Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    277,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономической теории









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Студент

УЭФ, 2 курс, РЭА-1             (подпись) С.М.Миронович

Руководитель

ассистент                       (подпись) (оценка)               А.А.Кравченко




МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 41 с., 6 рис., 19 источник, 3 прил.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Объект исследования ― предпринимательство.

Предмет исследования ― особенности развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Цель работы: Исследовать состояние и перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ особенностей развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы развития предпринимательства и перспективы его развития решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_____________________

(подпись студента)

work: 41p., 6 fig., 19 sources, 3 adj.: STATUS AND PROSPECTS.of study - business.of research - especially business development in Belarus.: To investigate the status and prospects of the development of entrepreneurship in the Republic of Belarus.: describe, organize, classify, analytical method, the method of comparative analysis, statistical, graphical, method of collecting facts.and development: an analysis of the peculiarities of business in the Republic of Belarus.of scientific innovation: identified and formulated the main problems and prospects of development of business solutions for its development in the Republic of Belarus.of the possible practical applications: lectures, seminars.economic, social, and economic importance: Entrepreneurship plays an indispensable role in achieving economic success, high growth rates of industrial production. It is the foundation of innovative, productive economy. The more economic subjects can exercise their initiative and creativity, the smaller the gap between potential and actual results of development.of confirm that the course work in computational and analytical document correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical, methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

_________________

(signature of student)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике

.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства

.2 Экономическая природа предпринимательства

.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства

Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Беларусь

.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе

.2Необходимые условия для развития предпринимательства

.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

ВВЕДЕНИЕ

Роль малых предприятий усиливается даже в странах с развитой рыночной экономикой, несмотря на их относительно низкую устойчивость. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики Беларуси.

Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспективы предпринимательства в Республике Беларусь.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Дать определение предпринимательству и определить его экономическую сущность.

.        Рассмотреть роль предпринимательства в функционировании экономической системы.

.        Проанализировать влияние на национальную экономику.

.        Определить конкретные направления развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает.

1. Предпринимательство в рыночной экономике

.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства

Р. Камильтон, экономист-теоретик, предшественник маржиналистов, охарактеризовал предпринимателя как человека, действующего в условиях риска. [1, c. 12]. И с тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, приводит следующую классификацию предприятий по численности:

до 19 человек - «весьма малые»;

до 99 человек - «малые»;

от 100 до 499 человек - «средние»;

свыше 500 человек - «крупные» [8, c. 19].

Российским законодательством определены два критерия для отнесения к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

в остальных отраслях и других видах деятельности - 50 человек. [8, c. 21].

В РБ к числу малых предприятий относятся предприятия с среднесписочной численностью работающих:

в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в сфере торговли и общественного питания - до 30 человек;

во всех остальных сферах - не более 25 человек[11].

Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. [13: п. 2]

Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

. по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

2. по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

. по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

. по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

. по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [5, с. 8]

1.2 Экономическая природа предпринимательства

предпринимательство малый бизнес беларусь

Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством. [3, с. 95]

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство - это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, производству новых товаров или освоение новых рынков; поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей.

Наиболее полно предпринимательство как экономическая категория проявляется в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают следующие виды предпринимательства:

- единоличное владение;

партнерство (товарищество);

корпорация (акционерное общество);

кооперативы;

государственные предприятия.

Единоличное владение основано на собственности одного лица или семьи. Его признаки:

- неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);

- ограниченные возможности (размер капитала);

- максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).

Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:

- неограниченная ответственность;

- ограниченные возможности;

- гибкость.

Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:

- ограниченная ответственность (акционерным капиталом);

широкие возможности в связи с привлечением капитала других юридических и физических лиц;

длительность функционирования;

ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).

Кооператив - предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности. Его основными признаками являются:

- хозяйственная самостоятельность и самофинансирование;

- материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

- право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами;

при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля в имуществе.

Государственный сектор в экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают всего их реально существующего многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство. [14, с. 60 - 61]


Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ[2, c. 65]:

. увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

. рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

. селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

. создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

. трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

. подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

. разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

. косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

. ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

. снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

.улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Объективности ради, необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты.

Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное планирование и еще меньше - стратегическое.

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.

