Организационно правовые формы предприятий и их виды

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно правовые формы предприятий и их виды

Содержание

1. Труд и заработная плата в торговых предприятиях

. Организационно правовые формы предприятий и их виды

. Содержание процесса и элементы бизнес-планирования

Библиографический список

1. Труд и заработная плата в торговых предприятиях

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности переместился к основному звену всей рыночной экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказывается необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Поэтому вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве была нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики.

Поэтому в настоящее время в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность труда, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.

Заработная плата и, прежде всего ее размер, структура, распределение между различными категориями работающих, являясь не только экономической, но и социальной категорией претерпевает наибольшее изменение при переходе к рынку.

Новые концепции организации оплаты труда на предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям требуют новых механизмов ее реализации, новых подходов к оценке трудового вклада отдельного работника в результате деятельности всего предприятия.

Применительно к торговле под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения. То есть трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников . Для характеристики трудовых ресурсов в торговле используется и категория «кадры торговли». Кадры торговли - это совокупность всех занятых в отрасли и на ее отдельных предприятиях работников в трудоспособном возрасте.

Для правильной экономической характеристики анализа и планирования трудовых ресурсов торговли большое значение имеет научно-обоснованная их классификация:

.По видам деятельности (в розничной торговле; в общественном питании; в оптовой торговле; в прочих подотраслях торговли).

.По организационному уровню управления (трудовые ресурсы отрасли в целом; трудовые ресурсы торговых систем и объединений; трудовые ресурсы торговых предприятий).

.По технологической характеристике (административно-управленческий персонал; торгово-оперативный персонал; вспомогательный или обслуживающий персонал).

.По функциональной характеристике (руководители, специалисты, рабочие).

5.По половозрастному составу (мужчины: - до 20 лет; от 20 до 60 лет; свыше 60 лет; женщины: - до 20 лет; от 20 до 55 лет; свыше 55 лет).

6.По стажу работы в торговле (работники со стажем работы: до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет).

7.По образовательному уровню (работники с высшим образованием; работники со средним специальным образованием; работники с неполным средним образованием).

8.По характеру профессиональной подготовки (работники, окончившие вузы; работники, окончившие торговые техникумы, училища; работники, не имеющие специального образования).

9.В зависимости от формы собственности на имущество предприятия (собственники имущества, привлеченные работники).

Особое внимание на предприятиях торговли в условиях рыночных отношений должно уделяться детальному анализу численности работников, цель которого - изучение состава работников предприятия, эффективности их использования.

От обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа являются

-изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;

-оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;

-выявление резервов более полного и эффективного использования работников предприятия.

Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.

В современных условиях хозяйствования происходящие изменения в экономике приводят к изменению состава и структуры работников торговли, что, в конечном счете, влияет на эффективность деятельности предприятия.

С введением в действие Трудового кодекса РФ впервые появилось законодательное определение таких понятий как «заработная плата» и «оплата труда». Понятийный аппарат приведен в ст. 129 ТК РФ.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Это определение соответствует нормам Международной организации труда Конвенции № 95 (МРОТ) об охране заработной платы, ратифицированной нашим государством. Статья 1 данной Конвенции раскрывает понятие термина «заработная плата» следующим образом - «это независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны».

Заработная плата - это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда. В общем объеме доходов населения она занимает основное место. Ее величина определяется рынком труда, т.е. спросом и предложением на рабочую силу. Механизм конкуренции как со стороны работодателей, так и со стороны продавцов рабочей силы определяет текущую цену труда. Чем выше уровень конкуренции на рынке труда, тем эффективнее конкурирует система рынков и сама экономика. Вместе с тем чем эффективнее функционирует экономика, тем выше цена трудовых ресурсов и уровень жизни населения. Не может быть высокого уровня заработной платы в неэффективно работающей экономике. Его размер зависит от степени развития производительных сил общества, производительности труда, его организации, научно-технического прогресса. Верхний предел заработной платы в условиях рыночной экономики не ограничивается. Различают номинальную заработную плату, т.е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимают количество приобретаемых на нее товаров и услуг.

Ур = Ун/р

где Ур - реальная заработная плата;

Ун - номинальная заработная плата;

р - уровень цен на предметы потребления и услуги.

Так, если цены на товары и услуги возросли за квартал в 1,45 раза, а номинальная заработная плата - в 1,23 раза, то изменение реальной заработной платы составит 0,85 раза (1,23 : 1,45), т.е. она сократилась на 15%.

Рынок труда определяет дифференциацию заработной платы различных категорий работников. Спрос и предложение на рабочую силу оказывают наибольшее влияние на величину реальной заработной платы наряду с целым рядом других факторов.

