Моббинг персонала

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Моббинг персонала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

Кафедра социологии и управления






Контрольная работа

по дисциплине: «Организационное поведение»

на тему: «Моббинг персонала»











Белгород 2014

Введение

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Мы будем рассматривать только те, которые происходят в организациях. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в между организационном пространстве.

В настоящее время актуальной становится проблема управления социальными конфликтами. Социальные изменения в политическом, экономическом, социокультурном пространстве приводят к усложнению социальных структур и отношений и появлению новых видов предпринимательской деятельности, что изменяет облик прежних организаций. В деятельности организации изменяются характер и вектор внутриорганизационных взаимодействий, и в таких условиях конфликт становится одной из важнейших характеристик организации, что нашло отражение в научном познании. Это, несомненно, делает избранную тему чрезвычайно актуальной.

Моббинг - это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его/ее уйти с места работы. Серьезность проблемы моббинга подтверждает не только степень его распространения, но и степень тяжести его последствий для человека. [3;112]

Средством достижения цели моббинга является распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности унижения. В результате этого непрекращающегося крайне выраженного враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, может сильно ухудшиться.

Целью данной работы является изучение понятия «моббинг».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Дать определение понятию моббинг;

2.Рассмотреть причины возникновения конфликтных ситуаций;

.Изучить методы профилактики и борьбы с моббингом.

Объектом является межличностный конфликт (моббинг).

Предметом является психолого-эмоциональные процессы в межличностном конфликте (моббинге).

1. Сущность и виды моббинга

Нападки и притеснения со стороны коллег по работе как явление известны уже давно, но как отдельная психологическая проблема они были выделены только в конце 70-х - начале 80-ч годов. Первые исследования были проведены в Швеции. Само явление получило название моббинг (от англ. mobbing - притеснять и преследовать кого-либо, кому-то грубить, нападать или придираться). Этим словом обозначается ситуация, в которой оказываются сотрудники фирмы на своем рабочем месте, подвергаясь конфронтации со стороны коллег, а порой и начальства. В развитых странах, как показывает статистика, это явление становится причиной существенного снижения экономической эффективности бизнеса: почти каждый двадцатый вновь нанимающийся подвергается моббингу на новом месте (5%). При этом необходимо учитывать, что это только в момент приема на работу. Процент же людей, которые во время дальнейшей "рабочей" жизни стали жертвами моббинга, в десятки раз больше.[1;111]

Убытки от потерянного рабочего времени и недостатка мотивации могут быть гораздо больше, чем при сокращении рабочего времени или повышении зарплаты.

Как правило, межличностные конфликты такого типа распространены среди сотрудников одного уровня, но он присутствует и в отношениях руководства с подчиненными. Не редки ситуации, когда подчиненные и руководство вместе подвергаются или сами участвуют в моббинге. Однако случаи преследований руководителя со стороны подчиненных статистически крайне редки.[3;100]

Особую роль в мониторинге таких ситуаций и их преодолении, безусловно, играют менеджеры по персоналу, руководители соответствующих служб. Особое внимание им следует обратить на следующее. В основе потенциального конфликта может лежать активная работа кадровой службы по поиску на вакантное место очень квалифицированного работника, возможно, с большим личностным потенциалом, чем требовалось ранее, или даже требуется на сегодня. Ведь одной из распространенных причин моббинга в отношении нового сотрудника является уровень его образования, который может намного превышать уровень образования окружающих его людей. Он может быть умнее и начитаннее окружающих, что также может сделать его нежеланным в этом трудовом коллективе, ведь он не подходит под принятые групповые клише. Но возможные ситуации многообразнее, чем кажется на первый взгляд.

Чаще всего жертвами становятся:

студент на стройке;

рабочий в офисе;

секретарша на новом месте;

сотрудник, назначенный внезапно начальником над своими бывшими

сослуживцами;

сотрудник, резко пониженный в должности;

коллега, с которым приходится вдруг делить работу;

верующий в ряду убежденных атеистов, и наоборот;

иностранец (житель ближнего зарубежья);

иностранец (житель дальнего зарубежья);

"удачливый" провинциал.

