Акушерство и гинекология Древней Греции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Акушерство и гинекология Древней Греции

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Педиатрический факультет

Кафедра медицины и социально-гуманитарных наук





Курсовая работа

«Акушерство и гинекология Древней Греции»

Выполнила работу

студентка 1 курса 135 группы

Тимошина Дарья Федоровна

Научный руководитель

Стерхов Дмитрий Владимирович





Москва 2014

Введение

Моя работа посвящена одной из важнейших и интереснейших областей медицины Ї гинекологии, а также неразрывно с ней связанным проблемам акушерства. Важной (и интересной, собственно говоря) эта тема является потому, что ни один человек на Земле не способен ее избежать. Мы все когда-то появились на свет. И в этом нам помогли профессиональные врачи, избравшие своей деятельностью изучение сути женщины и ее уникальной способности производить на свет детей.

Хотя как наука гинекология была всерьез воспринята и отделена лишь в восемнадцатом веке, зародилась она много, много раньше.

Еще в первобытное время женщина пыталась сама облегчить роды или в этом ей помогал кто-то из племени. Со временем за роженицами стали наблюдать все тщательней, потому что с развитием общества ценность человеческой жизни и осознание своего наследия прочно вошло в сознание людей, становившихся цивилизованными и социально открытыми. Во многих странах возникала наука родовспоможения: Древний Рим, Древняя Индия, Древний Китай и другие, наиболее продвинутые в лечебном деле.

Мне бы хотелось рассмотреть истоки акушерской и гинекологической деятельности в одном из древнейших очагов мировой культуры, который дал нам множество полезных и актуальных даже на сегодняшний день знаний, в том числе и по исследуемой мной теме. Проследим развитие искусства родовспоможения на всей протяженности истории Древней Греции.

Для начала стоит разобрать, что же означают сами понятия «акушерство» и «гинекология», а также откуда они появились.

Гинекология (от греческого гхнбЯкб - женщина + льгпт - изучение) - отрасль медицины, изучающая заболевания, характерные только для организма женщины, прежде всего - заболевания женской репродуктивной системы. Крайне тесна связь гинекологии - более широкого понятия - с акушерством, ее более конкретным важнейшим направлением.


Акушерство - клиническая дисциплина, которая изучает физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием и беременностью, в родах и послеродовом периоде, а также разрабатывает методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, заболеваний плода и новорождённого.

Проще говоря, гинекология изучает весь организм женщины, а конкретно акушерство отвечает за сохранение и поддержание жизни, здоровья и общего состояния женщины и ребенка во время зачатия, беременности и самих родов, после чего врачи следят за малышом, пока он достаточно не подрастет и его состояние, как и состояние матери, не станет стабильно удовлетворительным.

Становление акушерства и гинекологии в Древней Греции

Греческая медицина, как и ее история, подразделяется на три периода:

·Крито-микенский (конец III - II тыс. до н. э.)

·Полисный (XI-IV вв. до н. э.)

·Эллинистический (IV-I вв. до н. э.)

Рассмотрим внимательно их особенности и уровень развития, но к периодизации очень уж привязываться не станем, так как развитие медицины не подчинено жестким ременным рамкам, а течет постепенно, логически исходя из последовательности открытий и привязываясь к датам лишь в случае обнаружения поворотных моментов выдающимися учеными тех веков (например, труды Гиппократа, о которых мы поговорим немного позднее).

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и других.

Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось.

Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном. Само имя Асклепия означает "вскрытый", т.е. извлеченный вскрытием.

С самого начала три отрасли медицины: гинекология, акушерство и хирургия - находились в теснейшей связи между собой. Основными методами диагностики в то время были такие простые методы как пальпация и наружный осмотр. Таким способом можно было прощупать некоторые нарушения, как-то: опухоли, изменения в положении и структуре матки и так далее.

Естественно, при осмотре женщин возникали некоторые этические проблемы, к тому же, заниматься женскими болезнями, кровотечениями, родами было не очень престижно. Поэтому в этой области работали исключительно женщины.

Таких древних акушерок называли "перерезывателями пуповины" («omphalotomoi»). С ними советовались во время беременности и в первые месяцы после родов. Методы ведения рожениц были довольно грубыми - повитухи мяли и растирали роженице живот, а иногда прибегали и к более энергичным воздействиям - например, подбрасывали женщину на ложе. К мужчинам обращались лишь в случае крайней необходимости, при этом больная не показывалась врачу, а описывались лишь ее симптомы, что значительно ухудшало качество помощи.

