Особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    371,57 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края

Содержание

Введение

Глава 1. Система финансирования здравоохранения

.1 Роль здравоохранения в финансовом секторе

.2 Финансирование здравоохранения

Глава 2. Особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края

.1 Влияние социально-экономических факторов на развитие здравоохранения Алтайского края

.2 Управление финансированием здравоохранения Алтайского края с помощью программы модернизации здравоохранения и целевых программ

.3 Эффективность финансирования здравоохранения Алтайского края

Глава 3. Анализ динамики и структуры источников формирования и использования финансовых ресурсов на примере КГБУЗ "Краевая клиническая больница"

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

здравоохранение финансовый алтайский больница

Введение

Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово - хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения - это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет (федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольные взносы; другие денежные поступления.

К сожалению, в настоящее время наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений. Это и определило актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение вопросов финансирования предприятий здравоохранения.

Задачи:

. Рассмотреть организацию финансовых ресурсов в здравоохранении

. Выявить источники финансирования здравоохранения в Алтайском крае.

Объект исследования - финансирование здравоохранения в Алтайском крае.

Предмет исследования - особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края.

Метод исследования - статистический анализ, метод научного исследования, синтез, обобщение и сравнение.

Глава 1. Система финансирования здравоохранения

 

1.1 Роль здравоохранения в финансовом секторе


Важным элементом экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей сферы обслуживания. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны; и повышению благосостояния народа. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику.

За годы советской власти в стране было много сделано для развития здравоохранения. Оно стало народным, обеспечивающим медицинскими услугами широкие массы. Однако по мере милитаризации экономики, уменьшения средств, выделяемых на здравоохранение, оно стало отставать от индустриально развитых стран по показателям, характеризующим его материальное обеспечение. К началу 1990-х годов расходы на здравоохранение составляли примерно 3% в ВВП. В развитых странах они достигали 8-9%. В результате недофинансирования здравоохранения в 1985 г. в России 13% больниц размещались в зданиях, находящихся в аварийном состоянии, 41% больниц не имели горячей воды, 32% - канализации, 23% - водопровода. Обеспеченность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) была на низком уровне .

В ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущалась нехватка медицинских учреждений и медицинских работников. Недостаточно развитая сеть медицинских учреждений вынуждала сельских жителей часто совершать дальние поездки в города, и обращаться там за помощью в медицинские учреждения. Причем с развитием пригородного транспортного сообщения удельный вес посещений сельских жителей в общем объеме посещений врачей в городских лечебно-профилактических учреждениях рос, что увеличивало нагрузку на городские медицинские учреждения.

Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, неудовлетворенная потребность в медицинском обслуживании населения предопределяли необходимость его дальнейшего развития.

Однако финансовых ресурсов для развития здравоохранения постоянно не хватало. Одной из важных причин этого было то, что здравоохранение, как и другие отрасли социального обслуживания, относились к непроизводственной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу, т.е. сначала удовлетворялись финансовые и материальные потребности предприятий сферы материального производства, и в первую очередь предприятий военно-промышленного комплекса, а остаток средств направлялся на социально-культурные мероприятия, в том числе на здравоохранение. Все это требовало коренных изменений в финансировании этой отрасли обслуживания населения.

Процесс реформирования здравоохранения и его финансирования решался в середине 1980-х годов. В это время был проведен эксперимент по реформированию здравоохранения. В систему бюджетного финансирования были внесены серьезные изменения. Средства из бюджета стали выделяться в расчете на одного жителя. Держателями средств стали амбулаторно-поликлинические учреждения. Между ними и больницами вводились расчеты за лечение больных в больницах. Медицинским учреждениям разрешалось заключать договора с предприятиями на медицинское обслуживание их работников сверх нормативов бесплатной медицинской помощи.

Переход на рыночные отношения в начале 1990-х годов отразился на здравоохранении. Экономический кризис привел к еще большему недофинансированию отрасли. В 1992 г. на здравоохранение было выделено 40% средств от фактической потребности. Стала очевидной невозможность решения проблем финансирования только за счет бюджетных средств. Это предопределило переход от государственной к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения.

Во времена централизованного планирования финансирование лечебно-профилактических учреждений осуществлялось по нормативам затрат (бюджетно-сметное финансирование), не связанным с конечными, социально значимыми показателями (законченный случай лечения больного и другие модели), а больше ориентировалось на объемные показатели, такие как число коек в стационаре, число посещений в смену в амбулаторно-поликлиническом звене, обеспеченность врачебными кадрами и др. В этом одна из причин экстенсивного развития отрасли, недостаточного выделения финансовых ресурсов для приобретения медицинского оборудования, новых медицинских препаратов, внедрения новых медицинских технологий и расширения основных непроизводственных фондов, более низкого по сравнению со средней заработной платой по народному хозяйству в целом уровня заработной платы медицинских работников.

Составляющей новой модели экономической организации здравоохранения являются экономические методы управления, позволяющие объединить интересы лечебно-профилактических учреждений с интересами работников. Модель основывается на следующих экономических и организационных принципах:

) финансирование по долговременным экономическим нормативам:

для амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от численности прикрепленных жителей (дифференциация по группам здоровья);

для стационара - число пролеченных больных (в зависимости от категории сложности);

для службы скорой помощи - количество вызовов (дифференциация по категории сложности);

для консультативных поликлиник, диагностических центров и поликлинических отделений, диспансера - число консультативных приемов и диагностических исследований (дифференциация по категории сложности);

для учреждений судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) и патологоанатомической службы (ПАС) - количество экспертиз исследований (дифференциация по сложности);

для санитарно-эпидемиологической службы - количество обслуженного населения с учетом санитарно-гигиенической обстановки в регионе;

для учебных заведений-число учащихся (дифференциация по уровню подготовки);

) привлечение внебюджетных источников финансирования:

) развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов в решении вопросов производственной деятельности:

) зависимость оплаты труда от конечных результатов:

) использование новых форм организации труда.

Однако работа в условиях нового хозяйственного механизма не обеспечила достаточно рационального и эффективного использования ресурсов. Во всех ЛПУ увеличилась численность врачебных кадров.

С восстановлением принципов рыночной экономики эти ограничения почти полностью устранены и поэтому в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового управления, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала.

Таким образом, финансовое управление в здравоохранении - управление финансовыми отношениями через систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов.

 

.2 Финансирование здравоохранения


В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемый обществом на здравоохранение предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели.

1.      Бюджетно-страховая модель. В ее рамках здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).

2.      Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).

3.      Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в России при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения РФ.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям в экономике привели к реформе в здравоохранении. В 1991 г. был принят Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан РСФСР", в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан, которая призвана обеспечивать интересы населения в охране здоровья.