Как социально-экономическая категория заработная плата имеет важное значение как для работника торговли, так и для его работодателя. Для работника заработная плата - одна из статей дохода семьи. Поэтому ее стимулирующая роль очень велика. С точки зрения работодателя, заработная плата - это средства, используемые для найма рабочей силы и составляющие одну из основных статей издержек обращения. При этом работодатель заинтересован в снижении уровня расходов по отношению к товарообороту. В то же время в условиях изменения конъюнктуры торговли, внедрения новых форм обслуживания может оказаться целесообразным увеличить расходы на оплату труда в целях повышения прибыли предприятия. Следует отметить, что уровень оплаты труда оказывает существенное влияние на поведение и работника и работодателя.

Заработная плата, как правило, занимает большой удельный вес в общих доходах работника. В связи с недостаточным развитием фондового рынка рисковый доход получают, как правило, фирмы и физические лица, специально занимающиеся этим.

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях:

. Воспроизводственная функция. Она определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей. Отправным моментом для выполнения заработной платой ее воспроизводственной функции является установление минимальной заработной платы на объективно необходимом уровне. Он в обычных условиях должен соответствовать стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину и позволяющих обеспечить нормальное воспроизводство физических и умственных способностей работника, обладающего минимально необходимой профессиональной подготовкой, выполняющего простые работы в нормальных для здоровья условиях труда и справляющегося со своими трудовыми обязанностями.

. Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в становлении количественной зависимости между размерами оплаты и количеством, качеством и результатом труда торговых работников. Реализуется стимулирующая функция посредством объединения норм труда (норм выработки, норм времени и т.д.) и норм оплаты (тарифных ставок, расценок т.п.) в конкретные системы заработной платы. При этом системы заработной платы, базируясь на нормах труда и нормах оплаты, обеспечивают изменение уровня оплаты труда в зависимости от индивидуальных и коллективных результатов труда работников. Она играет главную роль в интенсивном использовании живого труда, направляет его на реализацию целей управления.

3. Регулирующая функция. С одной стороны, являясь одним из важнейших элементов денежных доходов населения, заработная плата существенно влияет на спрос населения, а через него и активно воздействует на объем, структуру и динамику производства и в значительной степени на инвестиционную политику. С другой стороны, выступая как составная часть издержек работодателя на рабочую силу, заработная плата влияет на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда.

. Социальная функция. Министерство труда России выделяет также социальную функцию, которая состоит в том, что заработная плата должна обеспечивать минимально достаточные условия и уровень жизни работников и их семей.

Для наемного работника заработная плата служит основным источником его дохода. Кроме заработной платы индивидуальный доход работника включает в себя и другие составляющие (дивиденды по акциям предприятия, доходы по вкладам в банк, доходы по займам и другие виды доходов).

При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие, чтобы организация заработной платы отвечала ее объективному содержанию и особенностям развития предприятия.

Поскольку именно заработная плата пропорционально связана с непосредственно затраченным трудом, постольку ее стимулирующее воздействие на развитие предприятия является определяющим. Умелое использование стимулирующей функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности работы и экономического роста.

Необходимо отметить, что в настоящее время в России ни одна из функций не реализуется в полной мере, и в этом смысле можно говорить о потере заработной платой своей роли как экономической категории. Это связано, прежде всего, с неразвитостью российского рынка труда.

Фонд заработной платы - это сумма вознаграждений, предоставленных наемным работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда.

Формирование фонда заработной платы позволяет регулировать соотношение между ростом производительности труда и его оплатой при опережающих темпах роста первого показателя.

В соответствии с Инструкций о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24.11.2000 г. № 116, в состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятиями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер (рис. 3).

Основным элементом фонда заработной платы, выплачиваемой в денежной форме, является оплата труда за отработанное время. Она включает:

  1. заработную плату по тарифным ставкам и окладам;
  2. заработную плату по сдельным расценкам, в процентах от товарооборота, в долях от прибыли и т.п.;
  3. премии и вознаграждения;
  4. стимулирующие надбавки и доплаты (за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и т.д.);

-компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время и т.д.).

К выплатам за неотработанное время относят:

- оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

  1. оплату учебных отпусков;

-оплату льготных часов подростков, инвалидов 1 и 11 групп;

  1. оплату за период повышения квалификации, переподготовки или обучения вторым профессиям;
  2. оплату простоев не по вине работника;
  3. оплату за время вынужденного прогула и т.д.

В состав единовременных поощрительных и других выплат включаются разовые премии независимо от источников выплаты, материальная помощь работникам, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций и т.д.

В состав фонда заработной платы с 1996 года включены выплаты работодателя на питание, жилье и топливо. Ранее средства на эти цели относились к социальным выплатам и льготам. В то же время из состава фонда заработной платы исключены и переведены в состав выплат социального характера:

  1. компенсации женщинам, находившемся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;
  2. выходное пособие при прекращении трудового договора и суммы уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.

Большую часть фонда заработной платы покрывают издержками обращения, частью которых являются расходы на оплату труда. Другим источником возмещения оплаты труда выступает чистая прибыль предприятия.

На предприятиях торговли осуществляются выплаты социального характера и расходы, не учитываемые в фонде заработной платы и выплатах социального характера.

