрещенные субсидии целенаправленно искажают условия международной торговли и вследствие этого запрещены. Субсидии, дающие основание для последующих действий, - это разрешенные меры. Однако они могут вызвать обсуждения или привести к введению компенсационных пошлин, если подавшая жалобу страна сможет доказать, что субсидия наносит ущерб ее интересам. От стран-членов ВТО, применяющих компенсационные пошлины, требуется сообщать о своем законодательстве и нормативно-правовом регулировании, обо всех принятых мерах, а также о компетентных органах и внутренних процедурах. Страны также должны представлять полугодовые отчеты о действиях, осуществленных в области введения компенсационных пошлин.

Использование компенсационных мер более характерно для развитых стран: лидерами их введения являются США, ЕС, Канада, Австралия и др. Направлены они, чаще всего, против Индии и Китая. В год регистрируется до 15 случаев принятия компенсационных мер в сельском хозяйстве, металлургии и химической промышленности.

Проведение предварительного расследования, являющегося основанием для принятия решения о взимании специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, значительно удлиняет соответствующие процедуры, что неизбежно приводит к снижению эффективности самого нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Быстрые и порой даже стремительные изменения конъюнктуры мировых рынков отдельных товаров (прежде всего сельскохозяйственных и сырьевых) требуют применения в подобных случаях оперативного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности. антидемпинговый компенсационный пошлина таможенный

В качестве такого инструмента мировая практика международной торговли предлагает так называемые временные меры внешнеторгового регулирования в форме платежей, вносимых на депозит таможенного или иного уполномоченного государственного органа на случай, если возникнет "необходимость для предотвращения ущерба, выявленного в период проверки". По правилам ГАТТ-ВТО такие временные меры могут использоваться только после того, как орган, осуществляющий расследование, предварительно подтвердит наличие демпинга или субсидирования и соответствующего ущерба национальной промышленности. Если принимается окончательное решение о введении защитной пошлины и ее сумма превышает размер денежных средств, предварительно внесенных на депозит, то в этом случае соответствующая разница с импортера не взимается.

Правила ГАТТ-ВТО, регламентирующие порядок применения временных защитных мер, были перенесены в российский механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В российском инструментарии нетарифного регулирования соответствующие меры представлены в форме предварительных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. При этом процедура установления и применения каждой из перечисленных предварительных пошлин примерно одинакова и полностью соответствует стандартам ГАТТ-ВТО.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", в случае если до завершения расследования будет установлено, что задержка с применением защитной пошлины или иной защитной меры может причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством РФ принимается решение о применении защитной меры посредством введения предварительной защитной (специальной, антидемпинговой или компенсационной) пошлины при условии одновременного продолжения расследования Минэкономразвития России в целях получения окончательного заключения. Такое решение Правительство РФ принимает на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию РФ и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.

Минэкономразвития России в качестве органа, проводящего расследования в связи с применением защитных мер, одновременно с представлением в Правительство РФ доклада уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной защитной пошлины. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней, а предварительной антидемпинговой и компенсационной пошлины - 120 дней, что в целом соответствует аналогичным нормам ГАТТ-ВТО.

Предварительная защитная пошлина вносится в соответствии с положениями таможенного законодательства на депозит Федеральной таможенной службы. При этом ее суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования Минэкономразвития России решения о применении защитной меры.

Если по результатам проведенного расследования будет установлено, что отсутствуют основания для введения специальных защитных мер, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством для возврата таможенных платежей (ст. 355 - 357 Таможенного кодекса).

Если же по результатам проведенного Минэкономразвития расследования будет признано целесообразным введение более низкой ставки защитной пошлины, чем ставка предварительной пошлины, разница между ставкой предварительной защитной пошлины и ставкой "окончательной" защитной пошлины подлежит возврату плательщику. При этом в том случае, когда ставка защитной пошлины окажется выше ставки предварительной пошлины, разница между ставками "окончательной" и предварительной пошлин с плательщика не взимается.

Таблица 1 Характеристика антидемпинговых и компенсационных пошлин

Наименование пошлины

Размер (ставка) пошлины

Срок действия пошлины

Пересмотр, возможность продления пошлины

Антидемпинговая

размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств Сторон, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи.

не должен превышать 5 лет с даты начала применения такой меры или с даты завершения повторного расследования.