Закон предусматривал введение нового источника общественного финансирования - взносов работодателей на страхование работающего населения - и перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы. Основным недостатком закона являлось то, что предлагаемые в Законе механизмы страхования не обеспечивали равного доступа населения к медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС как по горизонтали (между различными группами населения внутри региона), так и по вертикали (равенство между регионами). Работающее и неработающее население могло бы иметь неравные условия получения медицинской помощи, так как доступ к медицинской помощи экономически незащищенных слоев населения (детей и лиц пенсионного возраста), потребляющих большую часть медицинской помощи, мог быть ограничен. В Законе предусматривались механизмы выравнивания рисков страховщиков и предотвращения селективного отбора застрахованных. Кроме того, постановление Верховного Совета о порядке введения Закона предусматривало возможность каждому региону, решившему досрочно внедрять Закон, самостоятельно установить тариф страхового взноса на страхование работающего населения.

.        Анализ полученных результатов внедрения Закона в отдельных регионах показал необходимость внесения в него изменений. Поэтому в 1993 г. был принят Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР". В том же году был принят Закон ("Основы законодательства об охране здоровья граждан"). Эти законы определяли основные направления реформ в финансировании, организации и управлении системой здравоохранения. На сегодня в сфере здравоохранения приняты такие федеральные законы как Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании" от 29.11.10 № 326-ФЗ, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 8.05.10 №83-ФЗ.

Основными целями введения ОМС являются:

-        расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов, и в первую очередь средств хозрасчетных предприятий;

-        децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям;

-        повышение экономической эффективности расходования средств на медицинское обслуживание;

-        расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы;

         создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицинского обслуживания;

-        создание материальной заинтересованности у предприятий и граждан в улучшении условий труда, природоохранной деятельности, снижения заболеваемости за счет общей профилактики и здорового образа жизни.

Главными задачами на этапе мобилизации средств, направляемых на финансирование здравоохранения, являлись:

-        введение нового целевого внебюджетного источника финансирования;

-        создание структуры управления для осуществления ОМС;

Основной задачей на этапе распределения финансовых средств являлось изменение механизмов распределения финансов как по горизонтали (от покупателя до медицинского учреждения), так и по вертикали (между регионами).

В целях достижения поставленных целей Закон предусматривал создание двух систем общественного финансирования: системы ОМС и "государственной, муниципальной системы".

Источником финансирования системы ОМС являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения. Источником финансирования "государственной, муниципальной системы" являются бюджеты всех уровней. Наряду с этим Закон предусматривал создание системы добровольного медицинского страхования (ДМС), основанного на принципе расчета риска и частного финансирования предоставляемых в рамках этих программ-услуг.

Наиболее важными направлениями расходования средств "государственной, муниципальной системы" являются следующие:

-        финансирование целевых программ;

-        финансирование научных исследований и подготовки кадров;

-        субсидирование территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;

-        оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

         финансирование служб скорой помощи;

-        финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях.

Базовая программа ОМС должна охватывать все остальные виды медицинской помощи, оказываемые по медицинским показаниям.

Законодательство о медицинском страховании предусматривало изменение системы управления отраслью - создание системы фондов ОМС и страховщиков.

В соответствии с Законом часть функций перешла от органов управления здравоохранением к фондам ОМС (управление финансированием основной части медицинской помощи) и страховщикам (управление и организация предоставления медицинской помощи государственной, муниципальной системой оставалась за органами управления здравоохранением различных уровней).

Основными целями создания фондов ОМС является сохранение принципов общественного финансирования и создание инструментов, позволяющих осуществлять государственное управление объединенными источниками общественного финансирования в части системы ОМС. Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи по потребности вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы, а также предотвращение отбора страховыми медицинскими организациями "выгодных" клиентов. Основной функцией фондов является создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам по базовой программе ОМС на всей территории страны и регионов.

В систему фондов ОМС входят Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) и территориальные фонды ОМС (ТФОМС). Основной функцией ФФОМС является выравнивание условий деятельности ТФОМСов по обеспечению финансирования программ ОМС.

Основными функциями ТФОМС являются:

-        аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан;

-        финансирование на основе дифференцированных подушевых нормативов страховых медицинских организаций, заключивших договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС;

-        осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Страховые медицинские организации имеют право: выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; устанавливать размер страховых взносов по ДМС; принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных.

Основными функциями страховых медицинских организаций являются:

-        организация медицинской помощи застрахованным;

-        оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;

-        контроль качества предоставляемых медицинских услуг; защита прав и интересов застрахованных.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды ОМС формируются за счет:

-        части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на ОМС в размерах, устанавливаемых Федеральным собранием РФ;

-        ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ ОМС;

-        добровольных взносов юридических и физических лиц,

         доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением об уплате страховых взносов в федеральный и территориальные фонды ОМС.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по ОМС в размерах, обеспечивающих выполнением медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения осуществляют правительства республик РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

-        бюджетные средства;

         взносы работодателей на ОМС;

         средства населения;

-        средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений.

Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены в следующей схеме на рисунке 1 и 2.

Рисунок 1 - Источники финансовых ресурсов здравоохранения

Рисунок 2 - Направления использования средств в здравоохранении

Примерный состав и структуру источников финансового обеспечения здравоохранения и направления расходов характеризуют следующие данные, приведены в таблице 1.

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы.

За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Таблица 1 - Состав и структура источников финансового обеспечения здравоохранения и направления расходов Российской Федерации в 2012 г., в %


В % к итогу

В % к ВВП

Государственное финансирование,

53,7

3,1

в том числе:



Федеральный бюджет

3,6

0,2

Территориальные бюджеты

37,4

2,2

Взносы работодателей на ОМС

12,7

0,7

Расходы населения на медицинские нужды,

44,3

2,5

в том числе:



Расходы на медицинскую помощь

20,6

1,2

23,6

1,3

Расходы на добровольное медицинское страхование

0,1

0,07

Расходы ведомств и предприятий на содержание ведомственных ЛПУ

2,0

0.1

Итого

100

5,7


Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства являются наиболее крупным источником финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в ст. 41 Конституции РФ, где записано, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно".

Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения было принято постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 г. Москва "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год". В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Кроме того, были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Например, в расчете на 1000 человек число вызовов скорой помощи было установлено 340; число койко-дней в больницах - 2901, 5; число врачебных посещений в поликлиниках - 9198 и т.д. Таким образом, в Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи.

Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с ФФОМС.

Базовая программа государственных гарантий включает в себя:

1)      перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

2)      базовую программу ОМС;

3)      нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

4)      подушевой норматив, используемый для финансирования ‘ здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:

- из средств бюджетов здравоохранения всех уровней;

-        из средств фондов ОМС;

-        из других источников поступления средств в здравоохранение.

Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов здравоохранения, а также федерального и территориальных фондов ОМС.

Используя базовую программу государственных гарантии, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные Программы государственных гарантий.

Территориальные программы государственных гарантий могу включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицине кой помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.

Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и региональными органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.

В рамках Программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения (сокращенно - подушевой норматив), которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

В рамках территориальных программ государственных гарантий органы управления субъектов Российской Федерации формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Средства ведомств и предприятий - это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 6% коечного фонда страны и работает 10% медицинских работников.