Относительно небольшой, но самостоятельный элемент общего фонда выплат в пользу работников торговли - системы выплат социального назначения. В них отсутствует непосредственная связь заработной платы с результатами работы, хотя любая администрация предприятия, включая такие выплаты в заработную плату, рассчитывает с их помощью воздействовать на персонал в нужном направлении. К выплатам социального характера относятся доплаты к пенсиям работающим пенсионерам, единовременные пособия при выходе на пенсию; оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия, возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях, выходное пособие при прекращении трудового договора; компенсация и другие выплаты женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; оплата стоимости проездных документов к месту работы и обратно; материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на медикаменты, погребение т.д.

По своему экономическому содержанию выплаты социального характера отражают расходы работодателя и, соответственно, доходы наемных работников помимо заработной платы в связи с тем, что последние осуществляют смою трудовую деятельность на данном предприятии.

Не включаются в состав фонда заработной платы и не относятся к выплатам социального характера следующие расходы предприятия:

единый социальный налог (взнос);

доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности предприятия (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.);

компенсации работникам материальных затрат за использование личных автомобилей в служебных целях; выплаты неработающим пенсионерам;

командировочные расходы; представительские расходы;


. Организационно-правовые формы торговых предприятий и их виды

В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).

В соответствии с законодательством предпринимательской деятельностью могут заниматься: отдельные граждане без образования юридического лица; коммерческие и некоммерческие юридические лица; государство через свои органы.

Согласно п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность должна осуществляться только лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности определен ст.34, 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" и другими правовыми актами. Некоторые виды деятельности (требуют также получения специального разрешения (лицензии).

Торговля является одним из видов предпринимательской деятельности и может осуществляться во всех её организационно-правовых формах, установленных Гражданским кодексом РФ.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как с образованием коммерческого юридического лица, так и гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Торговлей на постоянной основе при наличии некоторых ограничений могут заниматься и некоммерческие организации.

Согласно ст. 23 ГК РФ Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Понятие юридического лица содержится в статье 48 ГК РФ: Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Виды торговых предприятий:

. Товарищество (партнерство) - это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) развил ранее существовавшие положения простого товарищества, сформулированные и закрепленные в предыдущей его редакции.

Глава 55 части второй ГК РФ посвящена аспектам правового регулирования простого товарищества. Согласно статье 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Таким образом, хозяйственное товарищество - это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом.

Товарищество может создаваться:

индивидуальными лицами;

индивидуальными лицами и коммерческими организациями;

коммерческими организациями.

Существует полное товарищество и товарищество на вере.

С точки зрения правовых последствий полное товарищество относится к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничения ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, именуемые полными товарищами, несут ответственность всем своим имуществом. Ответственность в таком случае носит субсидиарный характер.

Субсидиарная ответственность предполагает, что до предъявления требований к лицу, которое несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, кредитор должен предъявить требования к основному должнику. При отказе последнего удовлетворить предъявленное требование или при неответе на такое требование кредитор вправе предъявить такое требование лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Таким образом, полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом (субсидиарная ответственность).

Такого рода товарищества в ряде стран называют открытыми торговыми товариществами (Германия, Австрия). В ряде стран возможна также организация еще одного вида товарищества - общества гражданского права (Австрия), общества гражданского кодекса (Германия) или простого общества (Швейцария). Они создаются ради достижения определенной цели и в результате неформальной договоренности нескольких лиц. Прав юридического лица они не имеют. Проверка полномочий представляющих их лиц затруднена, поскольку общество не вносится в торговый реестр.

В большинстве случаев полные товарищества образуются юридическими лицами (крупными предприятиями). Договор об их совместной деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве образования такого товарищества. В подобных случаях не требуются ни устав, ни даже регистрация товарищества. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могут быть участниками только одного полного товарищества.

Договор (соглашение) о товариществе определяет полномочия каждого партнера, распределение прибыли, общую сумму капитала, вкладываемого партнерами, процедуру привлечения новых партнеров и порядок перерегистрации товарищества в случае смерти кого-либо из партнеров или его выхода из товарищества. Юридически товарищество прекращает существование, если один из партнеров умирает или выходит из него; если в полном товариществе остается один участник, оно может быть ликвидировано или преобразовано.

Явным недостатком товариществ является то, что в них затруднен процесс принятия решений, поскольку наиболее важные из них должны приниматься большинством голосов. Для упрощения процедуры принятия решений товарищества устанавливают определенную иерархию, разделяя партнеров на две или более категорий по степени важности решения, которое может принять каждый партнер.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами ГК РФ об участниках полного товарищества.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество".

Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем. К товариществу на вере применяются правила ГК РФ о полном товариществе постольку, поскольку это не противоречит правилам ГК РФ о товариществе на вере.

Эта форма организации бизнеса имеет некоторые преимущества и недостатки.

Плюсы: легкость организации; больше финансовых ресурсов; совместное управление.

Недостатки: неограниченная ответственность; разногласия между членами; ограниченная жизнь; ограниченность финансовых ресурсов; сложность ликвидации.

