Производство выездной налоговой проверки
Производство выездной налоговой проверки
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
|
5
|
1.1. Этапы процесса планирования проверки
|
5
|
1.2. Предварительный отбор объектов выездной проверки
|
6
|
1.3. Подготовка плана проверки и решение организационных
вопросов
|
12
|
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
|
15
|
2.1. Вручение решения о проведении проверки и истребование
документов
|
15
|
2.2. Проведение выездной налоговой проверки
|
17
|
2.3. Процедура принятия решения по результатам проверки
|
29
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
31
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
33
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
34
|
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования.
С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года
№ 95-ФЗ окончательно оформилась структура налоговой системы России: в
частности, в первой части Налогового кодекса Российской Федерации была
установлена и введена в действие система налогов и сборов.
Вместе с тем, как показывает практика, пробелы в
законодательстве и недостаточная ясность формулировки правовых положений
зачастую приводят к тому, что правоприменительные органы при администрировании
налогообложения интерпретируют ту или иную норму права в свою пользу. В этой
связи субъекты предпринимательской деятельности зачастую оказываются
незащищенными от противоправных посягательств со стороны контролирующих
органов.
Поэтому в рамках
основных направлений налоговой политики главное внимание должно быть уделено
совершенствованию налогового администрирования, направленного, с одной стороны,
на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, с другой
стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, а также
создание для них максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.
В этой связи, в настоящее
время Минфином России совместно с Федеральной налоговой службой,
Минэкономразвития России и Минюстом России ведется работа по созданию проектов
федеральных законов о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение организации
производства выездной налоговой проверки.
В соответствии с целью в
курсовой работе поставлены следующие задачи:
-
описать этапы
планирования выездной налоговой проверки;
-
рассмотреть
особенности отбора объектов проверки;
-
изучить порядок
подготовки плана налоговой проверки;
-
осветить этапы
осуществления выездной налоговой проверки.
Для решения поставленных задач на различных этапах
исследования была использована законодательная и нормативная база по
регулированию порядка назначения, осуществления и завершения выездных налоговых
проверок.
1.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
1.1.
Этапы
процесса планирования проверки
Планирование
выездных налоговых проверок считается подготовительным этапом проведения
выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков,
в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков
их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и
периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов,
необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения
выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла
бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и
сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и
других обязательных платежей), пени и налоговых санкций.
Составными
частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых
проверок являются следующие процедуры:
-
формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;
-
анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов)
и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов
и других обязательных платежей (налоговая отчетность);
-
анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках
камеральной налоговой проверки;
-
анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по
отраслевому принципу;
-
выбор объектов проверки;
-
подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов
(сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена
на данного налогоплательщика (комплексная проверка) или же одному или отдельным
видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка)
и периодам их проверки;
-
предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени
на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения
выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов,
необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения
к проверке правоохранительных органов;
-
подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на
предстоящий квартал и контроль за его выполнением.
1.2.
Предварительный
отбор объектов выездной проверки
Процедура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых
проверок включает следующие этапы.
Этап 1.
Определяется количество налогоплательщиков, которые могут быть включены в план
проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал исходя из показателя
средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние два
года. Например, исходя из анализа показателей количества выездных налоговых
проверок, приходящихся на одного налогового инспектора в соответствующей инспекции,
за последние два года, в среднем за квартал на одного налогового инспектора
приходилось пять выездных налоговых проверок. При этом крупнейшие и основные
налогоплательщики учитываются в указанном расчете как два и более налогоплательщика
(пропорционально отношению количества человеко-дней, требуемых для проверки
крупнейших и основных налогоплательщиков к количеству человеко-дней, обычно
затрачиваемому для проверки остальной группы налогоплательщиков). Таким образом,
в квартальный план проведения выездных налоговых проверок может быть включено
100 организаций (5 проверок - 20 налоговых инспекторов).
Этап
2. После того, как определено количество налогоплательщиков, формируются списки
налогоплательщиков, подлежащих обязательному включению в план выездных налоговых
проверок:
-
организации, являющиеся крупнейшими и основными налогоплательщиками.
