Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства города Актобе

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,88 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства города Актобе

Введение

В Послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 27.01.2012 года отмечено: «Новый этап Казахстанского пути - это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии» [1].

В соответствии с Конституцией РК каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности [2].

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости [3].

Предпринимательство, которое и само есть труд - труд созидательный, творческий и нелегкий, сопряженный с изрядной долей риска, - создает к тому же новые стимулы для высокопроизводительной деятельности, формирует хозяйскую мотивацию [4].

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года N 148 местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории [5].

Для выполнения функций государственного управления и контроля в сфере предпринимательства, постановлением акимата города Актобе от 30 декабря 2005 года № 2318 создан отдел предпринимательства города Актобе, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, индустриально-инновационного развития города, инвестиционной деятельности, торговли, рекламной деятельности, туризма [6].

Производственная практика проводится для студентов 4 курса специальности «Государственное и местное управление» в целях закрепления теоретических и практических знаний и является неотъемлемой частью учебного процесса. Она направлена для приобретения студентами более глубоких практических навыков управления объектами государственного и местного значения [7].

Основные цели и задачи практики состоят в следующем:

1.   Приобретение студентами опыта государственного управления и изучение отдельных функций управления в частности;

2.       Овладения методикой экономического анализа производственно-финансовой деятельности предприятий и организаций;

.        Изучение практического использования экономических методов управления;

.        Изучение методов государственного регулирования экономики;

.        Изучение опыта стратегического и тактического планирования деятельности предприятия и методов индикативного планирования, организации предпринимательской деятельности

.        Подбор и обработка необходимых материалов для написания подробного отчета прохождении практики и будущей дипломной работы.

Объектом прохождения производственной практики является ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе».

Отчет состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и дневника практики.

Первая глава «Общая характеристика ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе» состоит из следующих параграфов: история возникновения отдела предпринимательства, основные функции и задачи отдела предпринимательства, организационная структура отдела предпринимательства.

Во второй главе рассматриваются основные направления деятельности отдела предпринимательства города Актобе», в частности, реализация инвестиционных проектов, включенных в Карту индустриализации, анализ развития малого и среднего предпринимательства города Актобе, мониторинг цен на продукты питания и горюче-смазочные материалы. Третья глава посвящена изучению перспектив развития Актюбинской области и малого и среднего предпринимательства города Актобе.

Методологической базой для написания отчета послужили законодательные и нормативно-правовые акты РК, учебные пособия, периодические издания, статистические сборники и интернет ресурсы.

1 Общая характеристика ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе»

.1       История возникновения отдела предпринимательства

Одним из приоритетных направлений реального сектора экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, формирующего конкурентную среду, способствующего наполнению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала и увеличению налоговых поступлений. Развитие малого предпринимательства активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

В Послании Главы Государства от 27 января 2012 года отмечено, что сильный Казахстан - это, прежде всего, сильные регионы. В перспективных ареалах экономического роста в первую очередь должны строиться новые заводы, создаваться индустриальные рабочие места, социальная инфраструктура, а также содействие развитию предпринимательства. Одним из направлений малого и среднего предпринимательства является планомерная работа по поддержке отечественного товаропроизводителя, а его основным направлением - стратегия инновационно-инвестиционного развития.

В целях обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы [8].

В рамках Государственной программы по всем приоритетным отраслям и ключевым политикам разработаны отраслевые программы, которые включают системные меры и инструменты поддержки.

На основе разработанных отраслевых программ создана система мер государственной поддержки приоритетных секторов экономики направленных на:

·    поддержку малого и среднего предпринимательства, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

·        технологическую модернизацию и оптимизацию производственных и бизнес-процессов;

·        на сервисную поддержку экспорта и торговое финансирование, страхование;

·        на привлечение инвестиций;

·        на модернизацию действующих предприятий в рамках программы «Производительность - 2020».

Созданная система мер государственной поддержки должна стимулировать субъекты МСБ внедрять современные управленческие технологии, способность умело продвигать и продавать свою продукцию [9].

В настоящее время создана наиболее благоприятная среда для развития предпринимательства. Налоговый кодекс предусматривает функционирование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, принятый закон «О частном предпринимательстве» является одним из либеральных законов, который значительно сокращает количество проверок субъектов малого предпринимательства, увеличивается сумма бюджетных средств на поддержку предпринимательства. То есть фактически для малого и среднего предпринимательства со стороны государства созданы все условия для экономического роста [10].

