Борьба субъектов рынка за выживание в условиях конкуренции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    188,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Борьба субъектов рынка за выживание в условиях конкуренции

Содержание

Введение

Глава 1. Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка

.1 Структура системы обеспечения конкурентоспособности

.2 Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью

Глава 2. Конкурентоспособность организации, как основа закона самосохранения

.1. Конкурентное преимущество организации

Глава 3. Деловая активность, как конкурентное достоинство организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Возможность свободной конкурентной борьбы между организациями - одно из условий реального существования рынка. Следовательно, наличие свободной конкуренции между предприятиями может являться одним из главных признаков рыночных отношений в экономике. Рыночная экономика, которая характеризуется высокой степенью неопределенности в поведении потребителей, конкурентов и изменений в окружающей среде организации, также определяет необходимость надежных ориентиров развития и сравнительных оценок результатов деятельности предприятий.

Конкурентоспособность организаций в условиях роста конкурентной среды напрямую зависит как от внутренних, так и от внешних конкурентных преимуществ субъекта. Именно изучение этих условий делает мою работу актуальной в настоящее время.

Целью моей курсовой работы является: рассмотрение различных форм рынков, структуры системы обеспечения конкурентоспособности, борьбы субъектов рынка в условиях конкуренции, а также анализ деловой активности предприятия.

Методы исследования представлены в виде обработки и анализа научных источников, литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объектом исследования является конкурентоспособность организаций, а её предметом - борьба субъектов рынка за выживание в условиях конкуренции.

конкуренция рынок самосохранение деловой

Глава 1.Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка

Рынок : 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

Таблица 1 «Характеристика различных форм рынков»

Параметры (признаки рынка)

Формы рынков


Полиполия (чистая конкуренция)

Монополист. конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество производителей (продавцов)

Много

Много, но товар каждого имеет существенные различия

Мало (2-8)

Один

Количество покупателей

Много

То же

Два и более

Один или несколько

Сила конкуренции

Очень сильная

Сильная

Слабая

Отсутствует

Доли на рынке

Малые

Малые

Большие

Весь рынок

Доступ к рынку

Открыт

Затруднен

Затруднен

Блокирован

Объем продаж

Определяется конкурентосп. И спросом на товар

Определяется конкурент., спросом и сговором участников

Определяется спросом конкурентов, способностью и сговором участников

Определяется спросом

Политика ценообразования

На основе закона, спроса и предложения

На основе спроса и конкурент.

Определяется спросом и конкурент.

Определяется производителем (продавцом)

Роль качества и конкуренции

Очень высокая

Очень высокая

Высокая

Определяется ситуацией

Роль рекламы в продвижении товара

Высокая

Высокая

Очень высокая

Норма прибыли производителя

Незначительная

2-8%

8-20%

Более 20%

Эффективность использования ресурсов

Очень высокая

Высокая

Высокая

Низкая


Варианты изменения конкуренции между организациями:

.        Конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих организаций;

.        Конкуренция усиливается, когда крупные организации присоединяют другую организацию и предпринимают решительнее меры по выводу её в лидеры;

.        Конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;

.        Конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают организацию на снижение цены или на применение других средств увеличения продаж.

.1 Структура системы обеспечения конкурентоспособности

В свою очередь для организации работ по обеспечению конкурентоспособности любых субъектов рынка необходимо четко сформулировать их миссию, стратегию развития, оценить возможности, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой и решить другие задачи.

Обеспечение конкурентоспособности можно рассмотреть на примере социально-экономических, производственных и технических систем.

К социально-экономическим системам относятся учреждения и организации различных отраслей инфраструктуры региона и страны, выполняющие функции законодательной и исполнительной власти, охраны окружающей природной среды, образования, науки, культуры, здравоохранения, финансовые и рыночные услуги, услуги транспорта, торговли, бытового обслуживания и др.

К производственным системам относятся организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом РФ, производящие сырье, материалы, энергию, промышленную, сельскохозяйственную, строительную, полиграфическую и другие виды продукции.