. Хозяйственное общество - это коммерческая организация с разделенным на доли в соответствии с вкладами ее учредителей, участников уставным (складочным) капиталом. Хозяйственное общество не предполагает обязательного участия учредителей в работе общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит обществу на праве собственности. Хозяйственное общество может быть создано в определенных случаях одним лицом, которое становится его единственным участником. Участники хозяйственного общества не отвечают по долгам компании и несут риск убытков лишь в пределах внесенного уставного капитала. В соответствии с законодательством РФ возможна организация обществ с ограниченной.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. После внесения существенных изменений в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, с 01 июля 2009 года единственным учредительным документом общества является его устав, в котором указываются размер уставного капитала, адрес и наименование общества, порядок перехода долей и другие обязательный условия. В настоящий момент времени, продажа доли в уставном капитале общества, в случае если в уставе уже отсутствуют сведения об участниках и их долях, не влечет необходимости регистрации изменений в уставе общества.

Высшим органом управления в ООО является Общее собрание участников общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Общество с дополнительной ответственностью, создается, с целью получения прибыли и может заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности - не ограничен, если иное не установлено Уставом Общества.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Минимальный уставной капитал составляет 10 000 (десять тысяч) рублей. Уставный капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. При внесении не денежного вклада суммой более чем 20 000 (двадцать тысяч) рублей требуется оценка, проводимая независимым оценщиком.

Высшим органом управления в ОДО является Общее собрание участников общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций.

Акционерное общество, с точки зрения индивидуального предпринимателя, оптимальная форма организационно-правового оформления предпринимательской деятельности. Оно может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества.

Акционеры имеют право на долю доходов АО. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью. Акционерное общество по закону не может иметь в качестве единственного участника хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Акционерные общества делятся на закрытые и открытые.

Порядок создания и дальнейшей деятельности ЗАО регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом "Об акционерных обществах", Законом "О рынке ценных бумаг", а также Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу; при этом акции ЗАО распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать (продавать, дарить, передавать иными способами) принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. При этом акционеры ЗАО общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

Акционер ЗАО, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций.

Акционерами ЗАО могут быть как физические, так и юридические лица (российские и иностранные). Общее число акционеров ЗАО не может быть более 50.

Учредительным документом ЗАО является Устав.

Минимально допустимый размер уставного капитала закрытого акционерного общества установлен законодательством в размере 10.000 рублей. Верхний предел не ограничен. Не менее 50% акций, распределенных между учредителями ЗАО при его создании, учредители обязаны оплатить в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации ЗАО, оставшиеся 50% - в течение одного года с момента регистрации. Акции могут быть оплачены как денежными средствами, так и иным имуществом, однако для оценки рыночной стоимости имущества, передаваемого учредителями для оплаты акций, обязательно привлечение независимого оценщика. Поэтому с утилитарной точки зрения способ оплаты акций денежными средствами является более удобным.

Высшим органом управления в закрытом акционерном обществе является общее собрание акционеров, которое решает важнейшие вопросы деятельности общества, в том числе избирает постоянно действующий наблюдательный орган общества - Совет директоров и исполнительный орган. Для ЗАО формирование Совета директоров не является обязательным. Исполнительный орган ЗАО руководит его текущей деятельностью, решая вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. Исполнительный орган ЗАО, как правило, бывает единоличным (директор, генеральный директор). Закон допускает формирование в ЗАО наряду с единоличным также и коллегиального исполнительного органа (дирекции, правления).

Закрытое акционерное общество является достаточно популярной в России формой коммерческой организации, наряду с обществом с ограниченной ответственностью (ООО).

Открытое акционерное общество, создается, с целью получения прибыли и может заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности - не ограничен, если иное не установлено Уставом Общества.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал 100 000 (сто тысяч) рублей. Уставный капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества.

Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества. При внесении не денежного вклада для определения рыночной стоимости требуется оценка, производимая независимым оценщиком и учредители, по соглашению между которым оценивается имущество, вносимое в оплату акций, не могут оценить выше, чем оценил независимый оценщик.

Высшим органом управления в ОАО является Общее собрание акционеров общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (статья 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Правовое положение производственных кооперативов регулируется ст.107-112 ГК РФ, а также федеральным законом от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах".

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Правовое положение производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о производственных кооперативах.

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива. Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива. Общее собрание членов кооператива принимает решения простым большинством голосов присутствующих на этом собрании членов кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или уставом кооператива. Каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием членов кооператива один голос.

Решения об изменении устава кооператива, о реорганизации (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество) и о ликвидации кооператива принимаются тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается по единогласному решению членов кооператива.

Решение об исключении члена кооператива принимается двумя третями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы на решение наблюдательного совета кооператива или исполнительных органов кооператива.

Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента регистрации.

Кооператив не вправе выпускать акции.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.

В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительные органы кооператива осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. В кооперативе с числом членов более десяти избирается правление. Правление кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива на срок, предусмотренный его уставом. Правление кооператива руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива. В компетенцию правления кооператива входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива.

