Приватизация в России на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    158,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приватизация в России на современном этапе

Введение


С началом экономических реформ в нашей стране возникла необходимость преодоления монополизма государственной собственности. Причем этот процесс охватил не только Россию, но и более 100 национальных экономик мира с разным экономическим укладом. Экономические цели у многих государств были общие: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государственного дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке.

Приватизация государственного и муниципального имущества, проводимая в России, стала одним из условий перехода нашей страны к рынку. Она была направлена на отказ от господствующей роли государства в экономике. Данный процесс проходил в сложных социально-экономических условиях, что повлекло за собой появление некоторых особенностей «приватизации по-российски»:сочетание безвозмездной и возмездной приватизации; сочетание обязательной и инициативной приватизации; сочетание приватизации и демонополизации; поэтапное проведение приватизации.

Хотя исследование этого явления представляет исключительную важность для российского обществознания, проблема остается пока совершенно не изученной. Чаще других эта тема затрагивалась в работах экономистов Барсукова С.Ю., Герчикова В.И., Меньшикова С., Тимошиной Т.М. и др. Получила она определенное освещение и в работах социологов и политологов (в основном изучалось отношение россиян к приватизации, социальный облик «новых капиталистов» и др.) Левашова В.К. Перегудова С., Лапиной Н., Семенко И.

Что касается истории приватизации, ее хода и особенностей, то эта проблема затрагивалась в основном в историко-публицистических изданиях Бунича А., Медведева Р., Рубби А. Научных публикаций на эту тему пока крайне мало.

Целью приватизации в России служил переход к рыночной системе и обеспечению условий для функционирования этой системы.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.

Основной целью данной работы является рассмотрение приватизации В России.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

-       рассмотреть сущность, механизм и законодательную базу приватизации в России;

-       исследовать хронику развития российской приватизации;

-       рассмотреть приватизацию в России на современном этапе.

Объект исследования история приватизации в России.

Субъект - приватизация на современном этапе развития.

Методы исследования: анализ, исследование научной и специальной литературы.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматривается сущность приватизации, механизм и законодательная база приватизации. Рассмотрены этапы развития приватизации в России.

Во второй главе исследуется состояние приватизации в России на современном этапе.

И наконец, в третьей главе анализируются проблемы и перспективы приватизации в России.

1. Теоретические аспекты приватизации в России

 

.1 Приватизация: сущность, механизм и законодательная база

приватизация правовой собственность

Российская приватизация - это, без сомнения, важнейшее историческое событие 1990-х годов, кардинально изменившее общественные отношения в нашей стране в постсоветский период.

Процесс разгосударствления может происходить двумя способами: без смены собственника на средства производства и результаты труда и со сменой собственника.

В качестве общих признаков приватизации используются следующие:

-       переход прав собственности государства в пользу частных лиц;

-       делегирование госпредприятию права распоряжаться имуществом;

-       полная продажа госпредприятия частным лицам;

-       продажа части активов.

В российской экономической и правовой науке также нет однозначного определения термина «приватизация». В широком смысле приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. По мнению Л. Никифорова и Т. Кузнецовой, в их работе «Концептуальные основы разгосударствления и приватизации» под приватизацией понимается организационно-правовой процесс смены собственника посредством «передачи работником символа собственности на часть средств предприятий или продажа в частную собственность мелких предприятий, цехов, мастерских». Это есть «процесс восстановления положения каждого трудящегося как собственника практически в рамках каждой из возможных форм собственности».

Приватизация (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Крах СССР, банкротство советской экономики поставили на повестку дня приватизацию, то есть передачу или продажу физическим или негосударственным юридическим лицам полностью или частично имущества государственных предприятий. Иногда в определение приватизации включали и модификацию модели управления государственными предприятиями без отчуждения имущественных прав - на основе подряда, аренды, контрактов, полного либо частичного изменения юридического или финансового статуса предприятия. Синонимом такой трактовки стало понятие «разгосударствление».

Приватизация предприятий позволяла отказаться от государственных инвестиций в промышленность, которые, как показывает мировой опыт, всегда неэффективны. Активы государственных предприятий и корпораций «ничейные». Решения по государственным инвестициям принимал бюрократический аппарат министерств и Госплана, но у чиновников не было личной заинтересованности в увеличении стоимости активов. Именно поэтому государственные предприятия, даже сравнявшись с частными в своей текущей производственной деятельности, всегда проигрывают им в долгосрочном плане. Заводы, которые народ строил, терпя нищету и лишения, оказались в условиях рынка без будущего. Яркий тому пример - московский АЗЛК, производивший «Москвичи».

Приватизация позволяла, опираясь на интересы собственников, увеличить отдачу от активов предприятий и эффективность инвестиций, перестроить структуру промышленности под требования рынка. А также отказаться от текущих бюджетных субсидий убыточным предприятиям, ведь, находясь в государственной собственности, предприятия могли рассчитывать на поддержку государства. Как бы плохо ни работало предприятие, банкротство ему не грозило. Мировой опыт показывал, что без приватизации даже хороших структурных реформ недостаточно, чтобы покончить с дотациями. Отсюда важная цель приватизации - ввести предприятия в рамки жестких финансовых ограничений, передав или продав их частным лицам. Это позволяло снизить нагрузку на бюджет, имевший в те годы огромный дефицит, и направить высвободившиеся средства на зарплату бюджетникам и пенсии.

Возрождение в России частной собственности было необходимо еще и потому, что оно обеспечивало сохранение политических свобод, обретенных россиянами на рубеже 1990-х годов. Любая рыночная экономика опирается на три фундаментальных принципа: экономическую свободу, экономические контрактные отношения и частную собственность. Поэтому, признавая важность приватизации, нельзя недооценивать значение самого рынка. Без либерализации рынка формальные права собственности оказываются крайне ограниченными. Трудно представить себе гражданина, согласного приватизировать магазин, товары в котором будут продаваться по директивным, чаще всего заниженным ценам. Уместно вспомнить, что нацисты, придя к власти в Германии, формально не отменяли частную собственность, но ввели государственные цены. Реакцией частных собственников было бегство из страны, от своей собственности.

Общий стратегический план приватизации готовился еще в 1991 г.: первая программа приватизации Правительства РСФСР появилась на свет в мае 1991 г. Затем был принят целый пакет законов и постановлений исполнительной власти по приватизации, в том числе «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», Закон РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий, Закон РФ об изменениях и дополнениях к Закону о приватизации, постановление Правительства РФ «О порядке введения системы приватизационных чеков в Российской Федерации» и т.п. Наконец, 11 июля 1992 г. российский парламент во втором чтении принял Государственную программу приватизации, которая предусматривала, что главными объектами приватизации должны стать предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства и промышленности стройматериалов, производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, автомобильного транспорта, общественного питания и бытового обслуживания. В каждой из этих отраслей предполагалось приватизировать 50-60% всех предприятий. Однако уже через 3 недели вышел Указ Президента, объявивший форсированное преобразование предприятий большинства отраслей промышленности в акционерные общества открытого типа, утверждавший процедуры такого преобразования и в том числе Типовой устав акционерного общества. Затем были приняты еще законы, указы и постановления. В результате была создана необходимая правовая база для широкой приватизации.

На практике в нашей стране использовались несколько путей и методов приватизации. Из всех возможных путей приватизации акцент делался, во-первых, на распродажу мелких предприятий с численностью занятых до 200 человек через аукционы (малая приватизация), во-вторых, акционирование крупных государственных предприятий с числом занятых свыше 1000 человек (большая приватизация), в-третьих, на раздачу всему населению ваучеров с правом их последующего обмена на акции приватизируемых предприятий.

Конечно, использовались и иные пути приватизации, но они были не столь типичными. Среди главных методов приватизации отметим следующие шесть:

-       продажа акций предприятий и фирм;

-       продажа предприятий на аукционах;

-       продажа предприятий на коммерческих конкурсах;

-       продажа предприятий на инвестиционных конкурсах;

-       продажа собственности ликвидируемых предприятий;

-       сдача в аренду.

Помимо приватизации промышленных и иных предприятий стечением времени серьезно продвинулось решение вопроса о приватизации земли. Президент России еще в октябре 1993 г. подписал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в соответствии с которым государство гарантировало неприкосновенность и защиту прав собственников земли.