Для выполнения функций государственного управления и контроля в сфере предпринимательства, постановлением акимата города Актобе от 30 декабря 2005 года № 2318 создан отдел предпринимательства города Актобе, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, индустриально-инновационного развития города, инвестиционной деятельности, торговли, рекламной деятельности, туризма.

.2 Основные функции и задачи ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе»

Государственное учреждение «Отдел предпринимательства города

Актобе» (далее - отдел предпринимательства) является государственным органом, уполномоченным на выполнение функций государственного управления в области реализации государственной политики развития предпринимательства и обеспечивающим основу устойчивого роста экономики города Актобе [11].

Основными направлениями деятельности отдела предпринимательства являются:

) проведение единой политики по поддержке и развитию предпринимательства в городе;

) содействие развитию предпринимательства, формирование благоприятного экономического климата для развития сектора малого предпринимательства;

) развитие индустриально-инновационной деятельности;

) развитие деятельности в сфере торговли, оказания услуг и туризма.

Отдел предпринимательства в своей деятельности руководствуется Конституцией и Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Постановлениями Правительства Республики Казахстан, актами акима и акимата города, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Отдел предпринимательства является юридическим лицом, имеет печать на государственном языке, штампы со своим наименованием на государственном и русском языках, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счет в банке.

Финансирование деятельности отдела предпринимательства осуществляется за счет средств местного бюджета.

Учредителем и государственным органом управления отдела предпринимательства является местный исполнительный орган в лице акимата города Актобе.

Уполномоченным органом отдела предпринимательства является ГУ «Отдел финансов города Актобе».

Положение является учредительным документом отдела предпринимательства. Отделу предпринимательства запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этого органа.

Отдел предпринимательства по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке издает приказы.

Отдел предпринимательства не имеет филиалов и представительств.

Юридический адрес отдела предпринимательства: 030002, РК, Актюбинская область, город Актобе, ул. Алтынсарина, 2.

Полное наименование отдела предпринимательства на государственном языке: «Ақтөбе қаласының кәсіпкерлік бөлімі» Мемлекеттік мекемесі и на русском языке: Государственное учреждение «Отдел предпринимательства города Актобе» (Приложение 1).

Основным предметом и целью деятельности отдела предпринимательства является осуществление государственной политики в городе Актобе, направленной на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства (Приложение 2).

Основными задачами отдела предпринимательства являются:

) разработка и реализация различных программ экономического развития в сферах промышленности, торговли, сферы услуг, туризма в соответствии со Стратегией развития Казахстана до 2030 года;

) формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений государственной политики в сфере предпринимательства, торговой деятельности, индустриально-инновационного развития и инвестиционной деятельности в городе;

) координация деятельности предприятий промышленности и торговли по обеспечению население города Актобе промышленными и продовольственными товарами, оказанию услуг, повышению качества и культуры обслуживания;

) создание благоприятного предпринимательского климата, формирование инфраструктуры инновационной деятельности;

) стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств и внедрение на предприятиях международных стандартов качества;

) обеспечение проведения государственной торговой политики в области поддержки и развития предпринимательства;

) содействие эффективному использованию экспортно-импортного потенциала города, расширению рынка сбыта товаров местных товаропроизводителей;

) принятие мер, направленных на стабилизацию потребительских цен по основной группе продовольственных товаров.

Отдел предпринимательства в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

·    осуществляет разработку и реализацию стратегических, региональных программ в сфере поддержки и развития предпринимательства, индустриально-инновационного развития и инвестиционной деятельности города;

·        проводит мониторинг развития предпринимательства (объем производства продукции, количество субъектов предпринимательства, количество вновь созданных рабочих мест и т.д.);

·        осуществляет комплексный анализ состояния предпринимательства в городе и определяет приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса;

·        принимает участие в экономическом анализе работы предприятий малого и среднего бизнеса города;

·        оказывает содействие промышленным предприятиям в привлечении инвестиций с использованием новых технологий для реализации приоритетных инвестиционных проектов;

·        участвует в отборе и анализе инвестиционных проектов, приоритетных для города Актобе и содействует в получении финансовой помощи через государственные институты развития;

