Муниципальный менеджмент и региональное развитие

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,28 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Муниципальный менеджмент и региональное развитие














Муниципальный менеджмент и региональное развитие

Содержание

муниципальный менеджмент регион

Введение

Глава 1. Цели и задачи муниципального менеджмента и регионального развития

1.1 Муниципальный менеджмент как область практики

.2 Принципы муниципального менеджмента

.3 Особенности муниципального менеджмента

.4 Цели и критерии социально-экономического развития региона

Глава 2. Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания

.1 Управление природно-территориальным комплексом РСО-Алании

.2 Управление промышленно-производственным потенциалом РСО-Алании

.3 Направления совершенствования регионального развития и источники инвестиций в РСО-Алании

Заключение

Список литературы

Введение

Предметную область муниципального менеджмента составляют научные знания главным образом о:

функциях, принципах, структурах, предпосылках, закономерностях и тенденциях самоорганизации населения, ee территориальных формах в государственных системах разного типа;

территориальной хозяйственной организации Российской Федерации, регионов, городов и районов и перспектива ее оптимизации;

ресурсах местного развития, стратегиях их наращивания способах наиболее эффективного использования;

технологиях прогнозирования и программирования, устойчивого и безопасного развития городов, районов и их систем;

стимулирования экономической и социальной активности населения, местной власти и их ответственности;

мониторинге, маркетинге, кадровом сопровождении муниципального менеджмента и др.

Экономические реформы, осуществляемые сегодня в России, объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления, инициируют его серьезную модернизацию. Именно на региональный, местный уровень перенесен центр тяжести практического решения проблем реформирования ее социальной сферы, обеспечения действующих социальных стандартов, экологических нормативов. От того, насколько успешно будут проходить процессы реформирования и развития экономики, зависят результаты социально-экономического роста страны в целом. В современных условиях территориального хозяйствования, связанных со становлением регионального и местного самоуправления, унифицированный подход, ориентация только на руководство из федерального центра уже показали свою несостоятельность.

Сегодня стало очевидным, что не следует отрицать некоторые аспекты функционирования директивного планирования, которое являлось лишь одним из инструментов системы административного управления. Ведь анализ практики управления хозяйством стран с рыночной экономикой показывает, что целый ряд достижений отечественной плановой науки там успешно используется. Необходимо отказаться от идеологических штампов, осмыслить и взвесить положительные и негативные стороны накопленного опыта территориального управления и сформировать на этой основе новую, отвечающую современным требованиям экономического реформирования систему управления территориальным социально-экономическим развитием, в том числе муниципальных образований.

Функционирование современного механизма территориального хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных принципа: самоответственность и самофинансирование. Соблюдение принципа самоответственности означает, в частности, возможность принятия территориальными органами власти решений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разработки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории. Реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в регионе, муниципальном образовании финансовой базы, обеспечивающей практическую возможность реализации принятых решений. Поэтому в современных условиях сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все субъекты хозяйствования, расположенные в границах муниципального образования, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающем повышение качества жизни населения.

Из сущности управления социально-экономическим развитием вытекают задачи местного самоуправления. Главная из них состоит в разработке и реализации социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы: органы местного самоуправления сохраняют ответственность за решение проблем комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, включая задачи ослабления негативных последствий политического и экономического реформирования для населения.

Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы, методы и инструменты территориального управления, в частности пытаться (по опыту зарубежных стран) применять принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально-экономическим территориальным системам.

Таким образом, в настоящее время многие аспекты управления социально-экономическим развитием муниципальных образований носят дискуссионный характер. Высказываются различные, а порой и взаимоисключающие точки зрения. Тем не менее, их анализ дает основания для следующего вывода: потребность в адаптации экономики муниципальных образований и эффективном их функционировании и развитии объективно обусловливает необходимость постоянного обновления механизма управления территорией.

Глава 1. Муниципальный менеджмент и региональное развитие

1.1 Муниципальный менеджмент как область практики

Муниципальному менеджменту более двухсот лет, он осуществляется практически во всех странах. Возникновение этих отношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации, заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.

Муниципальный менеджмент понимают в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирования социально-экономических и общественно-политических процессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Муниципальный менеджмент возник в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Муниципальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.

