Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон 'Экономическая теория несовершенной конкуренции')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,46 Мб
  • Опубликовано:
    2014-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон 'Экономическая теория несовершенной конкуренции')

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

Факультет Международных Экономических Отношений

Кафедра Экономической Теории





Курсовая работа на тему:

«Теория и практика ценовой дискриминации» (на основе работы Джоан Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции»)


студентки 1-ого курса ф-та МЭО 13 гр.

Марии Олеговны Фоминой

научный руководитель:

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономической теории

Наталья Викторовна Буташина




Москва - 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Анализ поведения абсолютной монополии

Глава 2. Понятие ценовой дискриминации, её виды. Условия проведения политики ценовой дискриминации      

Глава 3. Графические исследования кривых совокупного предельного дохода, предельных издержек, предельной прибыли

Заключение

Список использованной литературы

Сноски


Введение

Предметом исследования данной работы является механизм осуществления ценовой дискриминации в условиях несовершенной конкуренции, определяющий степень монополизации конкретного типа производства, конкретного типа конечного продукта производителем. Сама по себе ценовая дискриминация являет собой «уловку монополиста», продающего один и тот же товар по разным ценам разным покупателям, не включающим в себя различие в издержках производства.

Цель исследования явления ценовой дискриминации заключается, прежде всего, в конечном определении ее положительной или отрицательной роли, как для производителя, так и для потребителя, благодаря чему возможно будет выявить определенную оптимальную «пропорцию», позволяющую максимально оптимизировать прибыль первого без негативного отражения этого на покупательной способности и на уровне жизни в целом последнего. Немаловажной задачей представляется также анализ теоретического материала с последующим приведением наглядных примеров осуществления ценовой дискриминации на сегодняшнем рынке с целью получения достоверного представления об основных условиях и законах, благодаря которым обеспечивается политика проведения дискриминационной политики цен.

Частичное представление ценовой дискриминации как фактора, обеспечивающего доход от производства благ государству-производителю, было впервые введено представителем маржиналистской экономической теории Жюлем Дюпюи, экономистом-первопроходцем, рассматривавшим вопрос предельной полезности и уровня общественного благосостояния в условиях проведения совершенной ценовой дискриминации. Формализацию и типологизацию ценовой дискриминации провел сторонник кейнсианской школы экономической теории - Артур Пигу. В своей работе «Теория общественного благосостояния» (1920 г.), автор выделяет основные условия ее проведения, а также выделяет три степени ценовой дискриминации. Неоценимый вклад в изучение предмета на основе сравнительного анализа проводимых на отдельных рынках политики ценовой дискриминации и конкретизацию ее условий проведения осуществила выдающаяся представительница в области теоретической экономики Джоан Робинсон, получившая мировую известность благодаря своему труду «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933 г.).

На сегодняшний день вопрос осуществления ценовой дискриминации являет собой актуальную тему, имеющую непосредственную связь с организацией добычи и распределения основных ресурсов энергопотребления. Поскольку нефтегазовая промышленность являет собой типичный пример монополии, у которой в зависимости от доступа к ресурсу и имеющимся технологиям формируется соответствующая цена. В данном случае дискриминационная политика цен устанавливается в связи с острой проблемой их ограниченности.

ценовая дискриминация конкуренция прибыль

Глава 1. Анализ поведения абсолютной монополии

Для более конкретного представления о смысле проведения политики ценовой дискриминации целесообразно будет для начала рассмотреть функционирование совершенной монополии на рынке несовершенной конкуренции, поскольку данный вид рыночной структуры позволяет наиболее наглядно проследить влияние политики дискриминации цен на эффективность функционирования производителя-монополиста.

Абсолютная (чистая) монополия - это фирма, производящая как однородную, так и дифференцированную продукцию, у которой нет субститута. В данном случае можно приравнять понятия «фирма» и «отрасль» в силу уникальности предоставляемого продукта или услуги. Отсюда следует и вывод о том, что такой продавец-монополист обладает широкой властью над ценой производимой продукции, является ценоискателем, влияющим на спрос покупателям путем ограничения предложения в том числе.

