Анализ функционирования системы местных налогов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ функционирования системы местных налогов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Социально-экономическая природа налогов, их функции

.2 История возникновения и развития местных налогов в РФ

.3 Местные налоги в Российской Федерации, их элементы

. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Анализ динамики поступлений местных налогов в бюджетную систему

.2 Анализ местных налоговых платежей

.3 Актуальные проблемы администрирования местных налогов, пути их решения

. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВЕТЕ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются одним из самых необходимых инструментов осуществляя экономической политики государства. Развитие экономики напрямую зависит от качества налоговой системы в стране, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. В Российской налоговой системе существует достаточно большое количество налогов и иных платежей, которые взимаются на трех уровнях: федеральном, региональном, местном.

Актуальность дипломной работы состоит в следующем: так как в ходе налоговой реформы число местных налогов значительно сократилось и доля налоговых поступлений слишком мала, то перед местными органами власти, получившими автономность еще в 1993 году, встает вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов для самостоятельного функционирования муниципалитетов. В доходах бюджетов муниципальных образований 60% составляют безвозмездные поступления, налоги обеспечивают лишь 30% доходов, только 6% из них составляет доля местных налогов.

Специфика местного налогообложения была предметом пристального внимания российских ученых еще в конце 19-в начале 20 веков, а принципы разделения налогов между различными уровнями власти исследовались зарубежными учеными второй половины 20 века. Несмотря на это, с развитием и усложнением экономических отношений тема будет продолжать оставаться актуальной, так как затрагивает благосостояние государства и населения.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе функционирования системы местных налогов, выявлении перспектив ее развития.

Объектом исследования работы выступает система местных налогов муниципального образования городского округа города Тюмени.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

изучить социально-экономическую природу налогов;

выявить роль и значение местных налогов в системе РФ;

проанализировать налоговые поступления в бюджет города Тюмени и факторы, их определяющие;

выявить проблемы и тенденции развития системы местного налогообложения.

В дипломной работе использована теория, изложенная в справочной и учебной литературе российских авторов, в публикациях периодической печати, а также законодательных актах, методических и нормативных материалах, касающихся формирования доходов местных бюджетов за счет налоговых поступлений, ресурсы Интернета. Используемые методы: анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы, классификация, изучение и обобщение данных, сравнение.

Дипломная работа состоит из введения, семи параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, поставленные цели и задачи, определяется объект исследования. В первой главе «Теоретические аспекты местного налогообложения»- проанализирована социально-экономическая природа налогов, история их развития, роль и значение в налоговой системе РФ, особенности исчисления. Во второй главе «Роль местных налогов в налоговой системе РФ и формирование местных бюджетов»- проводится анализ налоговых поступлений в бюджет города Тюмени, оценка эффективности взимания, выявления основных проблем и перспектив местного налогообложения. В заключении делаются выводы по данной теме дипломной работы. В списке использованных источников приведен перечень литературы, изученной в процессе работы.

1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Социально-экономическая природа налогов, их функции

Государство вырабатывает и осуществляет политику, соответствующую интересам общества - экономическую, социальную и другие, при этом налоги служат основным источником денежных поступлений бюджетов всех уровней. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, необходимые для реализации его целей и задач.

Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (далее по тексту НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разращений (лицензий).

Основываясь на статье 8 НК РФ, можно выделить следующие характерные черты налога как средства платежа:

обязательность или признак императивности. Обязательность обеспечивается налоговыми, судебными, правоохранительными органами, представляющими силу государства;

индивидуальная безвозмездность, то есть для конкретного налогоплательщика отсутствует эквивалентный объем выгоды от государственных услуг;

отчуждаемость денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

направленность финансирования деятельности государства или муниципальных образований характеризует цель взимания налогов как основного источника формирования доходов государства.

Характерными чертами сбора, как средства платежа, являются:

обязательность;

является одним из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

При формировании валового внутреннего продукта (далее по тексту ВВП) и его распределения происходит изъятие части доходов в пользу государства, то есть происходит перераспределение ВВП. В этом процессе заключен экономический смысл налогообложения.

Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и используют эти функции для проведения активной налоговой политики.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее налоги являются важнейшими средством антицикличного развития экономики.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

. Классификация по способу взимания, подразделяющая налоги на прямые и косвенные.

Прямые - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика. В РФ к прямым налогам относятся НДФЛ, на прибыль организации, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог.

Косвенные - налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая в и тоге оплачивается конечным потребителем. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

. Классификация налогов по объекту обложения:

Имущественные (их взимание и размер не зависит от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества);

Налоги с доходов определяются в полной мере платежеспособностью налогоплательщика и различают фактические (взимаемые с фактически полученного дохода) и вмененные (взимаемые по доходу, который установлен заранее государством);

Налоги с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные);

Рентные (налоги с использованием ресурсов).

.Классификация налогов по субъекту обложения:

с физических лиц;

с юридических лиц;

смешанные.

.Классификация налогов по способу обложения:

Кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемый по внешним признакам;

Декларационные, официальное заявление налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.

Прогрессивные налоги, налоги у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода;

Регрессивные налоги, налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода;

Пропорциональные налоги, налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Данные виды являются налогами с процентными ( адвалорными) ставками, т.е. величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимости оценки объекта налогообложения.

Налоги с твердыми (специфическими) ставками, величина которых устанавливается в абсолютной денежной сумме на единицу измерения налоговой базы (значительная часть акцизов, транспортный налог и др.)

.Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные (общие) и целевые. Поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов. Целевые (специальные) имеют заранее назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.

.Классификация налогов по срокам уплаты, в которых выделяют срочные и периодические.

.Классификация по бухгалтерским источникам уплаты, в первую очередь, имеет большую значимость для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. В качестве источников уплаты могут выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, оплата труда, налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

.Классификация налогов по принадлежности к уровню власти и управления:

Федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, на прибыль организации, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

Региональные (на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный);

Местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).[40]

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях.

Выделяют следующие:

.Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во всех периодах их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача- обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональном, местным займам.

Похожие работы на - Анализ функционирования системы местных налогов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!