Особенности организации электронной коммерции на товарном рынке (по материалам ООО 'Эльдорадо')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,31 Мб
  • Опубликовано:
    2014-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности организации электронной коммерции на товарном рынке (по материалам ООО 'Эльдорадо')

Введение

Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Сейчас практически любые товары можно купить через Интернет. В последние годы электронная коммерция, зародившаяся на несколько десятилетий раньше глобальной сети Интернет, стремительно развивается. Распространяясь повсеместно и предлагая все более широкий ассортимент товаров и услуг, электронная коммерция становится инструментом интеграции отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государств в единое сообщество, внутри которого взаимодействие партнеров эффективно и беспрепятственно реализуется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Фактически электронная коммерция уже сегодня меняет нашу жизнь, она стала одной из движущих сил перехода человечества к новой социально-экономической формации, условно называемой информационным обществом.

В литературе по электронной коммерции, насчитывающей сегодня десятки тысяч печатных и электронных страниц, можно найти множество определений понятия электронная коммерция. Говорят и о сетевой коммерции или, в более общем смысле, о сетевой экономике (понятие коммерция, конечно, не исчерпывает того, что вкладывается в понятие экономика). Как обычно, терминология отстает от научно-технического прогресса, но в целом под электронной коммерцией понимают деятельность, направленную на получение деловой информации, поддержание деловых отношений и ведение деловых транзакций посредством телекоммуникационных сетей.

В значительной мере преимущества электронной коммерции распространяются и на деятельность, связанную с продажей материальных товаров и услуг, с той лишь разницей, что физическая доставка таких товаров и предоставление услуг осуществляется традиционными средствами.

Следует отметить, что в условиях усиливающейся конкуренции производители все чаще вынуждены индивидуализировать товары и услуги, в определенном смысле стирая грань между ними (типичный пример - продажа укомплектованного по индивидуальному заказу компьютера), а электронная коммерция все чаще превращается в инструмент конкурентной борьбы за потребителя.

Основной вклад в развитие теоретических и методологических вопросов системы электронной коммерции внесли российские и зарубежные авторы: И.Т. Балабанов, В.Н. Бугорский, И. Геращенко, А. Демидов, С.А. Дятлов, Л.С. Климченя, О.А. Кобелев Д. Козье, М. Рейнолдс, Соколицын, Н.И. Соловяненко, Т. Уилсон, И.В. Успенский, В.В. Царев, С.А Юрасов.

Среди российских авторов большой вклад в развитие представлений о электронной коммерции внесли С.А Юрасов, И.Т. Балабанов, Л.С. Климченя. Их труды содержали в себе описание всех начальных этапов развития систем электронной коммерции, основные методы и формы реализации систем электронной коммерции на практике.

Зарубежные авторы таки как Д. Козье, М. Рейнолдс, Т. Уилсон, в своих трудах описывают основные моменты становления электронной коммерции как самостоятельной области знаний и её дальнейшее развитие, а так же применение её методов для осуществления современной предпринимательской деятельности.

Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов показало, что электронная коммерция как самостоятельная научная дисциплина пока только набирает свою популярность среди компаний во всем мире. Что касается, эффективности применения систем то, в настоящее время отсутствует научное обоснованные методы оценки эффективности функционирования систем электронной коммерции.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена активным развитием электронной коммерции во всех сферах продаж. Экономический успех использования Интернет-технологий достигается за счет пересмотра и усовершенствования основных бизнес-процессов компании. Электронная коммерция выступает как результат новых качественных изменений, связанных с внедрением информационных систем в традиционно существующий бизнес.

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию электронной торговли ООО «Эльдорадо».

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

)        исследовать теоретические аспекты организации электронной коммерции на товарном рынке;

)        провести анализ организационной структуры предприятия и финансово-хозяйственных показателей;

)        оценить процесс организации электронной торговли предприятия;

)        выявить проблемы и направления совершенствования электронной торговли предприятия;

)        оценить эффективность предложенных мероприятий

Объектом исследования в работе является ООО «Эльдорадо», предметом - особенности организации Интернет-торговли предприятия.

Методологической и информационной базой для написания дипломной работы является информация в работах отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, менеджмента, электронной коммерции, автоматизации деятельности компании и применении информационных систем, а так же отчетность объекта анализа, для выявления финансового положения компании.

Практическая значимость дипломной работы в том, что предложенные рекомендации по совершенствованию Интернет-торговли позволит ООО «Эльдорадо» улучшить показатели коммерческой деятельности. А именно, увеличить продажи не только в количественном отношении, но и в качественном.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические аспекты организации электронной коммерции на товарном рынке

.1 Сущность электронной коммерции и ее виды

История электронной коммерции берет начало с 60-х годов двадцатого века в Америке и Западной Европе характеризуется внедрением системы бронирования авиабилетов. Далее ее развитию способствуют создание систем управления запасами, появление компьютерных сетей и систем передачи данных, платежных карт и других систем электронных платежей, а также коммерциализация сети Интернет. Развитие сети Интернет привело к резкому росту популярности этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан. Интернет стимулировал развитие электронной торговли на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Малые предприятия и граждане получили возможность вести свои коммерческие сделки и другие операции в оперативном электронном режиме - в режиме реального времени (on-line) [11, с. 15].

