Использование инструментов комплексного маркетинга в управлении развития территории (на примере Сернурского района)

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,02 Мб
  • Опубликовано:
    2014-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование инструментов комплексного маркетинга в управлении развития территории (на примере Сернурского района)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра управления и права






Контрольная работа

по дисциплине: Маркетинг территорий

«Использование инструментов комплексного маркетинга в управлении развития территории» (на примере Сернурского района)










Йошкар-Ола

Содержание

Введение

. Общая характеристика территории

. Анализ существующих маркетинговых проблем территории

. Разработка проектов маркетинговых предложений и рекомендаций

Заключение

Список используемых источников

Введение

Важнейшей проблемой инновационного развития региона является маркетинг территории.

Под маркетингом территории понимается анализ возможностей использования производственных, экономических, природных, социальных и культурных ресурсов территории для решения следующих задач:

Повышения инвестиционной привлекательности региона для его производственно-экономического развития;

Повышение имиджа территории для повышения социального и культурного уровня жизни ее населения.

Под маркетингом территории понимается деятельность, связанная с разработкой с помощью основных маркетинговых инструментов и технологий комплекса мероприятий, направленных на наиболее эффективное и выгодное для территории использование имеющихся ресурсов с целью повышения ее конкурентоспособности и имиджа.

Исходя из этого, маркетинг территории существенно отличается от маркетинга товаров и услуг именно тем, что для маркетинга территорий важную роль играет формирование привлекательности, притягательности и имиджа региона для населения, инвесторов и государства. Ключевым здесь является повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона по сравнению с другими территориями или регионами. В отличие от маркетинга товаров и услуг, где существенную роль играют рыночные и собственно производственные факторы развития, для маркетинга территории важную роль играют объективные условия: природно-ресурсный потенциал и климатические условия, геополитическое положение, инфраструктурный потенциал, финансовые, трудовые, организационные и другие ресурсы. Наконец, существенным является то, что для маркетинга территории - в отличие от маркетинга товаров и услуг - экономический эффект достигается общим «суммарным» действием геофизических, финансовых, технико-технологических и кадровых ресурсов (использование внутренних ресурсов территории и привлечение внешних), ростом объемов производства и активизацией      внешнеэкономической деятельности, результатами участия в международных проектах и т.д.

Необходимо отметить, что маркетинг территорий - опять-таки в отличие от маркетинга товаров и услуг - является относительно новой для отечественной экономической науки областью исследования. Возрастание интереса к маркетингу территорий во многом обусловлено наметившимся в 2000-2008г.г.г. социально-экономическим ростом большинства российских регионов. Однако, именно это и ставит ряд практических, и теоретических вопросов к определению маркетинговой привлекательности территорий: не до конца ясен содержательный статус самого понятий «маркетинг территорий», не определены экономические, производственные, природно-географические, социально-культурные, интеллектуальные параметры, которые должны быть включены в комплекс маркетинга региона, нет четко определенных методик оценки конкурентоспособности и привлекательности территории и т.д.

Целью исследования является использование инструментов комплекса маркетинга в управлении территории МО «Сернурский муниципальный район».

В работе были определены следующие задачи:

дать общую характеристику территории;

выявить существующие маркетинговые проблемы территории;

разработать проект маркетинговых предложений и рекомендаций.

Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Общая характеристика территории

Сернурский район республики Марий Эл <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB> (мар. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Шернур кундем/Шернур район) - муниципальный район <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD> в республике Марий Эл <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB>, Россия.

Рисунок 1 - Герб Сернурского района

Административный центр района - посёлок городского типа <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0> Сернур <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%80>.

Район расположен на севере республики и граничит: на западе - с Новоторъяльским <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8A%D1%8F%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB>, на юго-западе - с Куженерским <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB>, на юго-востоке - с Параньгинским <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB>, на востоке - с Мари-Турекским <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8-%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB> районами Марий Эл и на севере - с Кировской областью <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>.

