Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Введение

бизнес экономика правовой

«Малый бизнес - это золотой фонд нации», - это слова, сказанные в 1996 году госпожой Джессикой Пирс, тогдашним Чрезвычайным и Полномочным послом Великобритании в Беларуси. Она произнесла эту фразу на церемонии торжественного открытия Брестского бизнес-центра, созданного в рамках проекта Международной финансовой корпорации «Поддержка частного предпринимательства в Беларуси».

Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую форму осуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования. Недооценка роли малого предпринимательства как существенного фактора развития рыночной экономики - основная причина вялотекущего процесса создания малых предприятий, основанных на новых и высоких технологиях, призванных поднять экономику страны.

Более того, Беларусь является единственной страной с переходной экономикой, где количество субъектов частного предпринимательства колеблется в разные периоды в зависимости от политики государства по отношению к бизнесу. Так, по данным Министерства статистики и анализа, в 1999 году в Беларуси действовало 26 787 малых и средних предприятий, в 2005 году - 32 243, в 2010 году работало 74 246 тыс. малых частных предприятий, а в 2012 году уже 82 612.

Долгое время развитие малого и среднего бизнеса не относилось к приоритетным задачам белорусских властей. Однако 2007 г. поставил перед ними целый ряд новых вызовов. Неизбежность перехода на мировые цены на нефть и газ и растущая конкуренция на российском рынке делают повышение конкурентоспособности белорусской экономики наиболее актуальной проблемой экономической политики. Очевидно, что реструктуризация государственного сектора потребует развития малого частного бизнеса. Понимая это, власти уже заявляют о готовности поддерживать и развивать малый бизнес, в частности, упрощении административных барьеров, снижении налоговой нагрузки и либерализации условий открытия и закрытия малого бизнеса.

Белорусские власти уже предприняли ряд шагов по улучшению среды функционирования малого предпринимательства. В 2006 г. произошло значительное упрощение и удешевление процедуры постановки на учет в различные организации (открытие предприятия), улучшена координация контрольной деятельности, урегулирована процедура проведения внеплановых проверок, несколько снижены размеры штрафов и пеней; сделаны определенные шаги по совершенствованию разрешительной системы.

В 2009 г. изменена и упрощена система упрощенного налогообложения (для малых предприятий); также делаются определенные позитивные шаги в упрощении выкупа и приватизации объектов незавершенного строительства и уменьшении штрафных санкций.

В программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы от 29.12.2012, реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах.

В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

Однако этих действий пока недостаточно для начала активного развития и функционирования малого бизнеса. Более того, продолжается вмешательство в деятельность индивидуальных предпринимателей: власти делают все, чтобы заставить сменить организационную форму с индивидуального предпринимателя на юридическое лицо (микро предприятие, унитарное предприятие, различного вида товарищества).

Частные предприятия постоянно сталкиваются с различными формами дискриминации, сохраняется административное вмешательство центральных и местных органов власти в их деятельность. Бизнес-среда Беларуси остается одной из самых неблагоприятных не только в регионе, но и в мире. Это подтверждают как исследования белорусских аналитических центров и бизнес-союзов, так и международные исследования и сопоставления (исследования Международной финансовой корпорации, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития). Формально в Беларуси существуют все необходимые институты инфраструктуры поддержки бизнеса - от ежегодно принимаемых программ государственной поддержки развития предпринимательства до центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, бизнес-союзов и бизнес-ассоциаций.

Увеличивающаяся конкуренция заставляет все больше внимания уделять созданию и развитию профессионального коллектива и знанию рынка. Значительная часть бизнеса осознает, что либерализация условий хозяйствования может сделать их еще более уязвимыми перед иностранными конкурентами. Белорусские частные предприятия пока не готовы к защите и продвижению своих интересов через профессиональные объединения предпринимателей.

Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение малого бизнеса, основных его понятий, значения, а также проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь.

Методы исследования: монографический, аналитический, графический.

Основной метод исследования характеризуется сочетанием текстологического анализа и статистического анализа.

Объектом исследования курсовой работы выступают малые предприятия, действующие в Республике Беларусь, а также показатели их хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность, понятие и значение малого бизнеса;

- рассмотреть роль и место малого бизнеса в экономике страны.

- изучить роль малого бизнеса в экономике Республике Беларусь;

- рассмотреть инфраструктуру поддержки развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

определить перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Предметом исследования является малый бизнес.

