Значение биологии для развития товароведения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение биологии для развития товароведения

Содержание

Введение. Возникновение и развитие товароведения

1.1 Описание товароведного характера

.2 Разработка методов исследований

II. Роль биологии в развитие товароведение

2.1 Значение физики, химии и биологии в товароведение

.2 Развитие научного направления товароведения

.3 Химическая часть товароведения

.4Советское товароведение

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой. Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

Цель: данной работы является изучение значения биологии для развития товароведения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

рассмотреть возникновения и развитие товароведения;

изучить роль биологии в развитии товароведения.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области товароведения, биологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.

I. Возникновение и развитие товароведения

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, некоторые наиболее ценные и обладающие длительной сохраняемостью товары (меха, золото, серебро, бобы какао и др.) выполняли функции эквивалента обмениваемых товаров еще до появления металлических и бумажных денег. Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя или потребительной стоимостью. На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений. Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука, а информация о товарах появлялась в работах, посвященных сельскому хозяйству.[4]Античность.

.1 Описание товароведного характера


.2 Разработка методов исследований

Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний. Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Г. Бургаве, который разработал основы химического анализа пищевых продуктов, а также К. Линнея , Ж. Бюффона, Б. Жюсье , систематические исследования которых в области биологии послужили основой для разработки научной классификации товаров. В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации. Важным этапом в развитии товароведения стала публикация в 1756 г. книги И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы», где впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание современников. Об этом свидетельствует тот факт, что второе издание этой книги было переведено на русский язык и вышло в свет в 1789 г. под названием «Начертание полной купеческой системы купно с начальными основаниями торговой науки с приобретением краткой истории о торговле» (ч. 1 и 2). Сам факт перевода на русский язык и издания книги Людовицы говорит о том, что к концу XVIII в. в России сложилось сословие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях. В предисловии книги автор отмечает, что он первым привел «купеческую науку» в определенную систему, понимая под этим совокупность знаний, относящихся к торговле, включая знание товаров, «счетоводчество» и содержание отчетных книг в порядке. Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг». «Предмет товаропознания в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку и подделывание, а также на знания, которые суть лучшие сорты и роды товаров и которые скорее с рук сбыть можно и, наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно». Людовицы один из первых указал на необходимость создания коммерческих (торговых) учебных заведений (академий, училищ).

Вывод:

Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства.

II. Роль биологии в развитии товароведения

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, некоторые наиболее ценные и обладающие длительной сохраняемостью товары (меха, золото, серебро, бобы какао и др.) выполняли функции эквивалента обмениваемых товаров еще до появления металлических и бумажных денег. Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя или потребительной стоимостью. На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений. Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука, а информация о товарах появлялась в работах, посвященных сельскому хозяйству. Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история» Плиния, изданная в 37 книгах, где даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов выращивания сельскохозяйственных растений, их переработки и хранения. Особенно подробно описаны виноград, способы приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Плиний первым рассмотрел различные способы хранения в зависимости от климатических условий.

.1 Значение физико-химии и биологии в товароведение

В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630), который описал многие пряности, а также способы приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способы удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса. В XVIII в. наметилась дифференциация наук; одним из результатов этого процесса стало формирование научной терминологии - специфического языка каждой науки. Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (испытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний.

.2 Развитие научного направления товароведения

Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Г. Бургаве, который разработал основы химического анализа пищевых продуктов, а также К. Линнея , Ж. Бюффона , Б. Жюсье, систематические исследования которых в области биологии послужили основой для разработки научной классификации товаров. В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации. Важным этапом в развитии товароведения стала публикация в 1756 г. книги И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы», где впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание современников. Об этом свидетельствует тот факт, что второе издание этой книги было переведено на русский язык и вышло в свет в 1789 г. под названием «Начертание полной купеческой системы купно с начальными основаниями торговой науки с приобретением краткой истории о торговле» (ч. 1 и 2). Сам факт перевода на русский язык и издания книги Людовицы говорит о том, что к концу XVIII в. в России сложилось сословие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях. В предисловии книги автор отмечает, что он первым привел «купеческую науку» в определенную систему, понимая под этим совокупность знаний, относящихся к торговле, включая знание товаров, «счетоводчество» и содержание отчетных книг в порядке. Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг». «Предмет товаропознания в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку и подделывание, а также на знания, которые суть лучшие сорты и роды товаров и которые скорее с рук сбыть можно и, наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно». Людовицы один из первых указал на необходимость создания коммерческих (торговых) учебных заведений (академий, училищ). Несмотря на выделение товароведения как особой области знаний, накапливаемая информация о товарах носила в основном товароведно-технологический характер. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства. Товароведение в России. В XVIII-XIX вв. товароведение черпает сведения из смежных наук - химии, физики, биологии, агрономии, которые в этот период интенсивно развиваются. Большой вклад в развитие товароведения внесли работы Ф.В. Зуева, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерецковского, И.Я. Биндгейма, Б.А. Энгельмана, М.Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров. В связи с этим необходимо упомянуть также работы Д.И. Менделеева по способам рафинации этилового спирта, В. Левшина - по способам обработки и хранения растительных масел, Л. Пастера, установившего причины порчи пищевых продуктов вследствие ферментативных процессов, и др. В результате была создана основа для перехода от описания товаров к их испытаниям для выявления состава и свойств, а также причин, вызывающих изменения свойств товаров при переработке и хранении, для накопления и углубления знаний о них. Появилось большое количество публикаций товароведного характера, причем многие - на страницах журнала «Труды Вольного экономического общества», издававшегося с 1765 до 1915 г. В этом журнале были опубликованы работы по изучению состава и свойств многих пищевых продуктов - молока, жира, мяса, зерна и др. В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа акад. Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», где были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов. В 1856 г. Н.И. Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.