При помощи муниципального менеджмента обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах. Посредством муниципального бюджета перераспределяется 20-40% ВВП, в структуре местной власти занято до 20-30% работающего населения, находится до 1/3 собственности городов и районов.

О масштабах муниципального менеджмента в истории России можно судить по тому, что он осуществлялся более чем в тысяче городов, почти в двух тысячах районов, более чем в двух тысячах поселков городского типа, на территории свыше 24 тысяч волостей. Различия между ними были весьма существенными. В стране есть города и районы как находящиеся на стадии становления, так и достигшие передовых рубежей в НТП и являющиеся своего рода "локомотивами прогресса".

Практический механизм муниципального менеджмента включает институциональные и организационные структуры, методы установления правовых и административных норм, разработку, принятие и осуществление управленческих решений, этносоциальных и других императивов, других реальных регуляторов жизнедеятельности населения городов и районов. Организация этой деятельности довольно сложна и включает механизмы политического, социального, административного и экономического менеджмента. Муниципальный менеджмент реализует следующие функции:

·анализ, оценку, разработку прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития городов районов;

·стимулирование увеличения и использования трудового потенциала муниципальных образований, их научно-технического и интеллектуального ядра;

·поддержание и развитие социальной и производственной инфраструктур;

·инициирование конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению, в том числе муниципальными структурами;

·наполнение местного бюджета и рациональное его использование;

·получение внебюджетных ресурсов;

·владение и распоряжение муниципальной собственностью, рациональное ее использование;

·создание условий для развития рыночной среды, ее инфраструктуры и предпринимательства;

·организацию рабочих мест, оптимизацию занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных образований и экономически активное население;

·налаживание и укрепление экономических и производственных связей с другими городами и районами;

·взаимодействие местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами, в том числе расположенными в других регионах и за рубежами России.

1.2 Принципы муниципального менеджмента

В городах и районах конкретизируются и приобретают территориальную специфику все основные связи и отношения, действующие в обществе. Поэтому научное осмысление принципов муниципального менеджмента и их эффективное применение на практике имеет первостепенное значение.

Принципы муниципального менеджмента разнообразны. В их системе можно выделить принципы общие и специфические.

Среди общих принципов, действующих во всех сферах общественной организации, в том числе в муниципальном менеджменте, следует назвать принципы системности, научности, выделения главного звена, устойчивого развития, социально-экономической эффективности и т.п.

Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов муниципального менеджмента. К специфическим принципам муниципального менеджмента можно отнести: принцип оптимального сочетания федерального и регионального управления с местным самоуправлением; принцип ориентации структур местного самоуправления на социальное обслуживание населения; комплексность социально-экономического развития городов и районов, их саморазвитие на основе наращивания и наиболее полной реализации потенциала в условиях рынка; принцип целостности территориальных структур.

Принципы лишь по форме являются неизменными. Их содержание динамично и, как правило, соответствует условиям развития страны, ее регионов и муниципальных образований.

Принцип комплексности, например, все чаще понимается, как требование создать такую структуру жизнедеятельности городов или районов, при которой население выступало бы не только фактором производства, но и главным образом целью развития экономики, социальным ориентиром для всех структур и технологий практического менеджмента.

Принцип целеполагания в муниципальном менеджменте динамично переориентируется с процессов на результаты - экономические, социальные, экологические и др.

Развитие принципа демократизма последовательно связывается с непосредственным участием населения в самоорганизации и общественном контроле за действиями местной власти.

1.3 Особенности муниципального менеджмента

Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно. Первоначальное обобщение имеющихся разработок сводятся к следующему.

Во-первых, муниципальный менеджмент существует реально как область специфического управления, научное направление и все более проявляется как относительно самостоятельная учебная дисциплина.

Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов - экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарные.

В-третьих, становление муниципального менеджмента обусловлено разделением труда в управлении, которое становится все более динамичным. Поэтому в структуре муниципального менеджмента в качестве относительно самостоятельных направлений исследования можно выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и т.п.

В-четвертых, категории "муниципальный менеджмент" и "местное самоуправление" выражают разные по сути явления и процессы.

Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения.

Как видно, предмет изучения здесь изложен весьма широко, его познание в рамках существующих научных дисциплин является проблематичным. По-видимому, местное самоуправление - это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об организации общества.

