Маркетинговые исследования в бизнес-планировании
Маркетинговые
исследования в бизнес-планировании
Введение
Планирование - это та часть
экономики, в которой нуждаются все предприятия и производства, и даже сама
экономика в целом. Спланировать бизнес - означает понять, есть ли возможность выпускать
конкурентоспособную продукцию, а также определить, какова емкость рынка и его
сегмента (в котором развивается предприятие), оценить спрос и др.
Развитие технологий, увеличение
количества точек сбыта многообразной продукции, т.е. появление новых конкурентов,
увеличение потребности покупателей, увеличение скорости получения информации -
все это заставляет предприятия искать новые методы адаптации к новым условиям.
В том числе, вокруг царит непредсказуемая, нестабильная внешняя среда. Поэтому
сейчас все более предпринимательский характер носит управление предприятием.
Возрастает роль стратегического представления в управлении. Инициатива,
предприимчивость, новаторство - все это поощряется.
Бизнес-план - это основа
планирования деятельности предпринимателей. Он широко применяется в зарубежных
странах.
Отсутствие четко составленного
бизнес-плана, который воплощает идеи в жизнь, как показывает практика, говорит
о недостатках в системе управления фирмой и может привлечь уменьшение прибыли.
Хорошее планирование позволяет фирме иметь надежное финансирование, что важно
для ее нормального функционирования в условиях окружающей среды.
Бизнес-план можно назвать основой
управления как проектом, так и самим предприятием. С помощью бизнес-плана
руководитель смотрит на свое предприятие со стороны. Цели бизнес-плана могут
быть различны. Например, такие, как получение кредитов, привлечение инвестиций
или же определение ориентиров компании и др.
Бизнес-план предусматривает решение
следующих задач:
Оценка предприятия, его состояния
(организационно-управленческая и финансово-экономическая);
Мониторинг возможностей деятельности
фирмы, выявление слабых и сильных сторон;
Выявление целей на исследуемый
период.
Бизнес-план обосновывает:
Детали функционирования и нахождения
предприятия в условиях рынка;
Мониторинг конкурентов, выбор
тактики и стратегии;
Оценка ресурсов (финансовых,
трудовых, материальных) для достижения предприятием поставленных целей.
Актуальность курсовой работы состоит
в том, что успех предприятия на рынке в целом зависит от реализации целей,
разумного управления фирмой и умелого выявления целей компании. Руководитель
предприятия добьется успеха в том случае, если он четко организует свою
деятельность и деятельность компании, анализирует ситуацию на рынке, взвешивает
свои возможности и перспективы. Именно такой инструмент, как бизнес-план, и
способствует этому.
Кратковременные успехи не связаны
напрямую с планированием бизнеса, во многом стабильный рост зависит от уровня
планирования шагов, которые предпринимаются. Таким образом, хороший бизнес-план
является опорой для выживания и прибыльности компании.
Бизнес-план в рыночной экономике
используется во всех сферах предпринимательства. Он становится документом
первоначальной важности, помогает выявить основные направления работы
предприятия в определенный период времени, а также служит для осуществления
идей и проектов.
Цель данной курсовой работы -
понять, как и с какой ецлью применяется на предприятиях такой объект
хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В связи с целью были поставлены
задачи:
Определить, что же такое
бизнес-план, и определить его черты;
Рассмотреть особенности планирования
бизнеса на предприятии;
Понять и исследовать структуру,
содержание бизнес-плана, а также привести пример в качестве практической
работы.
бизнес план маркетинговый
потребитель
Сущность, содержание и структура
плана маркетинга
Бизнес-план - это документ, в
котором указан план (программа) осуществления операций по учреждению, развитию
и успешному функционированию предприятия. В нем отражаются источники
финансирования, сведения о фирме, товарах (услугах), рынках сбыта, маркетинге и
др. Таким образом, бизнес-план - это точное, краткое и понятное описание
предполагаемого бизнеса.
Бизнес-план состоит из девяти
разделов:
Резюме - описание следующих
разделов;
Характеристика фирмы, ее
деятельности, ее продукции. Здесь отображается состояние сферы, в которой
функционирует фирма, внедрение или модификация продукции, рынки, потребители,
риски, производственная и материально-техническая база и др.;
Анализ и исследование рынка.