Особенностью понятия «электронная коммерция» является его применение ко всей экономической деятельности, связанной с использованием информационных технологий. Попытки систематизировать и унифицировать категории и понятия электронной коммерции предпринимались многими авторами. Существует множество трактовок, в той или иной степени раскрывающих суть электронной коммерции. Необходимо отметить, что большинство зарубежных авторов в своих трудах больше опираются на практическую сторону вопроса и уделяют меньше внимания теоретической части. Одним из первых авторов, рассмотревших теоретические аспекты данного явления, и давший характеристику электронной коммерции, является американский экономист Дэвид Козье. Он относится к числу исследователей, рассматривающих электронную коммерцию в качестве электронной торговли. Основой электронной коммерции Козье считает структуру традиционной торговли, уточняя, что использование электронных сетей придает ей гибкость. Электронную коммерцию и электронную торговлю эти авторы считают синонимами или частными случаями друг друга. Например, Л.С. Климченя определяет электронную коммерцию как составную часть электронного бизнеса, а электронную торговлю характеризует, как частный случай электронной коммерции. Такого же мнения придерживается О.А. Кобелев, рассматривая электронную торговлю в качестве важнейшей составной части электронной коммерции, которую в свою очередь он характеризует как «предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными» [14, с. 67].

По мнению Всемирной Торговой Организации (ВТО), электронная коммерция - это производство, реклама, продажа и распространение продукции по телекоммуникационным сетям. С ВТО согласны эксперты ОЭСР и ЕС.

Нужно подчеркнуть, что определяющим элементом в понимании электронной торговли является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. В результате такой сделки право собственности на товар или услугу, а также финансовые ценности переходит от одного обособленного хозяйственного субъекта (включая домашнее хозяйство) другому. Электронная коммерция (торговля) включает в себя следующие сопутствующие коммерческой сделке операции: Интернет-маркетинг, Интернет-контакты с поставщиками, послепродажное обслуживание клиентов, систему платежей и доставку приобретенных товаров он-лайновым или традиционными способами и т.д.

Коммерческие сделки в сети Интернет по классификации ВТО разграничиваются на ряд вариантов:

·        полностью осуществляемые в Интернете, начиная от выбора до покупки и поставки;

·        включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция неважно, товар или услуга, выбрана или куплена on-line, но доставлена обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);

·        использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание Интернет-услуг (провайдерские услуги, услуги электронной почты и др.) [19, с 15.].

Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители, или покупатели и продавцы впервые взаимодействуют, стадию заказа и оплаты, в том случае, если участники согласны на совершение этой сделки, и стадию поставки.

Интернет стал универсальной деловой средой, соединяющей компании друг с другом и со всей потребительской аудиторией. Доступ к методам электронного бизнеса получили все компании, независимо от их размера и возраста, появляются все новые и совершенные бизнес-схемы. Уровни использования Интернета простираются от сайта-витрины (информация о своей продукции, приглашение к сотрудничеству) до реализации схем электронной коммерции: Интернет-магазины, интранет (объединению сетью своих сотрудников) и экстранет (подключение внешних партнеров).

Среди функций электронной коммерции можно назвать следующие:

·        реклама (привлечение внимания пользователя к определенному сайту);

·        представление товара (показ продукции средствами Интернет);

·        проведение покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);

·        послепродажное обслуживание (помощь во время покупки и после);

·        налаживание долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений и вкусов) [15, с. 147].

Перечень товаров/услуг, которые могут являться предметом электронной торговли, чрезвычайно велик: интеллектуальный товар (программы, статьи, консультации, и т.д.); товары, которые входят в разряд «легче ноутбука» (книги, CD-ROM, сами ноутбуки), т.е. то, что может быть отправлено почтой; и, наконец - все другое (продукция отечественных и зарубежных производителей: от мебели до многотонных КАМАЗов). Через Интернет торгуют сувенирами, офисными принадлежностями, автомобилями; занимаются бизнесом в сфере туризма, продавая билеты, туры, бронируя номера в гостиницах; оформляют доставку цветов и подарков; разворачивают предпринимательскую деятельность в сфере бизнеса развлечений, организуя казино и тотализаторы в интерактивном режиме, создавая музыкальные и эротические сайты.

Сегодня покупатель товара через Интернет имеет большой выбор источников информации о товаре: каталоги, рекламные проспекты, телевидение, телефон, радио, компьютер.

В перспективе основным источником информации в электронной торговле станет видеотелефон. В этом случае покупка товаров будет происходить в виртуальной реальности, появляющейся при определенных условиях и в электронной трехмерной среде. Последнее предполагает участие всех органов чувств человека, когда он может увидеть, услышать, опробовать и даже почувствовать товар.