Выделим недостатки малого бизнеса[9, с 48]:

. Высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;

. Зависимость от крупных компаний;

. Слабая компетентность руководителей;

. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

. Трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

. Неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде предпринимателей - главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

. некомпетентность;

. несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

. нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки, катастрофы пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь - для беднейших слоев, составляющих большинство населения), решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Латинской Америки и др.- мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку.

Крайне важно налаживание площадки для ведения открытых диалогов между государством и малым бизнесом, для совместного принятия решений.

Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь в настоящее время не оказывает столь существенного влияния на социально-экономическое развитие, как в ряде зарубежных стран.

Анализ современного состояния показывает, что в Республике Беларусь малое и среднее предпринимательство еще не стало значимым сектором экономики и его потенциал реализован не полностью.

По состоянию на 1 января 2012 г. в налоговых органах республики состояло на учете 94 108 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности, их количество увеличилось за пять лет более чем в два раза. Количество действующих индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2006 годом на 14,3 процента.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса по итогам 2011 года работало 18,4 процента от занятых в экономике, по итогам 2006 года - 15,4 процента.

Несмотря на поступательный рост в течение последних лет, вклад малого предпринимательства в основные экономические показатели все еще незначительный. По итогам 2011 года доля субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в валовом внутреннем продукте составила 15,7 процента, в объеме промышленного производства - 11,8 процентов, в экспорте товаров - 34 процента. В бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году поступило 27,8 процента от общего объема контролируемых налоговыми органами платежей. Вклад субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в общий объем розничного товарооборота составил 27,4 процента в торговле, около 23 процентов - в общественном питании, объем внешнеторгового оборота составил 29,6 процента по итогам 2011 года.

В целях совершенствования законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства подготовлен и принят ряд нормативных правовых актов, направленных на упрощение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирование деятельности субъектов хозяйствования, расширение прав субъектов малого предпринимательства в установлении свободных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), совершенствование процедуры ликвидации субъектов предпринимательства (Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“, Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 ”О лицензировании отдельных видов деятельности“ ,Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь и др.

Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 (далее - Программа). Данная Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 290 в Программу внесены изменения и дополнения [10]. В настоящее время Программа состоит из 7 разделов, в которые включены 47 мероприятий. Целью является увеличение доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме ВВП, увеличение общего числа занятых в микро-организациях, малых и средних субъектах хозяйствования. Программа определяет следующие направления:

Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность МСП: [11]

Финансовое обеспечение, включающее предоставление кредитов на льготных условиях, предоставление имущества на кредитной основе (лизинг)

Совершенствование инфраструктуры МСП

Расширение и стимулирование кооперации между малыми и крупными предприятиями

Информационное обеспечение деятельности МСП, проведение конкурсов, семинаров, издание отчетов и информационных бюллетеней

Стимуляция международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности

Программа обучения кадров для МСП.

На протяжении ряда лет для оказания государственной финансовой поддержки малому предпринимательству выделялись незначительные объемы денежных средств. В 2006-2009 годах Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и облисполкомами (Минским горисполкомом) оказана поддержка в реализации 402 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 13 620,5 млн. рублей (в 2006 году - 1 043,4 млн. рублей, в 2007 году - 2 462,7 млн. рублей, в 2008 году - 4 808,9 млн. рублей, в 2009 году - 5 305,5 млн. рублей).

Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ способствовало увеличению объемов предоставляемой поддержки и расширению круга ее получателей. В 2010 - 2011 годах оказана финансовая поддержка в реализации 507 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 67 466,7 млн. рублей, в том числе Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей - в реализации 92 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 5 569,1 млн. рублей, облисполкомами (Минским горисполкомом) - 415 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 61 897,6 млн. рублей, при этом за счет средств местных бюджетов, размещенных во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, предоставлены льготные банковские кредиты 300 субъектам на общую сумму 58 177,1 млн. рублей.

По состоянию на 15 июня 2012 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 80 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. В 2011 году центрами поддержки предпринимательства оказаны услуги по вопросам предпринимательской деятельности около 79 тыс. человек, по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, в том числе по повышению финансовой грамотности населения проведено 2681 курса и семинара, в которых приняли участие 47,6 тыс. человек.