Указ разрешал всем российским юридическим и физическим лицам, владеющим земельными участками, распоряжаться ими по собственному усмотрению: продавать и покупать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, передавать земельный участок или часть его в качестве взноса в уставные фонды различных предприятий.

Помимо законодательной, или правовой, базы был создан и организационный механизм приватизации. Прежде всего, были образованы специальные государственные организации, обеспечивающие общее руководство процессом приватизации. Это Госкомимущество РФ, выполнявшее организационно-правовые функции, и Российский фонд федерального имущества (РФФИ), на который были возложены исполнительные функции. Оба ведомства помимо центрального аппарата в Москве имели на местах территориальные структуры, соответствующие комитеты на уровне республик Федерации, областей и городов.

Наряду с этим были организованы инвестиционные институты, специализирующиеся на услугах по организации первичного размещения ценных бумаг приватизируемых предприятий (консалтинговые и брокерские фирмы, инвестиционные компании и банки), а также инвестиционные институты, выступающие опосредующим звеном, аккумулирующим сбережения для их последующего инвестирования (инвестиционные фонды и фирмы). Созданы разнообразные организации по купле-продаже приватизируемых объектов (аукционы, инвестиционные торги, международные тендеры и др.), а также структуры организованного рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные компании и корпорации).

Целью организации такого механизма приватизации было создание рынка капитала. Однако законодательная база, регулирующая создание и функционирование частных предприятий и фирм, была слабой, недостаточно проработанной. Тем не менее, к 1994 г. доля государственного сектора в ВВП страны снизилась до 38%, доля приватизированных предприятий составила 37, а изначально частных предприятий - 25%.

1.2 Хроника российской приватизации


Разгосударствление экономики в СССР фактически началось в 1987-1988 годах. Большинство коммерческих банков было создано в 1988-1990 годах. Первые крупные объекты приватизировались на основании специальных постановлений Совета Министров СССР и других властных органов. Никакой узаконенной общей модели приватизации тогда не было, зато был простор для злоупотреблений.

Легализация кооперативного, а затем и мелкого частного производства в СССР во второй половине 1980-х годов проходила на фоне отставания коммерциализации госпредприятий и полной неупорядоченности отношений между государственным и негосударственными секторами экономики. Институты рыночной инфраструктуры на рубеже 1980-1990-х годов вырастали не на почве частного предпринимательства. Учредителями большинства коммерческих банков и бирж были крупные государственные предприятия и объединения. Эти банки и биржи (как и кооперативы) полулегально перекачивали государственные капиталы в сферу негосударственного предпринимательства. Их создание ознаменовало начало спонтанной, «номенклатурной» приватизации госсобственности.

В 1985-1990 годах проводились косметические изменения экономической системы, когда любые негосударственные формы собственности рассматривались лишь в контексте многоукладной социалистической экономики с доминировавшим государственным сектором. 19 ноября 1986 года был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности в СССР». С 1987 года предприятия получили большую свободу действий, однако уровень их ответственности и мотивации не увеличился, так как не было создано полноценной частной собственности - с юридически закрепленными правами собственности владельцев. С принятием 26 мая 1988 года Закона «О кооперации в СССР» под вывеской кооперативов стали возникать разнообразные предприятия, но полноценных частных по-прежнему не было.

В понимании членов Политбюро ЦК КПСС в основе экономических преобразований должно было лежать внедрение в социалистическую экономику элементов рыночных отношений, чтобы хозяйствующие субъекты были экономически самостоятельны, свободны в принятии решений и заключении договоров. А гарантом договорных отношений вместо прямого административного принуждения должны были стать закон и предусмотренная им ответственность. Для этого нужно было обособить имущество предприятий, чтобы они могли отвечать им по своим обязательствам. Это требовало создания определенных юридических конструкций и законодательного их закрепления.

Одной из них стала концепция «полного хозяйственного ведения». У предприятия, которое оставалось государственным, появилась некая фикция собственности. В отношениях с хозяйственными партнерами оно получило право распоряжаться своим имуществом как собственным, причем не всем, а только оборотными средствами. На сделки с основными фондами (недвижимость, станки, оборудование) требовалось согласие государства. Это ограничение мотивировалось тем, что производственный потенциал государственных предприятий, даже получивших широкую свободу выбора направлений деятельности, продолжал формироваться централизованно. Однако довольно скоро отказались и от ограничений на сделки с оборудованием. В итоге право госпредприятия распоряжаться своим имуществом в отношениях с другими предприятиями не отличалось от права собственности. В таком виде концепция «полного хозяйственного ведения» и была зафиксирована в Законе «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 года №1305-1 и в законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года №1529-1.

Применение на практике концепции «полного хозяйственного ведения» создало своеобразную ситуацию. Госпредприятие-де-факто становилось собственником своего имущества. При этом Закон «О государственном предприятии» 1987 года, запретив промышленным министерствам увольнять директоров предприятий, сделал их независимыми от министерств. Такой директор, действуя от имени предприятия, имел все полномочия собственника. Но эти полномочия не были уравновешены должной мерой ответственности: поскольку активы предприятия формально не принадлежали его руководителю, все убытки относились на государство.

Директора, пользуясь разницей между государственными и рыночными ценами, лишали «свои» предприятия оборотных средств. Они продавали продукцию предприятия принадлежавшим им кооперативам по более низкой цене, а те продавали ее дороже, оставляя полученную прибыль на своих счетах. Право «полного хозяйственного ведения» дополнялось фактической финансовой безответственностью. Установить государственный контроль над всеми было нереально.

К 1990 году на основе концепций аренды и «полного хозяйственного ведения» действовало подавляющее большинство предприятий в СССР. В электротехнической промышленности к 1991 году в аренду было передано примерно 80% предприятий.

В конце 1991 года в условиях распада СССР стихийная приватизация бушевала вовсю. По сути это было нелегальное присвоение номенклатурой общенародной собственности, так как законных процедур разгосударствления не существовало. Чаще всего работали две схемы захвата госсобственности. Первая: имущество госпредприятия просто переписывалось как составная часть имущества некоего вновь создаваемого акционерного общества, здравый смысл игнорировался открыто и бесстыдно. Вторая: государственное имущество становилось частной собственностью в результате проведения нехитрой операции «аренды с выкупом». Пользуясь отсутствием законодательства об интеллектуальной собственности, большие пакеты акций отдавались за «знания, опыт директора и его заместителей». Позже, чтобы подобные действия выглядели более «рыночными», номенклатурная приватизация приняла форму финансово-индустриальныхгрупп и холдинговых компаний.

«К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынков (преобладал первый), имели почти законченное (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) здание бюрократического капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала… И пока господствующие классы успешно решали свои проблемы, хозяйство разорялось дотла».

Близость к власти и собственности позволяла присваивать государственную собственность негласно и в крупных размерах. В 1988-1990 годах общественность, увлеченная эйфорией политических реформ и демократизацией общества, да и многие специалисты так и не осознали, что значительная часть государственной собственности уже была приватизирована, а точнее, разворована еще до распада СССР, до принятия законодательства о приватизации, до формирования российского правительства реформаторов.

В 1990-1991 годах бурные и крайне политизированные дискуссии вызывали вопросы: по какой модели проводить приватизацию, в какой последовательности, с какой полнотой и скоростью?

Были известны три основные модели:

.        Модель массовой бесплатной приватизации - граждане страны бесплатно наделяются весомой частью государственной собственности. Для эффективного корпоративного управления предприятием массовая приватизация оказывается скорее негативной, но в дальнейшем все зависит от темпов концентрации собственности.

.        Модель инсайдеров - работники и менеджеры приобретают предприятие целиком или контрольный пакет его акций (акции принадлежат им персонально) с правом их последующей продажи. В мировой практике достаточно распространена передача убыточных государственных предприятий в собственность работников. Недостаток этой модели в том, что работники больше заинтересованы в росте зарплаты и сохранении рабочих мест, чем в прибыли и дивидендах. Эффективность приватизации по этой модели зависит от развития рынка акций и состояния корпоративного законодательства.

