Маркетинговый и финансовый анализ ОАО 'Ростелеком'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговый и финансовый анализ ОАО 'Ростелеком'

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»

.1 Краткая информация об ОАО «Ростелеком»

ОАО «Ростелеком» (www.rostelecom.ru <#"820091.files/image001.gif">

Рис.1. Объём услуг связи в России в 2010 году

Статистика показывает (рис. 1), что особое место среди всех услуг связи в России занимают телекоммуникационные, при этом на долю мобильной связи приходится около 40% услуг отрасли. Появившись в России на много лет позже, чем в странах Америки, Европы и Азии, сегодня этот вид связи существенно сократил отставание, достигнув уровня технического развития передовых стран за более короткое время, чем его достигли другие развитые страны. Стремительность развития мобильной связи в России наглядно подтверждается (рис. 2) - за 11 лет количество абонентов увеличилось в 80 раз!

Рис.2. Динамика роста абонентской базы мобильной связи России

Согласно подсчетам J’son & Partners Consulting, в 2012 году российский рынок увеличился на 5%, примерно такой же рост наблюдался и в 2013 году. В то же время, по мнению аналитиков Gartner, приводящемся в исследовании, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2012 году выросли на 1% по сравнению с прошлым годом и составили 1,72 триллиона долларов.

Самой острой проблемой развития телекоммуникационного рынка России является несовершенство законодательства о связи. В первую очередь это отсутствие понятия технологической нейтральности частотного спектра. По закону оператор не имеет права использовать свой частотный ресурс, высвобождаемый при отказе от устаревшего стандарта связи. Например, для перехода на стандарты 4G компании могли бы использовать те частоты, на которые государство выдало лицензии, но под другие устаревшие стандарты. В этой связи для межрегиональных и региональных операторов возникают проблемы, связанные с невозможностью перехода на современные стандарты и, как следствие, со снижением их конкурентоспособности, по сравнению с операторами «Большой тройки» и компанией «Ростелеком», получивших необходимые лицензии по конкурсу. Данное обстоятельство препятствует развитию телекоммуникационной отрасли России в целом, а способствует лишь снижению уровня конкуренции и увеличению технологического разрыва.

Разделение по сегментам

Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C (Business-to-Consumer) достиг по итогам 2012 года 891 миллиарда рублей. В сегменте B2B (Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше - 199,6 миллиарда рублей. Государственный сектор B2G (business-to-government) расходует на эти виды услуг 45 миллиардов рублей.

Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%, считают аналитики. В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в интернет и фиксированная телефония. По итогам 2012 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 миллиарда рублей, в то время как суммарная выручка операторов интернета и телефонии составила 291,7 миллиарда рублей.

Фиксированный доступ в интернет

По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 миллиарда рублей в 2012 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 миллиарда рублей, то есть годовой рост составил 12%. Из этого объема наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C (64%), на B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%).

Сейчас уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в интернет в Москве и крупнейших городах сопоставим с лучшим мировым уровнем: в 2011 году Москва находилась на девятой строчке рейтинга с проникновением 76%, отставая от Лос-Анджелеса на 11% и опережая Берлин на 14%. По итогам 2012 года в Москве услугой широкополосного доступа в интернет пользовались 80% домохозяйств, а рост подключений составил 11%, говорится в сообщении.

В целом по стране, по итогам 2012 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 миллиона), из которых примерно 38% (8,3 миллиона) приходились на города - миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тысяч до одного миллиона человек. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов.

По мнению аналитиков, примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2012 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов, отмечается в исследовании.

Фиксированная телефония

По итогам 2012 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, составил около 178,8 миллиарда рублей. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 миллиарда рублей (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 миллиарда рублей). Оставшиеся 13% (22,6 миллиарда рублей) приходятся на государственный сектор.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год. Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год.

Мобильная голосовая связь

По состоянию на конец 2012 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 миллиарда рублей. По сравнению с 2011 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 миллиарда рублей.). Из этого объема на сегмент B2C приходится 663,7 миллиарда рублей, что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 миллиарда рублей - 13% от общего рынка. Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 миллиарда рублей в общей структуре доходов).

Наибольший рост выручки за 2012 год зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%.

Мобильный доступ в интернет

За последние годы мобильный интернет (услуги передачи данных) являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России, считают аналитики. Согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2012 года составил 76 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 43%.

В основе подобного роста сегмента мобильного интернета лежало активное развертывание сетей третьего и четвертого поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS-услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2014 году рынок увеличится до 111 миллиардов рублей, при этом рост в 2013 году составит 24%, а в 2014 году - 18%.