К техническим системам относятся машины, оборудование, комплексы и другие виды сложной машиностроительной продукции, самостоятельно выполняющие производственные функции или удовлетворяющие личные потребности.

В конечном итоге с учетом функционального назначения и иерархичности систем их особенности конкурентных преимуществ и изменения будут укрупнены в четыре группы:

·        Персонал;

·        Товары, услуги;

·        Организация;

·        Отрасль, регион, страна.

Перечисленные объекты относятся к открытым системам, состоящим из внешнего окружения и внутренней структуры. К компонентам внешнего окружения можно отнести вход, выход системы, связи с внешней средой и обратную связь. Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. (Рис. 1)

На Рис.1 показаны связи каждой подсистемы со всеми другими подсистемами структуры обеспечения конкурентоспособности, что свидетельствует о необходимости при решении любой задачи целевой подсистемы обязательно руководствоваться или соблюдать все компоненты подсистемы научного сопровождения, разрабатывать, использовать или учитывать все компоненты третьей, четвертой и пятой подсистем CОК. Количество и глубина применения (разработки, использования) компонентов подсистем СОК определяется важностью, сложностью и стоимостью цели (задачи) целевой подсистемы.


.2 Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью

Закон самосохранения гласит, что любая система стремиться сохранить себя как целостное образование и экономнее расходовать свой ресурс. Но это невозможно, если не соблюдать все научные принципы по управлению конкурентоспособностью данной организации, которой необходимо иметь своё место на экономическом рынке.

Существуют следующие научные подходы по управлению конкурентоспособностью рыночного субъекта:

Системный подход. Системный подход позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Системный подход - это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождение из абстрактного к конкретному. Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

·        Усложнение решаемых проблем и объектов;

·        Рост количества связей между объектами;

·        Динамичность изменяющихся ситуаций;

·        Повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

·        Глобализация конкуренции, производства, кооперации и пр.

·        Усиление роли человеческого фактора в управлении.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.

Воспроизводственно-эволюционный подход. Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Каждая новая модель должна быть лучше предыдущей. Элементами данного подхода являются:

ü  Применение опережающей базы сравнения при планировании частным показателей качества и ресурсоёмкости обновляемого объекта базы, отвечающей достижениям научно-технического процесса в данной области на данный момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

ü  Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; Рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

ü  Обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды СОК.

Инновационный подход. Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития экономики на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью. Комплексный подход. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты управления и их взаимосвязи. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении будут упущены другие аспекты управления. Глобальный подход. Сущность глобального подхода заключается в том, что при формировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект. Интеграционный подход. Данный подход к управлению нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: 1) между отдельными подсистемами и компонентами СОК; 2) между стадиями жизненного цикла объекта управления; 3) между уровнями управления по вертикали (организация, фирма, её подразделение); 4) между уровнями управления по горизонтали.

Виртуальный подход. Сущность виртуального подхода заключается в применении интернета, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне, а конкурируя в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами.

Стандартизационный подход. Идея стандартизационного подхода к управлению конкурентоспособностью объектов реализуется, во-первых, путем выбора оптимального соотношения между стандартными и индивидуальными решениями при формировании объектов, во-вторых, путем разработки и внедрения системы стандартов категории.

Глава 2. Конкурентоспособность организации, как основа закона самосохранения

.1 Конкурентное преимущество организации

Конкурентное преимущество организации определяется тем, насколько четко она может организовать всю систему ценностей - связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи, рыночный субъект может получить конкурентное преимущество. Регулярные и своевременные поставки могут снизить операционные расходы организации и позволят уменьшить требуемый уровень запасов.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.

