Пути повышения эффективности финансовой деятельности ООО 'Гельветика-Прикамье'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    278,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения эффективности финансовой деятельности ООО 'Гельветика-Прикамье'

Содержание

Введение

. Теоретические основы организации аналитической работы на предприятии

.1 Сущность аналитической деятельности и ее значение

.2 Организация аналитической работы на предприятии

. Организация аналитической работы в ООО «Гельветика-Прикамье»

.1 Характеристика предприятия ООО «Гельветика-Прикамье»

.2 Система организации аналитической работы на предприятии

.3 Оценка финансового состояния предприятия

. Пути повышения эффективности финансовой деятельности ООО «Гельветика-Прикамье»

.1 Создание службы логистики на предприятии

.2 Организация дистанционной торговли

.3.Повышение квалификации персонала

3.4 Экономический эффект от предложенных мероприятий

Выводы и предложения

Список использованных источников

Введение


В последние годы возрос интерес предприятий и фирм к вопросам аналитической деятельности управления финансовым состоянием, эта тенденция имеет реальные экономические предпосылки.

Во-первых, в сегодняшней экономической ситуации выживание и успешная работа предприятия во многом зависит от грамотности управленческих решений, которые принимаются его руководством.

Второй момент - это жесткие требования инвесторов к обоснованию инвестиционных решений. Основное назначение управления состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия, а так же выявлении резервов повышения его устойчивости.

Финансовое состояние предприятия - его экономическое состояние, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, необходимых для его хозяйственной деятельности.

Финансовое состояние предприятия - важнейшая характеристика его деятельности. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в бизнесе, оценивает степень гарантированности экономических интересов предприятия и его партнеров.

С точки зрения способности предприятия своевременно уплачивать налоги финансовое состояние предприятия интересует и налоговые органы. Финансовое состояние предприятия является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности и условиях выдачи кредита.

На финансовое состояние предприятия влияют все компоненты менеджмента, которые условно можно разделить на управление финансами, персоналом, производством, маркетингом, НИОКР, логистикой.

Будучи результатом взаимодействия всех элементов, системы финансовых отношений предприятия, его финансовое состояние определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов.

Аналитическая деятельность и управление финансовым состоянием имеет особую практическую значимость, что обосновано необходимостью непрерывного контроля над финансовым состоянием предприятия и разработкой оптимальных решений.

Целью курсовой работы является изучение теории и практики аналитической деятельности на предприятии.

Для написания проекта необходимо выполнить следующие задачи:

)        Изучить теоретические основы аналитической деятельности;

)        Исследовать организацию аналитической деятельности на предприятии;

)        Разработать проект мероприятий по улучшению финансового состояния.

Предметом исследования - является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объектом исследования является - общество с ограниченной ответственностью «Гельветика-Прикамье».

В качестве основных методов в работе использованы графический, табличный методы, экспериментальные методы, методы сравнения.

Для написания работы использованы нормативно-законодательные акты; труды отечественных ученых: Абрютиной М.С., Ермолович Л.Л., Любушин Н.П., Прыкин Б.В., Савицкой Г. В., Стражев В.И.; материалы периодических изданий; средства массовой информации; интернет.

1.      Теоретические основы организации аналитической работы на предприятии

 

.1 Сущность аналитической деятельности и ее значение


Аналитическая деятельность в системе управления - весьма важный участок работы со своим регламентом, планированием, строгой дисциплиной и ответственностью исполнителей и их начальников за ее результаты. В то же время это творческий процесс, хотя и он подчинен своим конкретным задачам, правилам и традициям.

Аналитическая работа - это постоянные усилия аналитика на основе его собственных знаний, изучения всех доступных ему материалов и данных, возможностей взаимодействия с коллегами, а также опыта работы создать достоверную картину той или иной ситуации, процесса или явления, вскрыть движущие силы и мотивы действий основных заинтересованных сторон и персонажей этого процесса, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации и сформулировать предложения, которые при определенных условиях могли бы быть учтены при выработке управляющих решений или стать их основой.

Аналитическая работа - это процесс сбора, обработки и анализа информации на заданную тему, разработки на ее базе обобщенного аналитического документа, вскрывающего суть исследуемой проблемы, вероятные перспективы ее развития и характер ее влияния на ситуацию в обществе, государстве, регионе, и, как итог, позволяющего сформулировать обоснованные выводы и предложения [12, c.189] .

Аналитическая работа (или процесс) - это логический ряд взаимосвязанных поэтапных действий, которые можно представить в следующей последовательности:

.        постоянное изучение аналитиком развития событий в обществе, стране, регионе и мире во всем их разнообразии. Вычленение наиболее важных тенденций изменения ситуации, которые при дальнейшем их развитии могут оказать серьезное влияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны и ее отдельных регионов, состояние политической стабильности и национальной безопасности. Именно на этом этапе формируются темы, главные направления и задачи информационно-аналитической работы, которые затем составляют основу планов работы аналитических служб и их подразделений;

.        постановка задачи на аналитическое исследование, уяснение задачи исполнителем (исполнителями);

.        определение общей структуры будущего аналитического документа;

.        сбор, изучение и анализ информационных материалов и сведений по конкретной теме исследования;

.        подготовка (написание) основного содержания (текста) аналитического документа;

.        формулирование итоговых выводов и прогнозов;

.        изложение предложений (если это требуется по заданию).

Остановимся на характеристике некоторых из этих этапов [5, c. 166].

