Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков

.1 Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка

.2 Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь

.3 Аграрный рынок: виды и специфика

. Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства

.1 Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь

.2 Отрасли сельского хозяйства

.3 Динамика производства сельскохозяйственной продукции

. Необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе и текущие результаты

.1 Государственное регулирование аграрных рыночных отношений

.2 Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь

.3 Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Экономика Республики Беларусь и агропромышленный комплекс переживают сложный исторический процесс коренных преобразований. Главным содержанием этого процесса является переход на новую модель экономического развития, связанную с более глубоким использованием рыночного механизма в хозяйственной практике. Объективная необходимость радикальных перемен в самом способе производства вызывается прежде всего глубоким кризисом социально-экономической системы, особая острота которого проявляется в сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе. Направленная на преодоление этого кризиса новая экономическая политика, ориентированная на рынок, проводится в жизнь с большим напряжением, немалыми издержками, без достаточно глубоких обоснований.

Рынок- это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного обмена (превращения товара в деньги и обратного обращения денег в товар), это система экономических отношений между товаропроизводителями (продавцами) и потребителями (покупателями).

В процессе перехода к рынку белорусская экономика избежала радикальных реформ. Но глубокая интеграция в экономику бывшего СССР обусловила столь же резкое, как и в России, падение валового внутреннего продукта (ВВП). А медлительность в создании правовых, финансовых и социальных институтов, обслуживающих рыночную экономику, и проведение реструктуризации экономики применительно к собственным нуждам породила ряд негативных последствий.

Правительство Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства: разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций; одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др. Однако эффективность рыночных отношений в развитии аграрных рынков не всегда носит положительные результаты.

В связи с этим перед экономической наукой встают новые задачи, особенно в области теории и практики аграрных отношений, процесс реформирования которых проходит во многом стихийно путем проб и ошибок, а потому болезненно и противоречиво. Нынешний невероятный разброс позиций и мнений в отношении путей развития аграрной реформы, структурной перестройки механизма хозяйствования, роли, функции и методов государственного вмешательства в воспроизводственный процесс - прямое следствие отставания фундаментальных исследований в этой области.

В сложившихся экономических условиях значение темы исследования «Формирование рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь» весьма актуально и направлено на изучение специфики формирования рыночных отношений. Это и стало проблемой, определившей выбор темы исследования, обусловило постановку целей и задач работы.

Объект исследования: рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь.

Предмет исследования: условия производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Цель работы: определение особенностей формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

определить значение понятия «рынок», основные функции и свойства аграрного рынка;

выявить роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков;

охарактеризовать состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства;

обосновать необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе.

Основные методы исследования - описательный, метод анализа, сравнения.

ГЛАВА 1. РОЛЬ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ АГРАРНЫХ РЫНКОВ

1.1 Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка

аграрный рынок сельскохозяйственный продукция

Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность. Рынок как один из элементов товарного производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло, не отразится на понимании и толковании его сущности.

Учёные Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова считают, что рынок как экономическая категория есть «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда» [4, 245].

Рынок, по мнению исследователей, существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного производства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создаётся товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику[4, 245].

В современной политической экономии в соответствии с предметом данной науки при определении сущности рынка на первый план выдвигается система экономических отношений. Делается также попытка связать рынок с определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

Белорусский исследователь в области агропромышленных комплексов И.П. Бусел считает, что рынок - «это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного обмена (превращения товара в деньги и обратного обращения денег в товар), это система экономических отношений между товаропроизводителями (продавцами) и потребителями (покупателями)» [3,18]. То есть главными фигурантами на рынке являются два основных участника - товаропроизводители и потребители. Именно они совершают акты купли-продажи и определяют условия сбыта продукции, а рынок является связующим звеном, формирующим социально-экономические отношения в сфере обмена.

