обогащение культурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.
Даже если предположить, что большая часть российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.
В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных же отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором наступающего невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей.
Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все негативные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально-экономического состояния российских регионов.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.
Тенденции развития регионов и городов. Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении основных тенденций экономического развития регионов и городов.
Первое из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы - к местам добычи железной руды и кокса, любые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размещение производительных сил.
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный потенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).
При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. Во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: до индустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доминирующими отраслями до индустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли - машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города до индустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.
На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.
На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустриального развития.
Глава 2. Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания
.1 Управление природно-территориальным комплексом РСО-Алании
Валовой Региональный Продукт (% от РФ)
,7 млрд. руб. (2011 г.) - 0,02 % от ВВП России.
Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.:
,5 (на 1 января 2011 г.).
Природные ресурсы
Природно-климатические условия республики позволяют успешно развивать многие отрасли экономики, а недра, богатые разнообразными полезными ископаемыми, создают для этого необходимые предпосылки.
Наибольшим природно-ресурсным потенциалом в Республике Северная Осетия-Алания обладают ресурсы строительных материалов, водные ресурсы, агроклиматические и рекреационные ресурсы.
Наиболее распространенными полезными ископаемыми являются полиметаллические руды, содержащие, главным образом, цинк, свинец, медь, серебро, кадмий, висмут.
Широко используются инертные строительные материалы (глина, песок, щебень, гравий). На территории республики находятся месторождения нефти, перспективные запасы которой составляют 10 млн. тонн.
Земельные ресурсы
По данным Роснедвижимости, сельскохозяйственные угодья на 1 января 2009 года составляют 401,1 тыс. гектаров, в том числе пашня - 200,1 тыс. га, многолетние насаждения - 7,7 тыс. га, залежи - 0,5 тыс. га, сенокосы - 23,0 тыс. га и пастбища - 169,8 тыс. га. Лесные земли составляют 205,8 тыс. га, воды - 11,5 тыс. га, дороги - 12,0 тыс. га, другие земли - 168,1 тыс. га.
Лесные ресурсы
Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания составляет 172,5 тыс. га, в том числе:
лесные земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью - 156,4 тыс. га, из них лесные культуры - 4,9 тыс. га;
лесные земли, не покрытые древесно-кустарниковой растительностью - 1,8 тыс. га, из них несомкнувшиеся лесные культуры (лесные культуры до 5 летнего возраста посадки) - 0,4 тыс. га, лесные питомники и плантации, естественные редины, вырубки, прогалины, пустыри - 1,4 тыс. га;
нелесные земли всего - 14,3 га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 2,2 тыс. га, воды - 1,8 тыс. га, дороги, просеки, пески - 0,7 тыс. га и прочие земли - 9,6 тыс. га.
Минеральные воды
Большое количество минеральных источников, разнообразных по составу и свойствам, создает объективные предпосылки для развития на территории республики курортно-оздоровительного сектора экономики, восстановления уже существующих оздоровительных учреждений и строительства новых комплексов. Кроме того, в республике есть база для существенного увеличения объемов промышленного розлива столовых и лечебно-столовых минеральных вод.
В настоящее время утвержденные запасы на 9 месторождениях минеральных вод (Нижне-Кармадонском, Верхне-Кармадонском, Тибском, Тамисском, Зарамагском, Коринском, Заманкульском, Редантском, Раздольненском) составляют 17 183 куб. м/сутки, в том числе подготовленные к эксплуатации - 14 199 куб. м/сутки.
Пресные подземные воды
Общий объем прогнозных эксплуатационных ресурсов по республике оценивается в 803 млн. куб. м/год. Потребность в хозяйственно-питьевой воде составляет около 240 млн. куб. м/год. Указанная потребность удовлетворяется за счет водоотбора на месторождениях подземных пресных вод с разведанными запасами (79 процентов от общего водоотбора) и на участках водозаборов с неутвержденными запасами.