Постановка задачи имеет исключительно важное значение для гарантирования полноты и качества анализа. Как будет задача поставлена, так она и будет решена. Желательно, чтобы разработчик документа был ориентирован (если нет каких-либо ограничений) по следующим вопросам: цели подготовки документа, кому и для решения каких задач он предназначен; вопросы, которые в обязательном порядке должны быть освещены; вероятные выводы и предложения; форма документа и его примерный объем.

Постановку задачи осуществляет непосредственный руководитель основного исполнителя аналитического материала. При этом постановщик задачи исходит: из конкретных указаний заказчика документа (если такие вообще были даны); из собственного представления о том, что необходимо сделать; из конкретной ситуации. Идеальный вариант постановки задачи - ее формулировка в письменном виде [11, c. 156].

Если основной исполнитель уже имеет опыт разработки требуемого документа, то подробных инструктивных указаний ему не требуется. Достаточно будет обсудить накоротке со своим руководителем общую концепцию разрабатываемого документа и вопросы взаимодействия.Общая структура документа определяется в зависимости от характера и сложности освещаемой проблемы (политическая ситуация, социально-экономические вопросы, военно-политический обзор и др.), от типа документа (аналитическая записка, аналитический доклад, подборка справочных материалов, доклад по какому-то конкретному вопросу), от наличия в распоряжении аналитика необходимого объема исходных информационных материалов.

Структура аналитического документа может выглядеть следующим образом: краткое вступление с указанием сути и важности рассматриваемой проблемы или вопроса; основная часть, в которой дан полный анализ рассматриваемой проблемы и приведены подтверждающие данные; заключение и выводы; предложения.

Определение общей структуры документа - это не самое сложное дело для аналитика. Как правило, это уже наработанная и устоявшаяся структура для того или иного типа аналитического документа. Скажем, аналитическая записка не предполагает некоего строгого структурирования. В ней, как правило, рассматривается какая-то одна проблема и формулируются соответствующие предложения. Аналитический доклад - это несколько более сложный и развернутый аналитический документ, в котором может затрагиваться несколько близких по сути вопросов и проблем. Поэтому для придания докладу большей стройности и убедительности он структурируется.

Сбор и анализ информации - очень важный и наиболее затратный этап в аналитической работе. От того, с какой степенью полноты он будет решен, зависит в целом успех аналитической работы. Но это, так сказать, общий подход. Бывает так, что большой объем исходной открытой информации по рассматриваемому в аналитическом докладе вопросу не гарантирует качественного решения задачи. Сегодня в практической работе нам приходится сталкиваться с большим числом открытых источников информации, которые, грубо говоря, буквально вываливают на аналитика массу сообщений по одному и тому же событию и интерпретируют их зачастую с противоположных позиций [22, c. 77].

На практике при работе с информацией, получаемой методом запроса из крупных автоматизированных баз данных, часто можно очень быстро получить сотни и тысячи страниц информационных сообщений по теме запроса, из которых для конкретной работы реально нечего взять. Приходится обращаться к другим базам данных, поисковым системам в Интернете и т.д.

Подготовка основного содержания аналитического документа заключается в том, чтобы в лаконичной, предельно ясной и доказательной форме изложить суть анализируемой проблемы, вскрыть внутренние пружины ее появления и развития, ее связь с другими факторами влияния, оценить перспективы развития событий и их последствия. При этом, если аналитик имеет, что называется, на руках надежную и достоверную информацию, совсем необязательно всю ее выкладывать на страницы доклада. В этом случае может быть достаточно четкого вывода, сделанного на основе этой информации. Имеется в виду, что аналитик при таком подходе остается во всеоружии, в готовности доказать обоснованность своих выводов, предъявив наверх имеющиеся в его распоряжении подтверждающие материалы.

Итоговые выводы аналитического документа должны быть четкими и однозначными. Если этого по каким-то причинам невозможно сделать, аналитик вправе использовать сценарный подход к формулированию выводов и прогнозов, прописывая сценарии по мере убывания их вероятности. Сценарный подход при оценке перспектив развития тех или иных процессов используется тогда, когда у аналитика нет достаточных оснований для того, чтобы уверенно остановиться на одном, наиболее вероятном варианте развития событий. Многовариантность в оценках нужна для того, чтобы заранее продумать и варианты своих действий в условиях реализации того или иного сценария развития ситуации [21, c. 98].

 

.2 Организация аналитической работы на предприятии


Организация аналитической работы на предприятии должна соответствовать ряду требований.

. Проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, принимающего управленческие решения.

. Аналитическое исследование должно быть эффективным, что достигается компьютеризацией аналитических расчетов;

. Аналитическая работа на предприятии должна быть регламентирована и унифицирована. Регламентация предусматривает использование для отражения аналитической информации каждым исполнителем установленного минимума таблиц и выходных форм. Унификация анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость результатов анализа на высших уровнях управления, повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений предприятия, уменьшает затраты времени на проведение анализа и способствует повышению его эффективности.

Основой анализа хозяйственной деятельности является мониторинг, то есть постоянный, систематический контроль за изменением состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов и оценка (диагностика) тенденций и закономерностей развития предприятия [7, c. 144].

Аналитическая работа на предприятии предусматривает несколько организационных этапов, которые в совокупности представляют собой комплекс организационных элементов, способных обеспечить эффективность анализа хозяйственной деятельности.

. Выделение субъектов и объектов анализа. Субъектами анализа хозяйственной деятельности на предприятии являются их собственники и отдельные специалисты. В качестве объектов анализа могут выступать различные виды деятельности; производственные ресурсы, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние; отдельные производственные и технологические операции, технические комплексы и производственные мощности; организационные, функциональные и линейные структуры управления.

