Управление дебиторской задолженностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление дебиторской задолженностью

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

.1 Значение управления дебиторской задолженностью на предприятии

.2 Методы инкассации дебиторской задолженности

. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ЮЖУРАЛМЕБЕЛЬ»

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

.2 Анализ финансового состояния предприятия

.3 Анализ состава, структуры дебиторской задолженности предприятия

. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ в ООО «ЮЖУРАЛМЕБЕЛЬ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Долги - неизменный спутник человечества с незапамятных времен - прочно и навсегда вошли в нашу жизнь, проникли во все ее сферы.

Особое место в жизни современного общества занимают долговые денежные обязательства.

Долги предприятий стали частью системы хозяйствования, обязательной и необходимой принадлежностью денежных расчетов, их составным элементом.

Организация, предоставляющая товары, работы, услуги в кредит, является кредитором, а организация, их получающая, - дебитором. В более широком смысле кредитор - это сторона в обязательстве, имеющая право требовать от другой стороны (дебитора) исполнения долговых обязательств, а дебитор - должник в договоре или ином обязательстве.

Дебиторская задолженность с юридической позиции - это капитал организации-кредитора, но не всегда ее собственный.

В бухгалтерском учете создана целостная система регистров, счетов и субсчетов, методов учета и контроля долговых обязательств, которая постоянно совершенствуется.

Значительный импульс этому дал переход российской экономики на рыночные условия. Появились новые виды дебиторской задолженности, возросла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, одновременно являясь и дебитором, и кредитором.

Контроль за состоянием долговых обязательств любой организации - необходимое условие ее успешной деятельности.

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей и признается активом, если есть уверенность в том, что долговые обязательства будут погашены полностью и своевременно.

Неоправданный рост дебиторской задолженности означает, что процесс воспроизводства первоначально затраченных финансовых ресурсов происходит с перебоями, часть денежных оборотных средств поступает со значительным опозданием либо не поступает вообще. В результате собственные оборотные средства организации отвлекаются на покрытие долгов дебиторов, что приводит к их хроническому недостатку, существенному ухудшению финансового состояния.

Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов управления дебиторской задолженностью и путей совершенствования управления дебиторской задолженности в ООО «ЮжУралМебель».

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность управления дебиторской задолженностью предприятия;

выполнить расчетную часть и оценить управление дебиторской задолженностью организации и факторы, их определяющие;

выявить пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

.1 Значение управления дебиторской задолженностью на предприятии

Термин «обязательства» в первоначальном значении - это отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними. Возникновение и необходимость учета дебиторской задолженности первоначально были связаны с предоставлением денег и материальных ценностей в долг, т. е. с последующим возвратом.

По мере развития торговли долговые обязательства увеличивались не только по количеству и суммам, но и по видам задолженности. Особенно способствовало этому разнообразие способов продаж. Дебиторская задолженность весьма существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционные и внереализационные доходы, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности. Отсюда очевидно значение правильных и своевременных расчетов с дебиторами.

Долговые обязательства могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от продолжительности, содержания обязательств, источника образования, степени обеспечения и возможности взыскания. Приведенная группировка долгов дебиторов представлена в приложении А.

По продолжительности выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев.

В свою очередь, краткосрочную и долгосрочную задолженность можно подразделить на:

-          срочную (непросроченную), у которой не истек срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);

-          просроченную, у которой истек срок исполнения;

-          отсроченную, по которой продлен срок исполнения.

В то же время просроченная задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Истребованной считается задолженность, по возврату которой организация-кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд), неистребованной - задолженность, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий.

По содержанию обязательств различают задолженность, возникшую в связи с поставкой товаров, арендой, выдачей и получением авансов, хранением и страхованием грузов, оказанием посреднических услуг и т. д.

В учете и отчетности в составе дебиторской задолженности выделены:

покупатели и заказчики; авансы выданные; прочие дебиторы.

В составе дебиторской задолженности, относящейся к покупателям и заказчикам, в балансе предприятия отражается числящаяся на отчетную дату задолженность покупателей и заказчиков в сумме, соответствующей условиям договоров за проданные им товары, продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, с учетом скидок (накидок), разниц, вызванных изменениями условий договоров, расчетов не денежными средствами и т. п.

К авансам выданным относят суммы уплаченных другим организациям и гражданам авансов по предстоящим расчетам в соответствии с условиями договоров.

