Особенности формирования и развития информационного рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    184,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования и развития информационного рынка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

.1 Рынок: сущность, функции, структура. Факторы, влияющие на рыночное равновесие

.2 Классификация рыночных структур

Выводы

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА

.1 Сущность, структура и механизм функционирования информационного рынка

.2 Тенденции формирования и развития информационного рынка

.3 Проблемы и перспективы развития российского информационного рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ


Динамичное развитие информационной экономики, целеориентированной на создание, хранение, преобразование информации и обеспечение рациональных способов ее передачи потребителям, прежде всего, обусловливает формирование системы трансакций передачи информации, т. е. информационного рынка, развитие которого оказывает также существенное влияние и на непосредственное производство традиционных товаров и услуг. Становление информационной экономики обусловливает участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний.

Механизмом координации взаимодействий субъектов информационной экономики выступает информационный рынок. Координацию их поведения осуществляют также базовые институты информационной экономики - электронная коммерция, электронная занятость и электронное правительство. Но информационный рынок как механизм координации взаимодействий субъектов информационной экономики - это система экономических, организационных и институционально-правовых отношений, характеризующаяся определенной номенклатурой товаров, в качестве которых выступают информационные технологии, системы данных, информационные ресурсы и продукты, определяемые механизмами их предоставления и ценами.

Информационная услуга является наиболее популярным и уникальным по своим характеристикам товаром новой информационно-сервисной экономики. Однако, в отечественной научной литературе не уделено должного внимания теоретическим и методологическим проблемам информационного рынка, что подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.

Цель данной работы - исследовать становление и перспективы развития информационного рынка.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность, функции и структуру рынка;

изучить существующую классификацию рыночных структур;

исследовать особенности формирования и развития информационного рынка;

выявить проблемы и перспективы развития российского информационного рынка.

Объектом исследования в данной работе выступает информационный рынок- его состав, особенности и механизмы функционирования.

Предметом исследования являются экономические отношения и противоречия, складывающиеся в процессе производства и потребления информационных услуг.

Теоретико-методологической основой работы послужили концепции и гипотезы отечественных и зарубежных учёных, посвящённые вопросам функционирования информационного рынка.

Информационно-документальной базой работы послужили статистические данные Федерального и регионального агентств государственной статистики РФ, данные отечественных и зарубежных периодических изданий, информационные ресурсы Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА


1.1 Рынок: сущность, функции, структура. Факторы, влияющие на рыночное равновесие


В современной экономической литературе приведено множество определений рынка. Классическим считается определение рынка как места, где встречаются продавцы и покупатели, и происходит процесс торговли. Данное определение относится еще к XII в. В современной науке подходы к определению рынка очень различаются, однако их сущность сводится к тому же:

рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения;

рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, - это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.

Рыночная среда как экономическая категория выражает совокупность социально-экономических и организационно-правовых условий воспроизводства, взаимодействия всех его фаз и формирования конечных результатов. Речь идет об отношениях, прежде всего, между производителями, выпускающими однородную продукцию и реализующими её на отраслевом рынке. Степень внутриотраслевой рыночной среды есть степень развития данных отношений. Но не только. Они зависят, на них влияют также и другие многообразные связи, включая совокупность между производителями различных секторов экономики. Иначе говоря, рыночная среда не ограничивается отраслевыми, она включает также и межотраслевые связи.

При этом можно разграничить содержание рыночной среды на макро-, мезо- и микроуровнях отечественной экономики. На макроуровне рыночная среда охватывает общеэкономические условия рыночного хозяйствования, реализации экономических функций рынка, проявления его объективных законов и принципов функционирования на конкретно исторических этапах развития той или иной страны. На мезоуровне она выражает отраслевую и межотраслевую специфику становления и функционирования расширенного воспроизводства, условия экономического роста, внутриотраслевого и межотраслевого обмена, реализации товаров, пропорции присвоения и использования конечных результатов. И, наконец, на микроуровне рыночная среда - это система внешних социально-экономических и организационно-правовых условий функционирования субъектов хозяйствования, формирующих во взаимодействии с внутрихозяйственными факторами конечные результаты индивидуального воспроизводства, их фактическое присвоение и применение товаропроизводителями.

Рыночная среда представляет собой сложную совокупность различных рыночных элементов, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости и постоянном взаимодействии. Главными из них являются:

а) количество выступающих на рынке товаропроизводителей - экономически самостоятельных, хозяйственно обособленных субъектов рынка;

б) инфраструктура рынка (транспорт, связь, товарные биржи, фондовые биржи, службы занятости, финансовые учреждения и т.д.);

в) коммерческие и некоммерческие условия хозяйствования товаропроизводителей, их правовое обеспечение;

г) условия конкуренции, определяемые факторами объективного и субъективного порядка, включая объективные по своей природе отношения собственности и экономические законы рынка - закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения и др.; и субъективные - формы хозяйственных взаимоотношений между товаропроизводителями и регулирующая деятельность государственных органов власти.