Таблица 2 «Перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации»

Внешние факторы конкурентного преимущества организации

Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России

Уровень конкурентоспособности страны

Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности, либо повышать конкурентоспособность своей страны

Уровень конкурентоспособности отрасли

Применять меры по повышению конкурентоспособности отрасли, либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль

Уровень конкурентоспособности региона

Принять меры по повышению конкурентоспособности региона, либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах

Переработать законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное ведение бизнеса

Правовое регулирование функционирование экономики страны и регионов

Переработать законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав

система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране

Расход международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу должен находиться под контролем и давать конкретный результат

Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране

Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения


Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются ее персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп:

.        Ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

.        Технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

.        Управленческие;

.        Рыночные;

.        Эффективности.

Таблица 3 «Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации»

Внутренние факторы конкурентного преимущества организацииЧто необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества


1. Структурные 1.1.производственная структура организации

Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем

1.2. Миссия организации

Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку и т.д.

1.3. Организационная структура организации

Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару

2.Ресурсные 2.1.Поставщики

Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших

2.2. Доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам

Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к качественному и дешевому сырью

2.3. Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации

Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества

3.Технические 3.1. Патентованный товар

Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов

3.2. Оборудование

Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст

4.Управленческие 4.1. Менеджеры

Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров

4.2. Анализ выполнения законов организации

По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов

5.Рыночные 5.1. Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации

Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рынков на входе системы, а для его сохранения - проводить мониторинг рыночной инфраструктуры

5.2.Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания

Преимущество достигается высокой квалификацией экономистов, психологов и менеджеров организации

6. Эффективность функционирования организации 6.1.Показатели доходности

Экономические показатели концентрируют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ организация должна повышать научный уровень управления. Уровни доходности, интенсивного использования капитала и финансовой устойчивости функционирования организации определяются индивидуально.



Глава 3. Деловая активность, как конкурентное достоинство организации

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Количественная оценка дается по двум направлениям:

·        степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

·        уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Вторая составляющая термина - «активность», указывает на то, что предприятие активно ищет постоянных путей самосовершенствования и развития. Предприятие не только ищет активные пути приспособления к требованиям деловой среды, но и само активно формирует эту среду. Для этого оно стремится превратить свой внутренний потенциал в конкурентные преимущества.

Теория и практика выработала множество подходов к пониманию потенциала предприятия. Тем не менее, наличие существенных расхождений в понимании потенциала требует формирования нового подхода к его определению. Потенциал организации - совокупность ресурсов и их свойств, обеспечивающих достижение целей и миссии данной организации.

Экономический потенциал представляет собой сложное явление, так как он связан с разными функциональными областями деятельности организации. Потенциал конкретной функциональной сферы в системе управления можно характеризовать как функциональную составляющую экономического потенциала.

Степень вхождения организации в рыночную среду необходимо оценивать уровнем деловой активности, отражающим потенциал конкурентоспособности фирмы. Деловая активность представляет собой действия, осуществляя которые организация сможет мобилизовать свой потенциал для повышения своей конкурентоспособности и экономического роста.

Деловая активность является своеобразным механизмом трансформации потенциала предприятия в его конкурентные преимущества. В связи с тем, что объектом трансформации является экономический потенциал предприятия, структуру деловой активности необходимо рассматривать с позиции выделения элементов потенциала предприятия. Тем самым будет обеспечиваться комплексность использования и активизации каждого элемента и всего экономического потенциала предприятия в целом.

Таким образом, системное направление к рассмотрению деловой активности предприятия, основываясь на принципах структурно-функционального подхода, можно представить следующим образом. Деловая активность предприятия как система представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных составляющих: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной, социально-психологической, управленческой (структурный, информационный, и управленческий потенциал) и финансовой активности, направленных на поиск, формирование и эффективное использование экономического потенциала предприятия и активного приспособления к факторам внешней среды.

В целом можно выделить две важнейшие сущностные характеристики деловой активности фирмы:

деловая активность - это процесс, направленный на формирование и эффективное использование экономического потенциала организации;

деловая активность - это такая характеристика деятельности фирмы, которая должна показать связь между намеченными целями и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. Действительно, с одной стороны, разработан план определенных действий по выявлению и использованию потенциала предприятия для улучшения конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же целях, планах, стратегиях, потенциале разные руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их разной активностью. Именно различия в деловой активности объясняют неоднозначные итоговые результаты при одинаковых исходных посылках.