.        Модель единовременного установления мажоритарного контроля - внешний покупатель приобретает предприятие целиком или контрольный пакет его акций. Нередко им становится инвестор, технологически связанный с этим предприятием. При реализации этой модели практикуются прямая продажа предприятия стратегическому инвестору (case-by-case), аукционы и инвестиционные конкурсы. Это самый медленный способ приватизации, но он позволяет обеспечить эффективное корпоративное управление.

Можно также назвать модель смешанного (частно-государственного) контроля, которую использовали страны с переходной экономикой. Правда, ни в одной из них чиновники так и не сумели эффективно управлять пакетами акций, оставшимися в собственности государства. Модель «социально ориентированной» собственности отличалась от других тем, что непроданные акции передавались в социальные фонды. Встречалась и модель «стандартных продаж» по открытой подписке.

На выбор модели приватизации повлияло ощущение «окна возможностей», краткости исторического периода, отпущенного на институциональные преобразования. Стремление реформаторов, пришедших к власти после крушения коммунистического режима, к быстрой массовой приватизации было связано с желанием достичь точки невозврата к социализму. Возникла невиданная ранее в истории проблема: как приватизировать «сразу все».

Не меньшую сложность представляли экономические аспекты приватизации. Какой должна быть программа приватизации, чтобы быстрее добиться повышения эффективности управления теперь уже от частных владельцев? Какую правовую форму придать предприятиям - открытые или закрытые акционерные общества, товарищества? Как проводить аукционы при продаже предприятий? Какие финансовые организации смогут способствовать приватизации? Сколько стоит приватизируемая госсобственность? Ведь цена зависит от того, кто покупает и кто продает. Каковы финансовые возможности покупателя, а главное - какой доход он рассчитывает получить от покупаемого объекта? И вообще, захотят ли российские граждане, не имеющие опыта частной собственности на средства производства, в массовом порядке вкладывать деньги в покупку неведомых им акций?

Опыт западных стран с развитой рыночной экономикой для России был практически неприменим. Приватизация крупных предприятий по стратегии case-by-case, как в Великобритании, была возможна только при наличии развитого фондового рынка, значительных свободных капиталов, которые можно привлечь к приватизации, достаточного числа квалифицированных менеджеров с опытом работы в условиях рынка и специалистов по аудиторской оценке предприятий. При определении цены предприятия важна цена земли, на которой оно находится. А ее объективно определить невозможно, пока не сложится рынок земли. Всех этих необходимых предпосылок в начале приватизации в России не было. Как не было и возможности проводить приватизацию медленно.

Впрочем, все сказанное относится к крупным предприятиям. А кафе, магазины и ателье могли быть приватизированы через аукционы за деньги, то есть экономически наиболее рациональным способом. Что и было сделано. Уже с начала 1992 года в ходе «малой приватизации» на российской земле начал укореняться институт легальной частной собственности.

Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.

Предприятия были поделены на группы, а именно:

-       предприятия, приватизация которых была запрещена;

-       разрешалась только по решению Правительства РФ или правительств республик в составе РФ;

-       разрешалась по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых министерств;

-       разрешалась в соответствии с местными программами приватизации;

-       разрешалась с согласия трудовых коллективов в случаях, предусмотренных Законом «О приватизации…»;

-       предприятия, которые подлежали обязательной приватизации.

Объекты собственности, не включенные в обязательные задания и не имевшие ограничений на приватизацию, приватизировались на основании местных программ или заявок. Программа не регулировала приватизацию совхозов, земельного и жилищного фондов. Конкретный способ приватизации предприятия определялся по результатам работы комиссии по приватизации с учетом мнения его трудового коллектива. Приватизация проводилась в соответствии с «Типовым планом приватизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1992 года №547.

Акционерные общества учреждались в соответствии с Положением об акционерных обществах, которое действовало до вступления в силу Закона «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 года №208-ФЗ. Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 был утвержден «Типовой устав акционерного общества открытого типа». Не допускалось создание АО закрытого типа и на базе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в которые входили государственные (муниципальные) предприятия.

Имущественные вклады, внесенные государственными (муниципальными) предприятиями в уставный капитал других предприятий, признавались находящимися в государственной (муниципальной) собственности. Внесение таких вкладов допускалось только с разрешения Комитета по управлению имуществом, а отчуждение в любых формах - только в соответствии с законодательством о приватизации.

Для борьбы с монополизмом и стремлением советских административных структур перекраситься под участников рынка блокировалось создание новых предприятий объединениями государственных (муниципальных) предприятий, органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Исключение делалось только для комитетов по управлению имуществом и фондов имущества. Правопреемниками учредителей таких предприятий, созданных еще до утверждения Государственной программы приватизации, признавались лишь фонды имущества.

Комитеты по управлению государственным имуществом, выделяя структурные подразделения из состава приватизируемых предприятий, учитывали требования антимонопольного законодательства, а согласования с трудовым коллективом не требовалось. Для создания стимулов к разрушению монопольных структур типа отраслевых объединений, торгов и т.п. льготы должностным лицам выделяемых подразделений предоставлялись в полном объеме, только если подразделения преобразовывались в открытые АО.

Были предусмотрены следующие способы приватизации:

-       продажа акций открытых АО;

-       продажа предприятий на аукционе;

-       продажа предприятий по коммерческому конкурсу;

-       продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

-       продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

-       выкуп арендованного имущества.

Крупные предприятия (более 1 тыс. работников, стоимость основных фондов свыше 50 млн рублей) преобразовывались в открытые АО, а мелкие предприятия (до 200 работающих, балансовая стоимость менее 1 млн рублей) подлежали продаже на аукционе или по конкурсу. На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.

Выбор схемы приватизации и вариантов льгот определялся стремлением сбалансировать интересы различных социальных групп в ходе реформы отношений собственности. Если приватизация проводилась по предложению трудового коллектива, то применялся один из трех вариантов льгот его членам:

Первый - всем членам трудового коллектива безвозмездно передавались привилегированные акции на 25% уставного капитала, но в сумме не более 20 МРОТ на одного; обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в сумме не более 6 МРОТ на одного, продавались по закрытой подписке со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет. Директору, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах 5% уставного капитала, но не более 2000 МРОТ на каждого;

Второй - всем членам трудового коллектива предоставлялось право приобретения обыкновенных акций суммарно до 51% величины уставного капитала. Цена акций была установлена Госкомимуществом в размере 170% номинальной стоимости. Комитеты по управлению государственным имуществом с согласия трудового коллектива могли разрешить участвовать в закрытой подписке на акции работникам предприятий, входивших в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием;

Третий - группе работников предприятия предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций в сумме до 20% уставного капитала при условии, что она берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия и недопущение его банкротства, а также получает согласие трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не более одного года (без права продления). Эта группа приобретала акции по истечении срока договора. На период его действия ей передавалось право на голосование 20% акций, принадлежавших фонду имущества. Если группа не выполняла условия договора, право на опцион утрачивалось и акции поступали в продажу. Члены группы несли материальную ответственность имуществом, принадлежавшим им на праве частной собственности и вносимым в виде залога на сумму не менее 200 МРОТ в расчете на каждого члена группы. При этом всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались по закрытой подписке обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 МРОТ в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года. Третий вариант мог применяться только на предприятиях с численностью более 200 работников и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. рублей.

Во всех трех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций приватизируемого предприятия (за исключением акций, проданных членам трудового коллектива), зачислялось на личные лицевые счета приватизации его работников.

Решение о выборе второго или третьего варианта предоставления льгот принималось общим собранием членов трудового коллектива либо удостоверялось их подписными листами и считалось принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа работников. Если такого решения не было, льготы предоставлялись в соответствии с первым вариантом.

После приватизации предприятия акционеры могли продавать акции без каких-либо ограничений. Не выкупленные членами трудовых коллективов акции фонды имущества реализовали на чековых аукционах. В итоге первый вариант был применен при приватизации 24% предприятий, второй - 75, третий - 1%.

На практике преобладал второй вариант предоставления льгот. Предполагалось, что он обеспечит сохранение контрольного пакета акций у трудового коллектива и позволит администрации контролировать этот пакет. Но на практике сторонние инвесторы быстро выкупали контрольный пакет у работников или бывших работников. Нередко делали это сами директора, причем - по минимальным ценам.