Как предмет науки муниципальный менеджмент понимается нами в основном как процесс включения населения во власть, поэтому его содержание теснее всего связано со способами, приемами осуществления функций местной самоорганизации жителей городов и районов России.

Методологическую основу научной разработки муниципального менеджмента составляют:

1.общенаучные знания - история, философия, теория познания, науковедение;

2.теория общего и специального менеджмента, в том числе концепции гуманизации и экологизации управления, теория циклов, роста, развития, кризисов, устойчивого развития;

.специальные теории территориальной социально-экономической организации, в том числе экономико-географические школы, концепции урбанизации и деурбанизации, территориального комплексирования, социальные теории адаптации населения и т.д. Эти научные дисциплины взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга.

·обоснование путей преодоления кризиса в муниципальных структурах России и механизмов устойчивого социально-экономического развития;

·исследование методов повышения эффективности муниципального менеджмента;

·изучение становления новой культуры управления и самоуправления в городах и районах страны;

·раскрытие процессов адаптации отечественной практики муниципального менеджмента к процессам государственного и регионального управления.

Обогащение собственных основ регулирования социально-экономических процессов научными выводами и положениями, передовым опытом приведут к возникновению качественно новой отечественной культуры муниципального менеджмента.

1.4 Цели и критерии социально-экономического развития региона

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

·ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

·интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

·величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

·национальный доход на душу населения;

·уровень потребления отдельных материальных благ;

·степень дифференциации доходов;

·продолжительность жизни;

·уровень физического здоровья;

·уровень образования;

·степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

·привлечение новых видов бизнеса;

·расширение существующего бизнеса;

·развитие малого бизнеса;

·развитие центра города;

·развитие промышленности;

·развитие сферы услуг;

·повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

·ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

·средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

·продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

·уровень образования;

·уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

·уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

·состояние окружающей среды;

·равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

·обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

Даже если предположить, что большая часть российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.

В настоящее время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных же отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором наступающего невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей.

Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота. Все негативные экологические тенденции оказывают влияние на общий тренд социально-экономического состояния российских регионов.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Тенденции развития регионов и городов. Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении основных тенденций экономического развития регионов и городов.

Первое из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы - к местам добычи железной руды и кокса, любые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размещение производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный потенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. Во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: до индустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доминирующими отраслями до индустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли - машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города до индустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустриального развития.

Глава 2. Основные показатели регионального развития по республике Северная Осетия-Алания

.1 Управление природно-территориальным комплексом РСО-Алании

Валовой Региональный Продукт (% от РФ)

,7 млрд. руб. (2011 г.) - 0,02 % от ВВП России.

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.:

,5 (на 1 января 2011 г.).

Природные ресурсы

Природно-климатические условия республики позволяют успешно развивать многие отрасли экономики, а недра, богатые разнообразными полезными ископаемыми, создают для этого необходимые предпосылки.

Наибольшим природно-ресурсным потенциалом в Республике Северная Осетия-Алания обладают ресурсы строительных материалов, водные ресурсы, агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Наиболее распространенными полезными ископаемыми являются полиметаллические руды, содержащие, главным образом, цинк, свинец, медь, серебро, кадмий, висмут.

Широко используются инертные строительные материалы (глина, песок, щебень, гравий). На территории республики находятся месторождения нефти, перспективные запасы которой составляют 10 млн. тонн.

Земельные ресурсы

По данным Роснедвижимости, сельскохозяйственные угодья на 1 января 2009 года составляют 401,1 тыс. гектаров, в том числе пашня - 200,1 тыс. га, многолетние насаждения - 7,7 тыс. га, залежи - 0,5 тыс. га, сенокосы - 23,0 тыс. га и пастбища - 169,8 тыс. га. Лесные земли составляют 205,8 тыс. га, воды - 11,5 тыс. га, дороги - 12,0 тыс. га, другие земли - 168,1 тыс. га.