Рис.1.Структура обратившихся в центры за услугами клиентов

Примечание: Источник [10]

Большинство, обратившихся в центры по поддержке предпринимательства (Рис.1) это предприниматели которые ведут бизнес свыше 1 года -53%, 17%- предприниматели до 1 года работы, безработные -2% и иные -28%.

На площадях инкубаторов малого предпринимательства (21 036,3 кв.м) в 2011 году размещалось 293 субъекта малого предпринимательства с общей численностью персонала 2 159 человек.

Рис.2 Структура субъектов малого предпринимательства, размещенных в инкубаторах в 2011 году, в отраслевом разрезе .Примечание: Источник [10]

Субъекты малого предпринимательства размещенные на площадях инкубатора (Рис.2) -это предприниматели занятые в сфере услуг-44%, в производстве-25%, в строительстве-11%, инновационная деятельность -5%, иная деятельность-15%.

Обратившимся оказывалась помощь в решении проблемных вопросов, возникающих в ходе осуществления хозяйственной деятельности (информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, разработке бизнес-планов и др.).

В целях дальнейшего развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства обеспечено функционирование веб-сайтов специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства ”Свое дело“ (www.svoedelo.by) и центра производственной кооперации (субконтрактации) (www.subcontract.by <#"823919.files/image003.jpg">

Рис 3. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц, единиц.

Примечание: Источник [10]

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 процента. Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. - 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.(Рис.4,5)

Примечание: Источник [10]

Рисунок 5. Динамика численности индивидуальных предпринимателей, единиц.

Примечание: Источник [10]

С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента. Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.(Рис.6)

Рис 6. Динамика структуры численности субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц.

Примечание: Источник [10]

В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на территории республики. В г. Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, при этом 37,1 процента - в г. Минске; 10,5 процента - в Брестской области; 9,9 процента - в Гомельской области; 9,3 процента - в Витебской области; 8,5 процента - в Гродненской области; 16,5 процента - в Минской области; 8,3 процента - в Могилевской области.

Анализируя объем по объему производства продукции (работ, услуг) субъектов малого предпринимательства по областям и г. Минску

( Приложение А), мы видим , что с 2000 по 2011гг, объемы продукции по всем областям выросли. Например, по г.Минску в 200г. 794522 млн.р. а в 2011г-14 689 162 млн.р.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства по областям и г. Минску ( Приложение Б), в 2000-2011 гг., в целом по республике выросла с 385829 чел. в 2000г., до 794 743 чел. В 2011 г.

В Брестской обл. с 37253 чел. в 2000 г. До 91521чел. в 2011 г., Витебской обл. с 36122 чел. до 68 675чел. в 2011г. Лидеры г. Минск и Минская обл. , в Минске с 167652 чел. до 309 713 чел в 2011 г.

Число субъектов малого предпринимательства по областям и г. Минску( Приложение В) выросло с 28 310 в 2000г.до 88673 в 2011г. В Брестской обл. увеличилось более, чем в 4 раза, в Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской и в г. Минске в 2 раза . В Минской обл. в 7 раз.

3.2 Необходимые условия для развития предпринимательства

Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

Для изменения ситуации в развитии малого бизнеса в РБ, по мнению

автора, необходима реализация комплекса мер со стороны государственных органов управления:

развитие и повышение эффективности диалога государства и бизнеса;

развитие механизмов выработки и принятия консолидированных решений государством и малым бизнесом, а также возможностей их продвижения посредством участия в процессе подготовки нормативных правовых документов, определяющих условия предпринимательской деятельности (платформой таких действий может выступить Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, созданный по инициативе Главы государства, для «…координации деятельности объединений предпринимателей и выработки рекомендаций по развитию и государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности…» [4]);

упрощение системы налогообложения и таможенного регулирования;

снижение налоговой нагрузки на малые предприятия, независимо от видов деятельности;

предоставление налоговых льгот субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере материального производства и инноваций;

проведение исследований в области состояния и перспектив развития бизнеса с учетом динамики внешних и внутренних факторов с целью выработки упреждающих мер по предотвращению негативных воздействий и формирования эффективных направлений эволюции отечественного предпринимательства;

стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах;

совершенствование мониторинга малого предпринимательства в Республике Беларусь; улучшение информационного освещения его роли и места в результатах социально-экономического развития страны [4];