Таким образом, ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников. Во-первых, это средства федерального бюджета. Во-вторых, многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем средств направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.

Глава 2. Особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края

 

2.1 Влияние социально-экономических факторов на развитие здравоохранения Алтайского края

 

На здоровье населения Алтайского края негативное влияние оказывает ряд экологических факторов, в том числе специфических для региона. Специфическим для края источником является радиоактивное загрязнение окружающей среды, обусловленное серией мощных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. В настоящее время концентрация долгоживущих изотопов в воде не превышает допустимого уровня, но влияние этого фактора по-прежнему высоко из-за развития не столько соматических нарушений, сколько из-за "генетического эффекта", проявляющегося в последующих поколениях. Так же специфическим для края, является комплекс факторов, вызывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения края и окружающую среду, обусловленных падением фрагментов вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых с космодрома "Байконур". В зоне этого воздействия находится, частично, 5 муниципальных районов, занимающих до 4% территории края.

На уровни общественного здоровья существенное влияние оказывает неблагоприятная возрастная структура населения, с более высокой, чем в среднем по СФО, долей лиц старших возрастов, в том числе за счет миграционного оттока молодежи, преимущественно сельской, в соседние регионы и возвращающихся на прежнее место жительство в пенсионном возрасте. По данным на 01.01. 2012 г. удельный вес населения старше трудоспособного возраста составил в крае 21,6% (СФО - 19,1%), а демографическая нагрузка лицами нетрудоспособных возрастов на 1 тыс. лиц трудоспособного возраста составила 608 чел. (по СФО - 570). В сравнении с 2005 г. доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 1,68% (с 19,94% в 2005 г., до 21,62% в 2012 г.), доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась на 0,39%. Демографическая нагрузка на трудоспособное население детьми и стариками возросла за указанный период на 5,6%.

Уровень общей смертности в 2012 г. в крае (1434,5) был выше, чем в РФ (1416,8) на 1,2% и СФО (1392,3) на 3,0%. Более высокие показатели общей смертности в крае отмечались и от ряда наиболее значимых причин смерти:

от болезней системы кровообращения превышение РФ на 0,36%, СФО - на 13,5%;

от новообразований превышение РФ - на 5,0%, СФО - на 5,0%;

от туберкулеза превышение РФ в 1,7 раза, СФО - на 3,9%;

от болезней органов дыхания превышение РФ - на 39,3%, СФО - на 12,7%.

Ведущей причиной смертности населения трудоспособного возраста являются несчастные случаи, травмы, отравления (33,1% от всех причин). Показатель составил 207,0 (РФ 188,1, превышение на 10,0%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 30,6% (с 298,5 в 2005 г., до 207,0 в 2012г.). По предварительным данным в 2013 г. отмечается снижение преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 9,3% (до 187,7).

II ранговое место занимают болезни системы кровообращения (28,7% от всех причин). Показатель составил 181,2 (РФ 200,7, ниже на 9,7%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 19,3% (с 224,7 в 2005 г., до 181,2 в 2012г.). По предварительным данным в 2013 г. отмечается рост преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 1,6% (до 184,1).

III ранговое место занимают злокачественные новообразования.

IV ранговое место занимают инфекционные и паразитарные болезни (7,1% от всех причин). Показатель составил 44,8 (РФ 31,5, превышение на 42,2%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 22,6% (с 58,5 в 2005 г., до 45,3 в 2012г.).

V ранговое место в структуре смертности населения трудоспособного возраста занимают болезни органов дыхания (5,1% от всех причин). Показатель составил 31,7 (РФ 33,2, ниже на 4,5%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 35,9% (с 49,5 в 2005 г., до 31,7 в 2012 г.).

Среди смертности от заболеваний лидируют болезни нервной системы - 6,47%, болезни органов дыхания - 5,76%.

Наиболее значимое превышение показателей общей заболеваемости населения края в сравнении с показателями РФ и СФО отмечается по следующим классам заболеваний:

по болезням органов пищеварения - РФ в 2,8 раза и СФО в 2,2 раза;

по болезням эндокринной системы - РФ и СФО более чем в 2 раза;

по болезням крови и кроветворных органов - РФ и СФО в 1,9 раза;

по болезням мочеполовой системы - РФ в 1,98 раза, СФО - в 1,8 раза;

по болезням системы кровообращения - РФ в 1,96 раза, СФО - в 1,82 раза;

по болезням костно-мышечной и соединительной ткани - РФ в 1,7 раза, СФО - в 1,57 раза;

по болезням глаза и его придаточного аппарата - РФ на 47,0%, СФО - на 35,0%;

по новообразованиям - РФ на 34,0%, СФО - на 45,0%;

по врожденным аномалиям - РФ на 24,0%, СФО - на 20,0%;

по болезнями органов дыхания - РФ на 17,3%, СФО - на 20,1%, в том числе по хроническим обструктивным болезням легких - РФ в 5 раз, СФО - в 2,7 раза; по хроническим бронхитам - РФ в 3,5 раза, СФО - в 2,7 раза; бронхиальной астме и пневмониям - РФ в 1,5 раза, СФО - на 20,0%.

Особое место в структуре заболеваемости занимают онкологические заболевания, уровень которой превышает показатели по РФ в 1,2 раза.

Для населения края сохраняется высокая потребность в объемах медицинской помощи, как первичной медико-санитарной, так и специализированной и высокотехнологичной.

В Алтайском крае можно выделить следующие приоритетные направления для финансирования модернизации здравоохранения:

развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельского здравоохранения;

развитие скорой медицинской помощи;

развитие стационарной, в том числе специализированной медицинской помощи по направлениям, определяющим основные причины смертности и инвалидизации населения:

развитие медицинской помощи больным с сердечно - сосудистыми заболеваниями;

развитие медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;

развитие медицинской помощи больным, пострадавшим вследствие внешних причин, в том числе травм, отравлений;

развитие медицинской помощи больным с социально-значимыми заболеваниями, в том числе туберкулезом, психическими и наркологическими расстройствами;

развитие медицинской помощи больным с болезнями органов дыхания;

развитие медицинской помощи больным болезнями органов пищеварения;

развитие медицинской помощи больным с болезнями эндокринной системы.

Значимыми факторами, создающими объективные трудности в обеспечении доступности и качества медицинской помощи, снижающими эффективность функционирования системы здравоохранения края, являются его административно-территориальные и медико-географические особенности, которые обуславливают необходимость содержать экономически затратную сеть лечебно - профилактических учреждений.

По уровням оказания медицинской помощи ЛПУ края распределены следующим образом: I уровень - 8 (оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь), II уровень - 42 (оказывающие специализированную медицинскую помощь), III уровень - 29 (оказывающие специализированную и первичную медико-санитарную помощь, на базе которых имеются специализированные межмуниципальные центры), IV уровень - 104 (оказывающие первичную медико-санитарную медицинскую помощь), V уровень (расположены на селе, в том числе из учреждений II-IV уровней) - 72. Таким образом, сельские учреждения здравоохранения составляют 40%, что и определяет приоритет развития сельского здравоохранения.

