Экономическая оценка инвестиционного проекта по внедрению нового оборудования на предприятие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    772,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая оценка инвестиционного проекта по внедрению нового оборудования на предприятие

Содержание

Введение

Инвестиционный проект по замене изношенного оборудования на мебельной фабрике

.1      Описание отрасли

Экономическая оценка базового варианта инвестиционного проекта

.1 Экономическое обоснование внедрения станка

.2 Инвестиционный план

.3 Расчет амортизации

.4 Выбор источников финансирования инвестиционного проекта

.5 Расчет прибыли и убытков инвестиционного проекта

.6 Расчет денежных потоков инвестиционного проекта

.7 Расчет и обоснование нормы дисконтирования для инвестиционного проекта

.8 Оценка эффективности инвестиционного проекта

.9 Анализ чувствительности проекта

Экономическая оценка второго варианта инвестиционного проекта

Заключение

Список используемых источников

Введение


Непременным условием успешного функционирования предприятий любой организационно-правовой формы является активное осуществление стратегически направленного и детально проработанного комплекса мероприятий по созданию или укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами. Одним из определяющих факторов получения новых или сохранения ранее полученных конкурентных преимуществ становится активная инвестиционная деятельность.

Инвестиции имеют большое значение для будущего положения предприятия. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного характера, укрепляется материально-техническая база субъектов хозяйствования. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы производства продукции, прибыли, улучшать условия труда и быта работников. За счет реализации инновационных проектов, расширения масштабов деятельности, организации новых производств в местах с более доступными сырьевыми возможностями и близостью потребителей конечной продукции, модернизации и технического перевооружения действующего производства ресурсосберегающими и менее затратоемкими видами оборудования можно значительно повысить эффективность функционирования.

От размера и эффективности инвестиций зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, ее конкурентоспособность. Поэтому качественный анализ инвестиционной деятельности имеет большую значимость для развития предприятия.

Главная задача инвестиционного анализа рассчитать эффективность инвестиционного проекта и оценить его рискованность. Иначе говоря, оптимальный выбор делается по двум параметрам: эффективность и риск.

В классическом инвестиционном анализе можно выделить, три типа математических моделей, определяющие параметры: сумму (NV, NPV, MNPV), доходность (NRR, IRR, MIRR, MIRR(бар), индекс доходности (DPI) и срок окупаемости (окупаемость, ТС-окупаемость, дюрация) денежных потоков, генерируемых инвестиционным проектом.

Целью данной курсовой работы является внедрение нового оборудования на предприятие с целью снижения затрат на ремонт.

1 Инвестиционный проект по замене изношенного оборудования на мебельной фабрике

1.1     Описание отрасли

Мебельная промышленность относится к одной из важнейших подотраслей лесопромышленного комплекса, которая обеспечивает выпуск жизненно необходимых товаров народного потребления.

В развитии отечественной мебельной промышленности можно выделить два этапа:

Первый этап - до конца 80-х гг. XX века. В этот период централизованное управление и планирование производства осуществлялось по остаточному принципу. Значительный удельный вес ручного труда, низкая квалификация работающих, высокий физический и моральный износ привели к тому, что по технологическим параметрам, объему и качеству выпускаемая предприятиями мебель не соответствовала запросам потребителей. Ситуация усугублялась тем, что в стране отсутствовало отечественное машиностроение по производству специализированного оборудования для мебельной промышленности.

Второй этап - начало 90-х годов. Резко изменились условия функционирования отечественных мебельных предприятий. Часть мебельных компаний обанкротилась, другие вынуждены были пересмотреть свою тактику и стратегию существования на рынке. Соревнования между товаропроизводителями привели к дроблению рынка на небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям. Потребитель в настоящее время имеет большой выбор не только моделей мебели, но и технологий, материалов, комплектующих, из которых эта мебель может быть изготовлена.

На мировом рынке мебели семь ведущих стран задают общий темп всей мебельной промышленности (в порядке лидерства: США, Италия, Германия, Япония, Канада, Великобритания и Франция (рисунок 1.1)) и в совокупности производят 47% мирового объема. Доля российского рынка в мировых объемах не превышает 1%. С одной стороны это свидетельствует об огромном потенциале его роста и развития, а с другой стороны - о серьезных проблемах в отрасли.

Рисунок 1.1 - Производство мебели в мире

Все современные мебельные предприятия, действующие на территории России, можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся крупные предприятия, осуществляющие полный цикл производства, начиная от закупки леса и обработки древесины и заканчивая выпуском серийной мебельной продукции. Для таких масштабных предприятий с большим числом связей между производственными подразделениями помимо оптимального планирования чрезвычайно важна задача диспетчеризации (регулирования), постоянного контроля всех этапов производства. Поскольку в нём задействованы не только собственные мощности по обработке древесины и производству древесных материалов и мебели, но и взаимоотношения с производителями сопутствующей продукции (лаки, эмали, плёнки и пр.). Перемещение заготовок (деталей) от одного рабочего места к другому (производственный поток) на крупных предприятиях происходит по прямому потоку. В этом случае оборудование расставлено в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций, предусмотренных технологическим процессом. На таких предприятиях массово-поточного производства используется параллельная форма движения предметов труда.

