Управление собственным капиталом организации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    341,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление собственным капиталом организации














Тема

Управление собственным капиталом организации

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов управления капиталом (собственным, заемным, стоимостью капитала и пр.) рассмотрим как в экономической теории раскрывается содержание категории «капитал» через многообразие форм его проявления.


Традиционно, по субъектам собственности различают:

Собственный капитал - общая стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности и используемых для формирования определенной части активов.

Заемный капитал - характеризует привлекаемые для финансирования организации на возвратной основе денежные средства и другие имущественные ценности.

По объекту вложений:

Основной капитал - капитал, инвестированный во все виды внеоборотных активов организации.

Оборотный капитал - капитал, инвестированный в оборотные активы организации.

Особо подчеркнем цель и задачи управления капиталом.

Цель управления капиталом - обеспечение устойчивого и эффективного развития бизнеса организации.

Задачи управления капиталом:

   Определение общей потребности в капитале для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития.

      Определение наиболее эффективных источников привлечения капитала.

   Оптимизация структуры капитала организации адекватно целям и задачам ее развития.

Ранжирование задач управления капиталом производится с учетом конкретных условий развития организации и реализации интересов ее собственников.

В основу управления капиталом заложены следующие принципы:


Обеспечение условий развития организации - формирование оптимальной структуры и необходимого объема капитала для каждого этапа развития организации.

Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов - избыточность привлекаемого организацией капитала относительно формируемых ею активов влечет за собой снижение рентабельности использования капитала. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли из-за роста затрат в связи с включением в расходы стоимости ссудного процента во всех его формах.

Обеспечение оптимальной структуры капитала - формирование наиболее выгодного, с точки зрения реализации целей и задач организации, соотношения собственных и заемных средств, основного и оборотного капитала, ее доходов и расходов.

Система управления капиталом включает следующие элементы: объекты и субъекты управления, принципы, функции и инструменты управления.


Объекты управления капиталом:

   собственный капитал;

   заемный капитал;

   структура капитала;

   стоимость капитала;

   риски, связанные с формированием капитала.

1.Управление собственным капиталом:

   определение первоначальной потребности в капитале в процессе создания организации;

   формирование уставного капитала в необходимых объемах и формах;

   формирование адекватной величины собственного капитала за счет различных источников с целью реализации стратегии развития организации.

2. Управление заемным капиталом (долгосрочными и краткосрочными обязательствами):

   разработка политики привлечения заемного капитала;

   привлечение заемного капитала в необходимых объемах и формах;

      оптимизация источников привлечения заемного капитала и определение последствий их изменений для финансовой устойчивости организации;

   обеспечение возврата заемного капитала.

3. Управление структурой капитала:

   обоснование структуры капитала в соответствии с целями и задачами организации;

      оптимизация структуры капитала (соотношение долей собственного и заемного капитала, инвестированного и накопленного собственного капитала).

4. Управление стоимостью капитала:

   оценка стоимости отдельных элементов формируемого капитала;

      снижение стоимости отдельных элементов капитала;

   минимизация средневзвешенной стоимости капитала за счет оптимального подбора источников его формирования.

5. Управление рисками, связанными с формированием капитала (риски операционной среды, функциональные и финансовые риски):

   идентификация и оценка уровня рисков;

   снижение (минимизация) и исключение рисков.

Субъекты управления капиталом - структурные и функциональные подразделения организации, деятельность которых связана с процессами формирования собственного и заемного капитала, управления капиталом и риск-менеджментом.

Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала


Собственный капитал - основа финансирования деятельности организации.

Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих организации на правах собственности и используемых для формирования активов.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие организации. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов организации можно представить следующим образом.


В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении организации, - она формирует основную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивая прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости организации. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно организациях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала организации они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов организации.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению организацией дополнительного капитала путем дополнительной эмиссии и реализации акций или путем дополнительных взносов средств в уставный фонд. Для отдельных организаций одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые организации материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

Состав собственного капитала организации


Состав собственного капитала представлен в бухгалтерском балансе (форма №1) и отчете об изменениях капитала (форма №3).

Общая сумма собственного капитала организации отражается итогом первого раздела «Пассива» баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть, т.е. сумму средств, вложенных собственниками организации в процессе ее создания и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.

Основу первой части собственного капитала организации составляет его уставной капитал - зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал организации (организации, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в ее уставный фонд).

Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.


Уставный капитал - часть собственного капитала, образуемая за счет средств собственников организации (акционеров, участников и пр.) для обеспечения ее уставной деятельности.

