Роль внебюджетных фондов в решении социально-экономических задач
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ
1.1
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
.2 Виды
внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
Выводы
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В
РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
2.1 Роль
социальных государственных внебюджетных фондов
.2 Влияние
экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую
политику
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Ускоренный переход к рыночным отношениям в
России в начале 90-х годов XX
века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы
экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени.
Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных
производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было
возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области,
увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и
внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения,
преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся
в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей,
инвалидов и т.д.
Нехватка бюджетных средств в социальной сфере,
связанная с дефицитом бюджета; резким сокращением возможностей граждан;
снижением доходов социально-уязвимых групп граждан (пенсионеров, инвалидов)
вызвала необходимость реформирования системы социального страхования, обеспечения
и социальных гарантий.
При непростом финансовом состоянии экономики,
дефиците бюджетов, ограниченности финансовых ресурсов, многообразии форм
собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов,
обусловливающих применение новых методов перераспределения финансовых ресурсов,
возникает необходимость создания, наряду с бюджетными, других источников
финансирования различных мероприятий государственного значения - внебюджетных
фондов.
В финансовой системе государства внебюджетные
фонды имеют значимую роль, так как они решают стоящие задачи перед экономикой,
например: по обеспечению подъема производства, социальной защите населения и
укреплению его здоровья, преодолению временной неустойчивости экономики и
кризисных явлений. Решение таких задач требует актуальных финансовых ресурсов.
Вдобавок образуется необходимость их объединения на государственном и
региональном уровнях, так как планируемые мероприятия отвечают
общегосударственным и региональным социально-экономическим интересам.
Государственные внебюджетные фонды в структуре
финансовой системы страны относятся к подсистеме публичных (или
общегосударственных) финансов, а негосударственные внебюджетные фонды - к
звеньям финансов субъектов хозяйствования.
Государственные внебюджетные фонды включаются в
состав сектора государственного управления. Основной функцией этих фондов
является осуществление государственных программ социального обеспечения
населения страны. Регулируя социальные пропорции, государство через
внебюджетные фонды создает условия для поддержания здоровья и
работоспособности, воспроизводства рабочей силы, пенсионного обеспечения,
занятости населения, содержания нетрудоспособных граждан, отдыха. Из этого
следует, что государство способствует удовлетворению социальных потребностей и
сочетанию интересов различных слоев населения.
Внебюджетные фонды рассматриваются как
совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении
государственных органов власти и имеют целевое назначение. Для повышения
жизненного уровня населения очень важно приемлемое формирование и расходование
средств этих фондов. Следовательно, одной из актуальных проблем в современных
условиях России является определение перспектив развития внебюджетных фондов.
В России основные принципы социального страхования
реализуются через Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а
также негосударственные пенсионные фонды.
Разнообразие фондов обусловливает их сложные
многоступенчатые связи с исполнительными органами власти, другими звеньями
финансовой системы и населением. В настоящее время изучение этих связей
особенно актуально.
Целью курсовой работы является рассмотрение
сущности государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью, основными
задачами работы являются:
раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;
рассмотреть источники формирования и
классификацию внебюджетных фондов;
изучить особенности социальных внебюджетных
фондов и их роль;
рассмотреть влияние экономических и отраслевых
фондов на социально-экономическую политику.
Предметом исследования является внебюджетные
фонды социального, экономического и отраслевого назначения и механизм их
функционирования.
Объектом исследования являются внебюджетные
фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства.
Работа состоит из введения, двух глав и
заключения.
Во введении рассмотрены пути создания, а также
определены основная цель и задачи курсовой работы.
В первой главе рассмотрено понятие внебюджетных
фондов с разных точек зрения, охарактеризована социально-экономическая сущность
фондов. Также приведена их классификация, определены функции и роль
внебюджетных фондов.
Во второй главе изучены особенности социальных,
экономических и отраслевых фондов, а также рассмотрена их роль в решении
социально-экономических задач.
В заключении подведены итоги о внебюджетных
фондах, их развитии, а также недостатков социальных государственных
внебюджетных фондах.
Роль внебюджетных фондов рассматривали следующие
авторы: Вафин Э.А., Ржевская М.А., Шуляк П.Н, Мигунова М.И. и другие.
.
. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
В мировой экономики до возникновения единого
централизованного денежного фонда государства, то есть государственного бюджета
внебюджетные фонды образовались в виде особых фондов и специальных счетов. Эти
фонды были предназначены для особых целей и носили мимолетный характер. Со
временем они развивались и их количество росло.
Образовывались предназначенные финансовые
неудобства благодаря множественности целевых фондов (в одних был избыток
средств, в других - недостаток) и это все требовало дополнительных расходов на
управление. В итоге, все эти ситуации привели к стандартизации целевых
внебюджетных фондов, а потом к созданию государственного бюджета в конце XVII
века.
Понятие «внебюджетные фонды» в экономической
литературе излагают по-разному.
Профессор В.П. Петров по экономической природе
считал, что внебюджетные фонды - государственные денежные доходы и расходы
которые имеют целевое назначение, например пенсионный фонд, фонд социального
страхования, фонд ликвидации ветхого жилья, дорожный фонд и т.д.
Профессор В.В. Карчевский говорил, что сущность
внебюджетных фондов заключается в объединение экономических
перераспределительных отношений, которые возникают в ходе движения финансовых
ресурсов государства и муниципальных образований и которые имеют целевые
источники формирования и направления использования.