·        инициирует деятельность предпринимателей в реализации приоритетных проектов для города;

·        содействует обеспечению доступности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

·        обеспечивает проведение единой государственной политики на территории города Актобе в области оптовой и розничной торговли, объектов общественного питания, туристской деятельности;

·        организует работу по государственным закупкам товаров и услуг;

·        содействует государственному регулированию и координации деятельности торговых рынков в целях стабилизации цен и удовлетворения потребностей населения в данных товарах;

·        организует работу по присвоению категорий рынкам города;

·        содействует реализации Стратегии гендерного равенства на 2006-2016 годы в Республике Казахстан;

·        формирует базу данных (реестр) по дислокации объектов предпринимательства;

·        ведет подготовку для акима города и его заместителей аналитических, информационных и справочных материалов по вопросам предпринимательской деятельности;

·        рассматривает предложения субъектов предпринимательства по развитию и размещению объектов торговли и сферы услуг на территории города;

·        организует торговое обслуживание городских культурно-массовых мероприятий;

·        выполняет функции рабочего органа комиссии по отбору инвестиционных проектов при акиме города Актобе, Штаба (комиссии) по стабилизации цен на товары (услуги) в городе Актобе, комиссии по аккредитации общественных объединений предпринимателей, экспертного совета по вопросам предпринимательства при акимате города Актобе;

·        способствует созданию условий для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на территории города для увеличения притока прямых инвестиций;

·        вносит предложения по устранению административных, правовых, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития предпринимательства в городе;

·        взаимодействует с фондом АФ ФРМП «Даму» и другими финансовыми организациями по вопросам развития предпринимательства;

·        содействует в обеспечении государственной поддержки продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках и развитию импортозамещения;

·        вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию Законов, касающихся развития предпринимательства;

·        осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства по поддержке, развитию и защите предпринимательства;

·        организует работу по проведению выставок, конкурсов, семинаров, тренингов, круглых столов и сельскохозяйственных ярмарок;

·        осуществляет информационную, методическую и консультативную помощи предприятиям по вопросам предпринимательской деятельности;

·        организует работу по рассмотрению предложений и заявлений граждан.

Отдел предпринимательства для осуществления своих функций и реализации поставленных задач имеет право:

.     запрашивать и получать в установленном порядке от государственных предприятий и учреждений, хозяйствующих субъектов и физических лиц необходимую информацию и материалы для анализа предпринимательской деятельности;

2.       принимать участие, созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти, предприятий, организаций;

3.   осуществлять иные права, необходимые для выполнения функций в соответствии с требованиями Положения.

Имущество отдела предпринимательства формируется за счет имущества, переданного акиматом города Актобе, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которого отражается в балансе отдела.

Имущество отдела предпринимательства принадлежит ему на праве оперативного управления и относится к государственной коммунальной собственности.

Отдел предпринимательства не вправе самостоятельно отчуждать или иными способами распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

В случае предоставления отделу права распоряжения имуществом, отдел распоряжается имуществом в пределах, установленных законодательством.

Учредители сохраняют право собственности на имущество учреждения.

Учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

В случае ликвидации отдела предпринимательства имущество в соответствии с законодательством Республики Казахстан передается учредителю (уполномоченному органу).

.3 Организационная структура ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе»

Структура ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе» представлена следующим образом (Приложение 3):

1.   Начальник отдела предпринимательства города Актобе

2.       Заместитель начальника отдела предпринимательства города Актобе

.        Заведующий сектором по общим вопросам отдела предпринимательства города Актобе

.        Заведующий сектором инновационного развития отдела предпринимательства города Актобе

.        Главный специалист по общим вопросам отдела предпринимательства города Актобе

.        Главный специалист по общим вопросам отдела предпринимательства города Актобе

.        Главный специалист сектора инновационного развития отдела предпринимательства города Актобе

.        Главный специалист сектора инновационного развития отдела предпринимательства города Актобе.

Положение, штатная численность отдела предпринимательства утверждается постановлением акимата города Актобе (Приложение 4).

Отдел предпринимательства возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности акимом города в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Начальник отдела предпринимательства организует и руководит работой отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций.

В случае совершения коррупционного правонарушения со стороны государственного служащего руководитель отдела предпринимательства несет персональную ответственность [12].