Долги прочих дебиторов заключают в себе задолженность по переплате налогов, сборов и прочих платежей в бюджет, государственные, внебюджетные фонды, задолженность работников по предоставленным им займам за счет средств организации, по возмещению материального ущерба организации и т. п. Кроме того, здесь показывают задолженность за подотчетными лицами, задолженность по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке, по расчетам с государственными и муниципальными органами, штрафы, пени, а также неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании.

По степени обеспечения следует различать долговые обязательства, обеспеченные и необеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором.

По возможности взыскания дебиторскую задолженность подразделяют на: надежную; сомнительную; безнадежную.

К надежной дебиторской задолженности относят сумму счетов, предъявленных покупателям с оплатой в пределах срока, установленного договором, а также задолженность дебиторов, обеспеченную залогом, поручительством или банковской гарантией.

Сомнительной является не погашенная в срок и необеспеченная задолженность, по которой, тем не менее, сохраняется вероятность возможного погашения. Безнадежной считают задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможную к получению вследствие форс-мажорных обстоятельств, в которых оказался должник, а также ликвидации организации-дебитора или ее банкротства.

Под управленческим учетом подразумевается система форм и процедур сбора, обработки, анализа и хранения информации о хозяйственной деятельности компании, ее подразделений (центров ответственности) с целью создания необходимого информационного и организационного обеспечения реализации полномочий руководителей различного уровня по распоряжению ресурсами компании.

Появление мощных программных продуктов для персональных компьютеров, способных моделировать варианты действий с оценкой возможных финансовых и производственно-экономических результатов, позволяет создать полный управленческий цикл и использовать информативность управленческого учета во внутрифирменном управлении на более высоком уровне. При этом в основу моделей заложены показатели форм внутренней и внешней отчетности, которые в данном контексте являются инструментами планирования и управления.

Система управленческого учета, с одной стороны, должна фиксировать выполнение задач, поставленных на всех этапах планирования, а с другой стороны, аккумулировать данные для принятия новых решений, создания прогнозов и моделей развития компании.

Если управленческий учет рассматривать по центрам ответственности, то учет и анализ дебиторской задолженности ведется в центре доходов.

Менеджер центра доходов несет ответственность и контролирует полученные доходы и понесенные расходы.

В центре доходов (отдел реализации) должны быть запланированы, учтены и проконтролированы объем и структура оказанных услуг, выручка от продаж, рентабельность оказанных услуг в целом и отдельных видов.

Информационный банк данных управленческого учета для центра доходов формируется на основе сведений о реализации продукции (рисунок 1)







Рисунок 1.Формирование информационного банка данных центра доходов

Таким образом, основной задачей управленческого учета дебиторской задолженности является формирование необходимых видов управленческой отчетности для регулярного обеспечения внутренних пользователей плановыми и фактическими показателями, а также аналитической информацией:

-          к началу отчетного периода (отчеты с плановыми показателями);

-          в течение отчетного периода (оперативные сводки);

-          по окончании отчетного периода (отчеты, содержащие фактические данные и результаты анализа деятельности компании за отчетный период);

-          до начала соответствующего отчетного периода (среднесрочные и долгосрочные прогнозы).

Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируются и предоставляются внутренние отчеты:

-          отчет должен быть адресным и конкретным;

-          отчет должен содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;

-          при составлении отчета следует учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет. Необходимо знать пожелания менеджера относительно формы представления информации (например, табличная или графическая), состава показателей;

-          отчет не должен быть перегружен, информация в отчете должна быть систематизирована;

-          затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования (принцип экономичности);

-          отчет должен быть "подготовленным", то есть он должен облегчать принятие решений. Для реализации последнего принципа следует дополнять фактические показатели плановыми, а также данными предшествующих периодов. Такой отчет позволяет видеть развитие событий во времени, их динамику, а также выявлять существенные отклонения от плана для последующей "работы" с ними (выявление причин отклонений, виновников, принятие соответствующих решений);

-          дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями (например, о причинах отклонений);

-          осуществлять классификацию информации в отчетных формах (например, в порядке возрастания или убывания показателей, благоприятные, неблагоприятные изменения и т.п.).

Отчеты о дебиторской задолженности могут обобщать информацию по покупателям, по реализованным товарам и оказанным услугам, по срокам образования за отчетный период (день, неделя, месяц, квартал или год) и любую иную информацию, востребованную в конкретной ситуации.