. Выбор организационных форм проведения анализа и распределение обязанностей между отдельными исследователями. Организационные формы анализа определяются составом и техническим уровнем управления (менеджмента предприятия). Экономический анализ входит в обязанности не только экономических, но и технических служб всех уровней управления на предприятии.

. Планирование аналитической работы. Аналитическая работа на предприятии должна иметь планомерный характер, для этих целей на предприятии составляются комплексный план (календарное расписание отдельных аналитических исследований в течение года) и тематические планы (планы проведения анализа по вопросам, требующим углубленного изучения).

. Информационное и методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности. Информационное обеспечение анализа - это система сбора и обработки данных, необходимых для проведения анализа. Информационное обеспечение должно быть необходимым и достаточным, полным, достоверным, своевременным, сопоставимым и рациональным. Информационное обеспечение анализа включает три этапа: разработку методологии сбора необходимой информации, создание информационного массива, преобразование информации в соответствии с программой исследования. Для проведения анализа хозяйственной деятельности используется не только экономическая, но и техническая, технологическая и другая информация.

. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования - это непосредственной анализ, наиболее ответственный этап работы аналитика. Организация обработки требует соответствующего методического обеспечения, определенного уровня подготовки лиц, которые занимаются анализом, их обеспеченности техническими и программными средствами проведения анализа хозяйственной деятельности.

. Документальное оформление результатов анализа. Результаты аналитического исследования деятельности предприятия и его подразделений оформляют в виде документов (пояснительной записки, справки, заключения). Пояснительная записка должна содержать общие вопросы (экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты деятельности предприятия) и аналитическую часть (аналитические расчеты, аналитические и итоговые таблицы, графики, диаграммы, предложения по совершенствованию деятельности предприятия). В справке и заключении содержится информация о выявленных недостаткам (успехах), резервах и способов их освоения [8, c. 155].

Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа, возлагается на руководителей и специалистов всех структурных подразделений предприятия.

 

2 Организация аналитической работы в ООО «Гельветика-Прикамье»

 

.1 Характеристика предприятия ООО «Гельветика-Прикамье»


Группа фирм «Гельветика» работает на рынке наружной рекламы с 1993 года. Сегодня под маркой «Гельветика» объединены 31 компания, 17 из них расположены в регионах Российской Федерации. ООО «Гельветика - Прикамье» создано 25 апреля 2002 года в составе известного в России рекламного - производственного холдинга <#"818202.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Гельветика-Прикамье»

На предприятии предусмотрена линейно-функциональная структура управления. В подчинении директора находятся финансово-экономический отдел, юридический отдел, коммерческий отдел, отдел по развитию предприятия и отдел производства наружной рекламы. Финансово-экономический отдел несет ответственность за организацию управления финансами на предприятии. Юридический отдел отвечает за правильность заключения сделок и ведение договорной работы. Отдел по развитию предприятия отвечает за приемку, хранение и отгрузку необходимых материалов либо в производство, либо на продажу. Данный отдел включает в себя старшего кладовщика, кладовщика и офис-менеджеров. Отдел производства наружной рекламы включает в себя дизайнеров и рабочих, отвечающих за производство наружной рекламы. Коммерческий отдел включает в себя достаточное большое число персонала. Управлением и решением организационных вопросов занимается ведущий специалист коммерческого отдела. Менеджеры по работе с продажами занимаются непосредственно работой с клиентской базой. ООО «Гельветика-Прикамье» использует упрощенную систему налогообложения. Предприятие применяет журнально-ордерную форму учета. Бухгалтерский учет частично автоматизирован с применением системы «1С Предприятие». В основном работа на предприятии хорошо налажена.

Представим экономические показатели работы ООО «Гельветика-Прикамье».

Таблица 1 - Экономические показатели работы ООО «Гельветика-Прикамье», в 2010-2012 г.

Показатель

2010

2011

2012

изменение 2012 от





2010 г.

2011 г.

Стоимость основных производственных фондов, тыс. рублей

44012

43865

48093

4081

4228

Выручка, тыс. рублей

18935

20259

21288

2353

1029

Себестоимость, тыс. рублей

18799

19992

20828

2029

836

Чистая прибыль

-1

42

281

282

239

Численность, человек

28

35

45

17

10

Рентабельность продаж, %

-0,01

0,21

1,32

1,33

1,11

Рентабельность затрат, %

-0,01

0,21

1,35

1,35

1,14

Прибыль/убыток на 1 работника

-0,04

1,20

6,24

6,28

5,04

Фондоотдача, рублей

0,43

0,46

0,44

0,01

-0,02

На предприятии сложилась устойчивая тенденция в сторону увеличения объемов реализации. Объем реализации материалов и услуг составил в 2012 году 21288 тыс. рублей против 18935 тыс. рублей в 2010 году. Однако уровень затрат по сравнению с выручкой увеличивается достаточно высокими темпами.

Если выручка в 2012 год по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2353 тыс. рублей, то себестоимость на 2029 тыс. рублей. Предприятию необходимо пересмотреть систему управления затратами на управление основными производственными процессами. В 2010 году предприятие получило убыток в сумме 1 тыс. рублей, в 2012 году - прибыль - 281 тыс. рублей. Численность персонала за анализируемый период существенно возросла с 28 до 45 человек.

Достаточно низкими являются показатели эффективности использования основных фондов. Показатель фондоемкости составляет всего 0,44 рубля в 2012 году, что крайне мало и отражает незадействованность большинства оборудования. Работу предприятия следует признать удовлетворительной.