Лесные ресурсы

Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания составляет 172,5 тыс. га, в том числе:

лесные земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью - 156,4 тыс. га, из них лесные культуры - 4,9 тыс. га;

лесные земли, не покрытые древесно-кустарниковой растительностью - 1,8 тыс. га, из них несомкнувшиеся лесные культуры (лесные культуры до 5 летнего возраста посадки) - 0,4 тыс. га, лесные питомники и плантации, естественные редины, вырубки, прогалины, пустыри - 1,4 тыс. га;

нелесные земли всего - 14,3 га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 2,2 тыс. га, воды - 1,8 тыс. га, дороги, просеки, пески - 0,7 тыс. га и прочие земли - 9,6 тыс. га.

Минеральные воды

Большое количество минеральных источников, разнообразных по составу и свойствам, создает объективные предпосылки для развития на территории республики курортно-оздоровительного сектора экономики, восстановления уже существующих оздоровительных учреждений и строительства новых комплексов. Кроме того, в республике есть база для существенного увеличения объемов промышленного розлива столовых и лечебно-столовых минеральных вод.

В настоящее время утвержденные запасы на 9 месторождениях минеральных вод (Нижне-Кармадонском, Верхне-Кармадонском, Тибском, Тамисском, Зарамагском, Коринском, Заманкульском, Редантском, Раздольненском) составляют 17 183 куб. м/сутки, в том числе подготовленные к эксплуатации - 14 199 куб. м/сутки.

Пресные подземные воды

Общий объем прогнозных эксплуатационных ресурсов по республике оценивается в 803 млн. куб. м/год. Потребность в хозяйственно-питьевой воде составляет около 240 млн. куб. м/год. Указанная потребность удовлетворяется за счет водоотбора на месторождениях подземных пресных вод с разведанными запасами (79 процентов от общего водоотбора) и на участках водозаборов с неутвержденными запасами.

На территории Республики Северная Осетия-Алания разведаны и утверждены эксплуатационные запасы по 23 месторождениям пресных подземных вод в объеме 1 626,8 тыс. куб. м/сутки, в том числе 1 146 куб. м/сутки подготовленные для промышленного освоения. Из общего количества 13 месторождений разведаны для хозяйственно-питьевого водоснабжения, утвержденные запасы по ним составили 1 155,7 тыс. куб. м/сутки, в том числе 815 тыс. куб. м/сутки подготовленных к промышленному освоению. Остальные запасы предназначены для орошения земель и обводнения пастбищ. Воды участка Южного орджоникидзевского месторождения используются для технических целей.

Общий водоотбор предприятий составляет около 138 млн. куб. м/год.

Цветные металлы

Из цветных металлов на территории Республики Северная Осетия-Алания наибольшее практическое значение имеют полиметаллические месторождения, полезными компонентами которых являются свинец, цинк, серебро, кадмий и висмут. Месторождений благородных металлов (серебра, золота и платины) на территории республики не выявлено, незначительные запасы этих металлов учитываются балансом в качестве попутных элементов на известных свинцово-цинковых месторождениях. Предложения по проведению прогнозно-поисковых работ на золото одобрены Федеральным агентством по недропользованию в Республике Северная Осетия-Алания и в 2008 году предполагается начать проведение указанных работ.

Наиболее благоприятные условия в отношении обеспеченности ресурсами сложились на Джимидонском руднике. Ресурсный потенциал этого рудника вырос более чем в 2 раза, что позволит обеспечить стабильную работу Садонского горно-рудного предприятия на 25 и более лет.

Неметаллы

Месторождения неметаллического сырья республики подразделяются на две основные группы:

общераспространенные полезные ископаемые - в основном месторождения строительного сырья (песчано-гравийные смеси, строительные пески, кирпично-черепичные глины, отчасти облицовочные камни и др.);

необщераспространенные полезные ископаемые, куда относятся месторождения горно-рудного неметаллического, горно-химического и других видов сырья (доломиты для металлургии и стекольной промышленности, известняки, цементное сырье, бентонитовые глины, кварцевые пески и др.).

Карбонатное сырье для стекольной, металлургической и химической промышленности

В республике находится уникальное по своим запасам Боснийское месторождение доломитов. Сырье, добываемое на месторождении, соответствует требованиям, предъявляемым к доломитам для металлургии и для стекольной промышленности. Запасы доломитов на месторождении составляют 228 075,9 тыс. тонн (70,7 процента сырья для стекольной промышленности и 10,2 процента доломитов для металлургии от общероссийских запасов).