По мнению профессора В.В. Ковалева, внебюджетные
фонды это особая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов
для финансирования определенных социально-экономических потребностей
общегосударственного (регионального) значения. Другие авторы внебюджетные фонды
рассматривают как специализированные фонды денежных средств государства,
которые имеют целевое назначение и не входят в состав государственного бюджета.
Тем не менее, при переходной экономики и
функционировании различных форм собственности создается необходимость более
обширного толкования внебюджетных средств. В связи с этим многие специалисты
описывают внебюджетные фонды как резервы, куда входят денежные и другие виды
средств всех форм владения, а также расходование которых не регламентировано
законодательным бюджетом.
Некоторые государственные внебюджетные фонды
аккумулируют средства, адекватные бюджетным, поэтому их внебюджетность
формальна и необоснованна. Если рассмотреть внебюджетные фонды с позиции
внебюджетных средств, то средства различных общественных и некоммерческих
организаций (например, благотворительных фондов) следует приписывать к
внебюджетные фондам.
В Большом экономическом словаре внебюджетный
фонд определен как «фонд денежных средств, который не входит в бюджетную
систему».
К внебюджетным фондам относятся фонды,
образующиеся по решению органов разного уровня помимо соответственных бюджетов.
Внебюджетные фонды должны обязательно иметь
целевой характер. Из этого следует, что источники доходов фондов в большой мере
образуются из платежей, которые имеют целевое назначение, т.е. средства,
направляемые для строительства и ремонта дорог; поступления, использующиеся на
природоохранные мероприятия и т.д. Также образуются из платежей, которые
предназначены к начислению во внебюджетные фонды в законном порядке или в форме
добровольных взносов.
Все вышеперечисленные определения ограничивают
понятие внебюджетных фондов только одной их разновидностью - государственными
внебюджетными фондами.
В иных изданиях дается более полное определение
понятия «внебюджетные фонды». Как считал Л.А. Ермак, что «внебюджетные - все
денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате
перераспределения первичных доходов».
По заключению Н.П. Баранникова, «внебюджетные
фонды - фонды, которые являются специальными функциональными бюджетами, отличие
лишь в том, что простые бюджеты действуют в административно-территориальных
рамках, а внебюджетные фонды функционируют в границах определенных функций».
Эти определения внебюджетных фондов отражают их
финансовую сущность.
Профессор С.И. Лушин дает понятие внебюджетных
фондов как самостоятельных финансово-кредитных учреждений и организаций,
которые имеют статус юридического лица и не зависят в экономическом и правовом
отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных
объединений. Это определение является ограниченным, так как отражает лишь
организационно-правовую сущность.
Следует иметь в виду, что Бюджетный кодекс РФ
является законодательным актом России в области государственных финансов.
В Бюджетном кодексе представлено следующее
понятие внебюджетных фондов: "Государственный внебюджетный фонд - фонд
денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь, социальное страхование ".
Сущность внебюджетных фондов можно рассматривать
с различных позиций. Э.А. Вафин, Н.С. Журкина и Н.З. Капкаева рассматривают
сущность с двух позиций: с экономической и с организационно-правовой точки
зрения.
Если рассматривать с точки зрения экономической
категории, то внебюджетные фонды это особенная форма перераспределения и
расходования финансовых ресурсов с целью финансирования социальных и
экономических потребностей общества.
Как финансовая категория, внебюджетные фонды
являются системой денежных отношений, которые связаны с перераспределением
национального дохода, так как с помощью них формируются и расходуются фонды
денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых
ресурсов, научно-технических и социальных условий, а также создания
благоприятного климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.
Внебюджетным фондам характерны общие и
специфические черты как особой форме финансовых отношений, объясняющие их
разнообразие и развитие.
С организационно-правовой точки зрения,
внебюджетные фонды - это специализированные учреждения некоммерческого
характера, аккумулирующие государственные и негосударственные финансовые
ресурсы и использующие их на финансирование определенных целевых программ
экономического и социального назначения.
Следовательно, с финансово-экономической точки
зрения, внебюджетные фонды представляют собой экономические перераспределительные
отношения, которые создаются в ходе движения финансовых ресурсов и имеющих
целевые источники формирования и направления использования, а с организационной
точки зрения - определенные финансовые структуры, имеющие конкретные задачи и
определенные цели.
В этом и проявляется двойственный характер
внебюджетных фондов: как экономическая категория, фонды являются объектом
управления финансовыми отношениями по формированию и использованию их средств,
а в организационном плане фонды выступают субъектами этих отношений -
специализированными целевыми финансовыми институтами, важнейшей специфической
особенностью которых является некоммерческой характер их деятельности, которая
ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение
другой целевой задачи, признанной обществом.
1.2 Виды внебюджетных
фондов, их классификация, источники формирования и задачи
Внебюджетные фонды дают возможность:
· оказывать влияние на процесс
производства через финансирование, субсидирования, кредитования предприятий;
· путем выплаты пенсий, пособий,
субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом выполнять
социальные услуги населению
· за счет предназначенных источников и
штрафов за загрязнение окружающей среды обеспечивать природоохранные
мероприятия;
Внебюджетные фонды образуются двумя путями:
· выделением из бюджета определенных
расходов, которые имеют особо важное значение;
· формированием внебюджетного фонда с
собственными источниками доходов, для достижения определенных целей.
Постоянно в наименовании фонда существует цель
расходования средств, потому что внебюджетные фонды предназначены для целевого
использования.
Национальный доход является материальным
источником внебюджетных фондов. Большая часть фондов образуется в ходе
перераспределения национального дохода. Главные методы привлечения
национального дохода в процессе его перераспределения при образовании фондов -
взносы работодателей, средства из бюджета и займы.