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы ниже с помощью кривых на соответствующих графиках. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые представлены.

На рис. 1 показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Р       D              S

                                   D                QE              Q


Рис. 1. Рыночное равновесие цен спроса и предложения

информационный рынок равновесие координация

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением.

При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).

Как показано на рис. 1, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек товаров на рынке (QD < QS).

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 2а).

При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 2б).

P D1 D D2 S                                  P       D S2 S S1


P2                      E2                                P2     E2E                                       P                E                                                              P1                        E1                      D2            D1     D                         S2 S S1 D Q1   QE Q2                 Q                         O                Q2 QE Q1 Q



Рис. 2а. Уровень равновесия при  Рис. 2б. Уровень равновесия при

изменяющемся спросе и                          изменяющемся предложении

неизменном предложении                       товаров и неизменном спросе

товаров

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие - закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров - признаков отраслевого рынка.

. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой - наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

. Характер реализуемой на рынке продукции - стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

. Регулирующая функция. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

. Ценообразующая функция - реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

. Стимулирующая функция - посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

. Распределительная функция - получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономических учебниках последних лет выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике, которая сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

1.2 Классификация рыночных структур


В современной экономической литературе существует множество классификаций рынка, разработанных различными авторами. Однако, существуют несколько общих критериев, по которым можно выявить основные составляющие единой рыночной системы:

объекты купли-продажи;

субъекты рынка;

характер продаж;

уровень насыщения товарной массой;

степень удовлетворения спроса;

соответствие законодательству;

характер ассортимента товаров;

транспортно-географический фактор;

отраслевой признак;

учет различий в потребностях покупателей и др.

Рассмотрим данные классификации подробнее.

1. Самым распространенным классифицирующим признаком, который выделяют практически все экономисты при рассмотрении видов рынков, является характер конкуренции:

совершенная конкуренция (чистая);

несовершенная конкуренция.

В таблице 1 приведены основные характеристики данных типов рынка.

Таблица 1

Классификация рынков по характеру конкуренции

Структурная характеристика рынка

Чистая конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Много

Один

Много

Мало

Дифференциация продукции

Нет

Нет

Есть

Возможна

Контроль над ценой

Нет

Значительный

Ограниченный

Значительный


Рынок чистой конкуренции состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого-либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения).

Рынок чистой монополии состоит из одного продавца с товаром, у которого нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предприятия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.

. С точки зрения объекта купли-продажи одни экономисты различают два вида рынка: рынок ресурсов и рынок потребительских товаров.

Другие экономиста полагают, что характер объекта купли-продажи более сложен, и поэтому выделение по данному критерию всего двух видов рынка не соответствует многообразию реальной жизни, В связи с этим по характеру объекта купли-продажи принято различать:

потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, приобретаемых населением;

рынок факторов производства.

В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство - каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции. При этом под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства.

Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. В процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, а иногда и заменяют друг друга.

. По характеру продаж рынок бывает: оптовый и розничный.

Оптовый рынок, или рынок предприятий, - это рынок лиц или организаций, приобретающих товары либо услуги для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродаж или перераспределения.

В соответствии с этим определением можно говорить о том, что оптовый рынок представлен:

предприятиями, закупающими товары для их последующей переработки;

организациями-посредниками, приобретающими товары для их перепродажи с целью получения прибыли;

государственными учреждениями, осуществляющими закупки с целью обеспечения выполнения своих функций.

Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: рынок равновесный, дефицитный и избыточный.

. С точки зрения соответствия функционирования рынка действующему законодательству различают: легальный и нелегальный (теневой, черный) рынки.

. По характеру ассортимента товаров:

замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

. По характеру транспортно-географического фактора: местный, региональный, национальный и мировой рынки.

. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.

Процесс усложнения структуры рынка продолжается. Достаточно указать на то, что в век электроники складываются телефонно-телексный и компьютерный рынки.

Рассмотрим еще классификацию рынка, предложенную Бекетовой О.Н. (табл. 2).

Таблица 2

Классификация рынков

Классифицирующий признак

Виды

1

По экономическому назначению рыночных объектов

1. финансовый рынок; 2. рынок труда; 3. рынок инноваций.

По сфере общественного производства

1. рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); 2. рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).

По характеру конечного использования

1. рынок товаров производственного назначения; 2. рынок товаров потребительского назначения.

По сроку использования:

1. рынок товаров долговременного пользования; 2. рынок товаров краткосрочного пользования; 3. рынок товаров одноразового пользования.

По территориальному охвату

1. мировой; 2. внутренний; 3. региональный

По соотношению продавцов и покупателей

1. рынок совершенной конкуренции 2. рынок несовершенной конкуренции

По объему реализации:

1. основной рынок, где реализуется основная часть товаров; 2. дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара; 3. выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж


Авторы Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н. в зависимости от цели экономического анализа выделяют следующие типы рынков: по объектам торговых сделок, по уровню стандартизации товара (услуги), по типу покупателя, по наличию и величине барьеров входа, по степени регулируемости рыночного процесса со стороны самих рыночных участников, по масштабу операций участников.