Проверку указанных налогоплательщиков необходимо проводить как минимум один
раз в два года. При назначении выездных налоговых проверок следует учитывать
ограничения, установленные статьей 87 НК РФ, касающиеся охвата проверкой
только трех календарных лет деятельности налогоплательщика; с целью недопущения
случаев, когда отдельные периоды и виды налогов в связи с указанными
ограничениями останутся непроверенными;
-
налогоплательщики, проведение выездных налоговых проверок которых
обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, а также вышестоящих налоговых органов;
-
ликвидируемые организации. При поступлении в налоговый орган письменного
сообщения организации о ее ликвидации (в сроки, установленные пунктом 2 статьи
23 Налогового кодекса) либо сведений, полученных от иных источников, решение о
проведении выездной налоговой проверки организации в связи с ее ликвидацией
принимается в 10-дневный срок с момента получения указанной информации. Отдел
регистрации и учета налогоплательщиков не позднее следующего дня по получении
информации о ликвидации организации соответствующую информацию передает в отдел
выездных налоговых проверок, ответственный за подготовку плана выездных
налоговых проверок. Исходя из положений статьи 63 и 64 ГК РФ, выездную
налоговую проверку ликвидируемой организации организуется таким образом, чтобы
до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации
организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (т.е. до
утверждения промежуточного ликвидационного баланса) налогоплательщику были
вручены копия решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов
проверки, а также требования об уплате налога и налоговой санкции;
-
организации, представляющие «нулевые балансы» или не представляющие
налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении которых у налогового
органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной
деятельности;
-
налогоплательщики, необходимость проверки которых следует из мотивированных
запросов других налоговых органов. В запросе должны быть указаны: полное
наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя); адрес места нахождения организации (места жительства индивидуального
предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, код причины
постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость
проведения проверки); вопросы, подлежащие проверке; период деятельности, за который
должна проводиться проверка.
Этап
3. Составляются списки налогоплательщиков, подлежащих первоочередному
включению в план проведения выездных налоговых проверок на основании:
-
заключения отдела камеральных проверок по форме № 8, по результатам камеральной
налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных
соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности деклараций
(расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет).
Конкретные
формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, его объем
определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой
и бухгалтерской отчетности. При этом следует также руководствоваться
методическими указаниями и рекомендациями ФНС России, регламентирующими
вопросы анализа конкретных форм бухгалтерской и налоговой отчетности
налогоплательщиков (при их наличии);
-
заключения по форме № 1 ответственного за проведение анализа основных
финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому
принципу, проведенного с использованием автоматизированной системы обработки
данных АИС «Налог».
В
процессе стадии планирования выездных налоговых проверок должны
обеспечиваться:
-
анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей
деятельности налогоплательщиков;
-
сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности
налогоплательщиков одной отрасли;
-
отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых
позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
Приемы и методы анализа основных финансовых показателей деятельности
налогоплательщиков определяются налоговым органом исходя из отраслевой принадлежности
большинства налогоплательщиков, по которым масштабы ухода от налогообложения
организаций данной отрасли весьма значительны, и т.д.;
-
анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о
возможности обнаружения налоговых правонарушений.
Этап
4. Из сформированного списка отбираются налогоплательщики, проверка которых
представляется приоритетной.
Приоритетными
для проведения проверок являются следующие налогоплательщики:
-
предложенные к проверке отделами, производящими камеральные проверки
налоговой отчетности и анализ бухгалтерской и налоговой отчетности с
обоснованием целесообразности этих предложений;
-
неоднократно представляющие несвоевременно или в неполном объеме
документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов, сборов и других
обязательных платежей;
-
последняя проверка которых выявила существенные нарушения
законодательства о налогах и сборах;
-
не проверявшиеся более шести лет;
-
налогоплательщики, по руководителям или учредителям которых имеются
документы и информация, ставящие под сомнение происхождение их средств или
свидетельствующие о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, на
основании использования всего имеющегося массива информации о соответствующем
налогоплательщике, полученной как из внутренних, так и внешних источников;
-
которыми увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения
документально не подтверждено;
-
отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль
(доход) на протяжении ряда налоговых периодов или допускающие резкие колебания
размера налоговых платежей в различные налоговые периоды при примерно
одинаковом объеме оборота; уплачивающие незначительные суммы налогов и в то же
время занимающиеся благотворительностью (спонсорством) с расходованием крупных
сумм денежных средств;
-
исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательных
платежей через неплатежеспособные банки либо банки, по которым имеется
намерение уполномоченных контролирующих органов о приостановлении либо отзыве
лицензии. При этом расчеты с другими налогоплательщиками (поставщиками,
покупателями) осуществляются через платежеспособные уполномоченные банки;
-
относящиеся к какой-либо определенной отрасли, если предыдущие проверки
показали, что масштабы ухода от налогообложения организаций данной отрасли
весьма значительны, например, по организациям-импортерам, имеющим крупные
товарные и финансовые обороты по купле-продаже импортных товаров
(снабженческо-сбытовые, оптовые и другие организации, занимающиеся продажей и
перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, а также
внешнеторговые организации, осуществляющие экспортно-импортные сделки, включая
бартерные, и оказывающие брокерские и другие услуги во внешнеэкономической
деятельности). Особый интерес из этой группы налогоплательщиков представляют
налогоплательщики с большими суммами НДС, уплаченными таможенным органам и
предъявленными к налоговым вычетам, и по сравнению с ними незначительные суммы
НДС по реализованным товарам при наличии больших объемов кредиторской
задолженности, и (или) наличии больших объемов дебиторской задолженности при
незначительных объемах выручки;
-
имеющие наибольшие суммы отклонений от среднего уровня анализируемого
показателя, характерного для однородной группы налогоплательщиков в абсолютном
или процентном выражении;
-
по которым имеется информация от правоохранительных и иных контролирующих
органов о нарушении законодательства о налогах и сборах.
