ТП0 (1.9)
где ТП0 - выпуск товарной продукции в базовом году (от которого начинается отсчет n лет). Имеет смысл рассчитывать данный показатель только, если выпуск представлен в натуральных величинах (штуки, метры, тонны и т.д.).
Система показателей, характеризующих объем производства, включает в себя, помимо объема товарной продукции в сопоставимых ценах, фондоотдачу, а также выпуск продукции на 1 рубль стоимости предметов труда. Фондоотдача - важнейший обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Как нам уже известно, он характеризует выпуск продукции на единицу стоимости промышленно-производственных средств. При планировании и учете производственной деятельности промышленных предприятий показатель фондоотдачи (Фотд.) определяется отношением товарной продукции в договорных ценах к балансовой стоимости основных промышленно-производственных средств.
Фотд = ТП/ср.ОПФ (1.10 )
К относительным величинам относятся изменения названных величин.
Задача анализа производства и реализации продукции состоит также в том, чтобы определить каким образом ключевой показатель - объем товарной продукции (выручка от реализации) зависит от того или иного параметра, и принять соответствующее управленческое решение с целью повышения эффективности производства. Следовательно, необходимо определить влияние отдельных факторов на объем товарной продукции, факторов, обеспечивающих изменение выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
.2 Понятие структуры и ассортимента продукции
Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Управление ассортиментом является одной из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении либо сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.
Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем. Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы - с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно0натуральные измерители.
Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко-рентабельной продукции.
При формировании ассортимента и структуры предприятие должно учитывать опрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, финансовых ресурсов. Система формирования ассортимента включает:
. Определение потребностей покупателей.
. Оценку уровня конкурентоспособности продукции.
. Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции.
. Оценку степени риска изучения в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью коэффициента ассортиментности. Он определяется отношением общего фактического выпуска продукции зачтенного в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции.
Продукция, изготовленная сверх плана или предусмотренная планом, не засчитывается в выполнении плана по ассортименту. Если наблюдается перевыполнение плана по ассортименту, то это может быть вызвано рядом причин как внешних (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей), так и внутренних (недостаток в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостатки в системе управления).
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению ее структуры (структура - соотношение отдельных изделий, в общем, их выпуске). Выполнить план по структуре значит сократить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Изменение структуры оказывает большое влияние на такие экономические показатели, как объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, прибыль, рентабельность. Если увеличить удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостной оценке возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли. При увеличении удельного веса высокорентабельной продукции объем возрастает и наоборот.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Методика анализа структуры и ассортимента.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объемов с помощью различных измерителей.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделия и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совещенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Коэффициент выполнения плана по ассортименту = Принимается в зачет выполнение плана по ассортименту / план (по методике Савицкой Г.В.).
Если хотя бы по одной позиции план не выполнен, то общий план по ассортименту не выполнен.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть:
) Внешние:
Отказы от продукции
Недостатки в материально-техническом обеспечении
Несвоевременный ввод оборудования
) Внутренние:
Недостатки в планировании;
Недостатки организации производства;
Устаревшее оборудование.
Последствие невыполнения плана по ассортименту - невыполнение обязательств по поставкам.
По методике Шеремета. Предприятие с большим количеством наименований изделий рекомендуется следующая методика определения общего процента выполнения плана по ассортименту:
Выявляется недовыполнение плана по каждой позиции ассортимента: (Qni - Qфi)/ Qni *100%; (2.1)
Посчитается недовыполнение плана по всему ассортименту: (Сумма(Qni - Qфi)/ Qni *100%)/m ;(2.2)
Определяется процент выполнения плана по ассортименту: Процент выполнения плана по ассортименту = 100% - (Сумма(Qni - Qфi)/ Qni *100%)/m , (2.3)
где Qni - объем производства i-го изделия по плану;фi - объем производства i-го изделия фактически;- число позиций ассортимента.
Невыполнение плана по ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции, которые возможны и при выполнение плана по отдельным изделиям, но при разной степени перевыполнении плана по ним. Сдвиги в структуре продукции влияют на размер выполнения плана по обобщающим показателям производственно-хозяйственной деятельности:
Выпуск и реализация продукции;
Производительность труда;
Себестоимость;
Прибыль.