повторное расследование в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры, а также в связи с изменившимися обстоятельствами должно быть завершено в течение двенадцати месяцев со дня его начала. До завершения такого повторного расследования продлевается применение антидемпинговой меры.

Компенсационная

ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии экспортирующего иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.

не должен превышать 5 лет с даты начала применения такой меры или с даты завершения повторного расследования.

повторное расследование в связи с истечением срока действия компенсационной меры, а также в связи с изменившимися обстоятельствами должно быть завершено в течение двенадцати месяцев со дня его начала. До завершения такого повторного расследования продлевается применение компенсационной меры.


В целях установления возросшего импорта, а также в целях установления демпингового или субсидируемого импорта компетентным органом на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе компетентного органа проводятся соответствующие расследования.

Особенностью проведения антидемпингового расследования является то, что оно прекращается без введения антидемпинговой меры, если демпинговая маржа меньше минимально допустимой демпинговой маржи либо объем происшедшего или возможного демпингового импорта являются незначительными. Объем демпингового импорта из определенного экспортирующего иностранного государства является незначительным, если он составляет менее 3 процентов от общего объема импорта аналогичного товара на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза

Особенностью проведения компенсационного расследования является то, что оно прекращается без введения компенсационной меры, если размер специфической субсидии экспортирующего иностранного государства является минимальным либо объем происшедшего или возможного субсидируемого импорта являются незначительными. Размер специфической субсидии признается минимальным, если составляет менее 1 процента от стоимости товара, являющегося объектом расследования. Объем субсидируемого импорта, как правило, признается незначительным, если он составляет менее 1 процента от общего объема импорта аналогичного товара на Единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза.

Таким образом, можно сказать о том, что по своей природе антидемпинговые, компенсационные и специальные виды пошлин ближе к восстановительной штрафной санкции и тем отличаются от таможенной пошлины и иных видов косвенных налогов. Кроме того, именно применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран - является важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза. В то же время применение данных инструментов торговой политики является технически сложным и требует значительного объема экспертной, информационной и методической работы.

. Анализ применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в российской федерации и таможенном союзе

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар за рубежом по цене ниже нормальной (т.е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера). Наиболее известными и широко применяемыми ограничениями и способом борьбы с демпингом являются антидемпинговые меры, что объясняется их "предметной" направленностью и эффективностью.

Первые единые антидемпинговые правила были сформулированы и закреплены в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ст. VI). В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины.

За период с 2009 по 2013 г. в мире введено более 1000 антидемпинговых мер (табл.2).

Таблица 2 Количество введённых в мире антидемпинговых мер по секторам за 2009-2013 гг., в шт.

Сектор


Итого 2009- 2013гг.

Темп роста 2013 к 2009, %


2009

2010

2011

2012

2013



Химикаты, пластики, резина

38

86

114

65

53

356

139,5

Базовые металлы и изделия из них

62

60

55

30

23

37,1

Текстиль и обувь

12

30

2

14

13

71

108,3

Минеральное сырье

10

8

1

10

0

29

0

Продовольственные и с/х товары

11

4

3

12

19

49

172,7

Бумага и древесина

21

28

11

7

13

80

62

Машины и оборудование

18

17

49

36

53

173

284,4

Изделия из гипса, цемента, керамики и стекла

2

2

11

4

4

23

200

Другие

9

7

5

6

3

30

33,3

Общий итог

183

242

251

184

181

1041

-


В зависимости от секторов количество антидемпинговых мер, которые вводятся, может, как увеличиваться, так и уменьшаться (таблица 2).

Можно отметить, что наибольшее количество антидемпинговых мер было введёно по таким секторам как: химикаты, пластики, резина (всего 356 мер), базовые металлы и изделия из них (наблюдается тенденция к уменьшению), машины и оборудование (наблюдается тенденция к увеличению). Антидемпинговые меры вводятся на товары, которые являются наиболее востребованными и потребляемыми.

Для того чтобы защитить своё национальное производство от иностранной конкуренции, страны могут вводить антидемпинговые меры в отношении стран, из которых поступают товары по цене ниже нормальной. Применение этой разновидности мер защиты становится более частым в период замедления темпов экономического роста или экономического спада в стране. Наиболее активно данным способом борьбы с иностранными конкурентами пользуются такие страны как: Индия, США, ЕС, Китай [18].