Отчеты о дебиторской задолженности используют, чтобы:

-          проанализировать деятельность предприятия в сфере сбыта;

-          влиять на стратегию продаж компании, выбирать рынки сбыта и политику работы с крупнейшими клиентами;

-          планировать продажи;

-          анализировать причины отклонений дебиторской задолженности от плана;

-          анализировать эффективность работы отдела;

-          прогнозировать будущие денежные потоки.

Кроме того, такие отчеты должны позволить руководителю выявить покупателей, не способных своевременно погасить обязательства. Такому дебитору он может предложить выбрать наиболее приемлемый ему способ погашения дебиторской задолженности, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

1.2    Методы инкассации дебиторской задолженности

Методы, которым следует предприятие для взимания дебиторской задолженности, принято называть политикой инкассации.

Инкассация наличности - процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы:

возраст самого долга;

общий объем долгов;

общий объем просроченных платежей;

дату открытия счета;

своевременность прежних платежей;

платежи, осуществленные после последней даты платежа;

величину кредита клиента, которая принята к утверждению;

статус клиента, который может потребовать особого отношения;

сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;

условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинаю с общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных стаей; определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру; определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении года; оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.

Методическим приемом анализа, обеспечивающим возможность прогнозирования дебиторской задолженности, является расчет коэффициентов инкассации (погашения дебиторской задолженности), который представляет собой отношение дебиторской задолженности, возникшей в конкретном периоде, к величине отгрузки (объема продаж) того же периода. Суть подхода состоит в том, чтобы разложить величину дебиторской задолженности на конкретную дату на составляющие, характеризующие срок ее образования, например, до одного месяца, от одного до двух месяцев, от двух до трех месяцев и т.д.

Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается с помощью следующих показателей.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз (обороты):

 ( 1.1)

где Выр. - выручка от реализации, тыс. руб.;

ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием.

Средний период инкассации, дней

 (1.2)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях отражает продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. При этом, чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.

Так как финансовое положение предприятия находится в зависимости от того насколько средства, вложенные в активы, превращаются в деньги, необходимым является изучение доли в них дебиторской задолженности.

Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью:

 (1.3.)

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. Бухгалтера относятся к этому отрицательно, поскольку кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.

Наиболее популярными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Так например, владельцу счета может быть послано письмо о том, что он на десять дней просрочил платеж; более суровое письмо, за которым последует телефонный звонок, может быть послано, если деньги не получены через 30 дней, а через 90 дней счет может быть передан агенту по инкассо. Эти меры правомерны, но они могут привести к потере благорасположения клиентуры.

Поэтому наиболее оптимальным вариантом является использование скидок при срочной оплате, предназначенных для поощрения быстрых платежей. Решения о размерах скидок анализируются путем балансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что Реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;

) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата о проведения конкретных сделок;

) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая следующее:

- покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара в случае его оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

- покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период 11-го по 30-й день договорного срока;

В случае неуплаты в течение месяца покупатель дополнительно к стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента платежа.

Политика «сбора денег» проводится при условии наличия в штате предприятия специального менеджера по управлению дебиторской задолженностью. При отсутствии такого работника решению проблемы в индустриально развитых странах помогают факторинговые компании.

Задача факторинговых отделов банков или компаний заключается в том, чтобы на платной и договорной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрейшим завершением их расчетов за товары и услуги с клиентами (покупателями).

В настоящее время факторинговый отдел банка может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

а) приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы, состав которых заранее согласовывается с банком (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным);

б) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);

в) приобретать векселя у своих клиентов (операции по учету векселей).

При покупке факторинговым отделом банка (компанией) у своих клиентов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям, он оплачивает ее поставщику не во всех случаях, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что покупатель не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным.

Операции по переуступке клиентом факторинговому отделу банка просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокое комиссионное вознаграждение, уровень которого в 1,5-2,0 раза выше, чем при покупке банком задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых еще не наступил.

Процесс инкассации может дорого стоить как в смысле переменных расходов, так и в смысле потери благорасположения клиентуры, но тем не менее все-таки необходима определенная твердость, чтобы не допустить неоправданного растягивания периода погашения покупательной задолженности и минимизировать прямые убытки. Нужно установить баланс между затратами и общим полным результатом различных вариантов политики инкассации.

2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ЮЖУРАЛМЕБЕЛЬ»

инкассация управление дебиторский задолженность

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Курсовая работа выполнена на материалах Общества с ограниченной ответственностью «ЮжУралМебель».