В
случае равноценности объектов выбора для выездных налоговых проверок с точки
зрения вероятности выявления нарушений законодательства о налогах и сборах
предпочтение отдается налогоплательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки
от продаж товаров (продукции, работ, услуг), численности работающих, суммы
причитающихся в бюджет налогов и сборов, а также прогнозируемых возможностей
взыскания доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.
Этап 5. Исходя
из конкретных особенностей соответствующей территории, обслуживаемой налоговым
органом, и возможностей инспекторского состава сформировать список налогоплательщиков
для включения в план проведения выездных налоговых проверок.
1.3.
Подготовка плана проверки и решение организационных вопросов
Не позднее чем
за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом, план
проведения выездных налоговых проверок представляется на утверждение
руководителю налогового органа.
План
проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом.
Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их
сотрудниками.
План
включает следующие реквизиты:
-
наименование налогоплательщика - организации (фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя), в отношении которого запланирована выездная
налоговая проверка;
-
идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет
(ИНН / КПП);
-
номер и дата акта последней выездной налоговой проверки;
-
виды налогов, сборов, других обязательных платежей, подлежащих проверке;
-
сведения об участии в предстоящей проверке правоохранительных органов;
-
период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика,
подлежащий проверке;
-
Ф.И.О начальника отдела (отделов), ответственного (ответственных) за
проведение проверки;
-
отметка о корректировке плана выездных налоговых проверок;
-
отметка об исполнении (цата и номер акта выездной налоговой проверки).
Исходя
из результатов проведенного анализа всей имеющейся информации о
налогоплательщике, а также ограничений, установленных статьями 87 и 89
Налогового кодекса, руководитель налогового органа выносит решение о
назначении выездной налоговой проверки.
В
ходе подготовки плана проведения выездных налоговых проверок решается вопрос о
необходимости привлечения к указанным проверкам правоохранительных органов.
Основаниями для направления налоговым органом мотивированного запроса
налогового органа в орган МВД России об участии в выездной налоговой проверке
могут служить:
-
наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных
нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих
признаки преступления или административного правонарушения;
-
назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о
налоговых правонарушениях, направленных органом, МВД России в налоговый орган;
-
назначение выездной налоговой проверки налогоплательщиков,
представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность в
налоговый орган, но осуществляющих экспортно-импортные операции;
-
необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим
проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также
обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных
лиц.
В целях обеспечения
максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей
выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены
необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением.
Необходимо
собрать всю недостающую информацию о налогоплательщике, которая может быть
использована при проведении проверки (информация банков и других кредитных
учреждений по операциям и счетам налогоплательщика; информация других налоговых
органов и иных организаций о проведении налогоплательщиком отдельных
финансово-хозяйственных операций, информация правоохранительных и
контролирующих органов об имевших место фактах нарушения налогоплательщиком
его должностными лицами уголовного, административного, таможенного и иного
законодательства и т.д.). С целью получения подобного рода информации налоговым
органом должны быть заблаговременно направлены запросы в соответствующие
органы, располагающие такой информацией, на которые возложена обязанность или
предоставлено право ее представить.
Кроме
того, решается вопрос о привлечении к проведению выездной налоговой проверки
правоохранительных органов, если в утвержденном на предстоящий квартал плане их
участие выездной проверке не предусмотрено.
2.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
2.1.
Вручение
решения о проведении проверки и истребование документов
Непосредственно
после прибытия на объект проверки проверяющие предъявляют руководителю
проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю (их представителю)
служебные удостоверения и решение о проведении выездной налоговой проверки.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки приведена в приложении
1.