Вторую группу образуют небольшие по размерам мебельные предприятия, осуществляющие изготовление и выпуск продукции сравнительно малыми партиями и готовые работать «под заказ». Такие предприятия обладают высококвалифицированным персоналом и оснащены легко перенастраиваемым высокоавтоматизированным оборудованием, способным производить широкую номенклатуру товаров в соответствии с запросами потребителей. На небольших предприятиях производственный поток построен по групповому принципу. Здесь однотипное оборудование расставляется отдельными группами, при этом не исключается возвратно-поступательное перемещение в цехе.

К третьей группе можно отнести различные промежуточные варианты.

По оценке отдела Департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 предприятий различных форм собственности с численностью работающих 160 тыс. человек. Основные производители мебели в России - «Электрогорскмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Катюша», «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза.

В настоящее время на долю лидеров приходится более 41% всего объема российского производства мебели, 40% принадлежит крупным предприятиям и порядка 19% малым мебельным компаниям (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Структура российских производителей на рынке мебели

В России основная часть производства сосредоточена в Центральном, Приволжском, Северо-западном и Южном федеральных округах. На их долю приходится около 86% от общего объема выпускаемой мебели в России. Лидером по производству мебели среди округов России в течение последних 5 лет является Центральный федеральный округ. На него пришлось около 45% выпуска по итогам 2008 года. При этом Москва и Московская область произвели почти 65% всей мебели округа. К числу «мебельных» регионов относится и Воронежская область, вносящая свой вклад в размере 9,2% от общего объема мебели, изготавливаемой в Центральном федеральном округе. Второе место по объему производства мебели занимает Приволжский федеральный округ, третье - Южный федеральный округ (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Структура производства мебели по округам России за 2004 - 2009 годы

Однако в развитии отечественной мебельной промышленности сложилась парадоксальная ситуация: в наиболее лесных районах размещено значительно меньше мебельных предприятий и производств, чем в нелесных. Так, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где имеются мощные деревообрабатывающие предприятия, крупные центры производства мебели пока не сформировались.

Другая особенность заключается в том, что на протяжении многих лет на мебельном рынке наблюдается различие данных официальной и неофициальной статистики. Это объясняется тем, что некоторые российские компании не подают данные в органы официальной статистики (подача данных в ФСГС РФ осуществляется на добровольной основе), а другие организации действуют в обход российского законодательства и при производстве мебели, и при совершении внешнеторговых операций. Тем не менее, эксперты утверждают, что постепенно официальные и неофициальные данные приближаются к единому показателю. Так, согласно расчетам специалистов агентства DISCOVERY Research Group, объем рынка мебели в 2008 году составил 160,9 млрд. руб., а с учетом теневого сегмента порядка более 230 млрд. р., увеличившись по сравнению с 2007 годом, по официальным данным, на 36%, с учетом теневого производства - более чем на 40% (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 - Объем рынка мебели в России

Начиная с 1998 года мебельная промышленность России демонстрировала устойчивый рост, ежегодно производство в отрасли увеличивалось на 3-9%. В 2008 году темп роста производства мебельной продукции по сравнению с 2007 годом составил 134,5%. Выпуск продукции отрасли в 2008 году достиг 101 млрд. р., что в два с половиной раза больше уровня 2004 года. Реализация мебели на отечественном рынке также неуклонно растет. В 2008 году объем продаж превысил отметку 250 млрд. р. против 90 млрд. р. в 2004 году.

Рост производства в мебельной отрасли связан, прежде всего, со стабилизацией экономической ситуации в стране, повышением доходов населения и, как следствие, увеличением платежеспособного спроса.

Основные показатели работы мебельной промышленности представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Основные показатели развития мебельной промышленности России в 2004-2009 гг.

Показатели

Ед. изм.

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Объем производства мебели (без НДС)

млн. р.

40144,5

45134,9

59214,1

75142,6

1089,2

80366

Темп роста производства к предыдущему периоду

%

119,1

112,4

119,1

120,6

134,5

79,5

Экспорт

млн. р.

5754,4

6618,8

7736,6

9323,2

9155,4

6408,5

Импорт

млн. р.

21533,4

22147,9

30960,2

45011,0

59967,0

49772,6

Объем продаж на внутреннем рынке (без НДС)

млн. р.

90009,4

2886,0

133546,5

182745,1

251000,2

252378,0

Удельный вес импорта

%

45,0

46,0

44,5

48,1

47,3

50,6


Прирост экспорта мебели из России за 2008 год составил 59% к уровню поставок 2004 года. В основном прирост получен за счет отгрузки продукции в страны СНГ, в то время как в страны дальнего зарубежья поставки мебельной продукции, наоборот, снижаются. Всего же доля мебели, экспортируемой отечественными предприятиями, в общем объеме производства составляет около 10%.