На территории Республики Северная Осетия-Алания разведаны и утверждены эксплуатационные запасы по 23 месторождениям пресных подземных вод в объеме 1 626,8 тыс. куб. м/сутки, в том числе 1 146 куб. м/сутки подготовленные для промышленного освоения. Из общего количества 13 месторождений разведаны для хозяйственно-питьевого водоснабжения, утвержденные запасы по ним составили 1 155,7 тыс. куб. м/сутки, в том числе 815 тыс. куб. м/сутки подготовленных к промышленному освоению. Остальные запасы предназначены для орошения земель и обводнения пастбищ. Воды участка Южного орджоникидзевского месторождения используются для технических целей.
Общий водоотбор предприятий составляет около 138 млн. куб. м/год.
Цветные металлы
Из цветных металлов на территории Республики Северная Осетия-Алания наибольшее практическое значение имеют полиметаллические месторождения, полезными компонентами которых являются свинец, цинк, серебро, кадмий и висмут. Месторождений благородных металлов (серебра, золота и платины) на территории республики не выявлено, незначительные запасы этих металлов учитываются балансом в качестве попутных элементов на известных свинцово-цинковых месторождениях. Предложения по проведению прогнозно-поисковых работ на золото одобрены Федеральным агентством по недропользованию в Республике Северная Осетия-Алания и в 2008 году предполагается начать проведение указанных работ.
Наиболее благоприятные условия в отношении обеспеченности ресурсами сложились на Джимидонском руднике. Ресурсный потенциал этого рудника вырос более чем в 2 раза, что позволит обеспечить стабильную работу Садонского горно-рудного предприятия на 25 и более лет.
Неметаллы
Месторождения неметаллического сырья республики подразделяются на две основные группы:
общераспространенные полезные ископаемые - в основном месторождения строительного сырья (песчано-гравийные смеси, строительные пески, кирпично-черепичные глины, отчасти облицовочные камни и др.);
необщераспространенные полезные ископаемые, куда относятся месторождения горно-рудного неметаллического, горно-химического и других видов сырья (доломиты для металлургии и стекольной промышленности, известняки, цементное сырье, бентонитовые глины, кварцевые пески и др.).
Карбонатное сырье для стекольной, металлургической и химической промышленности
В республике находится уникальное по своим запасам Боснийское месторождение доломитов. Сырье, добываемое на месторождении, соответствует требованиям, предъявляемым к доломитам для металлургии и для стекольной промышленности. Запасы доломитов на месторождении составляют 228 075,9 тыс. тонн (70,7 процента сырья для стекольной промышленности и 10,2 процента доломитов для металлургии от общероссийских запасов).
Практически вся продукция (около 95 процентов) реализуется предприятиям стекольной промышленности, в том числе около 80 процентов экспортируется в страны СНГ.
Длиннодолинское месторождение известняков для химической промышленности также является одним из основных месторождений карбонатного сырья в России. Оно было разведано в качестве сырьевой базы для сахарной промышленности, производства карбида кальция, строительной извести и других целей. Запасы месторождения составляют 105 871,4 тыс. тонн - 8,3 процента от запасов карбонатного сырья в России. Месторождение эксплуатируется Теркским известковым заводом.
.2 Управление промышленно-производственным потенциалом РСО-Алании
Промышленность
Прирост объемов промышленного производства в республике за последние годы отражает устойчивую тенденцию роста экономики республики.
Наиболее динамично развиваются металлургическое производство, производство пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, деревообработка, химическое производство.
В республике действуют крупнейшие в стране предприятия цветной металлургии ОАО «Электроцинк» и ОАО «Победит», производящие цинк, свинец, кадмий, молибден, вольфрам и твердые сплавы на его основе. Общая численность персонала всех предприятий отрасли составляет порядка 5 000 человек.