Факт
предъявления решения о проведении выездной налоговой проверки удостоверяется
подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их
представителя) на экземпляре данного решения с указанием соответствующей даты.
В случае отказа руководителя организации или индивидуального предпринимателя
(их представителя) от подписи на экземпляре решения о проведении выездной
налоговой проверки производится в конце указанного документа запись об этом и
заверяется подписью проверяющих.
После
этого проводится собеседование с руководителем (индивидуальным
предпринимателем) организации, главным бухгалтером и (или) иными должностными
лицами налогоплательщика, ответственными за исчисление и уплату налогов с
целью получения общей информации о финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика, а также решения отдельных вопросов организации проверки
(предоставления проверяющим помещения, определение графика работы и т.д.).
В
случае воспрепятствования доступу проверяющих на используемые для
осуществления предпринимательской деятельности территории или в помещение
налогоплательщика (кроме жилых помещений) составляется соответствующий акт, в
котором фиксируется факт воспрепятствования доступу на территории или в
помещения налогоплательщика. Данный акт подписывается руководителем
проверяющей группы и предъявляется на подпись налогоплательщику. При отказе
налогоплательщика подписать акт фиксируется в нем соответствующая запись.
В
случае проведения проверки налогоплательщика-организации с одновременной
проверкой ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений на
следующий день после вручения руководителю проверяемой головной организации
(ее представителю) решения соответствующие решения должны быть направлены
налоговым органам по месту нахождения каждого филиала (представительства) и
иного обособленного подразделения с сопроводительным письмом, в котором указывается
срок представления материалов проверки.
При
проведении проверки филиала (представительства) и иного обособленного
подразделения в рамках проведения выездной налоговой проверки
налогоплательщика-организации с одновременной проверкой филиалов (представительств)
и иных обособленных подразделений доводится решение до сведения руководителя
(уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного
подразделения непосредственно после прибытия проверяющей группы на объект
проверки (в филиал, представительство, обособленное подразделение).
В
соответствии со статьей 93 НК РФ «…должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для
проверки документы»[1]. Подписанное требование вручается
руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) под расписку, с
указанием даты вручения.
Налогоплательщик
обязан направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. При этом
документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых
документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым
правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового
кодекса. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее
налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке,
предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса.
2.2.
Проведение выездной налоговой проверки
При
осуществлении выездной налоговой проверки исследуются документы (в том числе
информация, хранящаяся в электронном виде), имеющие значение для формирования
выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или)
перечисления налогоплательщиком в соответствующие бюджеты установленных
действующим законодательством о налогах и сборах, а также принятия правильного
решения по результатам проверки.
В
частности, проверяются: устав организации, ее учредительные документы
(документы, подтверждающие государственную регистрацию физического лица,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица в качестве индивидуального предпринимателя), свидетельство о постановке на
учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской
отчетности организации, договоры (контракты), банковские и кассовые документы,
накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ,
счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты
проведения налогоплательщиков хозяйственных операций, учетные регистры
(Главная книга (книга учета доходов и расходов), журналы-ордера, ведомости и
др.), а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
После
этого определяются приемы и методы проверки учетной документации (сплошная и
(или) выборочная проверка документов).
В
случаях, когда изучаются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в
электронном виде, оценивается необходимость привлечения специалиста в области
информационных технологий для участия в проверке.
В
ходе проверки учетной документации налогоплательщика проверяется:
а)
полноту устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета
доходов и расходов, учета объектов налогообложения, а также иных нарушений
законодательства о налогах и сборах;
б)
соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным
бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения.
Проверка проводится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе
проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей,
содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями
бухгалтерской отчетности;
в)
соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности
организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы,
данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные
показатели сверяют с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета,
Главной книги, а также аналогичными показателями регистров синтетического
учета;
г)
полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных
операций, влияющих на формирование налоговой базы. На данном этапе проверки:
-
тщательно изучаются кредитовые обороты по синтетическим счетам,
отраженным в Главной книге, при этом обращается внимание на нетипичные
корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию
хозяйственных операций. При обнаружении подобных записей прослеживается отражение
соответствующих операций в бухгалтерском учете вплоть до того первичного
учетного документа, который может подтвердить реальность и правомерность этой
операции;
-
контролируется соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности,
синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка
первичных учетных документов производится в хронологическом порядке, в разрезе
проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым оказывают или
могут оказать влияние на формирование налоговой базы;
д)
правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей
налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным
(бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, а также по иным
сделкам в случаях, предусмотренных статьей 40 НК РФ;
е)
обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок,
льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.