В течение последних 10 лет изменилась и пропорция соотношения импортной и отечественной мебели на российском рынке: если до 1998 года она оценивалась как 70:30, то в течение последних двух лет стабилизировалась до 40:60 (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5 - Динамика соотношения импортной и отечественной мебели на российском рынке

Общий импорт мебельной продукции остается на таком уровне уже более 5 лет. Основным поставщиком мебели в Россию является Италия. В 2008 году из этой страны было ввезено 25% всей мебели из стран дальнего зарубежья. Однако в последнее время динамично развиваются поставки из Китая. За 2005-2009 годы объем импорта из этой страны увеличился на 354%.

В общей структуре потребления мебель для дома занимает наибольшую долю (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 - Структура потребления мебели по основным ассортиментным группам

Лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома (рисунок 1.7) занимает корпусная мебель для комнат и прихожих - 32% продаж. Мягкая мебель по объему продаж заняла 23% рынка. На третьем месте - кухонная мебель (16%), за ней идет мебель для спальни (14%), детская (3%), встроенная (2,5%).

Рисунок 1.7 - Структура потребительского спроса на рынке мебели для дома

Доля основных фондов мебельной промышленности в объеме фондов лесопромышленного комплекса и деревообрабатывающей промышленности составляет 8,5 % и 30,6 % соответственно, что связано с относительно высокой стоимостью основных фондов в отрасли, значительным удельным весом автоматизированного и механизированного труда. Основные фонды в мебельной промышленности отличаются меньшей степенью износа по сравнению с уровнем по промышленности, однако это свидетельствует не о благополучии материально-технической базы мебельной промышленности, а об очень высокой изношенности основных фондов в других отраслях, в частности химической промышленности, энергетике. Для обновления основных фондов мебельной промышленности нужны ресурсы, а поскольку уровень рентабельности в отрасли невысок (около 10-12%), собственных средств предприятий для этих целей недостаточно, Поэтому возникает потребность во внешних заимствованиях.

В 2006-2008 годы цены на производимую мебель увеличились в среднем на 25-30%. Прежде всего это связано с тем, что отечественные производители мебели зависят от импортных комплектующих, цена на которые в результате девальвации рубля повысилась, что увеличило себестоимость производства мебели и вынудило производителей поднять цены. Кроме того, повысились цены на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных и лиственных пород, шпон, фанеру, ДСП, ДВП, синтетические клеи, краски, эмали и другие материалы.

В 2008 году мировой финансово-экономический кризис еще практически не повлиял на отечественный рынок мебели. Однако уже по результатам 2009 года объем производства снизился по сравнению с 2008 годом на 28% (в сопоставимых ценах), импорт - на 17%. Объем производства в стоимостном выражении по итогам 2009 года составил чуть более 80 млрд. р. Девальвация рубля в конце 2008 - начале 2009 годов по отношению к основным валютам (доллар и евро) существенно отразилась на импорте мебели в Россию. Объем импорта в стоимостном выражении в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 17% - с 59,9 до 49,7 млрд. р. Экспорт в 2009 году тоже снизился как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. При этом цена экспортируемого товара была снижена на 20-30%. Весь 2009 год, по мнению аналитиков, стал очень сложным для всех сегментов мебельного рынка. По данным BFM, после нескольких лет стабильного роста российский рынок мебели в 2009 году сократится почти на треть из-за ухода части импортеров, сокращения российского производства и падения покупательского спроса. По мнению аналитиков УК «Финам Менеджмент», заметную поддержку стабильности спроса на мебель нескольких последних лет оказывал динамичный рост рынка жилья и постепенное перераспределение структуры расходов в пользу непродовольственных товаров в целом. Однако кризис вносит существенные коррективы в развитие рынка, прежде всего в части снижения платежеспособного спроса и роста затрат производителей. В конце апреля Минэкономразвития РФ опубликовало «Мониторинг о текущей ситуации в экономике РФ по итогам I квартала 2009 года», в котором говорится следующее: «Индекс производства по обработке древесины и производству изделий из дерева в I квартале 2009 года составил 70,8% к соответствующему периоду 2008 года». Вследствие изменения ситуации на внешних рынках (в том числе насыщение рынка, снижение спроса и цен на продукцию деревообработки) на ряде предприятий остановлены производство и отгрузка мебельной продукции, что повлекло значительное снижение объемов производства. Сокращение производства сырья неизбежно привело к снижению выпуска мебели. В 2009 году объем рынка мебели снизился почти на 29%. В 2010 году на рынке наметилось небольшое оживление, но на уровень 2007 года мебельная промышленность сможет выйти только через 4-5 лет.