Производство электрооборудования представлено производством электроконтакторов низковольтных и высоковольтных (ОАО «Электроконтактор»), мотогенераторов и оптических элементов для автотехники (ОАО «ОЗАТЭ»), электронного и оптического оборудования -микроканальных пластин для приборов ночного видения и электронных умножителей (ФГУП «Гран», ООО «ВТЦ «Баспик» - один из мировых лидеров), резисторов (ОАО НПО «Бином», ФГУП «Алагирский завод сопротивлений»), специальных смол и компаундов (ФГУП НИИЭМ), сверхтонких конденсаторных пленок (ОАО «Кетон» - единственный поставщик в РФ).
Электроэнергетика
Развитие и укрепление электроэнергетической базы республики основывается на освоении собственных возобновляемых и экологически чистых энергетических ресурсов. Особое место при этом занимает строительство и ввод в эксплуатацию новых гидроэлектростанций.
Очевидный дисбаланс между располагаемым потенциалом гидроэнергетических ресурсов и фактической гидрогенерирующей мощностью стал основой для создания программы развития электроэнергетической базы республики. В настоящее время программа действий Правительства РСО-Алания в этой сфере характеризуется тремя основными блоками по освоению гидроресурсов:
строительство каскада ГЭС на реке Ардон;
строительство малых ГЭС в бассейне реки Урух;
формирование пакета возможных проектов малых и средних ГЭС на других реках.
Всего по программе предполагается строительство 25 гидроэлектростанций.
В целях создания новых гидроэнергетических мощностей ОАО «РусГидро» осуществляет строительство Зарамагских ГЭС на реке Ардон мощностью 352 МВт. В 2009 году введена в эксплуатацию Головная ГЭС мощностью 10 МВт, а в 2011 году планируется осуществить ввод ГЭС-1 мощностью 342 МВт.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания одобрена схема и концепция использования гидроэнергетического потенциала бассейна реки Урух на территории Республики Северная Осетия-Алания, предусматривающие строительство 17 малых ГЭС установленной мощностью 240 МВт и годовой выработкой электроэнергии - 980 млн. кВт.ч. Реализацию этого проекта осуществляет Группа компаний «Меркурий».
ОАО «Турбохолод», входящим в состав Группы компаний «Меркурий» в 2009 году введена в эксплуатацию Фаснальская малая ГЭС мощностью 6,4 МВт.
Торговля и сфера услуг
Оборот торговли и сферы услуг занимает до 50 % в структуре валового регионального продукта.
Основными тенденциями развития потребительского рынка республики в последние несколько лет являются увеличение объемов оборота розничной торговли, общественного питания и потребительских услуг, динамичное развитие инфраструктуры отрасли и повышение качества оказываемых услуг.
Потребительский рынок Республики Северная Осетия-Алания представляет собой разветвленную сеть магазинов оптовой и розничной торговли, товарных рынков, предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения, различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предлагают населению широкий спектр потребительских товаров и услуг.
К положительным тенденциям развития сферы торговли относятся строительство и ввод крупных и средних предприятий нового формата, рост торговой сети и качественное улучшение ее структуры, развитие сетевой торговли, расширение прогрессивных форм обслуживания населения, применение гибкой системы скидок, увеличение количества предприятий, предоставляющих населению рассрочку платежа за товары, проведение акций «беспроцентный кредит».
Рынок платных услуг для населения отличается большим разнообразием, в последние годы на нем появились и стали привычными многие новые виды услуг - аудиторские, рекламные, консалтинговые, информационно-компьютерные, страховые, риэлтерские, оценочные и другие.
В настоящее время в республике функционирует около 2500 предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.
Потребительский рынок является одним из основных источников занятости в республике.
Численность занятых в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании составляет более 40 тысяч человек.
Дальнейшее развитие потребительского рынка товаров и услуг предполагает решение вопросов продовольственной безопасности республики, формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров для всех социальных групп населения, соответствие ассортиментной и ценовой политики, спектра услуг, предоставляемых отдельными торговыми предприятиями, с учетом спроса различных слоев населения в зависимости от уровня их доходов, совершенствование системы товародвижения потребительских товаров в качестве одной из главных предпосылок стабилизации цен на продовольственном рынке республики.