Взносы вводятся законодательной властью. За счет
средств федерального и региональных (местных) бюджетов формируется значительная
часть фондов. Средства из бюджетов зачисляются в форме безвозмездных субсидий
или установленных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами
внебюджетных фондов являются и заемные средства. А положительное сальдо,
которое существует у внебюджетных фондов, может применяться для покупки ценных
бумаг и получения прибыли в виде процентов или дивидендов.
В большей мере источники формирования
внебюджетных фондов устанавливаются свойством и масштабностью задач, для
действия которых они образуются. На множество источников и их величину
оказывает давление экономического и финансового положения страны на каком-либо
этапе развития.
Внебюджетные фонды можно подразделить по разным
критериям: по назначению, по периоду функционирования, по правовому положению,
по форме собственности и по охвату проблем.
Обычно внебюджетные фонды делят по критерию их
зависимости от их целевого назначения - на социальные, экономические,
экологические, культурно-просветительские, внешнеэкономические,
научно-технические, с дальнейшим их подразделением по конкретным отраслевым,
функциональным и другим признакам. К социальным фондам относят фонды
пенсионного обеспечения, социального страхования, медицинского страхования,
социальной поддержки населения. Группа экономических фондов включает
инвестиционные, валютные, дорожные, жилищные и прочие фонды.
Впрочем, в рыночной экономике не всегда можно
подразделить внебюджетные фонды на социальные и экономические, так как
экономические фонды осуществляют экономическую деятельность, а так же они
выполняют и социальные функции - поддержание уровня занятости населения,
создание новых рабочих мест для граждан страны, а, следовательно, увеличение
уровня их текущих доходов. Социальные фонды, кроме функции социального
страхования и обеспечения граждан, осуществляют деятельность по управлению их
активами, инновационную и инвестиционную деятельность. Например, Пенсионный
фонд России, наряду с осуществлением основной своей функции - пенсионное
обеспечение граждан, является крупнейшим долгосрочным инвестором на рынке
ценных бумаг. Следовательно, социальные и экономические функции в деятельности
большинства внебюджетных фондов переплетаются, поэтому они могут быть
определены как социально-экономические.
Все внебюджетные фонды в зависимости от
правового положения можно разделить на три группы.
К первой группе относятся фонды,
консолидированные в государственном бюджете или бюджете муниципального
образования. Доходы и расходы этих фондов утверждаются в составе
соответствующего бюджета в виде целевых смет и субсчетов. Обособленность этих
фондов несколько формальна, так как они являются частью бюджетных средств. До
2008 года в российской финансовой системе такие фонды назывались целевыми
бюджетными фондами.
Внебюджетные фонды второй группы наделены
юридической независимостью. В ежегодно принимаемых законах о бюджете этих
фондов утверждаются доходы и расходы таких фондов. Бюджеты фондов этой группы
отделены от других бюджетов бюджетной системы страны. В настоящее время все
государственные внебюджетные фонды России относятся к этой группе.
Третья группа фондов является отраслевыми или
межотраслевыми, так как они находятся в распоряжении министерств и ведомств.
Такие фонды создаются для реализации определенных социально-экономических
программ в рамках соответствующего ведомства за счет бюджетных средств. Поэтому
в первый год функционирования эти фонды выступают как часть бюджетных средств.
Фонд ежегодно обновляется при многолетних программах, постепенно обособляется
от бюджета и приобретает финансовую самостоятельность, сохраняя лишь
одностороннюю финансовую связь с бюджетом. К примеру, в Японии действует
целевой счет, который сформирован из некоторых доходов бюджета государства и
переназначающий налоговые поступления в частности от надобности между бюджетами
префектур.
В России создано большое количество отраслевых и
межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИОКР), не наделенные правами юридического лица и
действуют от имени тех министерств, объединений и ведомств, в которых они
образованы.
Отраслевые внебюджетные фонды - важный институт
в экономическом и социальном развитии научно-технического потенциала в сфере
геодезии и картографии, транспорта.
Еще фонды делятся на краткосрочные, долгосрочные
или бессрочные в зависимости от ожидающегося периода действующей программы или
условно намеченного времени для выполнения определенных целей. Фонд поддержки
беженцам - краткосрочный фонд, примером долгосрочного фонды является фонд
регионального развития, а бессрочный фонд - государственный пенсионный фонд.
Однако деление это очень условно.
Если рассматривать внебюджетные фонды с точки
зрения охвата проблем, то они бывают общего и конкретного характера. К фондам
общего характера относится фонд регионального развития, но основная масса
внебюджетных фондов имеет определенное целевое назначение, что отражается в их
наименовании (например, экологические, дорожные, жилищные фонды).
По форме собственности внебюджетные фонды могут
быть государственные и негосударственные.
К государственным внебюджетным фондам относятся
фонды, средства которых находятся в государственной собственности. В бюджетной
системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды - это фонды
денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации, которые предназначены для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь,
социальное страхование и обеспечение. В России к таким фондам отнесены
Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования.
Негосударственные внебюджетные фонды - это
особые организационно-правовые формы некоммерческих организаций целевого
назначения, имущество которых образуется за счет особых целевых взносов
вкладчиков и находится в частной или корпоративной собственности. К числу
негосударственных внебюджетных фондов можно отнести негосударственные
пенсионные фонды, негосударственные фонды социального и медицинского
страхования. Например, фонды медицинского страхования в Германии или они
называются больничными кассами, являются независимыми самоуправляемыми некоммерческими
страховыми организациями. Они управляются собранием представителей, у которых
есть 50% работодателей и 50 % работников. Собрание представителей избирает
Правление и Президента, который назначает управляющего. Такая структура
организации фондов медицинского страхования существует во многих европейских
странах.
