Налоговая политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая политика государства

Введение

экономический налоговый политика угроза

Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта и ее налоговая составляющая в последние годы приобретают в Российской Федерации особую актуальность. Стабильность функционирования государства напрямую связана с развитием экономики, социальной сферы, с финансовым состоянием хозяйствующих субъектов.

В конце двадцатого века в результате проведения кардинальных преобразований в политической жизни России произошли большие изменения в экономике страны. Появились угрозы экономической безопасности: сокращение хозяйственной активности, снижение производственного потенциала, понижение уровня жизни населения, расхищение национального богатства. Вследствие необходимости выработки действенных мер обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (РФ) произошли существенные изменения налоговой политики государства.

Налоговая политика государства играет особую роль в поддержании баланса социально-экономических и иных интересов хозяйствующих субъектов и государства, оптимизации распределения налоговой нагрузки между регионами страны, сокращении количества и уменьшении масштабов налоговых преступлений.

Очевидно, что для обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов необходимы изменения налоговой политики государства в сторону большего учета экономических интересов регионов в ходе совершенствования межбюджетных отношений Федерального центра и субъектов РФ, а также в процессе выработки на местах стимулов для увеличения числа добросовестных и законопослушных налогоплательщиков. Повышение эффективности налогового контроля приведет к снижению уровня противодействия налоговой политике государства путем совершения налоговых нарушений и преступлений.

Тема настоящего исследования представляется весьма актуальной.

Объектом исследования является экономическая безопасность РФ.

Предметом исследования стала налоговая политика РФ.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей влияния налоговой политики и налогового контроля Российской Федерации на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта и выработка мер по совершенствованию налоговой политики и налогового контроля государства.

Достижение цели определило решение следующих задач:

сущность и угрозы экономической безопасности хозяйствующего субъекта;

анализ воздействия налоговой политики РФ на обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта;

роль и значение налоговых органов и налогового контроля в обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта;

угрозы реализации налоговой политики РФ;

пути совершенствования налоговой политики РФ в целях достижения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Налоговая политика как государственный инструмент влияния на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта

.1 Сущность и угрозы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта и ее налоговая составляющая в последние годы приобретают в Российской Федерации особую актуальность. Стабильность функционирования государства напрямую связана с развитием экономики, социальной сферы, с финансовым состоянием хозяйствующих субъектов. Основным элементом экономической безопасности является бюджетно-налоговая сфера, призванная обеспечить поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста внутреннего национального продукта. В свою очередь, бюджетная система страны напрямую зависит от налогов, которые являются главным элементом доходной части бюджета и формируют экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме. занимают ключевое положение в обеспечении эффективного привлечения и перераспределения финансовых ресурсов.

Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов одна из главных обязанностей государства. Она выражается не только в защищенности интересов всех субъектов, но и в готовности и способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития экономики, поддержания социально-политической стабильности общества. (1-налоги)

Экономическая безопасность - состояние национальной экономики, при котором обеспечивается ее независимость, стабильность и устойчивость, способность к развитию и совершенствованию деловой активности, поддержанию и улучшению жизни населения.

В настоящее время понятие безопасности актуально для рассмотрения не только на макроэкономическом уровне (экономическая безопасность государства), но и на микроэкономическом уровне (безопасность хозяйствующего субъекта), т.к. способность субъектов противостоять кризисным ситуациям, обеспечивать достойные условия жизни гражданам ведет R социально-экономической стабильность общества. [7]

В период международного финансового и экономического кризиса особую актуальность приобретает вопрос оптимального развития предприятий, производящих материально-вещественный продукт и оказывающих материальные услуги в национальной экономике. Так как данная сфера подвергается серьезной дестабилизации, то существует реальная угроза налоговой безопасности государства.

Это связано с многочисленными нарушениями в налоговой сфере, задолженностью по налоговым платежам перед бюджетами всех уровней, а также переходом отдельных хозяйствующих субъектов в неконтролируемый государством сектор экономики. Данные факторы представляют собой колоссальную проблему для российского государства с точки зрения как налоговой, так и экономической безопасности.