1. Понятие малого бизнеса и особенности его развития

.1 Малый бизнес: его сущность, виды и функции

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А. Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов экономических школ и течений определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер.

Обобщающей позицией теоретических представлений можно выделить то, что предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.

В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.

Несмотря на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, менее затратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений.

Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной экономической политики, степени ее протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определенных этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

Проведение анализа и теоретического обоснования ряда положений, дающих научное представление о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных экономических системах позволит не только перевести предпринимательское движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности малых экономических форм в наших условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства их развитие наиболее целесообразно.

Малый бизнес определяют как:

Малый бизнес (МБ) или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и от части политический уровень развития страны.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые, по общепринятой терминологии, определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.

Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основной жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно небольшие фирмы образуют своеобразный фундамент, на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики.

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы.

Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.

. По формам собственности, организационно-правовому статусу мелкие фирмы делятся на индивидуальные (основанные на индивидуальном капитале), в том числе семейные; общества с ограниченной ответственностью (основанные на долевом участии), среди которых выделяют полные, смешанные и общества с ограниченной ответственностью; акционерные общества.

. По способу образования мелкие предприятия делятся на создаваемые заново и образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из действующего предприятия. Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы на основе смешанных форм собственности мри наличии нескольких учредителей.

. По уровню доходов и степени коммерческого успеха мелкие фирмы можно разделить на три группы. Первую группу составляют предприятия, не имеющие наемных работников и живущие за счет собственного труда.

Вторая группа представлена владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями. Третья группа представлена собственниками небольших прибыльных предприятий (10-15% от общего числа), среди которых доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.

Работа в мелких фирмах по своему характеру может быть как основной деятельностью, так и неосновной, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело и занимаются им часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.

Различают следующие виды функций малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

·Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

·Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

·Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей). По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.

·Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.

·Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

·Обеспечивает рост занятости.

·Снижает социальную напряженность.

·Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.

1.2 Особенности развития малого бизнеса

Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99% (в Японии).

Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он сводится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени.

Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBM, Microsoft, MacDonald's и др.)

Рассматривая зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его достоинства:

сравнительно низкая капиталоёмкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть своё дело;

гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами;

личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса;

низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжёлые периоды развития экономики;

небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;

независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что даёт возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения;

мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов.

Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе - нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы.

К недостаткам малого бизнеса также относят:

большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на её начальном этапе;

длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжёлой работы и редкие часы отдыха;

личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса;

возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться;

низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться «на плаву» даже в самые тяжёлые периоды развития экономики;

небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса;

независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что даёт возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения; мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов.

Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе - нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы.

К недостаткам малого бизнеса также относят: большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на её начальном этапе;

длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжёлой работы и редкие часы отдыха;

значительная зависимость от других лиц, фирм и государства.

Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнёрам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.; личные проблемы предпринимателей. Ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это становится причиной появления дополнительных проблем личного характера.

На развитие малого бизнеса отрицательно влияют следующие факторы:

- социально-экономические: темпы демонополизации, разгосударствление и приватизация; отсутствие развития рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, системы страхования коммерческих рисков;

- политические: степень поддержки и развития предпринимательства, на-личие препятствий бюрократического характера;

- правовые: несовершенство системы налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе;

- психологические: негативное отношение населения к бизнесу; отсутствие нового подхода к оценке деятельности предприятия;

- организационные: нехватка специалистов-менеджеров, отсутствие опыта и знаний.

В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.

Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.

На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель-собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, чаще не более одного года.

Как правило, на малом предприятии слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства, построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями.

Главной особенностью малых предприятий является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малых предприятий состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада.

Малое предприятие располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат.

По данным сотрудников администрации малого бизнеса США 16% новых малых предприятий и около 14% уже существующих в течение года прекращают свою деятельность по разным причинам, в том числе и из-за банкротства.

В то же время процесс банкротства - это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей.

Таким образом, экономика, в которой малый бизнес имеет небольшой удельный вес, считается «лоскутной», так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообразных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый бизнес - это, в первую очередь, новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные (республиканские) бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малого предпринимательства приходится около 50% всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес «костяком» экономики, то малый бизнес по праву можно назвать ее «мускулами». Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит в формирование нормальной конкурентной среды.