Сельское хозяйство
В Северной Осетии на 1 января 2009 года насчитывается 35 крупных и средних сельскохозяйственных организаций, зарегистрировано более 1 050 фермерских хозяйств, свыше 89 тысяч владельцев личных подсобных хозяйств. Сельское хозяйство республики - многоотраслевое, с преобладанием животноводства.
Состояние агропромышленного комплекса республики характеризуется общим ростом объемов валовой продукции во всех категориях хозяйств.
Рост производства основных продуктов отмечен и в общественном секторе, в основном за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.
За последние годы расширены площади под садами. В 2009 году заложено 300 гектаров садов и 80 гектаров виноградников.
С учетом возросшего рыночного спроса на продовольственное зерно, крупяные культуры, растительное масло, овощи и картофель пересмотрена структура посевных площадей.
Разработаны и приняты отраслевые программы развития птицеводства, свиноводства, овцеводства и рыбоводства.
В то же время не восстановлено элитное и первичное семеноводство картофеля, урожайность сельскохозяйственных культур в ряде хозяйств остается низкой, не налажена работа по воспроизводству стада.
Обеспеченность хозяйств республики сельскохозяйственной техникой составляет 50 процентов.
За последние годы определенные шаги сделаны в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Введены в строй оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием предприятия по комплексной переработке молока в Моздокском районе и г. Владикавказе, возобновлено производство на Ардонском консервном заводе.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007-2009 годах введены в эксплуатацию животноводческие комплексы ОАО «Мир», ОАО «Кировский», ОАО «Монолит», ООО «Ираф-Агро», ООО «Мастер-Прайм-Березка», СПК «Горы Осетии».
Транспорт
В Республике Северная Осетия-Алания на транспорт и логистику приходится 7,7 процента валового регионального продукта.
По уровню инфраструктурной обеспеченности республиканские показатели превышают общероссийские и региональные. По плотности дорог с твердым покрытием Республика Северная Осетия-Алания занимает четвертое место в России.
По территории Северной Осетии проходят два магистральных автомобильных пути через Главный Кавказский хребет, связывающих Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока.
Одним из важнейших условий формирования транспортного потенциала для будущего развития Республики Северная Осетия-Алания является комплексное развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров с целью превращения транспортного комплекса республики в конкурентоспособную высокоэффективную отрасль экономики, увеличение пропускной способности автомобильных дорог на 12-15 процентов за счет строительства и реконструкции федеральных и территориальных дорог.
Осуществляется реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта «Владикавказ».
Наука и образование
Количество учреждений начального профессионального образования в республике - 15. Из них, профессиональных лицеев - 3. Количество обучающихся в УНПО на 01.05.2009 - 5230.
Количество учреждений среднего профессионального образования в республике - 14. Из них: негосударственных - 1. Обучается в учреждениях среднего профессионального образования на 01.05.2009 - 8100 человек. На очной форме - 6154 чел. Подготовка ведётся по 68 специальностям: строительство и архитектура, информатика и вычислительная техника, металлургия, подземная разработка месторождений полезных ископаемых и т.д. Выпуск в 2008 г. составил - 2169 специалистов, приём в 2008 - 2009 уч. г. составил - 2355 чел.
Количество высших учебных заведений - 10, из них государственных высших учебных заведений - 5.
Среди профессорско-преподавательского и научного персонала: докторов наук, профессоров - 293 чел., доцентов, кандидатов наук - 1189 чел. В 2008 г. выпущено - 5457 специалистов. Приём в 2008 - 2009 уч. г. составил - 6011 чел. Количество студентов на 01.05.2011 - 35000 чел. Подготовка специалистов ведётся по 110 специальностям и направлениям. Количество аспирантов - 711 чел, количество докторантов - 23 чел.