На них будут смотреть косо, и это может не зависеть от того, как они работают. Интеллектуал может на стройке выполнять работу так же качественно, как и рабочий за письменным столом, рабочий же может хорошо трудиться и в офисе, но оба могут оставаться не признанными своими коллегами.[6;25]

В случае моббинга сотрудник все время подвергается психологическому давлению со стороны руководителя или других сотрудников офиса, которые, к слову, нередко становятся пешками в руках опытного начальника- интригана. Сопротивляться такому давлению и все время знать, что тебя хотят уволить, для нормального человека сложно. В конечном счете, долгое нахождение в состоянии психологического давления приводит к срывам, нервным расстройствам, инфарктам и даже самоубийствам.

В зависимости от того, какие стороны участвуют в конфликте моббинг делят на горизонтальный (когда разборки идут на уровне сотрудников одного уровня) и вертикальный (когда задействованы сотрудники разного уровня).[2;56]

Горизонтальный моббинг часто проявляется в виде «офисной дедовщины», когда со стороны старых сотрудников офиса идет давление на новичков. Методами борьбы в этом случае становятся бойкоты, подставы перед руководством, распространение сплетен. Особенно часто данное психологическое давление возникает в случае, когда новый сотрудник в явном виде представляет конкуренцию остальным работникам офиса. Размах человеческих страстей здесь может быть колоссальным: от примитивной зависти до страха, что кого-то из-за бойкого новенького уволят (часто этим грешат пожилые сотрудники, которые в каждом вновь пришедшем видят замену себе).

Как правило, психологическое давление в виде горизонтального моббинга является следствием слабой производственной культуры на предприятии. Мудрые начальники сразу и кардинально пресекают возможность появления данных ситуаций. Например, в одной известной мне фирме при устройстве на работу сотруднику доводят, что при возникновении конфликтных ситуаций с другим сотрудником уволены будут оба без дополнительных разбирательств. С одной стороны, такой подход стимулирует работников на решение проблем в рабочем деловом порядке без склок, с другой стороны, придерживает старых сотрудников офиса от желания проявлять «дедовщину», т.к. они также попадают под увольнение.

Вертикальный моббинг - это конфликт между начальством и сотрудником. Причины его могут быть разные: личная неприязнь, задетое самолюбие (если работник в чем-то продемонстрировал свое превосходство), боязнь потерять должность, уверенность руководителя в неэффективности работника, намерение сократить штат и т.д. и т.п. Руководитель при этом может применять довольно коварные методы борьбы, вынуждающие сотрудника уволиться по собственному желанию. Известно, что зачастую сотрудники офиса негативно воспринимают новых непосредственных руководителей, т.к. те, чтобы продемонстрировать свой профессионализм, начинают перестраивать все на свой лад, вынуждая работников ломать имеющийся уклад и перестраиваться на новый. Как бы парадоксально это ни звучало, но вышестоящее руководство может воспользоваться недовольством масс, чтобы избавиться, например, от руководителя отдела продаж, который демонстрирует хорошее знание отрасли и уверенно внедряет технологии, способные обеспечить прирост прибыли. Единственный случай, где в принципе невозможна данная ситуация, - это когда вышестоящее руководство - заинтересованное лицо (владелец бизнеса, акционер или получающий хороший процент с продаж), а не наймит, сидящий на окладе.

2. Причины возникновения конфликта

Существует много причин того, почему одни коллеги вдруг резко меняют свое отношение к другим, и те становятся мишенью для скандалов и интриг, придирок и обвинений. Иногда все дело лишь в больном воображении некоторых сотрудников.

Специалисты выделяют следующие причины:

внутренняя конкуренция среди персонала в торговой фирме за большую эффективность работы с клиентами;

внешняя для фирмы кризисная ситуация;

воспринимаемый как угроза приход нового коллеги;

наличие большого числа претендентов на единственное освободившееся карьерное место;

резкое повышение одного из коллег по службе;

обычная зависть или жажда славы;

страх за свое существование;

нежелание раскрытия подробностей «старых дел»;

слабость;

неприятие иногородних, провинциалов, «столичных штучек», представителей другой национальности, иностранцев;

предубеждение против инвалидов;

социально-политическая ангажированность;

неприятие «белых ворон»;

«миссионерская забота» о жертве;

особо галантное или грубое отношение к женщинам;

активное противостояние сексуальному преследованию.