Сеть учреждений сельского здравоохранения в настоящее время представлена 53 ЦРБ (из них 13 относятся к III уровню), 83 участковыми больницами (6 имеют статус юридического лица), 151 врачебной амбулаторией (8 имеют статус юридического лица), 2 домами сестринского ухода и 939 фельдшерско-акушерскими пунктами. В сельских врачебных амбулаториях функционирует 117 общеврачебных практик.

В сети сельских ЛПУ предполагаются следующие преобразования:

в результате преобразования 57 участковых больниц в сельские врачебные амбулатории к 2012 году их число составит 27 (из них 2 - юридические лица);

ФАПы будут качественно преобразованы: 6 из них, где численность обслуживаемого населения превышает 1200 чел., будут преобразованы во врачебные амбулатории;

число врачебных амбулаторий увеличится на 61 и достигнет 213

Сеть учреждений здравоохранения в настоящее время не сбалансирована и не отвечает федеральным нормативам. В сети преобладают учреждения IV уровня оказания медицинской помощи, существует дефицит ОВП.

В ходе модернизации компенсация дисбаланса по распределению учреждений по уровням оказания медицинской помощи будет решена путем дооснащения ЛПУ в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

В 2013 г. предполагается приблизить инфраструктуру здравоохранения к состоянию, соответствующему численности и возрастному составу населения, структуре и уровням заболеваемости и смертности с выходом на количество учреждений края в соответствии с утвержденной номенклатурой и нормативами по уровням оказания медицинской помощи, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности, включенных в программу ОМС.

В настоящее время оценка удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью ведется в соответствии с порядком, определенным приказом Главного управления здравоохранения и фармацевтической деятельности в Алтайском крае от 07.04.2008 г. № 271 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества медицинской помощи на территории Алтайского края" и включает в себя анкетирование пациентов больниц, поликлиник и учреждений родовспоможения, анализ обращений, поступивших от населения, проведение бесед руководителей ЛПУ с выписываемыми больными с регистрацией их оценки удовлетворенности оказанной медицинской помощью.

Данные об удовлетворенности населения медицинской помощью, количестве жалоб и осуществлении по ним проверок приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Удовлетворенность населения медицинской помощью в Алтайском крае

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

Удовлетворенность медицинской помощью (в %)

40,2

45,3

38,4

39,1

Количество поступивших жалоб и обращений, из них

2106

1978

1772

1606

Обоснованных

1206

1189

875

612

Количество проверок учреждений, осуществленных по итогам рассмотрения жалоб

161

146

128

201


Как видно из таблицы доля обоснованных жалоб снизилась с 57,2% в 2009г. до 49,3% в 2011 г. и 38,1% в 2012 г.

Таким образом, формирование достоверного рейтинга ЛПУ края показывает насколько эффективно финансируются учреждения здравоохранения и проводится соответствующая модернизация. В дополнение к действующей системе изучения мнения граждан о качестве медицинской помощи, предполагается:

1.     проведение медико-социологического мониторинга удовлетворенности качеством медицинской помощи в ЛПУ муниципальных образований края;

2.     создание разделов "анкетирование" и "обращение", на сайтах Главного управления и ЛПУ, где пациенты могли бы дать оценку медицинской помощи, отношению медицинского персонала;

.       проведение мероприятий по типу "горячей линии", "открытого телефона" с последующим анализом обращений граждан.

4.     внедрение в ЛПУ, осуществляющих первичную - медико-санитарную помощь, IP-телефонии единой справочно-диспетчерской службы для пациентов с целью информирования об условиях и порядке оказания медицинской помощи и изучения мнения граждан о качестве оказываемых медицинских услуг.

2.2 Управление финансированием здравоохранения Алтайского края с помощью программы модернизации здравоохранения и целевых программ


Программа модернизации здравоохранения Алтайского края представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию здравоохранения в Алтайском крае.

Основными источника финансирования здравоохранения Алтайского края являются средства Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетные средства. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

В финансовое обеспечение Программы модернизации включены расходы за счет средств краевых целевых программ, утвержденных Законом Алтайского края от 29.12.2006г. №153-ЗС "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы":

. "Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними";

. "Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи";

. "Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края";

."Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников".

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.

. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, ответственное за реализацию Программы, обеспечивает эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию Программы, а также средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и бюджета Алтайского края.

Мероприятия программы модернизации в своей финансовой части не сдержат финансирование мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".

Финансовое обеспечение программы предусмотрено в бюджете Алтайского края и в бюджете ТФОМС.

Общий объем финансового обеспечения Программы в 2011, 2012 годах составил 8 299 518,6 тыс. руб., в том числе:

Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - объем, которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 №2396-р. Предоставляемая субсидия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования имеет целевое назначение и не может быть использована Алтайским краем на другие цели.

Общий объем финансирования за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования составляет - до 6 388 972,0 тыс. руб., из них:

в 2011 году до 3 157 206,0 тыс. руб., в 2012 году до 3 231 766,0 тыс. руб.;

средства бюджета Алтайского края - 839 295,1 тыс. руб., из них:

в 2011 году 256 179,9 тыс. руб., в 2012 году до 583 115,2 тыс. руб.;

средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до 1 071 251,5 тыс. руб., из них:

в 2011 году 271 919,4 тыс. руб., в 2012 году до 799 332,1 тыс. руб..

В 2011 году объем финансирования Программы составил 3 685 305,3 тыс. руб., в том числе:

на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений до 2 339 691,5 тыс. руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - до 2 183 024,5 тыс. руб., средства бюджета Алтайского края -156 667,0 тыс. руб.; средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования - нет,

на внедрение современных информационных систем в здравоохранение до 171 146,3 тыс. руб., из них средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - до 157 860,3 тыс. руб., средства бюджета Алтайского края - 13 286,0 тыс. руб., средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования - нет,

на внедрение стандартов оказания медицинской помощи

Из общего объема финансового обеспечения Программы на 2011- 2012 годы объем средств на модернизацию службы детства и родовспоможения составил около 2 089 400 тыс. руб., в том числе:

средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - до 1 764 645,26 тыс. руб., из них:

в 2011 году до 1 010 405,38 тыс. руб., в 2012 году до 754 239,88 тыс. руб.;

средства бюджета Алтайского края -80 626,5 тыс. руб., из них:

в 2011 году 183 58,8 тыс. руб., в 2012 году до 62 267,7 тыс. руб.;

средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования до 245 168,74 тыс. руб., из них:

в 2011 году 80 053,11 тыс. руб., в 2012 году до 165 115,63 тыс. руб.

Полное финансирование программы по направлениям представлено в приложении А.

В результате реализации Программы в Алтайском крае будет осуществлено:

приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и оснащение их медицинским оборудованием;

внедрение современных информационных систем в учреждения здравоохранения;

внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования с учетом внедряемых в 2011 и 2012 гг. стандартов оказания медицинской помощи;

внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;

повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами;

обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.