Существуют определенные характерные свойства монополии, одним из которых является установление единой цены на каждую единицу выпускаемой продукции. Поскольку речь идет об уникальном продукте, то имеет место явление, при котором цена товара превышает предельный доход производителя только на первом этапе производства. Для того чтобы обеспечить дальнейшее развитие фирмы, производитель увеличивает объем производства при одновременном понижении цены, в результате чего происходит обратное, а именно то, что предельный доход монополиста становится меньше цены. Исходя из приведенного свойства монополии, понижение цены распространиться на всю продукцию, обеспечив тем самым потерю от возможного валового дохода при неизменной цене. Таким образом, следует вывод о том, что зависимость между предельным доходом и валовым доходом имеет прямо пропорциональный характер: предельный доход положителен до тех пор, пока растет валовый доход. Наглядно это можно продемонстрировать на рис..

Рис. 1

эластичном спросе соответственно. Важно определить вид зависимости валового дохода, назначаемой цены и эластичности спроса ради дальнейшего анализа поведения монополиста на рынках с разной эластичностью спроса. Итак, когда спрос на графике можно проследить, что при эластичном спросе уменьшение цены приводит к росту валового дохода, а при неэластичном - к его снижению. Отсюда следует то, что монополисту всегда будет выгоднее действовать на рынке с эластичным спросом, поскольку ему не придется увеличивать свою выручку путем сокращения объемов выпуска продукции.

Необходимой составляющей любой фирмы, в данном случае монопольного производителя, являет соблюдение основополагающего правила максимизации прибыли:=MC,

Где МR - это предельный доход производителя, а MC-предельные издержки (издержки на каждую дополнительную единицу продукции). Таким образом, монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает более высокий прирост валового дохода, нежели увеличение валовых издержек.

Рис.2

На рис. 2 видно, что для данной фирмы положение, максимизирующее прибыль, соответствует 5 единицам продукции, цена которой будет равна значению пересечений кривой спроса и лучом Qm(122 долл.) по оси абсцисс. По такому же принципу выводится значение средних издержек: кривая средних общих издержек и луч Qm пересекаются в точке, соответствующей значению в 94 долл. по оси цен, издержек и дохода. Таким образом, прибыль на единицу продукции будет равна 28 долл., а прибыль на 5 единиц продукции 140 долл. соответственно.

Дополнением к вопросу о ценообразовании монопольной продукции, является также то, что у монополиста отсутствует кривая предложения, поскольку каждому конкретному объему продукции будет соответствовать различная цена в зависимости от степени эластичности спроса и величины издержек. Если уровень эластичности спроса недостаточен для получения прибыли, перед монополистом встает задача минимизации убытков путем соблюдения правила, по которому ценаPm должна будет превышать средние переменные издержки и соответствовать объему продукции, при котором соблюдается правило максимизации прибыли; в данном случае рассматривается краткосрочный период равновесия фирмы-монополиста (рис.3).

Рис.3

Теперь же непосредственно переходя к анализу монополии в условиях ценовой дискриминации, следует еще раз упомянуть тот факт, что основополагающую роль в формировании нескольких рынков для проведения эффективной политики ценовой дискриминации будут играть показатели предельных величин и эластичности спроса.

Глава 2. Понятие ценовой дискриминации, её виды. Условия проведения политики ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация (price discrimination) - продажа в один и тот же момент одного продукта разным покупателям по разным ценам, тогда как разница в цене не обусловлена разными издержками производства данного товара. Сделанный в определении акцент на отстраненности затрат производителя от дискриминационной стоимости товара объясняется довольно просто: в тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки при получении товара или услуги (условия доставки, упаковка, комплектация, особые качественные характеристики товара), требующие определенных затрат, ценовые различия не являются дискриминационными. Покупатель подвергается ценовой дискриминации тогда, когда платит за точно такой же товар (услугу) больше или меньше, нежели другой покупатель.