1.3 Значение малого бизнеса для развития экономики

Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике: соединяет экономику в единое целое; формирует в ней конкурентные отношения; обеспечивает восприимчивость экономики к новшествам; создает условия для занятости. Как уже говорилось, бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где другие предприятия неэффективны (местные «ближайшие» бензоколонка, магазин, кафе, парикмахерская), а также там, где прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту. Без мелких предприятий возникла бы «лоскутная» экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие нет. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии малого бизнеса. Не случайно мелкие фирмы не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют план, то гибкий и краткосрочный.

Для экономики в целом деятельность мелких фирм оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике. Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Малый бизнес выступает в роли своего рода скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов. В то же время мелкие фирмы слабы поодиночке, но вместе они представляют значительную силу, способную воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживающий тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.

Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений НТП. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями (в странах общего рынка две трети всех промышленных исследований выполняются крупными фирмами), однако принципиальные нововведения, меняющие имидж всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных компаний. Все крупные современные концерны возникли из мелких пионерских фирм еще в начале XX в.

Масштабная цель и крайне трудный, рискованный путь к ней - вот условия, в которых возникают и действуют фирмы-новаторы. Хорошая приспособленность именно к этим условиям нередко позволяет им обгонять в научно-техническом прогрессе даже ведущие концерны. Действительно, эксплеренты, как правило, малы и бедны ресурсами, но их усилия предельно сосредоточены на решении главной задачи. Фирма-новатор заведомо идет на коммерчески невыгодные условия и затраты, так как в новом деле риск неизбежен, но в случае успеха ей гарантированы сверхвысокие прибыли. Однако путь фирм-эксплерентов очень тернист. В своем развитии они проходят несколько этапов.

Первый этап: процесс внедрения или коммерциализации открытия. Обычно этот этап проходит незамеченным для других фирм, и большинство малых предприятий заканчивает свое существование уже на этом этапе. В последнее десятилетие появились новые организационные формы, позволяющие существенно поддерживать и ускорять процесс внедрения и коммерциализации открытий:

а) технологические парки, которые служат общей «крышей» для многих независимых фирм-новаторов. Только в США имеется 150 технологических парков, среди которых особенно известна «кремниевая долина», объединяющая более 3 тыс. мелких и средних предприятий электронной промышленности и более 200 тыс. работников;

б) венчурный капитал - система финансирования, снижающая для инвесторов риск вложений в пионерские компании, а значит, обеспечивающая «пионерам» доступ к инвестициям. Размеры венчурного капитала в США в настоящее время составляют более 21 млрд долл. Посредством развития этих новых организационных форм стал очевиден вклад эксплерентов во внедрение технологических новшеств.

Второй этап: бурное развитие и увеличение производства на тех предприятиях, где был достигнут коммерческий успех.

Третий этап: рост производства становится значительным, и нововведение полностью доказывает свою состоятельность. Однако на этом этапе в новое дело вторгаются фирмы-гиганты и своей мощью, как правило, вытесняют фирмы-эксплеренты, которые все еще ограниченны в финансовых ресурсах, имеют сравнительно узкую сбытовую сеть и им не хватает опыта в проведении маркетинговой стратегии. Четвертый этап: превращение в крупную компанию. Редкие компании-пионеры, которым удается пройти все испытания, доходят до четвертого этапа развития и превращаются в крупные, специализированные фирмы или даже в виолентов. Таким образом, мелкие фирмы-новаторы играют исключительную роль в процессе развития НТП в обществе.

Нельзя также не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики, 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство (коммутанты). Проблема занятости населения становится все более актуальной и для нашей страны и условиях рыночной экономики. Широкое развитие малых предприятий позволяет значительно смягчить эту проблему. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий день, а нуждаются в дополнительных заработках.

Таким образом, несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономическом системе.

2. Роль и место малого бизнеса в экономике Республики Беларусь

Важность малого бизнеса в экономике страны подчеркивается и подтверждается всеми министерствами, связанными с финансовыми отраслями. Одни налоги, уплаченные представителями только лишь индивидуального предпринимательства, могут обеспечивать население одной небольшой страны всем необходимым в течение нескольких лет.

Удельный вес всей продукции представителей малого бизнеса на 2012 год составлял 15,1%, а в розничном товарообороте - 26.