Площадь района 1032,08 км² (или 103 208 га <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0>).

Датой образования района считается 15 января <https://ru.wikipedia.org/wiki/15_%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F> 1921 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1921_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, когда был образован Сернурский кантон, куда вошли часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии - современные северо-восточные районы Республики Марий Эл.

Численность населения

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

25 280

↘24 831

↗25 672

↘25 605

↘25 097

↘24 637

↘24 243


Муниципальное образование «Сернурский муниципальный район» включает в свой состав 9 поселений:

городское поселение Сернур, административный центр - поселок городского типа Сернур;

Верхнекугенерское сельское поселение, административный центр - деревня Верхний Кугенер;

Дубниковской сельское поселение, административный центр - деревня Дубники;

Зашижемское сельское поселение, административный центр - село Зашижемье;

Казанское сельское поселение, административный центр - село Казанское;

Кукнурское сельское поселение, административный центр - село Кукнур;

Марисолинское сельское поселение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, административный центр - село Марисола <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B0>;

Сердежское сельское поселение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB%29>, административный центр - деревня Большой Сердеж;

Чендемеровское сельское поселение, административный центр - деревня Чендемерово.

На территории поселения находится 4 населённых пункта: пгт. Сернур, д. Исаенки, д. Поланур и д. Юшто-Памаш общей площадью 1180 га. Земли населённых пунктов представлены в основном территориями жилой застройки: индивидуальными и многоквартирными (среднеэтажными) жилыми домами.

На территории городского поселения Сернур находится 4 населённых пункта, в которых проживает 9271 человек. По сравнению с 2009 годом (9306 человек, на момент разработки Схемы территориального планирования Сернурского муниципального района) население уменьшилось на 35 человек. Плотность населения по поселению составляет 772,58 чел/кв.км (по району - 24,6 чел. на кв. км, по республике - 30,4 чел. на кв. км). (Табл. 1)

Наиболее крупным населённым пунктом является пгт. Сернур - 9028 чел. Население прочих населенных пунктов: д. Исаенки - 21 чел., д. Поланур - 116 чел, д. Юшто-Памаш - 106 чел. Население в трудоспособном возрасте составляет 70,15%, в пенсионном возрасте - 14,71%, дети дошкольного и школьного возраста соответственно 6,56% и 8,58%.

Рисунок 2 - Фото района со спутника

С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится работа по оказанию государственной поддержки в виде субсидирования части процентных расходов по привлекаемым кредитам в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов предприятиям республики, работающим в приоритетных отраслях экономики.

В рамках развития сельскохозяйственного сектора экономики в годах сельскохозяйственными предприятиями района планируется осуществить более 10 крупных и средних инвестиционных проектов на общую сумму около 400 млн. рублей, что позволит создать более 60 новых рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней более чем на 50 млн. рублей.

Объем производства промышленной продукции в 2014 году составил 381,5 млн. рублей, по индексу физического объема выше уровня 2013 года на 10,3 процента.

На протяжении последних лет в районе закрепилась позитивная динамика роста промышленного производства, обусловленная адаптацией значительной части промышленных предприятий к деятельности в условиях рыночной экономики. Перевыполнение плановых показателей 2014 года отмечено по предприятиям:

Сернурский сырзавод - 154 % к плану (169,4 млн. рублей);

«Хлебокомбинат» - 127 % к плану (17,7 млн. рублей);

«Пищевик» - 130 % к плану (4,4 млн. рублей);

«Памашьяльский каменный карьер» - 114,8 % к плану (20,6 млн. рублей);

ИП Зотин Е. П. - 115,8 % к плану (40,5 млн. рублей);

Сернурское ДРСГУП - 131,9 % к 2006 году (37,1 млн. рублей).

Начиная с 2011 года в районе наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. За 4 года на развитие экономики района направлено 858,1 млн. рублей, объем инвестиций в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличился в 6 раз.