Правление кооператива возглавляет председатель кооператива. Председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета кооператива. Полномочия председателя кооператива определяются уставом кооператива. Уставом кооператива устанавливаются срок, на который избирается (утверждается) председатель кооператива, право председателя кооператива распоряжаться имуществом кооператива, условия оплаты труда председателя кооператива, ответственность председателя кооператива за причиненные убытки, а также основания для освобождения его от должности. Если в кооперативе избрано правление, уставом кооператива определяются вопросы, по которым решения принимаются единолично председателем кооператива.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции его наблюдательного совета. Наблюдательный совет кооператива создается из членов кооператива. Число членов наблюдательного совета кооператива и срок их полномочий определяются общим собранием членов кооператива.

Наблюдательный совет кооператива избирает из своего состава председателя наблюдательного совета. Член наблюдательного совета одновременно не может быть членом правления кооператива либо председателем кооператива. Заседания наблюдательного совета кооператива созываются по мере необходимости, но не реже чем один раз в полгода. Члены наблюдательного совета кооператива не вправе совершать действия от имени кооператива.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива.

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

. Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Преимущества данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:

предприятие легко зарегистрировать, бюрократические процедуры незначительны;

владелец предприятия располагает полной свободой действий по сравнению с обществами или товариществами и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит от того, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;

достаточно низкие по сравнению с юридическими лицами ставки налогообложения: предприниматель не платит налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и т.д., он платит только индивидуальный подоходный налог, который относится к прогрессивным налогам (на нынешний момент ставка по нему составляет от 12 % до 45 %; - максимальная ставка при годовом доходе свыше 300 тысяч рублей, правда есть серьезные опасения, что при реалиях существующей экономической системы с учетом инфляции максимальная ставка этого налога приведет к следующей ситуации: практически все слои населения, включая те, чей доход ниже прожиточного минимума, будут облагаться налогом по максимальной ставке).

К недостаткам же можно отнести следующие моменты:

существует значительная ограниченность финансовых ресурсов: как правило, финансов одного предпринимателя не достаточно, чтобы начать бизнес, не говоря уж о том, чтобы расширять уже начатое дело; например, предприниматель может взять ссуду в банке, но в нынешней экономической ситуации взять кредит в банке может лишь тот предприниматель, который имеет блат, т.е. знакомых в правлении или совете директоров банка, а чаще всего не просто какого-нибудь знакомого из правления, а знакомого председателя этого правления из-за того, что в нынешней экономической обстановке никаких юридических гарантий того, что ты возвратишь кредит, попросту нет. Это ставит начинающего свое дело предпринимателя в практически безнадежную ситуацию. В банке можно взять ссуду под залог имущества, но это к начинающему предпринимателю не относится, поскольку со сделками типа, когда под залог берут жилье, банки стараются не связываться из-за практически отсутствия возможности конфисковать это жилье в счет погашения займа. Проблема ограниченности финансовых ресурсов обостряется еще и тем, что существует определенный так называемый порог эффективности, т.е. минимальный размер бизнеса (в смысле объема оборота и капитала), ниже этого порога предпринимательская деятельность становится порой не просто невыгодной, неэффективной, но и нежизнеспособной. Этот порог специалисты оценивают по-разному, но в любом случае счет идет на десятки тысяч долларов США. Как известно, для предпринимателя одна из острых проблем заключается в том, чтобы наладить стабильную, устойчивую связь с поставщиками, необходимость иметь надежное снабжение. Предприниматель часто испытывает со снабжением значительные трудности, в то время как средних размеров предприятие, которое выпускает аналогичную продукцию со снабжением не испытывает практически никаких проблем;

существующие отношения с властью: предприниматели не испытывают практически никакой поддержки со стороны властей;

одной из проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно, видел его, но, как правило, не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности;

она из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;

еще один недостаток состоит в том, что ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т.е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом.

3. Содержание процесса и элементы бизнес-планирования

Бизнес процесс планирования - это:

. непрерывный процесс деятельности организации, связанный с ее развитием;

. процесс составления бизнес-плана отдельного проекта.

Бизнес-планирование в организации относится к одной из основных управленческих функций, и близко соприкасается со стратегическим планированием. Фактически бизнес-план фирмы - это план ее развития. Это главное отличие нового подхода; в случае обычного планирования, не рассматриваются перспективы. Обычное планирование позволяет спланировать потребности в ресурсах, объемы и программу текущего производства. Бизнес-планирование несколько шире, при нем используется также прогнозирование.

Оно помогает ответить на 2 главных вопроса стратегического управления:

.Где организация находится в настоящее время (экономический аспект)?

.Как и каким образом могут быть достигнуты стоящие перед организацией цели?

От стратегического мы можем отличить бизнес-планирование в первую очередь тем, что:

) оно не отвечает на вопрос «куда мы хотим придти, чего будем добиваться»;

) охватывает исключительно предпринимательскую область (однако мы знаем, что у фирмы также есть социальная, экономическая и другие сферы интересов).

Это важно понимать, чтобы избежать на практике подмены стратегического бизнес-планированием.