Таким образом, современное состояние предприятий мебельной промышленности РФ достаточно противоречиво. С одной стороны, отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер народного хозяйства, что выражается в среднем ежегодном приросте объемов производства до 2008 года на 7-8% (по данным Агентства Discovery Research Group) вследствие роста спроса на мебель, модернизации оборудования, расширении ассортимента выпускаемой продукции, наличии квалифицированных кадров и доступа к передовым технологиям, материалам и дизайнерским разработкам. С другой стороны, снижение покупательной способности населения и объемов жилищного и коммерческого строительства в 2009-2010 годы в результате мирового финансового кризиса привели к сокращению спроса во всех сегментах мебельного рынка, что повлекло за собой значительное снижение объемов производства (в 2009 году на 21%). Кроме того, развитие мебельных предприятий РФ существенно сдерживается материально-сырьевым фактором: отечественные производители-поставщики, находясь в кризисном состоянии, не могут в полной мере удовлетворить спрос мебельных компаний на плиты, фурнитуру, ткани, лаки и краски, импорт же материалов и комплектующих (особенно в результате девальвации российского рубля) обходятся очень дорого. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели и, соответственно, цену готовой продукции. При этом, как отмечают эксперты, в условиях кризиса возросла чувствительность покупателей к цене.

Как следствие, ситуация в мебельной промышленности отличается нестабильностью: в результате как мирового финансового, так внутреннего сырьевого кризиса в последние годы существенно растут цены на сырье, что сказывается как на розничных ценах на мебель, так и на марже производителей. В сложившихся условиях отечественные предприятия вынуждены искать новые способы оптимизации своей деятельности на рынке.

2 Экономическая оценка базового варианта инвестиционного проекта


Инвестиционный проект предполагает под собой снижения затрат на ремонт мебельной фабрики за счет замены изношенного шлифовального и упаковочного оборудования на новое.

.1 Экономическое обоснование внедрения станка

Замена шлифовального и упаковочного оборудования увеличит выработку рабочих предприятия, что принесет дополнительную прибыль от продажи продукции. Внедрение нового оборудования позволит сократить затраты на ремонт и простой оборудования.

Выручка предприятия после замены оборудования будет рассчитываться исходя из объема реализации и средней цены изделий (таблица 2.1).

Показатели операционной деятельности при замене оборудования представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Формирование выручки мебельной фабрики после замены оборудования

Показатель

5 лет


1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Объем реализации, единиц

1137,00

1250,70

1375,77

1513,35

1664,68

Средняя цена изделий, тыс. р.

13,47

14,81

16,30

17,92

19,72

Выручка, тыс.р.

15315,39

18522,87

22425,05

27119,23

32827,49


Затраты, связанные с производством и реализацией        продукции представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Затраты мебельной фабрики после установки нового оборудования

Показатель

5 лет


1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Себестоимость (тыс.р.), в том числе:

9626,60

9683,54

9599,76

9502,69

9059,81

амортизация нового упаковочного и шлифовального станков, тыс.р.

250

250

250

250

250

коммунальные платежи (потребление электроэнергии), тыс.р.

73,00

80,31

88,34

97,17

106,89

Коммерческие расходы (тыс.р.), в том числе:

4320,40

5173,52

6200,38

7436,92

8926,58

заработная плата (со страх. взносами), тыс.р.

492,40

541,64

595,80

655,38

720,92

Итого расходы

13947

14857,06

15800,14

16939,61

17986,39


2.2 Инвестиционный план

Инвестиционное планирование - процесс разработки системы планов, плановых заданий и показателей, обеспечивающих развитие предприятия с использованием необходимых инвестиционных ресурсов и способствующих повышению эффективности его инвестиционной деятельности.

В таблице 2.3 показаны затраты на приобретение шлифовального и упаковочного оборудования.

Таблица 2.3 - Инвестиционные затраты на приобретение оборудования, тыс. р.

Показатель

Значение

Приобретение оборудования

1250

Итого

1250


Инвестиционные затраты составят 1250 тыс. р.

При приобретении нового оборудования предполагается реализация старого шлифовального станка по остаточной стоимости - 50 тысяч рублей без учета НДС. Упаковочный станок планируется также продать по остаточной стоимости 70 тыс. р. Предприятие получит выручку от продажи старого оборудования в размере 120 тыс.р.

2.3 Расчет амортизации


Амортизационные отчисления - отчисления части стоимости основных фондов для возмещения их износа. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация. Амортизационные отчисления производятся по определённым нормам относительно балансовой стоимости объекта основных фондов.

Расчет амортизации оборудования ведется линейным способом. Линейный способ представляет собой равномерное начисление амортизации с первоначальной до остаточной стоимости (в конце срока службы) в течение всего срока использования. Текущая остаточная стоимость определяется вычитанием суммарной накопленной амортизации основного средства из первоначальной стоимости (согласно российским стандартам бухгалтерского учёта (ПБУ 6/01)).

Норма амортизации - это установленный годовой процент возмещения стоимости изношенной части основных средств. Норма амортизации составляет 20%.