В связи с этим необходимо тщательно изучать изменения в составе выпускаемых изделий и их причины.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
% выполнения плана по структуре = принимается в зачет выполнения плана по структуре / факт
Изменение структуры влияет на изменение объема выпуска в стоимостной оценке, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность (с увеличением удельного веса более дорогой продукции объем выпуска увеличивается и наоборот; с увеличением высокорентабельной продукции прибыль увеличивается, а с уменьшением низко рентабельной продукции прибыль уменьшается).
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПф = Сумма ( Vф.общ * УДiф* Цiпл), (2.4)
ВПусл = Сумма (Vф.общ * УДiф* Цiпл), (2.5)
∆ВПстр = ВПф - Впусл (2.6)
Анализ структуры осуществляется с помощью показателя удельного веса продукции в общем выпуске. При анализе определяют плановую структуру и фактическую
Для расчета влияния структурных сдвигов на объем продукции необходимо использовать оптовые цены, производственную себестоимость, заработную плату производственных рабочих.
Дельта ТП структурных сдвигов = ТП плановая (К2- К1) (2.7)
К - коэффициент изменения продукции в различных измерителях;
К2 - коэффициент выполнения плана по объему продукции, рассчитанных в плановых оптовых ценах = ∑ цена плановая * количество фактическое
К1 - коэффициент выполнения плана по объему продукции, рассчитанного по плановой з/п производственных рабочих = ∑ з/п плановая * количество фактическое
Если К2 > К1, следовательно отклонение по продукции будет больше, то есть сверхплановый выпуск продукции по причине увеличения удельного веса продукции, имеющего более высокую цену.
. Договоры
. Бизнес-планы
. Статистическая отчетность (годовая, квартальная, месячная) №1-п «Отчетность по продукции»
. Платежные требования, накладные, ведомости по отгрузки, данные складского учета, данные инвентаризации, приходно-расходные документы, счет-фактуры, выписки банка об оплате.
Глава 2. Анализ структуры и ассортимента продукции ЗАО «Исток»
.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Исток»
Закрытое акционерное общество «Исток» г. Пенза было основано в 1927 году и успешно работает на рынке Пензенской области вот уже более 80 лет, занимая лидирующие позиции. В планах фирмы - разработка новых видов продуктов, экспансия на региональные рынки и рынки зарубежных стран.
Производство осуществляется на одном из самых современных заводов в РФ и сертифицировано по ведущей Международной системе качества - ХАССП. Компания выпускает минеральную и питьевую воду, сладкие газированные напитки и квас.
Торговые марки: минеральная вода Хрустальный Исток, Серебряный Исток, Целебный Исток; питьевая вода Исток с серебром , Артезианский Исток, Лазурная. Продукция удостоена Платиновых знаков качества, отмечена Гран- При на Всероссийской выставке в Кисловодске, является неоднократным победителем конкурсов 100 Лучших товаров России.
ЗАО «Исток» зарегистрирована 11 октября 2002 года регистратором Инспекция МНС России по Железнодорожному району города Пензы. Генеральный Директор организации - Беззубцев Виктор Ильич.
Компания ЗАО «Исток» находится по адресу 440600, г Пенза, ул. Рабочая, 7, основным видом деятельности является «Производство минеральных вод» .
Вся минеральная вода выпускаемая компанией ЗАО «Исток» г. Пенза добывается из артезианских скважин. Серебряный Исток - из уникальной природной линзы с глубины 90м. А Хрустальный Исток - из одной из самых глубоких артезианских скважин в Поволжье глубиной 445м!
Компания ЗАО «Исток» осуществляет следующие виды деятельности ( в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
Производство пищевых продуктов, включая напитки;
Производство напитков;
Производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
Производство минеральных вод ( Основной вид деятельности);
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
Уборка территории и аналогичная деятельность (Дополнительный вид деятельности);
Предоставление прочих видов услуг;
Предоставление различных видов услуг (Дополнительный вид деятельности).
Компания работает в следующих отраслях промышленности ( в соответствии с классификатором ОКОНХ):
Промышленность;
Пищевкусовая промышленность ( без рыбной, мясной, маслосыродельной и молочной промышленности);
Производство безалкогольных напитков.
Смысл существования компании - стабильное получение прибыли и достижение уровня рентабельности выше среднего по отрасли.
Наряду с Пензенской областью - основным рынком сбыта - компания поставляет свою продукцию в Москву, ряд регионов Поволжья.
Источниками формирования финансовых ресурсов Компании ЗАО «Исток» является уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления, кредиты и другие поступления, не противоречащие закону. Из балансовой прибыли формируются фонды, уплачиваются налоги и другие предусмотренные законодательством платежи. Уставный капитал по состоянию на 1 июня 2012 года 8264 руб.