отмена административного регулирования цен и тарифов, за исключением узкого перечня социально-значимых товаров и услуг;

совершенствование законодательства в имущественной сфере и в сфере арендных отношений;

создание местных центров, предоставляющих доступ к информационным ресурсам и обучению предпринимателей;

либерализация(снятие ограничений) законодательства о лицензиях и обязательной сертификации продукции, работ, услуг, упрощение и удешевление процедур получения лицензий и сертификатов;

создание благоприятных условий для субъектов малого бизнеса доступа к финансово-кредитным ресурсам;

поддержка становления деловых масс-медиа, особенно на местном уровне, с целью повышения рыночной культуры создания в обществе позитивного восприятия рыночной экономики и ее институтов, позитивной роли предпринимателя и предпринимательства;

обучение белорусских предпринимателей рыночной этике и психологии, законам функционирования рыночной экономики, и технологиям повышения конкурентоспособности;

формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки и развития предпринимательства.

Следует отметить, что огромную роль в развитии предпринимательства Республики Беларусь играют негосударственные общественные организации. Объединения (союзы) предпринимателей, торгово-промышленные палаты - важнейшие институты рыночной экономики. Их важнейшие функции - лоббизм (воздействие) путем диалога с властями, партнерство между нанимателями и наемными рабочими, организация деловых контактов между членами, реализация общих проектов по обучению, информационному обеспечению, международным связям.

Наиболее актуальными можно назвать следующие направления работы объединений предпринимателей:

улучшение информирования предпринимателей о своей работе с помощью масс-медиа и современных интернет-ресурсов;

координация деятельности региональных и отраслевых союзов, создание деловых бизнес-сетей;

создание отраслевых союзов или выделение соответствующих секций;

создание общественной инфраструктуры информационно-торговой поддержки малого бизнеса;

повышение имиджа предпринимательской деятельности;

разработка и внедрение обучающих программ по бизнесу на телевидении и не только.

Реализация этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого бизнеса и существенно повысить роль данного сектора в экономике РБ.

Несмотря на сложные условия функционирования частного бизнеса в Беларуси, он продолжает развиваться. Большинство малых предприятий собираются расширять свой бизнес в ближайшие два года. Сложные институциональные рамки работы малых и средних предприятий вынуждают предпринимателей основное внимание в своих требованиях уделять внешним фактором, оказывающим влияние на их конкурентоспособность - снижение налогов, упрощение законодательства, сокращение числа проверок, снятие ряда ограничений по ведению бизнеса.

3.3 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь

Для успешного развития бизнеса, согласно проекту Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, подготовленной Министерством экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее-Концепция) [4], необходимо наличие в каждом регионе полного комплекса услуг инфраструктуры с объединением их в единую организационно-технологическую систему. Основной целью деятельности инфраструктуры является обеспечение комплекса условий, при которых по принципу «одно окно» субъект малого предпринимательства имеет возможность пройти обучение по курсу «Как начать и развить свой бизнес», осуществить подготовку учредительных документов, бизнес-планов, маркетинговых исследований, поиск партнеров. В составе данных условий должны быть финансовая, имущественная, информационная и иные виды поддержки, а также качественный аутсорсинг (бухгалтерские, юридические, рекламные, транспортные и иные услуги).

В настоящее время в Республике Беларусь назрела необходимость модернизации системы инфраструктуры, которая в разрезе перечисленных элементов все еще находится на начальной стадии развития.

Значительную часть функций в данной области государство должно принять на себя. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что эффективность поддержки частной инициативы обеспечивается созданием специализированной структуры, обладающей широкими полномочиями, финансовыми ресурсами (преимущественно формируемыми за счет государственных средств) и сетью представительств по всей стране.

Так, развитая система специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства существует в США - Администрация малого бизнеса, Японии - Агентство малых и средних предприятий, Южной Корее, ЮАР и Чехии - государственные корпорации финансирования малого бизнеса, Германии - специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом, Бельгии и Люксембурге - министерства среднего класса, Польше - Польское агентство развития предпринимательства (PARP), Сингапуре - Агентство по развитию предпринимательства при Министерстве промышленности и торговли (SPRING), Казахстане - АО ”Фонд развития предпринимательства ”Даму“, Турции - Государственная организация по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства Турецкой Республики (KOSGEB).