Предприятие создано 22.05.1989 г., ранее оно называлось «СалаватСбытОборудование». После реорганизации оно стало ООО «ЮжУралМебель». Основная деятельность - производство и реализация мебели и торгового оборудования.

Директор - Родионова И.С.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Местонахождение предприятия: 453200, РБ г. Салават, ул. Нуриманова, дом 20 а.

Уставный капитал Общества составляет 92450 тыс. рублей.

Предприятие ведет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». На предприятие работает 35 человек, включая управленческий состав. Учредительным документом является Устав, его требования обязательны для исполнения всеми органами предприятия и его работниками. Руководство деятельностью Общества осуществляется исполнительным единоличным органом - директором. Директор действует от имени Общества и представляет его интересы, совершает сделки от имени Общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Главный мастер обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства, его постоянный рост, рациональное использование ресурсов, повышение производительности труда и т.п.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Общество имеет штампы и бланки, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие знаки визуальной идентификации.

Таблица 2 Размеры производства ООО «ЮжУралМебель» 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2011 г.

Изменение ( +,-)

Темп изменения (в %)

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

58882

42053

- 16829

71,4

Среднесписочная численность работников, чел.

40

35

- 5

87,5

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

92077

105223

13146

114,3


Рассматривая показатели, отражающие размеры производства предприятия за 2009-2011 гг. можно сказать следующее. В целом за анализируемый период ООО «ЮжУралМебель» было приобретение основных средств (фондов), а так же значительное снижение объема выпуска и реализации товарной продукции.

.2 Анализ финансового состояния предприятия

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.

Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб, аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам, у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия

Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.

Таблица 2.1 Агрегированный баланс ООО «ЮжУралМебель»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Удельный вес, %

Абсол. изме-е

Темп роста, %


 

 

 

2009 г.

2010  г.

2011 г.

2010-2009 г.г

2011-2009 г.г

2010/ 2009 г.г.

2011/ 2009 г.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Актив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Внеоборотные активы











1.Основные средства

92077

93217

105223

64,1

55,9

57,8

1140

13146

101,2

114,3

2.Доходные вложения в материальные ценности

1657

1368

1133

1,5

0,8

0,6

-289

-524

82,6

68,4

3.Финансовые вложения

1442

1388

1409

1

0,8

0,8

-54

-33

96,3

97,7

Итого по разделу I

95176

95973

107765

66,2

57,6

59,2

797

12589

100,9

113,2

II. Оборотные активы











1.Запасы

20530

20112

23121

14,3

12,3

12,7

-418

2591

97,9

112,6

2.НДС по приобретенным ценностям

5646

3210

7893

3,9

1,9

4,3

-2436

2247

56,8

139,8

3.Дебиторская задолженность

10204

13227

15122

7,1

7,9

8,3

3023

4918

129,6

148,2

4.Финансовые вложения (за искл. Денежных эквивалентов)

-

4600

-

-

2,7

-

0

0

0

0

5.Денежные средства и денежные эквиваленты

12122

29453

28214

8,4

17,7

15,5

17331

16092

242,9

232,7

Итого по разделу II

48502

70602

74350

33,7

42,4

40,8

22097

25848

145,5

153,3

БАЛАНС

143678

166575

182115

100

100

100

22897

38437

115,9

126,7

Пассив











III. Капитал и резервы











1.Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

92450

92450

92450

64,3

55,5

50,8

0

0

100

100

2.Резервный капитал

3900

4075

4075

2,7

2,2

175

175

104,5

104,5

3.Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

  18974

20683

29320

13,2

12,4

16,1

1709

10346

109

154,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого по разделу III

115324

117208

125845

80,2

70,4

69,1

1884

10521

101,6

109,2

IV. Долгосрочные обязательства











1.Заемные средства

3800

6044

7254

2,6

3,6

3,9

2244

3454

159

190,8

Итого по разделу IV

3800

6044

7254

2,6

3,6

3,9

2244

3454

159

 190.8

V. Краткосрочные обязательства











1.Заемные средства

2387

1255

1021

1,7

0,7

0,6

-1132

-1366

52,6

42,8

2.Кредиторская задолженность

22096

42000

47953

15,4

25,2

26,3

19904

25857

190

217,02

3.Доходы будущих периодов

71

68

42

0,05

0,05

0,02

-3

-29

95,8

59,2

Итого по разделу V

24554

43323

49016

17,1

26

26,9

18769

24462

176,4

199,6

БАЛАНС

143678

166575

182115

100

100

100

22897

38437

115,9

126,7


В структуре внеооборотных активов идет тенденция увеличения в 113,2 % или на 12589 тыс. руб., за счет роста основных средств на 13146 тыс. рублей. В оборотных активах тоже идет увеличение на 153,3% или на 25848 тыс. руб., за счет увеличение запасов на 112,6 % или на 2591 тыс. рублей.