В.Я. Поздняковым и С.В. Казаковым приводится классификация рынков по отраслям, при этом указанными авторами дается следующее определение отрасли - выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг. По видовому признаку российские отрасли делятся на следующие группы: первичные отрасли - добывающая промышленность и сельское хозяйство; вторичные отрасли - отрасли обрабатывающей промышленности; отрасли инфраструктуры - жилищное строительство, транспорт, торговля, здравоохранение, обслуживание производства и населения; отрасли управления и наука, научное обслуживание.

Однако в данных классификациях наука представляется как сфера обслуживания материального производства, что в настоящее время развития экономических отношений не может считаться верной позицией. Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков. Специализированный рынок - это место встречи продавца и покупателя товаров и/или услуг определенной отрасли (вида деятельности) или их совокупности. Каждый рынок в силу отраслевой принадлежности товара имеет определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода фирм (отраслей) и свои предельные размеры по количеству товаров (услуг).

Рассмотрев основные классификации рынков, можно сделать вывод, что в рыночной структуре особо выделяют следующие виды:

- рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения;

факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых;

финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки;

рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства;

рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка - это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.

Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Рассмотрев различные классификации рынков, можно сделать вывод, что типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

Выводы


Рынок - сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой - рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

Рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Основными принципами функционирования рынка являются:

свобода экономической, хозяйственной деятельности;

многообразие форм собственности;

примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);

рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;

конкуренция;

открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

Экономическая сущность рынка проявляется в его функциях: регулирующая, пенообразующая, стимулирующая, распределительная, информационная, посредническая, санирующая.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА


2.1 Сущность, структура и механизм функционирования информационного рынка


В эпоху глобализации мировой экономики информационные технологии, информация и знания начинают играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется тенденция выделять их как пятый фактор производства наряду с известными трудом, капиталом, природными ресурсами и предпринимательством. Производственная функция во многих научных исследованиях начинает включать в себя этот фактор производства, что отражается в моделях экономического роста и тех выводах, к которым они приводят. Американские экономисты М. Боскин и Л. Лау на основе таких исследований приходят к выводу, что технический прогресс в развитых странах дает в среднем 40% экономического роста (а остальные 60% приходятся на труд и капитал), при этом под техническим прогрессом понимают, в первую очередь, внедрение новых информационных технологий.

Некоторыми экономистами «информационный рынок» определяется как система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами. Рядом других ученых предложено следующее определение «рынка информационных услуг» - совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), который характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. Однако во всех этим определениях не достаточно определены сущностные характеристики рынка информационных услуг, отличающие его от других рынков, а также необходимость учета эволюционных закономерностей развития этой трансформирующейся системы.

Рынок информационных услуг характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженернотехнические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Товарной формой информации является ее представление в виде информационного продукта или услуги на рынке. Свойства информации, особенности ее производства, распространения и использования были объектом исследования многих экономистов - Ф. Махлупа, А. Моля, Дж. Стиглера, Д. Белла.

Обобщив результаты научных исследований, можно сделать вывод, что специфика информации как экономического ресурса заключается в следующем:

. Трудность однозначной фиксации процесса потребления и потребителя информации.

. Особая неопределенность полезности информации. Оценка полезности информации во многом основана на субъективных факторах, ориентирована на способность удовлетворять информационные потребности субъектов рынка.

. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Как правило, стоимость информации определяется степенью ее полезности и спросом на нее.

. Иной механизм старения информации по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных потребительских благ. Информация не изнашивается, но полезность ее со временем уменьшается (или в историческом аспекте имеет возрастающую со временем ценность).

. Колоссальное увеличение количества информации требует разработки эффективных форм и методов ее обработки и фильтрации.

Формирование информационного товара возможно путем воздействия на исходные данные специальных методов, технологий и техники. Здесь важно отметить, что в процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования или овеществления в товарах, средствах производства, технологиях. Целенаправленное преобразование информации приводит к формированию знаний, созданию информационных продуктов и информационных услуг. Причем, существенное отличие информационных продуктов и услуг обусловлено формой товара и возможностью тиражирования без учета индивидуальных потребностей покупателя.

Отличие процесса предоставления услуг от процесса производства продуктов, по мнению французских ученых Э. Ланжара и П. Элье, состоит в той роли, которая отводится в них потребителю. Производство продуктов осуществляется без участия потребителя: когда потребитель приобретает товар, он не знает, как товар был изготовлен. В процессе предоставления услуг потребитель, напротив, принимает активное участие, определяя результат этого процесса.

В рамках реализации сервисной концепции, ориентированной на потребителя, важнейшим является изучение нужд и потребностей клиентов. Нужды и потребности носят сложный характер и могут быть разделены на две категории: имплицитные и эксплицитные.