Также в крае финансирование проводится с помощью целевых программ. Законом Алтайского края от 29.12.2006 №153-ЗС "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы" утверждено 4 целевых программы, 5 ведомственных целевых программ и 15 подпрограмм:

"Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними" на 2007-2011годы;

"Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи" на 2007-2011 годы;

"Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края" на 2007-2011 годы;

"Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников" на 2007-2011 годы;

"Развитие судебно-медицинской службы в Алтайском крае" на 2008-2010 годы;

"Витаминизация беременных в Алтайском крае" на 2007-2011 годы;

"Дети Алтая" на 2007-2011 годы;

"Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края " на 2008-2010 годы;

"Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы".

Финансирование реализации всех краевых целевых программ и подпрограмм в области здравоохранения в 2008 году в крае проводилось в строгом соответствии с планом и составило 246331,3 тыс. руб.

В ходе реализации подпрограммы "Профилактика, лечение и реабилитация лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией на 2007-2011 годы" за 2008г. освоено 1124,00 тыс. рублей, что позволило приобрести экспресс-диагностические тест-системы для определения наркотических веществ в биологических средах, расходные материалы, реактивы, диагностические наборы.

Целью подпрограммы "Меры по развитию помощи онкологическим больным в Алтайском крае" является снижение смертности населения Алтайского края от онкологических заболеваний. Оценка эффективности реализации программы производилась по показателям, характеризующим уровень оказания медицинской помощи онкологическим больным. За 2008 год все запланированные финансовые средства в рамках подпрограммы реализованы на 100%.

Приобретено современное медицинское оборудование для диагностических отделений, клинических лабораторий и цитологической лаборатории, приобретены современный рентгеновский аппарат АРА, спирометр "Спиро- Спектр" и другое диагностическое оборудование для улучшения качества работы. Расходные материалы для радиоизотопных и иммуногистохимических исследований закуплены в достаточном количестве. Благодаря чему была возможность выполнять для больных исследования прогностических факторов опухоли. Число послеоперационных осложнений составило 2,0%, что на 0,3% меньше к соответствующему периоду 2007г. Снижение числа осложнений от лечения связано с приобретением современного оборудования как в диагностические отделения, так и отделения реанимации и операционные блоки.

В 100% обеспечено лечение впервые выявленных больных и больных с рецидивами противотуберкулезными препаратами основного ряда из средств подпрограммы. Уровень показателя эффективности клинического излечения у детей увеличился на 9% и составил - 48 %, в 2007г - 43%. В рамках реализации задач краевой целевой подпрограммы "Вакцинопрофилактика" выполнены следующие мероприятия: осуществлен закуп вакцин: против клещевого энцефалита "Энцевир" 65948 доз на сумму 5051,138 тыс. руб.; иммуноглобулин п/клещевой 3590 доз на сумму 1496,023 тыс. руб.; вакцина туляремийная 30000 доз на сумму 90,9 тыс. руб.; вакцина "Инфлювак" 500 доз на сумму 99,950 тыс. руб.; вакцина против гепатита "Хаврикс" 55 доз на сумму 29,013 руб. Эффективность реализации подпрограммы "Вакцинопрофилактика" определяется ликвидацией и снижением заболеваемости инфекциями, управляемыми вакцинокомплексом. За счет реализации краевой подпрограммы снижена заболеваемость природно-очаговыми болезнями: не регистрируется заболеваемость туляремией, в 1,5 раза снижена заболеваемость клещевым энцефалитом.

За 2008г. КГУЗ "Краевой центр медицины катастроф" (далее КЦМК) были выделены средства по краевой целевой программе "Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними", подпрограмме "Совершенствование службы медицины катастроф в Алтайском крае на 2008г." в объеме 1124,0 тыс.руб., на которые был приобретен автомобиль УАЗ-396294-016 (стоимость 339,9тыс.руб.) и эндохирургическое оборудование (стоимость 784,1 тыс.руб.). В результате удалось достигнуть следующих показателей: летальность у больных с экстренной патологией, проконсультированных в КЦМК при острых хирургических заболеваниях снизилась на 0,9%; летальность у больных с экстренной патологией, проконсультированных в КЦМК при желудочно-кишечных кровотечениях снизилась на 17% (целевой показатель на 2008г. составляет - 9,8%).

Мероприятия подпрограммы "Сахарный диабет", выполненные в 2008 г. и достигнутые результаты. Обеспечение детей и подростков тест-системами для самоконтроля гликемии. Приобретены тест-полоски для индивидуальных глюкометров для детей и подростков на сумму 1291,55 тыс. руб. или 12 упаковок полосок на одного 1 больного сахарным диабетом. Лекарственное обеспечение - для больных СД 1 типа 18-25 лет были закуплены инсулины на сумму 1634 тыс. руб. Составлена разнарядка по районам, согласно списку больных по данным регистра СД. Работа кабинетов диабетической стопы: в кабинетах диабетической стопы осмотрено 1009 человек, проведена обработка стопы у 387 пациентов.

В 2008г. в рамках реализации краевой целевой подпрограммы "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на 2007-2011гг." запланировано и освоено 1124,00 тыс. руб. Согласно программе приобретено медицинское оборудование и инструментарий для кабинетов врача 10 общих врачебных практик. Целевая подпрограмма "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Алтайском крае" направлена на снижение инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, профилактика, диагностика, лечение и реабилитация больных с артериальной гипертонией. Для достижения поставленной цели важнейшими задачами были определены: работа с группами населения повышенного риска развития сердечно-сосудистых осложнений, внедрение технологий дистанционного мониторинга ЭКГ для ранней диагностики осложнений артериальной гипертонии (далее - АГ) (инфаркта миокарда, жизнеопасных нарушений ритма сердца) и мониторинга артериального давления в лечебно-профилактических учреждениях Алтайского края.

Главной целью подпрограммы "Кардиохирургия" является повышение доступности кардиохирургических операций. Для выполнения поставленной цели были определены 4 важнейшие задачи: поэтапное увеличение количества операций с применением методики искусственного кровообращения, увеличение числа имплантаций электрокардиостимуляторов, развитие системы оказания неотложной эндоваскулярной помощи больным с острым коронарным синдромом, увеличение количества стентирований коронарных артерий.

В крае функционирует 43 астма - школы для взрослых и 21 детских, результатом работы которых явилось: снижение частоты обострений БА в 3,3раза (с 1,0 на одного больного в год до 0,3); снижение частоты госпитализаций в 5 раз (с 0,5 до 0,1 на одного больного в год); снижение количества вызовов скорой помощи в 3,5 раза (0,7 до 0,2 в год на одного больного). В 2008 г. длительную кислородотерапию на дому получали - 14 пациентов, полисомнографию - 45. Приоритетными задачами подпрограммы "Кровь" службы крови являются увеличение объемов заготовки донорской крови и обеспечение безопасности гемокомпонентов. В связи с этим для нужд трех станций переливания крови (г.г. Барнаул, Бийск, Рубцовск) было закуплено современное оборудование - центрифуги и расходные материалы для сепараторов крови. Это позволило произвести и заложить на карантин более качественные компоненты крови. По результатам работы - процент карантинизированной плазмы, выданной в ЛПУ края, составил 75% (целевой показатель на конец 200 8г. - 60%).