В Беларуси создается Национальный фонд поддержки предпринимательства (далее - Фонд), он создается в виде специализированной некоммерческой организации, основной задачей которой является всестороннее содействие развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Деятельность Фонда предполагается на основе бюджетного финансирования и иных источников, установленных законодательством.

Представляется обоснованным создание Фонда путем реорганизации Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, осуществляющего деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136.

Предусматривается реализация государственными органами, Фондом и иными субъектами инфраструктуры мероприятий по развитию следующих основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь:

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

Задачей финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства является гарантия всем субъектам предпринимательства, соответствующим установленным требованиям, получения финансовых средств для начала предпринимательской деятельности либо ее расширения в объеме, минимальный уровень которого будет гарантирован государством, а сверх установленных объемов - на конкурсной основе.

Названная задача будет решаться через:

финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет бюджетных средств и негосударственных источников финансирования;

создание механизма стимулирования коммерческих банков, осуществляющих кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;

предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, если имеющегося у заемщика финансового обеспечения недостаточно, в том числе путем обеспечения исполнения обязательств предпринимателей за счет формируемого в регионах из объектов республиканской и коммунальной собственности залогового имущества;

внедрение и расширение использования перспективных финансово-кредитных институтов (микрофинансирование и микрокредитование, финансовый лизинг, организация венчурных фондов, взаимного кредитования и страхования).

имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

Задачей имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства является наличие в каждом регионе доступного для субъектов малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества и технологического оборудования, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, при условии их эффективного использования.

Названная задача будет решаться через:

активизацию вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества;

предоставление субъекту предпринимательской деятельности права выкупа недвижимого имущества, арендуемого им более трех лет и находящегося в государственной собственности;

создание государством индустриальных зон с подведенными инженерными коммуникациями, новое строительство зданий, сооружений и помещений, предназначенных для предоставления их субъектам хозяйствования на возмездной или безвозмездной основе;

развитие имущественной инфраструктуры предпринимательства как совокупности технологического оборудования и иного движимого имущества, предназначенного для передачи субъектам предпринимательства в долгосрочную аренду, в том числе с правом выкупа, либо безвозмездное пользование.

информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

Задачей информационной поддержки малого и среднего предпринимательства является создание доступной для субъектов предпринимательства единой информационно-методической системы, включающей телекоммуникационную сеть, схемы межрегионального и международного обмена информацией и технологиями, формирование в сети Интернет отраслевых (межотраслевых) баз данных о предпринимательстве, спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах страны и за рубежом в целях создания прогрессивной маркетинговой среды, а также доступности получения консультаций специалистов и соответствующих деловых услуг.

Названная задача будет решаться через:

производственную кооперацию субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными производственными предприятиями;

организацию кластеров, сформированных из различных предприятий, объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса;

создание единого информационно-выставочного пространства в сфере предпринимательской деятельности, доступного всем субъектам хозяйствования;

создание специализированных радио- и телепередач, поддержка периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, проведение научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

Недостаточность подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства является одной из причин, замедляющих темпы его развития в республике. Основной задачей является ликвидация острого недостатка профессиональных кадров, обладающих знаниями и опытом создания и обеспечения деятельности рыночных структур.

Названная задача будет решаться через:

развитие дистанционного бизнес-образования, формирование гибкой и разветвленной сети обучающих и консалтинговых центров;

реализацию в среднесрочной перспективе ряда мероприятий, включающих подготовку преподавателей с целевой ориентацией на малое предпринимательство, распространение в регионах лучшего отечественного и зарубежного опыта;

проведение целенаправленных прогнозных научных исследований, опирающихся на аналитические данные о развитии экономики и предпринимательства страны, зарубежной практики с учетом эффективности осуществляемых мер поддержки малого предпринимательства;

координацию в проведении научных исследований в области предпринимательства, которые до настоящего времени осуществляются в инициативном порядке;

содействие коммерциализации перспективных научно-технических разработок;

организацию пропагандистской работы для формирования в массовом общественном сознании позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан, которая является не только источником удовлетворения насущных материальных потребностей, но и обеспечивает достойный образ жизни.

формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства

Задачей формирования и развития механизмов государственно-частного партнерства является взаимовыгодное сотрудничество между органами государственного управления и субъектами малого и среднего предпринимательства по реализации общественно значимых проектов и программ на национальном и региональном уровнях на условиях разделения ресурсов, рисков, доходов и ответственности в целях укрепления экономического потенциала Республики Беларусь.

Названная задача будет решаться через:

эффективное функционирование общественно-консультативных и экспертных советов при республиканских и местных государственных органах при выработке и реализации решении, затрагивающих сферу предпринимательской деятельности;

обеспечение конструктивного взаимодействия государственных органов и общественных объединений предпринимателей, укрепление правового и экономического статуса общественных объединений предпринимателей;

формирование системы государственного заказа при реализации проектов национального масштаба, гарантирование участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

разработку механизмов поэтапного внедрения принципов саморегулирования рынка;

постоянный мониторинг деятельности государственных органов в целях определения возможностей повышения эффективности принимаемых решений в сфере поддержки и развития предпринимательской деятельности;

формирование системы концессий на использование субъектами предпринимательской деятельности государственного имущества.

В целях создания в экономике полноценной конкурентной среды, вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, ускоренного развития предпринимательской деятельности
в важнейших для экономики Республики Беларусь отраслях и сферах деятельности, приоритетными для реализуемой Программой и иными субъектами инфраструктуры государственной поддержки должны стать следующие направления:

поддержка субъектов предпринимательства, производящих импортозамещающую и экспортоориентированную продукцию, инновационного, производственного и сельскохозяйственного предпринимательства;

Особенности поддержки субъектов предпринимательства, производящих импортозамещающую и экспортоориентированную продукцию, инновационного, производственного и сельскохозяйственного предпринимательства, должны заключаться в следующем:

приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на иностранные рынки и развитие импорта для собственного производства при отсутствии отечественных аналогов;

развитие инновационной кооперации между научно-исследовательскими учреждениями, вузами и субъектами малого и среднего предпринимательства;

выделение грантов на создание инновационных организаций, деятельность которых заключается в практическом внедрении результатов интеллектуальной деятельности;

возмещение на конкурсной основе затрат или недополученных доходов, компенсация части процентов по привлеченным кредитам субъектам предпринимательства в связи с производством и реализацией инновационных товаров (работ, услуг), а также товаров (работ, услуг), предназначенные для экспорта;

активизация венчурных проектов;

субсидирование части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, правовой охраной изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств.

организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения;

Особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность с привлечением безработных граждан, социально-незащищенных групп населения, должны заключаться в следующем:

создание механизма поддержки нанимателей, создающих новые рабочие места для граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

формирование резерва кадров для различных сфер производственной деятельности из представителей социально-незащищенных групп населения;

реализация специальных образовательных программ переподготовки граждан из числа безработных и незанятого населения, впервые ищущих работу, а также высвобождаемых работников для организации предпринимательской деятельности;

поддержка семейного, женского и молодежного предпринимательства;

Особенности поддержки субъектов семейного, женского и молодежного предпринимательства должны заключаться в следующем:

формирование в программе поддержки и развития предпринимательства специального раздела по развитию молодежного, женского и семейного предпринимательства;

включение представителей молодежных организаций в состав советов по развитию предпринимательства при государственных органах;

организация в учебных заведениях факультативов, кружков для получения знаний по основам предпринимательства;

создание постоянно действующей системы обучения и консультирования в области бизнеса;

подготовка предложений по максимальному упразднению между членами семьи формализованных в законодательстве процедур по начислению заработной платы, распределению собственности и других;

оказание практической помощи в обеспечении субъектов ремесленничества местным сырьем, материалами, инструментами и средствами малой механизации, проведении выставок изделий ремесленничества, создании необходимых условий для обучения молодежи навыкам ремесленничества;

поддержка предпринимательства на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Особенности поддержки субъектов предпринимательства на территории средних, малых городских поселений, сельской местности должны заключаться в следующем:

приоритетными направлениями являются развитие агроэкотуризма, народных промыслов, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения;

предоставление целевых субсидий на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов сельскохозяйственного назначения, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.

Достижение поставленных настоящей Концепцией целей предполагает активное участие в этой работе органов государственного управления всех уровней, субъектов малого и среднего предпринимательства, их общественных объединений, установление долгосрочных партнерских отношений между ними.