Факторы, подтверждающие наличие у фирмы собственной доли рынка, и, несмотря на
конкуренцию, ее продукт может быть продан;
Маркетинговая программа. Здесь
определяется, что именно фирма будет производить или продавать, и по какой
цене. План маркетинга состоит из нескольких разделов: аннотация (основные
тезисы), SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон), целевые рынки, цель
маркетинга, стратегия маркетинга, маркетинговые мероприятия, маркетинговый
бюджет, контроль плана маркетинга.
План производства и операций. Его
цель - обосновать реальность производства продукции нужного качества, в нужные
сроки и в необходимом количестве.
Менеджмент. Здесь рассматривается
схема организационной структуры, задачи работников, система заработной платы.
Расписание разных производственных
мероприятий, проводимых по времени (производство продукции, ее реализация,
исследования рынка и др.)
Риски, проблемы, с которыми может
столкнуться фирма в своем дальнейшем функционировании.
Финансовый план. Его цель -
определить финансовый потенциал компании, есть ли потребность в инвестировании.
Также здесь проводится анализ прибылей и убытков, составляется прогноз,
мониторинг движения денег, источников средств и их использование и др.
Маркетинговые исследования рынка
Рынок - это основанная на обмене
продукцией центральная категория экономического механизма. Издавна рынок
означает место торговли продуктами и товарами. Общественное разделение труда и
частная собственность - вот предпосылки появления такого сегмента, как рынок.
Если есть необходимость обмена результатами труда между субъектами, тогда рынок
существует. Знания о рынке являются преимуществом в разработке стратегий
маркетинга. Чтобы изучить конкурентов, потребителей, разработать маркетинговый
и бизнес-план, необходимо проанализировать рынок. Вследствие этого анализа
принимается решение, выходить или не выходить на новый рынок, уйти ли со
старого. Но для четкого понимания объекта анализа необходимо разобраться в
понятии рынок. Существует множество определений с разных точек зрения. С точки
зрения маркетинга определение отличается вследствие того, что учитывается
покупатель, как ключевой элемент системы. Как пишет Ф. Котлер: «Рынок - это
совокупность потребителей, а индустрия - это совокупность продавцов».
В маркетинге рынок - это
совокупность покупателей как существующих, так и потенциальных. Понятие «рынок»
говорит нам о ситуации, когда есть покупатели, имеющие спрос на какую-либо
продукцию, и есть товары, которые удовлетворяют потребности клиентов. Таким
образом, потребители приобретают выгоду, которая предоставлена этой продукцией,
дабы удовлетворить их потребности. Отсюда следует, что рынок - это место, где
встречаются потребности с выгодой, которая заключена в товаре. Если нет продукции,
которую можно предложить, то нет и рынка, нет спроса, а есть только
потребители, имеющие потребность.
Рынок - это объект маркетингового
исследования. Объектов этих исследований множество, но рынок является самым
главным, занимает центральное место, как рынок в целом, так и его отдельные
компоненты (покупатели, продавцы, цены, посредники, емкость, структура и др.).
Исследование рынка - наиболее
распространенное направление маркетингового исследования. Без информации о
рынке практически невозможно принять такие решения, как выбор целевой
аудитории, определение объема продаж, прогноз рыночной деятельности. Объектами
рыночных исследований являются конъюнктура, тенденции и перспективы развития
рынка. Исследуется все - риски, конкуренция, географическое положение,
динамика, структура, барьеры и т.д. Выявление факторов успеха и прогнозы
развития рынка - главные результаты его исследования. Определяются наиболее
выгодные средства конкурентной политики и возможность выхода на другой, новый
рынок.
Исследовать потребителей - значит
определить все аспекты их предпочтений и поведения, выявить их потребности.
Объект исследования - семьи, индивидуальные лица, хозяйства, юридические лица.
Предмет исследования - структура, размеры потребления, тенденции поведения, степень
удовлетворенности спроса. Цель исследования - выбор сегментов рынка и
распределение потребителей по ним.
Исследование конкурентов - это
получение данных, которые обеспечат конкурентное преимущество на рынке, а также
о возможностях сотрудничества с конкурентами. Проводится мониторинг основных
плюсов и минусов конкурентов, стороны деятельности, потенциал
(научно-технический, маркетинговый, производственный), возможности. В
результате определяется наиболее выгодное местоположение на рынке и оптимальные
стратегии.
Исследование посреднических структур
позволяет проводить хорошо обоснованную политику физического распределения и
сбыта, а следовательно, и устойчивой деятельности на выбранных рынках.
Рекламные, страховые, финансовые,
юридические и др. компании, также как и коммерческие, посредники исследуются,
чтобы в полной мере воспользоваться возможностями инфраструктуры рынка.