2.2 Уровень конкурентной борьбы в телекоммуникационной отрасли

Ростелеком ведет деятельность в телекоммуникационной отрасли с даты государственной регистрации 23 сентября 1993 года.

В настоящее время основными игроками российского телекоммуникационного рынка являются операторы «большой четверки»: Ростелеком, МТС, ВымпелКом и МегаФон - компании, предоставляющие полный спектр основных услуг связи и формирующие более 80% доходов всего российского телекоммуникационного рынка. Несмотря на имеющиеся возможности для развития альтернативных игроков, 4 ключевых игрока претендуют на основную долю в приросте доходов отрасли как за счет географической экспансии и роста в регионах, так и за счет сделок M&A.

Ростелеком является безусловным лидером на рынке услуг фиксированной связи. В результате присоединения межрегиональных компаний связи Ростелеком расширил линейку предоставляемых услуг и вышел в новые для себя рыночные сегменты, существенно увеличив свою рыночную долю и превратившись в крупнейшего универсального оператора страны.

Компания в минувшем году успешно сохраняла лидерство на традиционных рынках местной и дальней связи, а также продолжила устойчивый рост в высокотехнологичных сегментах, развивая услуги широкополосного доступа в Интернет и передачи данных, платного интерактивного телевидения, организации сетей VPN, услуги видеоконференцсвязи, а также интеллектуальные услуги связи. Помимо этого, Компания приступила к предоставлению услуг мобильной передачи данных на основе технологии 3G+ (HSPA+), расширив таким образом продуктовую линейку для существующих и потенциальных клиентов.

Компании удалось завоевать позиции безусловного лидера рынка телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти всех уровней, государственных учреждений и организаций.

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИТИКИ КОМПАНИИ

.1 PEST(LE)-анализ

Главная задача PEST(LE)-анализа - это прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на деятельность предприятия в перспективе. В зависимости от того, какие факторы будут улучшаться, а какие ухудшаться предприятию следует разработать свою стратегию и по возможности нейтрализовать влияние нежелательных факторов. Для того чтобы провести PEST-анализ ОАО «Ростелеком» необходимо определиться с политическими, экономическими, социальными и технологическими факторами влияющими на организацию извне, также необходимо каждому фактору дать оценку по пятибалльной шкале: 5-сильное влияние, 4-среднее влияние, 3-влияние ниже среднего, 2-слабое влияние, 1-очень слабое влияние и 0-отсутствие влияния фактора на организацию. Для этого составим матрицу PEST-анализа.

Таблица 1 PEST-анализ ОАО «Ростелеком»

Политика

Р(0,34)

Экономика

Е(0,24)

1. Возможность приватизации предприятия или его частей

4

1. Динамика курсов валют;

4

2. Подверженность решений руководителя предприятия мнению более высокого руководства

5

2. Дефицит оборотных средств ОАО «Ростелеком»;

3

3. Администрации района;

4

3. Отсутствие ясных перспектив в развитии экономики России;

2

4. Несовершенство государственной политики в области инвестирования;

3

4. Опасность экономической нестабильности;

3

5. Поддержка правительством конкурентов;

4

5. Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций;

2

Социум

S(0,23)

Технология

Т(0,19)

1. Повышение доходов населения;

3

1. Широкое распространение средств автоматизации;

4

3

2. Возможность появления новых технологий, способных коренным образом перевернуть производство;

3

3. Отток квалифицированных специалистов в масштабные города;

3

3. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей;

4

4. Высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте

4

3. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей;

4


Посчитаем суммарное воздействие факторов внешнего окружения с учетом веса:

1.      P=20*0,34=6,8

2.      E=14*0,24=3,36

3.      S=13*0,23=2,99

4.      T=11*0,19=2,09

Как показывают исследования, технологические факторы благоприятствуют развитию бизнеса российских компаний. Наибольшую угрозу для ОАО «Ростелеком» представляют политические факторы.