Начальник отдела предпринимательства:

) осуществляет руководство деятельностью отдела, представляет его во всех учреждениях, предприятиях и организациях;

) определяет обязанности и полномочия заместителя и специалистов;

) в установленном порядке поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников отдела;

) в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, подписывает служебную документацию;

) разрабатывает и представляет на утверждение акимата города штатное расписание и смету расходов на содержание отдела в пределах выданных ассигнований;

) проводит работу по противодействию коррупции;

) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года квалификационные требования - требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие административной государственной должности, в целях определения уровня его профессиональной подготовки, компетентности и соответствия конкретной административной должности [13].

На основании приказа первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 9 января 2008 года № 02-01-02/5 «Об утверждении Типовых квалификационных требований к категориям административных государственных должностей» и Приказа № 59 от 16 сентября 2011 года «Об утверждении штатной структуры» был дан приказ об утверждении должностных квалификационных требований административных государственных служащих ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе» [14] (Приложение 5).

Реорганизация и ликвидация отдела предпринимательства производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2        Основные направления деятельности отдела предпринимательства города Актобе

2.1     Реализация инвестиционных проектов, включенных в «Карту индустриализации»

Государственная программа по форсированному индустриально инновационному развитию (далее ФИИР) Республики Казахстан на 2010 2014 годы является основным стратегическим документом, по которому должна жить страна в предстоящие годы. Ее реализация обеспечит устойчивый и сбалансированный рост казахстанской экономики.

Главным критерием включения того или иного проекта в программу является его экономическая целесообразность, его значимость для диверсификации экономики страны, наличие правильных и эффективных источников финансирования (Приложение 6).

В рамках Программы по республике с 2010 года было реализовано 288 проектов на общую сумму 970 млрд. тенге и создано более 30 тысяч постоянных рабочих мест.

Актюбинская область, являясь локомотивом новой индустриализации Казахстана, в 2010 году реализовала 24 проекта, включенные в Карту индустриализации Казахстана, на общую сумму 109,8 млрд. тенге с созданием 5,4 тыс. рабочих мест.

Из них по городу Актобе реализовано 9 проектов, на общую сумму 11,3 млрд. тенге с созданием 1148 рабочих мест.

С момента ввода на 100 % проектную мощность к началу 2011 года вышли:

Ø 5 предприятия от 80-100%

Ø  2 предприятия от 60-80%

Ø  2 предприятий от 30-60%

Выход на проектную мощность данных объектов и дальнейшая их бесперебойная работа находится на постоянном контроле акимата города Актобе (Приложение 7).

В рамках Государственной программы ФИИР по городу Актобе в 2011 году реализовано 19 инвестиционных проектов, с общим объемом инвестиций 5,3 млрд. тенге, количество созданных новых рабочих мест 878. (Приложение 8)

В 1- ом полугодии 2011 года реализовано 8 инвестиционных проектов на общую сумму 2,3 млрд. тенге и создано новых 330 рабочих мест.

Ø ТОО «СЗЦ «Каргала» (АО «СПК «Актобе») - холодильный комплекс и камера газации для овощей и фруктов, объем инвестиций составляет 280,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 18,0 тыс. тонн овощей и фруктов в год, количество созданных рабочих мест 10.

Объект введен в эксплуатацию 24 мая 2011 года;

Ø ТОО «Южпромснаб» - организация производства по комплектации мобильного сборно-разборного битумного хранилища с емкостью 375 тонн, объем инвестиций составляет 65,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 9,0 тыс. тонн битума, количество созданных новых рабочих мест 15.

Объект введен в эксплуатацию 31 мая 2011 года;

Ø ТОО «КТП» - мобильный асфальтобетонный завод, объем инвестиций составляет 60,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 50,0 тыс. тонн в год, количество созданных новых рабочих мест 20.

Объект введен в эксплуатацию 10 июня 2011 года;

Ø Актюбинский филиал ТОО «Агран» - производство металлочерепицы, профнастилла и других строительных материалов, объем инвестиций составляет 107,4 млн. тенге, проектная мощность составляет 1 млн. 268 тыс. кв. метров в год, количество созданных новых рабочий мест 30;

Объект введен в эксплуатацию 24 июня 2011 года;

Ø ТОО «Велес Актобе ЛТД» (АО «СПК «Актобе») - строительство завода по производству лекарственных средств, объем инвестиций составляет 300,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 1,5 млн. штук в год, количество созданных новых рабочих мест 20.