Основная цель исследования товаров -
соотнести качественные характеристики товаров и технико-экономические на рынке
с требованиями и запросам потребителей, степени конкурентоспособности этих
товаров. Исследование товара - это одновременно и изучение потребителей, их
желаний, предпочтений, степени их удовлетворенности качествами товара.
Практическое задание
Бизнес-план ООО ”Цветмир”
Автор: Таран А.Н.
Визитная карточка
ООО”Цветмир”
Адрес: г.Санкт-Петербург, у.
Звездная, д. 30
Телефон:349-23-45
Дата создания фирмы: 25.05.2014 г.
Где зарегистрирована: Единый центр
документов, лицензия № 421369
Руководитель фирмы: Таран А. Н.
Деятельность: Продажа цветов,
комнатных растений и сопутствующих им товаров (удобрений, цветочных горшков,
семян и т.д.), а также сезонной продукции - саженцев, луковиц, рассады.
Форма предприятия
Фирма закрепит за собой статус ООО
(общество с ограниченной ответственностью). Такой вид более подходит для данной
организации, т.к. имеет ряд плюсов:
Для основания общества возможен
малый капитал;
Каждый соучредитель рискует только
теми средствами, которые были им вложены;
Учредители имеют широкие права,
исключены ошибки, т.к. решения принимаются на общем собрании;
Существует непрерывное управление
фирмой;
Затраты на управление обществом и на
его учреждение меньше, чем при других видах.
Государственная регистрация требует
предоставления следующих документов:
Заявление учредителя;
Устав и учредительный договор;
Квитанция об оплате гос. пошлины.
Учредительный договор включает в
себя взимоотношения между соучредителями и работниками. Также в документах
должны быть указаны предмет, цели организации, наименование фирмы, ее
местонахождение, состав участников и размере капитала. Также учитываются и
нематериальные активы, в числе которых нужно:
)зарегистрироваться в администрации
)получить подписи нотариуса
)зарегистрировать счет
)зарегистрироваться в статистическом
управлении
)разработать учредительные документы
)заказать штамп и печати
Структура предприятия
№
|
специальность
|
Кол-во чел.
|
Размер з.п, руб. в мес.
|
|
Руководство
|
|
|
1
|
Директор генеральный
|
1
|
20 000
|
2
|
Директор коммерческий
|
1
|
15 000
|
3
|
Бухгалтерия
|
1
|
13 000
|
|
Работники
|
|
|
1
|
Флорограф
|
1
|
10 000
|
2
|
Продавцы
|
2
|
5 000 *2= 10 000
|
3
|
Кассиры
|
1
|
6 000
|
4
|
Уборщица
|
1
|
3 000
|
5
|
Водитель
|
1
|
7 000
|
6
|
Сторож
|
1
|
5 000
|
Итого: 89 000 руб.мес.
На основе проведенных исследований и
детального изучения планов фирмы, принято решение, что для успешной закупки
продукции и функционирования магазинов необходимо вложить денежные средства в
размере 300 000 руб.
Эти деньги пойдут на:
Аренду, содержание, подготовку точек
сбыта, а также складских помещений;
Закупку товара, нужного
оборудования, а также вспомогательных материалов;
Зар. плату;
Прочие расходы.
Общая характеристика товара
У нашей фирмы широкий ассортимент
товаров. Вследствие приемлемого соотношения «цена-качество», а также богатого
выбора, продукция пользуется большим спросом. Учредители проводят
дополнительные исследования, чтобы учесть все пожелания покупателей.
Маркетинговая ситуация на рынке
Мы провели анкетный опрос владельцев
20-ти магазинов цветов по всему городу. Данные опроса представлены в таблице.
Среднее кол-во клиентов в 20-ти точках (за 2013г.)
|
250 000
|
Темпы роста спроса (за период с конца 2012г. по начало 2014)
|
13 %
|
Объём продаж (руб) за 2013 г.
|
73 млн
|
Средний темп роста продаж (к.2012-н.2014)
|
15 %
|
Конкуренты
Основной конкурент - торговая
компания ООО Цветочный базар, расположенная в Приморском районе, а также
магазин “Цветоптторг”.
Наша фирма имеет преимущество перед
конкурентами в уровнях цен и предоставляемых услугах.
Из всего этого можно сделать вывод,
что наша компания имеет все шансы преуспеть в реализации товаров и выйти на
международный рынок.