Часто для организации и виновников моббинга он вовсе не является заветной мечтой и главной целью их поведения. Именно по этой причине своевременное вмешательство менеджера по персоналу способно радикально улучшить ситуацию.[8;63]

Ведь из-за возникновения моббинговой ситуации проблемы не только не решатся, но и усугубятся. Как правило, у обеих сторон может появиться стрессовое, депрессивное состояние (не только жертва, но и ее преследователь находятся под сильным психологическим давлением). Часто реальная причина моббинга скрыта даже от самих его инициаторов и толчком для начала травли и преследований человека на работе является совсем другой повод. Но многие фирмы, не обращая должного внимания на эту проблему, упускают реальную возможность улучшить свое положение на рынке и выйти из кризисных ситуаций.

Трудовое законодательство, имея в виду трудовые споры, как правило, ориентировано на выход из сложившихся ситуаций с наименьшими финансовыми потерями, но не ограждает человека от возможного возникновения подобной ситуации.[5;45]

Моббинг приводит к попранию достоинства личности, причиняет ущерб физическому здоровью и наносит вред психическому состоянию человека. Втянутому в межличностный конфликт человеку следует уметь отстаивать свои гражданские и человеческие права, честь, достоинство, свободу личности. Но втянутому в интригу тяжело помнить о своих правах. Он вынужден посвятить в свою ситуацию начальство, профсоюз, а то и врачей, адвоката и даже суд. И решение, которое он примет, может принести ему и организации больше вреда, чем пользы.

К тому же обидчик скорее всего чувствует себя на коне, он в центре внимания. Моббинг может стать его второй, если не основной, профессией. Он в принципе занимается этим уже много лет. Большие проблемы могут возникнуть тогда, когда такой человек занимает в фирме руководящий пост, его ценят и уважают.

Многие проблемы межличностного взаимодействия можно решить, просто по-человечески поговорив. Но, к сожалению, во время моббинга для его жертвы это представляется почти невозможным. Беседа самого преследуемого (по восприятию обеих сторон конфликта) показывает преследователю больные места жертвы, ее слабости, которые впоследствии могут быть использованы для нападок.

Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому, что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты - эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль организации и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что менеджер по персоналу, взяв на себя инициативу, способен перевести конфликт из конфронтационной фазы для начала в компромиссную. Однако следует помнить, что если речь идет о «профессиональном» моббинге, то попытка поговорить по душам, как правило, терпит крах.[8;78]

конфликт борьба моббинг межличностный

3. Способы выявления «жертвы» моббинга и пути разрешения конфликтной ситуации

Проблема жертвы в том, что ее самосознание постоянно подвергается давлению. Как следствие возникает комплекс неполноценности.

Жертва начинает себя чувствовать неуверенно, все больше сомневается в своих силах и способностях, боится оказаться в неприятной ситуации. Ей все время кажется, что коллеги, домочадцы пытаются унизить ее, доказать ненужность и бесполезность ее существования. Все чаще человек думает: «Если бы я не был таким плохим и ненужным, мои коллеги относились бы ко мне по-другому!» К тому же появляется страх: «Если я уйду с этой работы, то я не смогу найти другую, ведь я ничего не могу сделать хорошо!» или «Меня никто не любит, я всем противен!» И непосредственный вывод из всего этого: «Я действительно плохой человек, они правы, так поступая со мной!» Подобные мысли очень сильно действуют на самосознание и самоощущение человека.[9;67]

Если вы разговариваете с человеком, который чувствует, что против него настроен весь белый свет, то без особого труда сможете заметить, что он настроен очень недружелюбно, очень нелюбезно, чего-то постоянно боится, ведет себя агрессивно. Он вам не понравится, его коллеги постоянно отворачиваются от него, пропадает всякое желание общаться с таким человеком. Он производит самое плохое впечатление.

Эти проблемы имеют многие жертвы моббинга, так как они постоянно находятся в стрессовой ситуации. Они чувствуют себя неуверенно, от каждого ждут пакости, в каждом видят врага и обидчика. И чтобы защитить себя от еще неначавшихся нападок и грубостей, они сами начинают грубить. Они не ждут понимания и дружелюбия. Но их поведение - это результат такого же отношения к ним. Только если вы это поймете, то сможете попытаться найти такими людьми общий язык.[12;98]

Возможных вариантов управленческой ситуации три:

) руководство организации (в том числе менеджер по персоналу) не замечает существования моббинга на своем предприятии;

) руководство организации (и менеджер по персоналу) само является виновником появления моббинга;

) руководство организации (или хотя бы менеджер по персоналу) принимает все меры, чтобы избавить и защитить сотрудников от появления и существования моббинга.