Добавочный капитал - включает эмиссионный доход, прирост стоимости имущества в результате переоценки, стоимость имущества, полученного организацией безвозмездно. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями организации и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.

Резервный капитал - создается в обязательном порядке за счет чистой прибыли и выступает в качестве страхового фонда для возмещения убытков. По его величине судят о запасе финансовой прочности организации. Отсутствие или недостаточная величина резервного капитала рассматривается как элемент дополнительного риска при вложении капитала в организацию. Главная задача резервного капитала состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у организации до того, как будет уменьшен уставный капитал. Минимальный размер резервного капитала не должен быть менее 5% от уставного капитала. В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой организации, независимо от организационно-правовой формы его собственности.

Нераспределенная прибыль - часть прибыли, полученная в предшествующем периоде и невыплаченная в виде дивидендов, и предназначенная для реинвестирования в развитие производства. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.

Величина собственного капитала - основа финансовой устойчивости организации.

Управление собственным капиталом


Процесс управления собственным капиталом организации включает:

1. Анализ формирования собственного капитала в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития организации.

На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции организации, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

Определение будущей потребности в собственном капитале осуществляется следующим образом:


Где Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах организации в планируемом периоде;

Пк - общая потребность в капитале на конец планового периода;

Уск - планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн - сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр - сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала организации.

Формирование собственного капитала за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их нормирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов организации являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

Метод ускоренной амортизации активной части основных фондов увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных фондов приводит к соответствующему уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы, т.е. из следующего критерия:


Где ЧП - планируемая сумма чистой прибыли;

АО - планируемая сумма амортизационных отчислений;

СФРмакс - максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.

Формирование собственного капитала за счет внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается по следующей формуле:


Где СФРвнеш - потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах в планируемом периоде;

СФРвнут - сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

Оптимизация структуры собственного капитала

Процесс оптимизации основывается на следующих критериях:

      обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

      - обеспечение сохранения управления организацией первоначальными учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов (об этом речь пойдет в дальнейшем) оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития организации в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

Коэффициент самофинансирования развития организации рассчитывается по следующей формуле:


Где Ксф - коэффициент самофинансирования предстоящего развития организации;

СФР - планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

∆А - планируемый прирост активов организации.

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:

   проведением объективной оценки стоимости отдельных элементов собственного капитала;

   обеспечением максимизации формирования прибыли организации с учетом допустимого уровня финансового риска;

      формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) организации;

      формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.

Политика формирования собственного капитала


Основу управления собственным капиталом организации составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями развития организации в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии организации, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования ее производственного развития.

При разработке политики формирования собственного капитала необходимо учитывать следующее.

Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:

      Простотой привлечения, так как управленческие решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами организации без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

   Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

      Обеспечением финансовой устойчивости развития организации, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

   Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности организации в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах ее жизненного цикла.

   Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

      Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых ресурсов, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности организации над экономической.

Таким образом, организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Дивидендная политика


Дивидендная политика - это составная часть общей политики управления собственным капиталом и прибылью организации.

Цель дивидендной политики - разработка оптимальной пропорции между потреблением прибыли собственниками и реинвестированием ее в активы организации по критерию максимизации рыночной стоимости организации.

Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования роста организации, чаще всего более дешевым по сравнению со стоимостью привлечения внешних источников финансирования.

Дивиденды - денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала организации.

Дивидендная политика призвана создать баланс между благоприятным инвестиционным имиджем и покрытием текущих инвестиционных потребностей организации. В теории и практике финансового менеджмента были выработаны следующие принципы осуществления дивидендной политики: приоритетность учета интересов и менталитета собственников организации, стабильность политики распределения прибыли и ее предсказуемость.

Менталитет собственников организации может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать. Эта пропорция может меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности организации.

Принципы стабильности и предсказуемости политики распределения прибыли сводятся к тому, что процесс ее распределения должен носить долгосрочный характер, и при изменении пропорций распределения прибыли (в связи с корректировкой стратегии развития компании или по другим причинам) все инвесторы (в первую очередь акционеры) должны быть заранее извещены об этом. Соблюдение этих принципов особенно важно в условиях «распыления собственности» (например, в крупных акционерных компаниях с большим количеством акционеров).

Реализация дивидендной политики предусматривает осуществление следующих этапов:

. Анализ факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики. К ним относятся факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации, реальность привлечения финансовых ресурсов из альтернативных источников, объективные ограничения дивидендной политики.

. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегии акционерного общества.

. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

. Определение уровня и форм выплаты дивидендов. Основными факторами являются: выплата наличными деньгами, акциями, реинвестирование в дополнительные акции.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации:

      стадия жизненного цикла организации (на ранних стадиях жизненного цикла акционерное общество вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

      необходимость расширения акционерным обществом своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

      степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:

   достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

   стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

   стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

   уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:

   уровень налогообложения дивидендов;

      уровень налогообложения имущества организации;

      достигнутый эффект финансового рычага, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

   фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4. Прочие факторы:

   конъюнктурный цикл товарного рынка (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

   уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

      неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

      возможность утраты контроля над управлением организацией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций организации и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерного общества конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

На следующем этапе осуществляется выбор типа дивидендной политики. Практическое применение рассмотренных ранее теорий позволило сформировать три подхода к выбору типа дивидендной политики организации.

Таблица Основные типы дивидендной политики

Определяющий подход формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной политики

Консервативный подход

Остаточная политика дивидендных выплат. Политика стабильного размера дивидендных выплат.

Умеренный (компромиссный) подход

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (политика «экстра-дивидендов»).

Агрессивный подход

Политика стабильного уровня дивидендов. Политика постоянного возрастания размера дивиденда.


Остаточная политика дивидендных выплат. Оптимальная доля дивидендов - это функция четырех факторов:

   предпочтение инвесторами дивидендов по сравнению с приростом капитала;

   инвестиционные возможности организации;

      целевая структура капитала организации;

   доступность и цена внешнего капитала.

Последние три фактора и объединяются в модель выплаты по остаточному принципу. Эта теория предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей организации. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников.

Поскольку и схема инвестиционных возможностей, и уровень прибыли варьируют по годам, строгое следование остаточному принципу выплаты дивидендов приводит к их изменчивости - в одном году компания могла бы объявить, что дивидендов не будет ввиду хороших инвестиционных возможностей, а в следующем году выплатить крупные дивиденды, так как инвестиционные возможности невелики. Меняющиеся дивиденды менее желательны, чем стабильные, а изменение выплаты дивидендов может подать ложные сигналы и подорвать доверие инвесторов.

Политика стабильных дивидендов. Существует мнение, что дивидендная политика служит целям информирования инвесторов. Многие финансовые менеджеры стремятся поддерживать стабильность или умеренный рост дивидендов, чтобы избежать значительных колебаний или непостоянства в политике выплат акционерам. Руководители организации не любят наращивать дивиденды, если они чувствуют, что в будущем возможно сокращение доходов.

Для организации, поддерживающей практику стабильных дивидендов, неожиданное сокращение или рост дивидендов, как правило, отражается на котировках акций. Рост дивидендов может привести к росту котировок, потому что инвесторы воспримут его как обещание замечательных перспектив. Сокращение дивидендов соответственно может подействовать в противоположном направлении. Если менеджеры стараются поддерживать стабильность дивидендов, то такие изменения уровня выплат могут отражать ценную информацию, которую инвесторы будут воспринимать однозначно.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительной: периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостаток - слабая связь с финансовыми результатами деятельности организации, в связи с чем в периоды низкой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавливается на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости организации из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

Политика «экстра-дивидендов» (политика стабильного размера дивиденда с надбавкой в определенный период). Эта политика является развитием предыдущей и, по весьма распространенному мнению, представляет собой наиболее взвешенный тип. Организация выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды (дополнительные дивиденды), причем выплаты в настоящем периоде не означают их выплаты в следующем. Более того, здесь рекомендуется использовать психологическое воздействие премии - она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бессмысленной. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект в организациях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций организации снижается, и, соответственно, падает их рыночная стоимость.

Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимущество - простота формирования этой политики и тесная связь с размером формируемой прибыли. Основной недостаток - нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемых нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости организации в процессе осуществления такой политики (она «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной деятельности организации). Только зрелые организации со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа.

Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильный рост уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимущество - обеспечение высокой рыночной стоимости акций организации и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостаток - отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности: если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность организации сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные организации, если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли организации, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.


На следующем этапе реализации дивидендной политики осуществляется разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики, который предусматривает следующую последовательность действий:

. Из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

. Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

. Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:


Где УДВпа - уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ - фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП - фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);

Кпа - количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Завершающим этапом реализации дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов, основными из которых являются:

. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).

. Выкуп акций организацией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

Для анализа дивидендной политики организации используют следующие показатели.

Рентабельность (дивидендная доходность) акции:


Норма дивидендных выплат (текущая доходность, дивидендный выход):


Доходность акции.