Деловая активность, во-первых, должна носить стратегический характер (поскольку резко возросла нестабильность внешней среды); во-вторых, должна быть рационально определена как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность предприятия. Следовательно, деловой активностью необходимо управлять, иначе такая деятельность может быть просто ненужной и иметь негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов).

Для более наглядного примера проведем исследование деловой активности организаций, опираясь на данные "Российского статистического ежегодника".

Таблица 4 «Деловая активность организаций»


Основываясь на полученные данные можно заметить, что деловая активность на 2013 год с наивысшими показателями осуществляется в сфере розничной торговли и сфере оказания услуг, что свидетельствует о наивысшей конкурентоспособности данных отраслей в условиях рыночной экономики.

В российской экономике дореформенного периода предприятия розничной торговли выполняли преимущественно пассивную роль по доведению производственных товаров от производителя к конечному потребителю, а услуги розничной торговли считались дополнением к основной деятельности.

Рыночные преобразования оказали существенное влияние на формирование рынка услуг и развитие торговли в целом.

В современных условиях торговля оказывает активное влияние на развитие экономики, рыночных процессов с сфере товарного обращения, содействует повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения. Услуги розничной торговли способствуют структурным преобразованиям в экономике, активизации производства потребительских товаров, расширению межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, развитию территории, розничного товарооборота, росту доходов субъектов рынка, привлечению торгового капитала.

Заключение

В системе рыночных отношений конкурентные преимущества рыночных субъектов имеют огромное значение. Это связано с тем, что их формирование обеспечивает конкурентоспособность организации. Что в свою очередь необходимо для того, чтобы четко сформулировать миссию и стратегию развития самой организации, оценить возможности, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой и решить другие немаловажные задачи.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

При прочих равных условиях конкурентное преимущество организации возникает:

· при разработке организацией ноу-хау в области технологий, организации производства и управления, мотивации труда, организационной культуры, и т.д.;

· при грамотной и оперативной работе с поставщиками, клиентами (покупателями), дистрибьюторами и государственными структурами;

· при реализации комплексной системы в трудовых отношениях организации.

В данной курсовой работе была представлена характеристика различных форм рынков, структура системы обеспечения конкурентоспособности, даны понятия научных подходов к управлению конкурентоспособностью, прописана основные конкурентные преимущества рыночных субъектов и проведен анализ развития организации в конкурентной среде и деловой активности в целом.

Список использованной литературы

1. Баринов В.А., Синельников А.В. «Развитие организации в конкурентной среде. // Менеджмент в России и за рубежом» - №6. - 2012г.

. Глазунова Т.В. «Экономика предприятия», учебно. Методич. Пос. - Курск: Дело-вая полиграфия, 2013.

. Егоров Н.С. «Система стратегического управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов». Гуманитарные науки. Вестник Чувашского университета. - 2006. - №5. - С. 369-374

. Евченко А.В. «Организация и рационализация трудовых процессов на предприятии», учеб. Пос. - Курск: Деловая полиграфия, 2013. - 196 с.

. Коротков Э.М. «Менеджмент: учебник для бакалавров», - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Юрайт, 2013. - 640 с.

. Кузнецов Ю.В. « Теория организации»,учебник для бакалавров, Учебно-методическое .-М.: Юрайт, 2012. - 365 с.-(Бакалавр. Базовый курс.)

. Мильнер Б.3. «Теория организации», Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М:.ИНФРА-М, 2010. - 480с.

. Сергеев И.В. «Экономика организации» учеб. Пос. - М., Юрайт, 2012. - 671 с.

. Яковлев Г.Е., Федорова Л.П. Егоров Н.С. «Механизм стратегического управления конкурентоспособностью региона», Гуманитарные науки./ Вестник Чувашского университета, - 2011. - №5

Похожие работы на - Борьба субъектов рынка за выживание в условиях конкуренции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!