Безусловно, необходимо, не закрывая глаза на возникающие конфликты, активно с ними работать, всячески борясь с моббингом. Но чаще всего на взгляд высшего менеджмента фирмы, к сожалению, на передний план выходят другие кадровые задачи: реализация корпоративной кадровой стратегии, повышение квалификации персонала, обеспечение сотрудников необходимой оргтехникой в соответствии со стратегией развития и адекватно современному состоянию рынка.[9;65]

А ведь причиной для возникновения моббинга очень часто становятся испорченные отношения одного из сотрудников с начальством. Из страха перед одним из своих сотрудников, к примеру, из-за его знаний или опыта начальник начинает постоянно обвинять его в ошибках, которые тот не совершал, не произвольно или преднамеренно настраивая против этого человека остальных сотрудников. И основание для этого вовсе не и том, что он не любит этого сотрудника.

Для начальника любого уровня очень легко начать травить своего подчиненного. Так, не получаемая им полностью информация не позволит ему хорошо выполнить порученную работу, а неправильная информация значительно затруднит ее. Подчиненный начинает делать ошибки, спровоцированные информационной неполнотой руководящих указаний. Но есть, пожалуй, еще более существенная причина для моббинга, представляющая очень серьезную опасность управлению компанией. Сегодня на многих фирмах (и в России, и в Европе, и в США) моббинг со стороны начальства стал обычным явлением, так как его применяют как средство обеспечения дисциплины, дабы заставить сотрудников ходить на работе «по струнке». Часто именно в придирках и обвинениях подчиненных видят хорошее средство для поддержания порядка на фирме. Руководство фирмы или предприятия совершенно сознательно выбирает себе «жертву», другие же сотрудники, как правило, боясь потерять свои рабочие места, становятся просто орудиями в руках начальника. В такой ситуации всякий, вставший на сторону жертвы (или просто старающийся ей помочь преодолеть ситуацию), ставит себя под удар.[13;54]

К моббингу, как правило, прибегают и для того, чтобы выжить сотрудника с его рабочего места, не извещая о причинах, заставить подать заявление об увольнении. Его начинают травить, постоянно придираться и всеми возможными средствами дают понять, что он должен уйти из организации. К тому же очень трудно уволить сотрудника по закону. Гораздо легче и дешевле заставить его самого уйти с работы.

Широкое распространение моббинг получил в реорганизованных фирмах, в которых несколько сотрудников кажутся новому начальству лишними (например, решено сократить число штатных рабочих мест или изменилось штатное расписание). Как правило, чем больше сотрудников подвергаются моббингу, тем меньшее их число в действительности должно подать заявления об уходе. Подобная мера, вроде бы, экономит получаемую прибыль. Но через некоторое время это начинает сказываться на товарообороте, так как фирма уже не обладает достаточным персоналом, чтобы вовремя и правильно обслужить всех клиентов. А это в свою очередь сказывается на прибыли, получаемой фирмой.[11;69]

В подобных ситуациях тем более необходимо помнить, что одной из основных задач руководителя службы персонала является защита прав работников, в том числе и перед вышестоящим начальством. Это также повышает производительность труда и сказывается на работе фирмы и отдельно взятого структурного подразделения. Соблюдение моральных и нравственных норм на рабочем месте, создание дружеской, спокойной атмосферы могут принести такой же хороший результат, как и выгодно заключенная сделка.

Довольные работой и отношениями на работе сотрудники работают гораздо лучше, реже болеют и всегда стараются хорошо выполнять поставленные перед ними задачи. Тот же, кто старается использовать моббинг для «укрепления» коллектива «повышения производительности труда» сотрудников, обязательно потерпит крах.

Если после наблюдений за сотрудниками, находящимися в вашем подчинении, вы установили, что у кого-то из них произошел конфликт, рекомендуем вам предпринять следующее. И главное, всегда помните, что это пойдет только на благо вашего отдела и фирмы, в которой вы работаете. Ваш отдел сможет работать намного успешнее. [10;48]

Чем раньше вы узнаете, в каком структурном, подразделении вашей организации возникла интрига, тем лучше: у вас будет возможность как можно скорее предпринять меры для того, чтобы как можно раньше начать работать с конфликтом. К сожалению, очень трудно препятствовать появлению и развитию моббинга, так как зачинщик всегда находит множество доводов «за».