Увеличение собственного капитала предприятия произошло на 10521 тыс. рублей. Увеличение собственного капитала произошло за счет накопленной нераспределенной прибыли в размере 10346 тыс. рублей. Несмотря на значительное увеличение собственного капитала уставный капитал организации остался неизменным. Рост краткосрочной кредиторской задолженности говорит о том, что ООО « ЮжУралМебель» испытывает недостаток в собственных оборотных средствах, и ее текущая деятельность финансировалась в основном за счет привлеченных средств. В ходе производственного процесса на предприятии происходит постоянное пополнение запасов товарно-материальных ценностей. В этих целях используют как собственные оборотные средства, так и заемные источники (краткосрочные займы и кредиты). Изучая излишек или недостаток средств для формирования запасов, устанавливают абсолютные показатели финансовой устойчивости (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия

Показатели

На конец 2009 г.

На конец  2011г.

Изменения за период

1.Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств

-382

- 5041

4659

2. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

-3418

-2213

-1205

3. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат

5805

3234

-2571

4. Трехфакторная модель типа финансовой устойчивости

М = (0;0;1)

М = (0;0;1)



Из данных табл. 2.2 следует, что предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии. Подобный вывод сделано на основании следующего:

 - излишек собственных оборотных средств на анализируемый период вырос на 4659 тыс. руб., или на 319%;

- недостаток собственных и долгосрочных заемных источников для покрытия запасов снизился на 1205 тыс. руб., или на 35,3%;

- недостаток общей величины источников средств, предназначенных для покрытия запасов, снизился на 2571 тыс. руб., или на 44,3%.

 Основные пути улучшения платежеспособности на предприятиях, имеющих неустойчивое финансовое состояние, следующие:

 - увеличение собственного капитала (раздела III баланса);

- снижение внеоборотных активов (за счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных средств);

- сокращение величины материально-производственных запасов до оптимального уровня (до размера текущего и страхового запасов).

Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Владельцы предприятия заинтересованы в оптимизации собственного капитала и минимизации заемных средств в общем объеме финансовых источников.

Информационной базой для их расчета и сравнения отчетных показателей с базисными, а также динамики их изменения являются статьи актива и пассива бухгалтерского баланса.

Таблица 2.3 Относительные показатели финансовой устойчивости

Наименование показателя

Рекомендуемое значение

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Коэффициент автономии

≥ 0,5

0,7

0,7

0,8

Коэффициент финансовой независимости

≤ 1

0,2

0,4

0,4

Коэффициент маневренности

0,2-0,5

0,2

0,2

0,1

Коэффициент соотношения Дз/Кз

индивидуальный max 1

0,5

0,3

0,3


Коэффициент автономии данного предприятия, выше 0,5, повышение данного коэффициента указывает на укрепление финансовой независимости предприятия от внешних источников.

Оценивая коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности можно сказать, что за 2010 г. и 2011 г.коэффициент снизился на 0,3, а это значит что предприятие не в состоянии погасить кредиторскую задолженность при условии благоприятных расчетов с предприятием его дебиторов.

В условиях кризиса неплатежей и частого применения процедур несостоятельности (банкротства) объективная оценка финансового состояния предприятий имеет приоритетное значение. Главными критериями такой оценки являются показатели платежеспособности и ликвидности.

Платежеспособность предприятия выражают его возможностью и способностью своевременно и полно выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. Платежеспособность непосредственно влияет на формы и условия осуществления коммерческих сделок, а также на возможность получения кредитов и займов.

При стабильном финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно, а при нарушении финансового равновесия - периодически или постоянно неплатежеспособно.

Таблица 2.4 Абсолютные показатели ликвидности баланса общества, тыс. руб.