Внебюджетные фонды можно классифицировать и по
другим критериям: по территориальной принадлежности, по источникам формирования
или по иным признакам.
В финансовой системе России внебюджетные фонды
по территориальной принадлежности существуют региональные, федеральные и
местные. К региональным относятся территориальные фонды обязательного
медицинского страхования, а все остальные государственные внебюджетные фонды
формируются на федеральном уровне. Негосударственные пенсионные фонды
образуются в основном на региональном или местном уровне, что соответствует
зарубежной практике, поскольку в большинстве зарубежных стран некоторые
социальные фонды переданы в компетенцию местного (регионального) управления.
Например, пенсионные фонды в США имеют штаты и местные органы власти, вдобавок
объем средств этих фондов достаточно велик.
В соответствии с важнейшими источниками
формирования внебюджетные фонды можно разделить на фонды, средства которых
формируются за счет бюджетных средств либо за счет обязательных или
добровольных отчислений организаций и граждан. Источники образования фондов в
основной массе устанавливаются в зависимости от характера и масштабности задач,
для реализации, которых они создаются. Разнообразие источников и их величина
определяются экономическим и финансовым положением страны на конкретном этапе
развития, поэтому источники носят как постоянный, так и временный характер. Они
могут быть разными на территории одного государства в его различных
административно-территориальных образований.
Выводы
внебюджетный фонд социальный
Внебюджетные фонды являются целевыми фондами
денежных средств, образующиеся органами государственной власти вне
государственных бюджетов для финансирования важных социально-экономических
задач. Оперативное управление же осуществляется некоммерческими учреждениями,
специально созданными для этих целей. Как субъекты финансовой системы
государства внебюджетные фонды не являются одинаковыми и не обладают
преимуществами и недостатками в сопоставлении с бюджетной формой существования.
Они могут образовываться и устраняться лишь в связи с предназначенными
условиями, их назначенными, или отсутствием таковых.
Область перераспределения бюджетных средств
выше, если сравнивать их с внебюджетными фондами, у которых ограничены рамки
перераспределения целевым назначением фонда, а в отраслевых фондах ограничены
вдобавок еще и отраслевой принадлежностью. В отдельных случаях такая
ограниченность в перераспределительной функции фондов имеет ряд достоинств
перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов.
Руководство и правовую регламентацию
деятельности внебюджетных фондов выполняет государство. Органы государственной
власти, прежде всего, предопределяют целевое назначение и задачи деятельности
конкретного фонда, источники формирования его доходов и направления
использования средств, аккумулируемых фондом. Правление соответствующих фондов,
имеющие ответственность за исполнение функций, которые принадлежат компетенции
каких - либо фондов предопределяют перспективные задачи, составляют бюджет,
отчеты об их выполнении, сметы расходов, а также утверждают структуру и штаты
внебюджетных фондов, выполняют задачи действующего руководства и управления
созданием и использованием средств внебюджетных фондов.
.
. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
2.1 Роль социальных
государственных внебюджетных фондов
Специфика внебюджетных социальных фондов -
четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое
использование их средств.
Механизм формирования внебюджетных социальных
фондов, принципиально отличающийся от механизма формирования бюджета, позволяет
обеспечить их эффективное функционирование и создать достаточно серьезные
преимущества перед государственным бюджетом:
. Доходная часть бюджета образуется, за
счет налоговых инструментов внеэкономического административного принуждения;
доходная часть внебюджетных социальных фондов базируется на уплате страховых
взносов;
. Ограниченность направлений расходования
средств фондов, которая предопределяет целевое использование поступивших
финансовых ресурсов;
3. Оперативность управления
средствами фонда;
4. Мобильность работы внебюджетных фондов
(социальных фондов) позволяет реализовать принципы страхования в
государственной внебюджетной системе как совокупности экономических отношений
по поводу формирования за счет целевых взносов страховых фондов на решение
конкретных социальных задач в стране, что невозможно при безадресной работе
государственного бюджета.
Для формирования внебюджетных социальных фондов,
кроме страховых взносов, предусмотрены и другие источники доходов. К ним
относятся средства бюджета, перечисляемые в законодательном порядке во
внебюджетные социальные фонды, добровольные взносы юридических и физических
лиц, доходы от капитализации свободных финансовых ресурсов.
Государственные социальные внебюджетные фонды -
образование и использование фондов финансовых ресурсов путем распределения и
перераспределения внутреннего продукта на основе страхования для обеспечения
финансирования системы социальной защиты населения.
Организационно-правовая форма внебюджетных
социальных фондов обусловила их автономность и некоторую экономическую
самостоятельность, которая касается, в основном, формирования и использования
финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одна из основных
задач функционирования социальных фондов заключается в оптимизации процесса
образования их доходной части, что и может быть достигнуто в результате
эффективного управления имеющимися в распоряжении фондов денежными средствами.
Таким образом, государственные внебюджетные
социальные фонды были созданы для решения ряда задач:
) Служить материальной основой
государственного обязательного социального страхования;
) Являться одним из основных источников
финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
) Функционировать как самостоятельные
финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса
формирования и использования фондов денежных средств.
Для внебюджетных социальных фондов характерно
единство функций.
Государственные внебюджетные социальные фонды
выполняют распределительную, регулирующую, воспроизводственную и страховую
функцию.