В целях профилактики следует:

не отдавать открыто предпочтения никому из своих сотрудников - это может стать провокацией и поводом для моббинга;

никогда не поддерживать сотрудников, если явно видно, что кто-то из них хочет очернить одного из коллег в глазах руководства, имейте свое мнение о каждом из сотрудников и отстаивайте его;

показать персоналу, что руководство фирмы против моббинга;

постараться поддержать того, кто стал жертвой моббинга;

продемонстрировать эту свою поддержку не вовлеченным и конфликт сотрудникам.

К сожалению, как правило, работодатели обычно стремятся расстаться как с виновником конфликта, так и с его жертвой. Прежде чем увольнять обоих, еще раз проанализируйте ситуацию.[1;65]

Межличностные конфликты непрофессиональной направленности и моббинг приносят двойной вред. Все их участники не могут полностью посвятить себя работе. К тому же это приводит к психологическим проблемам. Люди, ставшие жертвами моббинга, часто меняют рабочее место: либо они уходят после испытательного срока, либо через несколько месяцев, год. Фирме приходится постоянно искать новых сотрудников.

Фирмы, в которых распространены интриги и скандал (конфронтационные проявления конфликтов), имеют плохую репутацию. Сотрудники стремятся подыскать другое место, где была бы не только хорошая зарплата, но было бы заметным уважительное отношение к персоналу. Таким образом, это препятствует и корпоративным инновациям. Из-за страха потерять в результате реформ свое рабочее место рядовые (и не только) работники прибегают к моббингу как к средству защиты. А это тормозит саму инновацию, Претворение в жизнь многих реформаторских мер, которые могли бы принести фирме успех и прибыль.[12;56]

Заключение

Порой бывает, что для восстановления мира достаточно просто объяснить жертве моббинга "правила игры" в коллективе. Иногда ситуация складывается так, что только увольнение неуживчивого сотрудника может погасить конфликт. Руководитель должен быть готов и к такому поступку, даже если виновник является ценным работником. Хорошо, когда в решении серьезных конфликтов обязанности "третейского судьи" возлагаются на специалиста, чье мнение имеет достаточный вес в компании - например, психолога или менеджера по персоналу. Тогда работники будут меньше отвлекать руководителей от их непосредственных обязанностей и смогут получить более квалифицированную помощь.

Таким образом, можно сделать вывод, что под моббингом можно рассматривать психологическое давление в отношении одного из сотрудников в коллективе при непосредственной поддержке руководителя на протяжении длительного периода времени. Моббинг - процесс имеет негативное влияние на коллектив в целом, изменяются задачи коллектива. Моббинг становится тормозом для предприятия. Снижение работоспособности, нездоровый климат в коллективе, текучка кадров, большая вероятность неправильно принятых решений негативно сказываются на экономическом балансе предприятия.

Признаки моббинга вызывают разную реакцию руководителей. Иногда начальство совсем не восприимчиво к ним, а иногда - гласно или негласно поощряет соперничество. И в том, и в другом случае ситуация, как правило, выходит из-под контроля, даже если руководителю кажется, что он управляет ей. Именно менеджеры, прежде всего, обязаны понимать важность здорового психологического климата для нормальной работы сотрудников компании. Потому их участие в решении производственных конфликтов необходимо - грамотный руководитель сделает все возможное, чтобы восстановить мир и пресечь нездоровые отношения между сотрудниками.

Причем преодолению подобных проблем способствует их открытое обсуждение со всеми участниками моббинга. Важно, чтобы в конфликтной ситуации руководитель был объективен, как бы он ни симпатизировал одной из сторон. Он должен выслушать все жалобы и в каждом конкретном случае определить степень своего участия в решении проблемы.[7;97]

Частично ситуацию может спасти письменное разъяснение сотрудникам их должностных обязанностей. По крайней мере, у "жертвы" появится больше возможности защититься от несправедливых обвинений в некомпетентности и недисциплинированности. Как правило, моббинг сопровождается непроверенной информацией и сплетнями. Чтобы прекратить их распространение, следует обратить особое внимание на уровень информированности работников о жизни компании.