Основная цель подпрограммы "Гемодиализ и трансплантация почки": обеспечение искусственного продления жизни посредством применения заместительной почечной терапии (ЗПТ) взрослым больным, постоянно проживающим в Алтайском крае, страдающим терминальной хронической почечной недостаточностью. Результатом реализации целевой подпрограммы в 2008г. явилось: обеспечение программным гемодиализом 195 человек; обеспечение бесперебойной работы 4 отделений диализа края за счет своевременного приобретения расходных материалов; приобретение нового оборудования для МУЗ "Новоалтайская городская больница" (водоподготовка) - 1100 тыс. руб.; приобретение нового оборудования для для МУЗ "Городская больница №2" г. Рубцовск (установка для приготовления жидких концентратов); приобретение оборудования для ГУЗ Краевая клиническая больница (измеритель температуры в диализной установке).

На метрологическое обеспечение средств измерения затрачено 537,1,0 тыс. руб. Необходимость данных затрат обусловлена как требованиями закона о единстве средств измерения и лицензионными требованиями, так и общим устареванием парка средств измерения. На поддержание в исправном состоянии и ремонт зарубежного и особо-сложного оборудования затрачено 14062,9 тыс. руб. Проведены ремонты рентгеновского оборудования в ГУЗ "Алтайский краевой онкологический диспансер", ГУЗ "Алтайская краевая психиатрическая больница", ГУЗ "Краевая клиническая больница", МУЗ "Городская больница №3 г. Барнаула, ЦРБ г. Славгорода, Курьинского и Первомайского районов, двух операционных столов в ГУЗ "Краевая клиническая больница", аппарата "Спиролан" в МУЗ "Мамонтовская ЦРБ", аппаратов УЗИ в МУЗ "Локтевская ЦРБ", МУЗ "Завьяловская ЦРБ", МУЗ "Первомайская ЦРБ", МУЗ "Косихинская ЦРБ". Выполнены ремонты ИВЛ "Servo-S" в ГУЗ "Краевая клиническая больница" - 13 шт., и в МУЗ "Заринская ЦГБ", ангиографа "ADVANTIX LCV+" в КГУЗ "Алтайский краевой кардиологический диспансер", поточный цитофлюорограф в КГУЗ "Клинический консультативно-диагностический центр Алтайского края", гамма-камеры "Диакам" в КГУЗ "Алтайский краевой кардиологический диспансер", и другое оборудование.

В ходе реализации краевой целевой программы "Переподготовка и повышение квалификации медицинских кадров на 2007 - 2011 г.г." в течение 2008 года освоено 4498,00 тыс. руб., что дополнительно обучить 1242 врачей и 1013 средних медицинских работников ЛПУ края. Согласно реализации запланированных мероприятий по программе "Витаминизация беременных", продолжается формирование групп беременных высокого риска по развитию врожденных пороков развития центральной нервной системы. Всего таких беременных было 2430. Все беременные получали препарат "Ангиовит". Из них 460 женщин (18,9%) получали препарат в качестве предгравидарной подготовки, остальные в сроке беременности от 6 до 18 недель. Интенсивный показатель врожденных пороков развития в 2006 году составлял 2,8‰, в 2007г. по предварительным данным этот показатель составил 1,9‰, за 2008г. 1,2‰, т.е. произошло снижение количества врожденных пороков развития на 32%. Приобретенная лабораторная техника позволила освоить новые методы исследования, повысить качество исследования биоматериала по определению наркотических, психотропных, других сильно действующих веществ; точность определения карбосигемоглобина, метгемоглобина и других окрашенных веществ; улучшить качество пробоподготовке при использовании жидкостной хроматографии и, наконец, в целом значительно повысить доказательность проводимых исследований. Кроме этого, применение новой лабораторной техники способствовало сокращению сроков проведения экспертных исследований.

Таким образом, процесс финансирования целевых программ и программы модернизации Алтайского края позволяет грамотно направлять средства в крайне необходимые направления развития края.

2.3 Эффективность финансирования здравоохранения Алтайского края


В 2005 г. объем средств, направленных на оказание жителем края бесплатной медицинской помощи, составлял 6,4 млрд. рублей, в 2011 г. - уже 15,8 млрд. Таким образом, финансирование отрасли возросло в 2 раза. Показательно, что в 2012 г. уровень предыдущих лет будет превзойден: объем средств, направленных на исполнение данной территориальной программы составил 19,3 млрд. руб.

Средства территориального фонда обязательного медицинского страхования являются приоритетными и значимыми для края. ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса, равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи. Сегодня застрахованные граждане обладают реальным правом на получение качественной бесплатной медицинской помощи, виды и объемы которой определены Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Виды и объемы медицинской помощи, предоставляемые населению бесплатно, устанавливаются Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи которая принимается ежегодно. В рамках Территориальной программы государственных гарантий пациентам предоставляется бесплатно: первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь; y скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; y специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

К развитию приоритетных направлений оказания медицинской помощи в регионе можно отнести 4 краевыми целевыми программами и 16 подпрограммами на 2007-2012 годы с общим финансированием около 800 млн. руб. Реализация федеральных и краевых программ по поддержке здравоохранения создала условия для системного реформирования отрасли на основе кластерного механизма. Эффективность функционирования городских больниц Алтайского края характеризует рейтинг, представленный в Приложении Б.

В медицинском кластере, технологический цикл ведения пациента начинается от раннего выявления заболевания, идет через оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи до реабилитации и последующего диспансерного наблюдения с участием врачебно-диспетчерской службы. Поэтому в кластер и объединяются учреждения, обеспечивающие своевременное выявление, качественную подготовку больных к специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, реабилитацию и диспансеризацию больных, а также лечебные учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

Ведущими институтами Алтайского здравоохранения являются ГУЗ "Краевая клиническая больница", КГУЗ "Диагностический центр Алтайского края", КГУЗ "Алтайский краевой кардиологический диспансер" и др. В целом реализация целевых программ способствовала успешному развитию в крае онкологии, пульмонологии, кардиологии, кардиохирургии, травматологии и других важнейших направлений.

Затраты на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения края в 2012 году в сравнении с 2006 г. возросли в 15 раз: с 58,2 до 878,5 млн. руб. За данный период в крае введен в эксплуатацию 31 объект здравоохранения, в том числе стационары на 585 коек и поликлиники на 2715 посещений в смену. В 2012 году капитальные вложения адресной инвестиционной программы края в сумме 878,5 млн. руб. были направлены для ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения медицинского кластера: поликлиники на 450 посещений в смену и радиологический блок краевого онкологического диспансера, являющегося филиалом НИИ онкологии РАМН им. Блохина. В настоящее время в крае завершаются работы по строительству радиологического блока (4 каньона) ГУЗ "Алтайского краевого онкологического диспансера.