Для ускорения передачи государственного имущества и привлечения к приватизации широких слоев населения с 1 октября 1992 года были введены в действие приватизационные чеки. Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», подписанный президентом 14 августа 1992 г. многими исследователями также расценивается как компромисс правительства с большинством населения страны.

Указ устанавливал, что каждый гражданин России получал право на один приватизационный чек равной номинальной стоимости в каждом выпуске. Выпуски приватизационных чеков должны были производиться на основании президентских указов. Номинальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года была установлена в размере 10 тыс. рублей. Никаких последующих выпусков не было. Срок действия чеков выпуска 1992 года был продлен до 1 июля 1994 года.

На 1 июля 1994 года было введено в обращение 151,5 млн приватизационных чеков, выведено из обращения - 148,6 млн (в том числе собрано по закрытой подписке 26,0 млн, на чековых аукционах - 114,7 млн, иным способом - 7,9 млн), осталось в обращении - 2,8 млн.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, зависели от наличия права выкупа в договоре аренды и согласия трудового коллектива предприятия-арендатора, принятого решением не менее половины его членов. Если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа были установлены договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона «О приватизации…», предприятие преобразовывалось в открытое АО, право первоочередного приобретения акций которого было у арендаторов. Для структурных подразделений, выделившихся из состава предприятий до вступления в силу этого Закона на основе аренды имущества этих предприятий, право на выкуп арендованного имущества предоставлялось товариществам, которые создавались трудовыми коллективами этих подразделений.

Переход ко второму этапу приватизации - денежному - был утвержден указом президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.».

В «Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» изменились приоритеты - упор был сделан на привлечение инвестиций и модернизацию производства. Целью стало не количество приватизированных предприятий, а продажа госпредприятий эффективным собственникам. Поэтому широкое распространение получила конкурсная продажа акций приватизируемых предприятий через инвестиционные торги.

Были уменьшены льготы трудовым коллективам. Если при чековой приватизации работникам предприятия на льготных условиях продавалось от 40 до 51% уставного капитала предприятия, а 25% - передавалось безвозмездно в виде бесплатных привилегированных акций, то теперь трудовой коллектив мог выкупить по номинальной стоимости лишь 10% обыкновенных акций или безвозмездно получить 25% уставного капитала в виде привилегированных акций. Причем уставный капитал оценивался уже с учетом переоценки основных фондов. Льготы трудовым коллективам уменьшались, с тем, чтобы сохранить контрольный пакет акций для продажи крупному инвестору, который хотел контролировать предприятие. Эта программа была рассчитана на привлечение не только российских, но и иностранных инвесторов. Кроме инвестиционных торгов, массово проводились денежные аукционы по продаже акций, в том числе крупными лотами.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и созданным ими кооперативам было предоставлено преимущественное право приобретать акции предприятий по первичной переработке сельхозпродукции, обслуживанию и обеспечению агропромышленного комплекса[36]. Творческие работники редакций газет и журналов получили право на получение безвозмездно передаваемых привилегированных акций и на участие в закрытой подписке на продаваемые на льготных условиях обыкновенные акции обществ, создаваемых в порядке преобразования издательско-полиграфических предприятий, в которые ранее входили эти редакции.

При продаже предприятий и акций АО начальная цена могла устанавливаться в пределах не менее 70% и не более двукратной величины номинальной стоимости.

«Основные положения…» регламентировали приватизацию и недвижимого имущества, то есть сданных в аренду объектов нежилого фонда, в том числе встроенных и пристроенных помещений в жилых домах, земельных участков под приватизируемыми предприятиями, иных объектов недвижимости в частной собственности, незанятых зданий, сооружений, помещений вместе с земельными участками под ними, земельных участков с находившимся на них объектами недвижимости, предоставленными для предпринимательской деятельности.

Не допускался отказ в продаже арендаторам арендованных ими объектов нежилого фонда, включая объекты исторического и культурного значения. Исключение составляли объекты, на которые распространялись ограничения, установленные Государственной программой приватизации, а также здания и сооружения, занимаемые органами государственной власти, местного самоуправления и судами. При этом здания и строения - культурно-исторические памятники могли приватизироваться с обязательным условием их содержания новым собственником в надлежащем порядке. Отказ в продаже земельного участка собственнику расположенного на нем здания, нежилого помещения и т.п. допускался только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Собственники приватизированных предприятий и объектов нежилого фонда имели исключительное право приобрести в собственность или взять в долгосрочную аренду земельные участки под ними.

Вопрос о продаже земельных участков при приватизации предприятий (напомним, что земельные участки не учитывались в активах советских предприятий - земля не имела цены), а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, был урегулирован еще в июне 1992 года. Но и к концу 1995 года приватизация земельных участков, занятых предприятиями, шла медленно. Хотя при переходе 75% акций в частные руки предприятия могли выкупить земельный участок, их приобрели лишь 1264 предприятия и 2295 предприятий подали заявки на выкуп (в сумме менее 3%).

На старте денежного этапа руководители Госкомимущества заявляли о начале «инвестиционной эры» в российской приватизации. Однако дилемма: «инвестиции или бюджет?» - была решена в пользу бюджета. Отсюда и выбор способа продаж независимо от отраслей и регионов - по критерию максимизации доходов федерального бюджета. Тем более что в 1992-1997 годах дефицит бюджета был хронически высоким. Доходы бюджета от приватизации в 1993-1997 годах приведены

Ориентация на привлечение инвестиций и доходов бюджета от приватизации в условиях экономической и политической нестабильности в 1995 году замедлила приватизацию. По данным Мингосимущества, в частный сектор в 1995 году перешло 6 тыс. предприятий, в 1996 году - 5 тыс., в 1997 году - около 3 тыс. В погоне за доходами были значительно увеличены начальные цены на объекты приватизации и пакеты акций на аукционах и конкурсах. Но торги нередко срывались, так как не находилось желающих в них участвовать.

В эти годы использовались такие нестандартные методы приватизации, как залоговые аукционы, передача федеральных акций регионам в качестве покрытия федерального долга, конвертация долгов в ценные бумаги. Причины были разные: фактический провал планов денежной приватизации 1995-1996 годов из-за отсутствия спроса; совпадение интересов правительства, стремившегося пополнить доходы бюджета любыми способами, с интересами банков, пытавшихся с минимальными издержками установить контроль над корпорациями; огромная задолженность предприятий бюджету и друг другу; война за передел собственности между крупнейшими финансовыми и промышленными группировками.

Третий этап приватизации получил наименование точечного (в аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью). Среди исследователей существуют некоторые расхождения относительно датировки его начальной фазы. Одни (в их числе Я.Ш. Паппэ) начальной вехой этого этапа называют конкурс по продаже блокирующего пакета акций телекоммуникационного холдинга Связьинвест, состоявшегося весной 1997 г., и последовавшие за ним продажи контрольных пакетов акций Восточной и Тюменской нефтяных компаний. Другие предлагают считать такой вехой закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», подписанный президентом страны 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа того же года) - один из последних крупных законодательных актов в своей области.

Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года №123-ФЗ изменил понятие «приватизация». Под ней стало пониматься возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц. В процессе приватизации уменьшались доли собственности государства и муниципальных образований в экономике. Закон сохранял заявочную систему инициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований для отказа в ней.

Уже в самом названии акцент был сделан не на предприятия, а на имущественные доли государства. Приватизация перестала быть обязательным ежегодным «плановым мероприятием» и должна была проводиться в соответствии с прогнозом и ежегодно утверждаемой Госдумой программой. Программа отныне содержала не количественные показатели и задания, а список приватизируемых в течение года объектов, зависевший от текущей конъюнктуры, и список стратегических объектов, которые можно было приватизировать только на основании федерального закона. Был расширен набор методов приватизации за счет легализации продажи производных ценных бумаг.