Актив

2009

2010

2011

Пассив

2009

2010

2011

Платежный излишек (+), недостаток (-)









2009

2010

2011

1.Быстрореализ. активы (A1)

12122

34053

28214

1.Наиболее срочные  обязательства (П1)

22096

42000

47953

- 9974

- 7947

-19739

2.Среднереализ. активы (А2)

10204

13227

15122

2.Краткоср. обязательства (П2)

2458

1323

1063

+ 7746

+11904

+14059

3.Медленно-реализуемые активы (А3)

36380

36549

46136

3.Долгоср. обязательства (П3)

3800

6044

7254

+ 32580

+30505

+38882

4.Труднореализ. активы (А4)

95176

95973

107765

4.Постоянные (фиксированные)пассивы (П4)

115395

117276

125887

- 20219

-21303

-18122

Баланс (п. 1 + 2 + 3 + 4)

153882

179802

197237

Баланс (п. 2 + 3 + 4)

143749

166643

182157

-

-

-


Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву:

год 2010 год 2011 год

А1<П1 А1<П1 А1>П1

А2>П2 А2>П2 А2>П2

А3>П3 А3>П3 А3>П3

А4<П4 А4<П4 А4<П4

Вывод: Анализ ликвидности баланса показывает, что наиболее ликвидных активов недостаточно для покрытия наиболее срочных обязательств в 2009 и 2011 годах. Количество быстрореализуемых активов покрывают краткосрочные пассивы по всем годам, следовательно, баланс текущей ликвидности. Третье неравенство систем соответствует оптимальному значению абсолютной ликвидности баланса, то есть медленно реализуемые активы по всем годам покрывают величину долгосрочных пассивов и не имеют недостатка, это говорит о наличии перспективы баланса, которая представляет собой прогноз будущих поступлений и платежей. Четвертое неравенство системы так же соответствует оптимальному значению абсолютной ликвидности баланса и носит сбалансированный характер и одновременно является минимальным условием финансовой устойчивости предприятия, т.к. показывает наличие у предприятия собственных оборотных средств.

Платежеспособность - это способность предприятия своевременно и полностью погашать свои краткосрочные финансовые обязательства.

Далее проведем анализ влияния величины дебиторской задолженности на ликвидность предприятия. Для этого необходимо рассчитать коэффициенты ликвидности предприятия таблице 2.5.

Таблица 2.5 Анализ коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия

Показатель

Оптимальное значение

2009г.

2010г.

2011г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,5

0,5

0,7

0,5

Коэффициент быстрой ликвидности

0,5-0,8

0,9

1

0,8

Коэффициент текущей ликвидности

1-2

1,9

1,6

1,5


Анализ платежеспособности показал, что в 2010 г предприятие не являлось платежеспособным, т.к. рассчитанные показатели в основном не соответствуют оптимальным значениям. Так, например, коэффициент текущей ликвидности ниже оптимального значения, этот коэффициент показывает платежные возможности предприятия. Невыполнение установленного норматива создает угрозу финансовой нестабильности организации ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации. Отклонение коэффициента абсолютной ликвидности от оптимального значения говорит о том, что предприятие может покрыть только часть краткосрочной задолженности за счет имеющихся денежных средств. В 2011г предприятие являлось платежеспособным, т.к. все рассчитанные коэффициенты соответствуют оптимальным значениям.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов.

Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.

Таблица 2.6 Относительные показатели деловой активности

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1.Оборачиваемость оборотных активов

2,2

1,5

1,5

2.Период оборачиваемости оборотных активов

165,9

243,3

243,3

3.Оборачиваемость дебиторской задолженности

5,2

3,9

3,6

4.Период оборачиваемости дебиторской задолженности

70,2

93,6

101,4

5.Оборачиваемость кредиторской задолженности

2,4

1,3

1.1

6.Период оборачиваемости кредиторской задолженности

152,1

280,7

331,8

7.Оборачиваемость запасов

0,7

0,9

0,7

8.Период оборачиваемости запасов

521,4

405,6

521,4


Исходя из расчетов, можно сделать вывод, оборачиваемость активов имеет отрицательную динамику, идет снижение общей ресурсоотдачи имущества. Увеличение периода оборачиваемости, говорит о неэффективном их использовании.

Оборачиваемость дебиторской задолженности снизилось, это значит, что в ООО «ЮжУралМебель», не эффективно организована работа по сбору денег за отгруженные товары. Снижение дебиторской задолженности говорит об увеличении доли неплатежеспособных клиентов, либо к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами.

Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности, показывает, сколько оборотов требуется предприятию для оплаты выставленных ей счетов поставщиков. Чем выше данный показатель, тем быстрее предприятие рассчитывается со своими поставщиками. Снижение кредиторской задолженности может означать как проблемы с оплатой счетов.

По аналогии с балансом сформируем и форму для вертикально-горизонтального анализа Отчета о прибылях и убытках. В основе этого аналитического документа лежит исходная форма Отчета о прибылях и убытках.

