Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года. Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает.
Приостановление проведения проверки
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):
истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
проведения экспертиз;
перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@. Нужно отметить, что приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы. Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.
Повторная выездная налоговая проверка
Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.
Повторная выездная проверка может проводиться:
вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Заметим, что Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, принятым по спору в связи с первоначальной проверкой, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами;
налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена "уточненка"). Согласно позиции Президиума ВАС, отраженной в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09, предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой по данному основанию (представление "уточненки"), не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой. Президиум ВАС в Постановлении от 16.03.2010 N 14585/09 отметил, что позиция КС РФ нацеливает на необходимость в каждом конкретном случае исследовать вопрос о том, исключает или не исключает повторная выездная проверка принятие по ее результатам решения, вступающего в противоречие с установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными действующим судебным актом. Соответственно, данная позиция не касается случаев, когда объективно исключена возможность возникновения указанных противоречий. Например, если при рассмотрении другого дела суд не давал оценки доказательствам и фактическим обстоятельствам, а также сделанным на их основе выводам инспекции, обоснованность и законность которых являются предметом контроля вышестоящего налогового органа при проведении повторной проверки. Кроме того, предметом контроля могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений. Рассмотрим ситуацию. После проведения первичной выездной налоговой проверки и вынесения судебных актов по вопросу оспаривания решения по ее результатам налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по проверенному периоду, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Какие именно сведения может проверить налоговый орган в рамках повторной проверки? Научно-консультативный совет при ФАС ВВО рекомендует (Рекомендации одобрены Президиумом ФАС ВВО от 19.10.2010 N 7) налоговому органу действовать с соблюдением следующих условий:
) проверять только те сведения уточненной декларации (показатели конкретных строк налоговой декларации), изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом налоговый орган вправе проверить все документы, влияющие на измененные показатели соответствующих строк уточненной налоговой декларации.
Если при проведении повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, не обнаруженное ранее при проведении первоначальной выездной проверки, то к налогоплательщику налоговые санкции не применяются, за исключением случаев, когда оно явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации
выездная налоговая проверка
Данная проверка может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление ФАС СКО от 19.07.2010 N А63-19428/2009).
Знакомство с документами и осмотр помещений. Во время проверки у проверяющего налогового органа должна быть возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Необходимые документы могут быть истребованы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (требование может быть передано лично под расписку, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а если такими способами невозможно - по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его направления). На бумажном носителе документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Данной статьей установлена возможность в некоторых случаях представлять документы и в электронном виде. Такая возможность появится у налогоплательщиков после разработки необходимых правовых актов и программного обеспечения (п. 2 Письма ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@).
Представить документы налогоплательщик должен в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования, а если это невозможно - в течение дня после получения требования письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин, а также сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить необходимые документы. В течение двух дней после получения данного уведомления налоговый орган вправе или продлить срок представления документов, или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.
Нужно помнить, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением, наказываемым в соответствии со ст. 126 НК РФ штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, при отказе или непредставлении в установленный срок документов налоговики вправе произвести их выемку в порядке, установленном ст. 94 НК РФ. Должностные лица организации-налогоплательщика также привлекаются к ответственности согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
При этом есть один плюс для налогоплательщика. С 01.01.2010 налоговый орган не вправе повторно требовать те документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы). Обратим внимание еще на один момент: с подлинниками документов налоговики имеют право знакомиться только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
При необходимости проверяющий налоговый орган может проводить инвентаризацию имущества, а также осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в порядке, установленном ст. 92 НК РФ. В частности, осмотр проводится в присутствии понятых с участием проверяемого лица (или его представителя), а также специалистов. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов и т.д. Об осмотре составляется протокол по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@.
Напомним, что отказ в осмотре помещений налоговиками грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).
Выемка документов
В соответствии с п. 14 ст. 89 НК РФ, если у контролирующего органа будет достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится их выемка в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Данная процедура обязательно проводится согласно мотивированному постановлению, подписанному руководителем (его заместителем) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@. Заметим, что инспекция в случае судебного разбирательства должна будет доказать наличие у нее достаточных снований мотивов) для принятия постановления об осуществлении выемки документов у проверяемого лица.
Выемка документов в ночное время недопустима. Проводится она в присутствии понятых и лиц, у которых производится. В необходимых случаях приглашается специалист.
Перед выемкой налогоплательщику еще раз предлагается выдать документы добровольно, а при отказе сделать это проверяющий имеет право для выемки самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться документы, избегая причинения повреждений запорам, дверям и другим предметам, не вызванных необходимостью (п. 4 ст. 94 НК РФ).
Обязательно должен быть составлен протокол с соблюдением требований ст. 99 НК РФ. Его копия передается лицу, у которого были изъяты документы. Изъятые документы и предметы должны быть перечислены и описаны в протоколе или прилагаемой к нему описи. Если копий недостаточно или есть опасность, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, налоговики могут изъять подлинники. При этом с них снимаются копии, которые заверяются проверяющими и передаются проверяемому (одновременно с изъятием или в течение пяти дней, если нельзя снять копии сразу). Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью проверяемого лица.
Оформление результатов проверки
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие налоговые органы обязаны составить справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения от ее получения она направляется заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).
В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ (п. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем). Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, к акту прилагаются документы, подтверждающие данные факты (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Заключение
Выездная налоговая проверка - очень ответственное мероприятие. Как правило, если организация осуществляет коммерческую деятельность в течение четырех-пяти лет с момента ее регистрации в качестве юридического лица, то неизбежно скорое проведение такого контрольного мероприятия со стороны налоговых органов, как выездная налоговая проверка <#"justify">Список используемой литературы
1.Налоговый кодекс Российской Федерации
2.Система КонсультантПлюс
.Селиванова Н.В. Арбитражная практика рассмотрения споров, связанных с выездными налоговыми проверками// справочно-правовая система.
.Комментарий к Налоговому кодексу РФ: Часть 1, 2/под ред. Ю.Ф. Кваши. М.: Юрайт-издат, 2007.
.Налоговое право России: Учебник / под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2007.
.Налоговое администрирование: учебное пособие / колл. авторов; под ред.Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009.
.Налоговый контроль: учеб. Пособие / Г.Г. Нестеров, Н.А. Попонова, А.В. Тирзиди. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009.
. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг.
9.Интернет ресурсы (сайт www.pnalog.ru <http://www.pnalog.ru>)