Отменялись многие льготы. Льготы работникам предприятий (например, скидка от продажной цены акций) оставались возможными, но могли быть отменены или урезаны. За стартовую цену при продаже госсобственности принималась цена, рассчитанная по специальной методике Госкомимущества для максимального приближения ее к рыночной цене. Стоимость имущественных комплексов определялась совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Индивидуально для каждого предприятия определялся пакет акций, который оставался в собственности государства. Инвестиционные конкурсы были отменены, а введены коммерческие конкурсы с инвестиционными социальными условиями. Если сделка предусматривала инвестиционные обязательства, то права собственности переходили к победителю только после их выполнения. Было восстановлено понятие «аренда с выкупом», но по рыночной стоимости.

Ставилась цель устранить существенный недостаток массовой приватизации - распыление акций предприятий среди мелких собственников, которые не становились реальными инвесторами и не влияли на управление акционерным обществом.

Ныне действующий Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ отменил систему заявок на приватизацию. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые АО, акции которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане получили право направлять в правительство свои предложения по приватизации федерального имущества. Их могли учесть или нет при разработке прогнозного плана (программы) приватизации этого имущества. Впрочем, закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации. А муниципальное имущество органы местного самоуправления стали приватизировать самостоятельно, в соответствии с законодательством.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований превышает 25%. Акционерным обществам в процессе приватизации госпакетов акций было запрещено их выкупать.

Созданные в процессе приватизации открытые АО отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах. Трудовые отношения работников могут с согласия работников продолжаться, быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством о труде.

В последующие годы своими постановлениями правительство уточнило предусмотренные Законом методы и процедуры приватизации. Так, в 2006 году было установлено, что под нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно его отчуждение. Нормативная цена имущественного комплекса, включая пакеты принадлежащих ему акций (долей), устанавливалась равной балансовой стоимости активов (с учетом стоимости земельных участков).

К государственному сектору на федеральном и региональном уровнях относятся государственные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенные предприятия); государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в госсобственности; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору.

В 1999 году государство было участником (акционером) в 3316 акционерных обществах, а к 2007 году - в 3997. В 2007 году в госсекторе насчитывалось 81,1 тыс. организаций, учтенных территориальными управлениями Росимущества и органами по управлению государственным имуществом субъектов Федерации. Причем с 1998 по 2007 год в собственность государства из частного владения вернулось 8 тыс. предприятий, а в собственность муниципалитетов - 39 тыс.

В 2004-2008 годах происходили существенные изменения в структуре акционерных обществ с государственным участием (табл. 5). Если в 2004 году среди них всего 4% АО были со 100%-м государственным участием, то в 2008 году таких АО было уже 54%. Зато доля АО, где государство было в роли миноритарного акционера, уменьшилось вдвое. В 2007 году были приватизированы акции (доли в уставных капиталах) 377 хозяйственных обществ, более 1/3 из которых составили миноритарные пакеты акций. Поэтому удалось преодолеть унаследованный от периода денежной приватизации конца 1990-х годов явный перекос в пользу удельного веса пакетов акций, которые не обеспечивали государству контроль над акционерными обществами (если участие государства было признано в них целесообразным).

В 2002 г. правительство РФ приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры приватизации: постановление от 31 июля «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» (т.е. правил определения минимальной цены, по которой возможно отчуждение государственного или муниципального имущества); «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» от 9 июля; «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» от 19 августа года.

Наконец, 11 октября 2002 года был принят федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.

 


2. Приватизация в России на современном этапе


За 10 лет приватизации (1993-2003 гг.) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд. долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Конец приватизации положило, несомненно, «дело ЮКОСа». Впрочем, дело не столько в ЮКОСе, сколько в изменении отношения власти к приватизации Она перестала видеть в ней смысл.

Для доходов бюджета приватизация была уже не нужна - бюджет в «тучные годы» сводился с огромным профицитом. Сокращать присутствие государства в экономике власть не хотела, наоборот, ей нравилось как раз расширение возможностей «ручного управления» и засылки «докторов» к крупному бизнесу

В «тучные» годы бюджетного профицита планы приватизации в стране были не особенно амбициозными, да и они выполнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так и не были проданы «СГ-Транс», «КамАЗ», «Центральный телеграф», которые «кочевали» из одной программы приватизации в другую.

А в кризисные годы, когда акции значительно упали, приватизировать оказалось не выгодно Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время фактически приостановлена и даже начат обратный процесс - национализации формальной (доля в собственности) и фактической (определяющее влияние на управление).

С кризисом 2008-2009 годов процесс национализации резко усилился - реально в ходе «мероприятий по спасению из кризиса» доля государства в госбанках существенно выросла (за счет докапитализации в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки) А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику под контроль госбанко

в переходят огромные куски ранее частной собственности.

Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних примеров покупка инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Сбербанком означаете числе прочего, что «АвтоВАЗ» вновь становится государственным предприятием - доля госсобственности в нем превышает 50%.

В таблице 1 и приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации.

Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации

Фактическое поступление млрд. руб.

Среднегодовой курс руб./долл. США

Фактическое поступление млрд. долл.

ВВП в тек. ценах, млрд. руб.

в % к ВВП

Доходы консолидир. бюджета РФ

В% к доходам консол. бюджета

1992

0,06

0,28

0,21

19.01

0.32%

5,3

1,13%

1993

0,45

0.9

0,5

171,5

026%

49,5

0.91%

1994

1,1

22

0,5

610,8

0.18%

172.4

0.64%

1995

3.8

4.6

0,83

1429

027%

437

0.87%

1996

32

5.1

0,63

2008

0.16%

559

0.57%

1997

262

5.8

4,52

2343

1,12%

712

3.68%

1998

17.5

10.1

173

2630

0.67%

687

2.55%

1999

122

24.9

0,49

4823

025%

1214

2000

41.6

282

1,48

7306

0.57%

2098

1.98%

2001

16.8

292

0,58

8944

0.19%

2684

0.63%

2002

22.9

31.4

0,73

10819

021%

3619

0.63%

2003

1212

30.7

3,95

13208

0.92%

4139

2.93%

2004

102

28.8

3,54

17027

0.60%

5430

1.88%

2005

54.6

28.3

1,93

21610

0.10%

8580

0.64%

2006

22.3

272

0,82

26917

0.08%

10626

021%

2007

21.6

25.6

0,84

33248

0.06%

13368

0.16%

2008

18.3

24.9

0,73

41277

0.03%

0.11%

2009

12.9

31,7

0,41

38786

0.03%

13600

0.09%

2010

26.1

30.4

0,86

44939

0.06%

15716

0.17%

2011

298

30.5

9,77

50389

0.59%

17520

1.70%

2012

276

30,7

8,99

55950

0.49%

19025

1.45%

2013

309

31

9,97

61920

0.50%

20538

1.50%

По этим данным легко периодизировать приватизацию в России:

-1994 гг. - массовая приватизация

-1996 гг. - явная пауза в приватизации (за исключением залоговых аукционов).

-2005 гг. - низкие темпы приватизации для повышения доходов бюджета, изредка и случайно происходящие крупные приватизационные сделки. Как правило с иностранцами По существу выделяются только 1997, 2000 и 2003-2004 годы

-по сегодняшний день - фактическое прекращение приватизации 5 лет с приватизацией менее 1 млрд. долл./год. Даже более, поворот процесса вспять, в сторону решительного усиления госсектора.

На графиках 1 и 2 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации

Рисунок 1 - Доходы консолидированного бюджета от приватизации

Рисунок 2 - Доходы консолидированного бюджета от приватизации

На этих графиках не нашли своего отражения крупнейшие приватизационные сделки 2006-2007 годов на общую сумму в 27 млрд. долл., что больше, чем принесла бюджету приватизация за предыдущие 15 лет реформ 1992-2006 годы (21,3 млрд. долл.). Фактически это был пик приватизации. Однако, этот пик не попал на график потому, что эти доходы от приватизации бюджет не получил.

После кризиса 1998 года и девальвации рубля, бизнес пошел вверх. Все большую силу набирали и сами госкомпании Из простого объекта для продажи они превращались уже в субъекта, который все больше влияет на процесс приватизации И, наконец, госбизнес нашел способ, как обратить приватизацию в свою пользу

И вот идея с «народными IРО». Госкомпании выходят на биржу и к населению и продают свои акции:

-       Июль 2006 - IРО Роснефти, участвуют 115 тыс. чел. по 203 руб./акция на общую сумму ок. 750 млн. долл. Всего размещено акций на 10,4 млрд. долл. «Роснефти» это IPO очень нужно еще и для того, чтобы подправить изрядно подмоченную репутацию в связи с недружественным поглощением «ЮКОСа».