Экономическая безопасность направлена на устранение внутренних и внешних угроз в экономической сфере, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти.

Это, во-первых, увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что выражается в резком расслоении общества с преобладанием масс бедного населения, росте безработицы, задержках выплаты заработной платы и, соответственно, повышении риска социальных конфликтов.

Во-вторых, деформированность структуры экономики России, которая обусловлена топливно-сырьевой направленностью экономики, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции, свертыванием производства наиболее важных отраслей промышленности, подрывом научно-технического потенциала, проникновением иностранных фирм на внутренний рынок России с целью вытеснения отечественной продукции, ростом внешнего долга и соответственным увеличением бюджетных расходов на его погашение.

В-третьих, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, на что оказывают непосредственное влияние существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие экономически депрессивных, кризисных и отсталых районов, нарушение производственно-технологических связей между хозяйствующими субъектами отдельных регионов и существенный разрыв в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

В-четвертых, криминализация общества и хозяйственной деятельности, которая вызвана значительными масштабами безработицы, проникновением криминальных структур в органы власти и возможностью управления отдельными секторами производства, ослаблением системы государственного контроля. [3]

Одной из основных причин, вызывающих возникновение вышеперечисленных угроз, является финансовая дестабилизация экономики, выраженная в неустойчивости финансового положения большинства хозяйствующих субъектов, неблагоприятном инвестиционном климате, продолжающихся инфляционных процессах и других проблемах. Поэтому налоговая безопасность государства выступает одним из важнейших элементов экономической безопасности.

1.2 Анализ воздействия налоговой политики государства на обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта

В связи с тем, что основным финансовым ресурсом государства являются налоговые доходы, на уровень налоговой и экономической безопасности непосредственное влияние оказывают механизм мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективность и устойчивость функционирования налоговой системы, действенность налоговой политики и налогового контроля.

Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения необходимых потребностей и безопасности страны во всех ее аспектах.

Налоговая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз налогового характера. [11]

Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере зависит от многих факторов, и, прежде всего, от налоговой политики государства, которая формирует налоговую систему.

Налоговая политика в системе экономической безопасности рассматриваются, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства; во-вторых, как инструмент воздействия на экономические процессы; в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Налоги в качестве ресурсного фактора могут оборачиваться для государства, как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налогового потенциала или нарастание борьбы за налоговую базу между центром и регионами). Роль налогов, как фактора экономической безопасности или экономической угрозы, зависит от конкретной ситуации, особенностей этапа экономического развития, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти.

От продуманности налоговой системы зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства.

Налоговая политика государства отражает проводимую экономическую политику. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают такие, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики:

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании «теневой экономики», переводе денежных средств в иностранные банки;

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис;

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы. [10]

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы налоговой политики.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов. [4]

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В рамках обеспечения экономической безопасности возникает проблема определения безопасного уровня собираемости налогов, в пределах которого государственные органы имеют возможность аккумулировать в своих руках необходимый объем финансовых ресурсов и своевременно реагировать на возникающие угрозы безопасности.

На современном этапе развития рыночных отношений наиболее существенными угрозами в сфере налогообложения являются недостаточность собираемости налоговых платежей, по отношению к начисленным налогам и сборам, а также массовое сопротивление уплате налогов, продиктованное желанием налогоплательщиков максимизировать свой доход.

Недополучение налогов в бюджет происходит из-за сложности в определении налогооблагаемой базы. Неблагоприятное влияние на нее оказывают: сокращение объемов производства, рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий, безработица; продолжающийся рост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокой долей населения, имеющего доходы ниже черты бедности; задержки выплат заработной платы. [6]

Финансовое состояние хозяйствующих субъектов является основным фактором, формирующим налогооблагаемую базу. В настоящее время можно говорить о снижении прибыльности, рентабельности, финансовом кризисе предприятий, который выражается в значительном количестве неплатежеспособных предприятий, значительных масштабах хищений финансовых ресурсов, нецелевом использовании бюджетных средств, сознательном искажении учета для вывода финансовых ресурсов из-под налогового контроля.