.3 Направления совершенствования регионального развития и источники инвестиций в РСО-Алании
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговыми партнёрами РСО-Алания являются 42 страны.
В структуре экспорта преобладают металлы и изделия из них. На долю этой отрасли приходится 49% от структуры экспорта. Составляющая цинка в экспорте металлов составила 49%, на долю свинца приходится 47,5%.
Основу экспорта минеральных продуктов составил доломит, поставляемый в Украину.
Экспортируемыми товарами в продовольственной отрасли были алкогольные и безалкогольные напитки, табак и хлебные злаки.
В основе импорта продовольственной отрасли - виноградные вина, ввозимые из Испании, Португалии и Чили, неденатурированный спирт из Азербайджана, овощи и фрукты из Грузии, крупный рогатый скот из Франции. Импорт машиностроительной отрасли представлен технологическим оборудованием. Наибольшие объемы импорта химической продукции приходятся на пластмассы и изделия из нее и органические соединения.
Инвестиционная политика. В целях привлечения инвестиций в экономику Республики Северная Осетия-Алания республиканскими органами исполнительной власти ведется комплексная работа по обеспечению эффективной инвестиционной политики и формированию благоприятного инвестиционного климата, создана соответствующая законодательная база.
По итогам января-ноября 2009 года наблюдается рост основных показателей социально-экономического развития республики.
В 2009 году объемы финансирования из республиканского бюджета на государственную поддержку реализуемых инвестиционных проектов на территории республики увеличены в 1,4 раза.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» отмечен рост объема жилья, сдаваемого в эксплуатацию, активными темпами развивается индустрия строительных материалов, что способствует снижению себестоимости 1 кв.м. жилья.
В результате реализации инвестиционных проектов, получивших господдержку, образовано более 800 новых рабочих мест, уплачено около 100 млн. рублей налогов в бюджеты всех уровней.
Правительством Республики Северная Осетия-Алания осуществляется сотрудничество со стратегическими инвесторами.
В числе наиболее крупных намечаемых к реализации инвестиционных проектов значатся проекты: строительства горно-рекреационного комплекса «Мамисон» (инвестор - ООО «УГМК-Холдинг»), создания промышленного предприятия по сборке легковых автомобилей (ООО «Таганрогский автомобильный завод»), организации производства строительных материалов (ОАО «Московский индустриальный банк» и ЗАО Группа ОРЕСКО), развития торговой сети (Группа компаний «Держава»), строительства агропромышленного комплекса по производству молока и его переработке (ООО «Агропромышленный комплекс «Мастер-Прайм.Березка»), производства фотоэлектронных приборов и аппаратуры, изделий микронанофотоэлектроники (ОАО «Катод» и ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик»), иные проекты в строительной индустрии, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
ОАО «РусГидро» в 2009 году продолжает строительство Зарамагских ГЭС на реке Ардон мощностью 352 МВт. Введена в эксплуатацию Головная ГЭС мощностью 15 МВт.
ОАО «Турбохолод», входящим в состав Группы компаний «Меркурий», в 2009 году в бассейне реки Урух введена в эксплуатацию Фаснальская малая ГЭС мощностью 6,4 МВт.
ООО «УГМК-Холдинг» осуществляет дальнейшую реконструкцию ОАО «Электроцинк».
В соответствии с Федеральной целевой программой «Юг России (2008-2012 годы)» ведется строительство объектов инфраструктуры, необходимой для создания горно-рекреационного комплекса «Мамисон».
На VIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2009» подписаны инвестиционные соглашения с ОАО «Экран-оптические системы» г. Новосибирск и ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик», ООО «Фабекс Джинс», ОАО «Иртелеком».
Таблица 1. Динамика социально-экономического развития России и Республики Северная Осетия - Алания в 2003-2011 г.г.
