Конкуренция и рыночное поведение фирмы
Конкуренция
и рыночное поведение фирмы
Сущность конкуренции и её субъекты
Конкуренция - соперничество рыночных субъектов
(продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели
(продажа или покупка товара с максимальной выгодой).
Формы конкуренции (1):
· в зависимости от участвующих
субъектов:
o конкуренция продавцов;
o конкуренция покупателей.
Конкуренция продавцов господствует на рынке покупателя
(т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна
для рыночной экономики.
Конкуренция покупателей господствует на рынке продавца (т.е.
на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна
для командной экономики.
Формы конкуренции (2):
· в зависимости от степени концентрации
субъектов:
o индивидуальная конкуренция;
o групповая конкуренция.
Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами
являются отдельные предприниматели и фирмы.
Групповая конкуренция - конкуренция между объединениями
предпринимателей, такими как:
· некоммерческие ассоциации (союзы);
· синдикаты (консорциумы);
· финансово-промышленные группы,
холдинги и др.
Ценовая и неценовая конкуренция. Дифференциация продукта
Формы конкуренции (3):
· в зависимости от используемых
методов:
o ценовая конкуренция
§ открытое изменение цен
§ скрытое изменение цен
o неценовая конкуренция
§ улучшение качества
§ дифференциация товара (продукта)
Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как
правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.
Открытая ценовая конкуренция - фирмы широко оповещают
потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные
распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на
получение скидки и др.).
Скрытая ценовая конкуренция - фирмы выпускают новый товар с
существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают
непропорционально мало.
Ограниченность ценовой конкуренции:
· экономическая;
· правовая;
· психологическая.
Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных
характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации
продукта.
Дифференциация продукта - индивидуализация продукции,
придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм,
в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми
(совершенными субститутами).
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Рыночные барьеры
Формы конкуренции (4):
· в зависимости от отраслевой
принадлежности субъектов:
o внутриотраслевая конкуренция:
§ предметная конкуренция;
§ видовая конкуренция;
o межотраслевая конкуренция:
§ перелив капитала;
§ функциональная конкуренция
(конкуренция субститутами).
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между представителями
одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют
одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.
Предметная конкуренция - вид внутриотраслевой конкуренции,
при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые
различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.
Видовая конкуренция - вид внутриотраслевой конкуренции,
при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е.
предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно
важным параметром; менее интенсивна, чем предметная.
Межотраслевая конкуренция - конкуренция между представителями
различных отраслей.
Конкуренция посредством перелива
капитала - возникает
при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации;
вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.
Входные барьеры:
· экономия на масштабах производства;
· дифференциация продукта;
· потребность в значительном капитале;
· издержки конверсии потребителей;
· недоступность каналов сбыта;
· ограниченность ресурсов;
· недостаток опыта;
· высокий уровень используемых
технологий;
· лицензионные или патентные
ограничения.
Выходные барьеры:
· необходимость списания крупных
инвестиций;
· большие затраты по ликвидации или
конверсии производства;
· нежелание испортить свой имидж;
· честолюбие менеджеров;
· противодействие правительства,
профсоюзов, клиентов и др.
Функциональная конкуренция - конкуренция между продавцами
взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).
Совершенная и несовершенная конкуренция
Формы конкуренции (5):
· в зависимости от степени
монополизации рынка и свободы конкуренции:
o совершенная конкуренция;
o несовершенная конкуренция:
§ монополистическая конкуренция;
§ олигополия;
§ чистая монополия.
Черты совершенной конкуренции:
· Очень большое число участников;
· Стандартизированная (однородная)
продукция;
· Конкуренция носит ценовой характер;
· Входные и выходные барьеры низки,
легко преодолимы;
· Каждая фирма производит настолько
малую часть от общего объема производства, что никак не может повлиять на
уровень цен, является «прайс-тейкером» (price-taker).
Несовершенная конкуренция - конкуренция, ограничиваемая
вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают
господствующее положение на рынке, и тем самым имеет место неравенство условий
конкуренции.
Монополистическая конкуренция - конкуренция между большим числом
продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное
положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание
неценовой конкуренции.