Огромную угрозу налоговой безопасности несет теневая экономика. Субъектами теневой экономики выступают хозяйствующие субъекты, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства. Все производимые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги разрешены законом, однако выведены из-под контроля государственных органов посредством уклонения от уплаты налогов, непредставления отчетности в налоговые органы или представления «нулевых балансов», осуществления деятельности без государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе, осуществление деятельности без лицензии и специального разрешения и т.п. Получаемый хозяйствующими субъектами доход не находит отражения в официальной отчетности, следовательно, с него не уплачиваются налоги, что наносит значительный ущерб государственному бюджету

Кроме того, подрывает социально-экономическую безопасность государства сформировавшийся криминальный сектор экономики, который формируется за счет оборота запрещенных товаров, осуществления запрещенных видов деятельности.

Таким образом, в сложившихся условиях для обеспечения экономической безопасности России особую актуальность приобретает налаживание действенной системы налогового контроля.

Для решения этой задачи необходимо нормализовать деятельность органов налоговой службы, налоговой полиции, внутренних дел, обеспечив их высококвалифицированными специалистами, установить разумные ставки налогов, повышать уровень правосознания налогоплательщиков.


2. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта

.1 Налоговые органы РФ

Основным представителем государства в налоговых правоотношениях с хозяйствующими субъектами выступают налоговые органы. Характеризуя роль налоговых органов в обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта, можно выделить два ее аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект связан с выявлением и устранением угроз в налоговой сфере (налоговые правонарушения, уклонение от уплаты налогов и т.п.); внутренний - предполагает устранение недостатков в самой системе налоговых органов, включая борьбу с правонарушениями среди сотрудников налоговых органов, повышение их профессиональной подготовки, совершенствование форм и методов внутриорганизационной деятельности.

Налоговый контроль, являясь одной из основных функций государства, способствует успешной реализации налоговой политики, повышению собираемости налогов в бюджетную систему, помогает вскрыть нарушения налоговой дисциплины. Эффективность осуществления налогового контроля во многом определяет уровень экономической безопасности, так как наличие достаточных бюджетных средств дает возможность органам власти и управления осуществлять мероприятия по нейтрализации угроз безопасности хозяйствующего субъекта.

За последние годы налоговые органы полностью изменили формы, методы и приоритеты контрольной работы. Для осуществления налогового контроля функционирует ряд специализированных органов, сферой деятельности которых является налогообложение. Реализацию единой системы контроля соблюдения налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляют налоговые органы. Функциями налоговых органов в сфере контроля также наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 №72). Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

Служба уполномочена осуществлять государственную регистрацию хозяйствующих субъектов, требовать уплаты обязательных платежей в процедурах банкротства.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Органы внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Деятельность налоговых органов регламентирована законодательством РФ и направлена на снижение угроз налоговой безопасности хозяйствующего субъекта. Права налоговых органов:

) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

) производить выемку документов при проведении проверок;

) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

) приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, в случаях, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка;

) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;

) в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы обязаны:

) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

) соблюдать налоговую тайну;

) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. [1]

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

2.2 Налоговый контроль как основная функция государства

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном законом. Это право прописано в пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговый контроль осуществляется посредством выездной, камеральной и встречной проверок. При этом объем полномочий налоговиков и ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию фирмы, осмотр, истребование документов) напрямую зависит от вида налоговой проверки.

Налоговые проверки преследуют две основные цели:

) проверить правильность исчисления налогов;

) проверить своевременность уплаты налогов.

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Об этом сказано в п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ.

Выездные налоговые проверки - это проверки, проводимые на территории налогоплательщика. Выездные проверки подразделяются на плановые и внезапные.

Согласно ст. 87 Налогового кодекса выездной проверкой могут быть охвачены любые периоды за последние три календарных года, предшествующие году проверки. Также инспекция может проверить истекшие налоговые периоды текущего года.