Объект введен в эксплуатацию 24 июня 2011 года;

Ø ТОО «ПолимерМунайГаз» (АО «СПК «Актобе») - цех по производству полиуретановой композиции, объем инвестиций составляет 74,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 350,0 тыс. литров в год, количество созданных рабочих мест 40.

Объект введен в эксплуатацию 29 июня 2011 года.

Ø ТОО «БатысДамуЖол» - строительство завода по производству активированного и неактивированного минерального порошка, объем инвестиций составляет 500,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 40-50 тыс. тонн порошка в год, количество созданных рабочих мест 45.

Объект введен в эксплуатацию 29 июля 2011 года;

Во втором полугодии 2011 года реализовано 11 инвестиционных проектов на сумму 3,0 млрд. тенге и количеством создаваемых новых рабочих мест 548.

Ø ТОО «Килико-тун» - строительство овощехранилища, объем инвестиций составляет 235,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 3,0 тыс. тонн в год, количество созданных новых рабочих мест 30.

Объект введен в эксплуатацию 7 октября 2011 года;

Ø ТОО «Центр развития бизнеса» - реконструкция овощехранилища, объем инвестиций составляет 233,2 млн. тенге, проектная мощность составляет 2,0 тыс. тонн в год, количество созданных новых рабочих мест 50.

Объект введен в эксплуатацию 21 октября 2011 года;

Ø ТОО «Южпромснаб» - строительство завода по выпуску поролона (пенополиуретана), объем инвестиций составляет 82,3 млн. тенге, проектная мощность составляет 10,0 тыс. куб. метров в год листового поролона, количество созданных рабочих мест 15.

Объект введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года;

Ø ТОО «Тенуса» - производится полимерно композитных материалов, объем инвестиций составляет 110,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 150 тысяч штук в год, количество созданных новых рабочих мест 20.

Объект введен в эксплуатацию 24 ноября 2011 года;

Ø ТОО «КТП» - завод по производству щебня, объем инвестиций составляет 75,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 50,0 тыс. куб в год, количество созданных новых рабочих мест 50.

Объект введен в эксплуатацию 25 ноября 2011 года;

Ø ТОО «Алеем Тагам» - строительство тепличного комплекса, объем инвестиций составляет 100,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 320 тонн томатов и огурцов в год, количество созданных новых рабочих мест 48.

Объект введен в эксплуатацию 1 декабря 2011 года;

Ø ТОО «Электрод и К - Актобе» - строительство завода по производству сварочных электродов, объем инвестиций составляет 300,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 4,8 тыс. тонн в год, количество созданных новых рабочих мест 40.

Объект введен в эксплуатацию 9 декабря 2011 года;

Ø ТОО «ИСК «Дастан» - строительство завода по производству асфальтового бетона, объем инвестиций составляет 400,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 100,0 тыс. тонн в год, количество созданных новых рабочих мест 170.

Объект введен в эксплуатацию 14 декабря 2011 года;

Ø ПК «Казтеплоэнергомонтаж» - организация производства теплоизолированных труб (пенополиуретан), объем инвестиций составляет 466,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 24,0 тыс. пенополиуретановых труб в год, количество созданных новых рабочих мест 35.

Объект введен в эксплуатацию 25 декабря 2011 года;

Ø ТОО «Анди» - строительство молочно-товарной фермы на 500 голов КРС, объем инвестиций составляет 735,0 млн. тенге, проектная мощность составляет 3,5 тыс.тонн молока в год, количество созданных новых рабочих мест 50.

Объект введен в эксплуатацию 28 декабря 2011 года;

Ø ТОО «ШИМ» (АО «СПК «Актобе») - строительство транспортно-логического центра, объем инвестиций составляет 295,1 млн. тенге, проектная мощность составляет 3,0 тыс. кв. метров, количество созданных рабочих мест 40. Объект введен в эксплуатацию 30 декабря 2011 года;

В городе Актобе продолжается активная работа по реализации Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, а также проводится работа по актуализации проектов.