Черты монополистической конкуренции:
· Относительно большое число фирм
· Дифференциация товара
· Основное внимание уделяется неценовой
конкуренции
· Вступить в отрасли с
монополистической конкуренцией относительно легко
· Фирмы обладают ограниченной
возможностью воздействия на цену в силу квазимонопольного положения на рынке
своего дифференцированного продукта (но не на рынке в целом)
Олигополия имеет место в условиях, когда на
отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не
один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики
Черты олигополии:
· Относительно малое число фирм на
рынке
· Продаваемые товары могут быть как
однородными (стандартизированными), так и разнородными (дифференцированными)
· В зависимости от того, какой характер
имеет продукция (дифференцированный или однородный) большее или меньшее
распространение имеет неценовая конкуренция
· Высокие входные барьеры
· В той или иной степени возможен
контроль над ценами со стороны олигополистов
Чистая монополия означает, что в отрасли есть только
один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара,
не имеющего близких субститутов
Черты монополии:
· Единственный продавец
· Уникальность продукции, отсутствие
хороших или близких заменителей
· Конкуренция по определению
отсутствует
· Вступление на рынок очень затруднено
или даже заблокировано
· Значительный контроль над ценой
Монопсония - рынок, на котором действует только
один покупатель.
Виды монополии:
· открытая монополия;
· закрытая монополия;
· естественная монополия.
Открытая монополия - монополия, возникающая в
результате обладания конкурентными преимуществами; не имеет специальной защиты
от конкуренции, поэтому часто носит временный характер.
Закрытая монополия - монополия, защищенная юридическими
запретами, наложенными на конкуренцию (например, патентным правом).
Естественная монополия - монополия, существование которой
признаётся обществом экономически целесообразным; возникает в отрасли, в
которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок
обслуживает только одна фирма.
Определение цены и объема производства в условиях совершенной
конкуренции
Рыночное поведение фирмы предполагает определение цены и
объёма производства; различно в зависимости от структуры рынка (в условиях
совершенной и несовершенной конкуренции).
Цена в условиях совершенной
конкуренции не
зависит от фирмы. Фирма является субъектом, «соглашающимся с ценой»
(price-taker); это связано с тем, что на этом рынке кривая спроса на продукцию
каждой отдельной фирмы является совершенно эластичной.
Объём производства в условиях
совершенной конкуренции является основным планируемым показателем. Оптимальным будет такой объем
производства, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки.
Общий подход к его определению - сопоставление издержек и выручки.
Методы определения оптимального
объёма производства:
· метод сопоставления общей выручки с
общими издержками;
· метод сопоставления предельной
выручки с предельными издержками.
1. Метод сопоставления общей выручки
с общими издержками:
· случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков;
· случай закрытия.
Рис. Случай максимизации прибыли
Рис. Случай минимизации убытков
Рис. Случай закрытия
. Метод сопоставления предельной
выручки с предельными издержками:
· случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков;
· случай закрытия.
Рис. Случай максимизации прибыли
Рис. Случай минимизации убытков
Рис. Случай закрытия
конкуренция рыночный цена межотраслевой
Гипотеза о нулевой экономической
прибыли:
· в результате перелива капитала цена
на рынке совершенной конкуренции в долговременном периоде стремится к минимуму средних
издержек;
· в этой ситуации фирмы имеют нулевую
экономическую прибыль.
Определение цены и объема производства в условиях несовершенной
конкуренции
Цена и объём производства в условиях
чистой монополии:
· устанавливаются монополистом;
· ограничены уровнем спроса (не могут
быть сколь угодно высоки);
· фирма является субъектом, «ищущим
цену» (price-searcher).
· случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков;
· случай закрытия.
Рис. Случай максимизации прибыли
Рис. Случай минимизации убытков
Рис. Случай закрытия
Высокие входные барьеры могут позволить монополисту
получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в
долговременном периоде.
Поведение фирмы в условиях
монополистической конкуренции и олигополии зависит не только от издержек и спроса (как в
условиях совершенной конкуренции и чистой монополии), но и от реакции
конкурентов.
Литература
Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование
производства. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208с.
Организация и планирование машиностроительного производства
(производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А.
Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. - М.:Высш. шк.,
2009.-. с.470.
Предпринимательство. Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.:ИНФРА-М, 2007.
- 520с.
Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия:
Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2008. - 240 с.
Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной
Т.П., Москва, - 2009.
Экономика предприятия М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва 2007.
Экономика предприятия О.И.Волкова М Инфра - М, 2006г.
Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я.
Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009. -718с.
Экономика предприятия: Учебник/Под ред.А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтера. - М.:
ИНФРА. - М., 2008.
Экономический анализ в торговле: учеб. пособ. / под ред. М.И. Баканова. -
М.: Финансы и статистика, 2007.
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИКЦ
"Маркетинг", - 2009.
Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной
деятельности. - СПб: Питер, 2006.