Рассчитывается с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции:

, где

D - сумма дивиденда, полученного в течение периода владения акцией;

Рпр - цена продажи акции;

Р - цена покупки акции.

Коэффициент выплаты дивидендов.

Указывает, какая часть чистой прибыли израсходована на выплату дивидендов, и рассчитывается как в процентах, так и в относительном выражении:


Если коэффициент выплаты дивидендов превышает единицу, это может свидетельствовать о нерациональной дивидендной политике компании или сигнализировать о ее возможных финансовых затруднениях.

Ценность акции:


Взаимосвязь основных коэффициентов можно представить следующим образом:

Норма дивидендных выплат = Ценность акции * Рентабельность акции

К числу важнейших факторов относятся: законодательная система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал, наличие альтернативных источников формирования финансовой структуры капитала, конъюнктура товарного и финансового рынков, «прозрачность» фондового рынка, темп инфляции, стадия жизненного цикла организации и уровень текущей финансовой устойчивости организации.

Основные нарушения по выплате дивидендов в российских акционерных обществах заключаются:

   в невыплате объявленных дивидендов эмитентами, нарушении порядка и сроков их выплаты;

   невыплате или задержке выплаты дивидендов платежными агентами эмитента;

   неверном расчете чистой прибыли эмитента и размера дивидендов.

Одной из причин невыплаты дивидендов является структура акционерного капитала. Если организация имеет одного крупного акционера-собственника, высока вероятность того, что он предпочтет реинвестировать прибыль в развитие организации, а не делиться ею с миноритарными акционерами.

Теоретически размер дивидендов, которые выплачивает своим акционерам компания, должен быть одним из ключевых факторов выбора направления вложения средств для потенциального инвестора. Однако российская практика выплаты дивидендов имеет свои существенные особенности. Они сводятся к тому, что размер дивидендов по большинству акций незначителен по сравнению с их рыночной стоимостью, и этому есть ряд причин.

Первая причина состоит в том, что большинство российских организаций, привлекающих инвестиционные ресурсы с различных сегментов финансового рынка, имеет ярко выраженную долговую структуру капитала и не использует для масштабного финансирования эмиссию своих акций по открытой подписке. Как следствие дивидендная политика организации не оказывает определяющего влияния на привлечение инвестиций.

Второй причиной является то, что действующие в России стандарты бухгалтерского учета пока не обеспечивают необходимую степень прозрачности. Как показывает анализ финансовой отчетности, результаты по международным стандартам часто полностью отличаются от российской оценки финансового состояния организации. К тому же отчетность по международным стандартам пока составляют немногие российские организации, поэтому и сравнение российских акционерных обществ с зарубежными возможно лишь по некоторым параметрам (капитализации, размеру дивидендов). Даже те организации, которые предоставляют инвесторам возможность ознакомиться с отчетностью по международным стандартам, делают это с осторожностью и избирательностью.

Третья причина - российские акционерные общества не воспринимают имеющихся у них миноритарных акционеров, купивших акции на вторичном рынке, как инвесторов. Однако с точки зрения долгосрочного формирования финансовой структуры капитала их следует рассматривать как потенциальных покупателей новых выпусков акций или облигаций.

Четвертая причина - отсутствие у многих акционерных обществ эффективного собственника. Это в особенности касается организаций, имеющих в составе акционеров государство.

Дивидендная политика российских организаций имеет специфические особенности. Многие организации не выплачивают дивиденды или выплачивают их на низком уровне. Причем размер дивидендов практически не зависит от финансовых показателей деятельности организации, а их выплата осуществляется с большими задержками (до полутора, а то и двух лет). Значительное влияние на дивидендную политику оказывают, с одной стороны, государство (по акционерным обществам с участием государства), а с другой, - владельцы крупных пакетов акций в рамках достижения своих целей. В этих условиях привлекательность большинства российских акций заключается лишь в возможности получения дохода за счет курсовой разницы. Это вызывает интерес у инвесторов, использующих свои средства для краткосрочных вложений и получения спекулятивной прибыли, или акционеров, стремящихся получить крупный пакет акций с целью установления контроля над организацией. Результатом такой ситуации оказываются отсечение значительного слоя инвесторов от процесса финансирования реального сектора экономики, неэффективность финансовой структуры капитала российских организаций. Ситуация может измениться лишь тогда, когда, приобретая акции, инвестор будет знать, на какую дивидендную политику он может рассчитывать в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

Эмиссионная политика организации


Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом.

С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.

Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:

. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании организации в акционерное общество) или дополнительной (если организация уже создана в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других организаций.