В таблице 3, которая представлена ниже, показаны страны, являющиеся главными объектами антидемпинговых расследований. Именно в отношении этих стран чаще всего инициируются антидемпинговые расследования.

Таблица 3 Количество антидемпинговых расследований в мире за 2009-2013 гг., шт.



2009

2010

2011

2012

2013

Итого

Китай

61

52

49

76

68

306

Ю.Корея

43

37

24

42

54

200

Тайвань

12

31

14

22

12

182

Россия

16

13

93

35

22

179

США

33

36

59

17

20

165

Япония

36

18

38

18

37

147

Индия

35

28

38

14

19

134

Индонезия

22

47

29

14

18

130

ЕС (общая)

40

35

19

13

8

115

Бразилия

37

9

4

8

92

В 2009 году Россия занимала 9-е место по числу возбуждаемых против нее антидемпинговых расследований. В настоящее время, уже 4-е место в мире после Китая, Южной Кореи и Тайваня (таблица 3). Это приводит не только к существенному сокращению объема экспорта товара, против которого введена мера, в страну-инициатора расследования, но порой и к полному закрытию рынка данной страны для российских экспортеров. Со вступлением России в ВТО планируется отмена всех ограничений против товаров российского экспорта, однако будет ли достигнут от этого экономический эффект станет известно только по истечении определённого периода времени (рисунок 1) [18].

Рис. 1 Количество расследований в мире за 2008-2012 гг., шт.

Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования. С момента образования ВТО по настоящее время странами-членами ВТО в отношении российских товаров проведено 99 расследований, по результатам которых были введены 84 ограничительных меры. Но уже сейчас, после вступления нашей страны в ВТО производителям стало проще противостоять подобным торговым ограничениям. Очевидным плюсом является тот факт, что ограничения стимулируют экспортеров искать новые рынки, развивать новые производства и расширять ассортимент выпускаемой продукции.

Антидемпинговые меры в отношении российских товаров по состоянию на 1 июля 2013 года применяли 22 государства: Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Республика Корея, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз [19].

Таблица 4 Количество антидемпинговых мер, применяемых в отношении товаров российского экспорта по состоянию на 1 июля 2013г., шт.

Наименование страны

Количество антидемпинговых мер

СНГ без Украины

10

АТР

14

США

9

ЕС

17

Латинская Америка

8

Ближний Восток

3

Украина

10

Белоруссия

22


В отношении товаров российского экспорта максимальное количество антидемпинговых мер действовало в ЕС, США, Украине и Белоруссии (таблица 4).

Основными российскими товарами, в отношении которых наиболее активно используются антидемпинговые меры, являются черные металлы и изделия из них. Стоит отметить, что и сейчас против наших металлургов применяют любые ограничения по всему миру, а их доходы и производство растут еще более бурными темпами. На доходах отдельного металлургического предприятия, как правило, введение антидемпинговой пошлины сказывается не дольше года, пока оно не найдет новый рынок сбыта. Поэтому особой угрозы для экономического состояния страны данные меры не представляют. Второе место занимают минеральные удобрения и химическая продукция (рисунок 2).

Рис. 2 Доля российских товаров, в отношении которых используются антидемпинговые меры по состоянию на 1 июля 2013 г., в %.

Необходимо отметить, что в мировой практике именно в отношении данной продукции антидемпинговые меры чаще всего и используются.

Рассматривая российский опыт участия в антидемпинговых расследованиях, следует отметить, что намного большее количество мер было инициировано против российского экспорта, нежели было введено Россией против зарубежных компаний [20].

Однако Российская практика применения мер защиты внутреннего рынка насчитывает более 12 лет полноценного применения их на практике. Государства, чьи компании больше всего испытывают антидемпинговые меры со стороны России и Таможенного союза - Украина и Китай (табл. 5).

Таблица 5 Расследования, меры и мониторинги в Российской Федерации за период с 2009 г. по 2013 г., шт.