Практически вся продукция (около 95 процентов) реализуется предприятиям стекольной промышленности, в том числе около 80 процентов экспортируется в страны СНГ.

Длиннодолинское месторождение известняков для химической промышленности также является одним из основных месторождений карбонатного сырья в России. Оно было разведано в качестве сырьевой базы для сахарной промышленности, производства карбида кальция, строительной извести и других целей. Запасы месторождения составляют 105 871,4 тыс. тонн - 8,3 процента от запасов карбонатного сырья в России. Месторождение эксплуатируется Теркским известковым заводом.

.2 Управление промышленно-производственным потенциалом РСО-Алании

Промышленность

Прирост объемов промышленного производства в республике за последние годы отражает устойчивую тенденцию роста экономики республики.

Наиболее динамично развиваются металлургическое производство, производство пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, деревообработка, химическое производство.

В республике действуют крупнейшие в стране предприятия цветной металлургии ОАО «Электроцинк» и ОАО «Победит», производящие цинк, свинец, кадмий, молибден, вольфрам и твердые сплавы на его основе. Общая численность персонала всех предприятий отрасли составляет порядка 5 000 человек.

Производство электрооборудования представлено производством электроконтакторов низковольтных и высоковольтных (ОАО «Электроконтактор»), мотогенераторов и оптических элементов для автотехники (ОАО «ОЗАТЭ»), электронного и оптического оборудования -микроканальных пластин для приборов ночного видения и электронных умножителей (ФГУП «Гран», ООО «ВТЦ «Баспик» - один из мировых лидеров), резисторов (ОАО НПО «Бином», ФГУП «Алагирский завод сопротивлений»), специальных смол и компаундов (ФГУП НИИЭМ), сверхтонких конденсаторных пленок (ОАО «Кетон» - единственный поставщик в РФ).

Электроэнергетика

Развитие и укрепление электроэнергетической базы республики основывается на освоении собственных возобновляемых и экологически чистых энергетических ресурсов. Особое место при этом занимает строительство и ввод в эксплуатацию новых гидроэлектростанций.

Очевидный дисбаланс между располагаемым потенциалом гидроэнергетических ресурсов и фактической гидрогенерирующей мощностью стал основой для создания программы развития электроэнергетической базы республики. В настоящее время программа действий Правительства РСО-Алания в этой сфере характеризуется тремя основными блоками по освоению гидроресурсов:

строительство каскада ГЭС на реке Ардон;

строительство малых ГЭС в бассейне реки Урух;

формирование пакета возможных проектов малых и средних ГЭС на других реках.

Всего по программе предполагается строительство 25 гидроэлектростанций.

В целях создания новых гидроэнергетических мощностей ОАО «РусГидро» осуществляет строительство Зарамагских ГЭС на реке Ардон мощностью 352 МВт. В 2009 году введена в эксплуатацию Головная ГЭС мощностью 10 МВт, а в 2011 году планируется осуществить ввод ГЭС-1 мощностью 342 МВт.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания одобрена схема и концепция использования гидроэнергетического потенциала бассейна реки Урух на территории Республики Северная Осетия-Алания, предусматривающие строительство 17 малых ГЭС установленной мощностью 240 МВт и годовой выработкой электроэнергии - 980 млн. кВт.ч. Реализацию этого проекта осуществляет Группа компаний «Меркурий».

ОАО «Турбохолод», входящим в состав Группы компаний «Меркурий» в 2009 году введена в эксплуатацию Фаснальская малая ГЭС мощностью 6,4 МВт.

Торговля и сфера услуг

Оборот торговли и сферы услуг занимает до 50 % в структуре валового регионального продукта.

Основными тенденциями развития потребительского рынка республики в последние несколько лет являются увеличение объемов оборота розничной торговли, общественного питания и потребительских услуг, динамичное развитие инфраструктуры отрасли и повышение качества оказываемых услуг.

Потребительский рынок Республики Северная Осетия-Алания представляет собой разветвленную сеть магазинов оптовой и розничной торговли, товарных рынков, предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения, различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предлагают населению широкий спектр потребительских товаров и услуг.

К положительным тенденциям развития сферы торговли относятся строительство и ввод крупных и средних предприятий нового формата, рост торговой сети и качественное улучшение ее структуры, развитие сетевой торговли, расширение прогрессивных форм обслуживания населения, применение гибкой системы скидок, увеличение количества предприятий, предоставляющих населению рассрочку платежа за товары, проведение акций «беспроцентный кредит».