Имплицитные потребности (от лат. implicite - скрытый, неявный; периферийный в отличие от центрального) относятся к характеристикам продукта или услуги. Они формируют свойства будущего товара и должны тщательным образом исследоваться продуцентами услуг.

Эксплицитные потребности (от лат. excplicite - явный, открыто выраженный) по большей части касаются выгод, которые получает потребитель.

Базовые свойства услуги как экономической категории, такие как неосязаемость, гетерогенность, несохраняемость, отсутствие права собственности и др. имеют прямую и обратную связь с доминантными имплицитными побуждениями потребителей.

На рис. 3 отражена зависимость степени явности потребности от предмета экономических отношений, которая свидетельствует о доминировании имплицитных побуждений потребителей к приобретению информационно-технологических и интеллектуальных услуг.

Рис.3. Зависимость степени явности потребности от предмета экономических отношений

Потребности в информационных интеллектуальноемких услугах определяются главным образом факторами внутреннего состояния и процессами развития экономического субъекта. Интеллектуальная составляющая предмета экономических отношений обусловлена стремлением приобретать и вовлекать в организационные, производственные, маркетинговые и пр. процессы ресурсы знаний. Такие потребности имеют имплицитный характер: менеджеры компаний с трудом представляют в каких именно знаниях они нуждаются, каким образом приобретенные интеллектуальные информационные системы будут способствовать повышению экономической эффективности деятельности компании.

Вероятность формализации спроса и предложения на информационном рынке, особенно в сегменте высокоинтеллектуальных товаров, крайне мала.

Таким образом, цели и условия подобных отношений между продавцами и покупателями интеллектуальных услуг должны быть высокоперсонализированы.

Основными субъектами информационного рынка являются производители информации и информационных продуктов (научные учреждения, ИT-компании, фрилансеры) и их потребители (индивиды, фирмы, государство, гражданское общество), взаимодействия которых координируются информационным рынком (рис. 4).

Рис. 4. Субъекты и сегменты информационного рынка

Как показано на рис. 7, информационный рынок представляет собой сложноструктурированную совокупность сегментов, характеризующихся разной степенью конкурентности. Прежде всего, выделяются рынок информации и рынок информационных технологий (программного обеспечения и электронных коммуникаций). Рынок информации, в свою очередь, сегментируется на:

. Рынок систем управления базами данных и их хранения.

. Рынок баз данных.

. Рынок облачных вычислений:

Второй сегмент информационного рынка - рынок информационных технологий - также неоднороден и включает два сегмента: рынок программного обеспечения (инфраструктурные приложения, приложения для разработки и поддержания решений, пользовательские приложения для бизнеса и потребителей, встраиваемое программное обеспечение) и рынок оборудования (персональные компьютеры, серверы, внешние устройства, оборудование для хранения данных).

Фирменная структура рынка информации и информационных услуг - сеть организаций, накапливающих, перерабатывающих и реализующих информацию. Ее формируют: создатели баз данных; фирмы-владельцы информационных систем; фирмы-владельцы средств коммуникации; консультационно-исследовательские фирмы и внутрифирменные информационные службы; конечные пользователи информации.

специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;

работники научноисследовательских учреждений и учебных заведений;

работники государственных учреждений;

работники общественных организаций;

индивидуальные пользователи и другие.

В настоящее время выделяют пять секторов рынка информационных услуг:

сектор услуг образования;

сектор информации для специалистов;

сектор потребительской информации;

сектор деловой информации;

сектор обеспечивающих информационных систем и средств.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа: непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях; дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Основные функции информационного бизнеса можно свести к следующим: управление финансами и ведение учета; управление кадрами; материально-техническое снабжение; организация производства; маркетинговые исследования; лизинговые операции; консультационное обслуживание; страхование имущества и информации; организация службы информационной безопасности; сервисное обслуживание.

В настоящее время можно выделить следующие характерные черты информационного рынка:

. взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строятся на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая им в данный момент необходима для планирования и оперативного управления;

. информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия онлайн, в режиме оффлайн на магнитных носителях, в виде печатных изданий и консультаций;

. с помощью мировых информационных сетей потребитель имеет возможность доступа к фрагментам мировых информационных ресурсов, которые образуют единое мировое информационное пространство;

. основной объем деловой информации представляется потребителю на коммерческой основе.

Резюмируя содержание теоретического материала в рамках данного параграфа настоящей работы, можно предложить следующее определение информационного рынка - это система эволюционирующих экономических, организационных, информационных, технологических и правовых отношений по поводу формирования и реализации информационных услуг, основанная на процессах обмена информацией и знаниями, связанная в своих трансформациях с уровнем постиндустриального развития экономики и обуславливающая модернизацию отношений на других рынках и ускорение научнотехнического прогресса.