Показатель

ВСЕГО

в том числе



Спец. защитные

Антидемпинговые

Компенсационные

Расследования

93

53

29

11

Меры

в ходе расследования

7

4

1

2


по результатам расследований

53

35

11

4


без проведения расследований

0

-

-

-

Мониторинги

54

30

7

7


В России в первые годы применения мер защиты внутреннего рынка производители предпочитали подавать заявления на введение специальных защитных мер, как видно из таблицы в период с 2009 по 2013 год проводилось наибольшее количество расследований и мониторингов именно по специальным защитным мерам. Это происходило из-за трудных, длительных, непрозрачных процедур введения антидемпинговых и компенсационных мер. Лишь в последние годы производители начали активно подавать заявление на начало антидемпинговых и компенсационных расследований.

Далее в таблице 6 приведены меры, которые действуют в настоящее время на Единой таможенной территории Таможенного союза [14].

Таблица 6 Специальные защитные и антидемпинговые меры, действующие на Единой таможенной территории Таможенного союза по состоянию на 01.01.2013 г.

№ п/п

Товар

Мера

1

Никельсодержащий плоский прокат из коррозионностойкой стали

антидемпинговая

2

Полиамидные технические нити

антидемпинговая

3

Подшипниковые трубы

антидемпинговая

4

Некоторые виды стальных труб

антидемпинговая

5

Крепежные изделия

специальная защитная

6

Подшипники качения

антидемпинговая

7

Карамель

специальная защитная

8

Стальные кованые валки для прокатных станов

антидемпинговая

9

Металлопрокат с полимерным покрытием

антидемпинговая

10

Трубы из коррозионностойкой стали

специальная защитная

11

Угли активированные

специальная защитная

12

Ванны чугунные эмалированные

антидемпинговая

13

Графитированные электроды

антидемпинговая

14

Зерноуборочные комбайны и модули

специальная защитная


На данный момент в Российской Федерации действует специальные защитные меры в отношении импорта в Россию карамели, труб из коррозионностойкой стали, углей активированных и зерноуборочных комбайнов и модулей. Так же применяются антидемпинговые меры в отношении остальных перечисленных в таблице товаров, происходящих из Украины, Китайской Народной Республики, Республики Корея, Федеративной Республики Бразилия и Южно-Африканской Республики.

Следует отметить, что в настоящее время на территории Таможенного союза не применяются компенсационные меры. Основной причиной является то, что доказать факт использования субсидии при производстве ввозимого товара практически невозможно. Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественными производителями для защиты от импорта. В настоящее время в Таможенном союзе действует 14 защитных мер. Из них 5 специальные пошлины и 9 антидемпинговых пошлин.

В качестве примера можно привести расследование, начатое 11 февраля 2011 г. по заявлению российских производителей металлопроката с полимерным покрытием ОАО "Северсталь", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НЛМК") и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ММК") (далее - предприятия-заявители). Объектом расследования являлся - холоднокатаный прокат с полимерным покрытием и холоднокатаный оцинкованный прокат с полимерным покрытием, толщиной более 0,2 мм, но не более 2 мм, шириной более 50 мм, происходящий из КНР.

Анализ полученной в ходе расследования информации позволил установить следующее [6].

. Наличие демпингового импорта металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР и ввозимого на ТТ ТС.

За период с 2008 по 2010 год объемы ввоза металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР, в Таможенный союз значительно возросли. В первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. произошло почти десятикратное увеличение импорта в Россию китайского металлопроката с полимерным покрытием (с 23,9 тыс. тонн до 237,4 тыс. тонн) (рисунок 3) [16].

Рис. 3 Импорт металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР и ввозимого на ТТ ТС, за 2008-2010гг., тыс.тонн.

Следует отметить, что постоянно растущие объемы демпинговых поставок, не только оказывает дестабилизирующее влияние на рынок проката с полимерным покрытием Таможенного Союза, отрицательно влияет на ценовую ситуацию, но и продолжает наносить ущерб деятельности национальных производителей. Общий ущерб российской отрасли от демпингового импорта в 2010 году составил около 9,5 миллиардов рублей.

Всё это говорит о том, что импорт на металлопрокат с полимерным покрытием из КНР на российский рынок сопровождался демпинговыми ценами. По результатам проведенных расчетов демпинговая маржа на металлопрокат с полимерным покрытием, рассчитанная на основании представленных сведений в ответах на антидемпинговый вопросник составила 22,56%.

. Наличие материального ущерба отрасли Таможенного союза обусловленного демпинговым импортом металлопроката с полимерным покрытием из КНР.

