Задержка поставок, безусловно, приводила к негативным последствиям. Их масштаб зависел от ряда факторов, которые удалось детально проанализировать. Так, первоначально была проведена оценка общей стоимости заказов на поставку, которые выполнялись с опозданием, - много миллионов рублей, более половины от общего объема поставок. Затем был найден самый злостный по числу поставок с задержками контрагент. Доля поставок, выполненных в срок, для него составила менее четверти от общего количества. Также удалось выяснить, что в среднем этот поставщик задерживает поставки более чем на месяц. Очевидная рекомендация для устранения этих факторов - пересмотреть договорные отношения с недисциплинированными поставщиками таким образом, чтобы сроки поставок соблюдались максимально точно.
1.2 Система сбалансированных показателей и ее применение в логистике снабжения
реинжиниринг сбалансированный снабжение бизнес
Для ответа на эти вопросы может быть применён управленческий подход, получивший название системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) или показатели результативности. Он широко используется в зарубежной практике управления. В отечественной экономической литературе можно встретить более десятка вариантов перевода названия этой системы управления: сбалансированная система показателей; система сбалансированных показателей; сбалансированная система оценочных индикаторов и др.
Логика предлагаемой системы управления такова: показатели, которые предприятие использует для оценки результативности своей деятельности, должны быть не только сбалансированными, но и соответствовать цели, которую ставит перед собой предприятие. Поэтому сердцевину управленческой системы составляют не сами показатели оценки, и даже не их сбалансированность, а правильно выбранные целевые установки предприятия, то есть необходима ориентация на закон подбора. Идеи управленческого подхода достаточно аргументировано изложены и в работах отечественных специалистов, посвященных вопросам обоснования критерия оптимальности. В частности, в работах Конторовича Л.В. и Новожилова В.В. речь идёт о правильном выборе критерия оптимальности при принятии управленческого решения лучшего из множества альтернативных вариантов, с точки зрения сформулированного критерия.
Система сбалансированных показателей задумана её авторами (Роберт Каплан и Девид Нортон) как инструмент реализации стратегии развития предприятия. Стратегические цели отличаются от оперативных целей более высокой степенью влияния на конкурентоспособность предприятия и сложностью реализации. В сбалансированную систему показателей эффективности логистики снабжения должны включаться именно стратегические цели. Они разрабатываются на основе базовой стратегической ориентации развития предприятия и на их основе может осуществляться расчёт обобщённых показателей эффективности логистики снабжения. Однако, если стратегия развития предприятия сформулирована неверно, то и последствия использования данной системы показателей будут адекватны неверно выбранной стратегии развития. Данное обстоятельство указывает важность правильного обоснования критерия стратегического управления и развития.
2. KPI (Key Performance Indicators) - ключевые показатели результативности. Показатели цена, время, надежность
(Key Performance Indicator) - это показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей. Можно сказать, что KPI - это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов.
На русский язык термин наиболее часто переводится как «ключевой показатель эффективности», что является не вполне корректным: эффективность характеризует соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами, а с помощью KPI можно измерять и другие параметры. Более правильным является перевод «Ключевой показатель деятельности».и BSC
Бытует заблуждение о том, что KPI имеет прямое отношение к BSC (Balanced Scorecard, Сбалансированная система показателей). Однако разработчики BSC - Нортон и Каплан - не использовали термина KPI, а использовали термин measure - «мера», «измеритель».
Между KPI и BSC присутствует скорее косвенная связь: в BSC есть перспектива «бизнес-процессы», на которой находятся цели, связанные с бизнес-процессами. Как измерители достижения этих целей часто используются показатели этих бизнес-процессов - KPI.
Наиболее актуально использование понятия KPI в управлении бизнес-процессами: KPI являются измерителями результативности, эффективности, производительности бизнес-процессов. Выделяются следующие виды ключевых показателей:результата - сколько и какой результат произвели;затрат - сколько ресурсов было затрачено;функционирования - показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения);производительности - производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение;эффективности - производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
При разработке показателей процесса необходимо придерживаться следующих правил: Набор показателей должен содержать минимально необходимое их количество для обеспечения полноценного управления бизнес-процессом; Каждый показатель должен быть измерим; Стоимость измерения показателя не должна превышать управленческий эффект от использования данного показателя.
Алгоритм разработки показателей бизнес-процесса
Рассмотрим виды ключевых показателей деятельности на примере процесса «Материально-техническое обеспечение» Производственной компании
Выделять показатели наиболее удобно применительно к Процессу, изображенному в нотации IDEF0, когда на рисунке представлены Входы, Выходы, Управление (правила выполнения процесса) и Механизмы (оборудование, персонал).
