Знакомство с В. Шукшиным
Знакомство
с В. Шукшиным
Урок по теме: “Беседа при ясной луне”
Нам бы про душу не забыть
В.М.
Шукшин.
Цели: 1.
Познакомить с творчеством В.Шукшина.
2.
Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины,
Астафьева.
3.
Закрепить коммуникативные навыки в работе.
4.
Форсировать нравственность.
Оборудование: 1)
Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.
2)
Листы для групповой работы.
Вид работы: групповая.
Тип урока: мастерская.
Ход
урока.
I .
Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия
Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.
Назван урок
по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с
помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую
луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными
вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева,
Солженицина и Распутина.
Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про
душу не забыть!”
II. Этап. А что такое душа?
Как вы понимаете значение этого слова?
Работа на I листе
Свойства характера
внутренний
мир человека
Душа основные черты
личности
человечность совесть
доброта
(5-6
мин)
III.
Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью
А как же она прошла?
Группы представляют домашнее задание.
I гр. Шукшин-писатель
II гр. Шукшин-актер
III гр.
Шукшин-режиссер
(15
мин)
Вы прочитали достаточно
много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.
(15
мин)
дом
степь мать
мать сыра-земля Земля родная деревня
пашня
человек на земле
Пласты
жизни, которые затрагивает этот вопрос.
Что
есть человек, в чем суть его бытия на земле?
исторические ß-----àфилософские
конкретныеß-----àвсеобщие
личныеß-----àобщественные
/Лист передается группам
соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./
IV этап.
Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл
жизни старшего поколения.
(5
мин)
человек
труд дом
земля
В чем извечная тайна
притяжения земли и дома?
V этап.
Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что
характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее
состояние героя обнажено.
Прокомментируйте отрывки из
рассказов.
Вывод
Из рассказов Шукшина мы узнаем
все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры
нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное
духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой.
Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют
добрые и светлые чувства.
VI этап. Совершенно
закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В
ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя –
воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.
Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее
протекают в деревне.
Анализ:
I гр. “Один”
II гр. “Как помирал старик”
III гр.
Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас
прав?”
Вывод.
Прямого ответа нет. Нельзя
ответить на этот вопрос конкретно и односложно.
В старых людях много доброго , понимания, душевной
твердости, всепрощения.
У молодежи – преемственность.
VII этап. Напишите после
анализа произведений критерии нравственности.
-
вера в жизнь
-
деятельное бытие, активное, разумное творчество
-
преодоление будущие в борьбе со злом.
-
уважение к человеку
Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание
человечности, совесть, доброта.
VIII
этап. Мелодия.
“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на
веревке луна”
Да, жизнь продолжается. И идет новый день.
“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце
выкатилось из-за горы.
И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно
чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра
день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и
случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной
луне”
IX.
Сочинение: “Светлые души” по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.
Д.З: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.
“Думы”
“Слились воедино конь и человек
и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми
запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку;
кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от
земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы
конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся
навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не
думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…
Какой-то такой желанный, редкий
миг непосильной радости.
Потом было горе”
“Горе”
“Бывает летом пора: полынь
пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо…
Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые
ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится,
ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце
замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”
“Два
письма”
Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом
реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг.
Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого
нет-то?” - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну.
Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то
случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать.
Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за
деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще
небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в
зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной
вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете. <…>
Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет
над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за
тишина такая на земле!
Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле
совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”