Кроме того, малый бизнес - важная промышленная составляющая страны. Около 35% всех произведенных малыми предприятиями промышленных товаров, приходится на продукцию целлюлозно-бумажного производства и издательской деятельности, около 30% - на обработку древесины и производство изделий из древесины

По подсчетам специалистов, наилучшие показатели, касающиеся финансовой и хозяйственной составляющей, были у представителей услуг связи, транспорта и строительства, подпадающие под определение «малого бизнеса».

Впрочем, каким бы стремительным не был рост малого бизнеса в Белоруссии, и какой бы важной составляющей он не был для экономики страны, растет также и оборотная сторона данной сферы: предприятия, предпочитающие работать в «тени». Это является своеобразным показателем, как общего уровня экономики страны, так и макро - и микросоставляющей: если государство нашло способ уменьшить размеры теневой сферы бизнеса, в особенности в малом и среднем, до минимальных, то это говорит о высоком развитии управляющих структур, а также повышает уровень стабильности при занятии в этих сферах бизнеса.

2.1 Анализ основных показателей развития малого бизнеса в Республике Беларусь

При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств: сравнительно низкую капиталоемкость и потому широкую доступность населению; массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство, и сбыт разнообразных товаров и услуг; ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от окупаемости; мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускорению развития НТП; быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию; способность быстро поглощать большое количество рабочей силы; коллективный социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении; значительно меньшее воздействие на окружающую среду и др.

Исследованию условий и развития малого бизнеса Республики Беларусь показало, что основным препятствием для малых предприятий в стране является неэффективность соответствующих законодательных и финансовых институтов, что свидетельствует о недостаточной приверженности и поддержке государством частного предпринимательства.

История формирования и развития негосударственного сектора экономики нашей страны насчитывает чуть более 20 лет. В процессе формирования малого бизнеса можно выделить 2 этапа: до и после 1994 года.

Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-ых годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать спасения от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки» и вещевые рынки на стадионах, киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались потребительские союзы. Общественное мнение также стало проявлять большую терпимость к частным предпринимателям.

Государственная власть не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулирующими развитие негосударственных и в том числе малых предприятий, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, и Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 года о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Таблица 2.1 - Число малых предприятий и численность работающих в них (на конец года).

Показатель2010 г2011 г2012 гЧисло субъектов малого предпринимательства (на конец года)742467760582612Списочная численность работников в среднем за год, чел.695275703 437711 410

Данные таблицы 2.1 отражают довольно благоприятную тенденцию увеличения числа предприятий и занятых в них. Увеличение занятости происходит практически во всех отраслях сферы экономики. В качестве иллюстрации приведем списочную численность работников на малых предприятиях.

Таблица 2.2-Списочная численность работников

Показатель201020112012Всего в том числе по отраслям:695275703437711410обрабатывающая промышленность173165179614184047сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство194082084121138транспорт и связь526895283755449Строительство945509450088116торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования221887218704221536Образование359237053782здравоохранение и предоставление социальных услуг518952995982

Однако с 1994 года отношение к негосударственному начало существенно меняться. Постепенно ожесточались налоговые условия, усиливались ограничительные меры. Наиболее значимыми из них явились периодически проводимые перерегистрации, нормативные регламенты качества, меры по безопасности, официальный отказ государства в поддержке посреднических предприятий, негласные запреты на кооперацию с государственным сектором. Впечатляют административные процедуры выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность. Так, чтобы начать лоточную торговлю фруктами, требуется получить соглашение санитарного врача, главного архитектора, начальника торгового отдела и заместителя главы администрации района города. Кроме того, ужесточены требования к ведению учета, что вынуждает предпринимателя содержать бухгалтера, если он платит налог по прогрессивной шкале. Они обязаны платить в местный бюджет 5 минимальных зарплат за уборку территории и фиксированный налог - 2-5 минимальных зарплат.

В 1996-1997 годах наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в: подписании Президентом Республики Беларусь Указов «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» от 19.07.96 года, в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддержать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 года; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь «О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 год» от 7.04.97. года и «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 4.06.92 года. Затем 18.08.97. года был утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти. [13, стр. 84]

Однако, несмотря на эту поддержку, малый бизнес чувствует себя в республике все более неуютно. В результате проводимой в отношении малого бизнеса государственной политики он вытесняется из экономики или загоняется в теневую экономику. От этого теряют и государство и люди. И если в западных странах на 1000 человек населения приходится 25-32 малых предприятия, в России - 11, то в Республике Беларусь - 7.

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.

Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году.