Бизнес-планирование основывается на данных и итогах стратегического планирования. Так, в бизнес-плане используются в готовом виде миссия, видение и цели организации; в процессе же стратегического планирования вышеперечисленное разрабатывается и может подвергаться корректировке. Принятые стратегические планы, таким образом, задают границы для бизнес-планирования.

Бизнес-планирование можно рассматривать средством реализации стратегии организации. В ходе его создается четкая программа, включающая прогноз доходов и расходов, затраты ресурсов, оценку эффективности деятельности, определяются центры прибыли. На основе бизнес-плана высчитывается потребность в финансировании, объемах ресурсов, создаются программы мотивации персонала, бюджеты и планы производства/продаж. Часто бизнес-план служит оценкой стоимости компании, традиционное due diligence. Этот термин можно трактовать как всестороннее исследование деятельности. Due diligence, являясь, по сути, бизнес-планом компании, отличается только целью, и предназначен для инвесторов и партнеров, обычно при совершении сделок, по сути, является не чем иным, как разновидностью бизнес-плана.

В процессе планирования решаются разнообразные задачи, например:

Табл.1. Задачи бизнес-планирования

Сотрудники предприятияВнешний менеджментИнвесторы и партнерыИнформирование служащих предприятия о целях, зачах и методах их решенияОрганизационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятияОпределение намеченного источника финансирования реализации выработанной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсовКоординация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-планаВыявление потенциальных возможностей предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельностиВыявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-планаМотивация сотрудников на выполнение бизнес-планаФормирование инвестиционных целей на планируемый периодРасчет ожидаемых финансовых результатов деятельностиОбоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условии рынкаВыработка стратегии и тактика конкуренции компании, ее финансового состояния и положения на рынке Оценка финансовых трудовых, материальных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия

Приведенная выше классификация не должна вводить в заблуждение - конечно, не только для инвесторов выявляются риски, рассчитываются ожидаемые финансовые результаты и т.д. При этом в различных случаях те или иные задачи нет необходимости решать. Поэтому рекомендуем при введении системы бизнес-планирования определить цель введения и те задачи, которые оно должно решать с конкретизацией для заинтересованных лиц.

Бизнес-планированию присуще общие принципы планирования - холизма (единства), участия, непрерывности и гибкости, точности. Соблюдение этих принципов позволяет судить о качестве самого плана.

Бизнес-план компании обычно разрабатывается на 3-5 лет, и предел планирования обусловлен рядом объективных причин (в первую очередь, это изменяющаяся внешняя среда). Стоит отметить, что это не означает, что весь период действия плана ему строго придерживаются. Еще раз подчеркиваем, что это динамический процесс, а бизнес-план служит опорой и основой для изменений и корректировки действий. Традиционно, пересмотр бизнес-плана осуществляется компаниями раз в год, а контроль и корректировки - ежеквартально.

В процессе планировании выделяют несколько стадий:

) подготовительная

) разработки бизнес-плана

) продвижения

) реализации

Подготовительная стадия - определяющая для последующих. В ходе ее формируется бизнес-идея, в сознании определяются ключевые моменты бизнес-плана. Однако, в случае бизнес-планирования организации, бизнес-идея обычно берется из стратегического плана, либо разрабатываются полностью на его основе (для отдельно проекта эта стадия является важнейшей, так как именно на этой стадии определяется его уникальность). Подготовительная стадия характеризуется множеством исследований, прогнозов, составлением сценариев, аналитической работой. Здесь менеджерами используются традиционные инструменты стратегического планирования анализы, расчет и построение матриц, анализ конкурентов, мониторинг рынка и др.

Непосредственно в процессе бизнес-планирования деятельности организации важнейшими этапами считаются 2 и 4, разработки и реализации. Они занимают основную часть времени, и являются главными.

Что касается стадии продвижения, то она важна, в первую очередь, тогда, когда план предназначен, в том числе и для внешних лиц (инвесторов, партнеров, государственных служащих). На этой стадии вся проделанная работа презентуется таким образом, чтобы получить положительное решение со стороны таких лиц. В случае разработки бизнес-плана консалтинговой компанией, то, практически, стадия продвижения является смыслом всего бизнес-планирования. В процессе презентации происходит «продажа» плана. Не стоит забывать о том, что для внутренних пользователей этап продвижения бизнес-плана играет важную роль - разработчики могут столкнуться с его неприятием, неоднозначным пониманием, и даже саботажем. Чтобы избежать внутренних конфликтов, в процессе планированию нужно сотрудничать с максимальным числом заинтересованных лиц и разными специалистами. Здесь рекомендуется также учитывать корпоративную культуру компании, структуру, референтные группы внутри нее. Этап продвижения в бизнес-планирование важен обычно в том случае, если организацию только намереваются создать или привлекаются крупные сторонние инвесторы; тогда 3 стадия становится решающей. Однако, очевидно, что и в случае без внешних заинтересованных лиц этот этап важен - ведь от того, как поймут и примут бизнес-план, зависит его выполнение, а, значит, повыситься вероятность достижения всех его целей.