.3 Химическая часть товароведения

Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография проф. А.Н. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Целью этого труда, как заявил автор в предисловии, было намерение дать «сжатое, но точное понятие о составе и свойствах сырых и обработанных товаров, химическое исследование их достоинств, открытие подмесей». Следует отметить, что многие из описанных способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни.

В том же 1859 г. вышла в свет книга A.M. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», где рассматривалась товароведная характеристика пищевых продуктов. Профессор Московского и Казанского университетов, инспектор Московской академии коммерческих наук Киттары по праву считается одним из основоположников товароведения. Следует отметить, что за рубежом товароведение в то время еще изучалось вместе с технологией, а в учебнике Киттары были не только поставлены теоретические вопросы товароведения, но и показаны конкретные варианты их решения. Киттары был широко эрудированным ученым. Он занимался вопросами сушки пищевых продуктов, спиртового брожения, разрабатывал технологию производства кожи, текстильных изделий и других непродовольственных товаров. За рубежом в 1878 г. выходит многотомный капитальный труд И. Бенига «Химия пищевых и вкусовых продуктов человека», который приобрел широкую известность и использовался в руководствах по товароведению. Интенсивное развитие промышленности и торговли требовало подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями товаров, в связи с чем в России и за рубежом были открыты коммерческие учебные заведения, в учебные планы которых постепенно вводился учебный курс товароведения, что в свою очередь стало мощным стимулом к развитию научного направления товароведения. Впервые в мировой истории преподавание товароведения растительных, животных и фармацевтических материалов было начато в Падуанском университете, где в 1549 г. была учреждена кафедра товароведения.

Дальнейшее развитие научного товароведения во многом связано с учеными этого института: П.П. Петровым , Я.Я. Никитинским, Ф.В. Церевитиновым . В 1906-1908 гг. ими был издан двухтомный учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов. Позднее этот учебник был переработан, значительно расширен и вышел в 1914-1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник выдержал несколько изданий и долгие годы служил основой подготовки товароведов. После учебника Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках - естествознании, химии и физике. В предисловии авторы указывали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания качества товаров.

.4 Советское товароведение

В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения. В 1930-е гг. происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами. В 1933 г. вышла книга М.С. Бродского и Г.Р. Корек «Основы товароведения», авторы которой предприняли попытку использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения. Традиции основоположников товароведения были продолжены СЛ. Ермиловым, Н.И. Козиным, А.А. Колесником, Ф.С. Касаткиным, B.C. Грюндером, Г.С. Иниховым, В.Г. Сперанским, B.C. Смирновым, С.Н. Бруевым, Г.Г. Скробанским, И.Ф. Крюк, А.И. Гриммом, А.Н. Рукосуевым, М.А. Габриэльянцем, Л.Н. Ловачевым и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов, основанное на результатах обширных экспериментальных исследований.

В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н.А. Архангельский, А.И. Андрусевич, Н.С. Алексеев, Н.В. Булгаков, В.Г. Зайцев, Н.И. Егоркина, Г.И. Кутянин, Т.С. Остановский, М.С. Сергеев, В.П. Склянников, Н.В. Чернов и др. Под их руководством были проведены обширные исследования в области товароведения пищевых продуктов и промышленных товаров, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров и о методах их исследований. В результате этого существенно пополнилась учебная информация, усилилось теоретическое обоснование товароведения. Многократно издавались с изменениями и дополнениями учебники по товароведению. Так, четырехтомный учебник «Товароведение пищевых продуктов» выдержал два издания (в 1938 и 1949 гг.); последнее издание (1949) осуществлялось по постановлению Совета Министров СССР об увековечении памяти проф. Ф.В. Церевитинова. Под редакцией проф. B.C. Смирнова в 1941 г. был издан, а затем дважды переиздан (в 1946 и 1954 гг.) учебник по товароведению пищевых продуктов для экономических факультетов. В конце 1950-х -начале 1960-хгг. выходят учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по 3-4 издания; отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов. В 1957-1962 гг. вышли в свет девять учебников по товароведению промышленных товаров. Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы: многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968,1980 и 1987-1988), «Справочник товароведа непродовольственных товаров» в двух томах (1970,1987-1988), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание в 1976-1978 гг., 2-е издание в 1985-1988 гг.). Кроме того, были изданы крупные монографии: Церевитинов Ф.В. Химия плодов и овощей (1-е издание в 1933 г., 2-е в 1949 г.), Колесник А.А. Факторы длительного хранения плодов и овощей (1957), Козин Н.И. Химия и товароведение пищевых жиров (1 -е издание в 1939 г., 2-е в 1947 г., 3-е в 1958 г.), Рукосуев А. Н. Основы товароведения хлебных продуктов (1966), Сперанский В.Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964) и др. Современное товароведение. К сожалению, в начале 1990-х гг. издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Не вышла в свет из-за финансовых трудностей уже готовая рукопись 4-го издания «Справочника товароведа продовольственных товаров», намеченная к выпуску в 1991 - 1992 гг. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно-практических книг по товароведению «Товарный справочник». Уже выпущены первые четыре книги этой серии по товароведению пищевых продуктов. Следует отметить два основных направления развития товароведения - практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно. На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.

Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформирования содержания учебных планов, программ и учебников по товароведению, в основном за счет исключения знаний в области физики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций. В ходе этих споров раздавались абсурдные утверждения о бесполезности товароведных знаний. При этом делались ссылки на опыт таких стран, как США, Франция и др., где в коммерческих учебных заведениях отсутствует учебная дисциплина «товароведение». Действительно, в этих странах товароведение либо не выделено в особую учебную дисциплину и знания товара студенты получают в курсах технологии производства, либо эта дисциплина носит другое название. Например, в некоторых учебных заведениях США в учебных планах есть дисциплины: «Политика в области ассортимента», «Политика в области качества». Одним из аргументов в этих спорах было утверждение, что за качество товара отвечает только изготовитель, поэтому в условиях рыночной экономики продавец будет получать товары гарантированного качества и может не утруждать себя их квалифицированным приемочным контролем. Однако переход к рыночным отношениям выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности. Ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне в начале 1990-х гг. привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства. В результате Правительство РФ приняло постановление «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (от 12 июля 1996 г. № 799). В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления - практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей. Однако это не означает отказа от тех традиций российского товароведения, которые были предложены его основоположниками и многие из которых не утратили актуальности и в наши дни. Более того, в товароведении всегда существовали и будут существовать «вечные» проблемы - изучение новых товаров и новых потребительских свойств уже известных товаров с учетом последних достижений товароведной и смежных наук. С изменением социально-экономических условий некоторые проблемы вновь становятся злободневными и требуют новых подходов. К таким проблемам относится в первую очередь идентификация товаров для обнаружения и/или предупреждения их фальсификации.

Вывод:

Накопление описательной информации и развитие естественно-научных методов оценки качества товаров привело к возникновению и развитию научного направления в товароведении. Этому в немалой степени способствовали развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из этих областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения, где начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.


Современный этап развития науки характеризуется интеграцией научных знаний различных отраслей. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов - товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров - является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения.

товароведение наука биология

Список литературы

1.Барановский В.А. Продавец. - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2012.

2.Голубева Л.В., Полянский К.К., Чекулаева Л.В., Технология продуктов консервирования молока и молочного сырья, 2012.

.Дмитриенко М. И., Пилипенко Т. В. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. - СПб.: Питер, 2012.

.Касторных М.С., ред., Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов, М.: 2013.

.Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В., Товароведение продовольственных товаров, Ростов-на-Дону, 2010.

.Крусь Г.Н., Храмцов А.Г., Технология молока и молочных продуктов, М.: Колос, 2012.

.Кунижев С.М., Шуваев В.А., Новые технологии в производстве молочных продуктов, М.: ДеЛи принт, 2011.

.Паладина О.К. Проблема витаминизации жиров.- М.: Пищепромиздат. 2012.-264 с.

.Покровский А.Л. О биологической ценности продуктов питания.- Вопросы питания,2010. № 3, с. 25-40.

.Пучкова Ю.С., Криштафович В.И., Методические указания к лабораторным занятиям (раздел: Молоко и молочные товары), М.: 2009 г.

.Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2012.

.Тылкин В.Б. Товароведение пищевых продуктов.- М.: Экономика,2010.-65 с.

.Файвишевский М.П. Производство пищевых животных жиров. М.: Антиква, 2010.

.Шалыгина Е.А., Общая технология молока и молочных продуктов, М.: Колос, 2011.

.Шатерников В.А., Левачев М.М. Физиолого-гигиеническое обоснование разработки новых жировых продуктов.-Масло-жировая промышленность, 2012 , №6, с. 1-3

.Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов, Ростов, 2011

.Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Кожухова О.И., Туров А.С.Товароведение и экспертиза мясных, рыбных и молочных товаров. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

Похожие работы на - Значение биологии для развития товароведения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!