Список использованной литературы

1.Бабосов, Е. М. Конфликтология: учебное пособие / Е. М. Бабосов. - М.: ТетраСистемс, 2012. 464 с.

2.Базаров, Т. Ю. Управление конфликтами: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2010. 156 с.

.Вересов, Н. Н. Психология управления: учебное пособие / Н. Н. Вересов. М.: МОДЭК, 2012. 306 с.

.Виханский, О. С. Менеджмент: учебное пособие / О. С. Виханский. - М.: Экономист, 2011. 203 с.

.Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. - М.: ЛКИ, 2011. 256 с.

.Друкер, П. Е. Эффективное управление: учебник для вузов / П. Е. Друкер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. 115 с.

.Дюк Е. А. Заметка с поля / Е. А. Дюк // Вестник общественного мнения, 2012. - №2, С. 11

.Дружилов С. А. Профессиональные деформации деструкции как индикаторы душевного неблагополучия человека / С. А. Дружилов // Современные наукоемкие технологии, -2013. - №2, С. 5

.Евтихов, О. В. Психология управления персоналом / О. В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2012. 318 с.

.Кноринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов / В. И. Кноринг. -.: Норма, 2012. 544 с.

.Рекош К. Х. Мобинг и проблема его преодоления во Франции / К. Х. Рекош // Труд за рубежом, - 2012. №2, С. 10

.Скавитин, А. В. Проблема притеснений на рабочих местах / А. В. Скавитин // Менеджмент в России и за рубежом, - 2012. - №5, С. 12

.Юсипова Д.Р. Преподаватели российских вузов: обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики / Д. Р. Юсипова // Вопросы образования, - 2010. - №2, С. 8

Задача

На базе одного из торговых центров создана бригада по расфасовке овощей и фруктов. Новая сотрудница ещё не совсем овладела навыками данной работы, но прилагает много сил, чтобы успеть разложить продукцию на фасовочной ленте конвейера. При этом её приходится все время обращать внимание на ритм работы коллег. Несмотря на прилагаемые усилия, периодически по её вине происходит задержка в подаче сырья. Работники стали высказывать недовольство, начался разлад и ссоры. Охарактеризуйте действия бригадира в сложившейся негативной ситуации. Что необходимо предпринять. Какого рода конфликт имеет место?

Решение:

В данной ситуации выделяется один из распространенных типов производственного конфликта - конфликт между рядовыми сотрудниками. Этот тип конфликта может возникать из-за восприятия поведения члена малой группы (т. е. новой сотрудницы) как не соответствующего принятым в коллективе нормам. Так при работе на один наряд заработная плата каждого зависит от успешной работы всех. Нарушение же одним работником дисциплины труда может привести к лишению премий всех остальных участников трудовой деятельности и вызвать конфликт.

Бригадир должен обратить непосредственное внимание на морально - психологический климат в коллективе. Ему необходимо проводить беседы психологического характера, как в коллективе, так и индивидуально на предмет человеческого отношения друг к другу.

Одной из причин медлительной работы сотрудницы может являться неуверенность в себе и рассеивание внимания на работу более опытных коллег, следовательно, руководитель должен способствовать повышению самооценки и бдительности новой сотрудницы, по средствам личных бесед и тренинговых упражнений.

Кроме того важно сформировать дружелюбную атмосферу в коллективе, возможно по средствам неформальных встреч коллектива, корпоративных мероприятий командообразующего характера.

Наряду с этим возможно использовать методику наставничества, наиболее продуктивно будет определить в наставнике данной девушке опытного сотрудника, который пользуется явным авторитетом среди своих коллег, зачастую такие сотрудники беспокоятся о занимаемом положении, а как следствие об успехах своих учеников, которые являются в некоторой степени показателями эффективности их работы. В результаты руководитель получит эффективного сотрудника, и положительное отношение коллектива к нему. Также возможен вариант раскрытия творческого потенциала девушки, повышение её самооценки и придание значимости в коллективе с помощью выявления её талантов, по средствам личной беседы. Далее руководителю следует объявить конкурс между группами сотрудников, где будет необходимо использования выявленных талантов новой сотрудницы. Принеся победу своему коллективу, самооценка девушки повысится, также как и дружелюбное отношение коллектива.

Похожие работы на - Моббинг персонала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!