По Налоговому кодексу (ст. 89) выездная проверка может длиться не более двух месяцев, в срок проверки засчитывается только время фактического присутствия проверяющих на территории субъекта.

Во время выездной проверки налоговые органы осматривают помещения, допрашивают свидетелей, требуют представления необходимых документов, осуществляют выемку документов и предметов, проводят инвентаризацию имущества, назначают экспертизу. Налоговый кодекс РФ устанавливает правила осуществления всех этих действий. Доказательства, добытые с нарушением правил, не могут использоваться в суде.

Осмотр помещений. Налоговики могут осматривать любые помещения, принадлежащие субъекту: офисные, торговые, складские и т.д. Во время осмотра должно обязательно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). В осмотре также может участвовать приглашенный налоговиками специалисты. При осмотре налоговики могут производить фото- и видеосъемки. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

Допрос свидетелей. При проведении проверки сотрудники налоговой инспекции вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководители фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей.

Показания свидетеля фиксируются в протоколе. В протоколе также должна быть отметка о том, что свидетель предупрежден об ответственности за необоснованный отказ и уклонение от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний. За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля (ст. 128 НК РФ).

Истребование документов. Сотрудник налоговой инспекции вправе потребовать у проверяемой фирмы или предпринимателя представить документы, необходимые для проведения проверки (ст. 93 НК РФ). Требование должно быть составлено по форме, приведенной в Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. №60.

Выемка документов и предметов. Сотрудник налоговой инспекции вправе произвести выемку любых документов и предметов, необходимых для проверки (ст. 94 НК РФ). Выемка производится на основании постановления сотрудника налоговой инспекции, проводящего проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции.

Во время выемки должно обязательно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях. Доказательства, полученные в результате изъятия с нарушением требований, не имеют силы.

Инвентаризация имущества. Сотрудники налоговой инспекции вправе провести инвентаризацию имущества проверяемой фирмы или предпринимателя. Она проводится, например, тогда, когда налоговики хотят убедиться, что данные об имуществе, отраженные в документах, соответствуют действительности. Инвентаризация должна производиться с обязательным участием материально-ответственных лиц и работников бухгалтерии проверяемой фирмы или предпринимателя.

По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Привлечение экспертов. В ходе проверки сотрудники налоговой инспекции вправе привлекать экспертов (ст. 95 НК РФ). Эксперт - это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Чаще всего возникает необходимость в товароведческой, бухгалтерской и почерковедческой экспертизе.

Оформление результатов проверки. Порядок оформления результатов проверки приведен в ст. 100 Налогового кодекса. Непосредственно после окончания проверки сотрудник налоговой инспекции составляет справку о проведенной проверке. В ней указываются предмет проверки и сроки ее проведения. Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке сотрудники налоговой инспекции должны оформить акт проверки. В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с проведением проверки.

Решение по результатам проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель может принять следующие решения: привлечь налогоплательщика к ответственности за выявленные нарушения, отказать в этом, провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Одновременно с решением о привлечении налогоплательщика к ответственности налоговая инспекция должна вручить налогоплательщику требование об уплате налога и требование об уплате налоговой санкции.

Камеральная налоговая проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком (ст. 88 НК РФ). Она проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику. Проверка проводится без какого-либо специального решения руководства налоговой инспекции. На проверку отводится три месяца со дня представления отчетности.

В течение этого времени налоговики проверяют:

полноту представленной отчетности;

своевременность ее представления;

правильность оформления отчетности (полноту заполнения всех необходимых реквизитов, четкость их заполнения и т.д.);

правильность исчисления налоговой базы (связи между отчетными и расчетными показателями, сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и т.д.);

обоснованность применяемых ставок, налогов и льгот;

правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов. [2]

В ходе проверки налоговая инспекция вправе потребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, вызывать сотрудников налогоплательщика (например, главного бухгалтера) для дачи пояснений.

Если в ходе проверки выявлены ошибки или противоречия в отчетности, налоговая инспекция должна сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если ошибки в отчетности привели к недоплате налогов, налоговая инспекция направляет требование об уплате недоимки, пеней, штрафов.