В отличие от рынка совершенной конкуренции, где производитель является ценополучателем, поскольку не может воздействовать на цену предлагаемого товара, на рынке несовершенной конкуренции изготовитель - это ценоискатель, обладающий монопольной властью, следовательно, влияющий на цену предлагаемой продукции. Проведению ценовой дискриминации монополистом предшествует создание барьеров, позволяющих размножить единое рыночное пространство на отдельные, однако все же зависимые друг от друга рыночные подпространства, если так можно выразиться. Используя свое выгодное положение, монополист увеличивает прибыль за счет установления разных объемов предлагаемой продукции по разной цене соответственно. Для того чтобы обеспечить изолированность рынков друг от друга, необходимо соблюдение производителем следующих условий:

различие степени эластичности спроса на товар по цене у разных покупателей должна быть существенным;

потребители данной продукции должны быть легко идентифицируемы;

покупатель не должен переходить на другой рынок с целью приобретения, а также перепродажи продукции по более низким ценам.

Остановлюсь более подробно на последнем пункте. Так называемые барьеры, ограничивающие возможность перехода покупателя на другой рынок с целью приобретения товара (услуги) или его перепродажи по более низкой цене, подразделяются на следующие типы:

географический (удаленность друг от друга рынков сбыта товара, зависимость от типа региона, города, плотности его населения);

естественный (невозможность перепродать услугу, оказанную, к примеру, в салоне красоты или в спортцентре);

психографический (принадлежность к соответствующему общественному классу, тип личности покупателя со свойственным ему образом жизни);

поведенческий (статус пользователя, интенсивность его покупательной способности, поводы для осуществления им покупок, искомые выгоды, уровень приверженности к конкретному производителю);

демографический (пол, возрасти, род занятий, образование, уровень доходов покупателя).

экономический (введение таможенных барьеров, пошлин на ввоз и вывоз продукции).

Ценовая дискриминация обусловлена основным противоречием рыночной системы, заключающимся в формальном усреднении цены из расчета равенства всех покупателей на рынке. Поэтому, казалось бы, прямую линию спроса называют кривой по причине масштаба рассматриваемой зависимости. Всегда будут покупатели, готовые приобрести тот или иной продукт по завышенной цене, в этом одна из главных причин возникновения ценовой дискриминации. К тому же стоит отметить, что приобретая товар по соответствующей ему цене, покупатель, по сути, недоплачивает, по тому как, если бы цена повысилась, потребитель не прекратил бы приобретать данный товар, а сократил бы объем покупок.

Существует три типа ценовой дискриминации, позволяющих определить степень монополизации конкретной фирмы (отрасли). Во-первых, это совершенная ценовая дискриминация, или ценовая дискриминация первой степени: монополист продает каждую единицу товара по максимальной цене, которую готов заплатить покупатель, тем самым присваивая себе весь излишек производителя. В данном случае кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на продукцию.

Совершенная ценовая дискриминация

При рассмотрении совершенной ценовой дискриминации стоит упомянуть имя Френка Вулворта, прошедшего путь от мелкого продавца в самой обыкновенной лавке к создателю крупнейшей розничной сети США в начале XX века. Поскольку в то время не практиковалась политика самообслуживания клиентов, в лавках не было не ценовых указателей рядом с конкретным товаром. Не было также витрин с красиво оформленной продукцией, владельцы не заостряли внимание на оформлении помещения, на разнообразие предлагаемых товаров. Френк Вулворт - человек, воплотивший все недостававшие элементы успешной конкурентной торговли. Американский предприниматель ввел систему продажи товаров по пять центов, которые были довольно актуальны и приносили Вулворту значительную часть от общей прибыли. Таким образом, «Пятицентовый король» Френк Вулворт назначал максимальную резервированную цену на каждую единицу товара. Следовательно, можно говорить о том, что Вулворт проводил политику совершенной дискриминации цен на часть своего товара, обеспечив себе постоянный приток покупателей соответствующей категории и немалый заработок наряду с выручкой от продаж других товаров по более высокой цене. В наши дни такой ценовой прием характеризует уже ценовую дискриминацию второго типа, связанную уже с зависимостью между количеством и ценой приобретаемого товара.