2.2 Тенденции формирования и развития информационного рынка


Процесс эволюционного развития мирового информационного рынка начался с 1960-х гг., когда параллельно с ИТ-рынком (рынком информационно- коммуникационных технологий) начал складываться рынок информации, целеориентированной на накопление, электронную обработку, передачу и распространение информации, в качестве основополагающих источников которой четко выделились университеты, другие научные и образовательные учреждения, государственные службы информатизации, общественные организации и библиотеки. В настоящее время в условиях выхода на информационный рынок все большего числа компаний, осуществляющих накопление, обработку и передачу информации, отмечается снижение роли госслужб (рис. 6), хотя их значимость сохранится и в будущем, поскольку они обеспечивают информацией органы властных структур для принятия решений в области политики, социальных процессов, экономики, образования и др.

В середине 1970-х гг. в результате массового распространения компьютерной техники в развитых странах основным видом информационных услуг становится формирование баз данных, содержащих различные формы информации по соответствующим отраслям знаний.

В 1980-е гг. информационная индустрия усиливает свое влияние на социальную, экономическую и общественную жизнь общества, увеличивая свой удельный вес в отраслевой структуре хозяйства. Изменившиеся условия осуществления деятельности в области информационных технологий сопровождались, с одной стороны, усилением ее коммерциализации, а с другой - резким увеличением производительности труда и эффективности работы в информационной сфере, обусловленных новейшими техническими средствами.

С начала 2000-х гг. в ряде стран стремительное развитие информационного рынка ориентировалось, прежде всего, на экспорт информационных продуктов и услуг, а также привлечение зарубежных корпораций, открывающих на их территориях свои производственные, научно-исследовательские или обслуживающие подразделения, что позволяет принимающим странам минимизировать государственные вложения в развитие информационной инфраструктуры, используя знания, произведенные в других странах.

Если в США информационный рынок активно развивается с 1950-х гг., то формирование российского информационного рынка началось с создания его институционально-правовой основы, нормативно легализирующей деятельность предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в его развитии. До начала 1990-х гг. информация, хотя и признавалась товаром, но не включалась в рыночные отношения вследствие жесткой государственной регламентации информационной среды.

С тех пор отечественный информационный рынок претерпел существенные преобразования, а перспективы его дальнейшего развития и расширения определяются созданием развитой инфраструктуры, включающей технико-технологическую (оборудование, компьютеры, компьютерная сеть, переработка информации); институционально-правовую (законы и другие нормативные акты); информационную (справочные и навигационные средства и структуры); организационную (направления государственного регулирования и контроля над взаимодействием производителей, распространителей и потребителей информационных продуктов и услуг) составляющие.

Следует отметить, что отечественный информационный рынок достаточно успешно интегрирован в мировой. Характерным признаком такой интеграции является одновременность распространения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств на российских и зарубежных рынках.

Российский информационный рынок достаточно эффективно обеспечивает потребности страны в программных продуктах и технических средствах информатизации, а также оборудованием для развития телекоммуникаций. Например, российский смартфон Yota Phone победил в номинации «Мобильные устройства» на престижной Международной выставке потребительской электроники GES-2013» в Лас-Вегасе. Производящая его российская компания Yota Devises в 2012 г. заняла 6% мирового рынка LTE-модемов.

В целом объемы российской ИКТ-отрасли в 2013 г. достигли 40 млрд долл. (1,08% мирового объема), т. е. увеличились по сравнению с 2012 г. на 10%.

Если учесть высокую долю контрафактного программного обеспечения в различных видах экономической деятельности - от 50% в банко-финансовой сфере до 73% в сфере дизайна и рекламы, то, с одной стороны, потенциал развития отечественного информационного рынка еще достаточно высок (рис. 6), а с другой - высокий уровень пиратства свидетельствует о расширении неформальных институтов и требует углубления институционализации информационного рынка в направлении его более жесткого законодательного регулирования.

Поэтому, прежде всего, институционализация информационного рынка представляет собой процесс формирования эффективной системы его правового регулирования, предполагающего обязательность для всех участников рыночных отношений равных правил и условий деятельности и вместе с тем обеспечивающего развитие рынка, повышение конкурентоспособности отечественных производителей и экономический рост.

Проведенное исследование сегментов информационного рынка позволяет выделить следующие особенности российского рынка информационных продуктов, существенно отличающие его от зарубежных рынков:

. государство до недавнего времени играло пассивную роль в развитии отечественного информационного рынка, что не позволяло решать основную задачу - обеспечение его стабильного развития при приоритете отечественного производителя;

. государство на рынке выступает в качестве основного покупателя, а сектор потребления населением информационных продуктов и услуг развит недостаточно;

. несовершенство институционально-правового регулирования информационного рынка (отсутствие правовой базы по защите интеллектуальной собственности и информации, а также конкретного механизма, обеспечивающего реализацию прав собственности на информационные продукты; недоработки законодательства, регламентирующего сделки на информационном рынке).

Вместе с тем, следует отметить, что темпы роста отечественного ИТ-рынка значительно превышают темпы роста мирового

Росту рынка после экономического кризиса 2009 г. способствовали следующие факторы:

устойчивое развитие экономики России в 2010-2011 гг., позволившее увеличить инвестиции в корпоративный сектор;

экспансия телекоммуникационных компаний и провайдеров услуг в сфере развития новых центров обработки данных; инвестиции в государственную программу формирования электронного правительства.