Главным достоянием компании являются ее сотрудники. Компания неукоснительно выполняет свои обязательства перед ними:
Своевременно оплачивает труд сотрудников в соответствии с результатами работы;
Создает благоприятные условия для труда и профессионального развития сотрудников;
Предоставляет полное социальное обеспечение;
Информирует о положении дел в компании, перспективах и направлениях развития.
Сегодня ЗАО «Исток», благодаря отлаженному производству, может полностью удовлетворить потребность Поволжья в прохладительных напитках. Не желая останавливаться на достигнутом, компания стремится завоевать покупателей в других регионах России и стран ближнего Зарубежья.
Таблица 1.1 - Основные показатели деятельности ЗАО «Исток» за 2012-2014 гг.
ПоказателиПериод исследованияАбсолютное отклонениеТемп роста, в %2012201320142012201320142012201320141.Выручка, тыс.руб.33533359663109843348682435107,2586,4692,742.Производсивенный персонал, чел91112213122,22109,09133,333.Заработная плата, тыс. руб.70873283640428103,39114,21118,084.Материальные затраты, тыс. руб.3221636301304914085-5810-1725112,6883,9994,645.Основные произв-ые фонды, тыс. руб.112112161216505108,474100108,4746.Амортизация,тыс.руб.145584407397762402,75969,69228,0697.Оборотные средства, тыс. руб.9866984392452359862199,76793,92493,7068.Производительность труда, тыс. руб.9725,8893269,6362591,5-6456,253678,1367134,38933,61879,2626,6459.Зарплатаемкость, руб.0,0210,020,027-0,0010,0060,00696,396132,085127,13510.Материалоотдача, руб.1,0410,9911,0190,05,0290,02195,186102,94197,98511.Материалоемкость, руб.0,9611,0090,9800,048-0,0280,019105,05897,143102,05612.Фондоотдача, руб.29,91329,57825,574-0,336-4,003-4,33998,87686,46485,49313.Амортизацияемкость, руб.0,0040,16240,0130,012-0,003-0,001375,51380,601302,66814.Фондоемкость, руб. 0,0330,0340,0390,0010,0050,005101,137115,654116,96815.Коэф.оборачивоемости оборот.ср-в3,3983,6543,3640,255-0,29-0,035107,50692,05898,96816.Коэф. Закрепления0,2940,2740,297-0,020,0230,00393,018108,627101,043
Из таблицы видно, что в 2014 году самый низкий уровень выручки, который составил 31098 тыс.руб. В сравнении с 2012 годом это на 2435 тыс.руб. меньше и так же на 4868 тыс.руб. меньше чем в 2013 году. Число основных производственных фондов в 2014 году они составляют 1216 тыс. руб., в сравнении с 2013 годом этот показатель не изменился. Амортизация уменьшилась на 177 тыс. руб. в 2014 году в сравнении с 2013 годом,. Оборотные средства с 2012 году уменьшились по 2014 год на 621 тыс. руб. Производительность труда с 2012 года по 2014 год снизилась на 7134,389 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2014 году в сравнении с 2012 уменьшился на 0,035, а в сравнении с 2013 возрос на 0,255, что говорит о эффективном использовании оборотных средств.
.2 Анализ структуры и ассортимента продукции на предприятии ЗАО «Исток»
Таблица 2.1 - Бюджет продаж ЗАО «Исток» за 1 квартал 2014 г.
ПоказателиПериод, месяцИзменениеянварьфевральмартФевраль -январь.Март-февральСредний объем продаж, тыс. шт.469 620 479 013488 593 9 392 9 580 Газированные напитки 1,5 л.466 377 475 704 485 219 9 327 9 514 Сокосодержащие напитки 1 л.2 1872 231 2 2764445Квас 1,5 л.1 0421 0631 0842121 Газированные напитки 0,5 л.1414 14 00Средняя цена реализации,руб./шт.3030,631,2120,60,612Газированные напитки 1,5 л.1212,2412,48480,240,2448Сокосодержащие напитки 1 л.1010,210,4040,20,204Квас33,063,12120,060,0612Газированные напитки 0,5л.55,15,2020,10,102Выручка за месяц,тыс. руб.562159858487106084998227 112 236 287 Газированные напитки 1,5 л.559652958226296057863226 100235 234 Сокосодержащие напитки 1 л.218742275788323677301,47883 716919 418Квас312532513382126 131 Газированные напитки 0,5 л.69 72 75 33Из таблицы видно, что бюджет продаж на каждый вид продукции увеличивается в каждом месяце. В феврале объем продаж увеличился на 9392 шт., а в марте на 9580 шт. Выручка так же в каждом месяце увеличивается в феврале на 227112 руб., а в марте на 236287 руб.