Совершенная ценовая дискриминация чаще всего практикуется в сфере предоставления услуг индивидуальной предпринимательской деятельности: юридические услуги, услуги врача, консультанта, репетитора и даже портного (индивидуальный пошив).

Далее следует ценовая дискриминация второй степени, предполагающая установление различных цен в зависимости от объема покупки. При покупке большего количества товара цена на его совокупную стоимость понижается. Оптовые продажи - типичный пример данного явления. На рис.5 представлен график, отражающий валовый доход монополиста при осуществлении ценовой дискриминации второго типа. В данном случае монополист, устанавливая две цены на различный объем продукции, осуществляет так называемое нелинейное ценообразование, то есть связь между объемом продаж и общими доходами носят нелинейный характер. При назначении монополистом цены Р' на объем продукции Q*, общий доход монополиста будет равен площади фигуры Р'AQ*0, однако если при осуществлении нелинейного ценообразования монополист одновременно устанавливает цену Р'' на соответствующий объем продукции Q**. В итоге доход увеличивается и становится равен площади Р'ABCQ**0.

Рис. 5 Выручка монополиста в условиях ценовой дискриминации второй степени

При назначении монополистом цены Р' на объем продукции Q*, общий доход монополиста будет равен площади фигуры Р'AQ*0, однако если при осуществлении нелинейного ценообразования монополист одновременно устанавливает цену Р'' на соответствующий объем продукции Q**. В итоге доход увеличивается и становится равен площади Р'ABCQ**0.Таким образом, каждый покупатель платит различную среднюю цену за единицу однородного товара. Здесь наиболее ярким примером служат всевозможные дисконтные формы ценообразования:

скидки на объем поставок (чем больше заказ, тем ниже цена);

кумулятивные скидки (стоимость поездок в метро определяется количеством приобретенных за раз поездок);

временные скидки (различные цены на дневные и вечерние сеансы в кино, наценки в ресторанах в вечернее время, и наоборот, установление более низких тарифов на электроэнергию и водоснабжения в вечернее время).


Рис. 6 Ценовая дискриминация третьей степени

За постоянную величину принимаются предельные издержки производства. По углу наклона прямой спроса можно сделать вывод о том, что на «дорогом» рынке производителю выгоднее установить цену P1при объеме продаж Q1 соответственно, а на «дешевом» положение соотношение цены P2и объема продаж Q2 позволит монополисту максимально увеличить свой доход. В конечном итоге, сумма площадей валового дохода монополиста будет больше, чем общий доход монополиста, не практикующего ценовую дискриминацию.

Примером ценовой дискриминации третьей степени служит деление покупателей на «существующих» и «потенциальных». Покупатель, предъявивший спрос на ту или иную услугу, сможет приобрести ее по более выгодной цене, нежели тот, который данной услугой уже пользуется. Данная схема актуальна при приобретении всевозможных программных продуктов на большое количество устройств (компьютеров); установка аналогичного продукта будет связано со значительными издержками, поэтому давним клиентам приходится оплачивать некоторые неудобства и дополнительные издержки при обновлении программ. Таким образом, поставщик данной услуги имеет возможность проводить ценовую дискриминацию, запрашивая более высокую сумму у постоянных клиентов, назначая при этом более низкую цену для новых клиентов. Более наглядным примером может послужить дифференциация цен на авиабилеты для туристов и бизнесменов. Сегментирование потребителей в данном случае происходит за счет определения срока поездки: для туриста минимальный срок составит неделю, следовательно, цена его билета будет ниже. Назначение различных цен часто практикуется при определении возрастных категорий покупателей: стоимость билетов в кинотеатры, музеи, театры варьируется от самой низкой (цена, назначаемая для пенсионеров, школьников, инвалидов), к самой высокой (для иностранцев, людей среднего возраста).