Помимо выездных и камеральных проверок правильности исчисления и уплаты налогов налоговая инспекция может проверять:

соблюдение фирмами правил работы с наличными деньгами;

соблюдение фирмами и предпринимателями правил использования контрольно-кассовых машин.

В качестве приоритетной формы контроля в настоящее время рассматривается камеральная налоговая проверка при усилении роли углубленного контроля. Такая проверка позволяет, во-первых, охватить налогоплательщиков стопроцентным контролем с большей частотой. Во-вторых, при проведении такой проверки трудозатраты намного ниже, чем при проведении выездной проверки, так как налоговый инспектор осуществляет ее без выхода на предприятие.

Кроме того, в связи с внедрением электронной обработки документов практически все налоговые органы области перешли на проведение автоматизированной камеральной налоговой проверки, которая позволяет осуществлять автоматический арифметический и логический контроль представленной отчетности. Качество камерального контроля обеспечивает эффективность выездного контроля, так как по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков, к которым для проведения проверки на месте выезжают работники налоговых органов.

Для повышения результативности налогового контроля осуществляется целенаправленный отбор субъектов для проведения выездных проверок.

Помимо стандартных приемов осуществления налогового контроля налоговые органы все чаще применяют в своей деятельности прогрессивные формы и методы контроля, такие как осмотр помещений, опрос свидетелей, инвентаризация, выемка документов. При этом самой эффективной и результативной при выявлении налоговых нарушений и формировании доказательственной базы правонарушения в настоящее время выступает встречная налоговая проверка. [8]

Опыт работы налоговых органов показал, что в России сохраняется тенденция роста сокрытия доходов, ухода и уклонения от уплаты налогов. Этому способствуют недоработки налогового законодательства, достаточно высокая налоговая нагрузка в некоторых отраслях промышленности и сферах деятельности, низкий уровень налоговой дисциплины и искаженный менталитет налогоплательщика.


3. Налоговая политика современной России

.1 Угрозы реализации налоговой политики РФ

Налоговая политика государства должна быть направлена на устойчивое пополнение налоговыми платежами всех уровней бюджета в интересах роста благосостояния хозяйствующих субъектов с целью стимуляции экономики всей страны.

Экономическая стабильность государства возможна только при стабильном росте и развитии каждого хозяйствующего субъекта. Эта задача требует слаженного налогового механизма, под которым принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство, которое включает в том числе: Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований, Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год. К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Слаженный налоговый механизм должен воспитывать налоговую дисциплину, учитывая интересы каждого хозяйствующего субъекта, от потребностей региона, предприятий до потребностей и интересов личности. Без учета интересов личности невозможно в полной мере удовлетворить интересы других уровней. Поэтому вовлечение граждан на выгодных для них условиях в процесс общественного воспроизводства является наилучшей возможностью противодействия росту числа налоговых преступлений.

В настоящее время широкое распространение приобрела проблема «легального» злоупотребления налоговым законодательством. Под легитимным уходом от налогов понимаются специфические формы планирования хозяйственной деятельности, найма рабочей силы или размещения финансовых средств налогоплательщика с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств за счет применения различных льгот. Для многих налогоплательщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособность их продукции. [12]

Наряду с этим все большие масштабы приобретают налоговые преступления. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений осуществляют правоохранительные органы - органы внутренних дел.

Необходимо отметить, что схемы и методы совершения налоговых преступлений с течением времени приобретают все более сложный для их выявления и пресечения характер. Наиболее часто совершаются налоговые правонарушения, связанные с незаконным возмещением НДС из бюджета, использованием проблемных банков, организаций-однодневок, предоставлением «нулевых» балансов, неотражением финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, сокрытием факта финансово-хозяйственной деятельности, нарушением очередности платежей. Они нередко сопряжены с совершением тяжких преступлений и с отмыванием доходов от преступной деятельности. [5]

К наиболее острым проблемам, с которыми сталкиваются налоговые и правоохранительные органы можно отнести непропорциональное, по сравнению с объемом выпуска, отчисление налогов хозяйствующими субъектами и возврат НДС из бюджета. В последние годы все большее число хозяйствующих субъектов осуществляют подлог экспортных операций с целью неправомерного получения льготы по НДС. Причем под подлогом понимаются уже не только непересечение товаром границы или отсутствие самого товара, но и более сложные схемы. Увеличивается число нарушений с использованием поставщиков - «однодневок». А также выявление и документирование схем, предусматривающих одновременно экспорт и импорт одного и того же товара, как без реального движения товара, так и реального экспорта и импорта со значительной разницей в стоимости товара.