Значительную долю в растущем объеме российского информационного рынка занимает информатизация государственного сектора. В 2011 г. в информатизацию федеральных органов власти было вложено более 80 млрд руб., и столько же на региональном уровне, а также в муниципалитетах. Темпы прироста ИТ-рынка в 2012 г. составили 12,5%, в 2013 г. рост на 18,1%4.

Таким образом, российский информационный рынок переходит к стадии зрелости. Однако доля расходов на информационные технологии в ВВП России в 2013 г. составила лишь 1,2%, в то время как в развитых странах - 3-4%

Однако темпы роста информационного рынка более высокие, чем рост ВВП

По прогнозам экономистов, данная динамика сохранится и в ближайшие годы: темпы роста информационного рынка в целом будут выше темпов увеличения номинального ВВП, а сегменты ИТ-услуг и разработки софта будут расти еще быстрее.

2.3 Проблемы и перспективы развития российского информационного рынка


Несмотря на высокие темпы развития информационного рынка, показанные в предыдущем параграфе настоящей работы, выделяются определенные барьеры, препятствующие его дальнейшему росту:

. Неготовность основных групп потребителей к новым требованиям рынка - объясняется общей нестабильностью деловой среды в России, что детерминирует несклонность компаний к вложениям в долгосрочные проекты в области ИТ и ограничению спроса на ИТ-услуги и продукты со стороны населения. Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения снижают экономические стимулы внедрения ИТ, а неразвитость законодательной базы в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний.

. Ограниченность государственного спроса на информационные технологии в связи с отсутствием квалифицированных пользователей, хотя доля спроса госсектора в течение последних 5 лет в сфере информационных технологий достигала 30%, выступая существенным стимулом роста отрасли. Если ранее осуществлялась замена компьютеров, серверов и телефонных станций новыми модификациями, то в настоящее время растет спрос на целостные решения: оборудование, программное обеспечение и их дальнейшее обслуживание, а также услуги по защите информации, электронному документообороту и др.

. Непрозрачность торгов за выполнение государственных заказов, вследствие чего эта сфера является одной из наиболее коррупционноемких. На федеральных торгах тестируется позитивная динамика: доля завышения цен контрактов снизилась с 10,0% в 2009 до 8,5% в 2012 г., но она существенно выше, чем на региональных (4,2%) и муниципальных (5,5%) торгах. Позитивная тенденция обусловлена законодательным принуждением к электронным аукционам, обеспечивающим конкуренцию исключительно по ценовому критерию.

. Несовершенство механизмов финансирования - во многом обусловлено высоким налоговым бременем и жестким таможенным администрированием, вынуждающим фирмы к оптимизации налоговых платежей. Эта непрозрачность деятельности фирм ограничивает привлечение банковских кредитов, инвестиционных вложений. К тому же неразвитость механизмов венчурного финансирования тормозит появление новых ИТ-компаний, развитие экспорта, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

. Низкий уровень эффективности использования информационных технологий в органах государственной власти, вследствие чего более 45% информации остается недоступной для населения.

. Неразвитость и высокая стоимость информационной инфраструктуры, хотя информационные технологии занимают особое место среди инструментов, обеспечивающих функционирование бизнеса в современных условиях, включая все ИТ-активы предприятия, аппаратные и программные средства - от персональных компьютеров до мощнейших кластеров и ЦОД.

. Недостаток кадров для отрасли информационных технологий. В 2012 г. разрыв между необходимым количеством новых ИT-специалистов и их фактическим включением в экономику составил 15 тыс. чел., в 2013 г. он вырос до 30 тыс., а в 2015 г. - более 50 тыс. Доля выпускников-инженеров, пригодных к немедленному трудоустройству в ИТ-секторе составляет лишь 15%, хотя в Польше, Венгрии и Румынии - 45%.

Преодоление этих барьеров развития информационного рынка обеспечивается:

формированием эффективной системы его институционально-правового регулирования, в частности, принятие в апреле 2013 г. Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который кроме процедурных вопросов охватывает весь цикл закупки, направлен на повышение прозрачности проведения торгов в сфере государственных заказов;

повышением конкурентоспособности отечественных производителей информации и информационных технологий;

ускорением развития информационного рынка в российских регионах за счет их информатизации и внедрения электронного документооборота;

принятием законопроектов по легализации документов в электронном виде;

совершенствованием механизмов финансирования через создание режима налоговых льгот для компаний, реализующим программы долгосрочных инвестиций в информационные технологии, повышение доступности кредитов для предприятий ИТ-отрасли; стимулирование внутренних и иностранных инвестиции в российские ИТ-компании; поддержку ИТ-предпринимателей в поиске венчурного финансирования; адаптацию таможенного регулирования;

формированием системы стандартов и регламентов по предоставлению государственных услуг в электронном виде;

развитием ИТ-инфраструктуры через вложение инвестиций, расширение применения облачных технологий и новых телекоммуникационных стандартов, субсидирование минимального уровня широкополосного доступа в Интернет в регионах;

финансовой поддержкой и популяризацией ИТ-ориентированного высшего образования; расширением послевузовских программ повышения квалификации для ИТ-специалистов, вовлечением ИТ-компаний в завершающие этапы образования в вузах, адаптацией существующих программ высшего образования к потребности ИТ-отрасли, созданием программ для удаленного обучения, упрощением миграционного режима для специалистов в области информационных технологий.