-       Март 2007 - SPO (вторичное размещение акций) Сбербанка, 45 тыс. заявок физлиц по 89 тыс. руб. /акция на сумму 800 млн. долл. (меньше людей потому, что слишком высока оказалась стоимость 1 акции). Общая сумма размещения - 9 млрд. долл.

-       Май 2007 - IPO ВТБ, рекордные показатели - 124 тыс. заявок физ. лиц по 13,6 коп./акция на сумму 1,6 млрд. долл. Общая сумма размещения - 8 млрд. долл.

Массовые рекламные компании Активное участие сотен тысяч людей Три госкомпании собрали 27,4 млрд. долл.

Государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпаниям. Фактически госкомпании приватизировали доходы от приватизации. Формально доля государства в этих компаниях просто «размывается» за счет нового выпуска акций. Идея оказалась заразительной, многие госкомпанин решили пойти этим путем (AЛPOCa, Россельхозбанк и др.) и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис, начавшийся во второй половине 2007 года, заставил изменить эти планы

Акции, размещенные в ходе «народных» IРО, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только Роснефть показывала некоторый рост (еще бы, при диком скачке цен на нефть) Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г. Затем взлетели до докризисных уровней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело - госкомпанни оказались слишком жадны и разместили акции по наивысшей цене.

Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым делом - на обеспечение их владения вне биржи (плата депозитарию) уходят практически все дивиденды, выплачиваемые по этим акциям. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и недешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), мало кто это делает. Люди оказались в ловушке.

Выгодность этих сделок для госкомпаний (которые по-прежнему остались в госсобственности) сомнений не вызывает. А вот выгодность для государства вызывает очень большие сомнения Речь не только об упущенных деньгах. Ведь получение огромных свободных денежных средств госкомпаниями (а уж тем более - банками) резко усиливало их позиции в экономике. Эта приватизация усиливала госсектор, а не сокращала его. Это была своеобразная «приватизация наоборот» или «антиприватизация» - потому, что смысл приватизации оказался вывернут наизнанку.

После кризиса 2008-2009 годов российский бюджет оказался в дефиците. И правительство решило поправить положение дел с помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета.

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.

3. Проблемы и перспективы приватизации в России

ноября 2010 г. правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг.»

На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации - до 9-10 млрд. долл. ежегодно.

Всего за 5 лет Правительство выставит на продажу акции 900 государственных предприятий, рассчитывая выручить $60 млрд. Россия продаст доли таких гигантов, как «Роснефть», «РусГидро», Сбербанк, ВТБ, «Российские железные дороги» (РЖД), «Совкомфлот», «Аэрофлот» и аэропорт «Шереметьево»

Выглядит как амбициозный план. Безусловно, правительство можно было бы только поддержать в его намерениях. Если бы не две проблемы.

Часть вырученных денег власти обещают вернуть в виде инвестиций в приватизированные компании. Это заявление совершенно непонятно Идея бесплатных инвестиций возвращает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов Обмен же инвестиций на долю в собственности (в уставном капитале) предполагает «ползучую национализацию» Оба варианта не хороши.

В собственности государства после 5 лет этой приватизации останется:

-       100% Транснефти и Зарубежнефти (по ним решения о приватизации вообще не приняты, также непонятна судьба Аэрофлота и государственных аэропортов - Шереметьево и Внуково),

-       75%+1 акция РЖД;

-       75% Россельхозбанка и Федеральной сетевой компании;

-       60,5-65,5% ВТБ;

-       60% Роснефти;

-       51% Сбербанка и Русгидро;

-       50%+1 акция в Совкомфлоте и Росагролизинге.

Что же реально приватизируется. Названо только одно предприятие - Объединенная зерновая компания (100%) Что удивительно, т.к. она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн. тонн зерна общей стоимостью под 50 млрд. рублей. Приватизировать компанию без этой функции - сразу снизит ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции несколько удивительна. Конечно, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, кажется, уже миновали.

Приватизация только для обеспечения доходов бюджета выхолащивает сам смысл приватизации как процесса передачи бизнеса собственнику, более эффективному, чем государство. Фактически продажа небольших госпакетов акций означает приватизацию без приватизации.

Объявленная Президентом инициатива исключения профильных чиновников из советов директоров госкомпаний только подчеркивает деформацию отношений собственности в стране, излишнее огосударствление бизнеса и выглядит суррогатом, плохим заменителем реальной приватизации.

Процесс приватизации в России очевидно не закончен. Доля госсектора явно слишком велика. После намеченного Правительством плана приватизации явно напрашивается еще один, следующий ее этап - продажа контрольных пакетов госкомпаний. Но нет никакого особого смысла растягивать это на разные этапы и еще на десяток лет. Приватизацию надо резко ускорить минимум по двум причинам:

.        Приватизация выступит средством повышения эффективности госкорпораций, резкого сокращения или прекращения воровства и повышения эффективности их работы. А также средством сокращения коррупции госорганов, связанной с госбизнесом, и искажения макроэкономической политики в пользу госкомпаний (например, опережающего роста тарифов естественных монополий или прекращения бесконечных амбициозных политических проектов вроде зимней Олимпиады в тропиках или саммита АТЭС на безлюдном острове).

.        Приватизация может обеспечить очень большие дополнительные доходы бюджета.

Альтернативная программа приватизации должна включать в себя уже сейчас продажу контрольных и даже блокирующих госпакетов в Газпроме, Роснефти, Транснефти, Сбербанке, ВТБ, АвтоВАЗе, Ростехнологиях и многих других госкомпаниях. Примерный размер альтернативной программы приватизации - 200 млрд. долл. в течение 5 лет. Втрое выше запланированной Правительством.

Пока о таком подходе к приватизации можно только мечтать Нынешние чиновники (особенно, высокого ранга) найдут массу причин, почему необходимо сохранить госкомпании. И почему их продавать невыгодно именно сейчас. Для того, чтобы говорить о реальной приватизации придется преодолеть их активное сопротивление, связанное с участием или заинтересованностью в том или ином виде госбизнеса. Для этого нужна политическая воля. Не меньшая, чем была проявлена на первом этапе приватизации в 1992-1994 годах.

Возможно, следующий этап реальной приватизации начнется только, когда нынешняя политическая элита поймет необходимость ухода от власти и постарается конвертировать власть в собственность (как раз та самая сделка, о которой говорил Е. Гайдар).

Сложившаяся в результате переприватизационных процессов структура собственности в России серьезно деформирована, она отличается очень высокой степенью концентрации и монополизма, а также сращенностью с госструктурами и «офшоризацией» владения российскими предприятиями как защитной стратегией. Создание на Западе «плацдармов» стало обязательным элементом крупного российского бизнеса.

И, конечно, слишком много криминалитета выплеснулось в 90-е годы Для многих людей это - сломанные судьбы, нереализованные потенции, несостоявшиеся мечты.

Для экономики и для людей важно, как прошла приватизация. Но, конечно, важнее - как она будет проходить дальше.

В России с ее традицией уравнительности никакая программа приватизации не могла бы получить всеобщего одобрения, при любых ее результатах остались бы недовольные. Успех состоит уже в том, что при реализации российской программы приватизации удалось избежать социальных конфликтов.

Но факты - вещь упрямая. В России утвердился институт частной собственности, появился слой частных собственников, заинтересованных в повышении эффективности своих предприятий. Стали играть заметную роль механизмы и стимулы рынка. Государство сняло с себя обязанность дотировать большую часть предприятий. Политические свободы обрели экономическую базу.

В процессе приватизации не была достигнута цель демонополизации экономики. Но это объясняется не ошибками в выборе стратегии приватизации, а, более глубинными причинами, проистекающими из сложившейся природы постсоветского общества. Менталитет россиян, их ценностные установки, представления о соотношении власти и прав собственности привели к тому, что сегодня в России сформировался капитализм, имеющий черты феодально-бюрократического. Само существование формально частных предприятий нередко зависит от благосклонности чиновников, распределяющих госзаказы и госгарантии, выдающих лицензии, согласующих многочисленные разрешения. Российские чиновники в отличие от чиновников в европейских странах практически легально участвуют в подконтрольных им бизнесах, используют для их поддержки госзаказы и бюджетные средства. Они формируют кланы и создают хозяйственные структуры, занимающие монопольное положение на рынке.