Глава 3. Графические исследования кривых совокупного предельного дохода, предельных издержек, предельной прибыли

Необходимость более подробного исследования предельных величин и эластичности цены спроса и предложения при осуществлении ценовой дискриминации обусловлено возможностью ответа на следующие вопросы:

Какой объем продукции необходимо производить монополисту, для того чтобы выполнялось основное правило максимизации прибыли в условиях проведения ценовой дискриминации?

Какой уровень цен должен сложиться для получения наибольшей прибыли?

Когда политика ценовой дискриминации теряет свой смысл?

В чем основные недостатки и преимущества монополии, практикующей ценовую дискриминацию?

Рис. 7 Определение объема выпускаемой продукции

На рис. 7 представлены два сегмента рынка с соответствующим уровнем спроса (D1,D2) на продукцию и величиной дохода от ее продажи. Доход монополиста определяется разницей между совокупным доходом и совокупными издержками, в данном случае она равна площади заштрихованной фигуры, ограниченной кривой предельных издержек МС и кривой совокупного предельного дохода AMR. Объем продаваемой продукции в данном случае определяется положением точки, в которой кривая совокупного предельного дохода пересекается с кривой его предельных издержек. Для каждого рынка будет выполняться правило, по которому объем приобретенной продукции будет соответствовать равенству предельного дохода монополиста предельным издержкам на весь предлагаемый товар.

Средний доход монополиста при этом будет рассчитываться на основании известного количества продукции, предлагаемой по конкретной цене. Так как для определения предельного дохода монополиста необходимо вычислить значение количества продукции, предельный доход от которой на различных рынках одинаков (для каждого значения предельного дохода). Тогда величина совокупного предельного дохода позволяет определить его средний доход от продажи продукции на отдельных сегментах рынка. На рис.61общий доход для продукции каждого вида определен площадью фигуры, ограниченной кривой предельного дохода. Таким образом, средний доход будет равняться частному совокупного дохода на количество продукции.

Рис. 8 Кривые спроса и предельного дохода на сегментированных рынках

Для определения уровня цен, складывающегося в условиях ценовой дискриминации Дж. Робинсон приводит график (рис.8), на котором изображены кривые спроса (D1и D2) и предельного дохода (MR1 и MR2) на двух сегментированных рынках. Кривая АD - результирующая кривая совокупного спроса, показывающая, сколько продукции продано при условии одинаковой цены на товар на обоих рынках. Кривая совокупного предельного дохода AMR показывает, какой объем продаж соответствовал бы величине предельного дохода монополиста в случае, если последняя одинакова для обоих рынков. Из данного графика выводятся следующие уравнения:

АL = AL1+AL2, АМ=AM1+AM2.

Отсюда идет вывод о том, что значение выпуска монополиста в условиях ценовой дискриминации определяется положением точки пересечения кривой предельных издержек (АL) и кривой совокупного дохода (AD). Объем продукции складывается из продукции, предлагаемый на обоих рынках; предельный доход монополиста будет равен предельным издержкам производства всей продукции. Цена на каждом из рынков является ценой спроса на всю продаваемую продукцию.