Таким образом, стремительное развитие российского информационного рынка обусловлено тем, что информационный бизнес является одним из наиболее перспективных и прибыльных, привлекая все большее количество компаний, число которых в России превысило 10 тыс.

Однако в настоящее время рост информационного рынка во многом обусловлен отложенным спросом на продукцию ИТ-индустрии в период глобального кризиса. Государство, являясь крупнейшим заказчиком ИТ-систем, своим спросом, конечно, оказывает существенное воздействие на позитивную динамику информационного рынка, но рынок сталкивается с достаточно долговременными проблемами: неоправданно высокий инвестиционный риск и недостаточное финансирование. Очевидно, при благоприятных тенденциях в мировой экономике частично эти проблемы решаются за счет иностранных капиталовложений, что постепенно обеспечивает рост вовлеченности российского информационного рынка в мировой. Это обостряет другую проблему отечественного информационного рынка - глобальный вход иностранных компаний, которые обладают передовыми технологиями и крупными финансовыми ресурсами.

Снизить риск появления иностранных конкурентов особенно для средних компаний возможно лишь на основе государственной поддержки процессов консолидации и укрупнения российских участников рынка.

Конкуренция на информационном рынке существенно отличается от конкуренции на рынках традиционных товаров и услуг, что обусловливается особенностями реализуемых на нем товаров. В силу этого важными конкурентными преимуществами субъектов информационного рынка выступают рентабельность производства информационного товара, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность гибко адаптироваться к изменяющимся требованиям и условиям рынка через маркетинг и постоянные инвестиции в разработку и исследования.

Нарушают свободную конкуренцию на рынке информации отсутствие отраслевых стандартов и стандарты, связанные с лидером рынка, ограничительные условия лицензирования. Так, в 2010 г. корпорация Apple, согласно лицензионным соглашениям с независимыми разработчиками, обязала их при разработке приложений для iPhone использовать исключительно ее собственные инструменты программирования и утвержденные языки. Однако Европейская комиссия доказала, что введение таких ограничений может нанести ущерб конкуренции, и Apple добровольно сняла эти ограничения.

Важным фактором, нарушающим конкуренцию на информационном рынке, являются также масштабные государственные закупки информационных технологий в условиях формирования электронного правительства. Так, в 2010 г. компания Google подала иск против Министерства внутренних дел Соединенных Штатов, осуществившего закупки услуг ИКТ на сумму 59 млн долл. Такая масштабная закупка исказила условия конкуренции, поскольку базировалась на незаконном требовании о том, чтобы технологии обмена сообщениями основывались на продукте Microsoft Business Productivity Online Suite. В итоге компания Google была исключена из участников закупки вследствие ограничения конкуренции.

Конкуренция на российском рынке информационных технологий будет нарастать. С одной стороны, это связано с выходом рынка на стадию насыщения, а с другой, конкуренция будет подогреваться иностранными ИТ-компаниями, которые опережающими темпами (59 против 28%) наращивают свое присутствие на российском рынке. Для отечественных компаний это сыграет положительную роль, так как будет их стимулировать к повышению конкурентоспособности своей продукции и выходу на новые рынки.

Выводы

Развитие информационного рынка обеспечивается формированием эффективной системы его институционально-правового регулирования, повышением конкурентоспособности отечественных производителей информации и информационных технологий, ускорением развития информационного рынка в российских регионах за счет их информатизации и расширением потребления информационных продуктов и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении подведем итоги проделанной работы.

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика» не являются тождественными.

Рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров).

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества: регулирующая, ценообразующая, стимулирующая, распределительная, нформационная, посредническая, санирующая.

В работе было заключено из указанных выше функций, что роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Вторая глава настоящей работы посвящена исследованию информационного рынка. Информационные услуги сегодня не рассматриваются комплексно. Предметная область информационных услуг размыта по различным группам услуг. Развитие информационных услуг как неотъемлемой части сферы сервиса страны резко актуализируют теоретическую и практическую значимость научного анализа вопросов, связанных как с функционированием и составом рынка информационного рынка в целом, так и деятельностью его отдельных субъектов. В качестве необходимого инструмента информационные услуги приобретают все более высокую значимость в процессе удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов.