Основные направления и меры, предусмотренные настоящей Концепцией, будут реализованы в рамках республиканской, отраслевых и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Реализация государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и координация деятельности органов государственного управления в этой сфере возлагается на Министерство экономики Республики Беларусь.

Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции будет осуществляться за счет средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, иных источников, не запрещенных законодательством.

Объемы финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов будут ежегодно уточняться при утверждении и уточнении соответствующих бюджетов.

В результате реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь будет создана система институтов, призванных поддерживать частный сектор экономики и способствующих созданию конкурентной среды. Также планируется достижение следующих основных параметров:

в среднесрочной перспективе к концу 2015 года обеспечить доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового внутреннего продукта не менее чем до 30 процентов, общее число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 1800 тысяч человек;

в долгосрочной перспективе необходимо выйти на уровень деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, при котором 50 процентов экономически активного населения Республики Беларусь, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, будет обеспечивать две трети от общего объема валового внутреннего продукта.

Хотелось бы , чтобы перспективы представленные в этой Концепции , скорее обратились в жизнь. На данном этапе наше правительство решает проблемы, чтобы в Едином экономическом пространстве наши предприятия были конкурентноспособны.

Единое экономическое пространство РБ, России и Казахстана, которое функционирует с 1 января 2012 года, настораживает белорусские бизнес-ассоциации. Сначала из-за того, что размеры налогов, существующие в РБ, серьезно отличаются от той фискальной нагрузки, которая установлена в России и Казахстане.

Взять, к примеру, так называемый социальный налог - платежи предприятий в белорусский Фонд социальной защиты населения. Как уже сообщали Naviny.by, на платежи в ФСЗН приходится в ряде всевозможных случаев более половины налоговой нагрузки, которую несут белорусские предприятий.

В других же странах ЕЭП социальный налог существенно ниже, чем в РБ.

«У нас платежи в ФСЗН составляют 34% от фонда заработной платы предприятий. В России, если брать в среднем, социальный налог составляет порядка 26%, а в Казахстане - 11%», - констатировал председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, комментируя ситуации по требованию Naviny.by.

Ниже в других странах ЕЭП и налог на добавленную цена, и налог на прибыль, и налог для предприятий, которые пользуются упрощенной системой налогообложения. Белорусские предпринимательские союзы считают, что в условиях более низкой налоговой нагрузки бизнесмены предпочтут делать деньги где-нибудь в России или в Казахстане, а не в РБ.

Вывод очевиден: чтобы бизнес хотел открывать и развивать предприятия на территории нашей страны, фискальная нагрузка здесь должна быть не выше, чем в других странах ЕЭП.

«Нам однозначно нужно уравнять налоговую нагрузку с другими странами ЕЭП, а лучше - сделать ее ниже, чтобы именно в РБ стремились развивать бизнес», - убежден Александр Калинин председатель ОО "БСП".

На этом фоне хорошую новость для белорусского бизнеса принес 19 сентября премьер-министр Михаил Мясникович, который сообщил, Правительство Беларуси в 2013 году намерено снизить налоговую нагрузку на малый бизнес ."Тренд на снижение налоговой нагрузки для малого бизнеса будет продолжен", - сказал премьер на церемонии вручения наград "Лучший предприниматель 2011 года".По словам Михаила Мясниковича, в будущем году для работающих по упрощенной системе налогообложения без уплаты НДС намечено снизить налог с 7% до 5%, для тех предпринимателей, кто уплачивает налог на добавленную стоимость, - с 5% до 3%.

Премьер также сообщил, что изменятся критерии по обязательной уплате НДС. "Сейчас - 15 человек. Мы планируем, что будет поддержано наше предложение о доведении численности до 50 человек при объеме выручки с 3,4 млрд рублей до 2,8 млрд", - сказал Михаил Мясникович, передает БелТА.

Высвобожденные за счет снижения налогов ресурсы можно будет инвестировать в развитие и расширение бизнеса, отметил премьер.

По его мнению, в Беларуси созданы комфортные условия для роста деловой активности в сфере предпринимательства и есть результат. За год реализации Директивы № 4 малый и средний бизнес увеличили экспорт в 1,7 раза, инвестиции в основной капитал - в 1,6 раза, промышленное производство - в 2,4раза.