Схема распространения товара
Сбыт товара
|
Реализованы ли? (Да - +, Нет - -)
|
Недостатки, преимущества
|
Продажа со склада
|
+ (партии от 60шт.)
|
Крупные партии
|
Реализация через другие магазины
|
-
|
|
Опт (от 10 штук)
|
+ (скидка 7 %)
|
-
|
В розницу
|
+
|
-
|
Почтовые заказы
|
-
|
-
|
Продажа юр. лицам
|
+
|
-
|
Телефонные заказы
|
+
|
Телефонная служба
|
Торговля в летний и весенний периоды в районе Парка Победы и
парка Интернационалистов
|
+
|
Характер торговли - сезонный
|
Заказы индивидуальные
|
+
|
Доля объема продаж небольшая
|
Методы стимулирования сбыта
Наша компания планирует
стимулирующие методы сбыта, такие как:
При покупке от 5 единиц товара -
скидка 7%;
Постоянным покупателям предназначены
карты со скидкой - 10%.
Также будут проводиться
мастер-классы для желающих по уходу за растениями, а также по выращиванию в
домашних условиях. Наибольшее внимание мы уделим качеству продукции, а также
оформлению и упаковке. В целом, качество нашей продукции не сильно отличается
от продукции конкурентов, поэтому вполне возможен переход на новые рынки.
Для новых рынков необходима реклама.
Мы предоставим ее в такие газеты, как «Вечерний Петербург», «Фонтанка.ру»,
«Комсомольская правда», в садоводческих журналах, таких как «Садовод»,
«Сад-огород», «Петербургский дневник», а также в интернете и в будущем даже на
радио.
Описание товара.
Фирма занимается продажа цветов,
комнатных растений и сопутствующих им товаров (удобрений, цветочных горшков,
семян и т.д.), а также сезонной продукции - саженцев, луковиц, рассады. Все
товары имеют высокое качество, цены представлены в таблице ниже.
Прейскурант цен
Наименование товара
|
Цена за шт., руб
|
Роза плетистая
|
80-110
|
Азалия
|
100-120
|
Фиалка
|
40-80
|
Хризантемы
|
100-160
|
Гиацинты
|
20-40
|
Герберы
|
40 - 60
|
Тюльпаны
|
30-60
|
Горшки цветочные керамические
|
40-160
|
Семена
|
20-90
|
Печатная продукция
|
40-250
|
Удобрения, подкормки
|
15-140
|
Земля
|
20-60
|
Луковицы
|
10-70
|
Наша компания будет стремиться к
сотрудничеству с такими производителями, как «Юг-Агро», «Спутник», «Азалия».
Часть наших товаров носит сезонный характер (в весенний период максимальный
спрос идет на семена и рассаду, а в осенний - спрос на луковицы и саженцы).
Исходя из таблицы, можно заметить,
что цены на наши товары ниже конкурирующих на 15-20%.
Финансово - экономические риски
Риски
|
Веса Wi
|
Спрос
|
1/6
|
Появление взаимозаменяемого продукта
|
1/6
|
Снижение цен у конкурентов
|
1/6
|
Увеличение продаж конкурентов
|
1/6
|
Налоги
|
1/6
|
Снижение платежеспособности потребителей
|
1/6
|
Рост цен (материалы, перевозки)
|
1/6
|
Социальные риски
Риски
|
Веса Wi
|
Сложность в наборе персонала
|
1/5
|
Забастовки
|
1/5
|
Уровень заработной платы
|
1/5
|
Профессионализм работников
|
1/5
|
Оценка рисков
Оценка рисков проводилась нашими
экспертами по 100-бальной шкале, где 0 - это невозможность рисков, 25 -
небольшая возможность, 50 - точно сказать нельзя, 75 - вероятность появления
рисков, 100 - риск возможен. Результаты представлены в таблице:
Риски
|
Оценка экспертов
|
Vi средняя вероятность (1+2+3)/3
|
Балл Wi * Vi
|
|
1
|
2
|
3
|
|
|
Спрос
|
0
|
0
|
50
|
16
|
8
|
Появление взаимозаменяемого продукта
|
25
|
50
|
0
|
25
|
0
|
Снижение цен у конкурентов
|
75
|
50
|
25
|
50
|
12.5
|
Увеличение продаж конкурентов
|
50
|
75
|
50
|
75
|
13.2
|
Налоги
|
25
|
50
|
25
|
66
|
16.5
|
Снижение плтежеспособности потребителей
|
0
|
0
|
8
|
0
|
Рост цен (материалы, перевозки)
|
75
|
50
|
75
|
66
|
9.4
|
Сложность в наборе персонала
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Забастовки
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Уровень заработной платы
|
25
|
0
|
0
|
8
|
0
|
Профессионализм работников
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Риски, у которых балл Wi*Vi больше
10, нуждаются в мероприятиях противодействия.