Таблица 1 - Структура населённых пунктов Сернурского района


среднеэтажная застройка

индивидуальная застройка

сады, дачи

школы, детские сады

производство

общ.-деловые, коммерческие

здравоохранение

центр населённого пункта

бульвары, скверы, парки

спортивная

транспортная инфраструктура

инженерная инфраструктура

ЛПХ

прочие территории

кладбища

водный фонд

лесной фонд

улицы, дороги, проезды

Всего площадь:

пгт. Сернур

30,3

240,9

111,7

9,0

47,2

6,8

4,4

5,4

2,7

4,3

31,1

28,7

38,2

324,9

9,1

7,1

27,8

108,5

1038,0

д. Исаенки

-

9,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

33,0

-

23,0

1,0

1,0

67,5

д. Поланур

27,6

-

-

-

0,1

-

-

-

-

-

-

-

5,0

-

3,5

-

2,7

38,9

д. Юшто-Памаш

0,4

7,9

-

-

1,4

-

-

-

-

-

-

-

-

22,4

-

-

-

3,5

35,6

Всего: 30,7285,9111,79,048,66,9

,45,42,7

,331,128,738,2386,39,133,628,8

,7

1180,0



















Достопримечательности Сернурского района:

Рисунок 3 - Источник Марьян памаш <#"818293.files/image004.jpg">

Рисунок 4 - -Марисола  родина актера И. Кырля <#"818293.files/image005.jpg">

Рисунок 5 - -Деревня Коклала  священная роща <#"818293.files/image006.jpg">

Рисунок 6 - Спутниковая карта маршрута Йошкар-Ола - Горняк

Название у Горняка символичное: сразу за поселением, где сегодня обитает всего несколько сотен человек, находятся искусственные пещеры, вырубленные вручную местными жителями годы назад. Старинные каменоломни веками служили людям, добывавшим здесь камни для мельниц. «Образцы» жерновов можно увидеть на входах в пещеры - за десятилетия на земле они успели порасти мхом. Сегодня эти подземные цепи скрыты от глаз человека лесом и опасны (вполне может случиться обвал), а раньше сюда водили экскурсии.

Чтобы попасть к урочищу, именуемому «Нолькинский камень», предстоит проделать достаточно долгий путь, который, впрочем, может порадовать любителей природы (а остальные и не отправились бы любоваться каменоломнями). В пути встречается множество родников с ледяной водой - местные уверены, что содержащиеся в них микроэлементы очень полезны, а потому едва ли не каждый водоем способен излечить определенное «закрепленное» за ним заболевание.

Впрочем, главная достопримечательность урочища - все же пещеры. В п. Горняк они могут удивить даже тех, кто повидал на своем веку немало рукотворных памятников - штольни уходят в глубину каменной горы на расстояние до 300 метров. Внутри - вечная мерзлота, а потому даже жарким летом можно увидеть красивые сталактиты и сталагмиты. Впрочем, все укрепления в штольнях давно уже состарились настолько, что проходить внутрь пещер опасно даже профессионалам.

Рисунок 7 - Пещера в п. Горняк

Рисунок 8 - Спутниковая карта маршрута п. Горняк - п. Сернур

Сернурский музей образован в 1984 г., для посещения открыт в 1986 г. Музей располагается в деревянном двухэтажном здании 1896 года постройки, в котором располагались педагогические курсы, педагогический техникум до 1953 г., Сернурская средняя школа до 1976 г., до 1984 г. здание находилось на балансе Сернурского СПТУ-30.

Создание экспозиций началось в 90-е годы XX века. На сегодняшний день музейно-выставочный комплекс состоит из 7 экспозиционных залов, в которых располагаются 9 постоянно действующих тематических экспозиций.

Изюминкой Сернурского музея является этнографический комплекс, который был открыт в 2010 году и состоит из 3 залов: гостинной комнаты к. XIX- н. XX вв., деревенских сеней и крестьянского подворья. Гостинная комната оснащена действующей печью, благодаря которой возможно приготовление горячих блюд и организация званых обедов и ужинов; знакомство, проведение мастер-классов и дегустаций национальных блюд. Наибольшей популярностью пользуется этнографический комплекс, так как дает возможность погружения посетителей в традиции и быт наших предков.