Анализ рынка металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе показал, что в период с 2008 по 2010 год объем потребления металлопроката с полимерным покрытием на внутреннем рынке Таможенного союза вырос на 19,0% . Это обусловлено тем, что потребителям выгоднее приобретать товар по ценам более низким, причем, если этот товар ещё и является аналогичным (рисунок 4).

Рис. 4 Динамика показателей рынка металлопроката в Таможенном союзе за 2008-2010 гг., %.

Соответственно, указанные тенденции привели к падению доли производителей Таможенного союза в 2010 году по отношению к 2008 году на 5,3 %, при одновременном росте доли товара из КНР на внутреннем рынке Таможенного союза на 13,1 %. Производство металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе за период с 2008 по 2010 год увеличилось только на 14,7%. Можно отметить, что из-за отсутствия спроса на отечественный металлопрокат стала сокращаться доля производителей ТС, а также само производство.

При этом и объем экспортных поставок металлопроката с полимерным покрытием, произведенного в Таможенном союзе, за период с 2008 по 2010 год сократился на 59,9%. В связи с притоком на территорию ТС металлопроката, который потреблялся в большом количестве, отечественное производство не было столь интенсивным, поэтому экспортные поставки металлопроката сократились больше, чем на половину по сравнению с предыдущими годами.

Загрузка производственных мощностей отрасли ТС сократилась на 13,2 % за период 2008-2010 год. Для условий рыночной экономики, когда деятельность предприятий ориентирована на удовлетворение спроса по видам продукции и учет требований потребителей, производственная мощность определяется, исходя из заказов предприятия, прогнозов потребительского спроса. В данном случае из-за отсутствия спроса на отечественную продукцию сократилась и загрузка производственных мощностей отрасли ТС.

Инвестиции в отрасль ТС в целом в 2010 году сохранились на уровне 2008 года, в I полугодии 2010 г. по отношению к I полугодию 2009 г. увеличились на 18,2%. Это является положительным моментом, поскольку инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны.

Товарные запасы предприятий-заявителей в 2010 году несколько сократились - на 12,6%. Также, производительность труда на предприятиях-заявителях за период с 2010 по 2008 год сократилась на 1,5%, численность персонала выросла на 6,6%. Данное развитие ситуации сдерживало технологическое развитие отечественных производителей даже в условиях динамично растущего внутреннего рынка. Следует отметить, что прокат с полимерными покрытиями относится к сегменту продукции с высокой добавленной стоимостью, в развитии которого особенно заинтересована российская металлургия для преодоления "сырьевой" направленности, как отрасли, так и отечественной экономики в целом.

Таким образом, в условиях продолжающего значительного роста объемов импортных поставок металлопроката с полимерным покрытием из КНР, по ценам ниже, чем цены предприятий-заявителей, наблюдается ухудшение производственно-экономического состояния производителей Таможенного союза, что свидетельствует о причинении материального ущерба отрасли экономики Таможенного союза.

. Наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом металлопроката с полимерным покрытием из КНР и материального ущерба отрасли экономики Таможенного союза.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что в период с 2008 по 2010 год происходило вытеснение производителей Таможенного союза металлопроката с полимерным покрытием рынка Таможенного союза поставками данного товара из КНР, демпинговые цены китайских производителей оказывали давление на цены производителей Таможенного союза.

В рамках анализа причинно-следственной связи между демпинговым импортом металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР, и материальным ущербом отрасли экономики Таможенного союза было также проанализировано влияние других факторов на отрасль экономики Таможенного союза, таких как конкурентоспособность продукции Таможенного союза и финансово-экономический кризис.

В период восстановления отрасли экономики Таможенного союза после финансово-экономического кризиса отмечается продолжающиеся тенденции ухудшения финансово-экономического состояния производителей металлопроката с полимерным покрытием Таможенного союза. Данное ухудшение вызвано не влиянием мирового финансово-экономического кризиса, а вытеснением производителей Таможенного союза демпинговыми поставками металлопроката с полимерным покрытием из КНР.

Таким образом, в ходе расследования установлено наличие демпингового импорта металлопроката с полимерным покрытием из КНР и наличие материального ущерба отрасли экономики Таможенного союза вследствие демпингового импорта металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР.