Амортизационные отчисления на полное восстановление оборудования определяется по формуле (2.1):

 (2.1)

где    А - годовые амортизационные отчисления на реновацию узла учета, денежные единицы;

На - норма амортизации, %;

С - стоимость оборудования, денежные единицы.

Амортизационные отчисления за год составят:

Амортизационные отчисления за 5 лет реализации проекта представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Амортизационные отчисления

Показатель

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Итого

Амортизационные отчисления

250

250

250

250

250

1250


2.4 Выбор источников финансирования инвестиционного проекта


Инвестиционный проекта планируется осуществлять за счет заемных и собственных средств. Часть средств будет получено за счет реализации старого оборудования в размере 120 тыс.р. Долгосрочный кредит берется на сумму 700 тыс. р. сроком на 2 года и процентной ставкой 17% годовых. Собственные средства составляют 430 тыс. р.

Расчет выплат по кредиту представлен в таблице 2.5. Выплата процентов и основного долга осуществляется ежемесячно.

Таблица 2.5 - Платежи по кредиту

№ платежа

Год

Месяц

Подлежит погашению

Платеж, тыс. р.

Остаток долга, тыс. р.




Сумма основного долга, тыс. р.

Процент за использование, тыс. р.









700

1

1 год

январь

29,2

9,9

39,1

670,8

2


февраль

29,2

9,5

38,7

641,7

3


март

29,2

9,1

38,3

612,5

4


апрель

29,2

8,7

37,8

583,3

5


май

29,2

8,3

37,4

554,2

6


июнь

29,2

7,9

37,0

525,0

7


июль

29,2

7,4

36,6

495,8

8


август

29,2

7,0

36,2

466,7

9


сентябрь

29,2

6,6

35,8

437,5

10


октябрь

29,2

6,2

35,4

408,3

11


ноябрь

29,2

5,8

35,0

379,2

12


декабрь

29,2

5,4

34,5

350,0

Итого за год

350,0

91,7

441,7


13

2 год

январь

29,2

5,0

34,1

320,8

14


февраль

29,2

4,5

33,7

291,7

15


март

29,2

4,1

33,3

262,5

16


апрель

29,2

3,7

32,9

17


май

29,2

3,3

32,5

204,2

18


июнь

29,2

2,9

32,1

175,0

19


июль

29,2

2,5

31,6

145,8

20


август

29,2

2,1

31,2

116,7

21


сентябрь

29,2

1,7

30,8

87,5

22


октябрь

29,2

1,2

30,4

58,3

23


ноябрь

29,2

0,8

30,0

29,2

24


декабрь

29,2

0,4

29,6

0,0

Итого за год

350,0

32,2

382,2


Итого за 2 года

700,0

124,0

824,0



2.5 Расчет прибыли и убытков инвестиционного проекта


Составим план прибыли и убытков на 5 лет (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - План прибылей и убытков

Показатель

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Выручка

15315,39

18522,87

22425,05

27119,23

32827,49

Себестоимость (тыс.р.), в том числе:

9626,6

9683,54

9599,76

9502,69

9059,81

амортизация нового упаковочного и шлифовального станков, тыс.р.

250

250

250

250

250

коммунальные платежи (потребление электроэнергии), тыс.р.

73

80,31

88,34

97,17

106,89

Коммерческие расходы (тыс.р.), в том числе:

4320,4

5173,52

6200,38

7436,92

8926,58

заработная плата (со страх. взносами), тыс.р.

492,4

541,64

595,8

655,38

720,92

Проценты по кредиту

91,7

32,2

0,0

0,0

0,0

Прибыль до налогообложения

1276,66

3633,58

6624,91

10179,62

14841,10

Налог на прибыль

255,33

726,72

1324,98

2035,92

2968,22

Чистая прибыль

1021,33

2906,86

5299,93

8143,70

11872,88


Внедрение оборудования приносит предприятию прибыль на всех этапах реализации инвестиционного проекта. Данная прибыль складывается из уменьшения затрат предприятия и увеличения объема реализации.

2.6 Расчет денежных потоков инвестиционного проекта


Денежный поток представляет разницу между доходами и издержками экономического субъекта (как правило, речь идет о фирме), выраженная в разнице между полученными и сделанными платежами. В целом это сумма нераспределенной прибыли фирмы и ее амортизационных отчислений, сберегаемых для формирования собственного источника денежных средств на будущее обновление основного капитала. Иными словами, денежный поток - чистая сумма денег, фактически полученная фирмой в данном периоде.

Чистый денежный поток является одним из основных показателей, применяемых для оценки финансового состояния.

Составим план денежных поступлений и выплат в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - План денежных потоков

Показатель

Начало проекта

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Итого

Инвестиционная деятельность, тыс.р.

Приобретение оборудования

-1250

-

-

-

-

-

-1250

Выручка от реализации старого оборудования

120

0

0

0

0

0

120

Суммарный поток от инвестиционной деятельности

-1130

-

-

-

-

-

-1130

Операционная деятельность, тыс.р.