сернурский район достопримечательность

Рисунок 9 - Маршрут Сернур - Купсола

Йывын Кырля (К.И. Иванов). Родился в 1909 г. в д. Купсола Сернурского района. В 17 лет по комсомольской рекомендации поехал учиться на рабфак в Казань. В 1929 г. поступил на актерское отделение Гостехникума кинематографии. Вскоре сыграл роль Мустафы в первом звуковом отечественном фильме «Путевка в жизнь». В 1934 г. исполнял роль Ламы в фильме «Наместник Будды». После окончания техникума работал в студии «Восток-фильм», в 1936 г. стал актером Марийского драмтеатра. Известен и как поэт. Основные произведения - сборник стихов «Мы - ударники» (1931), сборник стихов и воспоминаний «От радости пою» (1931), «День рождения» (1935) и др. Репрессирован в 1937 г.

Рисунок 10 - Маршрут п. Купсола - Йошкар памаш

Источник Йошкар Памаш (Красный Ключ). Родничок прямо возле сернурской дороги, около источника есть оборудованная купальня и беседка, где можно отдохнуть. Находится источник в 1,5 км к С-В от села Марисола, на левом берегу реки Шаба, недалеко от места, где речушка впадает в речку Она. Ключ вытекает из маленького овражка, а потом впадает в речку Шаба. Глина на его дне красная, поэтому цвет воды напоминает красный.

Рисунок 11 - Маршрут Йошкар памаш - с. Кукнур

Каменный храм в селе Кукнур в честь Воздвижения Креста Господня является одним из старейших сельских каменных храмов на территории Марийского края. Строительство на средства прихожан было начато в 1816 году. В архитектурном отношении церковь интересна тем, что сочетает в себе некоторые детали классического и барочного стилей. Симметричная постановка объемов - от классицизма. Круглые окна основного храма, декор окон на апсиде и трапезной - от барокко. Стройные пропорции придал зодчий трехъярусной колокольне.

Главный престол храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня освятили в 1824 году, правый придел во имя святителя Николая Чудотворца - в 1823 году, левый, в честь святителя Василия Великого, - в 1833 году.

В советские времена храм оставался действующим до 1961 года, второго периода гонений на церковь. Затем ее закрыли. В 1962 г. были сняты кресты и колокола, иконы увезены в Сернур на растопку печей, а в церкви разместили зернохранилище.

Почти три десятилетия храм оставался оскверненным. В январе 1990 г. в селе была зарегистрирована община верующих и ей передано здание церкви. Начались богослужения. В 2008 году заново освятили придел Николая Чудотворца, в 2009-м - святого Пророка Илии. А 23 октября 2014 года - проведен чин освящения главного престола - Воздвижения Креста Господня. Провел его архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

Несмотря на то, что храм довольно неплохо сохранился, но реставрация его продолжается до сих пор. А недавно храму было передано здание бывшей больницы. После ремонта здесь разместятся воскресная школа, трапезная, библиотека, гостиница.

При храме несколько освященных источников: священномученика Киприяна и святой мученицы Устинии на окраине села и святого Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи на реке Немде.

Таким образом, для реализации туристического маршрута планируется привлечение финансовых средств из собственных активов, а остальную часть покроют банковский кредит, а также возможна помощь со стороны местной администрации.

Появление туристического маршрута неизбежно будет сопровождаться возникновением независимых сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством хороших дорог, которые входят в понятие инфраструктуры туризма и, следовательно, дадут тоже массу рабочих мест.

Продвижение туристического продукта

Продвижение туристического продукта - это комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта. Для реализации предложенных выше туристических продуктов предлагаются следующие мероприятия:

Похожие работы на - Использование инструментов комплексного маркетинга в управлении развития территории (на примере Сернурского района)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!