Особенности организации финансов
Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц - удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.
Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:
. формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств);
. процедура создания юридического лица;
. порядок осуществления хозяйственной деятельности;
. реализация права собственности на имущество;
. порядок распределения прибыли;
. объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядок ликвидации юридического лица.
Финансы коммерческих организаций основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление предпринимательской деятельности:
самофинансирование;
самоокупаемость;
саморегулирование;
материальная и финансовая ответственность;
коммерческая тайна.
Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:
) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);
) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);
) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);
) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;
) подотчетность лицу источнику финансирования;
) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;
) моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.
Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:
) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;
) между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;
) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;
) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу
предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;
) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;
) между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;
) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (8,с.62)
Глава 2.Формирование и распределение финансов
.1 Источники финансирования некоммерческие организации
Поскольку производство любых товаров, услуг, благ связано с издержками, перечисленные виды деятельности должны финансироваться для обеспечения процесса их воспроизводства. Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций и учреждений также разнообразны.
Каждое из направлений некоммерческой деятельности характеризуется своей спецификой, включает структуры, выполняющие функции, свойственные материальной сфере и коммерческой деятельности. Например, большинство из них располагает собственными предприятиями, работа которых организуется на общих принципах функционирования финансов предприятий. Однако, реализация продукции таких предприятий регулируется не рыночными критериями спроса и предложения, а внутренними потребностями самой организации. Такая продукция реализуется по ценам, покрывающим издержки производства и формирующим прибыль (чистый доход) на нормируемом уровне - для обеспечения приемлемого самофинансирования и обеспечения уставной деятельности организации - владельца предприятия. Таким образом, продукция не выходит, как правило, на конкурентный рынок, а предназначается для внутреннего применения некоммерческой организации (продукция военно-промышленного комплекса, предприятий по производству медицинской техники и инструментов, другие виды специализированной продукции).
Однако, рыночная система хозяйствования не определяет четких границ в сферах производства, обращения, и происходящие преобразования в экономике отражаются на мотивации деятельности ряда некоммерческих отраслей. Все большее число их структур выходит со своей продукцией и услугами на открытый рынок, тем самым обеспечивая лучшее развитие своей структуре и в целом системе данной отрасли. Например, платные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры получают все большее распространение. А такие отрасли, как бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство, ранее занимавшие промежуточные положение по критериям классификации и финансирования, перешли на коммерческие начала. Организацией кооперативов собственников квартир закончился этап коммерциализации жилищного сектора. Подобные трансформации отражаются на составе и структуре финансовых ресурсов, используемых в некоммерческих видах деятельности.
Источники финансирования организаций и учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, можно сгруппировать в зависимости от степени участия государства в функционировании этих структур. Там, где государство полностью исполняет соответствующие функции, расходы на содержание организаций осуществляется за счет средств государственного бюджета. Сюда относятся: государственное управление, охрана правопорядка, оборона, частично образование и здравоохранение. В других направлениях государство осуществляет надзорно-координирующую роль, а источниками финансирования являются обязательные отчисления средств всеми субъектами хозяйствования, централизуемые в государственных специальных внебюджетных фондах.
Государство принимает на себя затраты по финансированию образования и здравоохранения на уровнях, гарантированных его социальными обязательствами.
Преобладающая часть затрат на проведение фундаментальных научных исследований финансируется за счет средств государственного бюджета. Это вызывается тем, что результаты таких исследований не дают немедленного эффекта, могут быть применены через длительный период, а их важность весьма существенна для будущего развития общества.
Бюджетные ресурсы используются также для поддержки учреждений культуры и искусства: библиотек, музеев и выставок, дворцов и домов культуры, клубов, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, государственных теле- и радиостудий, киностудий.
Вторым по значению источником финансирования некоммерческих организаций являются собственные средства, получаемые в виде дохода (выручки) от предоставляемых услуг, выполняемых работ, непосредственно самой организацией по роду ее деятельности, а также валовой доход (прибыль) от производства продукции на подведомственных предприятиях, доходы от использования другого имущества, находящегося в собственности организации.