В
случае выявления в ходе выездной налоговой проверки факта отсутствия у
налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или
ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет
(внебюджетные фонды), определяются расчетным путем на основании имеющейся у
налогового органа информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных
налогоплательщиках.
При
определении сумм налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет расчетным
путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (в случаях,
предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ), производится соответствующий расчет,
содержащий:
-
сведения об организациях (индивидуальных предпринимателях), на основании
данных по которым производится исчисление сумм налогов и сборов, подлежащих
внесению проверяемым налогоплательщиком в бюджет (наименование организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), идентификационный номер
налогоплательщика, его отраслевая принадлежность и вид фактически
осуществляемой деятельности);
-
сравнительный анализ наиболее важных характеристик и показателей
деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), дающий основание
для вывода о правомерности квалификации данных налогоплательщиков как
аналогичных;
-
расчетные показатели сумм налогов и сборов, причитающихся к уплате в
бюджет проверяемым налогоплательщиком за соответствующие налоговые периоды, с
приведением порядка расчета указанных показателей. Указанный расчет за
подписями проверяющих прилагается к материалам проверки.
При
определении сумм налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет расчетным
путем на основании имеющейся у налогового органа информации о
налогоплательщике (в случаях, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового
кодекса), производится соответствующий расчет, содержащий:
-
источник получения указанной информации (указываются внешние и внутренние
источники);
-
краткое описание содержания документа (ов), на основании которого (ых)
производится расчет;
-
расчетные показатели сумм налогов и сборов, причитающихся к уплате в
бюджет проверяемым налогоплательщиком за соответствующие налоговые периоды, с
приведением порядка расчета указанных показателей.
Указанный
расчет за подписями проверяющих прилагается к материалам проверки.
В
случае выявления выездной налоговой проверкой фактов налоговых правонарушений
формируется доказательная база по этим фактам и обеспечивается их
документальное подтверждение (снимаются копии с документов, свидетельствующих о
совершении налоговых правонарушений, производится выемка подлинников указанных
документов, получаются недостающие документы из иных источников, проводятся
опросы свидетелей, назначается экспертиза и т.д.) по исчислению сумм
неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и пени, а также по подготовке
предложений о привлечении к налоговой ответственности за соответствующие
налоговые правонарушения.
Выемка
документов и предметов производится в следующих случаях:
-
при отказе налогоплательщика от представления запрашиваемых при
проведении налоговой проверки документов или непредставлении их в установленный
срок;
-
наличии достаточных оснований полагать, что подлинники документов могут
быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Если
нет точной информации о месте нахождения документов и предметов, подлежащих
выемке, проводится осмотр территорий и помещений налогоплательщика.
Постановление
о производстве выемки документов и предметов визируется начальником отдела и
утверждается руководителем налогового органа (его заместителем).
Выемка
производится в присутствия понятых, в количестве не менее двух человек.
В
случае оказания физического противодействия производству выемки или существования
реальной угрозы безопасности проверяющих к производству выемки привлекают
сотрудников правоохранительных органов.
Если
сотрудники правоохранительных органов не привлечены к проверке для обеспечения
физической защиты проверяющих, направляется запрос в правоохранительный орган
о выделении сотрудников в указанных целях.
О производстве
выемки документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований
статьи 99 Налогового кодекса.
До
начала выемки лицам, присутствующим при выемке, необходимо предъявить
постановление о производстве выемки и разъяснить их права и обязанности, сделав
об этом соответствующую запись в протоколе.
После
этого в Протокол выемки документов и предметов вносится запись об ознакомлении
налогоплательщика, у которого производится выемка. Указанная запись заверяется
его подписью. В случае отказа налогоплательщика от подписи об этом
производится запись в Протоколе, заверенная подписью должностного лица,
проводящего проверку и подписью понятых.
Затем
лицу, у которого производится выемка документов и предметов, предлагается
добровольно их выдать. В случае отказа выемка производится принудительно. При
отказе лица, у которого производился выемка, вскрыть помещения или иные места,
где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, проверяющие вправе
сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью
повреждений запоров, дверей и других предметов. Факты вынужденного повреждения
предметов с указанием причины данного повреждения и описанием этого повреждения
либо об отсутствии таковых, отражаются в Протоколе.
Выемка
может производиться в отношении предметов, а также:
-
копий документов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки.