Экономическая эффективность такого монополизированного бюрократией рынка крайне низка. Откаты чиновникам и их участие в бизнесе ведут к росту издержек, неустойчивости бизнеса, принятию нерациональных решений. На уровне отраслей доли рынка и ресурсы перераспределяются в пользу неэффективных, но имеющих чиновничьи «крыши» предприятий. Потеря благорасположения губернатора или другого влиятельного лица может обернуться потерей бизнеса. Это делает частную собственность в России условной. Ожидать в таких условиях прихода иностранных инвестиций и связанных с ними высоких технологий не приходится.

Известно, что капитал семейства Морганов изначально формировался пиратскими грабежами их прапрадеда. Не отличался порядочностью в отношениях с партнерами и калифорнийский магнат Стэнфорд. Первоначальное накопление часто происходило если не противоправно, то вопреки нормам морали. Развитие институтов рынка, конкуренция, совершенствование законодательства облагородили нравы европейских стран и США. В любой школе бизнеса начинающему бизнесмену примерами и статистикой докажут, что самый надежный путь к успеху - законный, что доверие к фирме, прозрачность корпоративного управления - основа процветания. Но на обретение бизнес-сообществом этого понимания ушли многие десятилетия.

В начале 1990-х годов в России не было и не могло быть традиций честного ведения корпоративного бизнеса. Многие предприниматели не ощущали необходимости придерживаться ни норм закона, которых часто просто не было, ни норм морали. Представители партийно-хозяйственной номенклатуры и при советской власти не отличались порядочностью, что хорошо видно по размаху номенклатурной приватизации. Трудно было предположить, что, став собственниками приватизированных предприятий, они не попытаются обмануть мелких акционеров. Господствующий в среде российской буржуазии социальный цинизм и смычка с криминалом предопределяли стратегию поведения - прирост капитала любой ценой.

Перевод прибыли за счет игры цен посредническим фирмам, принадлежавшим владельцам контрольных пакетов акций, позволял последним не выплачивать дивиденды, скупать акции у миноритариев по бросовым ценам. Среди акционеров было много работников предприятий, поэтому преднамеренная задержка с выплатой зарплаты также способствовала скупке акций с минимальными издержками. Коррупционные сделки с чиновниками министерств ради получения льгот, подкуп управляющих компаний ЧИФов, заказные убийства конкурентов - вот далеко не полный арсенал противоправных методов обогащения многих представителей бизнес-элиты.

На улучшение ее нравов могут повлиять два фактора. Первый - конкуренция и потребность в капитализации компаний, в приросте капитала за счет размещения акций и облигаций на фондовом рынке. Репутация фирмы, ее кредитная история, качество корпоративного управления, прозрачность сегодня стали играть заметную роль. Второй - не столько совершенствование законодательства, прежде всего антикоррупционного, акционерного, контрактного, налогового, сколько оздоровление правоприменительной практики, независимость судов и качество их работы. Здесь позитивных изменений мало, на клановый бюрократический характер и природу российского капитализма они влияют незначительно.

Известная «теорема Коуза» гласит, что для роста эффективности экономики не так уж важно, как была распределена собственность на начальном этапе, важнее, чтобы права собственности были четко закреплены и гарантированы, а издержки по их переходу к более эффективным собственникам были пренебрежимо малы. Но именно этого сегодня нет в России.

Ситуацию ухудшают рост доли ВВП, приходящейся на государственные предприятия, интенсивное создание госкорпораций. Не находясь в условиях жестких финансовых ограничений, распоряжаясь «ничейной» собственностью, не имея стимулов к структурной оптимизации в соответствии с запросами рынка, госпредприятия и корпорации сами являются «токсичными активами! для других секторов рыночной экономики. Не существует ясной черты, отделяющей социалистическую экономику от капиталистической, но ни одна страна Западной Европы не имеет государственного сектора, на долю которого приходится более 1/3 ВВП. Все это говорит о том, что модернизация России без дальнейшей приватизации государственных активов невозможна. История приватизации» по-российски» еще не закончилась.

Официальный прогноз по доходам от приватизации России снижен почти в три раза.

В этом году, как заявил министр экономического развития Андрей Белоусов, он составит более ста миллиардов рублей, - передает РИА Новости. Между тем, еще в октябре Белоусов заявлял, что только от восьми крупных планируемых сделок в 2013 году государство может получить около 270-ти миллиардов рублей. Сообщалось, что власти собираются продать акции «Роснефти», ВТБ, «Совкомфлота», «Мосэнергостроя» и других крупных компаний.

Правительство готово начать новую приватизацию в интересах особо доверенных бизнесменов и чиновников. Нашу страну ожидает новая масштабная волна, о чем на Международном экономическом форуме в Давосе заявил российский премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе интервью американскому телеканалу Bloomberg. По мнению Дмитрия Медведева, приватизация - это хороший способ пополнить государственный бюджет: «Мы и в прошлом году заработали неплохие деньги на приватизации. Мы получили только от продажи акций Сбербанка порядка 5 млрд. долларов. Что же касается этого года, то у нас впереди целый набор приватизационных сделок. Речь идет о нашей крупнейшей судовладельческой компании «Совкомфлот». Речь идет о нашем крупнейшем государственном банке - ВТБ. Речь идет о целом ряде других крупных активов… Я надеюсь, что мы выйдем на те целевые показатели, которые наметили, и сможем заработать от приватизации даже больше, чем в прошлом году».

Одновременно с этим, российский премьер заметил, что у приватизации помимо финансовой выгоды есть и положительный идеологический момент. «Приватизация - это не только деньги, хотя, конечно, они всегда нужны бюджету. Приватизация - это курс, это отчасти идеологическая вещь. Смысл в том, что мы ищем более эффективного хозяина, чем государство, потому что государство далеко не во всех случаях может выступать эффективным собственником. И это, мне кажется, не менее важным, чем зарабатывать деньги».

По мнению же специалистов, аргументы председателя правительства с размахом продолжить продажу госсобственности не имеют под собой оснований.

Вначале скажем про прибыль от приватизации Сбербанка. Сумма в 5 млрд. долларов пленяет воображение. Но планировалось вначале продавать его по цене больше 100 рублей за акцию, а продали дешевле. На мой взгляд, у нового витка приватизации вообще нет никакого идеологического обоснования, - говорит директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. - Это приватизация ради приватизации в чистом виде. Рассмотрим те обоснования, о которых говорит правительство.

Первое - это пополнение средств бюджета. Экспериментально доказано, что так бюджет не наполнить. Потому что сама приватизация выглядит как шаг отчаяния, а никто дорого не заплатит тому, кто продает от безысходности. Купят по дешевке. К тому же, наше государство в деньгах совершенно не нуждается. Несмотря на «плач Ярославны», который высокохудожественно периодически исполняют различные представители Минфина, этот плач остается высокохудожественным свистом. Государство не смогло в прошлом году в полной мере исполнить бюджет и потратить всех денег. Никакого недостатка в средствах нет, и пополнять бюджет при помощи приватизации не имеет никакого смысла.

Второе - это предположение, что любой частный бизнес всегда эффективнее государственного бизнеса. Когда эта идея была популярна, в середине 1990-х годов, уже после залоговых аукционов было проведено специальное очень тщательное исследование. Оно показало, что постулат неверен. Даже на самых лакомых предприятиях эффективность приватизированных предприятий если и превышала эффективность государственных, то в очень незначительной мере. Тем более, если бы постулат оказался верным, совершенно не нужно было заниматься обратным огосударствлением. В частности, «Газпрому» покупать «Сибнефть».

Третье обоснование - это реструктуризация бизнеса. То есть государство продает акции тех предприятиях, в которых имеет ничтожную долю и ни на что не может влиять, но несет моральную ответственность. Эта аргументация правильна, но основных объектов приватизации не касается.