Таблица 2.3 - Число малых предприятий

Микро-и малые организацииПоказатель2010 г2011 г2012 гВсего виды деятельности:742467760582612обрабатывающая промышленность113861199912576сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство223026502653транспорт и связь696371527968Строительство652672167548торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования319433219134062Образование422464539здравоохранение и предоставление социальных услуг704716769В процентах к итогуВсего виды деятельности:100 100100обрабатывающая промышленность15,315,515,2сельское хозяйство, охота ёи лесное хозяйство3,03,43,2транспорт и связь6,49,29,6Строительство8,89,39,1торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования43,041,541,2Образование0,60,60,7здравоохранение и предоставление социальных услуг1,00,90,9

Преимущественно ориентация предпринимательских структур республики на 2012 год сформировалось в сфере торговли; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования -41,2% к общему количеству предприятий. Обрабатывающая промышленность занимает вторе место - 15,2% к итогу, транспорт и связь третье - 9,6%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве работает -3,2% малых предприятий. Все остальные имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпринимательства, так, образование - 0,7%.

Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят или предоставляют обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси не стало активной подпиткой экономики.

Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства. [17, стр. 15]

Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.

В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых предприятий смогли выйти на нужный объем производства, чтобы обеспечить прибыль и дальнейшую финансовую поддержку своего бизнеса. В основном же в настоящее время удельный вес убыточных предприятий значительно упал по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 2.4 - Удельный вес убыточных малых предприятий по отраслям экономики

Микро- и малые организации2010 г2011 г2012 гВсего:Республика Беларусь21,020,318,6Области:Брестская16,216,615,1Витебская16,616,714,8Гомельская17,516,815,3Гродненская18,215,014,8г. Минск27,026,123,3Минская19,118,918,3Могилевская14,614,813,9

И всё-таки малый бизнес в нашей стране развивается недостаточно стремительно по сравнению с другими странами.

Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами.

К социально-психологическим факторам относятся такие, как низкие темпы демонополизации, разгосударствления и приватизации, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования, отсутствие системы страхования коммерческих рисков.

К политическим факторам можно отнести недостаточную поддержку предпринимательства, препятствия бюрократического аппарата.

Факторами правового характера являются, в первую очередь, несовершенная система налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе. Частые изменения в законодательной базе вызывают неуверенность в завтрашнем дне, отсюда ориентация на сиюминутную прибыль, а не на долгосрочную перспективу.

Факторы организационного порядка включают два аспекта проблемы: во-первых, необходимость в новых кадрах и, во-вторых, необходимость в упрощении процедуры регистрации создаваемого предприятия.

В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать исключительно на конъюнктуре, пошла на убыль. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.

Затронутый вопрос об упрощении процедуры регистрации создаваемого малого предприятия, пожалуй, теряет свое значение, точнее смысл на фоне обратного процесса, когда в республике все более усложняются требования к регистрации и перерегистрации малых предприятий различных организационных форм. Соответственно возникают все новые бюрократические и правовые препятствия нормальному функционированию малого бизнеса. При создании предприятия отечественному предпринимателю необходимо собрать справки от многих учреждений и организаций. Дальше, уже во время работы предприятия, постоянные проверки со стороны различных государственных органов также требуют дополнительного времени и материальных затрат коммерческих структур. В качестве сравнения, регистрация фирм в США занимает два дня, регистрационная плата составляет от 5 до 10 долларов.

Вот почему обязательно нужно учитывать опыт развитых стран в сфере малого бизнеса. При идеальном учете опыта развития малого бизнеса в мире необходимо осуществить комплекс системных мер по приданию этому сектору экономики места и роли в решении социально-экономических проблем общества и создать соответствующие условия для его развития.

К числу таких мер могут относиться следующие:

. Согласование политики по развитию малого бизнеса с ключевыми экономическими и социальными целями общества. Такими целями в республике могут быть: увеличение занятости, борьба с инфляцией, увеличение оплаты труда, усиление деловой активности, утилизация отходов, и т.д.;

. Определение вклада малого бизнеса в оптимизацию структуры производства и собственности. Это позволит органично адаптировать малые предприятия к экономической системе страны. В частности, необходимо на уровне государственной политики решить, в какие отрасли экономики допускать негосударственную форму собственности, и затем на каждом предприятии выявить те производства, технологические процессы или услуги, которые следует передать в частные руки;

. Создание государственной властью такой системы включения граждан в индивидуальную предпринимательскую деятельность, которая предоставляла бы доступные для этого условия. Государство могло бы, например, взять на себя часть расходов тех граждан, которые приняли решение начать свой малый бизнес;