Из этого толкования следует, что главными фигурантами на рынке являются два основных участника - товаропроизводители (продавцы) и потребители (покупатели). Именно они совершают акты купли-продажи и определяют условия сбыта продукции, а рынок является связующим звеном, формирующим социально-экономические отношения в сфере обмена.

Рыночные отношения - это общественные отношения, обусловленные функционированием рынка </r.xml?sk=yba476733df0d0ee705f1b3f0ae6d8669&url=http%3A%2F%2Fforexaw.com%2FTERMs%2FEconomic_terms_and_concepts%2FEconomic_and_legal_terminology%2Fl114_%25D0%25A0%25D1%258B%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA_market%22+%5Co+%22%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%22+%5Ct+%22_blank>. Возникли несколько тысячелетий назад в результате общественного разделения труда и экономического обособления производителей.

Товаропроизводители поначалу выступают в роли покупателей, приобретая факторы производства и выплачивая стоимость произодственных ресурсов, заработную плату, дивиденды, ренту, арендную плату и др. Затем они становятся продавцами произведенной продукции, товара, работ и услуг.

Под продукцией понимается материально-вещественный продукт труда, который может использоваться в технологическом процессе его переработки или поступать непосредственно в реализацию. Товар - готовый продукт труда, являющийся предметом купли и продажи, подлежащий обмену на другой продукт или, как правило, на деньги [3,18].

На рынке фигурируют субъекты и объекты рыночных отношений. Субъектами в рыночных отношениях являются продавцы и покупатели, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Каждый из них занимает свое место (нишу) на рынке, продавая или покупая продукцию или товар, выполняя работы или оказывая услуги друг другу.

Объектами в рыночных отношениях выступают: продукция, товары, работы и услуги; факторы производства (предприятия, земля, основные средства производства, финансовые ресурсы); рабочая сила.

Аграрный рынок, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру. В структуре аграрного рынка выделяют три основные составляющие: систему специализированных рынков; элементы рыночного механизма хозяйствования; элементы рыночной инфраструктуры.

Систему специализированных рынков образуют рынки земли, рабочей силы, средств производства для сельского хозяйства, финансов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, информации, инноваций.

Рыночный механизм хозяйствования формируется взаимодействием спроса и предложения, динамикой цен, конкуренцией, системой государственного регулирования.

Инфраструктура - это система функциональных звеньев рыночного хозяйства и соответствующая им совокупность организаций, учреждений институтов, обеспечивающих нормальное функционирование всех составных элементов рынка.

Инфраструктура товарного рынка - это комплекс, состоящий из взаимосвязанных подсистем: подсистемы торговых посредников и складского хозяйства; подсистемы информационного обеспечения; подсистемы тароупаковочной индустрии; подсистемы транспортного обеспечения; финансово-кредитной подсистемы; подсистемы организационного обеспечения; подсистемы нормативно-правового обеспечения.

Платежеспособный спрос и предложение экономического продукта (с учетом его количества, качества и ассортимента) по установленной цене определяют эквивалентность обмена, конкретное соотношение денежных и товарных потоков. Поэтому рынку присущи некоторые функции.

Функции аграрного рынка:

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Рынок сельскохозяйственной продукции (аграрный рынок) имеет некоторые особенности и среди них:

зависимость предложения от природно-климатических условий. В силу этого товаропроизводитель должен иметь по крайней мере три программы действий: на случай благоприятных погодных условий (когда будет избыток продукции), на случай неблагоприятных погодных условий (когда будет недобор продукции) и на случай стихийных бедствий (когда будут потери продукции). Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а также рационально сочетать растениеводство с животноводством и с производством несельскохозяйственной продукции;

большие объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения многих ее видов требуют четкой организации маркетинга. Для сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки ее к местам продаж (специфические транспортные средства и хорошие дороги), но и самой реализации (время и торговое место, место хранения и т.д.). На месте производства продукции возникает необходимость организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства оборудованных хранилищ;

для реализации сельскохозяйственной продукции имеется целый ряд каналов сбыта: предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организации государственного заказа, фирменная торговля и др. [3].