Выручка


15315,39

18522,87

22425,05

27119,23

32827,49

116210,03

Себестоимость, в том числе:


-9626,6

-9683,54

-9599,76

-9502,69

-9059,81

-47472,40

амортизация нового упаковочного и шлифовального станков


-250

-250

-250

-250

-250

-1250,00

коммунальные платежи (потребление электроэнергии)


-73

-80,31

-88,34

-97,17

-106,89

-445,71

Коммерческие расходы, в том числе:


-4320,4

-5173,52

-6200,38

-7436,92

-8926,58

-32057,80

заработная плата (со страх. взносами)


-492,4

-541,64

-595,8

-655,38

-720,92

-3006,14

Проценты по кредиту


-91,7

-32,2

0,0

0,0

0,0

-123,96

Прибыль до налогообложения


1276,66

3633,58

6624,91

10179,62

14841,10

36555,87

Налог на прибыль


-255,33

-726,72

-1324,98

-2035,92

-2968,22

-7311,17

Чистая прибыль


1021,33

2906,86

5299,93

8143,70

11872,88

29244,70

Суммарный поток от операционной деятельности

-

1271,3

3156,9

5549,9

8393,7

12122,9

30494,70

Финансовая деятельность, тыс.р.

Собственный капитал

430

-

-

-

-

-

430

Долгосрочный кредит

700

-

-

-

-

-

700

Погашение основного долга

-

-350,0

-350,0

0,0

0,0

0,0

-700,0

Возврат собственных средств

-

-59,9

-59,9

-59,9

-59,9

-59,9

-299,3

Суммарный поток от финансовой деятельности

1130,0

-409,9

-409,9

-59,9

-59,9

-59,9

-130,7

Чистый денежный поток

0,0

861,5

2747,0

5490,1

8333,8

12063,0

29495,4


Чистый денежный поток от реализации проекта за все время реализации проекта положительный, что свидетельствует об эффективности проекта.

2.7 Расчет и обоснование нормы дисконтирования для инвестиционного проекта


Ставка дисконта - это процентная ставка отдачи, которую предприятие предполагает получить на заработанные в процессе реализации проекта деньги.

Для расчета нормы дисконта используют средневзвешенную, представленную в формуле (2.2) и премию за риск:

 (2.2)


где  - стоимость собственного капитала,

 - стоимость заемного капитала,

E - сумма собственного капитала вложенного в проект,

D - сумма заемного капитала вложенного в проект.

Стоимость заемного капитала определяется явными затратами фирмы - это та ставка процента, которую предприятие вынуждено платить ссудодателю за предоставленные кредиты. Стоимость заемного капитала составляет 17%.

Для определения нормы дисконта на собственный капитал применим метод, основанный на альтернативной доходности. В качестве безрисковой нормы дисконта применим расчетную доходность вклада (депозит банка) - 10%.

Премия за риск составит 0%, в связи с поддержанием деятельности предприятия.

Норма дисконта = 13,92+0 = 13,92%.

2.8 Оценка эффективности инвестиционного проекта


Оценка эффективности инвестиционного проекта осуществляется по следующим показателям:

-       ЧДД (NPV);

-       ИД (PI);

-       СО;

-       ВНД (IRR).

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:

, (2.3)

где Rt - результаты, достигаемые на t - ом шаге расчета;

Зt - затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т - горизонт расчета;

Эt = (Rt - Зt) - эффект, достигаемый на t - ом шаге.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения и обозначают через:

Кt - капиталовложения на t - ом шаге;

К - сумму дисконтированных капиталовложений, т.е.

 (2.4)

а через Зt - затраты на t - ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда формула (1) для ЧДД записывается в виде:

 (2.5)

и выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К).

Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:

 (2.6)

Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД:

Если ЧДД положителен, то ИД >1 и наоборот.

Если ИД>1, проект эффективен, если ИД <1 - неэффективен.

Срок окупаемости - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это - период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости можно определить как отношение инвестиций к среднегодовому денежному потоку. Результаты и затраты, связанные с осуществлением проекта можно вычислить с дисконтированием или без него. Соответственно, получится два различных срока окупаемости. Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.

Показатель срока окупаемости инвестиционного проекта с неравными из года в год денежными потоками можно разложить на целую (j) и дробную (d) его составляющие (СО = j +d). Целое значение срока окупаемости находится последовательным сложением чистых денежных потоков (дисконтированных денежных потоков) за соответствующие периоды времени до тех пор, пока полученная сумма последний раз будет меньше величины начальных инвестиционных затрат. То есть целая часть срока окупаемости - это период, в котором накопленная стоимость денежных потоков принимает свое последнее отрицательное значение, при этом следует соблюдать следующие неравенства:

,

 (2.7)

где К0 - начальные инвестиции, ДП - денежные потоки,

Дробная часть срока окупаемости определяется по формуле:

 (2.8)

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Иными словами Евн (ВНД) является решением уравнения:

 (2.9)

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, и может рассматриваться вопрос о его принятии. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны. Если сравнение альтернативных инвестиционных проектов по ЧДД и ВНД приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать ЧДД.