Для оценки потенциала собственных акций используют систему показателей:



В ходе анализа проводят сравнение значений этих показателей с теми данными, которые имеются по аналогичным акционерным обществам, а также с их значениями за предыдущие периоды.

. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития организации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми руководствуется организация, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

      реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

      необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.);

      предполагаемое поглощение других организаций с целью получения синергетического эффекта (участие в приватизации сторонних государственных организаций также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном капитале). Синергетический эффект определяется дополнительными экономическими преимуществами, которые возникают при успешном объединении организаций (их слиянии и поглощении). Эти преимущества появляются при рациональном использовании общего производственного и финансового потенциалов слившихся организаций, при взаимодополнении технологий и выпускаемой продукции, при использовании возможностей сокращения текущих издержек и других аналогичных факторов; иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема собственного капитала.

      иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).

. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие - на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала

В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:

   предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);

   затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).

Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Только после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно воспользоваться услугами финансового посредника (андеррайтера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке. Андеррайтеры предоставляют организации-эмитенту следующий набор услуг:

   выбор способа эмиссии ценных бумаг;

   установление цен на новые ценные бумаги;

   продажа новых ценных бумаг и др.

В роли андеррайтеров выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды и финансовые компании. Обычно андеррайтер выкупает для себя ценные бумаги эмитента по цене, которая ниже цены предложения, и тем самым принимает на себя риск по их реализации. Поскольку действия андеррайтеров сопряжены со значительным риском, то они предпочитают объединять усилия и образуют группу андеррайтеров, называемую синдикатом для диверсификации риска и облегчения реализации эмиссии.

Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемого объема акций, организация-эмитент:

   определяет состав финансовых посредников (андеррайтеров);

   согласовывает с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения дилеру;

      обеспечивает регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.

Взаимоотношения между эмитентом и андеррайтером регулируются договором о выпуске и размещении ценных бумаг. В нем указывают: вид андеррайтинга (твердое соглашение, максимум и минимум усилий по размещению ценных бумаг); размер вознаграждения посредника (спрэд) и прочие условия.

С учетом возросшего объема собственного капитала организация имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить сумму прибыли на вложенный собственный капитал.

Следует подчеркнуть, что в условиях России привлечение дополнительного капитала за счет новой эмиссии акций - длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому к данному источнику привлечения финансовых ресурсов прибегают преимущественно крупные акционерные общества, располагающие достаточными денежными ресурсами и имеющие широкую известность на фондовом рынке России (например, организации топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, связи, некоторых других отраслей хозяйства). Для большинства российских акционерных обществ реального сектора экономики единственной возможностью выхода на фондовый рынок является доведение текущего финансового положения до соответствия требованиям, предъявляемым рынком, что позволит организовать обращение собственных эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). В современных условиях уставный капитал многих акционерных обществ России во много раз ниже стоимости их чистых активов, что отдаляет перспективу выхода их ценных бумаг на фондовый рынок. Вследствие значительной недооцененности акций многие потенциальные эмитенты не рискуют выходить на рынок с новыми пакетами финансовых инструментов, что способно привести к непропорциональному уменьшению доли действующих акционеров, лишив их контрольного пакета акций. Кроме того, потенциальные инвесторы часто не имеют объективной информации, позволяющей им правильно оценить инвестиционную привлекательность эмитентов, поскольку они заранее ориентированы на низкую стоимость (цену) их акций.

Существование многих организаций в форме акционерного общества при отсутствии стратегии поведения на фондовом рынке (привлечение средств с этого рынка, расширение числа акционеров, установление прочных отношений с ними) лишает их возможности мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы на цели своего развития.

эмиссионный акция чек амортизация

Литература

1.     Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров. - 2-е изд. - СПб : Питер, 2011. - 495 с. (учебник для вузов. Стандарт третьего поколения, допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов экономических специальностей вузов).

2.      Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / В. Г. Белолипецкий. - М. : Кнорус, 2008. - 448 с. (рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 "Экономика").

.        Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф., Барабанова А.И. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2006.

.        Дранко О.И. Финансовый менеджмент: технологии управления финансами предприятия. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 351 с.

.        Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 269 с. (рекомендовано Минобрнауки России).

.        Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент: основные темы, деловые игры Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009. - 336 с.

.        Финансовый менеджмент. / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: 2010 (рекомендовано Минобнауки России)

.        Этрилл П. Финансовый менеджмент для неспециалистов. - 5-е изд. / Пер. с англ. Под ред. Е.Н. Бондаревской. - СПб.: Питер, 2011. - 608 с.

Похожие работы на - Управление собственным капиталом организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!