В процессе разработки составляется общий бизнес-план фирмы на определенный период, со всеми параметрами и соответствующей структурой.

На стадии реализации бизнес-плана важно понимать, что менеджер:

контролирует выполнение общего бизнес-плана с помощью контрольных показателей, промежуточных итогов, таблиц сопоставления планируемых и достигнутых показателей. В таком случае, мы видим, что в бизнес-план следует включить контрольные показатели, периодичность контроля, способ получения информации, ответственных лиц. Мы считаем, что также следует сделать анализ зависимости одних показателей от других (например, как на прибыль повлияет затягивание сроков профилактического ремонта, или падение продаж на 15% и т.д.). Здесь мы должны провести не просто анализ чувствительности, но также создать собственные модели, которые характеризовали бы процессы конкретной, нашей, компании;

вносит корректировки в бизнес-план, в зависимости от ситуации в компании, на рынке и в экономике в целом;

разрабатывает новый по окончанию действия старого.

Опыт показывает, что для успешной деятельности следование планам не всегда достаточно. Меняются рынки, вкусы потребителей, изменяется экономическая, экологическая и политическая обстановка, меняются технологии и появляются новые инновации - причем, в последние 100 лет эти процессы происходят особенно бурно. Поэтому мы рекомендуем изначально разрабатывать гибкий план, в котором предусматривались бы действия на случай тех или иных изменений. То есть каждый шаг зависит от итога предыдущего, и все процессы были бы прописаны параллельно-последовательным способом. Для этого в электронном виде можно создать бизнес план, чтобы аналогично дереву решений или сценарному анализу могли бы в режиме он-лайн добавлять поступающие сведения. По разным причинам, в полной мере такие модели никем не практикуются, хотя для единичного проекта существует множество прикладных программ.

На перечисленных выше стадиях важным условием является вовлечение в процесс всех топ-менеджеров, так как в противном случае велики риски неприятия, сопротивления изменениям, непонимание, и как результат - недостижение запланированных показателей. Считаем важным добавить, что на стадии реализации одновременно осуществляется оценка, мониторинг и контроль.

Организация бизнес-планирования требует наличия в организации следующих компонентов:

.Аналитический блок (методология и методика бизнес-планирования).

. Программно-технологический блок (технические средства, программное обеспечение).

. Информационный блок (информация о внутренней и внешней средах).

. Организационный блок (структура и система управления, система ответственности, функции структурных подразделений, регламент взаимодействия).

Во-первых, для грамотного построения системы бизнес-планирования в организациях нужно верно организовать документооборот Составить список документов.

К ним относятся:

-Положение о бизнес-планировании.

-Бухгалтерская и финансовая отчетности.

-Стратегический план, принятый компанией.

-Бизнес-план.

-Аналитические записки сотрудников и начальников отдела для нужд бизнес-планирования.

В положении о бизнес-планировании нужно описать методологию, методику, порядок осуществления бизнес-планирования в компании, участников процесса, ответственных лиц (должности), критерии оценки, входящую и исходящую документации, образцы составления бизнес-плана компании, шаблоны для обязательных расчетов и т.д. Этот свод должен максимально четко прописать все процедуры бизнес-планирования, распределить ответственность и отразить все механизмы в процессе планирования именно для этой, конкретной, компании.

Бизнес-план, аналитические записки и т.п. появляются уже в процессе планирования, являются его итогом. Остальные документы - источники информации для нужд бизнес-планирования.

Во-вторых, нужно определить порядок доступа к документам и систему документооборота. Здесь координируются потоки информации, определяется кто, когда, в каком виде и объеме получает информацию. Здесь следует учитывать риски раскрытия информации, потому нужно предусмотреть, чтобы со всеми получателями информации было заключено соглашение о неразглашении полученных сведений.

Если рассматривать не однопродуктовую модель фирмы, то в таком случае процесс бизнес-планирования имеет следующую логику:

. Формируется группа разработчиков.

. Определяются центры прибыли/отдельные подразделения.

. Для каждого направления, центра прибыли, подразделения составляются отдельные бизнес-планы.

. Единичные планы сводятся воедино, составляется итоговый бизнес-план всей организации.

На первом этапе определяется круг лиц, участвующих в планировании, прописываются функции, обязанности, отчетность и подотчетность, права доступа и порядок получения информации. Скорее всего, в силу особенности функции, будет основная группа и постоянная. Основной считается та, которая раз в год разрабатывает и корректирует бизнес-план и ежеквартально контролирует и оценивает степень отклонений. Под постоянной группой мы имеем в виду людей, в чьи обязанности должны быть включены постоянный сбор данных для нужд бизнес-планирования.

Центры прибыли традиционно определяются финансовым отделом. Однако в некоторых случаях допускается, что они могут быть иными. Это может происходить тогда, например, если компания хочет отдельно рассмотреть 1 товар, а на заводе их несколько. В целях финансового управления центром прибыли может быть завод, а в целях бизнес-планирования - производство каждого товара отдельно.