Рынок платных услуг для населения отличается большим разнообразием, в последние годы на нем появились и стали привычными многие новые виды услуг - аудиторские, рекламные, консалтинговые, информационно-компьютерные, страховые, риэлтерские, оценочные и другие.

В настоящее время в республике функционирует около 2500 предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.

Потребительский рынок является одним из основных источников занятости в республике.

Численность занятых в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании составляет более 40 тысяч человек.

Дальнейшее развитие потребительского рынка товаров и услуг предполагает решение вопросов продовольственной безопасности республики, формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров для всех социальных групп населения, соответствие ассортиментной и ценовой политики, спектра услуг, предоставляемых отдельными торговыми предприятиями, с учетом спроса различных слоев населения в зависимости от уровня их доходов, совершенствование системы товародвижения потребительских товаров в качестве одной из главных предпосылок стабилизации цен на продовольственном рынке республики.

Сельское хозяйство

В Северной Осетии на 1 января 2009 года насчитывается 35 крупных и средних сельскохозяйственных организаций, зарегистрировано более 1 050 фермерских хозяйств, свыше 89 тысяч владельцев личных подсобных хозяйств. Сельское хозяйство республики - многоотраслевое, с преобладанием животноводства.

Состояние агропромышленного комплекса республики характеризуется общим ростом объемов валовой продукции во всех категориях хозяйств.

Рост производства основных продуктов отмечен и в общественном секторе, в основном за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.

За последние годы расширены площади под садами. В 2009 году заложено 300 гектаров садов и 80 гектаров виноградников.

С учетом возросшего рыночного спроса на продовольственное зерно, крупяные культуры, растительное масло, овощи и картофель пересмотрена структура посевных площадей.

Разработаны и приняты отраслевые программы развития птицеводства, свиноводства, овцеводства и рыбоводства.

В то же время не восстановлено элитное и первичное семеноводство картофеля, урожайность сельскохозяйственных культур в ряде хозяйств остается низкой, не налажена работа по воспроизводству стада.

Обеспеченность хозяйств республики сельскохозяйственной техникой составляет 50 процентов.

За последние годы определенные шаги сделаны в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Введены в строй оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием предприятия по комплексной переработке молока в Моздокском районе и г. Владикавказе, возобновлено производство на Ардонском консервном заводе.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2007-2009 годах введены в эксплуатацию животноводческие комплексы ОАО «Мир», ОАО «Кировский», ОАО «Монолит», ООО «Ираф-Агро», ООО «Мастер-Прайм-Березка», СПК «Горы Осетии».

Транспорт

В Республике Северная Осетия-Алания на транспорт и логистику приходится 7,7 процента валового регионального продукта.

По уровню инфраструктурной обеспеченности республиканские показатели превышают общероссийские и региональные. По плотности дорог с твердым покрытием Республика Северная Осетия-Алания занимает четвертое место в России.

По территории Северной Осетии проходят два магистральных автомобильных пути через Главный Кавказский хребет, связывающих Россию со странами Закавказья и Ближнего Востока.

Одним из важнейших условий формирования транспортного потенциала для будущего развития Республики Северная Осетия-Алания является комплексное развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров с целью превращения транспортного комплекса республики в конкурентоспособную высокоэффективную отрасль экономики, увеличение пропускной способности автомобильных дорог на 12-15 процентов за счет строительства и реконструкции федеральных и территориальных дорог.

Осуществляется реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта «Владикавказ».

Наука и образование

Количество учреждений начального профессионального образования в республике - 15. Из них, профессиональных лицеев - 3. Количество обучающихся в УНПО на 01.05.2009 - 5230.

Количество учреждений среднего профессионального образования в республике - 14. Из них: негосударственных - 1. Обучается в учреждениях среднего профессионального образования на 01.05.2009 - 8100 человек. На очной форме - 6154 чел. Подготовка ведётся по 68 специальностям: строительство и архитектура, информатика и вычислительная техника, металлургия, подземная разработка месторождений полезных ископаемых и т.д. Выпуск в 2008 г. составил - 2169 специалистов, приём в 2008 - 2009 уч. г. составил - 2355 чел.