Таким образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулирующаяся система взаимоотношений между продавцом и покупателем. Он ориентирует товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение издержек производства, с одной стороны, а с другой - материально заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию и развитию сельскохозяйственного предприятия.

1.2 Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь

В процессе перехода к рынку белорусская экономика избежала «шоковой терапии» и радикальных реформ. Но глубокая интеграция в экономику бывшего СССР обусловила столь же резкое, как и в России, падение валового внутреннего продукта (ВВП). А медлительность в создании правовых, финансовых и социальных институтов, обслуживающих рыночную экономику, и проведение реструктуризации экономики применительно к собственным нуждам породила ряд негативных последствий. В последние годы доля инвестиций в основной капитал, позволяющий его обновлять, составлял 16-18% от ВВП республики. Как отмечают аналитики, «для экономически развитых стран такая доля является вполне достаточной - она позволяет нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе». Однако в Беларуси подобного процесса не наблюдается и происходит это, прежде всего, по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам [8].

В Беларуси предпочтение отдали последовательному, эволюционному вхождению страны в полноценные рыночные отношения. Модель социально-ориентированной рыночной системы хозяйствования, реализуемая в стране в последнее десятилетие, способствовала сохранению промышленного потенциала и позволила избежать резкого обнищания населения в переходный период. Достигнутая стабильность выдвигает на первый план целесообразность углубления рыночных и институциональных преобразований, инновационного пути развития. Проведение экономической политики без существенных изменений создает реальные угрозы социально-экономическому развитию страны, что проявляется в нарастании числа убыточных предприятий, росте неплатежей, снижении объемов инвестиций, падении конкурентоспособности экономики. Очевидно, что реформирование экономики на современном этапе должно иметь последовательный и системный характер и быть направленным па либерализацию, приватизацию, снятие барьеров в предпринимательской деятельности.

Необходимость перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве в современных условиях определяется тремя основными факторами:

переходом всей экономики страны к рыночным отношениям. В этих условиях межхозяйственные связи разрушаются, а создание новых базируется на товарно-денежных отношениях (а не административных) отношениях и целиком возлагается на сами сельскохозяйственные предприятия;

неэффективностью ранее действовавшей системы управления сельским хозяйством. В первую очередь неэффективность была обусловлена чрезмерной регламентацией деятельности сельскохозяйственных предприятий, ограничением экономической свободы в части выбора объемов и структуры производимой сельскохозяйственной продукции;

отсутствием у государства возможностей (бюджетных средств) для полноценной поддержки сельского хозяйства.

Центральной проблемой социально-экономического обновления агропромышленного комплекса (АПК) является переход к рыночным отношениям. Объективной основой такого перехода является:

необходимость повышения уровня экономической эффективности всех видов предприятий АПК за счет предоставления им полной свободы предпринимательской деятельности и отказа от администрирования;

необходимость повышения уровня производительности труда как базы роста эффективности производства на предприятиях АПК республики посредством ускоренного внедрения в их деятельность лучших достижений научно-технического и социально-экономического прогресса.

Программа поэтапного перехода АПК Республики Беларусь на рыночные отношения предусматривает: введение свободных розничных и закупочных цен с сохранением определенных дотаций на отдельные продукты; постепенное расширение сферы рыночных отношений при реализации плодоовощной продукции, картофеля, мяса, мясопродуктов, молокопродуктов и т.д.

Регулирование рыночных отношений со стороны государства будет сопровождаться: развитием разнообразных форм собственности и хозяйствования, признанием права на конкуренцию и предпринимательство, демонополизацией хозяйственной деятельности в государственном секторе АПК, переходом от жесткого образования на основе спроса и предложения, государственным экономическим регулированием через систему налогов, льгот, санкций, кредитов, субсидий, организации ярмарок, аукционов, бирж, социальной защиты населения.