Мероприятия противодействия рискам
Простой риск
|
Мероприятия, снижающие отрицательное воздействие риска
|
Снижение цен у конкурентов
|
Цены нашей фирмы ниже, чем у конкурирующих, поэтому вероятность
потери клиентов минимальна. Но также можно и дальше снижать цены, проводить
акции и др.
|
Увеличение продаж конкурентов
|
Усиление рекламы, увеличение количества мест ее расположения
|
Факторы микросреды, влияющие на сбыт
Факторы
|
Минусы влияния на прибыль
|
1.Стабильные поставки
|
1.Нестабильные поставки
|
2.Связи с новыми потребителями
|
2.Потеря существующих связей с потребителем
|
3.Удовлетворенность потребителя товаром
|
3.Неудовлетворённость потребителя
|
4.Хорошее отношение аудитории к компании
|
4.Отрицательное отношение аудитории
|
Минимизировать отрицательное влияние
вышесказанных факторов можно посредством:
Создания или пополнения запасов
Налаживания контактов с новыми
поставщиками
Поиска нового рынка сбыта продукции
(с учетом того, что старые связи - более проверенные)
Контроля над качеством
Действия по обстоятельствам
Факторы макросреды, влияющие на сбыт
Факторы
|
Минусы влияния на прибыль
|
1.Упадок инфляции
|
1. Рост инфляции
|
2.Повышение уровня покупательской способности
|
2.Уменьшение уровня покупательской способности
|
Меры по предотвращению этих факторов
не зависят от предприятия.
Кроме этого, возможны и другие виды
рисков, такие как порча продукции, неисполнение контракта, потеря имущества
(форс-мажор - пожар, бедствие и т.д.), долги, кража, рэкет. В этом случае
применяется страхование рисков. Для этого создается страховой фонд в размере 1%
от себестоимости продукции, заключают договора страхования имущества и
контрактов.
Ценовая политика
Задача компании - получить
максимальную прибыль от реализации товара, но с условием сохранения цены и
качества для наших потребителей. Поэтому цену мы будем определять методом
«средней издержки+прибыль». Предприятие намерено реализовать продукцию через
точки сбыта (магазины), а так же точки сезонной торговли (в парке
Интернационалистов и в Парке Победы). В таблице ниже указан прогноз объема
продаж с учетом возможного расширения рынка сбыта (за счёт открытия новых точек
продаж).
2014
|
2015
|
2016
|
Объем продаж, руб
|
3.7 млн
|
3.9 млн
|
4.5 млн
|
Календарный план
.Взять кредит - 1.07.2014 г.
.Ремонтировать помещение - до
15.07.2014г.
.Открыть магазин - 20.07.2014г.
. Возвратить кредит - 1.07.2015г.
Финансовый план
Уставной капитал - это начальный
минимальный капитал, который необходим для открытия и нормального последующего
функционирования компании.
Уставной капитал зафиксирован в
уставе, его величина может измениться только тогда, когда введутся изменения в
устав. Таки образом, уставной капитал - это сумма затрат на открытие бизнеса.
Для создания нашей фирмы необходимо 300 000 рублей. Эти деньги пойдут на:
Приобретение оборудования
Рекламную кампанию
Источники финансирования:
000 рублей - личные средства,
внесенные учредителями
000 - кредит (16 % годовых, срок - 1
год)
Период
|
Объём продаж
|
Выручка
|
Затраты
|
Прибыль
|
Налоги с прибыли
|
Чистая прибыль
|
1 год
|
36000
|
3.7млн
|
2.45млн
|
1.25млн
|
250000
|
325000
|
В затратах учитываются такие
расходы, как:
Заработная плата сотрудникам и
начисления,
амортизация основных средств,
оплата телефона,
оплата отопления,
покупка канцтоваров,
размещение рекламы,
изготовление скидочных карт,
себестоимость товара,
покупка упаковки,
оплата электроэнергии
оплата аренды сезонных торговых
точек.