Таблица 2.2 - Анализ структуры продаваемых товаров ЗАО «Исток» за 2012-2013 гг., руб.
Выручка за 2012 г. (план)Выручка за 2013г. (факт)Выручка фактическая при плановой структуре, руб.Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб.Влияние структуры товаров на изменение объема, руб.руб.%руб.%Газированные напитки 1,5л.2515075,02635673,326974,525150-1824,5Сокосодержа-щие напитки 1л.532815,9623717,35718,85328-390,8Квас015,0158,021582015-143Газированные напитки 0,5л.10403,112153,4111,5111,5928,5Итого3533005966003596632604,5 -
Из таблицы видно, что выручка в 2012 г. по всем группам товаров составила 33533 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (75%) и сокосодержащие напитки (15,9%).
Выручка в 2013 г. увеличилась в сравнении с 2012 годом на 2433 тыс. руб. и составила 35966 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).
Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб., как в 2013 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 32604,5 тыс.руб.
% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту
% выполнения плана по структуре = 32604,5 / 35966 = 90,6 %, т.е. план по структуре не выполнен.
Таблица 2.3 - Анализ структуры продаваемых товаров ЗАО «Исток» за 2013-2014 гг., руб.
Группы товаровВыручка за 2013 г. (план)Выручка за 2014 г.(факт)Выручка фактическая при плановой структуре, руб.Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб.Влияние структуры товаров на изменение объема, руб.руб.%руб.%Газированные напитки 1,5л.2635673,32391176,922788,722789-1122Сокосодержа- щие напитки 1л.623717,3460514,85392,825392,8787,82Квас21586,018956,11865,911865,9-29,09Газированные напитки 0,5л.12153,46872,21050,551050,5363,55Итого35966100310981003109831098 -
Из таблицы видно, что выручка в 2013 г. по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).
Выручка в 2014 г. по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (76,9%) и сокосодержащие (14,8%).
Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб., как в 2014г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 31098 тыс.руб.
% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту
% выполнения плана по структуре = 31098 / 31098 = 100 %, т.е. план выполнен.
Таблица 2.4 - Анализ ассортимента продаваемых товаров ЗАО «Исток» за 2012-2014 гг., руб.
Группы товаровВыручка за 2012 г., руб.Выручка за 2013 г., руб. Выручка за 2014 г., руб. Выполнение плана, % 2013-2012 г.Выполнение плана, % 2014-2013 г.Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб. 2013-2012 г.Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб.2014-2013 г.Газированные напитки 1,5л.2515026 35623 91110590,72515023 911Сокосодержа-щие напитки 1л.53286 2374 60511773,853284 605Квас20152 1581 89510787,820151 895Газирован-ные напитки 0,5л.10401 21568711756,51040687Итого3353335 96631 098 - -3353331 098
Из таблицы видно, что план в 2013 году по производству газированных напитков был перевыполнен на 5%, на сокосодержащие - на 17%, на квас- на 7%, и на газированные напитки 0,5л - на 17%.
Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 33533 тыс.руб.
% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану
% выполнения плана по ассортименту = 33533 / 33533 = 100%, т.е. план выполнен полностью в 2013 году.
План в 2014 году по производству газированных напитков был недовыполнен - на 9,3%, по производству сокосодержащие напитки недовыполнен - на 26,2%, на квас - на 12,2% недовыполнен и по газированные напитки 0,5л - на 43,5%.
Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 31098 тыс.руб.
% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану
% выполнения плана по ассортименту = 31098 / 35966 = 86,5 %, т.е. план недовыполнен 2014 году.
Таблица 2.5 - Анализ качества товаров ЗАО «Исток» за 2014 г.
Группы товаровЦена за шт., руб.Выпуск продукции, тыс. шт.Стоимость выпуска, тыс. руб.ПланФактПланФактГазированные напитки 1,5л.1246637745624755965245474964Сокосодержащие напитки 1л.10218722932187022930Квас31042178931265367Газированные напитки 0,5л.514157075Итого: -46962046034456215905503336
Из таблицы видно, что стоимость выпуска по факту ниже, чем плановая на 118254 тыс. руб.