3.2 Анализ пяти сил Портера

телекоммуникационный конкурентный дочерний аналитика

Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции:

1.      Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов

2.      Рыночная власть поставщиков

.        Рыночная власть потребителей

.        Уровень конкурентной борьбы

.        Угроза субститутов

Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов В силу растущей конкуренция с соседними секторами телекоммуникационной отрасли, всё чётче прослеживаются угрозы со стороны операторов альтернативных видов связи (в частности, Skype) или выход на рынок принципиально новых средств связи. Особую озабоченность операторов вызывают растущие потребности передачи всё больших объёмов информации - «цунами трафика». Согласно прогнозу компании Cisco 2011 г., мировой объём трафика передачи данных посредствам мобильного телефона к 2014 г. увеличится в 39 раз, а по оценке Huawei - к 2015 г. в 50 раз. Такая тенденция хорошо прослеживается и у российских операторов: выручка от голосового трафика уже несколько лет остаётся неизменной, в то же время доходы от интернет-трафика стремительно растут, несмотря на общее снижение тарифов (Russian Mobile Segment…, 2012). Такой бурный рост требует ввода всё новых и новых стандартов связи для удовлетворения растущих потребностей абонентов. В свою очередь это может повлечь за собой невозможность возврата инвестированных средств в переход на более современные стандарты связи и повторение кризиса в телекоммуникационной отрасли, аналогичного кризису начала 2000-х гг. в Европе. Рыночная власть поставщиков

Сегодня операторы связи и поставщики широкополосных услуг почти повсюду вынуждены улучшать характеристики своих сетей, так как их абонентам требуется все более высокая пропускная способность. Поставщики оборудования, проводов, программного обеспечения и других материалов, требуемых для функционирования коммуникаций могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Также огромное влияние оказывается со стороны поставщиков топливно-энергетических ресурсов и коммунальных хозяйств. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства. В случае невозможности повышения розничных цен на готовые товары на сопоставимом с ростом сырья уровне - в отрасли снижается прибыльность от реализации товаров или услуг. Рыночная власть потребителей Одна из основных проблем развития отрасли - перманентный переток нелояльных абонентов от одного поставщика услуг к другому. Особенно остро это проявляется у ПСС в период проведения одним из операторов рекламных кампаний и снижения тарифов на какие-либо услуги. По данным исследований различных аналитических агентств, до 20% абонентов имеют склонность к смене оператора. Большинство из таких абонентов нелояльны, хотя некоторые из них могут одновременно активно использовать услуги разных ПСС. В связи с такой изменчивостью абонентских баз проявляется другая существенная проблема: это расхождения в подсчётах количества клиентов. Разница между числом реальных и неактивных абонентов вносит неточность в подсчёт абонентской базы и тем самым серьёзно вредит экономическим показателям деятельности телекоммуникационного оператора, поскольку одним из ключевых его 3показателей является средний доход от одного абонента в месяц (ARPU - average revenue per user). В России этот показатель чрезвычайно мал - всего 8-11 долл. в мес. (Russian Mobile Segment…, 2012), в то время как в странах Западной Европы он составляет 15-25 долл. в мес.

Уровень конкурентной борьбы

Телекоммуникационные рынки обычно характеризуют как олигопольные. Например, в общероссийском масштабе на нём представлено три крупных игрока, с подавляющей долей рынка, и несколько десятков существенно более мелких. В телекоммуникационной отрасли границы между секторами с каждым годом становятся всё менее и менее заметными. Стоит отметить, что на нынешнем этапе развития телекоммуникационных рынков, мобильные операторы уже не предлагают исключительно услуги сотовой связи, и поэтому позиционируют себя как «телекоммуникационные компании». ПСС всё активнее выходят на рынки соседних секторов: либо строят сети «с нуля», либо проводят экспансию путём поглощения операторов и провайдеров других видов связи и доступа. Следствием взаимного проникновения секторов телекоммуникаций друг в друга является факт того, что компании вынуждены конкурировать не только между собой, но и с предприятиями соседних секторов: провайдерами Интернета, операторами магистральной и стационарной связи и т.д.

.3 SWOT-анализ

Таблица 1 SWOT-анализ ОАО «Ростелеком»

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

Преимущества

Мировая тенденция к увеличению потребности в услугах связи; Более глубокое проникновение на международный рынок; Благоприятная макроэкономическая ситуация

Уникальная по масштабам и уровню технического развития магистральная сеть, обеспечивающая высокое качество и надежность услуг связи; Сильное финансовое положение, обеспечивающее гибкость Компании в конкурентной среде; Эффективное использование экономических ресурсов, позволяющих поддерживать высокий уровень рентабельности; Наличие полного объема технологических ресурсов, необходимого для предоставления телекоммуникационных услуг на все территории РФ

Угрозы

Недостатки

Низкая покупательная способность населения РФ; Политическая нестабильность; Валютные риски; Сложность в составлении финансовой отчетности

Компания имеет мощную и разветвленную магистральную сеть связи, которую сложно и дорого обслуживать, а также следить за качеством ее работы; Кредитные риски;

анализ показывает, что услуги компании достаточно конкурентоспособны, так как предприятие обладает большим количеством сильных сторон: высокий уровень квалификации сотрудников ОАО «Ростелеком», широкий список потребителей (постоянных клиентов). Также были выявлены отрицательные моменты, такие как: отсутствие единой информационной системы, неэффективная эксплуатация некоторых линий.

