Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и роль на рынке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и роль на рынке













Тема Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и роль на рынке

Содержание

Введение

. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

.1 Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории

.2 Функции государственного бюджета

.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета

.1 Основные особенности федерального бюджета на 2015 - 2017 года

.2 Состав и структура доходов федерального бюджета

.3 Характеристика состава и структуры расходов федерального бюджета

. Проблемы и пути решения управления государственным долгом

Заключение

Список используемых источников

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Поиск выхода из экономического кризиса в 2008 году, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью моей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

. рассмотреть экономическую сущность и роль государственного бюджета;

. рассмотреть роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

. охарактеризовать государственный бюджет на 2015 - 2017 года;

. рассмотреть проблемы и пути снижения государственного долга в России.

1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета

.1 Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: "Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Однако в бюджетном кодексе Российской Федерации бюджету дано слишком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону - как "форму образования и расходования денежных средств...".

В связи с тем, что Россия по Конституции является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации. В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из основных способов установления пропорций в экономике. Этот метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.

. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Понятие бюджета в современной его трактовке - не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального Дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

1.2 Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей экономики. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро-окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, объема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях (на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

1.3 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

Роль государственного бюджета прежде всего состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

государственное и муниципальное управление;

международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

национальная оборона;

правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

функционирование федеральной судебной власти;

проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обеспечение обороноспособности страны;

развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

осуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику - предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

. Роль государственного бюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

. Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании общегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства создают возможность для маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция.

2. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета

2.1 Основные особенности федерального бюджета на 2015 - 2017 года

Разработка параметров федерального бюджета в следующие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализован на трех летний период 2015-2017 года.

Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2015-2017 годы являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, государственных программах Российской Федерации.

.Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год определены исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта в размере 77 498,0 миллиардов рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента.

·Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета составляет 15 082,4 миллиарда рублей, в том числе прогнозируемый объём дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета - 344,3 миллиарда рублей;

·Объём расходов - 15 513,1 миллиарда рублей.

·Нормативная величина Резервного фонда - 5424,86 миллиарда рублей;

·Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 7218,51 миллиарда рублей;

·Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 49,2 млрд евро

·Дефицит федерального бюджета определён в объёме 430,7 миллиарда рублей.

.Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год и на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 83208,0 млрд. рублей и 90063,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,5 % (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) и 4,0 % (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):

·прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 15795,50 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 355, 81 млрд. руб., и на 2017 год в сумме 16547, 76 млрд. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 359,75 млрд. руб.;

·общий объем расходов федерального бюджета на 2016 год в сумме16271,78 млрд. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 406, 79 млрд. руб., и на 2017 год в сумме 17088, 65 млрд. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 854, 43 млрд. руб.;

·нормативную величину Резервного фонда на 2016 год в сумме 5824,56 млрд. руб. и на 2017 год в сумме 6304,41 млрд. руб.;

·верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме7733, 14 млрд. рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8514, 33 млрд. рублей;

·верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 71,5 млрд. долларов США, или 55,0 млрд. евро, и на 1 января 2018 года в сумме 77,0 млрд. долларов США, или 59,2 млрд. евро;

·дефицит федерального бюджета на 2016 год в сумме 476,27 млрд. руб. и на 2017 год в сумме 540,88 млрд. руб.

Расчеты бюджетных проектировок на 2015 - 2017 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс". Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Основной фактор экономического роста в 2015 - 2017 годах - увеличение потребительского и инвестиционного спроса.

2.2 Состав и структура доходов федерального бюджета

Формирование доходов федерального бюджета на 2015 год и на период до 2017 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 и на период до 2017 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2015 год и на период до 2017 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2014 году.

Таблица 1 - Прогноз доходов федерального бюджета

Показатель2014 год2015 год2016 год2017 годСумма, млрд. руб.Уд. вес, %Сумма, млрд. руб.Уд. вес, %Сумма, млрд. руб.Уд. вес, %Сумма, млрд. руб.Уд. вес, %123456789Доходы, всего14238,810015082,410015795,510016547,7100в том числе:Нефтегазовые доходы7480,252,5344,32,3355,82,3359,72,2Ненефтегазовые доходы6758,647,514738,197,715439,797,716188,097,8в том числе:Налог на прибыль организаций363,22,6380,62,4403,82,6449,62,7Налог на добавленную стоимость3711,926,14202,428,54704,330,75283,932,6Акцизы664,94,7797,05,5933,77,11036,58,4Налог на добычу полезных ископаемых20,30,12939,519,93206,120,83211,119,8Таможенные пощлины711,15,05125,534,94256,527,64295,126,5Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ139,10,9229,11,5152,10,9167,31,1Прочие ненефтегазовые доходы1148,18,11064,07,31074,06,91056,06,5

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.

Объем ненефтегазовых доходов сформирован с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя меры по сокращению теневого сектора экономики, реализации ряда дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.

Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном, таможенном законодательстве и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

Изменения приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2015 году на 138,4 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 65,3 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 116,7 млрд. рублей (0,1% ВВП).

Дополнительный объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета планируется обеспечить за счет реализации следующих мер.