Одновременно будут решаться задачи по созданию и поддержанию равных условий хозяйствования для государственных, кооперативных и частных предприятий. Все они должны стать собственниками производимой продукции и прибыли от ее реализации, иметь равные возможности материально-технического производства, распоряжаться по своему усмотрению полученным доходом, добровольно принимать на себя обязательства по поставкам сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, иметь право свободного выбора формы хозяйственной деятельности, создания на добровольной основе управленческих и обслуживающих структур, одинаково отвечать перед законом.

Программа перехода АПК Республики Беларусь на рыночные отношения включает следующие разделы: принципы реформы экономических отношений в АПК; собственность; земельная собственность и земельная реформа; разгосударствление и приватизация; создание и развитие крестьянских хозяйств фермерского типа; формирование продовольственного фонда; ценовой механизм; ценовой паритет; финансово-кредитные отношения и налоговая политика; усиление мотивации и стимулирования труда; развитие социальной инфраструктуры; подготовка кадров; организация управления; АПК в зоне радиоактивного загрязнения; целевые программы («Плодородие», «Зерно», «Картофель», «Овощи», «Плоды и ягоды», «Сахар», «Корма», «Лен», «Мясо», «Молоко»); внешнеэкономические связи и др. [8].

Программа содержит конкретные предложения, связанные с переходом АПК республики к рыночным отношениям, с обеспечением продовольственной безопасности населения и с экспортной ориентацией сельского хозяйства республики на перспективу.

Также переход АПК к рыночным отношениям подкреплен рядом законодательных актов. В законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» сказано, что предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). В Беларуси допускается частное и коллективное предпринимательство.

В Законе «О собственности в Республике Беларусь» отмечается, что государство обеспечивает равные права, необходимые для развития всех форм собственности: частной, коллективной, государственной. Допускается наличие смешанных форм собственности, а также долевой (совместной) собственности нескольких предприятий.

Согласно Закону Республики Беларусь «О праве собственности на землю», собственность на нее выступает в государственной и частной форме. В частную собственность могут переходить (продавать) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства. Закон «Об аренде» допускает аренду во всех отраслях народного хозяйства, в т.ч. и в АПК. Она может применяться в отношении всех форм собственности.

В соответствии с Законом «О предприятиях в Республике Беларусь» могут действовать различные предприятия, основанные на государственной, коллективной, частной и смешанных формах собственности. Закон Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет правовые, социальные, организационные и экономические отношения крестьянских (фермерских) хозяйств и направлен на создание условий для равноправного развития их наряду с другими формами хозяйствования, обеспечение им гарантий хозяйственной и социальной защищенности.

Принят также Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве». Эти и другие законы закладывают юридическую основу для перехода народного хозяйства Республики Беларусь, в том числе его АПК, к рыночным отношениям.

Переход АПК Республики Беларусь на рыночные отношения ведет также значительному к высвобождению работников. Для обеспечения функционирования рынка труда необходимо ускорить создание различных учреждений по трудоустройству. К ним относятся биржи труда, центры подготовки и переподготовки кадров, страховые фонды, обеспечивающие смягчение последствий безработицы, компьютерные системы учета спроса и предложения на рынке труда. Значительную помощь могут оказать специальные инвестиционные фонды путем финансирования программ создания рабочих мест. Однако главным направлением в борьбе с безработицей в АПК является развитие массового строительства на селе новых жилых домов по индивидуальным проектам, фермерских усадеб, промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и торговых предприятий для фирменной торговли готовой продукцией, строительство новых и обустройство уже действующих объектов здравоохранения, образования, просвещения, культуры и спорта.

По мере перехода к рыночной экономике в республике активизация производственно-хозяйственной деятельности предприятий АПК будет возрастать на основе развития предпринимательства. Оно предполагает свободу и самостоятельность в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции, риск и ответственность хозяйствующего субъекта за конечные результаты, использование благоприятных возможностей для получения прибыли или дохода. Таким образом, единая рыночная система имеет сложную структуру, свой рыночный организм. Переход к рыночным отношениям в аграрном секторе РБ возможен в случае создания благоприятных условий и многообразных форм хозяйствования.