Для компании появляются возможности предоставления различных услуг связи на внутреннем рынке, открытие филиалов в отдаленных от города местностях. Угрозами фирмы будут являться большое количество конкурентов, увольнение ценных сотрудников по собственному желанию. С учётом сложившейся ситуации можно выявить следующие стратегические принципы компании на ближайшую перспективу. В мае 2011 года топ - менеджеры представили Совету директоров пятилетнюю стратегию Компании, призванную вывести Ростелеком в безусловные лидеры как по объему выручки, так и по размеру абонентской базы. Принятая стратегия является ответом на вызовы рынка и изменения конкурентной среды и нацелена на трансформацию Компании в универсального оператора с полным спектром услуг связи и фокусом на мобильную передачу данных, широкополосный доступ в Интернет и платное телевидение. Стратегия предполагает превращение Компании в современную сервисную компанию, диверсификацию бизнеса и продвижение продуктов на основе «облачной» инфраструктуры. Одной из важнейших стратегических инициатив в рамках пятилетней программы развития стало объединение бизнесов и услуг под единым бредом Ростелеком, обновление бренда и переход к новой корпоративной идентификации. В сентябре 2011 года Компания запустили ребрендинг услуг.

Кампания по ребрендингу получила высокие оценки экспертов, подчеркнула прошедшие перемены в бизнесе и стала ярким событием для всей страны.

Неотъемлемая часть новой стратегии - пересмотр коммерческой политики. В прошлом году Компания стала выводить на рынок и успешно продвигать пакетные предложения для своих клиентов. По итогам 2012 года количество абонентов, пользующихся «пакетами» от Компании, превысило 500 тысяч человек. Также Компания запустила единое федеральное предложение в отношении услуги широкополосного доступа в Интернет. Теперь единым предложением могут пользоваться клиенты по всей стране, обеспечивая более высокий уровень контроля над собственными расходами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский рынок телекоммуникационных услуг развивается в русле мировых тенденций и сохраняют хорошие перспективы для дальнейшего интенсивного роста. В скором времени региональные операторы и небольшие провайдеры перестанут существовать как отдельная группа: они либо будут поглощены более крупными, либо исчезнут с рынка, т.к. не смогут выдержать конкуренции и перестанут отвечать современным требованиям. Самой острой проблемой развития телекоммуникационного рынка России является несовершенство законодательства о связи. В первую очередь это отсутствие понятия технологической нейтральности частотного спектра. Сегодня, когда идёт активное сращивание телекоммуникационной отрасли с IT-отраслью, операторам крайне важно обеспечить в своих сетях доступ к современным услугам связи. Однако по закону оператор не имеет права использовать свой частотный ресурс, высвобождаемый при отказе от устаревшего стандарта связи. Например, для перехода на стандарты 4G ПСС могли бы использовать те частоты, на которые государство выдало лицензии, но под другие устаревшие стандарты. В этой связи для межрегиональных и региональных операторов возникают проблемы, связанные с невозможностью перехода на современные стандарты и, как следствие, со снижением их конкурентоспособности, по сравнению с операторами «Большой тройки» и компанией «Ростелеком», получивших необходимые лицензии по конкурсу. Данное обстоятельство препятствует развитию телекоммуникационной отрасли России в целом, а способствует лишь снижению уровня конкуренции и увеличению технологического разрыва.

В 2012 году Ростелеком продолжил свое поступательное развитие, последовательно добиваясь результатов. Благодаря усилиям менеджмента и сотрудников в ушедшем году получили качественный толчок в своем развитии ряд инновационных направлений. Компания преуспела в продвижении сервисов интерактивного телевидения, продуктов на основе облачных технологий, строительстве сетей мобильной передача данных. Если посмотреть на финансовые результаты - за последние отчетные 12 месяцев выросли все основные финансовые и операционные показатели.

Ростелеком - перспективная и интересная российская компания, обладающая высокой инвестиционной привлекательностью и значительным потенциалом роста. Ростелеком способен стать безусловным лидером рынка, если продолжит фокусироваться на быстрорастущие рынки, быть проактивным в своей работе и использовать инновации.

Похожие работы на - Маркетинговый и финансовый анализ ОАО 'Ростелеком'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!