 

.2 Система организации аналитической работы на предприятии


Для исследования аналитической деятельности ООО «Гельветика - Прикамье», необходимо выполнить следующее:

.        рассмотреть организационную структуру финансово-экономического отдела;

.        изучить схему управления финансовым состоянием предприятия.

Проанализируем более детально организационную структуру финансово-экономического отдела.

Рисунок 2 - Организационная структура финансово-экономического отдела

Аналитическую работу на предприятии осуществляет экономист ООО «Гельветика-Прикамье». В его функциональные обязанности входят следующие аспекты.

)        выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

)        подготавливать исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.

)        выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые осуществления основного вида деятельности.

)        осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявлять резервы, разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности, конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов.

)        определяет экономическую эффективность организации труда и производства.

)        участвует в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета.

Преимущественно, экономист осуществляет оценку финансового состояния предприятия, анализ затрат, планирование и прогнозирование финансовых показателей, контроль за системой финансового состояния на предприятии.

Представим схему управления финансовым состоянием.

Рисунок 3 - Схема аналитической работы на предприятии

Проанализируем данный рисунок. Главный бухгалтер составляет финансовую отчетность. После чего данная информация передается экономисту.

На основании компьютерной программы экономист рассчитывает финансовые показатели, расход фонда оплаты труда, затраты на содержание персонала и прочие моменты. Экономист формирует презентацию о результатах работы предприятия, основой которой является анализ показателей финансового состояния. На основании полученных данных также экономист формирует планы на предстоящий период.

Система планирования на предприятии.

Планирование даже в условиях постоянной нестабильности выгодно по следующим причинам:

) планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно

) ведет к более четкой координации предпринимаемых предприятием усилий

) ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля

) заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки

) делает фирму более подготовленной к внезапным переменам.

На предприятии преимущественно применяется краткосрочное планирование на 1 - 3 месяца. К краткосрочным планам относятся только планы продаж, план расходов. Годовые планы составляют в части отдельных направлений работы. К годовым планам относятся планы закупок основных фондов, планы развития предприятия, план расходования средств, план заработной платы. Утверждаются на заседании и предаются отдельным структурным подразделениям.

Тактические планы имеют ограниченные сроки. Обычно они составляются на месяц или квартал в части объемов реализации.

Оперативное планирование применяется преимущественно в части составления платежного календаря.

Календарь формируют на определенный период - месяц, декаду, неделю. Чтобы его составить, необходимо все доходы и расходы компании разделить на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации и т.д.), чем занимается экономист. Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков.

Таблица 2 - Платежный календарь

Наименование статьи

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Итого

Платежи

За сырье и материалы

1458,6

1792

3403,2

2674,2

4164,9

2476

15968,6

Платежи в бюджет

430,7

294,3

412,9

300,6

131,2

303,9

1873,6

Проценты по кредитам

129,5

140,5

146,6

1049,1

320,1

107,7

4044,9

Расходы на оплату труда

854,5

744,5

340,7

200,5

689,4

731,2

4409,4

Перечисление средств а депозиты

355

347,5

1315

1390

4604,5

2795

10807,4

Погашение кредитов

500,7

450,8

530,9

550,8

560,8

456,6

3050,6

Прочие

200,7

453,8

564,9

347,8

317,6

256,9

2141,7

 

 

 

 

 

 

 

 

За реализованную продукцию

2928,3

3515,2

3363,3

5773,6

6903

5147

27630,2

Возврат денег с депозитов

355

347,5

1315

1390

4604,5

2795

10807,2

Ссуды полученные

340,8

408,8

567

598,7

670,7

453

3039

Прочие

557,9

178

670,8

546,8

234,7

356,9

2545,1

Итого поступлений

4182

4449,5

5916,1

8309,1

12412,9

8752

44021,5

Превышение платежей над поступлениями

 

 

798,1

0

 

 

798,1

Превышение поступления над платежами

252,3

226,1

 

1796,1

1796,1

1625

5523,6


Чтобы экономист мог оперативно управлять платежами, ему необходимо каждый день получать информацию об остатках денег на счетах фирмы. Эти сведения не обязательно должны быть подтверждены документами - финансовым работникам компании гораздо важнее вовремя узнавать достоверные суммы остатков. Такие мероприятия позволяют минимизировать риск формирования просроченной дебиторской задолженности.

Имеются некоторые недостатки в управление финансовым состоянием предприятия. Процент выполнения планов продаж по объему реализации колеблется от 80 до 95 %. Планы, как правило, не выполняются на 100 %.

Контроль за осуществлением финансовой деятельности выполняет главный бухгалтер и директор предприятия. Контроль осуществляется в форме организации итоговых собраний, по окончании каждого месяца, квартала, года. На данном совещании плановые показатели сравниваются с фактическими данными, а также выявляются причины недовыполнения или перевыполнения планов.

В целях изучения данного вопроса было проведено исследование, по 10 бальной шкале оценивался каждый критерий.

Данные исследования приведены в форме таблицы 3.

Таблица 3 - Оценка причины выполнения/невыполнения планов

Критерий

Балл (по 10 бальной шкале)

Причина снижения балла

Качество выполненных работ

8

Невыполнение в полном объеме требований клиента по причине низкой квалификации молодых специалистов

Уровень работы управляющего

7

Наличие задержек в поиске нужной информации

Состояние оборудования

9

Нет недостатков

Состояние рабочего места

9

Нет недостатков

Рабочая атмосфера

7

Излишний шум

Внешний вид сотрудников

9

Нет недостатков

Своевременность выполнения работ

5

Имеются задержки в выполнении работ

Отставание производственной программы от сбытовой

7

Для большинства клиентов, недостатком является отсутствие доставки товара


Сделаем промежуточные выводы по проведенному исследованию, основными причинами невыполнения планов в части объемов реализации являются недостаточный профессиональный опыт молодых специалистов, а также неэффективная организация рабочих мест. Также в качестве недостатка следует выделить отсутствие доставки товара до места клиента.