Указанные копии скрепляются печатью или подписью налогоплательщика с указанием
даты подписания. При отказе налогоплательщика скрепить печатью или подписью названные
копии необходимо сделать специальную отметку и протоколе выемки документов и
предметов. В этом случае копии документов подписывает должностное лицо
налогового органа, производящих выемку, и понятые;
-
подлинников указанных выше документов в случаях, когда для проведения
контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов
налогоплательщиков, и есть достаточные основания полагать, что подлинники
документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Изъятые
документы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью или
подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью
или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная запись в
Протоколе. После чего документы копируются, подписываются должностным лицом,
осуществляющим выемку, и передаются лицу, у которого они изымаются. При
невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с
изъятием документов указанные копии передаются в течение пяти дней после
изъятия.
Все
изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам,
участвующим в производстве выемки, и при необходимости упаковываются на месте выемки.
Протокол
подписывается всеми лицами, участвовавшими в выемке документов и предметов.
Если указанными лицами выносились замечания, они отражаются в протоколе или
приобщаются к делу.
В
случае отказа лица, у которого производится выемка, от подписания протокола
выемки он вправе представить мотивированное объяснение причин отказа, которое
прилагается к протоколу, о чем в протоколе производится соответствующая
запись. Если указанным лицом не представлено мотивированное объяснение причин
отказа подписать протокол, в протоколе делается соответствующая запись,
заверенная проверяющими и понятыми. Копия Протокола вручается под расписку
лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты, или направляется по
почте заказным письмом (с описью вложения) с уведомлением о получении.
В
целях проверки достоверности данных, содержащихся в документах
налогоплательщика, а также для выяснения иных существенных обстоятельств,
имеющих значение для полноты проверки, осуществляют «…осмотр используемых для
осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения либо
осмотр объектов налогообложения…»[2] независимо от места их нахождения, а также
документов и предметов налогоплательщика.
Кроме
того, в обязательном порядке производится осмотр при наличии у налогового
органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных
ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных
мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды
деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о
производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от
реализации которой не отражена в учете и отчетности, о занижении объемов,
расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных
случаях. При необходимости привлекают специалиста к участию в осмотре.
Для
производства осмотра приглашают понятых, в количестве не менее двух человек.
При
проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется
налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (при их
привлечении).
В
необходимых случаях производят фото- и киносъемку, видеозапись, изготавливают
копии с документов или другие действия, которые фиксируют в Протоколе.
О
производстве осмотра составляется Протокол, в котором фиксируют существенные
для дела фактические данные, полученные в результате непосредственного
зрительного изучения объектов осмотра, представляющих интерес для проверки.
К
протоколу прилагаются выполненные при производстве осмотра фотографические
снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы.
По
окончании осмотра протокол подписывают должностные и другие лица,
присутствующие и участвующие при производстве осмотра.
В
случае отказа налогоплательщика допустить проверяющих к осмотру (обследованию)
отдельных производственных, складских, торговых и иных помещений (кроме жилых)
и территорий составляется акт.
В
случаях когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика,
анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий
и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие товарно-материальных
ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском
учете налогоплательщика, или отсутствие указанного имущества и ценностей при
наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского учета, а также в
других аналогичных случаях с целью проверки достоверности данных, содержащихся
в документах налогоплательщика, проводится инвентаризация имущества
налогоплательщика.
К
инвентаризации имущества налогоплательщика относится инвентаризация основных
средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов,
готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской
задолженности и иных финансовых активов.
Инвентаризация
проводится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации
имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным приказом Минфина
России и MHС России от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39 (зарегистрирован
Минюстом России 11.06.99, рег. № 1804).
Экспертиза
назначается в случаях, когда для разъяснения возникающих в процессе выездной
налоговой проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве,
технике или ремесле.
Договор
подписывается руководителем (заместителя руководителя) налогового органа и
исполнителем экспертизы.
Постановление
о назначении экспертизы утверждает руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа.
Вопросы,
поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных
познаний. Указанные вопросы должны быть четко определенными и конкретными, а
перечень их полным. При необходимости формулировки указанных вопросов могут
быть уточнены на основе консультаций с экспертом.
Материалы
для проведения экспертизы должны быть предоставлены в распоряжение эксперта
лицом, проводящим налоговую проверку. Эксперт не вправе самостоятельно
получать у проверяемого лица или иных лиц требующиеся ему для исследования
документы или предметы.