Михаил Мясникович сказал, что уже до конца этого года власти намерены принять основные решения для того, чтобы Беларусь вошла в первую 30-ку стран в международном рейтинге по условиям ведения бизнеса.

Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович так же призвал бизнес-сообщество бороться с "серым сектором" в предпринимательстве.

Сегодня, по мнению главы правительства, "уровень социальной ответственности и прозрачности в бизнес-среде желает лучшего". "Пусть это не носит массовый характер, но сокрытие выручки, уход от налогов, злоупотребления и откровенные махинации - это присуще тем, кто личную наживу ставит превыше всего", - отметил глава правительства, передает БелаПАН.

Роль бизнес-союзов в борьбе с этими негативными явлениями сегодня минимальная, подчеркнул он. "А ведь именно они должны создавать уровень профессиональной этики и социальной ответственности бизнеса в стране. Предложений по данному вопросу, волнующему все общество, в правительстве еще не получили", - сообщил Мясникович.

По его мнению, "в сером секторе находится немалая часть тех, чьи интересы отстаивают бизнес-союзы". "Я просил бы очень серьезно заняться этим вопросом", - призвал он. Мясникович считает, что вклад бизнеса в ВВП в стране сильно занижен. "Частник не всегда подает полную декларацию о выполненных работах и выполненных услугах. Это не только недобор ВВП или фонда социальной защиты населения и бюджета. Это искажение экономических отношений за счет неучтенного денежного обращения, спекулятивных операций, то, что мешает правительству принимать грамотные и взвешенные управленческие решения", - подчеркнул премьер-министр.

"Пока такая практика не будет отвергаться всем бизнес-сообществом, говорить о развитии культуры предпринимательства в нашей стране бесперспективно. Белорусам присуще сильнейшее чувство справедливости и правдолюбия. Именно правда, справедливость - это практически национальная идея наших граждан", - считает он.

Мясникович подчеркнул, что только социально ответственные бизнес-модели могут рассчитывать на поддержку государства. "Свобода предпринимательства у нас всегда будет увязана со сбалансированными интересами личности, общества и государства", - констатировал глава правительства.

От того, насколько удастся решить перечисленные проблемы, будет зависеть положение частного бизнеса в нашей стране. К счастью, высокопоставленные госслужащие, ранее уповавшие на потенциал госсектора, начинают это понимать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе автор постарался охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, автор выяснил, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Автор выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.

Список использованных источников

предпринимательство малый бизнес беларусь

1.      Балашевич М.Н. Экономика малого бизнеса: Уч. пособие - Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.

.        Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 213 с.

.        Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.: Экоперспектива, 2001, 224с.

4.      Белорусский экономический журнал - <http://www.ngo.by/press/ekonomicheskaya-gazeta/>

.        Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. 266с.

.        Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 N 813-XII (ред. от 30.07.2004) "О предпринимательстве в Республике Беларусь" [Электрон. ресурс] : http://zakon2006.by.ru

.        Информационно-аналитические материалы о развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь в 2006году. [Электрон. ресурс] : http://w3.main.gov.by

.        Крум Э.В. Экономика малых предприятий: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: ЗАО «Веды», 2004. - 106 с.

.        Малое инновационное предпринимательство: инфраструктура поддержки \\ Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2004. - № 8.

.        Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь <http://www.economy.gov.by/ru/small_business/state-support-for-small-business>

.        Официальный сайт бизнес-журнала «Дело» <http://delo.by/news/~shownews/podderzhka-malogo-biznesa-v-belarusi>

.        Сайт поддержки предпринимательства. [Электрон. ресурс]: <http://www.lmsp.ru>

.        Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства".

.        Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебн. пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. М.И.Плотницкого. Мн.: "Интерпрессервис", "Мисанта", 2003. 192с.

. <http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb/o-razvitii-malyh-organizaciy-v-2010>

.        www.belaruspartisan.org <http://www.belaruspartisan.org>

.        <http://www.bagb.by/one/main/main111_11.html>

.        Портал «Бизнес для вас»

.        <http://www.mogilev.by/news/35327-top-10-tormozov-razvitiya-biznesa-v-belarusi.html>

Похожие работы на - Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!