Количество высших учебных заведений - 10, из них государственных высших учебных заведений - 5.

Среди профессорско-преподавательского и научного персонала: докторов наук, профессоров - 293 чел., доцентов, кандидатов наук - 1189 чел. В 2008 г. выпущено - 5457 специалистов. Приём в 2008 - 2009 уч. г. составил - 6011 чел. Количество студентов на 01.05.2011 - 35000 чел. Подготовка специалистов ведётся по 110 специальностям и направлениям. Количество аспирантов - 711 чел, количество докторантов - 23 чел.

.3 Направления совершенствования регионального развития и источники инвестиций в РСО-Алании

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговыми партнёрами РСО-Алания являются 42 страны.

В структуре экспорта преобладают металлы и изделия из них. На долю этой отрасли приходится 49% от структуры экспорта. Составляющая цинка в экспорте металлов составила 49%, на долю свинца приходится 47,5%.

Основу экспорта минеральных продуктов составил доломит, поставляемый в Украину.

Экспортируемыми товарами в продовольственной отрасли были алкогольные и безалкогольные напитки, табак и хлебные злаки.

В основе импорта продовольственной отрасли - виноградные вина, ввозимые из Испании, Португалии и Чили, неденатурированный спирт из Азербайджана, овощи и фрукты из Грузии, крупный рогатый скот из Франции. Импорт машиностроительной отрасли представлен технологическим оборудованием. Наибольшие объемы импорта химической продукции приходятся на пластмассы и изделия из нее и органические соединения.

Инвестиционная политика. В целях привлечения инвестиций в экономику Республики Северная Осетия-Алания республиканскими органами исполнительной власти ведется комплексная работа по обеспечению эффективной инвестиционной политики и формированию благоприятного инвестиционного климата, создана соответствующая законодательная база.

По итогам января-ноября 2009 года наблюдается рост основных показателей социально-экономического развития республики.

В 2009 году объемы финансирования из республиканского бюджета на государственную поддержку реализуемых инвестиционных проектов на территории республики увеличены в 1,4 раза.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» отмечен рост объема жилья, сдаваемого в эксплуатацию, активными темпами развивается индустрия строительных материалов, что способствует снижению себестоимости 1 кв.м. жилья.

В результате реализации инвестиционных проектов, получивших господдержку, образовано более 800 новых рабочих мест, уплачено около 100 млн. рублей налогов в бюджеты всех уровней.

Правительством Республики Северная Осетия-Алания осуществляется сотрудничество со стратегическими инвесторами.

В числе наиболее крупных намечаемых к реализации инвестиционных проектов значатся проекты: строительства горно-рекреационного комплекса «Мамисон» (инвестор - ООО «УГМК-Холдинг»), создания промышленного предприятия по сборке легковых автомобилей (ООО «Таганрогский автомобильный завод»), организации производства строительных материалов (ОАО «Московский индустриальный банк» и ЗАО Группа ОРЕСКО), развития торговой сети (Группа компаний «Держава»), строительства агропромышленного комплекса по производству молока и его переработке (ООО «Агропромышленный комплекс «Мастер-Прайм.Березка»), производства фотоэлектронных приборов и аппаратуры, изделий микронанофотоэлектроники (ОАО «Катод» и ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик»), иные проекты в строительной индустрии, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

ОАО «РусГидро» в 2009 году продолжает строительство Зарамагских ГЭС на реке Ардон мощностью 352 МВт. Введена в эксплуатацию Головная ГЭС мощностью 15 МВт.

ОАО «Турбохолод», входящим в состав Группы компаний «Меркурий», в 2009 году в бассейне реки Урух введена в эксплуатацию Фаснальская малая ГЭС мощностью 6,4 МВт.

ООО «УГМК-Холдинг» осуществляет дальнейшую реконструкцию ОАО «Электроцинк».

В соответствии с Федеральной целевой программой «Юг России (2008-2012 годы)» ведется строительство объектов инфраструктуры, необходимой для создания горно-рекреационного комплекса «Мамисон».

На VIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2009» подписаны инвестиционные соглашения с ОАО «Экран-оптические системы» г. Новосибирск и ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик», ООО «Фабекс Джинс», ОАО «Иртелеком».