Объемы оказания жителям края высокотехнологичной помощи с 2005 по 2011 год возросли почти в 11 раз (в 2005 г. - она оказана 529 чел., в 2006 - 713 ., в 2007 - 1377 , в 2008 г. - 3604 чел., 2011 г. - 4696 чел.).

За 11 месяцев 2012 г. высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального и краевого бюджетов получили 5738 жителей края.

В 2009 г. комиссия Минздравсоцразвития РФ признала алтайский центр лучшим в России. Использование системного кластерного подхода позволило добиться определенных успехов в лечении сосудистых заболеваний.

В крае реализуется комплексная программа демографического развития края на период до 2015 года, признанная модельной для Сибирского федерального округа. За счет средств данной программы создан Алтайский краевой центр сохранения и восстановления репродуктивного здоровья на базе краевой клинической больницы, который начал свою работу 1 января текущего года. На базе этого учреждения оказывается весь спектр услуг при бесплодии .

Финансовые средства целевых программ способствовали успешному развитию в крае онкологии, трансфузиологии и гематологии, пульмонологии, кардиологии, травматологии, телемедицины. На базах медицинских учреждений - краевой клинической больницы, краевой детской клинической больницы, краевых диспансеров, перинатальном и диагностическом центрах и городских больницах г. Барнаула существуют кафедры Алтайского государственного медицинского университета и филиалы федеральных медицинских центров и НИИ. В крае разработана "Концепция развития здравоохранения края на период до 2013 года". Цель концепции - создание более эффективной системы охраны здоровья населения, способной обеспечить конституционные права граждан края на поручение доступной и качественной медицинской помощи, а также более выраженное влияние здравоохранения на стабилизацию и последующее улучшение показателей здоровья и увеличение продолжительности активной жизни населения Алтайского края. Центром внимания системы здравоохранения должен стать пациент, реализация его прав на охрану собственного здоровья.

Таким образом, в крае ведется эффективная работа по финансированию здравоохранения с помощью реализации целевых программ, работы фонда обязательного медицинского страхования, а также с помощью предоставления государственных гарантий по медицинскому обслуживанию.

Глава 3. Анализ динамики и структуры источников формирования и использования финансовых ресурсов на примере КГБУЗ "Краевая клиническая больница"


В настоящее время для финансирования КГБУЗ "Краевая клиническая больница" используются следующие источники:

) средства федерального бюджета;

) средства областного бюджета;

) средства местного бюджета;

) средства Фонда Обязательного Медицинского Страхования;

) средства Фонда Социального страхования;

) доходы от предпринимательской деятельности.

Средства из федерального и краевого бюджета перечисляются на выполнение долгосрочных целевых программ. Для получения средств из местного бюджета учреждению необходимо предоставить расчетные данные в районный финансовый отдел, где происходит распределение финансовых средств по муниципалитету. Для получения средств из ФОМС учреждение предоставляет расчетные документы в территориальный ФОМС. Из ФСС финансирование производится по факту предоставления родовых сертификатов. Предпринимательская деятельность КГБУЗ "Краевая клиническая больница" основана на выполнении платных медицинских услуг по проведению медицинских комиссий.

Основным источником поступления финансовых ресурсов учреждения являются средства ОМС. В соответствии с соглашением об исполнении государственного (муниципального) задания финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств Фонда и средств местных бюджетов в Порядке, установленном Программой.

Таблица 2 - Динамика и структура источников формирования финансовых ресурсов за 2010-2012 годы., тыс. руб.

Год

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

ФОМС

ФСС

2010

17943056

500350

87509400

3056280

2011

11899058

28800

517800

117244802

3643322

2012

34660764

50500

520600

93027839

3984300


Как видно из табл. 2 произошло увеличение финансирования из краевого и местного бюджета. Это связано с реализацией на территории края целевых программ по поддержке молодых специалистов, приобретение медицинского оснащения, ростом цен на медикаменты и повышение тарифов.

Снижение финансирования из федерального бюджета в 2011 году связано с увеличением поступлений из ОМС, т. к. все участковые больницы района перешли на финансирование из ОМС.

Из средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансирование:

) расходов на содержание центральных районных больниц и городских больниц, за исключением расходов: на приобретение дорогостоящего оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт, регистрацию земельных участков и финансирования целевых программ;

) расходов медицинских учреждений, финансируемых ранее из муниципальных бюджетов (участковые больницы и амбулатории, ФАПы, станции (отделения) скорой медицинской помощи и другие виды), по всем статьям затрат (за исключением расходов на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования и на финансирование целевых программ).

В 2014 году планируется значительный рост в связи с реализацией целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями ", а также уже выделено 15 мл.р. по программе "Модернизации системы здравоохранения Алтайского края на 2012-2014 годы" на капитальный ремонт.

В районе наблюдается увеличение рождаемости и как видно в таблице 2.1 увеличивается сумма денежных средств выданных из ФСС на родовые сертификаты.

Изменения в доходах от предпринимательской деятельности зависят от фактического оказания услуг больницей. В динамике источников финансовых ресурсов КГБУЗ "Краевая клиническая больница" резких скачков не наблюдается. Все изменения в финансировании обусловлены правительственными программами и постановлениями.

Характеристика состояния основных средств КГБУЗ приведена в таблице 3.

Таблица 3 - Характеристика состояния основных средств КГБУЗ "Краевая клиническая больница" за 2012 г.

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение

Первоначальная стоимость ОС, тыс. руб.

11988005

12011113

23108

Износ основных средств, тыс. руб.

10092948

10172849

79901

Поступление основных средств, тыс. руб.

45789

109921

64132

Выбытие основных средств, тыс. руб.

34678

86813

52135

К годности, %

15,8

15,3

-0,5

К износа, %

84,2

84,7

0,5

К обновления, %

0,5

1,1

0,6

К выбытия, %

0,3

0,7

0,4


За 2012 г необходимо отметить рост первоначальной стоимости ОС (на 0,1 %) , отрицательно характеризуется превышение роста износа (0,8%). В 2012 г. произошло поступление основных средств (приобретение нового, современного оборудования и поступление транспортных средств - машин скорой медицинской помощи) всего на 109921 тыс. руб. за счет средств бюджета, выбытие основных средств произошло за счет выбытия морально и физически устаревшего медицинского оборудования и транспортных средств. И все же произошло снижение коэффициента годности (на 0,5), что характеризуется отрицательно. Соответственно, увеличился коэффициент износа. Повышение - ухудшение состояния основных средств, то есть повышается физический износ основных средств, что, в свою очередь, оказывает влияние на коэффициент годности. Изношенность основных фондов КГБУЗ "Краевая клиническая больница" очень высока - более 80 %, что характерно практически для всех учреждений здравоохранения, действующих со времен социалистической экономики.

Рост коэффициента обновления на 0,6 оценивается положительно. Он показывает, что доля новых ОС в ЦРБ растет - с 0,5 до 1,1 %.