Таким образом, аналитическая деятельность на предприятии возложена на экономиста. В его задачи входит анализ финансовых коэффициентов, планирование показателей и контроль работы. Одной из основных задач экономиста является оценка финансовых показателей. Представим в следующем параграфе расчет и оценку финансовых коэффициентов.

 

.3 Оценка финансового состояния предприятия


Для проведения анализа нужно исследовать управления финансовым состоянием по следующим направлениям:

)        анализ управления финансовыми показателями по балансу;

)        анализ управления показателями ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;

)        анализ управления финансовыми результатами.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Умение читать баланс - знание содержание каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия. Для оценки финансового состояния по балансу, представим данные в форме таблицы 4.

Таблица 4 -Динамика активов ООО «Гельветика-Прикамье» в 2010-2012г, тыс.руб.

Статья актива

2010 г.,

2011 г.,

2012 г.,

Изменение 2012 от 2010 г.

Изменение 2012 от 2011 г.





абсолютное,

относительное, %

абсолютное,

относительное, %

Актив баланса

66964

79087

12123

118,10

10843

115,89

Внеоборотные активы

45545

43865

53060

7515

116,50

9195

120,96

Нематериальные активы

890

1000

2324

1434

261,12

1324

232,4

Основные средства

44012

43865

48093

4081

109,27

4228

109,639

Незавершенное строительство

624

624

624

0

100,00

0

100

Долгосрочные финансовые вложения

19

19

19

0

100,00

0

100

Прочие внеоборотные активы

0

0

2000

2000

-

2000

=

Оборотные активы, всего

21419

22736

26027

4608

121,51

3291

114,47

Запасы

18512

19468

19023

511

102,76

-445

97,7142

Дебиторская задолженность платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев

1678

2171

3516

1838

209,54

1345

161,953

 Денежные средства

45

61

8

-37

17,78

-53

13,1148


Управление активами предприятия позволяет сделать следующие выводы. Стоимость имущества в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 12123 тыс. рублей или на 18 % и по сравнению с 2011 годом на 10843 тыс. рублей или на 16 % и по состоянию на 01.01.2013 года составила 79087 тыс. рублей. Преимущественно увеличение произошло за счет роста оборотных активов. В частность стоимость оборотных активов в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 4608 тыс. рублей или на 22 % и на 3291 тыс. рублей или на 15 % по сравнению с 2011 годом. Стоимость внеоборотных активов на начало 2013 года составила 26027 тыс. рублей. В качестве негативной динамики следует отметить значительное уменьшение денежных средств, в частности с 45 тыс. рублей в 2010 году до 8 тыс. рублей в 2012 году. Также о неэффективной расчетно-платежной дисциплине свидетельствует необоснованное увеличение дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 1838 тыс. рублей или в 2,09 раза и по сравнению с 2011 годом на 1345 тыс. рублей или в 1,61 раза. Сумма дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2013 года составила 3516 тыс. рублей. Одной из задач предприятия в настоящий момент является не допустить перехода данной задолженности в просроченную и безнадежную. Также анализ оборотных активов доказывает, что предприятие испытывает избыток запасов материалов и сырья на складе для осуществления основной деятельности. Величина сырья и материалов составила на начало 2013 года 19023 тыс. рублей.

Оценка внеоборотных активов доказывает положительную динамику. Стоимость основных средств увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 4081 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом на 4228 тыс. рублей. Динамика в сторону увеличения характерна и для нематериальных активов.

Перспективными направлениями в совершенствовании управления финансовыми ресурсами предприятия является управление товарно-материальными запасами и формирование эффективной системы управления расчетно-платежной дисциплиной и денежными средствами ООО «Гельветика-Прикамье».

Для оценки платежеспособности компании экономисты сопоставляют определенные элементы актива с отраженной в пассиве баланса кредиторской задолженностью. Управление финансовым состоянием предприятия предполагает постатейный анализ источников имущества (таблица 5).

Таблица 5 - Динамика источников имущества ООО «Гельветика - Прикамье» в 2010-2012г, тыс.руб.

Статья актива

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2012 от 2010 г.

Изменение 2012 от 2011 г.





абсолютное

относительное, %

абсолютное

относительное, %

Капитал

59364

58818

68110

8746

114,73

9292

115,8

Уставный капитал

40000

40000

40000

0

100,00

0

100,0

Собственные акции

720

720

0

-720

0,00

-720

0,00

Добавочный капитал

7575

7575

7549

-26

99,66

-26

99,66

Нераспределенная прибыль

11789

11243

20561

8772

174,41

9318

182,8

Долгосрочные обязательства

3678

4201

6631

2953

180,29

2430

157,8

Займы и кредиты

3678

4201

6631

2953

180,29

2430

157,8

Краткосрочные обязательства

3922

5225

4346

424

110,81

-879

83,18

Займы и кредиты

1090

1172

1294

204

118,72

122

110,4

Кредиторская задолженность

2808

4029

3026

218

107,76

-1003

75,11

В т.ч. поставщики и подрядчики

2789

4012

3026

237

108,50

-986

75,42

Перед персоналом организации

12

10

7

-5

58,33

-3

70,00

Перед государственными внебюджетными фондами

2

2

2

0

100,00

0

100,00

Задолженность по налогам и сборам

0

0

0

0

-

0

-

Прочие кредиторы

5

5

2

-3

40,00

-3

40,00

Прочие краткосрочные обязательства

24

24

24

0

100,00

0

100,00


Управление финансовым состоянием по источникам имущества показывает динамику в сторону увеличения задолженности перед кредиторами ООО «Гельветика-Прикамье». Для предприятия характерно достаточно количество капитала, собственных источников финансирования для осуществления основной деятельности ООО «Гельветика-Прикамье». Величина капитала в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 8746 тыс. рублей или на 15 % и по сравнению с 2011 годом на 10843 тыс. рублей или на 16 %.