Для расчета внутренней нормы доходности также используют упрощенную формулу. Для этого необходимо выбрать две ставки дисконтирования Е1 < E2, таким образом, чтобы в интервале (Е1;E2) функция ЧДД = f (Е) меняла свое значение с «+» на «-» или наоборот. Далее используют формулу:

, (2.10)

Точность вычисления является обратной длине интервала (Е1;E2). Поэтому наилучшая аппроксимация достигается в случае, когда длина интервала принимается минимальной (1%).

Рассчитаем показатели эффективности.


Для расчета внутренней нормы доходности примем:


Таблица 2.8 - Расчет срока окупаемости

Показатель

Начало проекта

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Инвестиции, тыс.р.

-1250

-

-

-

-

-

Дисконтированный суммарный поток от операционной деятельности, тыс.р.

-

1115,98

2432,52

3753,94

4983,72

6318,38

Окупаемость, тыс.р.

-1250

-134,02

2298,50

6052,44

11036,16

17354,54


,06*12 = 0,72 месяца.

,72*30 = 21,6=22 дня.

Срок окупаемости составит 1 год 22 дня.

Полученные результаты доказывают экономическую эффективность и целесообразность проекта, так как:

-       ЧДД>0;

-       ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует;

-       ИД>1,0 или 100%;

-       срок окупаемости 1,06 года.

2.9 Анализ чувствительности проекта


Проведем анализ чувствительности ЧДД проекта. Составим таблицу изменения значений выходного параметра, при изменении входных параметров в пределах от -40% до 40% от исходной величины. Результаты выразим в абсолютных значениях в таблице 2.9.

Таблица 2.9 - Анализ чувствительности проекта

Показатель

-40%

-30%

-20%

-10%

0

10%

20%

30%

40%

Изменение инвестиций

ЧДД, тыс.р.

17854,5

17729,5

17604,5

17479,5

17354,5

17229,5

17104,5

16979,5

16854,5

ИД

24,81

21,26

18,60

16,54

14,88

13,53

12,40

11,45

10,63

СО, лет

0,20

0,24

0,27

0,30

0,34

0,37

0,40

0,44

0,47

Изменение ставки дисконтирования

ЧДД, тыс.р.

21182,5

20130,9

19145,6

18221,7

17354,5

16539,8

15773,6

15052,5

14373,2

ИД

17,95

17,10

16,32

15,58

14,88

14,23

13,62

13,04

12,50

СО, лет

0,28

0,29

0,31

0,32

0,34

0,35

0,37

0,38

0,40

Изменение выручки

ЧДД, тыс.р.

-6996,3

-908,6

5179,1

11266,8

17354,5

23442,3

29530,0

35617,7

41705,4

ИД

-4,60

0,27

5,14

10,01

14,88

19,75

24,62

29,49

34,36

СО, лет

-1,09

18,31

0,97

0,50

0,34

0,25

0,20

0,17

0,15

Изменение себестоимости

ЧДД, тыс.р.

27840,7

25219,2

22597,6

19976,1

17354,5

14733,0

12111,5

9489,9

6868,4

ИД

23,27

21,18

19,08

16,98

14,88

12,79

10,69

8,59

6,49

СО, лет

0,21

0,24

0,26

0,29

0,34

0,39

0,47

0,58

0,77


Анализ чувствительности показал, что предложенный инвестиционный проект не чувствителен к изменению инвестиций. При увеличении инвестиционных вложений на 40% снижается эффективность проекта, незначительно увеличивается срок окупаемости, но сумма дисконтированных

текущих поступлений по проекту превышает величину капитальных вложений и проект остается доходным.

Анализ чувствительности показал, что предложенный инвестиционный проект не чувствителен к изменению ставки дисконтирования. При увеличении ставки дисконтирования на 40% снижается эффективность проекта, незначительно увеличивается срок окупаемости, но сумма дисконтированных текущих поступлений по проекту превышает величину капитальных вложений и проект остается доходным.

Анализ чувствительности показал, что предложенный инвестиционный проект чувствителен к изменению выручки. При уменьшении выручки на 30% ЧДД проекта становится отрицательным, проект становится не эффективным.

Анализ чувствительности показал, что предложенный инвестиционный проект не чувствителен к изменению себестоимости. При увеличении показателя на 40% снижается эффективность проекта, незначительно увеличивается срок окупаемости, но сумма дисконтированных текущих поступлений по проекту превышает величину капитальных вложений и проект остается доходным.

На рисунке 2.1 представлен график, показывающий чувствительность ЧДД проекта к влиянию изменения факторов.

Рисунок 2.1 - Анализ чувствительности ЧДД проекта

3 Экономическая оценка второго варианта инвестиционного проекта

С целью снижения затрат мебельная фабрика планирует замену дизельной системы подачи топлива автомашин «Газель» на газовое.

