Выездная налоговая проверка

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,69 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выездная налоговая проверка

Введение

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы изменение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает приемлемые во многих областях условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов

Понятие выездной проверки

В Налоговом кодексе РФ нет понятия выездной налоговой проверки - статья 89 НК РФ содержится лишь перечень признаков проверки, с помощью которых мы и ответим на вопрос - что такое выездная налоговая проверка: Выездная проверка проводится (по общему правилу) по месту нахождения налогоплательщика. Однако, если у налогоплательщика нет помещения, где можно разместить налоговых инспекторов на время проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Выездная налоговая проверка означает гораздо более пристальное внимание налоговой службы к отчетности коммерческой организации. Как правило, такой проверке подвергаются компании, которые тем или иным образом привлекли внимание налоговиков: слишком низкими зарплатами сотрудников, работой с подозрительными контрагентами, низкой налоговой нагрузкой. Выездная проверка может проводиться от 2 до 6 месяцев, в зависимости от конкретной ситуации. При этом работники налоговых служб не предупреждают заранее о визите, предоставляя решение о проведении проверки лишь при начале проверки

Предметом выездной налоговой проверки признается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в том числе предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (пункт 2 статьи 89 НК).. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Проверочные действия состоят из анализа документов - как представленных налогоплательщиком, так и запрошенных во время проведения проверки. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки (текущий год в данные период не входит).

Вывод: выездная налоговая проверка - это форма налогового контроля, правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя и длящаяся в течение двух месяцев с момента вынесения такого решения путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и (или) запрошенных у налогоплательщика.

Виды выездных проверок

Проверки, проводимые в соответствии с утвержденным планом выездных налоговых проверок, называются плановыми. Такой план составляется и утверждается ежеквартально.

Иногда возникает необходимость проведения внеплановых выездных налоговых проверок, в том числе в связи с запросом правоохранительных органов, или по заданию вышестоящих налоговых органов, или по другим причинам.

В зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов, выделяются следующие виды выездных налоговых проверок:

комплексные - в ходе которых охватываются все налоги и сборы, уплачиваемые проверяемым лицом. В решение о проведении выездной налоговой проверки может быть использовано общее описание подлежащих проверке вопросов, являющихся предметом проверки, - "проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах";

тематические - в ходе которых проверяются только некоторые налоги и сборы по выбору проверяющих должностных лиц. Например, в решение о проведении тематической выездной налоговой проверки предмет проверки будет строго очерчен - "проверка правильности исчисления налога на прибыль организаций, единого социального налога и налога на доходы физических лиц".

Планирование и подготовка выездной налоговой проверки

На основе собранной в ходе мероприятий налогового контроля и полученной из различных источников информации о налогоплательщиках, с учетом камерального анализа их налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, финансово-экономических показателей их деятельности выбираются те налогоплательщики, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах.

Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников. Информация из внутренних источников - это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности, лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц.

налоговый прибыль физический лицо

Роль выездных налоговых проверок

Выездная проверка направлена на выявление уклонений от налогообложения. Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой поэтому нет ничего удивительного в том, что выездная проверка должна заканчиваться доначислением. Если выездная проверка прошла безрезультатно - значит, инспекторы провели плохой предпроверочный анализ и вышли на проверку неподготовленными.

Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.

При планировании и подготовке выездной проверки определяется объем недостающей информации о налогоплательщике и о его деятельности, решается вопрос о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

Выездные налоговые проверки 2015: новый подход

В 2015 году выездные налоговые проверки компаний будут проходить по новым правилам. О том, что подход к ревизиям изменится, ФНС России объявила подчиненным на внутреннем совещании, основные изменения касаются плана доначислений и проверок с полицией.

Цена выездной ревизии. Сейчас 1 процент всех выездных налоговых проверок компаний проходит вообще без доначислений, а доля ревизий, приносящих менее 1 млн. рублей, даже в Москве превышает 10 процентов. В ФНС России считают, что это результат "договорных" проверок.

Поэтому там как никогда решительно настроились на борьбу с коррупцией и хотят пресечь любые попытки инспекторов и проверяемых договориться. Служба даже готова к оттоку кадров, так как не все инспекторы способны работать только за зарплату. В итоге ФНС России хочет, чтобы результат ревизий совпадал с предпроверочным анализом. Выездные проверки на 2015 год назначают компаниям, которым можно доначислить не менее среднего по региону обычно от 5 млн. рублей. Значит, к таким доначислениям инспекторы теперь будут стремиться на каждой ревизии.

Работа с полицией. Цена выездной проверки с полицией вчетверо выше обычной 26 млн. рублей. ФНС России воодушевляют такие результаты, поэтому она рекомендует инспекторам подключать правоохранителей уже при планировании ревизий. А это означает, что оперативники будут проводить опросы сотрудников, проверочные закупки, осмотры, прослушивание телефонов еще до ревизии.

Вывод

Однако для нерадивых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговая проверка представляет собой основную угрозу со стороны налоговых органов, поскольку по результатам ее проведения, как правило, доначисляются налоговые платежи в значительном размере, способном пошатнуть в один момент имущественное и финансовое благосостояние бизнеса и даже привести к банкротству.

Что касается нарушений, то они найдутся всегда, особенно, если проверяется разросшаяся неповоротливая структура, которой значительно сложнее контролировать многочисленные аспекты своей деятельности. Например, проверять всех своих поставщиков на предмет благонадежности (нет-нет, да найдется среди них парочка «проблемных налогоплательщиков», по которым налоговики, как минимум, найдут возможность отказать в вычетах по НДС). Более того, если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, что бы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, как раз развивающемуся среднему бизнесу, в первую очередь, и стоит системно оценивать свою деятельность на предмет налоговой безопасности.

Поэтому право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.

Литература

1.Приложение N 1к приказу Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014) Статья 89. Выездная налоговая проверка

Похожие работы на - Выездная налоговая проверка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!