Выручка за услуги покрывает затраты организации на их выполнение и включает чистый доход (прибыль), достаточные для дальнейшего саморазвития организации. В данном случае затраты покрываются, а доход (прибыль) обеспечивается, если качество услуг удовлетворяет их пользователей. Такими методами финансируются дополнительные потребности населения в услугах образования, здравоохранения, учреждения культуры и искусства.
В организациях, располагающих собственными предприятиями для обеспечения их деятельности (ремонтными - для восстановления оборудования и оргтехники, по выпуску запасных частей для этих целей, печатно-издательскими, по выпуску медикаментов и лечебных препаратов, различные подсобные хозяйства и т.п.), получаемые прибыль или доход распределяются вначале в установленном порядке, то есть уплачиваются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, потом часть средств направляется на цели самофинансирования развития предприятия и лишь затем оставшаяся часть направляется на финансирование потребностей организации - владельца. В случае наличия подведомственных предприятий источники финансирования некоммерческой организации могут дополняться, например средствами от реализации имущества предприятия, от продажи части пакета акций, поступлений от дивидендов на акции предприятия, находящиеся у организации как учредителя. Возможно также использование средств резервного фонда подведомственного предприятия.
К числу собственных источников относятся также средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, оборудования и другого имущества организации, средства, предоставленные под залог имущества и помещений.
Третьим источником финансирования служат кредиты банков. Данный источник возможен к использованию организациями, оказывающими платные услуги, так как необходимость возврата заемных средств требует хорошо налаженной, стабильной работы организации на протяжении периода, превышающего сроки пользования кредитом. Более приемлем этот метод финансирования для организаций, располагающих подведомственными предприятиями, как более гарантирующий обеспеченность и ликвидность кредитных средств.
Специфическим методом финансирования общественных объединений и организаций являются членские взносы их участников.
Как источник финансирования организаций и учреждений социальной направленности, культуры и искусства, общественных объединений, фондов служат отчисления на благотворительные цели со стороны предприятий и организаций сферы материального производства, гуманитарная помощь иностранных государства, организаций, компаний, международных организаций. Данный источник является практически основным для благотворительных организаций и общественных фондов. Как разновидность такого финансирования выступает спонсорское финансирование определенной организации или вида деятельности, которое отличается признаком постоянства.
При финансировании научных исследований применяется метод грантов - безвозмездной поддержки со стороны частного лица, компании, фирмы, международной организации, государства, научных разработок определенного направления, проекта, группы ученых (лабораторий, отделов) или отдельного ученого с целью завершения исследования и доведения его результатов до внедрения или другого применения.
Определенным источником пополнения средств для содержания и развития организаций и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части располагаемых ими ресурсов на депозитах коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.
Перечисленные источники финансирования могут формировать денежные средства организаций и учреждений некоммерческой деятельности в разных пропорциях и полноте набора названных источников. Например, в системах образования набор перечисленных источников полнее, в государственном управлении - ограничивается двумя-тремя источниками. Но в любом варианте - большего или меньшего наличия дополнительных источников финансирования - объемы финансирования из государственного бюджета, предусмотренных росписью его доходов и расходов, не уменьшаются. Такой рычаг воздействия призван стимулировать инициативу и творческий поиск коллективов в развитии общественно-полезной деятельности организаций и учреждений, повышении эффективности их работы.
.2 Расходы некоммерческие организации
Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на несколько видов в соответствии с функциональным назначением
Рисунок 1 - Структура расходов некоммерческих организаций
Расходы некоммерческих организаций и учреждений направлены на обеспечение их функциональной деятельности, предусмотренной положением, уставом или иным утвержденным документом. Состав и структура расходов определяются принадлежностью организации или участников учреждения к одному из направлений деятельности, а также используемым методом ведения этой деятельности.