На основании результатов расследования Минпромторг России предложил установить антидемпинговую меру сроком на 5 лет в форме антидемпинговой пошлины размере 22,6% от таможенной стоимости [6].

По данным Росстата после введения антидемпинговой пошлины производство металлопроката с полимерным покрытием на декабрь 2012 года по сравнению с декабрём 2011 года увеличилось на 2,5% (с 19,343 млн. тонн до 19,826 млн. тонн). Это является положительным эффектом, так как развитое собственное производство является показателем финансовой состоятельности страны и обеспечивает возможность повышения экспортных поставок металлопроката с полимерным покрытием, произведенным в ТС.

По данным ФТС РФ импорт металлопроката с полимерным покрытием из КНР в 2012 году по сравнению с 2011 годом сократился примерно на 30% (с 539,6 тыс. тонн до 377,7 тыс. тонн) (рисунок 5) [15].

Рис.5 Импорт металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР и ввозимого на ТТ ТС, за 2008-2012гг., тыс. тонн.

Безусловно, наша сталь по качеству гораздо лучше, чем китайские аналоги, но даже если действительно существует "серая схема" ввоза, то всё-таки нашим металлургам стоит задуматься, почему их металлопрокат становится неконкурентным по цене. Необходимо развивать своё производство, ввозить новое технологическое оборудование.

Проведя анализ применения антидемпинговых и компенсационных пошлин на таможенной территории Таможенного союза можно сделать вывод, что меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественными производителями для защиты от импорта. В ходе проведённого анализа было выявлено, что за счёт введения данных мер, действительно достигается положительный эффект, в частности, увеличиваются многие экономически важные показатели (инвестиции в отрасль, объем потребления на внутреннем рынке). Использование антидемпинговых и компенсационных мер в торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, импорта товаров из третьих стран - является важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза.

. Проблемы и перспективы использования антидемпинговых и компенсационных пошлин как регуляторов внешней торговли

На практике меры защиты внутреннего рынка являются заметным инструментом регулирования внешней торговли. Как уже было сказано, в настоящее время существует ряд причин, обуславливающих "выгодность" мер защиты внутреннего рынка по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Защитные пошлины быстро внедряются в практику государственного регулирования внешнеторговой деятельности. По мере упрочения позиций Таможенного союза, усиления конкуренции во внешней торговле, либерализации условий внешнеторговой деятельности как в РФ, так и в ТС проблема применения защитных мер стала привлекать к себе повышенное внимание [12].

В целом антидемпинговые и компенсационные пошлины действительно являются действенным инструментом для защиты российских производителей, но достаточно долгим. Подлинным подтверждение тому является приведенное выше расследование.

Для введения антидемпинговой меры необходимо время на составление заявления, 2 месяца на рассмотрение заявления, 12 месяцев на проведение расследования, доля введенных мер после расследования постепенно сокращается, так как за время проведения расследований страны успевают переориентировать свой экспорт. Безусловно, если этот процесс очень длительный, а ещё и может постоянно откладываться на неопределённый срок, то проще будет прибегнуть к тем мерам, которые вводятся незамедлительно и действуют сразу же после введения.

Кроме этого, проблемы возникают в связи с самим определением демпинга и доказательствами ущерба, наносимого демпингом. Определить ущерб, связанный с замедлением развития национальной отрасли достаточно сложно. Для оценки подобного ущерба должен быть произведен анализ влияния демпинговых поставок на внутреннее производство и производственно-экономическое состояние, который включает себя большое количество показателей, что и можно проследить на приведенном примере.

Антидемпинговые и компенсационные меры постепенно вытесняют тарифные меры, хотя первоначально они предназначались только для корректировки условий конкуренции.

Проблема заключается в том, что предприятия, уличенные в демпинге, всё-таки находят способы уйти от уплаты антидемпинговых пошлин. Например, посредством так называемой доработки товара, с поставок которого взимается антидемпинговая пошлина. Однако продукт должен быть изменен настолько, чтобы перейти под действие иной тарифной статьи либо приобрести какие-то дополнительные функции. На такой модифицированный товар антидемпинговая пошлина не налагается.

Недовольство потребителей вызывает то, что посредством ведения антидемпинговых пошлин они лишаются возможности приобретать более дешевую импортную продукцию. То есть, у покупателей фактически нет права выбора и все должны покупать только продукцию отечественного производства по таким ценам, которые зачастую не соответствуют уровню жизни в данной стране [11], [18].