Фондовооруженность труда - это показатель характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными средствами, показывает, сколько основных производственных фондов (ОПФ) приходится на 1 работника. Определяется как отношение среднегодовой стоимости ОПФ к численности работников в наибольшую смену.

За 2012 г. фондовооруженность составила: = 3160819 / 249 = 12692 тыс. руб. на человека; за 2011 г. = 3154738 / 248 = 12720 тыс. руб. на человека. Снижение фондовооруженности на 28 тыс. руб. оценивается отрицательно.

Как видно из таблицы 4 основным источником финансирования КГБУЗ ККБ является федеральный бюджет. В течение трех лет удельный вес бюджетных ассигнований в финансировании больницы составляет в среднем 74,6%.

Доля внебюджетных источников в финансировании КГБУЗ ККБ составляет в среднем 25,4%.

Таблица 4 - Источники финансирования КГБУЗ ККБ в 2010-2012 годах


Сравним финансовые поступления в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Данные представлены в таблице 5.


В 2012 г. бюджетные поступления увеличились на 13671,5 тыс. рублей по отношению к 2011 году темп прироста составил 51,7%. Удельный вес внебюджетных источников в общем объеме финансирования составляет 24,4%., наибольший объем из которых принадлежит перечислениям от страховых компаний по договорам на добровольное медицинское страхование.

В 2012 г. КГБУЗ ККБ работала с 23 страховыми компаниями. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. поступления увеличились на 956,4 тыс. рублей, темп прироста по отношению к 2011 г. составил 12,88%.

Эти данные говорят о развитии страхового рынка в Барнауле, заинтересованности предприятий в заключении договоров на добровольное медицинское страхование.

В 2012 г. с КГБУЗ ККБ заключили договоры на возмездное оказание медицинских услуг 104 организации. Среди которых крупные перерабатывающие предприятия, строительные, фармацевтические фирмы, банки. В 2012 г. по отношению к 2011 г. платежи увеличились на 530,7 тыс. рублей или на 31,5%.

На основании разрешения Министерства здравоохранения и Прейскуранта на оказание платных медицинских услуг населению одним из финансовых источников является выручка от оказания платных медицинских В условиях нестабильной российской экономики она является одним из слабопрогнозируемых источников.

В 2011 году доходы от платных медицинских услуг уменьшились на 102,9 тыс. рублей по сравнению с 2010 годом и их удельный вес в общих доходах учреждения составил всего 0,1%. Это было связано с тем, что почти все медицинские услуги стали оказываться через страховые компании по добровольному медицинскому страхованию, но проанализировав денежные потоки ,рост дебиторской задолженности, в связи с банкротством "Военно-медицинской компании" в 2012 году ряд технологий стал оказываться по платным медицинским услугам. В 2012 году объем платных медицинских услуг увеличился по сравнению с 2011 годом. на 1219,9 тыс рублей и их удельный вес в общих доходах организации составил 2,4 %.

В 2011 году существенное место было отведено работе над сайтом в Интернете, публикациям имиджевого характера в справочно-информационных изданиях и средствах массовой информации, информирующим население Алтайского края о высоком уровне качества медицинских услуг, были организованы теле- и радиоэфиры.

Одним из источников финансирования КГБУЗ ККБ является благотворительная помощь и сдача имущества в аренду.

Как видно из таблицы удельный вес в общем поступлении средств достаточно стабильный в течение трех лет и в среднем составляет 3,6%. В 2012 году объем платных медицинских услуг возрос на 769,4 тысяч рублей, темп прироста по отношению к 2011 году составил 62,52%.

В целях обеспечения "прозрачности" расходования средств из внебюджетных источников в КГБУЗ ККБ разработано Положение о порядке формирования и использования внебюджетных источников финансирования, которое согласовано с профсоюзным комитетом больницы.

Для улучшения материального положения работников учреждения и повышения их заинтересованности в деятельности по привлечению внебюджетных источников финансирования в КГБУЗ ККБ действует Положение об оплате труда работников, также согласованное с профсоюзным комитетом.

Так, в 2012 году из заработанных внебюджетных средств 65% было направлено на заработную плату, 10% на приобретение непроизводственного оборудования, 7% на текущий ремонт зданий, 7% на капитальный ремонт,4% были распределены по остальным статьям расходов, определенным бюджетной классификацией.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы видим, что в КГБУЗ ККБ ведется работа по привлечению внебюджетных источников финансирования, рост которых увеличивается в течение трех лет и является дополнением к бюджетному финансированию, восполняя недостаток бюджетных средств, способствует финансовой стабильности больницы.

Заключение


По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 130-м месте по поддержке государством здравоохранения. По данным социологических обследований, в настоящее время примерно 60% всех расходов в стране на медицину производится за счет различных государственных источников и примерно 40 % составляют расходы граждан. То есть в реальной жизни, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент, чтобы получить качественную помощь, вынужден доплачивать сам.

Здоровье нации как одна из важнейших сфер, определяющих качество жизни граждан, вошло в число приоритетных направлений социально-экономической политики российского Правительства.

В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует тщательного изучения с позиции дополнительного привлечения финансовых средств и их эффективного использования. Неофициальные соплатежи населения не могут рассматриваться как жизнеспособное решение данной проблемы. Сегодня необходим переход на экономические методы управления медицинскими организациями с целью вывода значительной доли финансирования медицинских организаций из "тени".

Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике, поскольку именно здесь производятся медицинские услуги. Я считаю, что более полному вовлечению здравоохранения в экономический оборот способствует функционирование последнего на основе рыночных отношений. Нужно провести модернизацию системы медицинского страхования. Она позволит, наконец, ввести единые тарифы, стандарты и единую модель страхования.

Нужен переход от "реформирования" к планомерному развитию всей системы медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений, в которые и надо инвестировать основные финансовые ресурсы. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.

Чтобы обеспечить оптимальный уровень финансирования здравоохранения нужно сочетать различные источники оплаты оказываемой медицинской помощи, в том числе развивать систему нормативно-подушевого финансирования и использовать средства, получаемые от предпринимательской деятельности.

Наконец нужно наращивать выпуск отечественных медицинских препаратов и изделий. Сегодня из примерно 40 млрд. руб. общего объёма рынка медицинских изделий в нашей стране лишь треть - российская продукция. Даже вату и бинты мы вынуждены импортировать, не говоря уж о сложном диагностическом оборудовании.

Развитие здравоохранения в Алтайском крае проводится за счет финансирования целевых программ и программ модернизации здравоохранения. Такой механизм позволяет эффективно вкладывать и реализовывать деньги в направления, которые приоритетны для края.

Таким образом, грамотное управление финансированием денежных средств ФФОМС, ТФОМС, краевым бюджетом позволят реализовывать целевые программы и поднимать уровень здравоохранения края.

Список использованной литературы


1.       Бюджетный Кодекс РФ. - Электрон. текст. дан. - 2011. - Режим доступа: #"816395.files/image005.gif">

Приложение Б


Рейтинг результативности городских больниц Алтайского края по итогам работы за 2012 год

Похожие работы на - Особенности управления финансированием в здравоохранении Алтайского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!