Организации и учреждения, действующие на началах хозрасчета и самоокупаемости, рассчитывают и планируют финансовые результаты работы и оформляют их в показателях обычного финансового плана или бизнес-плана. В этом случае перечень затрат на производство и оказание услуг аналогичен складывающемуся в сфере материального производства, но в структуре преобладают затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (включая социальный налог), при значительно меньшем удельном весе материальных затрат. Возможны другие структурные отклонения, например в научных учреждениях, использующих дорогостоящие оборудование и приборы, будет велика доля амортизационных отчислений. В случае частичного финансирования из бюджета его объемы фиксируются в третьей части финансового плана «Ассигнования из бюджета» с постатейным распределением средств.
Организации и учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, разрабатывают смету, в которой отражаются характерные показатели деятельности учреждения и распределение средств по статьям.
Согласно экономической классификации в сметах расходы группируются на категорию, класс, подкласс, специфику.
Категория «Текущие расходы» включает следующие классы:
. Расходы на товары и услуги в составе подклассов:
заработная плата со спецификой: основная, заработная плата, дополнительные денежные выплаты, компенсационные выплаты, обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды;
взносы работодателей: социальный налог, взносы на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, на негосударственное обязательное страхование работников государственных учреждений;
приобретение товаров и услуг (специфики: продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств, предметов и материалов для текущих хозяйственных целей, мягкого инвентаря и оборудования, особого оборудования и материалов, командировки и служебные разъезды, аренда помещений), оплата;
коммунальных услуг, транспорта и связи электроэнергии, отопления;
другие текущие расходы (специфика: содержание и текущий ремонт оборудования и инвентаря, зданий, помещений и сооружений, расходы фонда всеобщего обязательного среднего образования, погашение кредиторской задолженности и др.);
прочие текущие расходы.
. Выплата вознаграждений (интересов), прочие текущие расходы в составе подклассов:
выплата вознаграждений (интересов) по внутренним займам; выплата вознаграждений (интересов) по внешним займам.
. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи в составе подклассов:
субсидии;
текущие трансферты физическими лицами (на обязательное социальное обеспечение, пенсии, стипендии, прочие трансферы);
прочие субсидии;
трансферты со спецификой: негосударственным некоммерческим организациям, домашним хозяйствам, пенсии, стипендии, пособия, государственные взносы на страхование, прочие трансферты;
прочие трансферты другим уровням государственного управления, специфика: субвенции, бюджетные изъятия, прочие текущие трансферты;
трансферты за границу;
различные прочие трансферты.
Категория «Капитальные расходы» включает следующий класс:
приобретение основного капитала в составе подклассов:
создание основного капитала, в том числе специфики: строительство зданий и сооружений, дорог, создание прочих капитальных активов;
капитальный ремонт, в том числе зданий, дорог, прочий ремонт;
приобретение товаров для создания запасов;
приобретение земли и нематериальных запасов;
капитальные трансферты внутри страны, в том числе (специфика): государственным предприятиям, финансовым учреждениям, другим уровням государственного управления, прочие капитальные трансферты;
капитальные трансферты за границу, в том числе международным организациям и правительствам иностранных государств, прочие капитальные транспорты за границу.
Категория «Представление кредитов, долевое участие» включает класс:
предоставление кредитов и долевое участие в акционерном капитале, в составе подклассов:
внутреннее кредитование со спецификой: других уровней государственного управления, государственных предприятий, финансовых учреждений, физических лиц, прочее внутреннее кредитование;
внешнее кредитование со спецификой: различное внешнее кредитование;
долевое участия в иностранном акционерном капитале со спецификами:
приобретение акций международных организаций и прочих иностранных организаций;
платежи органов управления, представляющие собой инвестиции в акционерный капитал юридического лица со спецификами: приобретение акций нефинансовых и финансовых организаций.