В целях устранения ряда проблем, а также совершенствования механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Российской Федерации и Таможенном союзе необходима модернизация механизма введения антидемпинговых и компенсационных мер, а в частности сокращение времени, необходимого для проведения расследования и введение положений, способствующих прозрачности антидемпинговых процедур.

Важным элементом является поддержка национального производителя, не прибегая к жестким мерам, которые отражаются, прежде всего, на обычном потребителе, тем самым ограничивая его свободу выбора товаров.

Следует ужесточить процедуру неуплаты данных пошлин и создать условия, способствующие развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции.

Должно осуществляться применение, отслеживание и корректировка антидемпинговых и компенсационных пошлин исходя из сложившейся экономической ситуации в ТС и по мере её изменения, а не по требованию отдельных производителей, что может помешать стабилизации экономики и минимизации потерь государств-участников Таможенного союза от применяемых мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей.

Благодаря международному праву - праву ВТО - правовой режим проведения антидемпинговых процессов внутри государств унифицируется. Антидемпинговое право в государствах ставится под контроль и регулирование посредством права ВТО.

Хотелось бы отметить, что антидемпинговые меры являются достаточно часто используемым инструментом в торговой политике стран-членов ВТО. России необходимо изучать данный опыт, чтобы отстаивать интересы как отечественных производителей в борьбе с недобросовестной конкуренцией со стороны зарубежных компаний, так и экспортеров, сталкивающихся с антидемпинговыми мерами на внешних рынках. Антидемпинговым властям в России также необходимо продолжать усилия по отстраиванию правовой и организационной инфраструктуры антидемпингового процесса, усилению своей регулирующей роли, восполнению имеющихся пробелов. Возможно, если в России будут налажены механизмы применения антидемпинговых мер, как это и предполагается ВТО, то и Таможенному союзу буде проще находить компромиссы для решения многих проблем.

Применение антидемпинговых мер не решит всех проблем Таможенного союза, связанных с защитой национального производителя и поддержанием должным образом уровня экономической ситуации, а лишь поможет, посредством оптимальных механизмов. Но для того, чтобы эти механизмы научиться применять, необходимо отрегулировать систему обложения пошлинами и защиту собственных отраслей, таким образом, чтобы эти меры были действительно направлены на снижение уровня цен внутри страны для благоприятного уровня жизни населения, прежде всего, во избежание фискальной направленности применяемых защитных мер.

Необходимо достигать договоренности по взаимодействию, в том числе и по антидемпингу в рамках Таможенного союза, поскольку Таможенный союз, с самого начала рассматривался как промежуточный шаг в движении к созданию единого экономического пространства. В едином экономическом пространстве, по моему мнению, большинство из ныне актуальных проблем, отпадут сами собой. Но пока, они требуют разрешения в "ручном режиме". Не стоит забывать, что главный принцип построения Таможенного союза - доверие. Однако существует масса субъективных факторов, которые могут послужить появлению контрабандных потоков или же ценовых интервенций.

В настоящее время в Таможенном союзе активно используются данные пошлины и предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты. Но пока эта замена является перспективой на будущее, и когда перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации, победу одерживают именно нетарифные ограничения, поскольку они почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО.

Заключение

В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные ограничения играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту. Использование антидемпинговых и компенсационных мер в торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, импорта товаров из третьих стран - является важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза.

В ходе проведённого анализа было выявлено, что за счёт введения антидемпинговых мер, действительно достигается положительный эффект, в частности, увеличиваются многие экономически важные показатели (инвестиции в отрасль, объем потребления на внутреннем рынке). После введения антидемпинговой пошлины производство металлопроката с полимерным покрытием года увеличилось на 2,5%. Это является благоприятным фактором, так как развитое собственное производство является показателем финансовой состоятельности страны и обеспечивает возможность повышения экспортных поставок металлопроката с полимерным покрытием, произведенным в ТС. Помимо этого удалось добиться снижения импорта металлопроката с полимерным покрытием из КНР, он сократился примерно на 30%.