. Установление порядка налогообложения акцизами природного газа, экспортируемого в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики.

Предполагается взимание акциза на газ природный, экспортируемый в Турцию по газопроводу "Голубой поток" (статья 6 <#"justify">федеральный бюджет экономический финансовый

При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.

Таблица 2. Расходы федерального бюджета за 2015 - 2017 гг.

Показатель2014 год2015 год2016 год2017 годСумма, млрд. рубУд. вес, %Сумма, млрд. рубУд. вес, %Сумма, млрд. рубУд. вес, %Сумма, млрд. рубУд. вес, %123456789Всего13960,110015513,110016271,810017088,6100в том числе:Общегосударственные вопросы1013,97,31105,57,21144,37,21260,57,4Национальная оборона2470,617,73031,319,63349,820,63531,020,7Национальная безопасность и правоохранительная деятельность2065,714,82150,913,92162,413,32030,311,9Национальная экономика2219,015,92215,514,42006,912,32068,912,1Жилищно-коммунальное хозяйство123,30,9222,61,489,30,593,90,5Охрана окружающей среды54,50,459,00,361,60,468,60,4Образование640,24,6610,53,9638,13,9682,04,0Культура, кинематография97,90,795,90,696,70,689,40,5Здравоохранение480,83,4441,82,8436,52,7406,32,4Социальная политика3506,425,14178,326,94364,726,84486,826,2Физическая культура и спорт77,30,6152,90,9148,40,9135,60,8Средства массовой информации72,70,564,00,548,60,3 61,30,4Обслуживание государственного и муниципального долга 432,4 3,1 459,7 2,9 529,2 3,2 594,3 3,5Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 705,4 5,1 725,2 4,7 795,4 4,9 738,1 4,3Прочие расходы----399,42,4841,44,9

В целом структура расходов федерального бюджета в 2015 - 2017 годах не претерпела существенных изменений.

По-прежнему наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают расходы на социальную сферу (26,9 - 26,2%), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (33,5 - 32,6%).

Вместе с тем следует отметить постепенное снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 14,4 % в 2015 году до 12,1% в 2017 году.

Наряду с общими подходами по формированию расходов федерального бюджета на динамику расходов федерального бюджета повлияли следующие факторы.

По разделу "Общегосударственные вопросы" рост расходов на реализацию функций общегосударственного характера учитывает:

потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, включая повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений науки гражданского назначения, увеличение объемов финансирования государственных научных фондов;

совершенствование системы оплаты труда и системы государственных гарантий, предоставляемых федеральным государственным гражданским служащим и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;

выделение бюджетных ассигнований на проведение выборов депутатов Государственной Думы в 2016 году (9,2 млрд. рублей);

выделение бюджетных ассигнований на проведение и подведение итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (2,4 млрд. рублей в 2015 году, 9,7 млрд. рублей в 2016 году).

в 2017 году предусмотрены бюджетные ассигнования на подготовку проведения выборов Президента Российской Федерации в 2018 году (13,0 млрд. рублей).

По разделу "Национальная оборона" рост расходов учитывает необходимость обеспечения:

готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, как основы обороноспособности государства к отражению агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

устойчивого и непрерывного функционирования системы военного и государственного управления;

готовности предприятий промышленности к удовлетворению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, государства и населения в военное время;

модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации;

функционирования системы материально-технического обеспечения войск;

- исполнение положений Указа <#"justify">3. Проблемы и пути решения управления государственным долгом

Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2015 - 2017 годы (таблица3).

Таблица 3 - Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Показатель2014 год Закон 349 - ФЗ2015 год2016 год2017 год ПроектЗакон 349 - ФЗПроектЗакон 349 - ФЗПроектОбслуживание государственного и муниципального долга, всего 432,4 503,7 459,7 568,6 529,2 594,3в том числе:Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации 334,8 392,3 354,4 445,2 410,2 461,3Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации 97,6 111,4 105,3 123,4 119,0 133,0

В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований, а также ростом государственного долга Российской Федерации и курса доллара США к рублю в 2015 - 2017 годах расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации будут возрастать.

Вместе с тем, в связи с сокращением государственных внутренних заимствований Российской Федерации и отказом от государственных внешних заимствований на международных рынках капиталов в 2014 году прогнозные показатели указанных расходов в 2015 - 2016 годов будут меньше против значений, утвержденных Федеральным законом <#"justify">Заключение

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Следовательно, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список используемых источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 277 с. - (по состоянию на 01.01.2015 г).

. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326 - ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

.Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №606 «О мерах реализации демографической политики Российской Федерации».

. Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2014 г.)

7. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 949

«О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»

. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2015 год и на период до 2017 года и распределению расходов федерального бюджета на 2015 год и на период до 2017 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

. Послание Президента Правительству Российской Федерации «О бюджетной политике на 2015 год».

. Бюджетная система Российской Федерации// Вахрин П.И., Нешитой А.С.: Учебник - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 340 с.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2012. - 512 с.

13. <#"justify">15. http://www.minfin.ru

Похожие работы на - Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и роль на рынке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!