Для рассмотрения следующего вопроса Дж. Робинсон выстраивает логическую цепочку относительно поведения монополиста, в случае если он был абсолютно независим от внешних барьеров и мог бы действовать исключительно с целью максимизации прибыли. Итак, монополист после установления единой монопольной цены на свою продукцию, затем проводит сегментацию рынка. В случае если эластичность спроса покупателей одинакова, то ценовая дискриминация не будет приносить никакой выгоды. Однако при различной эластичности спроса монополист сразу разделит их уже на группы по данному показателю. Для группы покупателей с высокой эластичностью он понизит цену, а для группы с неэластичным спросом ее соответственно повысит. Если в данном случае, при новой цене, эластичность спроса внутри какой-либо из групп покупателей окажется одинаковой, то дальнейшее разделение рынка не будет иметь смысла. При разных показателях эластичности монополисту выгодно будет снова разделить один из существующих сегментов еще на два новых, и так до тех пор, пока на каждом сегменте рынка не останется группа покупателей с одинаковой эластичностью спроса.

Для ответа на последний вопрос Дж. Робинсон исследует вопрос о том, насколько вредоносна или полезна практика монополистом ценовой дискриминации для общества в целом. С одной стороны, автор делает акцент на том, что иногда монополисту необходимо проведение ценовой дискриминации в силу специфики предлагаемой услуги (продукции), в случае, когда кривая средних издержек лежит выше кривой спроса, производство будет невыгодным при установлении на нее единой цены. К примеру, открытие бюро медицинских, юридических услуг, не сумеют устоять на рынке на начальном этапе, не применяя политики ценовой дискриминации. Если кривая средних издержек в какой-то точке будет находится под кривой среднего дохода, при условии, что она одновременно находится и выше кривой спроса, то применение ценовой дискриминации позволит извлечь прибыль из производства. Однако в случаях, когда производитель-монополист проводит дифференциацию цен ради «оправдания первоначальных вложений», ценовая дискриминация не принесет пользы обществу. Допустим, определенная компания сделала долгосрочные капиталовложения, и теперь для того, чтобы их «оправдать», она проводит политику сокращения спроса ради извлечения нормальной прибыли.

Далее автор рассматривает вопрос касательно того, какой группе покупателей выгодно проведение монополистом политики ценовой дискриминации. Легко предположить, что клиенты рынка с высокоэластичным спросом окажутся в более выгодном положении (цена на приобретаемую ими продукцию будет ниже), чем клиенты «сильного рынка» с неэластичным спросом. Поэтому также стоит отдать предпочтение высокоэластичному рынку сбыта продукции (услуги) за границей, нежели рынку с менее эластичным спросом внутри страны. Дж. Робинсон приводит аргументированное рассуждение в пользу данной точки зрения, сопоставляя величину предельных издержек и цену предлагаемой продукции, которая будет уменьшаться при росте производства и одновременно при сокращении предельных издержек производства.

Следующее предположение, рассматриваемое автором, заключается в том, что «покупатели на рынках, где установились высокие цены, получают выгоду, обусловленную низкими ценами на других рынках». Поскольку на «слабом» рынке в условиях простой монополии продавалось бы меньше продукции при установлении на нее единой цены, основная доля совокупных издержек приходилась бы на продукцию, предлагаемую на «сильном» рынке. При проведении ценовой дискриминации, часть общих издержек перейдет на «слабый» рынок, позволив клиентам «сильного» рынка занять новое, более выгодное положение. Автор обращает внимание на то, что пока перед монополистом стоит цель максимизации прибыли, ценовая дискриминация, рассмотренная в данной ситуации, будет действовать в пользу покупателей на рынке с завышенной ценой.

Отношение ценовой дискриминации к политике контроля над ценами имеет место для производства требуемого количества товара при извлечении максимальной прибыли из него монополистом. Такая ситуация возможна при выполнении следующего условия: для стимулирования производства монополиста как можно больше продукции, необходима установка цен, при которых предельный доход производителя будет одинаков на каждом рынке, а его совокупный средний доход был бы равен средним издержкам всего производства.