На практике меры защиты внутреннего рынка являются заметным инструментом регулирования внешней торговли. Как уже было сказано, в настоящее время существует ряд причин, обуславливающих "выгодность" мер защиты внутреннего рынка по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Однако существует ряд проблем применения антидемпинговых и компенсационных пошлин: данные пошлины являются действенным инструментом для защиты российских производителей, но достаточно долгим; проблемы возникают в связи с самим определением демпинга и доказательствами ущерба, наносимого демпингом; посредством ведения антидемпинговых пошлин потребители лишаются возможности приобретать более дешевую импортную продукцию, а также проблема в том, что антидемпинговые и компенсационные меры постепенно вытесняют тарифные меры, хотя первоначально первые предназначались только для корректировки условий конкуренции.

В целях устранения ряда проблем, а также совершенствования механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Российской Федерации и Таможенном союзе необходима модернизация механизма введения антидемпинговых и компенсационных мер, а в частности сокращение времени, необходимого для проведения расследования и введение положений, способствующих прозрачности антидемпинговых процедур.

Кроме этого необходимо повышение требований в отношении доказательства демпинга и ущерба, принимая во внимание субъективные факторы, такие как недобросовестные намерения, мотивация, а также определить, что доказательства демпинга и ущерба базируются на совокупности фактов, поддающихся проверке.

Важным элементом является поддержка национального производителя, не прибегая к жестким мерам, которые отражаются, прежде всего, на обычном потребителе, тем самым ограничивая его свободу выбора товаров.

Следует ужесточить процедуру неуплаты данных пошлин и создать условия, способствующие развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции.

Должно осуществляться применение, отслеживание и корректировка антидемпинговых и компенсационных пошлин исходя из сложившейся экономической ситуации в ТС и по мере её изменения, а не по требованию отдельных производителей, что может помешать стабилизации экономики и минимизация потерь государств-участников Таможенного союза от применяемых мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей.

Необходимо достигать договоренности по взаимодействию, в том числе и по антидемпингу в рамках Таможенного союза, поскольку Таможенный союз, с самого начала рассматривался как промежуточный шаг в движении к созданию единого экономического пространства.

Список использованных источников

.       О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран [Электронный ресурс]: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008- URL: http://www.consultant.ru

2.      О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 333. - URL: http://www.consultant.ru

.        О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕВРАЗЭС [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 339. - URL: http://www.consultant.ru

.        О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам [Электронный ресурс]: Соглашение от 25.01.2008 - URL: http://www.consultant.ru

5.     Таможенный кодекс таможенного союза: [Электронный ресурс] от 26 ноября 2009 № 955- URL: http://www.consultant.ru

6.     О введении антидемпинговой меры в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/actions/anti-dumping/54

7.      О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров N 165-ФЗ [Электронный ресурс]: закон РФ от 8 декабря 2003 года N 165. - URL: http://www.consultant.ru

.        Вступление России в ВТО - возможности для российских компаний, открывающиеся в сфере торговой защиты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eurasmet.ru/sidley/Willems%20TDI%20EURASIAN%20METALS%20Seminar%202012_rus%20FINAL.pdf

.        Инструменты нетарифного регулирования / В.А. Самсонов // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. - 2011. - № 7. - С.140-151.

.        Информация о деятельности Минэкономразвития России по обеспечению благоприятных условий доступа на зарубежные рынки/: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/doc20120412_012

.        Коваль А.Г., Сутырин С.Ф. Россия на пороге ВТО: перспективы. - 2012

.        Нетарифные меры и режимные льготы в таможенном праве / Г.В. Матвиенко // Таможенное дело. - 2012. - №3. - С.24-27.

.        Официальный Интерне-ресурс Всемирной торговой организации http://www.wto.org

.        Официальный Интернет-ресурс Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/db/spec_measures/Pages/def_measures.aspx

.        Официальный Интернет-ресурс Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

.        Официальный Интернет-ресурс. Все о таможне. Таможня для всех - российский таможенный портал http://www.tks.ru

.        Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М.: Экономистъ. - 2011, стр.491.

.        Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/WBI-Training/Ch25.pdf

.        Трошкина Т. Н. Значение нетарифных мер регулирования в условиях мирового экономического кризиса // Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления. - СПб.: ЭФ СПбГУ, 2012. - С. 152-153

.        Черногорова А.Н. Об условиях доступа российских товаров на зарубежные рынки - 2012.-№ 2.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!