Таблица 1. Динамика социально-экономического развития России и Республики Северная Осетия - Алания в 2003-2011 г.г.

ПараметрыРоссия Республика Северная Осетия - АланияЧисло случаев опережения среднероссийских темпов1999 г.2001 г.2003 г.2005 г.2007 г.2009 г.2010 г.2011 г.1999 г.2001 г.2003 г.2005 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Динамика ВВП (ВРП), %105,6110,7105,1104,7107,3107,1106,4106,8112,0113,2109,9112,0103,2105,6105,5106,2108,04Индекс физического объема промышл. производства, %108,1109,0104,9103,7107,0106,1104,0103,9113,9109,0111,0108,2107,7104,2110,5107,4107,47Индекс стоимостного объема сельскохозяйственного производства, %102,4105,0106,8104,5101,5101,6102,0102,8113,1100,5113,1104,7103,6111,096,9103,1107,86Индекс объема СМР, %106,1111,0109,9102,7114,4110,1110,5115,7146,1129,0125,7128,785,1100,1128,5107,3132,05Индекс розничного товарооборота, %92,3108,9110,7109,1108,0112,1112,0113,0109,0104,2106,0103,5105,6109,5119,1123,0115,21Индекс объема платных услуг населению, %102,4105,7100,8100,4105,1107,0107,5108,1118,0137,2100,498,9105,2102,8107,1106,5114,23Индекс реальных денежных доходов населения, в %88,0113,0110,0109,2114,5109,8108,9112,587,0114,1106,9105,4106,4106,7111,4117,6119,53Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - %, в сопоставимых ценах104,5117,4108,7102,6136,6110,9110,7113,7112,3130,2121,0117,5113,294,1110,7100,41,7 р.5Динамика прямых иностранных инвестиций, %126,7104,089,9100,6169,4138,9138,8104,6-----14,6 млн.$--0

Таблица 2. Характеристика связи стратегических приоритетов и целей развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу с федеральными приоритетами и целями, предусмотренными Посланием Президента Российской Федерации и Программой социально-экономического развития на среднесрочную перспективу

Стратегические приоритеты РСО-Алания с указанием документаЦели РСО-Алания с указанием документаЦелевые показателиЗадачи РСО-Алания Наименование федерального документаНаименование федеральной цели второго уровняНаименование федеральной цели третьего уровняИнвестицииЦель - создание условий для привлечения инвестиций. 1. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2000 № 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания». 2. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.06.2002 №180 «О конкурсном отборе инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на поддержку предприятий».Увеличение объема инвестиций в основной капитал; повышение рейтингов региона, присваиваемых ведущими рейтинговыми агентствами; рейтинга инвестиционной привлекательности (Эксперт РА). Возмещение за счет республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных предприятиями и организациями Республики Северная Осетия-Алания в кредитных учрежденияхСтимулирование инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов путем установления режима льготного налогообложения, предусматривающего снижение платежей по налогам, зачисляемым в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов в развитие экономики Республики Северная Осетия-Алания.Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»Повышение конкурентоспособности российской экономикиПовышение инвестиционной привлекательности российской экономики

Заключение

Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики. Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

·создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

·регулирование деловой активности;

·прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Если подробно изучить динамику основных показателей регионального развития, то очевидно, что республика медленно, но стабильно развивается и улучшает свои социально-экономические показатели за счет роста внутреннего валового продукта, валового национального продукта, притока инвестиций в региональные компании. Главным направлением регионального развития в настоящее время является улучшение экономической ситуации в республике и расширение рынка региональной продукции.

Литература

1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., «Регионоведение, экономика и управление» - Москва 2000

. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. «Основы региональной экономики» - Ростов-на-Дону 2000

. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. «Регионоведение» - Ростов-на-Дону 1998

. Гранберг А.Г. «Основы региональной экономики» М.: ГУ ВШЭ 2001

. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. «Глобальная география» Москва 1997

. Липецк Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. «География мирового хозяйства» Москва 1999

. Морозова Т.Г. «Региональная экономика» М.: 1995

. Морозова Т.Г. «Регионоведение» М.: 1998

. Региональная экономика. Учебник. Под ред. Проф. Н.Г. Кузнецова и проф. С.Г. Тяглова. Ростов-на-Дону, Феникс. 2001


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!