. Децентрализация экономической и политической власти в интересах малого бизнеса. Руководителям малых предприятий значительно легче влиять на законодательство, имеющее отношение к их интересам, если это законодательство находится в руках местных властей. Такое делегирование полномочий принципиально важно для изменения традиционной технологии законодательства, базирующейся на жесткой централизации;

. Развитие предпринимательской культуры. Понятие предпринимательской культуры является многогранным и идеализированным. Его определяют и квалификация ведения бизнеса, и взаимоотношения бизнеса и общества, государства. Поэтому государство заинтересовано в повышении предпринимательской культуры. Этот интерес может быть реализован посредством придания статусу предпринимателя равенства с другими профессиями и обеспечении, благодаря этому достаточно сильных стимулов к предпринимательской деятельности; создание системы подготовки и повышения квалификации и т.д.;

. Проведение благоприятной для малого бизнеса налоговой политики. Такая политика могла бы содействовать инвестированию в малый бизнес, поддерживать наследование и сохранение семейных предприятий, побуждать к сохранению денег в производстве. Кроме того, налоговая политика могла бы компенсировать риски в малых фирмах, содействовать занятости в малом бизнесе;

. Создание системы сотрудничества крупных и малых предприятий. Речь идет о распределении заказов, предоставлении технологий, создании специальных правительственных структур, занимающихся поддержкой и защитой малых предприятий;

. Создание социально-психологического климата доверия и терпимости к индивидуализму. Подобная терпимость необходима как со стороны государства, так и со стороны общественного сознания.

По мнению автора, без решения указанных проблем при выработке и осуществлении государственной экономической политики невозможно добиться серьезной стабилизации на основе реформирования экономики.

.2 Оценка особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста 277 субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента).

Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента.

Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году.

Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).

В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 39,5 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза).

Положительные изменения наблюдаются и в показателе удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме промышленного производства. Доля данного показателя составила 17,5 процента в 2011 году (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза).

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в 2011 году 36 процентов (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 3,7 процента).

В общем объеме внешнеторгового оборота доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 38,2 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом на 8,2 процента).

Доля розничного товарооборота торговли и общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году соответственно 37,6 и 35,9 процента.

На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц на территории республики. В г. Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц - 53,2 процента, при этом 36,7 процента - в г. Минске, 10,6 процента - в Брестской области, 9,9 процента - в Гомельской, 9,5 процента - в Витебской, 8,4 процента - в Гродненской, 16,5 процента - в Минской, 8,3 процента - в Могилевской области.

В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. - 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.

Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.

Таким образом, в связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.

3. Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

Развитие малого предпринимательства является важным фактором формирования рынка, так как малый и средний сектор экономики оперативно реагирует на изменение его конъюнктуры и придает экономике необходимую гибкость.

В Беларуси малое предпринимательство существует в двух формах: малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2013 г. количество малых предприятий всех форм собственности составляло 99 138. В территориальном разрезе большая часть малых предприятий (41,9%) и индивидуальных предпринимателей (26,8%) сосредоточена в столице, поскольку она обладает развитой производственной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Неоднородна концентрация малых субъектов хозяйствования и на территории регионов. Основная их часть находится в областных центрах, в то время как именно для малых городов и сельской местности в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства и т.п.

Для исправления сложившейся ситуации государством предпринимаются определенные шаги. Например, для индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента от 25.03.2005 г. №150, в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Советом министров по согласованию с Президентом, установлены пониженные ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения:

% вместо 10% - для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

% вместо 8% - для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Полагаем, налоговые льготы целесообразно предоставить и малому бизнесу в городах районного и областного подчинения с численностью населения до 60-70 тыс. человек, в которых преобладают предприятия легкой и пищевой промышленности и в которых уровень безработицы превышает сложившийся по республике.

Между тем, накопленный многими странами опыт развития рыночных отношений показывает, что первостепенную роль во всех аспектах данного процесса играют мелкие и средние предприятия. К малому бизнесу в развитых странах относится 80 - 90% предприятий, на долю которых приходится 40 - 50% валового национального продукта, около половины «ноу-хау», ими создается 60 - 70% новых рабочих мест. Во всем мире, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудового населения и производят от 33 до 60% национального продукта.

Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной и экономической поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для мелких предприятий и т.д.