Налоговым и правоохранительным органам целесообразно периодически проводить анализ наиболее часто применяемых способов и схем уклонения от уплаты налогов с тем, чтобы своевременно разрабатывать и реализовывать ответные меры. Избежать использования схем незаконного возмещения НДС из бюджета, в частности, возможно при введении новой системы администрирования НДС, заключающейся в использовании специальных счетов, которые налогоплательщики будут открывать наряду с расчетными, валютными и другими счетами. Данная система, с одной стороны, упростит возврат НДС добросовестным экспортерам и, с другой, сведет.к. минимуму заинтересованность недобросовестных налогоплательщиков в использовании подставных фирм. При этом будет исключена вероятность возврата НДС при его фактическом отсутствии в бюджете и появится гарантия взыскания налога и его поступления в бюджет.

3.2 Пути совершенствования налоговой политики РФ в целях достижения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Так как нарушения налогового законодательства и уклонение от уплаты налогов обуславливаются экономическими причинами, деятельность контролирующих и правоохранительных органов по выводу хозяйствующих субъектов из теневого сектора должна быть основана на экономических мотивах. Необходимо создание таких условий, чтобы риски при осуществлении деятельности в рамках теневой экономики были высокими и не покрывались прибылью от уклонения от уплаты налогов, а максимальная норма прибыли достигалась только в легальном секторе экономики. В этой связи действенность налогового контроля во многом обеспечивается тяжестью наказания за налоговые преступления и правонарушения. Для обеспечения возможности привлечения налогоплательщика к наказанию необходимо устранить двоякость понятий, вольную трактовку состава преступлений и альтернативность санкций ст. 198 и 199 УК России. [13]

Следует учитывать, что изменения в налоговом законодательстве неизбежно предполагают трансформацию других элементов налоговой системы, и, прежде всего, прав и обязанностей участников налоговых отношений, налоговых агентов и государства в лице налоговых органов. Поэтому наряду с совершенствованием налогового законодательства второй важнейшей составляющей налоговой реформы является оптимизация налогового администрирования в интересах повышения налоговой безопасности.

В период экономической нестабильности соблюдение баланса между интересами государства и хозяйствующих субъектов и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей. На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на адресную поддержку регионов, - трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов и Фонда регионального развития, установление льготных условий распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов, перераспределение средств от важнейших налогов между федеральными и региональными бюджетами, субвенции и дотации, финансирование региональных целевых программ, - уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда среднесрочные задачи налоговой политики идут вразрез с долгосрочными задачами. [9]

Корректирование налоговой сферы должно комплексно учитывать интересы государства, общества и налогоплательщика. Для оптимизации налоговой политики в целях повышения экономической безопасности хозяйствующего субъекта можно предложить следующие меры:

. Дифференциация налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Налоговая ставка является важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. С помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

. Разумное применение налоговых льгот. Налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

. Метод репрезентативной налоговой системы. Он представляет собой расчет объема возможных налоговых поступлений отдельно по каждому виду налоговых доходов, исходя из соответствующей налоговой базы и средней налоговой ставки. За основу метода берется декларируемая налогоплательщиками и выявленная налоговыми органами налогооблагаемая база. То есть региональные власти должны в полном объеме собрать налоги, которые в состоянии выплатить налогоплательщики.