ПараметрыРоссия Республика Северная Осетия - АланияЧисло случаев опережения среднероссийских темпов1999 г.2001 г.2003 г.2005 г.2007 г.2009 г.2010 г.2011 г.1999 г.2001 г.2003 г.2005 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Динамика ВВП (ВРП), %105,6110,7105,1104,7107,3107,1106,4106,8112,0113,2109,9112,0103,2105,6105,5106,2108,04Индекс физического объема промышл. производства, %108,1109,0104,9103,7107,0106,1104,0103,9113,9109,0111,0108,2107,7104,2110,5107,4107,47Индекс стоимостного объема сельскохозяйственного производства, %102,4105,0106,8104,5101,5101,6102,0102,8113,1100,5113,1104,7103,6111,096,9103,1107,86Индекс объема СМР, %106,1111,0109,9102,7114,4110,1110,5115,7146,1129,0125,7128,785,1100,1128,5107,3132,05Индекс розничного товарооборота, %92,3108,9110,7109,1108,0112,1112,0113,0109,0104,2106,0103,5105,6109,5119,1123,0115,21Индекс объема платных услуг населению, %102,4105,7100,8100,4105,1107,0107,5108,1118,0137,2100,498,9105,2102,8107,1106,5114,23Индекс реальных денежных доходов населения, в %88,0113,0110,0109,2114,5109,8108,9112,587,0114,1106,9105,4106,4106,7111,4117,6119,53Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - %, в сопоставимых ценах104,5117,4108,7102,6136,6110,9110,7113,7112,3130,2121,0117,5113,294,1110,7100,41,7 р.5Динамика прямых иностранных инвестиций, %126,7104,089,9100,6169,4138,9138,8104,6-----14,6 млн.$--0
Таблица 2. Характеристика связи стратегических приоритетов и целей развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу с федеральными приоритетами и целями, предусмотренными Посланием Президента Российской Федерации и Программой социально-экономического развития на среднесрочную перспективу
Стратегические приоритеты РСО-Алания с указанием документаЦели РСО-Алания с указанием документаЦелевые показателиЗадачи РСО-Алания Наименование федерального документаНаименование федеральной цели второго уровняНаименование федеральной цели третьего уровняИнвестицииЦель - создание условий для привлечения инвестиций. 1. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2000 № 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания». 2. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.06.2002 №180 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на поддержку предприятий».Увеличение объема инвестиций в основной капитал; повышение рейтингов региона, присваиваемых ведущими рейтинговыми агентствами; рейтинга инвестиционной привлекательности (Эксперт РА). Возмещение за счет республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных предприятиями и организациями Республики Северная Осетия-Алания в кредитных учрежденияхСтимулирование инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов путем установления режима льготного налогообложения, предусматривающего снижение платежей по налогам, зачисляемым в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов в развитие экономики Республики Северная Осетия-Алания.Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»Повышение конкурентоспособности российской экономикиПовышение инвестиционной привлекательности российской экономики
Заключение
Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики. Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
·создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
·регулирование деловой активности;
·прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
Если подробно изучить динамику основных показателей регионального развития, то очевидно, что республика медленно, но стабильно развивается и улучшает свои социально-экономические показатели за счет роста внутреннего валового продукта, валового национального продукта, притока инвестиций в региональные компании. Главным направлением регионального развития в настоящее время является улучшение экономической ситуации в республике и расширение рынка региональной продукции.
Литература
1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., «Регионоведение, экономика и управление» - Москва 2000
. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. «Основы региональной экономики» - Ростов-на-Дону 2000
. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. «Регионоведение» - Ростов-на-Дону 1998
. Гранберг А.Г. «Основы региональной экономики» М.: ГУ ВШЭ 2001
. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. «Глобальная география» Москва 1997
. Липецк Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. «География мирового хозяйства» Москва 1999
. Морозова Т.Г. «Региональная экономика» М.: 1995
. Морозова Т.Г. «Регионоведение» М.: 1998
. Региональная экономика. Учебник. Под ред. Проф. Н.Г. Кузнецова и проф. С.Г. Тяглова. Ростов-на-Дону, Феникс. 2001