Четвертый этап меньше всего исследован. Очевидно, что здесь проекты не просто суммируются, но также синхронизируются во времени и пространстве. Особенно это касается денежных потоков, использования ограниченных ресурсов и т.п. На этом этапе происходит процесс подготовки принятия управленческих решений - от каких проектов отказаться, каким выделить дополнительное финансирование, решаются споры за ограниченные общие для всех ресурсы (это могут быть площади, маркетинговый бюджет, время руководителя и уникального специалиста и др.).

Есть 2 подхода к формированию бизнес-плана компании:

. Разработать единый план фирмы.

. Разработать отдельные планы, затем свести их воедино.

При первом подходе сразу и комплексно учитываются все процессы и аспекты деятельности. Однако, на основе такого плана сложно судить об эффективности использования тех или иных ресурсов, о прибыльности каждого проекта конкретно. Второй подход позволяет уйти от этого недостатка. Но здесь есть риск не учесть такой важный момент, как суммарный эффект от разных частей. Здесь как часы работает принцип, что сумма частей целого не равна целому. Практика показывает, что в сложных и крупных компаниях зачастую реализация и результаты работы одного проекта влияют на другой, а иногда и на все сразу. В компаниях нередки случаи, когда продукты конкурируют на одном рынке. Мало того, что компания сама у себя «крадет» долю рынка, но она еще способствует дроблению рынка и снижению лояльности покупателей.

Внедрение бизнес-планирования может столкнуться с рядом проблем. В первую очередь, все проблемы связаны с недостатком обучения/образования персонала, неумелым руководством, особенностями корпоративной культурой или неверной организацией процесса. Также следует учитывать то, что в процессе планирования могут быть приняты неверные решения. Ситуация осложняется тем, что специалистов по бизнес-планированию просто нет. Лишь в случае комплексного рассмотрения явления можно говорить о хорошем уровне подготовки менеджеров.

Помимо очевидных причин (недостаток информации, неверная информация, ошибки в стратегическом планировании, ошибки в расчетах и др.), к неудачам приводит, коллективная вера в хорошее, в успешный исход дел.

Все вышеперечисленное руководителю организации нужно понимать и, по возможности, нейтрализовать. Любое положение подвергается критической оценке на достоверность, и это помогает увидеть слабые места. Большую роль играет наличие эффективной корпоративной культуры - в этом случае люди не противятся изменениям, но и не носят розовых очков.

При внедрении бизнес-планирования следует иметь в виду, что сам процесс требует трудовых, временных и материальных затрат. Следует определить, кто, в какие сроки и в каком виде готовит бизнес-план, какие дополнительные исследования проводится для его составления, кто, кому и когда, в каком виде проводит презентацию готового плана (и промежуточных итогов по необходимости). Нужно понимать, что финансирование начинается не после принятия бизнес-плана и проектов, а уже на стадии его разработки. Также определяются специалисты, которые должны следить за выполнением плана, корректировать и пересматривать его, если ситуация того требует. В крупных организациях планированием занимаются специальные отделы, и это является их основной обязанностью. В большинстве компаний эти функции распределены между различными специалистами и руководящим составом. Есть также практика привлечения внешних консультантов.

На смену парадигме бизнес-планирования сейчас приходит бизнес-моделирование. Отличие последнего в том, что дается попытка не просто прогнозирования деятельности, но создание системы, с помощью которой моделируется деятельность в зависимости от различных ситуаций. Здесь активно используются оценки стресс-тестирования, метод Монте-Карло, имитационного моделирования и сценарный метод.

Бизнес-моделирование позволяет иметь не один, а несколько планов - и использовать тот или иной, в зависимости от изменений во внешней среде. К тому же все планы жестко привязаны к организационной структуре компании. Такое руководство помогает руководителям мыслить стратегически, быстро ориентироваться в случае резких и неожиданных перемен.

торговля зарплата бизнес планирование

Библиографический список

1.Гражданский кодекс РФ, № 51-ФЗ (в действующей ред. от 14.11.2013).

2.Конвенция Международной Организации Труда N 95 относительно защиты заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.)

.Постановление Госкомстата Российской Федерации от 24.11.2000 г. № 116 (в действующей ред. от 19.09.2002 № 179).

.Трудовой кодекс РФ, № 197-ФЗ (в действующей ред. от 01.01.2014)

.Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в действующей ред. от 01.01.2014)

.Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в действующей ред. от 02.01. 2013).

.Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" ( в действующей ред. от 30.11.2011)

8.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

9.Бунеева Р.И.. Коммерческая деятельность. Организация и управление. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

10.Бизнес-планирование. Под ред. Попова В.М., Ляпунова С.И. М.: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.

11.Бизнес-планирование на предприятии: УчебникАвтор: Дубровин И.А. Издательство: Дашков и К, 2011 - 432 с.

12.Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. Учебник.- М: Дашков и Ко, 2010.

13.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010.

14.Торговое дело: экономика, маркетинг и организация: учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Похожие работы на - Организационно правовые формы предприятий и их виды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!