На становление мировоззрения людей Древней Греции большое влияние оказывали религиозные и философские учения, что отражалось и на медицине; господствовал эмпиризм.

Так, если бог Асклепий разрешал заниматься медициной и благословлял это действие, решая, помочь врачу вылечить человека или умертвить больного, то ученые-философы высказывались о более конкретных проблемах. В частности, в то время в Греции в отличие от некоторых других стран, не преследовалось совершение абортов, поскольку многие ученые мужи (например, Аристотель) полагал, что плод не имеет сознания, но оживает лишь в момент соприкосновения с нашим миром.

К сожалению, до нас не дошли сведения, какими способами и средствами повитухи производили аборты. Лично я полагаю, что это были специальные настойки различных трав, убивающие плод и вызывающие очищение матки, как делалось позже в средневековой Англии, но доподлинно ничего не известно.

Для определения беременности руководились очевидными признаками. Такими были: тошнота, длительное отсутствие месячных, рвота, обильное слюноотделение. Помимо этого, прибегали и к явно абсурдным методам. Например, в глаза женщине пускалась пыль. Если она попадала в глаза, значит, женщина считалась беременной. Если женщина долго молилась о беременности и у нее хотя бы частично наблюдался один из признаков, считалось, что такая беременность стопроцентная и рекомендовалось особо крупно отблагодарить богов.

Роды могли проводиться как на дому у женщины, так и у акушерки. В некоторых случаях сам факт беременности можно было скрыть свободной одеждой и не выхождением на улицу, а роды принимались тайно за определенную и часто очень высокую плату.

Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху - мальчиком.

Если ребенок был расположен неправильно то, к сожалению, в большинстве случаев это приводило к травмам или еще более тяжелым последствиям вплоть о гибели младенца, а иногда и женщины (при разрывах влагалища и обильном кровотечении из матки). Патологические кровотечения были не редки, чаще всего их пытались остановить, нажав на живот роженице и дав ей специальные настои, но помогала такая тактика не всегда.

Если задерживался послед, ребенка не отделяли, мать сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполненный водой, на мех Ї младенца, после чего мех прокалывался, вода медленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натягивая пуповину.

В дальнейшем путь акушерства и гинекологии постепенно становился полноценной отраслью медицины.

Так, известным акушером своего времени был Деметрич (II в. до н.э.). Он изучал развитие беременности, причины патологии родов, дал анализ различного рода кровотечений и разделил их на группы.

Другой александрийский врач, Клеофант, составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.

Выдающимся врачом древнегреческой медицины, внесшим огромный вклад в развитие акушерства, был Соран Эфесский (начало II века до н.э.). Он оставил после себя труд по акушерству и гинекологии, состоящий из четырех книг. Соран впервые в истории акушерства описал такой акушерский прием, как защита промежности, а среди осложнений послеродового периода Ї задержку последа в матке, которую он связывал либо с плотным прикреплением плаценты, либо со спазмом матки. «De mulierum morbis» - это одна из самых известных книг Сорана, которой вплоть до средних веков пользовались многие акушеры.

Не менее значимую роль сыграл в развитии акушерства римский врач греческого происхождения Гален.

Основные заслуги его в истории акушерства состоят в анатомическом описании половых органов и таза, в развитии эмбриологии, которой он увлекался всю жизнь.

Впрочем, наибольший вклад в это дело внес представитель Косской медицинской школы Гиппократ (460-377 гг.до н.э.).

Его труды произвели практически переворот во всей медицине, многие знания, почерпнутые из его работ, служат фундаментом для современных клинических школ.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая Ї ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений.

Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

В главном его сборнике есть ряд специальных работ: "О природе женщины", "О женских болезнях", "О бесплодии", «О семени и природе ребенка".

В них находятся описания множества важнейших проблем того времени:

·симптомы болезней матки

·методы удаления опухолей при помощи щипцов, ножа и раскаленного железа

·описание протекания беременности и причин ее возникновения

·рассмотрение диагностики беременности

·описание патологии беременности и родов, таких как выпадение и обвитие пуповины

·действия при пузырном заносе

·помощь при кровотечениях

·послеродовые параличи

·аномалии положения плода в матке

Также было описано еще множество других, не менее актуальных вещей. Впервые было представлено подробное описание или упоминание о многих акушерских операциях.