Похожей точки зрения придерживается и доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов, вопросы которому задавала «Свободная Пресса»: Мнение о том, что государство хозяйствует менее эффективно, чем частный собственник, я не разделяю. Бывает и такое, но бывает и наоборот. Все зависит от конкретных обстоятельств, а не от формы собственности как таковой. Настоятельной необходимости в приватизации многих объектов я не вижу. Кроме того, стоит заметить, что эффект от приватизации, на который ссылается Медведев, - это вещь разовая. Доход же от государственной собственности может поступать в бюджет постоянно. Если, конечно, этой собственностью хорошо управляют. С этим у нас, действительно, есть проблемы. Но эти проблемы не решить простой сменой собственника, необходимо наладить в целом систему государственного управления. Странно полагать, что если мы просто снимем с себя ответственность и сбросим собственность частным компаниям, то все решится само собой. К сожалению, так не происходит. У нас богатейший опыт приватизации 1990-х годов, и язык не поворачивается сказать, что от той приватизации у нас стало все прекрасно. Да и как не допустить, чтобы тот же «Совкомфлот» не продали на металлолом? Я не знаю таких механизмов, которые бы использовало наше государство. И у меня впечатление, что государство не разработало таких механизмов, которые бы обеспечили эффективное функционирование предприятий в частных руках. Если собственник увидит лучшую коммерческую перспективу в том, чтобы предприятие закрыть, он это сделает.

В 1990-е от приватизации дохода практически не было. Выручку, которую получило государство, едва покрыла организационные расходы на проведение самой этой приватизации, - подчеркивает Андрей Колганов.

Если поверить Дмитрию Медведеву, что нашему государству необходимы дополнительные средства, то логично встанет вопрос, откуда возник дефицит? Не секрет, что значительная доля доходов казны формируется от продажи за рубеж природных ресурсов. И хотя правительство постоянно говорит о необходимости слезть с нефтяной иглы, зависимость экономики от экспорта сырья за последние годы не уменьшилась. «В силу сохраняющейся зависимости нашей экономики от экспорта сырья угроза ухудшения конъюнктуры глобальных сырьевых рынков остается действительно одной из ключевых», - сказал премьер на пленарной сессии того же форума в Давосе.

Но бюджет в начале 2000-х годов формировался исходя из прогнозируемой цены на нефть в пределах 20-30 долларов за баррель, а к середине десятилетия - не выше 60 долларов. Реальная цена природного ресурса была выше, что и позволило каждый год формировать бюджет с профицитом. Годы, предшествующие кризису 2008 года, многие даже назвали «тучными». Сейчас цена на нефть превышает 110 долларов, но правительство почему-то заявляет, что денег все равно не хватает и чуть ли не советует гражданам потуже затянуть пояса.

В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что государство в последнее время не скупится тратить средства на масштабные «имиджевые» проекты. И в каждом начинании довольно быстро возникают коррупционные скандалы. Будь то строительство олимпийских объектов в Сочи, подготовка к саммиту АТЭС или развертывание навигационной системы ГЛОНАСС. Не обошлись без воровства и такие программы, как закупка медицинского оборудования для больниц или обеспечения крестьян современной техникой. Даже на закупке противогололедных реагентов в одной Москве удалось украсть, по разным оценкам, до 3,5 млрд. рублей. Понятно, что в случае продолжения подобной практики не хватит никаких доходов. Даже если нефть будет стоить не 110, а все 1000 долларов.

Приватизация не имеет никакого смысла, кроме, как я могу судить, организации спекуляции и личного обогащения отдельных лиц. Крупному бизнесу делают подарок за счет государства, - выдвигает свое видение мотивов правительства Михаил Делягин. - Можно считать это попыткой задобрить иностранный и российский бизнес. Приватизацию можно расценивать как распихивание кусочков госсобственности по «правильным» карманам. Западу показывают, что правящая в России группа ему полезна. С другой стороны, многие формально частные предприятия контролируются чиновниками, и приватизация - это перекладывание активов общества в карман чиновников под видом частного бизнеса. Думаю, что это имеет место быть.

С точки зрения Андрея Колганова, объяснение планам правительства достаточно простое. Государство не хочет ни в чем ущемлять интересы крупных собственников. Сложился некий баланс интересов компаний и государства, который никак не соответствует национальным интересам. Государство заботится о выгодах крупных частных собственников, которые они обеспечили себе на протяжении последних 20 лет реформ. Отсюда и плоская шкала налогообложения физических лиц, что не соответствует мировой практике. Отсюда и нежелание вводить механизм рентных платежей за использование природных ресурсов, хотя он действует во всех развитых странах. Таких примеров можно приводить очень много.

Заключение

Российская приватизация (процесс перехода собственности от государства в частные руки) - это, без сомнения, важнейшее историческое событие 1990-х годов, кардинально изменившее общественные отношения в нашей стране в постсоветский период.

Проанализированные нами данные позволяют выделить некоторые важнейшие особенности проведения российской приватизации 1990-х годов.

Российская приватизация официально была провозглашена в 1992 г. Однако и до этого активно шла спонтанная, стихийная, малоконтролируемая приватизация госсобственности. Оценить ее объемы, писал А. Чубайс, было совершенно невозможно, потому что невозможно было отделить легальное от нелегального.

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы:

. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.

. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.

. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращение и не резервирует средства на возвращение кредитов.

В последние годы приватизация приобрела постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий приватизирован.

Приватизация не дала значимого экономического эффекта. Цели и сам процесс приватизации были политизированы. Доминировала политическая цель: форсированно создать слой собственников, чтобы сделать процесс перераспределения общественных благ в пользу узкого слоя населения необратимым. Эта политическая цель определила важнейшие особенности приватизации. Она была проведена молниеносно, в крайне сжатые сроки. Отсутствовала необходимая юридическая чистота приватизационного процесса. Государственная собственность уходила в частные руки по беспрецедентно низким ценам. Какой-либо системный контроль за структурами, проводившими приватизацию, контроль за сделками, правилами и процедурами приватизации отсутствовал. Очень часто приватизационные сделки носили нерыночный характер административного и экономического сговора. Но главная цель, все же была достигнута. Институт частной собственности в России был восстановлен.

На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации - до 9-10 млрд. долл. ежегодно.

Всего за 5 лет Правительство выставит на продажу акции 900 государственных предприятий.

Но, главная проблема в том, что почти во всех госпредприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты. То есть разгосударствления этих предприятий не происходит и в частные компании они не превращаются.

Процесс приватизации в России очевидно не закончен. Доля госсектора явно слишком велика. После намеченного Правительством плана приватизации явно напрашивается еще один, следующий ее этап - продажа контрольных пакетов госкомпаний. Но нет никакого особого смысла растягивать это на разные этапы и еще на десяток лет.

Возможно, следующий этап реальной приватизации начнется только, когда нынешняя политическая элита поймет необходимость ухода от власти и постарается конвертировать власть в собственность.

Список использованных источников

1.     Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992. - №8. - Ст. 501.

2.      Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» от 14 августа 1992 года №914.

.        Воеводина Н. Экономическая история России: учебное пособие. - М.: Юстиц-Информ, 2010. - 190 с.

.        Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб: Норма, 2009. - 336 с.

.        Кудров В.М. Мировая экономика: учебник. - М.: Юстицинформ, 2009. - 512 с.

.        Ослунд Андерс. Строительство капитализма: Рыночная трансформация стран бывшего советского блока. - М.: Логос, 2011. - 720 с.

.        Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника. 1992-2000. - М.: ГУ - ВШЭ, 2000. - 232 с.

.        Чубайс. А.Б. Приватизация по-российски. - М.: Вагриус, 1999. - 366 с.

.        Государственная собственность в экономике России и других стран. С. 132-133.

.        Матвиевская Э.Д. Российская собственность и продолжающийся процесс приватизации. Конец второго тысячелетия (2000-2002 гг.). - М., 2003. - 44 с.

.        Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг. / Подготовлен Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusref.nm.ru/priv13.htm

.        Берман В.Р., Филиппов П.С. История приватизации в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-90.ru/content/

.        История приватизации в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20110804/411878911.html

.        Официальный прогноз по доходам от приватизации России снижен почти в три раза. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/news/1017674-echo.html

Похожие работы на - Приватизация в России на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!