Перед
началом проведения экспертизы эксперта знакомят (в том числе эксперта -
сотрудника организации, в которой будет проводиться экспертиза) с его правами и
обязанностями, установленными статьей 95 (п. 4, 5 и 8) Налогового кодекса, и
предупреждают его об установленной статьей 129 Налогового кодекса
ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки или дачу
заведомо ложного заключения, а также предупреждают о том, что в соответствии с
п. 4 статьи 102 Налогового кодекса утрата документов, содержащих составляющие
налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность,
предусмотренную федеральными законами.
Кроме
того, с постановлением о назначении экспертизы следует ознакомить проверяемое
лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 статьи 95 Налогового
кодекса, о чем составляется Протокол.
В
случаях:
-
заявления отвода эксперту проверяемым лицом;
-
наличия просьбы проверяемого лица о назначении эксперта из числа
указанных им лиц;
-
представления проверяемым лицом дополнительных вопросов для получения по
ним заключения эксперта;
-
наличия просьбы проверяемого лица присутствовать при производстве
экспертизы и давать объяснения эксперту;
-
наличия просьбы проверяемого лица ознакомиться с заключением эксперта;
рассматривается вопрос удовлетворения таких ходатайств.
В
случае удовлетворения ходатайств проверяемого лица в постановление о назначение
экспертизы вносятся изменения (дополнения) или проведение экспертизы поручается
другому эксперту. Отказ в удовлетворении ходатайств проверяемого лица
фиксируется в протоколе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы,
о чем под расписку извещают лицо, подавшее ходатайство.
Объяснения,
возражения и ходатайства проверяемого лица, представленные в связи с экспертизой,
приобщаются к материалам выездной налоговой проверки.
Заключение
эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются
проверяемому лицу. Проверяемое лицо вправе дать свои объяснения или
возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о
назначении дополнительной или повторной экспертизы. Текст соответствующего
заключения приобщается к материалам выездной налоговой проверки.
В
случае недостаточной ясности или полноты заключения назначается дополнительная
экспертиза. Дополнительная экспертиза проводится только в отношении тех
вопросов, которые полностью или частично оставлены без ответа в заключении эксперта
либо ответы по которым должны быть уточнены на основании дополнительного
исследования.
В случае
необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности также
может быть назначена повторная экспертиза, которая поручается другому эксперту.
Повторная экспертиза назначается, например, если выявляются существенные
несоответствия между заключением эксперта и иной информацией о проверяемом
налогоплательщике, которой располагает налоговый орган, либо имеются другие
обстоятельства, дающие основания полагать, что данное заключение является
необоснованным.
В
Постановлении о проведении дополнительной или повторной экспертизы приводятся
основания, по которым соответствующая экспертиза оказалась необходимой.
Результаты экспертизы в обязательном порядке отражаются в акте выездной
налоговой проверки.
При
необходимости вызова для дачи показаний свидетеля, которому могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления
налогового контроля, ему вручают повестку о вызове свидетеля либо направляют ее
по почте.
Перед
получением показаний свидетели предупреждаются об ответственности за отказ или
уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем
делается отметка в Протоколе и удостоверяется подписью свидетеля.
Показания
свидетеля заносятся в Протокол. Показания свидетеля удостоверяются его
подписью, после чего Протокол подписывает проверяющий, который его составил.
В
случае необходимости привлечения специалиста для участия в проведении
конкретных действий по осуществлению налогового контроля (осмотр помещений и
территорий, используемых для извлечения дохода или прибыли, выемка документов и
предметов, проведение инвентаризации и др.), заключается договор.
Постановление
о привлечении специалиста для участия в проведении выездной налоговой проверки
утверждает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.
Специалист предупреждается об установленной статьей 129 Налогового кодекса
ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки, а также о
том, что в соответствии с п. 4 статьи 102 Налогового кодекса утрата документов,
содержащих составляющие налоговую тайн сведения, либо разглашение таких
сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
При
необходимости привлечения переводчика (для осуществления письменных переводов
и документов, содержание которых имеет значение для налоговой проверки, а
также устных переводов в случае, когда участвующее в выездной налоговой проверке
лицо не владеет русским языком к переводчику приравнивается также лицо,
понимающее знаки немого или глухого физического лица) с ним заключается
договор.
Руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа выносит Постановление о
привлечении переводчика для участия в проведении выездной налоговой проверки.
Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от
выполнения его обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается
отметка в Протоколе, и заверяется подписью переводчика. После чего протокол
подписывается проверяющим, который его составил.
2.3.