) Идентифицировать процесс и его результат.
Например,
Процесс «Материально-техническое обеспечение» - результат «Годные товарно-материальные ценности»
) Идентифицировать входы-ресурсы (ресурсы, перерабатываемые за один цикл процесса) и входы-механизмы (ресурсы, обеспечивающие многократное выполнение процесса - оборудование, персонал).
Например, входы-ресурсы Процесса «Материально-техническое обеспечение»:
Заявки на поставку Товарно-материальных ценностей;
Товарно-материальные ценности (ТМЦ) - сырье и материалы, которые необходимо предоставить согласно плану закупок или по заявкам на поставку;
Сотрудники отдела снабжения.
) Идентифицировать входы-управления (правила и требования к выполнению процесса)
Например, рассматриваемый процесс может регламентироваться:
«Инструкцией по приемке и хранению сырья, полуфабрикатов и материалов на складе»;
«Методикой отбора поставщиков»;
«Правилами заключения договора поставки сырья и материалов»;
«Планом закупок»
) Зная результат, который должен быть получен, необходимо оценить его количественно - сформировать показатели результата. Они могут быть как простыми, так и рассчитываемыми (по формуле или иным способом).
Пример:1 - количество заявок на ТМЦ (товарно-материальные ценности), выполненных в срок;2 - % заявок на ТМЦ, выполненных в срок;
2 = KPI 1 / Z х 100%,
где Z - общее количество поданных заявок на поставку ТМЦ3 - % ТМЦ надлежащего качества, поступивших в производство
3 = А / В х 100%
Где А - количество ТМЦ надлежащего качества, поступивших в производство,
В - общее количество ТМЦ, поступивших в производство
) На основе входов процесса можно сформировать показатели затрат.
Пример:4 - Затраты на приобретение ТМЦ (затраты на ресурсы)
) На основе механизмов процесса можно сформировать дополнительные показатели затрат.
Пример:5 - Затраты на осуществление деятельности (затраты на персонал и оборудование)
) Правильность выполнения процесса, помимо показателей затрат на осуществление деятельности, отражают также показатели функционирования.
Пример:6 - Количество срывов сроков подачи проекта бюджета в финансовое управление за год
Пример:
Показателем производительности KPI 7 может служить среднее количество заявок, обработанных отделом снабжения в день.
7 = С /r
Где C - Количество обработанных заявок в месяц,- Количество рабочих дней в месяце
) Показатели эффективности рассчитываются на основе выделенных предварительно KPI результата и KPI затрат
Пример:
Показателем эффективности осуществления деятельности KPI 8 можно считать стоимость выполнения одной заявки. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:8 = KPI 5 / KPI 1
Где KPI 1 - Количество заявок на ТМЦ, выполненных в срок5 - Затраты на осуществление деятельности
Практическое применение KPI.
Использование в цикле планирования и контроля.
Поскольку KPI являются измерителями результата и затрат, то они могут использоваться при планировании и контроле деятельности как элементы плана.
Пример:
Показатели, значения которых могут выступать в качестве элементов плана для Отдела материально-технического обеспечения:
% своевременного выполнения заявок на ТМЦ - 99%;
% ТМЦ надлежащего качества, поступивших в производство, - 100%;
После осуществления деятельности, измеряются и фиксируются фактические значения показателей. При серьезных отклонениях фактических значений от плановых в худшую сторону необходимо провести анализ деятельности и разработать корректирующие мероприятия.
Преимущества использования KPI в обычной деятельности компании: планирование и анализ деятельности осуществляются на основе тех результатов, которые нужны бизнес-системе. Все показатели не выдуманы абстрактно, а «произошли» от процесса, который закрепляет необходимую системе деятельность. Если же планирование происходит само по себе, в отрыве от реальной деятельности, то зачастую выбор показателей и их целевых значений не способствует достижению основных целей организации, а является произвольным и не всегда обоснованным.
Мотивация персонала
При использовании KPI становится четкой и прозрачной система мотивации: поскольку фиксируются плановые и фактические значения, то руководителю ясно, за что и как мотивировать сотрудника. Тот, в свою очередь, хорошо понимает, при каких условиях и какое вознаграждение он получит, а за что его ожидает взыскание.
Пример:
Начальник отдела снабжения
премируется за успешное достижение запланированных показателей результативности и эффективности; депремируется за невыполнение показателей деятельности (срыв сроков сдачи проекта бюджета в финансовое управление). Таким образом, благодаря KPI компания вознаграждает сотрудника за получение нужных ей результатов, а сотрудник заинтересован в получении результатов наравне с компанией.