В региональную Карту индустриализации Актюбинской области вошли 7 инвестиционных проектов, из них 5 проектов по городу Актобе. А также по городу Актобе предложено включить 5 проектов в Карту индустриализации Казахстана (Приложение 10) [15].

.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства города Актобе

Одним из приоритетных направлений реального сектора экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, формирующего конкурентную среду, способствующего наполнению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала и увеличению налоговых поступлений.

За 2011 год в городе количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составило 30,8 тыс.единиц, что на 7,2 % больше 2010 года.

В целях увеличения количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства в период 2011 года проведена объемная работа совместно с заинтересованными государственными органами (Департамент статистики, Налоговым комитетом и Департаментом юстиции). Это перевод торгующих лиц на рынках и торговых домах города в статус индивидуальных предпринимателей, снятие с учета и ликвидация в судебном порядке бездействующих субъектов предпринимательства, проведение сверки путем обмена базы данных госорганов и активизация малого и среднего бизнеса (МСБ) и т.д. Как видно из рисунка 1 количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по сравнению с 2010 годом увеличилось на 31,6% и составило 18,1 тыс.единиц. Занимаемая доля количества активных субъектов в числе зарегистрированных субъектов предпринимательства повысилась с 48,4 % (2010 год) до 58,7% (Рисунок 1).

Рисунок 1. Активные субъекты малого и среднего предпринимательства

Как следует из рисунка 2 численность занятых в МСП увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,0 % и составила 85,9 тыс. человек (Рисунок 2)

Рисунок 2 Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства

Субъектами МСБ произведено продукции и оказано услуг на 290,1 млрд.тенге, что на 3,1% больше 2010 года, от их деятельности поступило налоговых платежей в размере 62,8 млрд.тенге, что по сравнению с 2010 годом на 61,4% больше.

Банками второго уровня в отчетном периоде выданных кредитных ресурсов составило 159,3 млрд.тенге, из них для малого бизнеса - 31,1 млрд.тенге, что по сравнению с прошлым годом на 39,4% больше [16].

С целью повышения активности субъектов предпринимательства с начала 2011 года в рамках программы «Бизнес-Советник» проведено 6 семинар-тренингов, где обучились 250 начинающие и действующие предприниматели. В результате увеличится доля экономически активного населения в целом по городу, увеличится число занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

В течение 2011 года проводились разъяснительные работы о механизме реализации Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020». В результате оказана значительная поддержка по 63-м предприятиям города, в части субсидирования процентной ставки, гарантирования кредитов БВУ, производственной инфраструктуры.

В целях оказания помощи предпринимателям и поддержки субъектов сферы гостиничной индустрии, подготовлена и роздана в количестве 100 штук информационная брошюра «Индустрия гостиничного бизнеса Актобе: ориентиры менеджмента и маркетинга». В данном издании предлагается обзор сущности ведения гостиничного бизнеса, некоторые вопросы качества оказания гостиничных услуг, а также предлагается ознакомиться с типами гостиниц и существующей классификацией гостиничных объектов.

В целях оказания помощи предпринимателям, как в реализации своей продукции, так и в налаживании перспективных взаимовыгодных бизнес-связей с представителями других бизнес-отраслей подготовлен и роздан в количестве 100 шт. информационный каталог производимых товаров, работ и услуг города Актобе «Бизнес Актобе - 2011».

Отделом предпринимательства размещен Первый том «100 видов семейного бизнеса» на информационном web-сайте: www.akimataktobe.kz <#"557610.files/image003.gif">

Рисунок 4 Индекс цен и тарифов на потребительские товары и услуги за 2011 год

Итоги года подтверждают динамичность развития города Актобе, что, прежде всего, является общей заслугой. Выбранная стратегия развития направлена на достижение долгосрочных результатов, повышение качества жизни горожан. Инвестиционная политика предстоящего года в основном будет осуществляться с учетом переориентации на более значимые в социально-экономическом плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику и поддержание занятости населения.

Абдибеков Н. К. отметил, что есть еще проблемы и задачи, которые нужно решать в первоочередном порядке, но все они будут решаться и для этого необходимы скоординированные действия органов власти, бизнеса и населения [25].

.2       Перспективы развития малого и среднего предпринимательства города Актобе

Как отмечено в отчете акима города Актобе, одним из приоритетных направлений экономики города, безусловно, является развитие малого и среднего предпринимательства.