Распределительная функция социальных
внебюджетных фондов, проявляется в участии, первичного и вторичного
распределения валового внутреннего продукта. Для фазы формирования фондов за
счет страховых платежей работодателей присуще первичное распределение. К
области перераспределения можно отнести привлечение в социальные фонды средств
бюджета государства, добровольных взносов юридических и физических лиц,
получение доходов от размещения свободных финансовых ресурсов, а также
использование средств внебюджетных социальных фондов на финансирование
социальных выплат (пенсий, пособий и т.д.).
Фискальная функция государственных внебюджетных
социальных фондов проявляется при формировании их доходной части. Основным
источником средств, зачисляемых в бюджет внебюджетных фондов, является
поступление страховых взносов, ставки которого в части зачисления в различные
внебюджетные социальные фонды устанавливаются в законодательном порядке.
Регулирующая функция взаимодействует с
распределительной функции в тесном единстве. С помощью внебюджетных социальных
фондов происходит перераспределение валового внутреннего продукта. Такое
перераспределение целенаправленно на поддержку нужного уровня жизни членов
общества, не участвующих в трудовом процессе по объективным причинам. Путем
системы внебюджетных социальных фондов государства регулирует соотношение
доходов разных социальных слоев населения, также уменьшает разрыв в степени
материального обеспечения беззаботных и работающих членов общества.
Воспроизводственная функция социальных
внебюджетных фондов проявляется в их содействии воспроизводству трудовых
ресурсов, а конкретнее в образовании нужных для этого условий. Разные
социальные пособия медицинского обслуживания временно нетрудоспособного и
безработного населения поддерживают восстановление трудоспособности работников.
Реабилитация инвалидов, создание для них возможности заниматься общественно
полезным трудом уменьшает нагрузку на государство в области финансирования
подходящих социальных программ и формирует дополнительные трудовые ресурсы.
Договоры разных видов социального страхования, к
примеру, страховых свидетельств государственного пенсионного страхования,
выдача медицинских полисов происходит через внебюджетные фонды. Социальные
внебюджетные фонды - страховые организации, выступающие в роли страховщика,
говоря другими словами они выполняют функцию страхования.
Социальные внебюджетные фонды занимают
преобладающее место во внебюджетной системе России. На их долю приходится около
7% ВВП Российской Федерации. К социальным внебюджетным фондам России относятся:
1. Пенсионный фонд;
. Фонд социального
страхования;
. Фонды обязательного
медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ является самым крупным из
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Он образован
22.12.1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации
Пенсионного фонда РСФСР» с целью государственного управления финансами
пенсионного обеспечения, выделенными в самостоятельный внебюджетный фонд. При
этом решались две важные задачи:
1) Средства пенсионной системы выводились
из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой
самостоятельного бюджетного процесса, поэтому Пенсионный фонд РФ имеет статус
самостоятельного государственного внебюджетного фонда;
) Главные источники финансирования
пенсионных выплат - страховые взносы и платежи, уплаченные работниками и их
работодателями. В итоге источников выполнения обязательства государства перед
пенсионерами оказался не бюджет государства, а страховой платеж. Средствами ПФР
являются и средства обязательного пенсионного страхования, а также они
сохраняют статус федеральных.
Когда образовался Пенсионный фонд в России
вместе с ним появился значительно новый механизм финансирования и выплаты
пособий и пенсий. За счет поступления необходимых страховых взносов
работодателей и граждан создаются средства для финансирования выплат пенсий.
Пенсионный фонд - важнейшее звено модели финансовых отношений пенсионных
накоплений (Приложение 1).
Любой пенсионный фонд имеет главный принцип -
солидарная ответственность поколений, которая обозначает перераспределение
средства во времени. Например: сегодняшние работники производят выплату пенсий
вчерашним работникам, будущие - примут обеспечение настоящих и т.п.)
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде
Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.2991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации
является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской
Федерации.
Пенсионный фонд - это централизованный фонд
государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в
целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Пенсионный Фонд осуществляет ряд социально
значимых функций:
· Администрирование страховых взносов,
поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному
медицинскому страхованию;
· Персонифицированный учет участников
системы обязательного пенсионного страхования;
· Назначение и выплата пенсий. Среди
них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца),
пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их
семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За
счет средств Фонда получают пенсии 36,5 российских пенсионеров;
· Назначение и реализация социальных
выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие
военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;
· Выдача сертификатов на получение
материнского капитала;
· Управление средствами пенсионной
системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется
через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк)
и частные управляющие компании;
Положением о ПФ РФ, а также Положением о
Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным
фондом Российской Федерации осуществляется Правлением, которое возглавляет
Председатель Правления. Текущее или оперативное управление осуществляется
исполнительной дирекцией. В субъектах РФ органами текущего управления являются
Отделения пенсионного фонда. В муниципальных образованиях - уполномоченные Отделения
пенсионного фонда. Структура Фонда представлена в Приложении 2.
Правление пенсионного фонда осуществляет
перераспределение средств фонда между регионами для обеспечения
сбалансированности доходов и расходов в бюджетах уполномоченных отделений.
Вторым по объему аккумулируемых средств
государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ,
который призван способствовать материальному обеспечению граждан, которые в
силу различных обстоятельств не участвуют в трудовом процессе.
Фонд функционирует с 01.01.1991 г. на основании
Постановления Совета Министром РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от
25.12.1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования
расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Сегодня Фонд представляет
собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей
многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования РФ - один
внебюджетный фонд, который относится к бюджетной системе РФ. Также как и в
других государственных внебюджетных фондах, Бюджет Фонда не включается в состав
консолидированного бюджета РФ и утверждается в форме самостоятельного
федерального закона.