Таблица 2.7 Вертикально - горизонтальный анализ отчет о прибылях и убытках ООО «ЮжУралМебель»

Показатели

2009г.  т.р

2010г. т.р

2011г. т.р

2010/2009 %

2011/2009 %

Абсолют- ное

Относи- тельное

Выручка

52976,7

52681

55002

99,4

103,8

2025,3

4,4

Себестоимость

14725,9

18090,1

16843

122,8

114,4

2117,1

-8,4

Валовая прибыль

38250,8

34591,2

90,4

99,8

- 91,8

9,4

Управленческие расходы

27474,5

30299,3

30173

110,3

109,8

2698,5

-0,5

Прибыль (убыток) от продаж

2199,2

4291,9

7986

195,2

363,1

5786,8

167,9

Проценты к получению

1022,4

1968,4

1632

192,5

159,6

609,6

-32,9

Прочие доходы

662,6

432,2

47

65,2

7,1

-615,6

-58,1

Прочие расходы

1149,4

2874,6

1495

250,1

130.1

345,6

-120

Прибыль(убыток) до налогообложения

2515

3817,9

8170

151,8

324,8

5655

173

Текущий налог на прибыль

633,2

1372

2695

216,7

425,6

2061,8

208,9

Чистая прибыль

1881,7

2445,9

5475

129,9

290,9

3593,3

161


Анализируя финансовое состояние предприятия ООО «ЮжУралМебель» можно отметить, что выручка от продаж продукции в 2011 году по отношению к 2009г выросла на 2025,3 тыс.руб., себестоимость выросла на 14,4%. Прибыль от продаж так же выросла. Увеличение расходов произошло в следствии повышения цен у поставщиков снабжения и роста заработной платы. Чистая прибыль выросла на 3593,3 тыс.руб.

По абсолютной сумме прибыли нельзя судить об уровне доходности организации, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы ее деятельности. Поэтому для характеристики эффективности деятельности предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют и относительный показатель рентабельности, характеризующий как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственным капиталом. Произведем расчет по имеющимся данным показателей рентабельности (таблица 2.8.)

Таблица 2.8 Основные показатели рентабельности (прибыльности) организации

Показатели

2010 г

2011 г.

Изменения

1.Рентабельность реализованной продукции

0,2

0,4

0,2

2.Рентабельность совокупных активов

0,3

1.3

1

3.Рентабельность внеоборотных активов

0,7

2,6

1,9

4.Рентабельность оборотных активов

0,7

2,6

1,9

5.Рентабельность собственного капитала

0,4

1,6

1,2

6.Рентабельность инвестиции

0,4

1,7

1,3

7.Рентабельность продаж

0,7

2,3

1,6


Как видно из таблицы 2.8, все рассчитанные показатели рентабельности в анализируемом периоде имели тенденцию к снижению, что свидетельствует об ухудшении эффективности деятельности организации и о снизившейся эффективности управления ее затратами. Остальные показатели рентабельности находятся на очень низком уровне от 0,2 до 2,3.

2.3 Анализ состава, структуры, оборачиваемости дебиторской задолженности

Для оценки регулирования дебиторской задолженности ООО «ЮжУралМебель», необходимо проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности, дать оценку с точки зрения её реальной стоимости, определить качество задолженности.

Начнем состав и структуры дебиторской задолженности, исходя из третьего раздела бухгалтерского баланса за 2009-2011 гг.

Таблица 2.9 Оценка состава и структуры дебиторской задолженности в ООО «ЮжУралМебель»

Состав дебиторской задолженности ( форма 5)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение


Сумма, т.р.

Доля %

Сумма т.р.

Доля, %

Сумма, т.р.

Доля,  %

Сумма, тыс.руб.

Доля, %








2010- 2009

2011- 2010

2010- 2009

2011- 2010

Краткосрочная - всего

10204

100,0

13227

100,0

15122

100,0

4829

1895

129,6

114,3

в том числе: расчеты с покупателями заказчиками

9301

91,1

13227

100,0

15122

100,0

3926

1895

142,2

114,3

прочая

903

5,8

-

-

-

-

903

-

-

-

ИТОГО

10204

100,0

13227

100,0

15122

100,0

4829

1895

-

-


Проанализировав данные таблицы 2.9 по ООО «ЮжУралМебель» можно сделать выводы, что сумма краткосрочной дебиторской задолженности за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилась на 4829 тыс.рублей за счет увеличение на 3926 тыс.рублей расчетов с покупателями и заказчиками, а в 2011 году по сравнению 2010 годом так же выросла на 1895 тыс.рублей в большей степени за счет расчетов с покупателями и заказчиками. Доля краткосрочной дебиторской задолженности в общей доле дебиторской задолженности имеет 100%.