. Зачисление доли федерального бюджета по налогам на малый бизнес в региональные бюджеты. Подобная корректировка налоговой системы, наряду с введением оценки налогового потенциала по репрезентативной системе, позволит активизировать легальную хозяйственную активность населения, Это существенно ослабит у предпринимателей желание уклоняться от уплаты налогов, станет важным шагом на пути снижения налоговой преступности в регионах.

. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам, не взысканным налоговым органом более трех лет. Уменьшение кредиторской задолженности позволяет предприятию обрести статус инвестиционно привлекательного хозяйствующего субъекта.

. Ужесточение наказания за налоговые нарушения для должностных лиц как работников налоговых органов, так и налогоплательщиков осуществляющих управление юридическим лицом.

. Совершенствование уведомительных методов работы в налоговой сфере. Например, право налогоплательщика самостоятельно принять решение о дате проведения выездной налоговой проверки налоговыми органами позволит дисциплинировать налогоплательщика в налоговой сфере и сосредоточиться на своем бизнесе. В случае отсутствия данного заявления в течение трех лет выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа.

. Организация отчета региональных и местных властей о получении и расходовании налоговых средств позволит предупредить налоговые преступления.

. Организация эффективного механизма взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами и другими органами власти и управления при осуществлении налогового контроля. Практика показала, что совместные проверки дают наибольшие суммы доначислений.

. Любое снижение налоговой нагрузки в среднесрочном периоде должно сопровождаться ее оптимизацией и таким распределением по секторам экономики, которое стимулирует экономический рост и обеспечивает налоговую безопасность хозяйствующих субъектов России.

Налоговая политика должна быть направлена на рост производительности труда, а результаты налоговой политики должны быть рассмотрены с позиции созданных рабочих мест, роста занятости, доходов, экспорта обработанной продукции и налоговых поступлений, суммы привлеченных инвестиций и улучшение инвестиционного климата, масштабов вложений и развития инфраструктуры; роста числа инновационно-активных предприятий.

В процессе оптимизации налоговой политики, в интересах повышения налоговой безопасности, достигается социальный, бюджетный и экономический эффект. Социальный эффект выражается в сохранении рабочих мест, стабилизации социальной обстановки в регионе, сохранении градообразующих предприятий. Экономический эффект определяется уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, восстановлением его позиции на рынке и стабилизацией всех финансовых показателей деятельности. Бюджетный эффект состоит в возможности выполнения предприятием своих обязательств перед бюджетом, своевременном и полном перечислении налоговых платежей и сборов. [14]


Заключение

Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта и ее налоговая составляющая в последние годы приобретают в Российской Федерации особую актуальность. Стабильность функционирования государства напрямую связана с развитием экономики, социальной сферы, с финансовым состоянием хозяйствующих субъектов.

Цель курсовой работы: рассмотрение особенностей влияния налоговой политики и налогового контроля Российской Федерации на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта и выработка мер по совершенствованию налоговой политики и налогового контроля государства.

Данная курсовая работа состоит из трех частей, каждая из которых направлена на решение определенных задач.

В первой части рассмотрено понятие экономической безопасности и ее налоговой составляющей. Основным элементом экономической безопасности является бюджетно-налоговая сфера, призванная обеспечить поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста внутреннего национального продукта. В свою очередь, бюджетная система страны напрямую зависит от налогов, которые являются главным элементом доходной части бюджета и формируют экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме занимают ключевое положение в обеспечении эффективного привлечения и перераспределения финансовых ресурсов.

Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения необходимых потребностей и безопасности страны во всех ее аспектах.

Налоговая политика в системе экономической безопасности рассматриваются, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства; во-вторых, как инструмент воздействия на экономические процессы; в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

От продуманности налоговой системы зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства.

Налоговая политика государства формируется в интересах его существования и устойчивого развития. Таким образом в самой сути налоговой политики заключены принципы экономической безопасности хозяйствующего субъекта, основанной на учете экономических интересов личности, общества и государства. Налоговые преступления - это признак неблагополучия в развитии национальной экономики.