Система налоговых стимулов значительно различается по странам. Однако общим для всех государств является освобождение малых и средних предприятий от налогов в течение первых лет существования и значительные налоговые скидки в дальнейшем. Например, в Италии, 60% всех выделяемых государством средств на предпринимательскую деятельность малого бизнеса, предоставляется в форме освобождения от уплаты налогов.

Установление подобного экономически обоснованного критерия позволит продолжить работу индивидуальным предпринимателям, имеющим незначительные обороты, и сохранить рабочие места для привлекаемых ими одного - двух наемных работников.

марта 2013 г. Совет Министров РБ принял документ - «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь».

Названное решение Совета Министров утверждает комплекс мер, которые власти намерены принять в 2013-2015 годах для облегчения ведения бизнеса. И некоторые пункты постановления, будучи претворенными в жизнь, действительно способны благоприятно повлиять на бизнес-климат в нашей республике. Вот некоторые из них:

. В первом полугодии 2013 г. планируется изменить заинтересованность работников контролирующих органов с карательной на предупредительную. Будет выстроена система их премирования за результаты работы по предупреждению правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Идея, собственно, неплохая - финансово заинтересовать специалистов сосредоточиться не на выявлении нарушений, а на их предотвращении.

. Аналогично, до второй половины текущего года планируется внести предложения Президенту об упрощении осуществления лицензируемых видов деятельности. Конкретно предлагается:

сократить перечень видов деятельности, на которые требуется специальное разрешение, правда, документ не уточняет, о каких именно видах идет речь;

ввести «бессрочный» срок действия лицензии;

в случае нарушений по отдельным работам / услугам, входящим в лицензию, не отзывать ее полностью, а прекращать ее действие только по тем работам / услугам, в части которых были выявлены нарушения;

. Следующий пункт плана правительства затрагивает вопросы арендных взаимоотношений государства и бизнеса. В настоящее время, как известно, действует разрешительный принцип выкупа арендуемых площадей. До июля 2013 г. планируется подготовить нормативный документ, устанавливающий заявительный принцип. Проще говоря, организация, которая арендует у государства недвижимость более 3 лет, получает право уведомить орган или организацию, которой принадлежит недвижимое имущество, о своем намерении ее приобрести. Более того, предполагается ввести административную ответственность должностных лиц за необоснованный отказ о продаже этого имущества.

. Сейчас частные медицинские учреждения находятся в неудобном положении. Можно пользоваться их услугами, но все равно для оформления «больничного листа» придется обращаться в государственную поликлинику. Естественно, там ничего не выдадут без стандартной процедуры обследования. До конца 2013 г. эту проблему планируется решить - создать механизм, позволяющий выдавать листки нетрудоспособности медицинским организациям любой формы собственности. В идеале это должно разгрузить поликлиники и создать здоровую конкуренцию за пациента между частным и государственным сектором экономики.

. Та же ситуация, только в сфере страхования. Будут подготовлены предложения об отмене ограничений на обязательные виды страхования - право осуществлять такое страхование получат частные страховые компании. Но это уже в 2014 году.

. В текущем году в планах предоставить право малому бизнесу закупать мелкие партии товаров, сырья и комплектующих за наличный расчет за пределами РБ общей суммой до 1000 базовых величин за одну сделку.

. Очень острый вопрос - перераспределение между работниками и нанимателями нагрузки по социальному страхованию и отчислениям в ФСЗН. Документ утверждает, что Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов и другие заинтересованные органы в течение текущего и следующего года будут вырабатывать некий механизм, который должен «повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования».

Если эти и другие предложенные меры будут реализованы в полном объеме, правительство ожидает увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе к концу 2015 года только по Витебской области не меньше, чем на 27 тысяч человек.

3.1 О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы

В соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 29 декабря 2012 г. №1242 утверждена Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы.

Разработка Программы осуществлялась на основании Закона Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и др.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса и др.

Кроме того, Программой определены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике. Среди них финансовая, имущественная и информационная поддержка субъектов предпринимательства, оказание содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения посредством проведения семинаров, круглых столов с участием руководителей малых и средних предприятий республики, а также поддержка развития стартап-движения в Республике Беларусь с последующим развертыванием сети стартап-школ и др.

Документ, в числе прочего, призван стать основным программным документом Правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также реалий настоящего времени.

Общую координацию и мониторинг выполнения мероприятий настоящей Программы осуществляет Министерство экономики, координацию, контроль за эффективностью и объемами выполнения этих мероприятий на местах - облисполкомы и Минский горисполком.

