Проектирование и сметно-финансовые расчеты
1. Проект производства работ (ППР). Общие положения
Проект производства работ (ППР, ППРк) - документация, в которой детально прорабатываются вопросы рациональной технологии и организации строительства конкретного объекта данной строительной площадки.
Проведение СМР без утвержденных ПОС и ППР российскими нормами запрещается, а все отклонения от ПОС и ППР должны согласовываться с организациями, разработавшими и утвердившими их.
Любое организованное строительство невозможно без строительной документации, включающей в себя, в частности, разработку таких документов, как ПОС (проект организации строительства) и ПОД (проект организации движения), ППР (проект производства работ), которые помогают обеспечить правильную организацию строительства зданий и сооружений и безопасность людей и автотранспорта при проведении строительных работ, а также влияет на повышение качества строительных работ.
В связи с возросшей сложностью строительно-монтажных работ возникла необходимость в тщательной проработке технических и технологических решений, принимаемых при производстве работ. Для решения всех этих вопросов необходима качественно разработанная технология производства работ, а именно ППР (проект производства работ). Проект производства работ - это основной документ с перечнем технологических правил, требований к охране труда и экологической безопасности, согласно которому организуются работы, определяются оптимальные сроки строительства, необходимые ресурсы, а также прорабатываются возможные риски.
В системе организационно-технологической подготовки строительных работ проект производства работ ППР является основным документом. Состав и содержание ППР должны соответствовать СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» и СП 12-136-2002.
Проекты производства работ (ППР) на строительство новых, расширение и реконструкцию предприятий, зданий или сооружений разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ проекты производства работ разрабатываются организациями, выполняющими эти работы. Проекты производства работ по заказу генеральной подрядной или субподрядной строительно-монтажной организации могут разрабатываться проектными, проектно-конструкторскими организациями, а также проектно-технологическими трестами (институтами): Оргтехстрой (Оргстрой).
Согласно действующей нормативной документации Проекты Производства Работ, в обязательном порядке изготавливается на грузоподъемные механизмы, а так же на виды работ, допускающих возникновение опасного производственного фактора.
Согласно документам, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 г. №317 - установка кранов и иных грузоподъемных машин, организация и выполнение строительных или монтажных работ с их применением регламентируются разработанным для этих целей проектами производства работ кранами (ППРк).
ППРк и технологические карты на строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы с использованием грузоподъемных машин должны разрабатываться специалистами, имеющими опыт работы в разработке проекта производства работ кранами (ппрк), в строительстве, а также прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном органами Ростехнадзора. Проекты с применением грузоподъемных машин согласовываются с владельцами этих машин и, в соответствии с Федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№116-ФЗ), обязательно проходят экспертизу промышленной безопасности в специальных экспертных центрах.
Главными частями ПОС и ППР являются стройгенплан и календарный план, на основе которых составляются всевозможные ведомости, графики потребления различных ресурсов.
Проект производства работ состоит из трех документов - стройгенплан, календарный план производства работ и пояснительная записка.
Стройгенплан (строительный генеральный план) - второй по значимости документ ППР. Тщательная его подготовка позволяет снизить до разумных пределов издержки по организации строительной площадки и, одновременно, создать безопасные условия для производительной работы. Он устанавливает: границы строительной площадки, расположение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, действующих, вновь прокладываемых и временных подземных, надземных и воздушных сетей и инженерных коммуникаций, постоянных и временных дорог, места установки строительных и грузоподъемных машин с указанием путей их перемещения, источники и средства энергоснабжения и водоснабжения строительной площадки, места складирования материалов и конструкций, площадки укрупнительной сборки и др. Проектируя стройгенплан, наши специалисты рассматривают различные варианты организации строительной площадки, из которых выбирается наиболее оптимальный.
Календарный план производства работ, безусловно, является ключевым документом ППР. От качества его разработки в значительной мере зависит успех реализации проекта. Календарный план представляет собой модель строительного производства, в которой устанавливают рациональную последовательность, очередность и сроки выполнения работ на объекте.
Пояснительная записка - важным элементом ППР является пояснительная записка. В ней дается характеристика условий и сложностей строительства, указываются мероприятия по охране труда, по защите окружающей среды, обосновываются размеры складских площадей, число и размеры вспомогательных временных сооружений и помещений, расчеты сетей временных инженерных коммуникаций, выбор машин и механизмов, т.е. обоснование всех решений, принятых в графической части. В пояснительной записке приводятся технико-экономические показатели строительства (в ПОС - по всему комплексу объектов, в ППР - одному конкретному объекту).
Иногда при больших объемах работ ППРы составляются не на объект, а на какой-либо вид работ, например, на земляные работы, на монтаж сборных железобетонных конструкций, на кровельные работы и т.д. Подобные проекты широко применялись при строительстве таких заводов как ВАЗ, КАМАЗ. Ранее такие документы обычно назывались проектами организации работ (ПОР), но в действующих нормах (СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85) они именуются также ППР с оговоркой, что это проекты производства конкретных работ.
В ППР должны содержаться технологические карты (схемы) на выполнение наиболее крупных, сложных или новых видов работ.