Механизм формирования и использования
преобладающей части средств фонда позволяет около 70% средств оставлять в
распоряжении плательщиков, т.е. сумма платежей, причитающихся к уплате
работодателем, уменьшается на сумму расходов, компенсируемых в текущем году
Фондом.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по
реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан
(получателей социальных услуг) путевками на санаторно-курортное лечение, а
также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств
федерального бюджета.
Основными задачами Фонда являются:
· Обеспечение
гарантированных государством пособий;
· Участие в разработке и реализации
государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
· Осуществление мер, обеспечивающих
финансовую устойчивость Фонда;
· Разработка совместно с Министерством
труда и социального развития и Министерством финансов предложений о размерах
тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
· Организация работы по подготовке и
повышению квалификации специалистов для системы государственного социального
страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам
социального страхования;
· Сотрудничество с аналогичными
фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам
социального страхования.
Все виды выплат социальных пособий и
компенсаций, производимых фондом можно объединить в две группы:
Группа 1. Социальная помощь в период временной
нетрудоспособности работника и все виды социальной помощи семьям, имеющим
детей.
Группа 2. Обязательное социальное страхование от
несчастные случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Третьим фондов является Фонд обязательного
медицинского страхования - это самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное
учреждение, которое создано для реализации государственной политики в области
ОМС граждан РФ от 29 июля 1998 г. №857.
К задачам деятельности федерального фонда ОМС
относят:
) Финансовое обеспечение установленных
законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств фонда;
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О медицинском
страховании граждан в РФ» граждане имеют право на:
· Обязательное
медицинское страхование;
· Выбор СМО;
· Выбор медицинского учреждения и
врача в соответствии с договорами ОМС;
· Получение медицинской помощи на всей
территории РФ;
· Защита нарушенных прав (предъявление
иска).
) Обеспечение финансовой устойчивости
системы ОМС и создания условий для повышения качества медицинской помощи на
всей территории России;
) Достижение социальной справедливости и
равенства всех граждан в системе ОМС;
Данная задача решается путем:
· Установления фондам надлежащих
подушевых нормативных средств, перечисляемых в СМО не застрахованного в
соответствии с его риском заболеть;
· Своевременного выравнивания
финансовых ресурсов районов и городов, направляемых на проведение ОМС.
) Участие в разработке и осуществление
финансовой политики в области медицины.
Средства федерального фонда находятся в
федеральной собственности, являются строго целевыми и не входят в состав
бюджета других фондов.
К основным функциям ФОМС относят:
· Финансирование целевых программ в
рамках ОМС;
· Разработка нормативно-методических
документов, обеспечивающих реализацию законодательства;
· Контроль за рациональным использованием
финансовых средств системы ОМС;
· Участие совместно с органами власти
в разработке базовых программ страхования;
· Международное сотрудничество по
вопросам ОМС.
Важнейшая функция федерального фонда состоит в
выравнивании условий деятельности территориальных фондов, которые
обеспечиваются путем перераспределения средств в форме субвенций тем фондам, у
которых доходы не покрывают собственные расходы.
Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и
отчет о его исполнении, который по предоставлению Правительства утверждается в
качестве федерального закона.
Управление фондом осуществляется коллегиальным
органом, который называется Правление и исполнительным органом - дирекцией.
Состав Правления утверждается высшим органом законодательной власти. В функции
Правления входят: определение перспективных задач, утверждение годовых отчетов,
проектирование НПА, формирование ревизионной комиссии. Совет исполнительных
Директоров - консультативно - совещательный орган, состоящий из представителей
от каждого экономического района.
Территориальные фонды создаются по решению
органов власти субъекта и в числе основных задач территориальных фондов
выделяют обеспечение финансовой устойчивости деятельности обязательного
страхования, повышение качества медицинского обслуживания и адресность
оказываемой медицинской помощи. С сентября 2005 года ТФОМС обязаны ставить на
регистрацию юридических лиц и ИП в срок 5 дней после государственной
регистрации с присвоением им регистрационного номера и выдачей свидетельства
установленного образца.
Деятельность территориальных ФОМС
регламентируется в Положении о ТФОМС, утвержденного Постановлением верховного
Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1.
Подводя итог, можно сказать, что государственные
социальные внебюджетные фонды являются одной из важнейших составляющих
финансовой системы современного государства. Ежегодно они перераспределяют 10 -
15% ВВП. Социальное обеспечение отражает национальную идеологию и находится в
центре национальной экономической политики. В последние годы многие страны
столкнулись с необходимостью реформирования действующих систем пенсионного,
социального и медицинского страхования, вызванной изменением
социально-экономических и демографических условий.
Российская система обязательного социального
страхования за последние годы претерпела существенные изменения, связанные, в
первую очередь, с проведением экономических реформ. Так, основываясь на мировом
опыте, финансовые ресурсы пенсионной системы обязательного медицинского и
социального страхования были выделены в самостоятельные государственные
внебюджетные фонды. Были сформированы основные источники фондов - страховые
взносы работодателей и граждан, стали укрепляться страховые принципы, получили
развитие различные формы добровольного негосударственного пенсионного и
медицинского страхования.