В работе были выделены факторы становления информационного рынка в России:

нормативно-правовые - совершенствование правовой базы, создание практического механизма реализации прав собственности на информацию;

технологические - развитие информационной инфраструктуры, устранение зависимости информационного рынка от импорта средств вычислительной техники и технологий, улучшение технической совместимости, формирование новых и улучшение существующих сетей и их подключение к международным информационным магистралям;

организационные - принятие государственной программы информатизации России, укрепление кадрового потенциала, развитие фирм, предоставляющих справочные и посреднические услуги;

институциональные - формирование традиций рыночного хозяйствования, устранение монополизма государства на информационные ресурсы, развитие конкуренции на информационном рынке;

факторы безопасности - совершенствование систем защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, усиление борьбы с правонарушениями в информационной сфере, повышение информационной защищенности персональных данных.

В условиях современного состояния информационного рынка наметилась устойчивая тенденция к переходу сферы информационных услуг в электронную форму (интернет-коммерция, интернет-реклама и прочие услуги удаленного доступа). Массовое распространение средств связи увеличивает риски утечки коммерческой и личной информации и требует обеспечения информационной безопасности. Многообразие и усложнение используемых технологий и программных средств создает спрос на квалифицированных специалистов. Данные требования могут быть выполнены путем привлечения специализированных организаций (ИТ-аутсорсинг), с помощью найма или «выращивания» собственных специалистов и сокращения недекларированных возможностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Агафонова А.Н. Управление в условиях перемен // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 11. С. 147 - 152.

2.       Агафонова М.С., Алифанова Ю.Н. Проблемы рынка фактора производства и его особенности. - 2013. - № 10. - С.132.

3.      Базылев Н.И. Экономическая теория. Учебное пособие. -7-е изд. - М.: Экоперспектива, 2012. - 637 с.

4.      Белокрылова О.С., Фролова Л.А. Информационная экономика: базовые институты и особенности формирования на региональном уровне. -  <http://elibrary.ru/item.asp?id=21442248> Ростов-на-Дону, 2013. .

.        Булатов А.Е. Рыночная среда как сфера взаимодействия субъектов хозяйствования // Предприятия малые, средние и крупные: взаимодополнение и взаимодействие в АПК. Материалы дискуссии за «круглым столом». Под общ. ред. И.Ф.Суслова. - М.: РАГС, 2009..

.        Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов. - М., 2012.

.        Давыденко Л.Н. Экономическая теория. - М., 2012.

8.       Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н. Развитие рынка информационных услуг // Вестник ОГУ №4. - 2012. - № 4. - С. 131 -137.

9.       Копнина В.В. Практический менеджмент информационных товаров и услуг. Саратов, 2011.

10.     Корабейников И.Н. Некоторые особенности рынка информационных услуг // Вестник ОГУ. - 2010. - №2. - С. 78-79.

11.     Лаврентьева О.Е. Рыночная среда как экономическая категория: содержание и особенности // Становление рыночных отношений в России / Под ред. А.Е. Булатова - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2012.

12.    Медведева Ю.М., Письменная Н.Е. Рыночная среда: сущность и место в системе отношений хозяйствования // Актуальные проблемы рыночной экономики: среда, устройство, земельно-имущественный комплекс и труд. Выпуск 1. / Науч. ред. И.Д.Мацкуляк. - М.: ИнДел, 2010. - С. 14-15.

13.     Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 2012.

14.    Низова Л.М., Смирнова Е.Г. Рынки факторов производства: теория и практика // Журнал экономической теории. - 2011. - № 3 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1007754&selid=17316443>. - С. 180-188.

.        Офиленко О.В. Рынок потребительских товаров. М., 2011.

16.     Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. - 2010. - 309 с.

17.    Сергеев С.Н., Ротова Н.А., Кондрикова А.Р. Ценообразование на различных типах рынков // Комплексные проблемы развития науки, образования и экономики региона: Научно-практический журнал Коломенского института (филиала) МГМУ (МАМИ) <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1261849>. - 2012. - № 1. - С. 48-50.

18.     Сергеева И. Российский смартфон удивил Лас-Вегас // Российская газета. 2013. 23 января. - С. 4.

.         Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2010.

Материалы сайтов

20.     Базовая прозрачность // URL: http://nrpz.ru/press/ura_ru.html

.         Бектова О.Н. Бизнес-планирование. Электронный ресурс http://www.be5.biz/ekonomika/p005/toc.htm

22.    Информационный рынок. Электронный ресурс / Разработчик - Web-and-Press. - Режим доступа: <http://www.glossary.ru/> cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!w:tqo

23.     Международная торговая палата // URL: http://www.iccwbo.org

24.    Мировой рынок информационных услуг.Электронный ресурс / Разработчик - Красноярский государственный аграрный университет. - Режим доступа: <http://www.kgau.ru/istiki/umk/mir/ch01.html>

25.     Новый федеральный закон обеспечит прозрачность процесса госзакупок // URL: http:// econom73.ru/ru/news/19-04-2013/8410

26.    Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (Рейтинг открытости официальных сайтов ФОИВ-2012) // URL: <http://www.svobodainfo>. org/ru/node/1613

Похожие работы на - Особенности формирования и развития информационного рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!