Категория «Финансирование» включает подклассы:
погашение внутреннего долга со спецификами: погашение долга другим уровням государственного управления, погашение долга по государственным ценным бумагам, размещенным на внутреннем рынке, погашение прочего внутреннего долга;
погашение внутренних займов, размещаемых среди предприятий и населения; казначейских векселей; прочее погашение;
погашение внешнего долга.
Для отдельных направлений и видов некоммерческой деятельности свойственно преобладание отдельных составляющих расходов. Например, в организациях социальной защиты населения высок удельный вес трансфертов, особенно домашним хозяйствам. Сюда относятся пособия семьям, имеющим детей, компенсации малообеспеченным гражданам в связи с удорожанием стоимости жизни, разные компенсации инвалидам и участникам войн, гражданам, пострадавшим в результате экологических бедствий и т.д.
В лечебных учреждениях здравоохранения характерными расходами являются расходы на медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь.
Глава 3. Особенности управления финансами некоммерческие организации
Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.
Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки единого социального налога), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение - в учреждениях здравоохранения, учащийся - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент - в высших учебных заведениях и т.п. Планирование внебюджетных средств производится раздельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказания платных услуг; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, определяются на основе прогнозирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.
Направления использования финансовых ресурсов (и бюджетных, и внебюджетных средств) определяются в разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.
В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.
При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.
Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в пределах предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.
Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.
Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм может также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств данных организаций возможно заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.
Финансовое управление в общем понимании - это совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Оно в некоммерческих организациях полностью соответствует этому определению.
Реальные активы - все то, что принадлежит организации и является обязательным условием ее деятельности (денежные средства, имущество, материальные ценности и т.д.).
Финансовые активы - совокупные обязательства организации и собственные средства, т.е. привлекаемые источники финансирования деятельности, а также средства в расчетах с бюджетом, партнерами, клиентами и сотрудниками.
Финансовый менеджер некоммерческие организации в любой момент должен точно знать необходимые и ожидаемые суммы на счетах в течение недели, достаточно точно - в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что в организации средства используются рационально, целевым образом, в предусмотренные календарным планом сроки. Менеджер должен также быть уверен, что для осуществления проектной деятельности достаточно реальных денежных средств на банковских счетах организации. Следует отметить, что с увеличением масштабов организации, когда осуществляется несколько проектов, и помимо целевого финансирования оказываются еще и платные услуги, сложность финансового управления многократно увеличивается, но еще больше возрастает роль эффективного финансового управления.
На первый план при формировании системы финансового управления в НКО выходит вопрос самой технологии постановки управления. Эта большая и кропотливая работа, включающая следующий минимальный набор мероприятий. Перестройка механизма управления организации в целом с учетом требований финансовой прозрачности. В некоммерческом секторе наиболее эффективная и самая распространенная система - бюджетное управление. Разработка соответствующей организационной структуры управления. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность получать информацию по всем направлениям работ:
. объектам финансового управления;
. управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз);
. финансовым потокам.
По мере необходимости надо провести методическое оснащение финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового управления: фактически обучить персонал работе в новых условиях.
Разработка стандартов управленческого учета: формы отчетности, сроки, система информационных потоков, документооборот и т.д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации являются данные бухгалтерского учета.
Создание любой системы направлено на достижение цели. Выделим наиболее общие цели финансового управления в некоммерческих организациях.
Управление платежеспособностью. Возможность платить по обязательствам, уже существующим или которые могут возникнуть в ближайшей перспективе (бюджетирование движения денежных средств, выработка политики их привлечения, управление запасами).
Управление эффективностью. Повышение экономической эффективности деятельности, рациональное использование ресурсов для осуществления операций по проектам (бюджетирование доходов и расходов, управление затратами).
Управление активами и экономическим потенциалом. Рентабельность активов и финансовая устойчивость (бюджетирование баланса, финансовый анализ и долгосрочное планирование).
Как уже было отмечено, бюджетирование - одно из основных методик финансового управления в некоммерческих организациях, поэтому необходимо определить наиболее употребляемые его понятия.