2.2 Влияние
экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую
политику
В любой стране мира важную роль в поддержке
экономики страны занимают экономические внебюджетные фонды, разделяющиеся на
определенные группы:
. фонды, в которых доходы и расходы входят в
бюджет государства, а также утверждаются властью законодательства в составе
бюджета;
. фонды, представляющие собой юридическую
независимость, а доходы и расходы этих фондов отделены от звеньев финансовой
системы. Также они располагаются в ведении определенных учреждений, которые
действуют вместе с уставом. Бюджет каждого фонда рассматривает и утверждает
законодательный орган ежегодно.
.фонды, которые имеют лишь какую-то часть
независимости.
Самые первые экономические фонды появились в США
в 1929 - 193 гг. в период Великой депрессии. В середине 90-х гг. XX
в. они образовались в России. Преимущественно, это были отраслевого и
межотраслевого характера фонды.
Экономические фонды образуются, что бы финансировать
научные исследования, развивать отрасли, а также что бы обеспечить некоторые
ведомства (фискальные, правоохранительные и т.д.). Например, до сих пор
действует Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные
фонды НИОКР, фонды исполнительной власти ряда субъектов и коммерческих
организаций, которые существуют для экспериментов и научных исследований, а
также фонды финансового регулирования и т.д.
Российский фонд технологического развития (РФТР)
был образован 26 февраля 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства
РСФСР «О проекте бюджетной системы РСФСР». Порядок развития и использования
Фонда устанавливается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 27 апреля 1992 г. «О неотложных мерах по сохранению научно-технического
потенциала Российской Федерации»
Самая главная цель Российского фонда
технологического развития - создать условия, обеспечивающие развитие и
сохранность научно-технического потенциала. Это исполняется путем помощи на
конкурсной основе прикладных НИОКР, которые направляются на развитие
технологической базы страны, а также на решения главнейших социальных задач.
Важные задачи фонда:
поддержка образованию прикладных НИОКР, которые
совпадают с приоритетными направлениями формирования науки и техники, перечнем
критических технологий федерального уровня и ориентированных во внедрение
конкретных конечных результатов;
помощь НИОКР, которые нацелены на решение
проблем отраслевого и межотраслевого характера и особенных социальных задач.
поддержка инновационных проектов, развитие
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.
Фонд выполняет вышеперечисленные цели и задачи
путем финансирования на возвратной основе наукоемких научно-технических и
инновационных проектов. Следовательно, в России фонд технологического развития
реализовывает распределение внебюджетных средств между отечественными
предприятиями, которые направлены на формирование и внедрение
высокотехнологической продукции. Это совершается при динамичном участии
представителей научной общественности. Но все таки этот процесс не такой
простой, и включает в себя независимую экспертизу, длительное обсуждение и
контроль за выполнением принятых проектов НИОКР. В общем это многоаспектная и
очень трудная задача, для решения которой следует оценить степень новизны
предложения, экономические аспекты его внедрения, социальные и экологические
результаты и многое другое, а именно возможность эффективного тиражирования
полученных результатов.
То есть довольно трудоемкий процесс, который требует
долгого изучения вопроса, учета разных мнений для принятия доказанного решения
- принятие каждого проекта НИОКР. За время существования РФТР по финансированию
было принято 846 проектов НИОКР практически из всех отраслей российской
экономики.
Еще существует огромный экономический фонд -
Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере,
созданный постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. №65. В Фонд
направляются около 1,5 процента средств федерального бюджета.
Задачами Фонда являются:
· сопровождение государственной
политики развития и помощи малых предприятий в научно-технической сфере;
· оказание прямой финансовой,
информационной и дугой поддержки малым инновационным предприятиям, которые
создают проекты по разработке и изучению новейших видов наукоемкой продукции и
технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной
собственности;
· образование и продвижение
инфраструктур поддержки малого инновационного предпринимательства.
Отраслевая тематика проектов отражает
направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и
создание наукоемких продуктов, таких как машиностроение и приборостроение -
21%, инфраструктура малого бизнеса - 18%, медицина, фармацевтика - 17%,
строительство, новые материалы - 13%, информатика, вычислительная техника - 12%
и др. Так как отраслевые фонды создаются с целью получения доходов от
реализации определенно инвестиционной идеи в конкретном секторе рынка, то
главными среди них являются паевые инвестиционные фонды. Образованы на
основании Указа Президента РФ от 26.07.1995 г. №765 «О дополнительных мерах по
повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации».
Регулируются законом РФ от 29.11.2001 г.№156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Выводы
Деятельность социальных внебюджетных фондов в
системе инструментов социальной политики РФ в настоящее время направлена на
поддержание граждан, наименее приспособленных к реалиям экономической
деятельности.
Из социальных государственных внебюджетных
фондов самый значимый это Пенсионный фонд РФ. На сегодняшний день в России
пенсию получают более 33,5 млн. человек. Большая часть средств Пенсионного
фонда уходит на выплату пенсий и пособий жителям страны.
Обязательное медицинское страхование является
составной частью государственного социального страхования. Фонд обязательного
медицинского страхования предоставляет гражданам РФ одинаковые возможности в
получении медицинской и лекарственной помощи. В области медицинского
страхования для исполнения государственной политики образуются Федеральный и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования как независимые
некоммерческие финансово-кредитные организации.
Проводя экономическую и финансовую политику,
государство может создавать фонды экономического назначения исходя из целей и
задач этапов общественного развития. Экономические фонды создаются для
концентрации средств и финансирования определенных направлений развития
отраслей, а также межотраслевых программ развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным звеном финансовой системы, являются
внебюджетные фонды государства - перераспределение и применение финансовых
ресурсов, которые мобилизуется государством для финансирования некоторых
общественных потребностей и совокупно расходуемых на базе оперативной
самостоятельности в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Они образованы на основании закона РСФСР от 10
октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР».