.1 Понятие бизнес-процесса. Подходы к реорганизации бизнес-процессов: улучшение, перестройка, реинжиниринг
Бизнес-процесс (Business Process) - установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которая служит для реализации работы или услуги для внутреннего или внешнего клиента. В англоязычной литературе бизнес-процесс представляется как множество из одной или нескольких связанных операций или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной деятельности, осуществляемой обычно в рамках заранее определенной организационной структуры, которая отражает отношения между участниками.
Понятие бизнес-процесса. Понятие получило распространение в связи с переходом к процессно-ориентированной организации и процессно-ориентированному менеджменту предприятия. На сегодняшний день не существует единой общепринятой типологии бизнес-процесса. Поэтому одновременно используется множество различных понятий и обозначений, как например, основной процесс, главный процесс, процесс создания стоимости, производственный процесс и т.д. Характерными для компаний процессами являются, например, выполнение заказа, разработка продукта, управление компанией, доставка продукции. На практике в каждой компании существуют типичные для их сферы, взаимосвязанные друг с другом бизнес-процессы, имеющие своей целью создание и реализация стоимости, продуктов и услуг.
Улучшение бизнес-процессов, их перестройка или реинжиниринг?
Любое инвестирование всегда полагается на результаты анализа. Отправной точкой являются результаты хозяйственной деятельности предприятия. Принципиальное представление можно получить, рассмотрев в динамике за определённый период времени структуру вложений и обязательств, структуру доходов и расходов по статьям, направление и использование прибыли и т.д.
Такой анализ носит предварительный характер, поскольку не рассматривает прикладное содержание бизнес-процессов в зависимости от вида(ов) деятельности. Тем не менее, указанной информации достаточно для того, чтобы сделать выводы относительно предполагаемой реструктуризации бизнес-процессов. Здесь подразумевается выбор того пути, который будет заложен в реструктуризацию.
Накопленный отечественный и зарубежный опыт отвечает на этот вопрос следующим образом. Если речь идёт о внесении незначительных изменений (инвестором ставится задача увеличение эффективности до 20%) - используется традиционная практика по программе постепенного улучшения. Подход достаточно распространенный, и интересен прежде всего, тем, что обеспечивает минимальный риск инвестора и относительно низкий уровень вложений.
При изменениях свыше 80% относительно существующего уровня эффективности, речь идёт о кардинальном пересмотре имеющихся бизнес процессов, т.е. реинжиниринге. В этом случае, предполагается революционный характер реструктуризации. За основу берутся те варианты, которые не улучшают существующие технологии и организационные структуры, а прежде всего, обеспечивают инвестору решение поставленной задачи. Достижение цели строится на принципиально новых идеях и способах их реализации. Подход привлекателен тем, что обеспечивает инвестору "прорыв", т.е. позволяет перейти в более "тяжёлую весовую категорию", а именно: существенно оторваться от конкурентов, освоить и закрепить новые рынки, расширить ассортимент и улучшить качество товаров и услуг, снизить издержки на производство и т.д. Однако необходимый объём инвестиций и степень риска значительно выше, чем при постепенном улучшении существующих бизнес-процессов.
Всем знакомое слово "перестройка", тоже рассматривается при обсуждении выбора пути в задачах реорганизации бизнес-процессов. Перестройка представляет собою промежуточный вариант. Существующий бизнес претерпевает изменения на уровне избыточных и малоэффективных процессов. Новые решения используются только в том случае, если хорошо вписываются в существующую организацию бизнеса и его технологии. Получаемый результат, риск и затраты охватывают тот интервал, который отличает программу постепенного улучшения эффективности бизнес-процессов от их кардинального пересмотра (реинжиниринга).
Заключение
Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации.
Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия «закупка» имеют в виду фактическую покупку. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).
Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.
В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить.
После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.
Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.
Список использованной литературы
1) Сергеев В.И., Эльяшевич И.П. Логистика снабжения: Учебник для бакалавриата и магистратуры.
) Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика снабжения: Учебник для вузов. - СПб.: 2010.
) Афанасенко И.Д. Практикум по логистике снабжения: вопросы и тесты / Афанасенко И.Д., Борисова В.В. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - С. 153-155.
) Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. Пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.
) Голиков Е.А.. Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2006.
) Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. Пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.
) Белов Л.Б. Использование системы сбалансированных показателей для оценки эффективности логистики снабжения // Логистика и управление цепями поставок. № 4-5, декабрь 2004.