Уставный капитал предприятия составляет 40 тыс. рублей, сформирован и оплачен полностью, в течение анализируемого периода не изменялся. Рост собственных источников характерен за счет увеличения нераспределенной прибыли, что говорит об эффективной организации работы предприятия. За анализируемый период характерно увеличение долгосрочных источников финансирования (займы и кредиты) с 3678 тыс. рублей до 6631 тыс. рублей в 2012 году.

Положительным моментом следует признать отсутствие задолженности перед бюджетом и сокращение кредиторской задолженности перед персоналом. На основании анализа можно сделать вывод, что для предприятия характерно благоприятное финансовое состояние и имеющихся средств хватит для погашения задолженности в полном объеме.

Далее рассчитаем показатели ликвидности.

Таблица 6 - Коэффициенты ликвидности ООО «Гельветика-Прикамье»

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2012 г. от





2010 г.

2011 г.

Коэффициент текущей ликвидности; >2,0

5,16

0,44

0,52

-4,64

0,08

Коэффициент быстрой ликвидности;0,8-1,0

0,44

0,05

0,08

-0,36

0,03

Коэффициент абсолютной ликвидности;>0,2

0,01

0,0012

0,00018

-0,01

0,00


Итак, анализ показателей ликвидности свидетельствует о следующем. На предприятии относительные показатели ликвидности не соответствуют нормативу. Коэффициент текущей ликвидности в 2012 году составил 0,52 против норматива ≥ 2. На протяжении 2010 - 2012 годов предприятие не может за счет текущих активов в полном объеме погасить краткосрочные обязательства. Коэффициент быстрой ликвидности также на протяжении анализируемого периода не соответствует установленному нормативу. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения части оборотных активов в денежную форму для расчетов с поставщиками. За счет денежных средств и дебиторской задолженности предприятие может погасить 8 % задолженности. При этом в начале 2010 года предприятие за счет высоко и средне ликвидных активов может погасить 44 % задолженности. Несоответствующее значение коэффициента абсолютной ликвидности указывает на снижение платежеспособности предприятия. Только 5 % срочных обязательств, предприятие может погасить за счет денежных средств, что крайне мало. Итак, предприятию следует разработать ряд мер, направленных на эффективное управление денежными средствами.

Для более полного и детального анализа финансовой устойчивости предприятия целесообразно рассчитать ряд финансовых коэффициентов (таблица 7).

Таблица 7 - Относительные показатели финансовой устойчивости

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Коэффициент автономии;>0,5

0,89

0,86

0,86

Коэффициент финансовой зависимости;<=1,5

1,13

1,16

1,16

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств; <=1

0,13

0,16

0,16

Коэффициент финансирования;≥1

7,81

6,24

6,20

Коэффициент постоянного актива; 0,2-0,5

0,94

0,92

0,95

Коэффициент маневренности собственных средств;>=0,3

0,23

1,00

1,00

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами; 0,1

0,645

0,658

0,791

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования;>0,8

7,84

7,76

9,02


С точки зрения управления, показатели финансовой устойчивости позволяют определить, что большинство из рассчитанных коэффициентов не соответствует установленному нормативу. Финансовая устойчивость представляет собой соотношение заемных и собственных источников, несоответствие показателей установленным нормативам свидетельствует, что предприятию ООО «Гельветика-Прикамье» необходимо принять комплекс мер по целесообразному вложению собственных источников финансирования деятельности компании и погашению задолженности перед кредиторами.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) в 2012 году составил 0,86, что соответствует нормативу. Таким образом, активы предприятия в 2012 году формировались на 86 % за счет собственных источников. Данный коэффициент свидетельствует, что для предприятия характерная высокая степень финансовой стабильности и обеспеченности собственными источниками финансирования. Коэффициент финансовой зависимости является обратным показателем коэффициенту автономии и в настоящее время соответствует нормативу. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств по состоянию на 01.01.2013 г. составил 0,16; т.е. на рубль собственного капитала приходится 16 копеек заемных средств. Коэффициент финансирования свидетельствует, что собственный капитал превышает заемные источники в 6,2 раза. Коэффициент маневренности на предприятии на отчетную дату существенно выше установленного норматива.

Таким образом, предприятие имеет достаточное количество собственных источников финансирования деятельности, которые целесообразно направить в более совершенное развитие предприятия.

Расчет относительных показателей подтверждает динамику, выявленную при расчете абсолютных показателей. Для предприятия характерно существенное превышение собственных источников над заемными.

Также представим динамику финансовых результатов.

Таблица 8 - Динамика состава и структуры отчета о прибылях и убытках

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2012 от 2010 г.

Изменение 2012 от 2011 г.


тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

Темп роста%

тыс. руб.