Для целей финансового управления целесообразно разделять значения слов смета, бюджет, финансовый план.
Смета - расчет затрат на мероприятие, процесс.
При этом следует иметь в виду, что когда мы говорим о смете доходов и расходов, то это просто иное представление документа. Доходы, как правило, в такой смете показаны по направлениям расходования средств.
Бюджет - таблица доходов и расходов на определенный период, например, год. Доходная его часть показывает все источники финансовой поддержки организации в указанный период. Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории - статьи расхода.
Разница между доходами и расходами показывает экономию или дефицит бюджета.
Финансовый план овеществляет собой решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения о распределении обычно ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица - обязательный элемент финансового плана. Но финансовый план состоит еще из следующих разделов:
обзорный раздел (резюме);
описание организации;
описание отрасли;
описание деятельности (услуг);
описание клиентской группы;
описание механизмов предоставления услуг;
календарный план;
финансы (источники доходов и направление расходов).
Такое деление удобно, когда важно различать документы, если в текущей работе используются все три вида. Если же из контекста ясно, о каком документе идет речь (или детально описано и объяснено, что он собой представляет), то все эти понятия являются синонимами. Так, когда мы говорим о смете проекта, то можно употребить слово бюджет, если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии: как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие смета расходов и доходов организации на год, то оно эквивалентно выражению годовой бюджет организации. Годовой финансовый план для бухгалтера - это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управленческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.
Некоммерческая организация при построении комплексной системы финансового управления и применении ее, как правило, сталкиваются с рядом сложностей: внутренних или внешних. Внутренние сложности обычно связаны в первую очередь с тем, что система финансового управления - внутренняя система. Она работает постоянно, а не от случая к случаю, требует взаимодействия внутри организации, предполагает выбор определенных техник и методик из множества. Но при этом она никем и ничем не регламентируется и не ограничивается. Как, например, стратегическое планирование, процесс повторяющийся, но не постоянный, система учета и отчетности жестко регламентирована законодательством. Единственный ограничитель для системы финансового управления - сама организация, ее интересы.
Основополагающий процесс построения системы финансового управления в некоммерческие организации - бюджетирование. Традиционно под бюджетами понимается опись доходов и расходов. Это не случайно, поскольку, начиная с 1930-х годов, такое планирование полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, основанной на базе единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные отношения строились не на принципе самостоятельного распоряжения бюджетом, а на работе в рамках сметы расходов.
В связи с переходом к независимой системе управления возникла необходимость формирования соответствующих бюджетных отношений и новых подходов к планированию бюджетов. В этом случае бюджетирование выступает как важнейший инструмент осуществления определенной политики организации. Поэтому, главный признак полноценного бюджета (финансового плана) - возможность использования его как инструмента проведения вполне определенной политики или воплощения стратегических целей НКО.
Поскольку бюджет является отражением определенной деятельности органов управления, его планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения выступает как определенный процесс, так как эта деятельность растянута во времени. Этот процесс получил название бюджетного процесса.
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Согласно российскому законодательству, НПФ осуществляют три вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
По состоянию на 1 октября 2008 г. в России работают 218 негосударственных пенсионных фондов, пенсионные резервы которых превышают 506 741 млн. рублей. Общее число участников НПФ - 6,8 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получают более 1,136 млн. человек. 105 негосударственных пенсионных фондов участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионные накопления составили 39 917 млн. рублей. Количество застрахованных лиц - около 3 600 тысяч человек.
Нормы и правила добровольного пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, взносы по которому могут осуществляться как за счет собственных средств граждан или средств предприятия, так и на паритетной основе, включающей совместные взносы работника и работодателя.
Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного банка является некоммерческой организацией и создан по решению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (решение Совета Директоров № 86 от 17 марта 1995 г.).