.3 Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента продукции на предприятии ЗАО «Исток»
Политика по изменению структуры и ассортимента продукции ассортимента может базироваться на трех подходах:
) Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на расширение/сужение производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.
) Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.
Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (ΔПр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
ΔПр = ΔД - ΔР,
где ΔПр - изменение прибыли, ΔД - изменение дохода, ΔР - изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.
В соответствии с этим, расширение ассортимента может происходить на нескольких уровнях:
Увеличение позиций однородных товаров: производство новых сортов, изменение упаковки, расфасовки, конфигурации и т. д. уже освоенной продукции;
Внедрение разнородных продуктов: развитие новых товарных направлений: диверсификация;
Продвижение абсолютно новых (не имеющих аналогов) продуктов;
Комбинация действий: проведение ассортиментных изменений на двух или трех уровнях одновременно.
Характеристику целесообразности выхода на тот или иной уровень расширения ассортимента необходимо рассматривать с позиции потребности в а) новых научно-исследовательских разработках; б) дополнительном финансировании.
Насущный вопрос для предприятия-изготовителя - необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.
К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.
Дифференциация или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии - дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом - уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.
Важный элемент улучшения ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из ассортимента состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что анализ структуры и ассортимента продукции является сложным и многогранным процессом, проведение которого обеспечивает формирование разнообразной информации для разработки новой продукции или прекращение ее из производства.
При проведении анализа ассортимента было выяснено, что план в 2013 году по производству газированных напитков был перевыполнен на 5%, на сокосодержащие - на 17%, на квас- на 7%, и на газированные напитки 0,5л - на 17%.
Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 33533 тыс.руб.
% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану
% выполнения плана по ассортименту = 33533 / 33533 = 100%, т.е. план выполнен полностью в 2013 году.
План в 2014 году по производству газированных напитков был недовыполнен - на 9,3%, по производству сокосодержащие напитки недовыполнен - на 26,2%, на квас - на 12,2% недовыполнен и по газированные напитки 0,5л - на 43,5%.
Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 31098 тыс.руб.
% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану
% выполнения плана по ассортименту = 31098 / 35966 = 86,5 %, т.е. план недовыполнен 2014 году.
При проведении анализа структуры, выяснилось, что выручка в 2013 г. по всем группам товаров составила 35966 тыс. руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).
Выручка в 2014 г. по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (76,9%) и сокосодержащие (14,8%).
Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб., как в 2014 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 31098 тыс.руб.
% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту
% выполнения плана по структуре = 31098 / 31098 = 100 %, т.е. план выполнен.
Цель данной курсовой работы достигнута за счет решения поставленных задач.
За счет рассмотрения теоретических основ структуры и ассортимента продукции.
За счет проведения анализа структуры и ассортимента продукции.
За счет разработки рекомендаций по улучшению структуры и ассортимента продукции.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты анализа структуры и ассортимента продукции.
Во второй главе дана краткая характеристика предприятия, проведен анализ структуры и ассортимента предприятия.
Литература
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. В.И. Стражева. - Минск: Высшая школа, 2002. - 254 с.
Дембинский, Н.В. Вопросы теории экономического анализа./-М.: Финансы, 2002. - 261 с.
Гиляровской, Л.Т. Экономический анализ. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. /- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 614 с.
Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. / В.В. Ковалев. / - М.: Финансы и статистика, 2000. -285 с.
Ковбасюк, М.Р. Анализ финансовой деятельности предприятия с использованием ПЭВМ. / М.Р. Ковбасюк /- М.: Финансы и статистика, 2003. - 284 с.
Количественные методы финансового анализа. / Под ред. С. Дж. Брауна, М. П. Крицмена. - М.: ИНФРА /- М, 2002. - 336 с.
Любушин, Н.П., Экономический анализ учеб. пособие для вузов./ Н.П. Любушин / - М.: ЮНИТИ 2007. - 423с.
Савицкая Г.В. Экономический анализ./- М.: Новое знание, 2004. - 640 с.
Русак, Н.А., Основы финансового анализа,/ Н.А. Русак, В.А. Русак /- Мн.: Меркаванне,1995.-196с.
Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапустье, П.С. Никольского. - 2-е изд., доп. /- М: ИНФРА - М., 2002.
СПС Консультант Плюс.
Экономический анализ: основы теории, комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. И.В. Войголовского, А.Ф. Калининой, И.И. Магуровой. - М.: Высшее образование, 2005.