Темп роста%

Выручка

18935

100

20259

100

21288

100

2353

112,43

1029

105,08

Коммерческие расходы

18799

99,28

19992

98,68

20828

97,8

2029

110,79

836

104,18

Прибыль (убыток) от продаж

136

0,72

267

1,32

460

2,16

324

338,24

172,28

Прочие доходы

4

0,02

2

0,01

3

0,01

-1

75,00

1

150

Прочие расходы

141

0,74

216

1,07

103

0,48

-38

73,05

-113

47,69

Прибыль до налогообложения

-1

-0,01

53

0,26

360

1,69

361

36000

307

679,25

Чистая прибыль

-1

-0,01

42

0,21

281

1,32

282

-28100

239

669,05

Как свидетельствуют результаты оценки финансовых результатов, у анализируемой организации не выявлены существенные изменения важнейших показателей доходов, расходов и соответственно, финансовых результатов, в целом. Для предприятия характерна следующая динамика в части изменения объема реализации товаров. Так выручка предприятия в 2012 году составила 21288 тыс. рублей, что больше чем в 2010 году на 2353 тыс. рублей и на 1029 тыс. рублей больше, чем в 2011 году. Товарооборот по состоянию на 01.01.2013 года составил 21288 тыс. рублей. Преимущественно увеличение товарооборота произошло за счет внешних факторов, таких как инфляция и т. д. То есть предприятие не изыскивает внутренние резервы увеличения объема реализации и прибыли.

Динамика в сторону увеличения характерна и для коммерческих расходов. Так коммерческие расходы в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 2029 тыс. рублей и по сравнению с 2011 годом на 836 тыс. рублей. Прибыль от продаж в 2012 году составила 460 тыс. рублей против 136 тыс. рублей в 2010 году.

Для ООО «Гельветика-Прикамье» характерна такая особенность как отсутствие преобладание прочих расходов над прочими доходами. Это обосновано уплатой штрафов и пеней за нарушение договорной дисциплины в работе с поставщиками и подрядчиками, коммерческих расходов.

год предприятие завершило с убытком в 1 тыс. рублей, в 2012 году ситуацию удалось исправить и получить прибыль в сумме 281 тыс. рублей. Несмотря на положительную динамику, следует отметить, что рост преимущественно происходит за счет увеличения цен, инфляции, а не за счет расширения деятельности предприятия, что необходимо учесть при формировании управления финансовыми результатами на 2013 год.

Доля прибыли от продаж в выручке увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 1,443 % и по сравнению с 2011 годом на 0,843 %. Основной причиной такой динамики стало влияние внешних факторов. Аналогичная динамика характерна для показателя прибыли до налогообложения. Доля прибыли до налогообложения увеличилась в 2012 году на 1,696 в сравнении с 2010 годом и на 1,429 в сравнении с 2012 годом. Положительная динамика характерна и для чистой прибыли ООО «Гельветика-Прикамье».

В целом аналитические показатели отражают положительную тенденцию в работе предприятия. Несмотря на уменьшение основных показателей, в процентном соотношении сохраняется положительная динамика. В процессе анализа необходимо изучить состав и динамику показателей прибыли, а именно валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

На основании изученного материала разработаем проект мероприятий по улучшению управления финансового состояния предприятия.

 

3. Пути повышения эффективности финансовой деятельности ООО «Гельветика-Прикамье»

 

.1 Создание службы логистики на предприятии

финансовый торговля аналитический

Одним из направлений совершенствования работы предприятия является создание службы доставки. Отсутствие службы доставки существенно снижает конкурентоспособность предприятия и огранивает число покупателей продукции ООО «Гельветика-Прикамье». Служба логистики играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые товары были бы лишены одного из главных потребительских свойств - быть доступными потребителю.

Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре ООО «Гельветика-Прикамье» - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.

На предприятии, имеющем службу логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощный централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально.

Служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями компании, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании.

Данный отдел будет подчиняться заместителю директора по развитию предприятия. Отдел будет включать менеджеров, которые будут заниматься непосредственно приемом и обработкой заказов, и водителей-экспедиторов, которые занимаются доставкой товаров. Водители-экспедиторы будут приниматься на должность с собственным транспортным средством. За счет создания данного отдела ООО «Гельветика-Прикамье» сможет охватить более широкий круг конечных потребителей: розничные сети, розничные магазины, киоски. Для организации данного отдела необходимы следующие единовременные затраты.

Рисунок 4 - Организационная структура отдела логистики

Таблица 9 - Единовременные затраты на организацию службы доставки

Показатель

Количество

Цена

Сумма, рублей

Формирование рабочего места

-

-

136000

Ремонт помещения

-

-

40000

Компьютерный стол (2 шт.)

2 шт.

5500

11000

Компьютер

2 шт.

25000

50000

Принтер

1 шт.

6000

6000

Сканер

1 шт.

3000

3000

Телефон/факс

2 шт.

2000

4000

Стулья

5 шт.

600

3000

Шкафы

2 шт.

4500

9000

Прочие принадлежности

-

-

10000

Приобретение автматизированной компьютерной программы

-

-

15000

Обучение персонала

-

-

5000

Информирование клиентов

-

-

5500

Календарики

200 шт.

20

4000

Пакет смс

-

-

1500

Информирование по электронной почте

-

-

-

ИТОГО

-

-

161500


Наибольшую долю в структуре затрат занимают затраты на оборудование рабочего места. Однако в ближайшем будущем они окупятся, так как формирование службы доставки является достаточно прибыльным. Необходимо также приобрести автоматизированную компьютерную программу, которая позволит решить большинство проблем работы службы доставки. К таким задачам следует отнести:

1.      Минимизация ошибок, обусловленных «человеческим фактором».

2.      Предотвращение потери грузов.