Неотъемлемым условием поступательного развития экономики города Актобе является активизация деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и создание условий для развития инфраструктуры поддержки бизнеса.

Малый бизнес является одним из ключевых элементов рыночных преобразований. Предприниматели оказывают содействие развитию конкуренции, а также создают новые рабочие места.

Очевидно, что последовательная и продуманная поддержка предпринимательства - это эффективный инструмент развития сбалансированной экономики как города Актобе, так и государства в целом.

Показатели развития предпринимательства в 2011 году свидетельствуют о положительных тенденциях, складывающихся в этом секторе экономики, что обусловлено усилием мер государственной поддержки предпринимательства.

В целях реализации правительственных директив, акиматом города ставятся задачи по развитию малого и среднего бизнеса на ближайшую и дальнейшую перспективу [26].

Основными задачами по развитию малого и среднего предпринимательства являются:

§  сохранение и приумножение достигнутого уровня показателей, характеризующих развитие МСБ;

§  реализация мер по увеличению доли МСБ в реальном секторе;

§  принятие мер, направленных на усовершенствование разрешительной системы и улучшение бизнес-климата для МСБ (Приложение 13).

На дальнейшую перспективу (до 2015 года) основными параметрами, характеризующими высокий уровень развития МСБ, являются:

ü  увеличение численности занятых в активных субъектах малого и среднего предпринимательства;

ü  увеличение численность занятых до 94 тыс. чел;

ü  увеличение объема произведенной продукции (работ и услуг) до 270,5 млрд. тенге;

ü реализация мер по увеличению доли государственных закупок, закупок национальных, системообразующих компаний у субъектов малого и среднего предпринимательства области;

ü  продолжить работу по реализации Программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Занятость 2020» (Приложение 14).

Стратегия развития предпринимательства города, главным образом, направлена на управление процессами по обеспечению стабильности роста экономики и сохранения положительных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса города Актобе. Именно малый бизнес является одним из ключевых элементов рыночных преобразований.

Заключение

В своем выступлении Глава государства отметил: «Сегодня всему миру и каждому государству важно найти ответы на мощные глобальные и внутренние вызовы. Выполнив задачи по десяти направлениям социально - экономической модернизации, мы укрепим экономику, сделаем стабильным наше общество, повысим благосостояние нашего народа».

Государственное учреждение «Отдел предпринимательства города

Актобе» является государственным органом, уполномоченным на выполнение функций государственного управления в области реализации государственной политики развития предпринимательства и обеспечивающим основу устойчивого роста экономики города Актобе.

Основными направлениями деятельности отдела предпринимательства являются:

) проведение единой политики по поддержке и развитию предпринимательства в городе;

) содействие развитию предпринимательства, формирование благоприятного экономического климата для развития сектора малого предпринимательства;

) развитие индустриально-инновационной деятельности;

) развитие деятельности в сфере торговли, оказания услуг и туризма.

Отдел предпринимательства в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

осуществляет разработку и реализацию стратегических, региональных программ в сфере поддержки и развития предпринимательства, индустриально-инновационного развития и инвестиционной деятельности города;

проводит мониторинг развития предпринимательства (объем производства продукции, количество субъектов предпринимательства, количество вновь созданных рабочих мест и т.д.);

осуществляет комплексный анализ состояния предпринимательства в городе и определяет приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса.

В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию по городу Актобе в 2011 году реализовано 19 инвестиционных проектов.

В 2012 году планируется реализация 8 проектов и будет продолжена реализация перспективных крупных проектов республиканского значения.

Одним из приоритетных направлений экономики города безусловно является развитие малого и среднего предпринимательства.

С целью повышения активности субъектов предпринимательства и их поддержки проведены следующие виды работ:

проведено 6 семинар-тренингов в рамках программы «Бизнес-Советник»;

проведены разъяснительные работы о механизме реализации Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020»;

подготовлена информационная брошюра «Индустрия гостиничного бизнеса Актобе: ориентиры менеджмента и маркетинга»;

подготовлен информационный каталог производимых товаров, работ и услуг города Актобе «Бизнес Актобе - 2011»;

подготовлен информационно-справочный материал «Бюллетень инструментов государственной поддержки развития предпринимательства г. Актобе».