На балансе предприятия находится 2 автомобиля «Газель» - используются для городских поездок (грузоподъемность - до 1,5 тонн).

Современные «Газели» укомплектованы двигателями «Евро-3», на которые предполагается установка впрыскового ГБО («четвертое поколение»). Затраты по установке комплекта подобного оборудования составляют примерно 25 000 рублей. Для замены двух комплектов требуется 50000 рублей. Данные затраты будут представлять инвестиции на реализацию предлагаемого проекта.

Для расчета экономии необходимо определить расходы на бензин и газ в месяц. Расходы на топливо в месяц будут определяться как произведение цены бензина (газа) на расход бензина (газа) в месяц. Расход бензина (газа) определяется как произведение среднего пробега в месяц и среднего расхода топлива.

Средний расход бензина на «Газелях» около 15 л/100 км. Цена бензина АИ-92 в Центральном регионе на текущую дату составляет 32,83 р./л.

Расход газа всегда несколько больше, чем бензина, что обусловлено физико-химическими свойствами пропан-бутановой смеси, используемой в качестве моторного топлива. В установках четвертого поколения газа расходуется примерно на 15% больше, чем бензина. Это около 17 л/100 км. Цена газа на текущую дату составляет 20,90 р./л.

Рассчет срока окупаемости данного мероприятия представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Расчет срока окупаемости мероприятия

№ п/п

Показатель

Формула расчета

Значение

1

Цена одного литра бензина А-92, рублей

-

32,83

2

Цена одного литра газа, рублей

-

20,9

3

Средний пробег за 1 месяц, км

200 км/сут. х 22 сут.

4400

4

Средний расход бензина на 100 км, литров

-

15

5

Расход бензина за месяц, литров

П.3 : 100 х П.4*2 машины

1320

6

Расход газа за месяц, литров

П.5 х 1,15

1518

7

Стоимость ГБО, рублей

-

50000

8

Расходы на бензин за месяц, рублей

П.5 х П.1

43335,6

9

Расходы на газ за месяц, рублей

П.6 х П.2

31726,2

10

Экономия после перехода на газ, руб./мес.

П.8 - П.9

11609,4

11

Срок окупаемости оборудования, месяцев

П.7 : П.10

4,31


Из расчета следует, что проект по замене дизельной системы подачи топлива автомашин «Газель» на газовое является экономически эффективным. Предприятия получает экономию. В результате проект окупится за 4,31 месяцев или 4 месяца 10 дней.

Заключение

инвестиционный проект оборудование финансирование

Инвестиционный проект по замене старого оборудования на новое целесообразен и экономически эффективен. Проект приносит прибыль в течение всего срока реализации.

В ходе расчета показателей эффективности инвестиционного проекта был определен срок окупаемости, составивший 1 год 22 дня. Анализ чувствительности показал, что проект не чувствителен к изменению инвестиций, ставки дисконтирования и себестоимости и чувствителен к уменьшению выручки предприятия на 30%.

В третьем разделе работы был рассмотрен дополнительный проект по экономии расходов на топливо. С целью снижения затрат мебельная фабрика планировала замену дизельной системы подачи топлива автомашин «Газель» на газовое. Расчет показал экономическую эффективность проекта. Мероприятие окупится за 4 месяца и 10 дней.

Список используемых источников


      Старкова Н.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА имени П.А. Соловьева, 2010. - 174 с.

2       Михайлова Э.А., Орлова Л.И. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА, 2008. - 176 с.

         Тактарова Г.А. Ценообразование: Учеб. Пособие / Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 176 с.

         Виленский П.Л, Лившиц В.Н, Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2010. - 888 с.Виленский П.Л, Лившиц В.Н, Смоляк С.А.

         Экономика предприятия. Скляренко В.К., Прудников В.М. М.: ИНФРА - М, 2008. - 528 с.

         Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник. Игошин Н.В. Издательство: Юнити - Дана, 2012 г. 447 с.

         Бизнес - планирование. Под ред. Попова В.М., Ляпунова С.И. М.: Финансы и статистика, 2009. - 672 с.

         Бизнес - план инвестиционного проекта: Отечественный опыт и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие. - 5 - е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 423 с.: ил.

         Экономическая оценка инвестиционных проектов: учебник. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Издательство: Юнити - Дана, 2011 г. 311 с.

         Инвестиционное проектирование: Учебник. Балдин К.В., Рукосуев А.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Издательство: Дашков и К. 2010 г. 366 с.

         Оценка бизнеса: Учебник. Издательство: Финансы и статистика, 2009 г. 732 с.

         Управление инвестиционными проектами: Учебное пособие для вузов. Черняк В.З. Издательство: Юнити - Дана, 2012 г. 351 с.

Похожие работы на - Экономическая оценка инвестиционного проекта по внедрению нового оборудования на предприятие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!