Можно сделать вывод, что показатели дебиторской задолженности ООО «ЮжУралМебель» выросли по сравнению с 2010 годом, на 1895 тыс.руб. Всю часть дебиторской задолженности занимает краткосрочная дебиторская задолженность, и это положительный момент, так как для предприятия это меньший риск не возврата.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ В ООО «ЮЖУРАЛМЕБЕЛЬ»

Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И прежде всего, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия - это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимум возможные потери: составление счетов, перепродажа права на взыскания долгов и оценка финансового положения клиентов.

. Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляют покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающими на «А» могут быть первыми, кому выставляют счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателями должны быть отправлены в течении двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

. Процесс оценки покупателя. Перед предоставление кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работаю в бизнес менее одного года (около 50% коммерческих предприятий терпят крах течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете).

. Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

.Факторинг. Возможно, перепродавать права на взыскания дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя несколько основных задач:

.Предварительная проверка дебитора на начальном этапе сотрудничества

. Планирование допустимых лимитов дебиторской задолженности

. Финансирование дебиторской задолженности

. Учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности

. Взыскание просроченной дебиторской задолженности

. Претензионная работа с недисциплинированными дебиторами

Таким образом, для того чтобы эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность выполнения каждой из этих задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дебиторская задолженность - это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

Грамотное управление дебиторской задолженностью повышает эффективность каждого предприятия.

Чтобы добиться успеха в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа и оценки своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.

Из оценки дебиторской задолженности ООО «ЮжУралМебель» можно отметить ее улучшение. Показатели дебиторской задолженности ООО «ЮжУралМебель» выросли по сравнению с 2010 годом, на 1895 тыс.руб. Всю часть дебиторской задолженности занимает краткосрочная дебиторская задолженность, и это положительный момент, так как для предприятия это меньший риск не возврата.

Задачами управления дебиторской задолженностью в ООО «ЮжУралМебель» являются:

формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

определение возможной суммы оборотных активов отвлекаемых в дебиторскую задолженность по авансам выданным;

формирования условий обеспечения взыскания задолженности;

формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами.

В курсовой работе были рассмотрены понятия дебиторской задолженности, значение управления ими. Была выполнена расчетная часть, направленная на изучение особенностей дебиторской задолженности на примере ООО «ЮжУралМебель».

В заключение можно сказать, что все задачи, поставленные при выполнении курсовой работы, достигнуты и раскрыты. Также достигнута главная цель работы - выявлены особенности и оценка управления дебиторской задолженностью на примере ООО «ЮжУралМебель», а также сформулированы конкретные рекомендации путей повышения их эффективности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2010. - 224с.

2. Бурминистрова Л.М. [Текст] Финансы организаций (предприятий). Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2010.-240с.

. Бочаров В.В. [Текст] Корпоративные финансы. Учебное пособие - Издательский дом «Питер», 2008.-378с.

.Гаврилова А.Н., Попов А.А. [Текст] Финансы организаций (предприятий). - М.: КноРус, 2007. - 608с.

.Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. [Текст] Финансы организаций (предприятий): Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010.-575 с

. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. [Текст] Финансы предприятий: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. - 240с..

.Финансы предприятий: [Текст] Учебник для вузов. Под редакцией проф. Н.В. Колчиной. 4- издание перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2006.- 448с.

.Финансы организаций (предприятий): [Текст] Учебник/ В.В Ковалев, Вит. В. Ковалев.- М.: ТК Велби: Проспект, 2008.-352 с.

. Финансы предприятия: [Текст] Учебное пособие / В.В. Остапенко-5-е изд., стер.- М.: Омега - Л, 2008.-302 С.

.Механизм формирования финансовой политики предприятия: [Текст]: учеб. пособие для системы доп. проф. образования МСХ РФ / Т.П. Пестрякова - М.: Колос, 2007.-91 с.

.Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - М.: Издательство «Зерцало», 2009.-272 с.

. Шопенко Д.В., Кныш М.И., Гончарук О.В., Управление финансами предприятия. Учебное пособие. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. - 264 с.

Похожие работы на - Управление дебиторской задолженностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!