Государство мобилизует в фонды часть доходов
населения для финансирования своих мероприятий.
Среди внебюджетных фондов ведущее место занимают
социальные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды -
независимые финансово-кредитные учреждения. Хотя независимость эта нестандартна
и конкретно отличается от экономической и финансовой независимости
государственных, частных, кооперативных, акционерных предприятий и организаций.
Фонд создает привлечение и использование средств, которые существуют в их
распоряжении. Государство обуславливает размеры платежей в фонды, также
принимает решения об изменениях структуры и объемах денежных социальных выплат.
Социальные внебюджетные фонды исполняют свою
деятельность с помощью собственных источников доходов.
В федеральных министерствах и других федеральных
органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию
деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых
научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, действуют отраслевые и экономические внебюджетные фонды
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Экономические внебюджетные фонды предназначены
для финансирования определенных мероприятий. Отчисления в отраслевые,
относятся, как правило, на себестоимость продукции, при этом формирование и
использование этих средств для федеральных властей слабо контролируемо, что
дает повод говорить о попытках отраслевиков уйти от части налога на прибыль.
В системе государственных социальных
внебюджетных фондов имеются недостатки:
из-за несвоевременного утверждения бюджетов
государственных внебюджетных фондов, внесения в них бессчетных изменений и
дополнений, в результате чего средства фондов находятся вне контроля;
функционирующая система пенсионного обеспечения
не устраивает: пенсионеров из-за невысокого размера пенсий; плательщиков страховых
взносов по причине высокой ставки налога; государство вследствие недовольствия
большей части населения невысоким уровнем пенсий;
малоразвитость финансовых, преимущественно
страховых институтов;
безынициативная роль населения в системе
пенсионного обеспечения, которая выражается только получениям выплат.
В итоге, современная система государственного
социального страхования по своей экономической природе в какой-то степени
отвечает новым экономическим реалиям. Следовательно, задача по ее
совершенствованию заключается в возникновении системы страхования, которая
основана на принципах самоответственности граждан за собственное материальное
благополучие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
.Бюджетный кодекс Российской
Федерации. [Электронный ресурс]: [от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ
17.07.1998) (ред. от 01.01.2014)].
Литература:
. Вафин Э.Я., Журкина Н.С., Капкаева
Н.З. Внебюджетные фонды: учеб.пособие / Э.Я. Вафин, Н.С. Журкина, Н.З.
Капкаева. - Казань: Изд-во Института экономики и финансов К(П)ФУ, 2011. - 191 c.
. Долгих Ю.А. Целевые бюджетные и
внебюджетные фонды: учеб.пособие / Ю. А. Долгих, Г. А. Агарков, Н. Р.
Степанова. - Екатеринбург : УрФУ , 2013. - 131 с.
. Ермак Л.А. Целевые бюджетные и
внебюджетные фонды: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон.
спец. / Л. А. Ермак. - М.: Финстатинформ, 2010. - 175 с.
. Карчевский В.В. Целевые бюджетные
и внебюджетные фонды: Учеб.пособие / Под. Ред. В.В.Карчевский. - М.: Изд-во
Инфра-М, 2011. - 224 с.
. Лушин С.И. Финансы: учеб. пособие
/С.И. Лушин, В.А. Слепов. - М,: Экономистъ, 2010. - 682 с.
. Махалина О.М. Внебюджетные фонды
Российской Федерации: учеб. пособие / Гос. акад. упр. им. С.Орджоникидзе, Ин-т
финансового менеджмента. - М.: ГАУ, 2011. - 78 с.
. Мигунова М.И. Государственные
социальные внебюджетные фонды: учеб. пособие / М.И. Мигунова, Ю.И. Черкасова;
Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2012. - 289 с.
. Николаева Т.П. Бюджетная система
Российской Федерации: краткий курс лекций / Т.П. Николаева. - М.: Издательство
Юрайт, 2012. -237 с.
. Российский фонд технологического
развития / М-во промышленности, науки и технологий РФ. - М., 2010. - 104 с.
. Ржевская М.А. Внебюджетные фонды:
учеб. пособие / Саратовский государственный социально-экономический
университет. - Саратов, 2010. - 150 с.
. Сорокина А.И. Социальные фонды:
учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 157 с.
. Федоров Л.В. Пенсионный фонд
Российской Федерации: учебник / Л. В. Федоров. - М.: Издательско-торговая
корпорация "Дашков и К°", 2010. - 395 с.
. Финансовыйменеджмент: учебник для
вузов / Н,Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А.Володин и др.; под ред. проф.
Н.Ф.Самсонова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. - 495 с.
. Шуляк П.Н.Финансы: Учебник для
бакалавров / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова, Ж.С.Белотелова; под ред. проф. П.Н.
Шуляка. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 205 с.
. Якушев Ю.В. Государственное
социальное страхование в России / Ю.В. Якушев. - М.: Информ. - изд. Дом
«Профиздат», 2011. - 155 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Модель финансовых отношений в системе
обязательного пенсионного страхования РФ
Приложение 2
Структура Фонда
Приложение 3
Приложение 3
Тарифы страховых взносов на 2014 г.
База
для начисления страховых взносов
|
Пенсионный
фонд РФ
|
Фонд
социального страхования
|
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
|
Итого
|
В
пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых
взносов
|
22%
|
2,9%
|
5,1%
|
30%
|
Свыше
установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов
|
10%
|
0%
|
0%
|
10%
|
Дополнительные
страховые взносы в ПФ РФ
|
4
или 6%
|
|
|
|