Поэтому вторая часть посвящена действенной системе налогового контроля. Налоговый контроль, являясь одной из основных функций государства, способствует успешной реализации налоговой политики, повышению собираемости налогов в бюджетную систему, помогает вскрыть нарушения налоговой дисциплины. Эффективность осуществления налогового контроля во многом определяет уровень экономической безопасности, так как наличие достаточных средств в бюджете дает возможность органам власти и управления осуществлять мероприятия по нейтрализации угроз безопасности хозяйствующего субъекта.

Для осуществления налогового контроля функционирует ряд специализированных органов, сферой деятельности которых является налогообложение. Реализацию единой системы контроля соблюдения налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляют налоговые органы.

Опыт работы налоговых органов показал, что в России сохраняется тенденция роста сокрытия доходов, ухода и уклонения от уплаты налогов. Этому способствуют недоработки налогового законодательства, достаточно высокая налоговая нагрузка в некоторых отраслях промышленности и сферах деятельности, низкий уровень налоговой дисциплины и искаженный менталитет налогоплательщика.

В настоящее время широкое распространение приобрела проблема злоупотребления налоговым законодательством и налоговых преступлений. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений осуществляют правоохранительные органы - органы внутренних дел.

Корректирование налоговой сферы должно комплексно учитывать интересы государства, общества и налогоплательщика. Для оптимизации налоговой политики в целях повышения экономической безопасности хозяйствующего субъекта можно предложить следующие меры:

дифференциация налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей;

разумное применение налоговых льгот;

зачисление доли федерального бюджета по налогам на малый бизнес в региональные бюджеты;

списание безнадежных долгов по налогам и сборам, не взысканным налоговым органом более трех лет.

ужесточение наказания за налоговые нарушения для должностных лиц;

совершенствование уведомительных методов работы в налоговой сфере;

организация эффективного механизма взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами и другими органами власти и управления при осуществлении налогового контроля.

Таким образом, в курсовой работе рассмотрены особенности влияния налоговой политики и налогового контроля Российской Федерации на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта и выработаны меры по совершенствованию налоговой политики и налогового контроля государства. Сделаны выводы, что налоговые и правоохранительные органы должны направить свои действия на борьбу с налоговыми нарушениями, преступлениями, нейтрализацию правового нигилизма налогоплательщиков. А налоговая политика должна учитывать интересы хозяйствующих субъектов и быть направлена на рост производительности труда, а результаты налоговой политики должны быть рассмотрены с позиции созданных рабочих мест, роста занятости, доходов, экспорта обработанной продукции и налоговых поступлений, суммы привлеченных инвестиций и улучшение инвестиционного климата, масштабов вложений и развития инфраструктуры; роста числа инновационно активных предприятий. Только тогда экономическая безопасность хозяйствующего субъекта может считаться достаточной.

Цель курсовой работы достигнута.


Список литературы

1.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994.

.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I. Федеральный закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ с изменениями и дополнениями от 26.11.2008.

.Экономическая безопасность: Учебник для вузов. Вечканов Г.С.-СПб.:Питер-2007.: 384 с.

.Экономическая теория [Текст]: Учебник - 1-е изд., испр. и доп. / Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. - М: ИНФРА-М, 2009, - 672 c.

.Курс экономической теории [Текст]: Учеб. пособие для вузов /Л.П. Кураков, Г.Е.Яковлев. - М.: Гелиос АРВ, 2007. - 516 с.

.Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет: учебное пособие.: Селезнева Н.Н. - Юнити-Дана, 2010 г. - 224 с.

.Микроэкономика. Теория и российская практика / Под редакцией А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М.: Кнорус, 2007.

.Бычкова Е. Налоговый контроль совершенствуется / Е. Бычкова / #"justify">.Российский экономический журнал. 2009/6. О.В.Осипенко. Институциональные уроки кризиса: корпоративно-управленческий аспект.

.Внешнеэкономический толковый словарь. - М.: ИНФРА-М, Термика. И.П. Фаминский. 2001.

.#"justify">© КонсультантПлюс, 1992-2014

.#"justify">.#"justify">. http://www.libbook.net/

Похожие работы на - Налоговая политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!