Основными задачами на 2012 год станут следующие:

ü довести количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства до 33,0 тыс. единиц;

ü  увеличить численность занятых в активных субъектах до 124,0 тыс. человек;

ü  обеспечить объемы производства в секторе малого и среднего предпринимательства до 420,0 млрд.тенге;

ü  продолжить работу по реализации Программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Занятость 2020».

Проблема роста цен на продукты питания является одной из главной в последнее время. Проведение мониторинга цен, сельскохозяйственных ярмарок, заключение Меморандумов с производителями и поставщиками товаров, создание Стабилизационного фонда продовольственных товаров являются самыми важными инструментами в стабилизации и сдерживании цен на продукты питания.

Результаты еженедельного мониторинга розничных цен, проводимых АО «КазАгроМаркетинг», указывает на стабильность уровня цен в сравнении с республиканскими ценами.

Основными задачами на 2012 год являются обеспечение продовольственной безопасности, сдерживание инфляционных процессов посредством активизации работы и применения комплекса мер.

Отслеживание ценовой ситуации на горюче-смазочные материалы проводится ежедневно на 29-ти АЗС, находящихся в городе.

Фактические цены на горюче-смазочные материалы по городу соответствуют рекомендуемым Министерством нефти и газа РК ценам.

В ходе производственной практики были изучены документы ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе»:

Журнал входящей и исходящей корреспонденции;

Постановления Правительства, акима области, города;

Приказы акима города, ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе».

В ходе производственной практики были углублены знания, полученные во время учебного процесса в университете, приобретены практические навыки в государственной структуре.

Список использованной литературы:

1.     Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» - Астана, 27.01.2012

.       Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 7 окт.1998 г.) - Алматы, 2000.

3.       Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. - Чита, 2011, с. 94.

4.       Предпринимательство - Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: Учебник <http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=economics&author=muravievai&book=2001>,11 с - СПб.: Издательство «Лань», 2001.

5.     Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года N 148 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 3; ст. 17; «Казахстанская правда» от 30 января 2001 г. N 25-26; «Юридическая газета» от 7 февраля 2001 года N 6-7.

6.       Постановление акимата города Актобе от 30 декабря 2005 года № 2318

.        Программа производственной практики студентов 4 курса специальности «Государственное и местное управление» - Актобе, 2010 г, РИО - 11с.

.        Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) Республики Казахстан на 2010-2014 годы - Астана, 2010 год.

.        Бюллетень инструментов государственной поддержки развития предпринимательства Актобе, Акимат города Актобе, ГУ «Отдел предпринимательства города Актобе», 2011 г.

10.   Закон Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010 г.)

11.   Положение о государственном учреждении «Отдел предпринимательства города Актобе» от 8.02.2010г. № 430

12.     Сборник должностных квалификационных требований административных государственных служащих ГУ «Отдел предпринимательства г. Актобе», октябрь 2011, г. Актобе

.        Закон Республики Казахстан «О государственной службе » № 453-I (с измeнeниями и дoпoлнeниями пo сoстoянию на 27.07.2007 г.) oт 23 июля 1999 гoда

.        Приказ № 62 от 26 сентября 2011 года, г. Актобе, начальник ГУ «Отдел предпринимательства г. Актобе» А. Даржанова

.        Карта индустриализации Казахстана на 2010 - 2014 годы

16.     Малое и среднее предпринимательство в Актюбинской области Статистический сборник / Актобе, 2011

17.   Цены и тарифы в Актюбинской области /Статистический сборник /, Актобе, 2011 г

18.     «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» Указ Президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года N 1165 САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 32, ст. 318; «Казахстанская правда» от 19 августа 2003 года N 239

.        Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

.        Тезисы отчета Акима Актюбинской области «Об итогах социально-экономического развития области за 2011 год и задачах на 2012 год» Актюбинский вестник от 20 февраля 2012 года № 26-27

.        Республиканская Программа казахстанского содержания на 2010-2014 годы

.        Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»

.        Программа «Занятости 2020».

24.   www.avestnik.kz 21 февраля 2012: «Все вопросы решаются».

25.   Тезисы отчетного доклада акима города Актобе Абдибекова Н.К. перед населением «Итоги социально-экономического развития города Актобе за 2011 год и задачи на 2012 год».

Похожие работы на - Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства города Актобе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!