Заключение
В результате проведенной работы на
тему «Маркетинговые исследования в бизнес-планировании» были сделаны следующие
выводы:
Каждый учредитель предприятия
оказывается перед выбором, что, когда и как ему производить, кого нанять на
различные должности. Последнее в основном связано со структурой компании, с ее
управлением. В каждом предприятии стремятся организовать рабочий процесс таким
образом чтобы каждое подразделение работало как можно эффективнее. При этом
возникает много проблем: недостаток ресурсов, недостатки продуктов и услуг и
др. В связи с этим остро встал вопрос о планировании организации, управления
деятельности фирмы, т.е. составления планов, стратегий. Планирование -
неотъемлемая часть деятельности любого делового предприятия, независимо от
того, какой организационной формой оно является.
Опыт мировых предприятий показывает,
что бизнес-план - самое эффективное и целесообразное решение для планирования
деятельности предприятий в России. Бизнес-план охватывает почти все сферы
компании, помогает менеджерам, управлению, решает все проблемы, связанные с
выходом на рынок, помогает разрабатывать оптимальные управленческие решения.
Роль бизнес-плана во внутрифирменном
планировании:
Оценивает аспекты компании -
маркетинг, производство, финансы, разрабатывает концепцию и стратегию
деятельности фирмы.
Предоставляет возможность оценить
взлеты и падения компании за определенный период времени, проанализировать
недостатки плана и достоинства, определить направления его развития.
Главный документ для инвесторов и
кредиторов, средство привлечения дополнительных ресурсов. Большинство
кредиторов и инвесторов не станет вкладывать деньги в проект, не ознакомившись
с бизнес-планом предприятия.
Бизнес-план является основой для
начала бизнеса, дает анализ возможностей и показывает, как эти возможности
можно будет использовать для достижения целей и для снижения риска. Правильно
разработанный план позволяет учредителю узреть перспективы своего бизнеса,
проанализировать возможные ошибки и изменения, контролировать операции,
оценивать прогресс и управлять денежными ресурсами. Чтобы разработать полный
бизнес-план, должно быть точное научное прогнозирование.
Если бизнес-план разрабатывался при
участии самого предпринимателя, то он с большей силой может воздействовать на
снижение риска. Учредитель как бы моделирует свой будущий риск, интуитивно
принимает позиции за и против, проверяет состав своей задумки.
Также важное значение имеет
структура бизнес-плана, которая логически связывает все элементы
внутрифирменного планирования, охватывает все аспекты деятельности предприятия,
характеризует состояние компании и ее перспективы, дает представление о
финансах на ближайшее будущее и в перспективе.
Конечно, состав бизнес-плана, его
разделов, и сама структура могут меняться в зависимости от поставленных задач,
изменения внешней среды, внутренней, и др.
Список использованной литературы
1. Абчук В.А. Азбука маркетинга. - СПб: Союз, 2010. - 177 с.
. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.:
Русская Деловая Литература, 2011. - 217 с.
. Балашова М. В. Маркетинг: учебник / Под общ. ред. Н. М.
Кондратенко. - М., Юрайт, 2011. - 331 с.
. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. - М.:
ИНФРА-М, 2011. - 346 с.
. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебник. - М.: КНОРУС,
2007. - 536с.
. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.
- М.: ИНФРА-М, 2008. - 200 с.
. Виноградова, М. В. Организация и планирование
деятельности предприятий сферы сервиса: учеб. пособие / М. В. Виноградова, З.
И. Панина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010.
. Гомола, А. И. Бизнес-планирование: учеб. пособие / А. И.
Гомола, П. А. Жанин. - 5-е изд., стер.. - М.: Академия, 2009.
. Бекетова, О. Н. Бизнес-план: теория и практика: учеб.
пособие / О. Н. Бекетова, В. И. Найденко. - М.: Приор-издат, 2009.
. Станиславчик, Е. Н. Бизнес-план. Управление
инвестиционными проектами / Е. Н. Станиславчик. - 2-е изд. - М.: Ось-89, 2009.
. Шарафанова Е.Е. Электронный учебник «Бизнес-планирование
в международном туризме».
. Орлова, Е.Р. Бизнес-план. Методика составления и анализ
ошибок [Текст] / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2010. - 160 с.
. Цвиркун, А.Д. Бизнес-план. Анализ инвестиций. Методы и
инструментальные средства [Текст] / А.Д. Цвиркун, В.К. Акинфиев. - М.: Ось-89,
2009. - 320 с.
. Бизнес-планирование [Текст]: учебник / В.М. Попов [и
др.]. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.