В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" № 75 исключительными видами деятельности НПФ Сбербанка являются негосударственное пенсионное обеспечение участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (договор НПО) и обязательное пенсионное страхование.
Заключение договоров НПО осуществляется на основании "Правил пенсионного обеспечения Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка", зарегистрированных в Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации 31 марта 2000 года.
Заключение договоров по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) осуществляется на основании "Страховых правил Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию", зарегистрированных ФСФР России 7 сентября 2006 года
Деятельность НПФ Сбербанка осуществляется практически во всех регионах России. Заключение договоров НПО осуществляется в филиалах Сбербанка России на основании Генерального соглашения о сотрудничестве между Сбербанком России и НПФ Сбербанка и в структурных подразделениях Фонда
В 2008 году пенсионными резервами Фонда управляли следующие управляющие компании: ООО "УК КапиталЪ", ЗАО "ОФГ-Инвест", ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент", ЗАО "Регион Эссет менеджмент".
Специализированным депозитарием, осуществляющим хранение сертификатов ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов, а также ежедневный контроль за соблюдением Фондом и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов, правил размещения средств пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов являлся ОАО "Внешторгбанк".
Объем пенсионных взносов, поступивших в 2008 году, составил 232,9 млн. рублей, что в 1,6 раза превышает объем поступивших пенсионных взносов в 2007 году, в том числе: 149,4 млн. рублей (64%) - пенсионные взносы, поступившие от физических лиц; 83,5 млн. рублей (36%) - пенсионные взносы, поступившие от юридических лиц.
По состоянию на 01.01.2009 количество договоров негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) составило - 75709 (102,5% от уровня на 01.01.2008), в том числе с юридическими лицами - 566 (104,2% от уровня 01.01.2008). Общее количество Участников - 169283 человека (102,% от уровня 01.01.2008), в том числе получающих ежемесячную негосударственную пенсию - 2280 человек (124,6% от уровня 01.01.2008).
В 2008 году было заключено 4038 договора, что в 1,8 раза больше, чем в 2007 году. С юридическими лицами заключено 25 договоров (прирост к 2007 году - 20%).
В 2008 году Фондом выплачено 57,48 млн. рублей по договорам НПО (на 40% больше, чем в 2007 году). Сумма выплат негосударственной пенсии составила 23,62 млн. рублей, что на 42% выше суммы предыдущих выплат.
По состоянию на 31 декабря 2008 года Фонд осуществлял выплаты 2280 участникам-пенсионерам (на 25% больше, чем по состоянию на 31.12.2007), из них 58% - по корпоративным пенсионным договорам.
Сформированный по состоянию на 01.01.2009 страховой пенсионный резерв составлял 8,58% от величины резервов покрытия пенсионных обязательств, что соответствует требованиям Федеральной службы по финансовым рынкам (норма 5%).
Ставка доходности за 2008 год для распределения инвестиционного дохода по пенсионным счетам составила 15,38% годовых в рублях.
Динамику основных показателей можно проследить из следующих данных (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика основных показателей негосударственный пенсионный фонд Сбербанка за период 1999-2008 гг.
Год деятельностиСумма пенсионных резервов, млн.руб.Сумма пенсионных взносов, млн.руб.Выплачено пенсий, млн.руб.Кол-во действующих договоров, шт.В том числе с юридич. лицами, шт.Кол-во участников, чел.Доходность по пенсионным счетам, % годовых1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200846,9 86,98 147,5 235,4 301,56 410,9 568,31 788,75 1031,94 1399,0226,2 36,6 45,9 44,56 50,28 68,71 95,08 140,76 149,38 232,930,12 1 5,1 6,12 8,72 9,3 11,5 16,3 16,6 23,6253594 61497 59642 57931 61412 67570 70976 74055 73844 75709163 227 284 343 425 462 510 531 543 56654402 63117 61158 137098 141971 153059 159639 164770 165316 16928322,03 14,56 30,23 22,92 18,7 20,05 17,15 14,10 15,07 15,38