Технологическая карта (ТК) - это документ, в котором излагаются наиболее рациональные способы и последовательность выполнения рассматриваемого вида работ, организация труда, необходимые ресурсы, калькуляция трудовых затрат. Технологические карты обычно включают текстовой и графический материал, в том числе схемы рабочих мест с указанием фронта работ, границ участков, на которые делится объект (захватки, делянки), места расположения стационарных машин или пути движения и стоянки передвижных машин. Примерами работ, на которые необходимы технологические карты, могут быть земляные работы, выполняемые в больших объемах, в гидромелиоративном, гидротехническом, промышленном, иногда в жилищном (при больших подвалах) строительстве; бетонные работы - при бетонировании тела плотины, постаментов под оборудование, при сооружении стен в грунте, глубоких опор. Они необходимы при использовании бетононасосов, инъекционного оборудования и т.д. ТК могут быть трех видов:
типовыми без привязки к конкретным объектам
типовыми с привязкой к типовым объектам (в настоящее время их роль уменьшилась в связи с резким уменьшением применения типовых проектов)
ППР может так же содержать карты трудовых процессов (КТП). КТП имеет примерно те же цели, что и ТК, но по сравнению с ТК и КТП охватывают меньшее число операций и представляет средство более детальной проработки действий строителей. КТП включают три раздела:
общие сведения о данном виде работы
организация труда и рабочего места
приемы труда
Например, при возведении свайного фундамента карта трудового процесса может охватывать только забивку свай или только срезку голов этих свай, только монтаж оголовника (при безростверковом варианте) и т.д., в то время как ТК охватывала бы возведение всего свайного фундамента. Для выполнения какого-либо конструктивного элемента здания или сооружения обычно используется комплект карт трудовых процессов. КТП чаще всего делаются типовыми без привязки к конкретному объекту.
В состав проекта производства работ входит:
Календарный план производства работ;
Cтроительный генеральный план;
Графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
Графики движения рабочих кадров по объекту;
Технологические карты;
Решения по производству геодезических работ;
Решения по технике безопасности;
Перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки, а также схемы строповки грузов;
Пояснительная записка, содержащая:
обоснование решений по производству работ, в том числе выполняемых в зимнее время;
потребность в энергетических ресурсах и решения по ее покрытию;
перечень мобильных (инвентарных) зданий и сооружений и устройств с расчетом потребности и обоснованием условий привязки их к участкам строительной площадки;
мероприятия, направленные на обеспечение сохранности и исключение хищения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, в зданиях и сооружениях;
мероприятия по защите действующих зданий и сооружений от повреждений, а также природоохранные мероприятия.
На ситуационном плане указываются, кроме места расположения строительства, существующие предприятия стройиндустрии - карьеры по добыче песка, гравия, заводы по изготовлению железобетонных, конструкций, кирпича, металлоконструкции; автомобильные и железные дороги; водные пути сообщения; линии электропередачи и проч. При строительстве оросительных и осушительных систем дополнительно указывается границы и площадь орошаемых и осушаемых систем территории с указанием очередности их ввода, границы строительных и эксплуатационных участков. При строительстве гидроузлов указываются границы отвода и затопления территорий, обводные каналы, мосты.
При проектировании организации строительства стремятся максимально использовать для нужд стройки существующие объекты хозяйственной деятельности - предприятия стройиндустрии, энергоснабжения, здания и т.д. Только при отсутствии таких объектов или недостаточной их мощности проектируются временные сооружения аналогичного назначения.
Общеплощадочиый стройгенплан охватывает только строительную площадку, но включает все ее объекты. Он состоит из графической части и пояснительной записки, где обосновываются решения графической части. Графическая часть обычно включает:
собственно план стройплощадки
эксплуатацию объектов плана (временных и постоянных)
условные обозначения
фрагменты плана (технологические схемы)
текнико-экономические показатели
примечания
Масштаб обще площадочного строительства обычно принимается равным 1:1000, 1:2000 или 1:5000.
Составление общеплощадочного стройгенплана обычно начинают с размещения дорог для внгутрипостроечного транспорта и параллельно с этим выбирают места для обще площадочных складов и механизированных установок. После этого размещаются все основные объекты строительного хозяйства. Последними, обычно проектируются временные сети водопровода, электроснабжения, теплоснабжения и др.
При проектировании объектов строительного хозяйства обычно руководствуются результатами расчета потребности в этих объектах и специальными правилами их размещения. Например, расстояния от бытовых помещений до пунктов питания не должно быть более 300…600 м (в зависимости от длительности перерыва), до санитарно-бытовых помещений - не более 200 м, до места производства работ - не менее 50 м. Противопожарные разрывы между временными помещениями должны быть 10., 20 м (в зависимости от степени огнестойкости), между складами - 10…40 м.
Расчеты потребности в различных ресурсах, объектах строительного хозяйства приводятся в пояснительной записке. Для общеплощадочного сгройгенпланл они обычно приближенны, т.е. основываются на укрупненных нормах на 1 млн. руб. СМР. На общеплощадочных стройгенпланах гидротехнических и водохозяйственных объектов обязательно показываются сооружения и устройства для обеспечения пропуска расходов воды в строительный период («строительных расходов»), разбивка очередности работ по возведению узла или комплекса гидротехнических сооружений.
При одностадийном проектировании, связанном обычно с небольшими стройками, общеплощадочнный стройгенплан не составляется.
Объектные стройгенпланы разрабатываются обычно отдельно на каждый объект, показанный на общеплощадочном стройгенгглане. При этом такие стройгенплапы могут составляться раздельно на каждый этап работ - для подготовительного периода, для нулевого цикла, для возведения надземной части. Графическая часть объектного стройгенллана содержит те же элементы, что и оощеплощадочного, но все вопросы прорабатываются более детально. Масштаб обычно принимается 1:500, 1:100, 1:200.