Таким образом, такой подход к осуществлению ценовой дискриминации позволит производить наибольшее количество продукции. Однако тут же встает и острая проблема нерационального распределения ресурсов и упомянутая выше проблема проведения дифференциации цен лишь для извлечения прибыли без ориентации на общественное благосостояние.

Джоан Робинсон завершает свое рассуждение мыслью о том, что желательно не доводить объем производства, допустив при этом ценовую дискриминацию, что позволит остаться в выгодном положении и монополисту-производителю и потребителю.

Заключение

Исследование вопроса ценовой дискриминации как фактора, обуславливающего прибыльное производство товара (услуги), и рассмотрение ее всесторонних воздействий на рыночную структуру несовершенной конкуренции, в данном случае на деятельность монопольной фирмы (отрасли) на рынке несовершенной конкуренции, позволили в целом проанализировать систему установления и проведения дифференциации цен.

Были рассмотрены ключевые аспекты ценовой дискриминации, расширившие первоначальное представление о сути и формах проведения данной политики, а именно: показатели эффективности ценовой дискриминации на основе положений кривых спроса и предельного дохода производителя, а также кривых предельных и средних издержек, обязательные условия для проведения политики дифференциации цен, типологизация видов ценовой дискриминации, позволившая различать формы воздействия монополиста на цену и барьеры, которые устанавливает монополист для ее поддержания.

Всё это в совокупности позволило дать ответ на главный вопрос, заданный в введении данной работы. Ценовая дискриминация предстает выгодной как для монополиста-производителя, так и для потребителя при определенных условиях, рассмотренных чуть выше. Однако на мой взгляд, практика политики дифференциации цен практически всегда отличается от оптимальной теоретической модели ее осуществления. Это не касается случая, при котором производителю необходимы средства для накопления первоначального капитала, что было также указано в последней главе.

На современном этапе развития рыночных отношений производитель в силу острой проблемы ограниченности ресурсов все меньше задумывается над тем, как обеспечить такой уровень производства и цен, при котором бы достигалось соответствующий объем потребления товара в зависимости от степени его полезности для потребителя. Одной из основных идей монополии является достижение максимальной прибыли при помощи намеренного сокращения возможного объема выпуска данной продукции, благодаря которому монополист присваивает себе часть излишка потребителя в виде сверхприбыли. На сегодняшний день данная политика в сочетании с проведением политики ценовой дискриминации позволяет монополисту зачастую руководствоваться личными интересами, к тому же пользуясь всем спектром возможностей неэкономического воздействия на потребителя. Политику ценовой дискриминации проводят как производители потребительских товаров, так и поставщики сырьевой продукции. В последнем случае политика дифференциации цен играет куда более значимую роль, в большинстве случаев негативную в силу уже указанной проблемы ограниченности ресурсов.

«Увеличение богатства не то же самое, что уменьшение бедности» - цитата Джоан Робинсон, которая, на мой взгляд, отражает главную суть политики ценовой дискриминации.

Список использованной литературы

Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 1986. - 312 с.

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - ХХХVI. - 939 с.

Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2012. - 831 с.

Ценовая дискриминация [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.biztimes.ru/index.php?artid=610>

Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html>R. Varian Microeconomics. A modern approach. 8 edition. -New York: W.W.Norton & Company, Inc., 2010. - p.739.

Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. - Спб.: Питер, 2002. - с.608.

Сноски

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - ХХХVI. - с. 536

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - ХХХVI. - с. 539

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - ХХХVI. - с. 541.

Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2012. - с 151.

Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2012. - с 152.

Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html

Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2012. - с 153.

Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2012. - с 156.

Ценовая дискриминация [Электронный ресурс]. - URL:://www.biztimes.ru/index.php?artid=610

Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 1986. - с. 257.

Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 1986. - с. 256.

Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 1986. - с. 260.

Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 1986. - с. 263.

Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 1986. - с. 286-288.

Похожие работы на - Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон 'Экономическая теория несовершенной конкуренции')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!