Процедура принятия решения по результатам проверки
В течение 14
дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен
рассмотреть акт налоговой проверки, а также документы и материалы,
представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения материалов
проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит
решение:
1)
о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение
налогового правонарушения;
2)
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
3)
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Перед принятием
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по
результатам рассмотрения материалов проверки его проект визируется юристом
налогового органа.
По
результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано на
отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не
выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его
заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий
налогового контроля.
Решение
налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за
совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной,
описательной и резолютивной.
При
наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и
обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся
материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий
налогового контроля.
Копию
решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки,
проведенной с участием правоохранительных структур, в трехдневный срок с
момента вынесения решения направляется в орган, сотрудники которого участвовали
в проверке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе данной
курсовой работы были рассмотрены этапы планирования проведения выездной
налоговой проверки, в том числе порядок процесса планирования, осуществление
предварительного отбора налогоплательщиков, подлежащих проверке, а также методы
подготовки и утверждения плана выездной налоговой проверки.
Вторая глава курсовой
работы посвящена изучению последовательности осуществления выездной налоговой
проверки. В этой части работы рассмотрены порядок вручения объекту проверки
решения о ее проведении, сущность проведения проверки учетной документации
налогоплательщика, требования к производству выемки документов и предметов, порядок
осмотра и инвентаризации имущества объекта проверки, а также процедура принятия
решения по результатам проведения выездной налоговой проверки.
При проведении
исследований, проведенных в данной курсовой работе, были получены следующие
результаты.
Выездная налоговая
проверка – наиболее трудоемкая форма налогового контроля, и назначается в
случае, когда возможности камеральных проверок исчерпаны.
Планирование выездных
налоговых проверок осуществляется налоговым органом в определенной
последовательности, и является регламентированной процедурой.
Процедура производства
налоговой проверки начинается с вручения объекту проверки решения о ее
проведении.
В процессе выездной
налоговой проверки налоговые органы вправе проводить проверку учетной
документации налогоплательщика, производить выемку документов и предметов,
осуществлять осмотр и инвентаризацию имущества проверяемого объекта, привлекать
к проверке эксперта, специалистов и переводчиков.
Выездная налоговая
проверка завершается составлением акта, по результатам которого уполномоченное
лицо налогового органа принимает мотивированное решение о привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности либо отказе к ее привлечению, или
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
2.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть вторая) – Федеральный Закон от 05.08.2000г.
№117-ФЗ
3.
Постановление
Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» №
506 от 30.09.2004
4.
Закон
«О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г. № 943-1
5.
Приказ
МНС РФ «Об утверждении инструкции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой
проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и
сборах» от 10.04.2000г. № АП-3-16/138
6.
Александров
И.М. Налоги и налогообложение. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2005
7.
Каменная
Ю.Ю. Проверки в торговле: как защититься от неправомерных санкций. М.: Вершина,
2005
8.
Корнийчук
Г.А. Контрольные проверки, или кого и что вправе проверять органы
государственного контроля. М.: Бератор, 2004
9.
Кучеров
И.И. Проверки налогоплательщиков органами внутренних дел. М.: ЮрИнфоР-Пресс,
2004
10.
Лыкова
Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Издательство «Дело», 2004
11.
Мясников
О.А. Налоговые проверки: законодательство и судебная практика. М.: Главбух,
2004
Приложение 1
Решение №___ о проведении выездной налоговой проверки
_______________________
«____»___________200__г.
(наименование населенного
пункта)
(дата)
На основании статей 31 и 89 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя)
____________________________________________________________________
(наименование
налогового органа)
____________________________________________________________________
(классный чин, ФИО)
РЕШИЛ:
1.
Назначить проверку_________________________________________________
____________________________________________________________________
(полное наименование
организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН;
(полное наименование
организации, филиала или представительства организации, ИНН/КПП)
по
вопросам _________________________________________________________
за
период с ________________________________ по _______________________
2.
Поручить проведение проверки_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(ФИО, занимаемые должности, классные чины, специальные
звания уполномоченных на проведение проверки должностных лиц)
Руководитель (заместитель руководителя)
___________________________________
(наименование
налогового органа)
___________________________
______________ ______________
(классный
чин) (подпись)
(ФИО)
Место печати
С
решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(должность и ФИО руководителя организации (ее филиала или
представительства) (ФИО индивидуального предпринимателя) или ФИО их
представителя)
______________________
________________________________
(дата)
(подпись)
[1]
Пункт 1 статьи 93 НК РФ
[2]
пункт 2 статьи 91 НК РФ