3.2 Необходимые меры господдержки малого предпринимательства

Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:

. Либерализация законодательства о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Для этого необходимо:

упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путем введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.

определить единый перечень документов для регистрации;

закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учет в налоговые и другие органы;

закрепить положение о том, что ликвидация юридического лица может производиться только либо по решению собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда.

. Либерализация цен:

отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;

отмена обязательного калькулирования себестоимости и ее регистрации в органах государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);

отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;

отмена регулирования оптовых, розничных и импортных надбавок;

реформа системы тарифов в энергетическом секторе, на коммунальные и транспортные услуги. Реформа тарифов не означает их непрерывное административное увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов.

. Изменения в Налоговом кодексе, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.

. Создание законодательства, регулирующего взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии государства на аренду жилых, торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.

. Упрощение порядка сертификации и удешевление ее процедуры.

. Принятие закона «О едином порядке установления и применения экономических

санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;

. Активизация системы государственной поддержки предпринимательства путем оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;

. Либерализация внешнеэкономической деятельности:

отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;

обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;

отмена государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность предприятий (установление плановых заданий, минимальных экспортных цен, дополнительные условия вывоза товаров и т.п.).

Заключение

бизнес экономика правовой

Проанализировав курсовую работу можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса.

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

Также в ходе выполнения данной работы были рассмотрены различные аспекты, связанные с деятельностью малых предприятий в Республике Беларусь.

Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.

Зарубежный опыт малого бизнеса полезен не только государственным деятелям, но и начинающим предпринимателям, которые в настоящее время могут изучить и применить на практике принципы развития малого бизнеса в различных странах. Более того, многие зарубежные компании предлагают необходимое оборудование для организации малого бизнеса в нашей стране.

Рассмотрев современную нормативно-правовую базу развития малого бизнеса в Республике Беларусь, можно констатировать, что нормативно-правовая база по предпринимательству, как основа в организации, поддержке и развитии данное сектора экономики Республики Беларусь существует, постоянно совершенствуется с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проведя краткий анализ субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, можно сказать, что, во-первых, они существуют на рынке Беларуси Центры поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании, банковские программы микрокредитования, общественные и профессиональные организации, отстаивающие интересы предпринимателей), во-вторых, в Беларуси созданы рамочные законодательные предпосылки для их эффективного функционирования.

Список использованных источников

1.Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.

2.Балашевич М.И., Быкова Т.П. Экономика малого бизнеса: учебное пособие / Балашевич М.И., Быкова Т.П. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 231 с.

.Статистический ежегодник / И.В. Зиновский [и др.]. - Мн.:2013 - 578 с.

.Малое и среднее предпринимательство в РБ / И.В. Зиновский [и др.].-Мн.: 2013. - 239 с.

.Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента от 25.03.2005 г. №150

.Е.Н. Лобачев Экономическая теория: учебное пособие/ Е.Н. Лобачев, - Мн.: Книжный дом, 2005 - 257.

.Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие - Мн.: Выш.шк. 1997. - 266 с.

.М. Ковалев Развитие малого предпринимательства в Беларуси: учебное пособие - Мн.: Книжный дом, 2008 - 236 с.

.Постановление от 30.03.2013№241» О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь». Совет Министров РБ. - Мн.:2013. - 15 с.

.Постановление от 29.12.2012 №1242 «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РБ на 2013-2013 годы» Совет Министров РБ. - Мн.:2013. - 37 с.

.Еловских В.В. Роль малого бизнеса в белорусской экономике /Еловских В.В. - Мн.: Логвинов, 2005. - 56 с.

.С.И. Мазоль Экономика малого бизнеса: учебное пособие/ С.И. Мазоль. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.

.Национальный Интернет-портал Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Малое и среднее предпринимательство. - Режим доступа: #"justify">.Национальный интернет-портал Финансы: теория и практика РФ [Электронный ресурс] / Малый бизнес. - Режим доступа: #"justify">.Национальный интернет - портал Новополоцкий городской исполнительный комитет: [Электронный ресурс] / Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: #"justify">.Национальный интернет-портал Республики Беларусь: [Электронный ресурс] / Малое предпринимательство в РБ. Режим досутпа: http://pravo.by

Похожие работы на - Перспективы развития малого бизнеса, инфраструктура поддержки и регулирования государством

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!