1.3 Аграрный рынок: виды и специфика

Аграрный рынок - рынок сельскохозяйственной продукции. В настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства любой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.

По характеру продаж рынок может быть оптовым и розничным, а взаиморасчеты на них осуществляются как наличными деньгами, так и в безналичной форме. Особо выделяется рынок материально-технического снабжения и обеспечения сельскохозяйственных предприятий средствами и предметами труда для использования в сфере производства.

Оптовая торговля представляет собой; способ реализации (продажи) продукции в большом количестве, крупной партией. Осуществляется чаще всего с целью производственного потребления или последующей перепродажи. В первом случае продукция обычно реализуется самими товаропроизводителями, во втором - через оптовых посредников. Крупная партия продукции (товара), приобретаемая оптовыми посредниками, затем продается мелкими партиями непосредственно покупателям или розничным торговцам.

Розничная торговля - это реализация продукции (товара) малыми количествами покупателям для их личного потребления, чаще всего за наличный расчет. Выделяют два ее вида - магазинную и внемагазинную.

Условно аграрный рынок можно выделить по разным основаниям.

По транспортно-географическому фактору различают местный, региональный, республиканский и внешний рынки. Различия в потребностях покупателя и учет их особенностей проявляются в сегментации рынка, которая представляет собой выделение группы продаваемой продукции и покупателей однородных групп. Однородные группы продукции на рынке выделяют по назначению (мясной и молочный рынок, овощной, рыбный и т.п.). Критерии классификации покупателей могут быть самыми различными: демографические факторы, уровень доходов, социальные факторы (рынок товаров для молодежи, лиц среднего возраста, пенсионеров и т.п.).

С позиций объектов купли-продажи на аграрном рынке принято различать рынок товаров и услуг (товарный рынок), рынок материально-технических ресурсов и земли, рынок жилья, финансовый рынок, рынок рабочей силы, рынок новаций и интеллектуального продукта. Главным среди них является товарный рынок.

Рынок товаров подразделяется на рынок продовольственных и промышленных (непродовольственных) потребительских товаров. На рынке продовольственных товаров (продовольственном рынке) торгуют всем, чем питаются люди и животные, и товарами, из которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к нему относят продажу табачных, винных и водочных изделий. На этом рынке реализуют сельскохозяйственную продукцию и готовое продовольствие. Внутри продовольственного рынка выделяют продажу молочных и мясных изделий, хлебобулочных и кондитерских товаров, рыбный, овощной, плодово-ягодный и др. рынки.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров представлен товарами, изготовленными из сельскохозяйственного и иного сырья (одежда, ткани, меховые изделия, постельные принадлежности и др.).

Рынок услуг - это предоставление (продажа) за определенную плату производственных и консультационных, транспортных и коммунально-бытовых, социальных и иных услуг.

Рынок материально-технических ресурсов, на котором осуществляется купля-продажа производственных зданий и сооружений, тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и технологического оборудования, сырья и материалов, полуфабрикатов и др.

Рынок недвижимости - совокупность рынков купли-продажи земельных участков и естественных водоемов, жилых и производ​ственных зданий и помещений.

Финансовый рынок - купля-продажа валюты, а также денег и валюты в кредит, акций, облигаций и других ценных бумаг, лотерейных билетов.

Рынок рабочей силы - продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых способностей и возможностей, свободный наём работников с выплатой им заработной платы.

Рынок инноваций - продажа технических и социально-экономических новшеств, патентов и изобретений, технологических нововведений (ноу-хау).

Рынок интеллектуального продукта: знания и обучение, учеб​ники и учебные пособия, информационные ресурсы, культурные ценности, произведения литературы и искусства.