.        Контроль над затраченными ресурсами на удаленных курьеров (на топливо, на связь, на проезд в общественном транспорте и другие).

.        Значительное сокращение затрат на связь с удаленными курьерами.

.        Повышение оперативности передачи заказов удаленным курьерам, что положительно сказывается на росте эффективности сотрудников и качестве услуг курьерской службы.

.        Увеличение количества постоянных клиентов благодаря хорошему имиджу службы доставки.

В целях информирования клиентов будет использована смс-рассылка, информирование по электронной почте и информация о службе доставки в форме календариков.

Затраты составят:

Приобретение смс-пакета (500 смс) - 1500 рублей

Издание календариков - 200 шт. по 20 рублей - 4000 рублей

Итого затраты на организацию службы доставки составят 161500 рублей.

Проанализируем также текущие затраты на год.

Таблица 10 - Текущие затраты на организацию службы доставки

Статья затрат

Сумма, тыс. рублей в год

Затраты на оплату труда

967,2

Затраты на ГСМ

187,55

Компенсация технического обслуживания автомобиля

18,8

Прочие затраты

26,45

Итого

1200


Затраты на оплату труда

Дополнительно планируется привлечь 4 специалистов. Затрата на оплату труда и страховые взносы приведем в таблице.

Таблица 11 - Затраты на оплату труда

Должность

Кол-во, чел.

Оплата труда

Страховые взносы

Итого

Менеджер

2

18000

5400

46800

Водитель-экспедитор

2

13000

3900

33800

Итого

4

х

Х

80600


В год затраты составят: 967200 рублей

Затраты на ГСМ

Затраты на ГСМ:

-       норма расхода берется из справочника для автомобиля «Газель» она составляет 17 л/100 км;

-       суточный пробег среднего мрашрута автомобиля с учетом пробок, переездов и прогрева в зимнее время года составляет около 70 км;

-       в году 365 дней за вычетом отпусков, выходных и праздничных дней 101 рабочих 264 дня;

-       годовой пробег одной машины будет равен: 264*70=18480 км, на 2 машины соответственно 18480*2 = 36960 км;

-       годовая потребность в литрах на весь автопарк соответственно 36960/100*17= 6283,2 литра.

         Тогда затраты в год в денежном эквиваленте составят:

,2 литра ×29,85 = 187553,5 рублей

         Коменсация технического обслуживания автомобиля:

-       техническое обслужтивание и замена жидкостей расчитываются исходя из пробега автомобиля, также нужно добавить затраты на ремонт. В среднем добавляется к затратам на бензин около 10%.

Тогда затраты в год в денежном эквиваленте составят:

187553,5 × 10 % = 18755 рублей

Итого затраты в год на работу службы доставки составят 1200 тыс. рублей.

 

.2 Организация дистанционной торговли


Одним из направлений увеличения объемов реализации товаров ООО «Гельветика-Прикамье» является развитие дистанционной торговли.

Дистанционная торговля имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной системой продаж.

Для ООО «Гельветика-Прикамье» это:

1.      экономия на затратах на оплату труда;

2.      отсутствие необходимости аренды больших площадей.

Для покупателя:

.        экономия времени;

.        более низкие цены.

Дистанционная торговля - это форма продажи товаров вне торговых или офисных помещений, при которой выбор товара и его заказ не совпадают по времени с непосредственной передачей избранного товара потребителям. При этом товар сначала выбирается за описанием в каталоге или через разные средства связи, а уже потом доставляется покупателю по указанному адресу.

Договор между продавцом (ООО «Гельветика-Прикамье» и потребителем - это устное или письменное соглашение о качестве, сроках, цене и других условиях реализации товара. Подтверждением осуществления соглашения является оформленный продавцом (ООО «Гельветика-Прикамье») товарный или кассовый чек, квитанция или другой расчетный документ.

Существует несколько способов дистанционной торговли:

.        по каталогам;

.        через Интернет-магазин;

.        через радио- и телемагазин.

В ООО «Гельветика-Прикамье» планируется создание собственного сайта, поэтому оптимальным вариантом является организация торговли посредством выложенных каталогов на сайте предприятия.

Таблица 12 - Бюджет затрат на организацию дистанционной торговли

Наименование затрат

Сумма единовременно,руб.

Сумма ежемесячно, рубл

Сумма в год, тыс. рублей

Создание сайта

35000

0

35

Редактирование и поддержка работа сайта

15000

2000

24

Реклама в специализированных газетах и журналах

-

-

48

Журнал «Современный офис»

-

4000

24

Глянцевый журнал «Business»

-

3000

24

Изготовление каталогов

10500

-

-

Заработная плата курьера (2 человека)

-

30000

360

Страховые взносы

-

9000

108

ИТОГО

25500

-

575


Создание сайта

В ИТ-компании планируется заказать сайт ООО «Гельветика-Прикамье», который будет создан по типу Интернет-магазина. Создание такого сайта составит 35 тыс. рублей.

Редактирование и поддержка работы сайта

Ежемесячная оплата ИТ-компании за поддержку сайта составляет согласно исследованию рынка 2000 рублей.

Итого затраты в год: 2000*12 = 24000 рублей

Реклама в специализированных газетах и журналах

1.журнал «Современный офис»

Планируется 5 выпусков - ½ страницы (А4):

Стоимость (1/2 страницы) - 4000 руб.

вып. * 4000 руб. = 24000 руб.

.Реклама в периодических изданиях

Глянцевый журнал «Business».

Похожие работы на - Пути повышения эффективности финансовой деятельности ООО 'Гельветика-Прикамье'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!