Однако Гиппократ, приверженец теории о четырех жидкостях тела (в периоды поздней античности и средневековья на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах), процесс оплодотворения яйцеклетки тоже целиком подвел к ней, в чем был не прав:

«Я утверждаю, что семя отделяется целиком из всего тела: из твердых и мягких его частей и из всеобщей влаги всего тела. Но есть четыре вида этой влаги, кровь, желчь, вода и слизь»

Гиппократ первым понял процесс зачатия близнецов, чем предвосхитил многие предположения. Однако положения, на которые он при этом опирался, поверхностны и малочисленны, так что придя к верному выводу, мыслитель пронес в рассуждениях несколько неточностей.

Он описал единственное правильное положение плода в матке в конце беременности - головное предлежание (продольное положение плода с обращенной ко входу в малый таз головкой). Поперечное, косое и тазовое предлежания рассматривались как ненормальное. Полагали, что до 7 месяца беременности плод в матке находится в тазовом предлежании, а затем поворачивается головкой вниз вследствие силы тяжести и в результате разрыва тяжей, удерживающих его в положении головкой вверх.

При «ненормальном» предлежании во время родов наблюдались сложности, причем если в определенных случаях (выпадение ручки) можно было что-то исправить (вправление), то в других случаях (застревание головки) прибегали к инвазивным методам (трепанация, отделение головы младенца).

Главной причиной наступления родов считалось то, что ребенок, испытывая голод, упирается ножками в дно матки и за счет активных движений рождается на свет. Нужно, впрочем, отметить, что некоторое значение в процессе родов последователями Гиппократа придавалось также сократительной деятельности матки и брюшному прессу.

Очень важное место Гиппократ отвел послеродовому периоду, в частности, лохиальному очищению: «Действительно, когда она родила, у нее маленькие вены более текучи для месячных очищений; делает их текучими лохиальное (послеродовое) очищение и растворение тела…»

«Если после родов нет очищения, то живот, селезенка и ноги опухают; имеется жар; озноб охватывает; боли чувствуются в пояснице, иногда даже во внутренностях; больная холодеет; чувствует жар; биение пульса слабое…»

«Отцом медицины» так же отмечены некоторые полезные свойства растений и минералов. Например, широко использовались в гинекологии и акушерстве кровоостанавливающие свойства крапивы.

Гиппократ высказывался против прерывания беременности при помощи любых абортивных средств.

Дошедшая до нас клятва, которую должен был произносить любой врач, прежде, чем приступить к больным, и названная именем Гиппократа, гласит, наряду со всем: «… Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария…»

Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Эллинистический период является заключительным, внешним этапом развития древней Греции Ї ее высочайшим расцветом.

Впервые свое место по праву заняла анатомия (от греч. anatomeЇ рассечение). Ранее вскрывать трупы было запрещено из уважения к человеческому телу, к тому же, не хватало теоретических знаний, так что получалась замкнутая система.

По описанию Авла Корнелия Цельса, Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н.э.) разрешил отдавать ученым для вивисекции приговоренных к смертной казни преступников: сначала им вскрывали брюшную полость, потом рассекали диафрагму (после чего сразу же наступала смерть), затем открывали грудную клетку и исследовали расположение и строение органов.

Теперь, когда большинство ложных убеждений были опровергнуты, врачам предстояло по-новому взглянуть на человеческое тело и открыть в нем тайны болезней и здоровья.

С тер пор, как Гиппократ писал свои труды, со времен завоевания Древней Греции римлянами прошло более пятнадцати веков, и все равно мы прибегаем к древним трактатам. Они служат нам фундаментальной опорой для текущих и будущих исследований. Безусловно, что-то мы отбрасываем, что-то изменяем, но медицина античного Средиземноморья и Греции того периода в частности - огромный пласт, внесший очень многое в современную медицину.

Именно тогда акушерство и гинекология приобрели свое весомое (но еще не окончательное) значение, научились определять болезни, связанные с репродуктивной системой, развили теорию о появлении плода.

плод тазовый кровотечение гиппократ

Список использованной литературы

1.Савельева Г.М., Кулаков В.И., Стрижаков А.Н. и др. Акушерство: Учебник: Изд-во «Медицина». 2000.

.Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. статья и примеч. В.П. Карпова. - М.: Сварог, 1994.

3.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. учеб. заведений: Изд-во «Академия». 2004.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!