Каждый из этих видов рынка является комплексным, имеет свою внутреннюю структуру и основные элементы рыночных отношений - цену, спрос потребителя, предложение и рыночную конкуренцию. При этом главнейшим элементом рынка является цена.

Цена - это денежное выражение обязательства покупателя произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, товар или оказанные услуги. Цены на рынке формируются под влия​нием ряда объективных и субъективных факторов: рыночной конъюнктуры - спроса и предложения, цены конкурента, покупательной способности потребителя, сегмента рынка; издержек товаропроизводителя - переменных и постоянных производственных затрат, сбытовых расходов; прибыльности производства сельскохозяйственной продукции - массы прибыли, рентабельности производственных затрат и продаж; наценок и скидок сбытовых организаций; государственного регулирования и воздействия на ценообразование [3, 23].

Следует отметить, что цена может существенно изменяться в меньшую или большую сторону. Маятник цен на рынке, как правило, колеблется в зависимости от спроса и предложения. Рыночная цена на сельскохозяйственную продукцию может меняться ежедневно и даже в течение дня.

Товаропроизводитель, реализуя свою продукцию, обычно стремится получить максимальную прибыль, которая является основной движущей силой его предпринимательской активности. Сумма прибыли, как известно, зависит от количества реализованной продукции, цены реализации единицы продукции и величины издержек. Следовательно, он всегда заинтересован в увеличении ассортимента и количества реализованной продукции, в продаже продукции по более высокой (завышенной) цене, в наименьших производственных и внепроизводственных издержках на единицу продукции.

Цена - это главный нерв рыночной экономики. Она выполняет различные функции, и основная из них - регулирующая. Цена регулирует количество и ассортимент производимой сельскохозяйственной продукции, а также в определенной степени влияет на ее потребление.

В отечественном аграрном секторе существует несколько видов цен: закупочная - цена, по которой товаропроизводитель реализует произведенную по государственному заказу продукцию; оптовая цена - устанавливается по договору с потребителем, покупающим сельскохозяйственную продукцию в больших объемах, крупной партией; комиссионная - цена на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую через потребительскую кооперацию, а также на вторичном рынке средств и предметов труда; расчетная - применяется при реализации продукции, произведенной на арендном подряде, а также между производственными подразделениями на промежуточную продукцию (корма, органические удобрения, молодняк животных и т.п.); розничная - цена, по которой продукция реализуется населению поштучно или мелкими партиями; договорная (свободная) - устанавливается по согласованию между товаропроизводителем и покупателем, может фиксироваться в договоре купли-продажи или ином договоре; государственная - фиксированная или регулируемая путем установления предельного уровня цены [3,28].

Выбор того или иного вида цены обусловлен прежде всего желанием повысить рентабельность аграрного производства.

Остановимся на особенностях формирования оптовых рынков скота на базе перерабатывающих предприятий. Так как они должны обеспечить условия для реализации всех видов скотоводческой продукции, необходима специализированная инфраструктура рынка. Под рынок скота и стоянки автомобилей необходима территория в размере 5 - 6 га, с расположением на ней скотобоен, хранилищ для кормов, помещений для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарной службы, отделения банка. Загоны для животных следует разделять на несколько блоков по видам скота. В структуру оптовых рынков должны быть включены холодильные мощности для временного хранения мяса. Всем этим требованиям отвечают мощности и условия крупных перерабатывающих предприятий, расположенных в городах.

Процедура торгов может осуществляться с использованием терминальной (устанавливается на основании частных соглашений, либо по оговоренной процедуре, предусмотренной договором между продавцом и администрацией рынка) и аукционной (цена устанавливается в ходе публичных торгов) форм торговли. Для торговли определенным видом скота целесообразно устанавливать специальный день. Регулярно (раз в неделю) необходимо издавать специальный бюллетень, освещающий итоги торгов, прогнозы цен на скот на ближайшую перспективу.

Похожие работы на - Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!