Стабильность электронной торговли во многом определяется постоянством информационного потока.

Электронная торговля через сеть Интернет означает для фирмы укрепление ее конкурентных позиций на рынке. При этом в сферу деятельности фирмы попадает практически вся территория земного шара. Важным фактором укрепления интерактивного бизнеса в целом и электронной торговли в частности является оперативность сделки. Виртуальный магазин, работая все 24 часа в сутки, способен быстро и адекватно реагировать на запросы покупателей, у которых поиск нужной информации может занять менее одной минуты.

В последнее время концепция «электронных магазинов» становится все более популярной за рубежом. Обычно «электронный магазин» представляет собой веб-сайт на котором имеется каталог товаров, виртуальная «тележка» покупателя, на которую «собираются» товары, а также средства оплаты - по предоставлению номера карты по сети Интернет, по телефону, через различные платежные системы и т.д. Отправка товаров покупателям осуществляется по почте или, в случае покупки электронных товаров (например, программного обеспечения) по каналам электронной почты или непосредственно через веб-сайт по сети Интернет.

Другим новым направлением электронной коммерции стала аренда различного программного обеспечения и так называемые «микроплатежи» - когда за использование какого-либо компонента программного комплекса с пользователя берется символическая плата (несколько центов). Этот вид бизнеса получил развитие в связи с широким распространением технологии Java, предполагающей, что необходимые для выполнения задач программные компоненты подкачиваются по сети непосредственно с Web-сервера.

Традиционной услугой в области электронной коммерции является продажа информации, например, подписка на базы данных, функционирующие в режиме on-line. Этот вид услуг уже достаточно распространен в России, например, базы данных "Гарант-Парк", "Россия-он-Лайн" и др.

Сегодня начинает набирать обороты новый вид электронной коммерции - электронные банки. Среди основных преимуществ электронных банков можно отметить относительно низкую себестоимость организации такого банка (не нужно арендовать престижные здания, не нужны хранилища ценностей и т.д.) и широчайший охват клиентов (потенциальным клиентом электронного банка является практически любой пользователь Internet). За счет этого электронный банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка проценты, и предоставлять за более низкую плату больший спектр банковских и других услуг. Электронный банк имеет собственные системы безопасности и защиты электронной информации, такие, как специальные карточки - генераторы случайных паролей, синхронизируемых с паролем на банковском сервере. Это позволяет создавать уникальный пароль при каждом обращении клиента к банковскому серверу. Другой, менее дорогостоящий подход, связан с использованием персональных смарт-карт, также позволяющих генерировать сессионные ключи. Для большей степени защиты дополнительно могут использоваться и средства биометрической идентификации пользователя [15, с. 87].

Развитие интерактивного бизнеса в России приведет к созданию в едином рынке товаров и услуг нового самостоятельного сектора - рынка электронной торговли. Рынок электронной торговли представляет собой единую цельную систему, состоящую из самостоятельных рынков товаров и услуг. Место системы рынков электронной торговли в общей системе мест приложения интерактивного бизнеса по его видам отражено на рисунке 1 [20, с. 26].

При помощи электронной торговли удается добиться увеличения доходов за счет привлечения дополнительных заказчиков, снижения себестоимости продукции, сокращения цикла движения товара, улучшения качества услуг. Такие проблемы, как обработка электронных платежей, безопасность передачи коммерческой информации и конфиденциальность, могут быть решены с помощью уже наработанного в большом количестве стандартного программного обеспечения. У тех, кто работал в сети, не возникает сомнений, что Интернет становится жизненно необходимым для ведения бизнеса.

Развитие сети Интернет привело к резкому росту популярности этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан. Интернет стимулировал развитие электронной торговли на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Малые предприятия и граждане получили возможность вести свои коммерческие сделки и другие операции в оперативном электронном режиме - в режиме реального времени (on-line).

Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде цепочки бит.

Рисунок 1- Система мест приложения интерактивного бизнеса

Интернет дает возможность продавцу:

а) прорекламировать свою продукцию и товар, как на региональном, так и на международном уровнях. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т. п., причем номенклатура может быть сколь угодно большой;

б) прорекламировать свою фирму (предприятие) с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;

в) оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;

г) прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов;

д) организовать систему заказов продаваемого товара, как своими торговыми представителями, так и покупателями;

е) организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;

Как следствие:

·        расширяется рынок сбыта, поскольку огромное число людей в стране и за рубежом познакомятся с фирмой, ее продукцией и услугами;

·        увеличивается объем продаж, так как создается дополнительная торговая точка;

·        уменьшаются производственные издержки, поскольку затраты на продвижение и торговлю товарами в электронном магазине меньше, чем в обычном;

·        удается опередить конкурентов, потому что реклама о товарах в электронном магазине более оперативна и массова;

·        появляется возможность торговать с любыми странами, не открывая классического магазина в каждой из них;

·        можно работать в магазине, находясь в любом месте, например в домашнем офисе или в автомобиле;

·        можно работать в любое время дня и ночи.

Преимущества использования Интернет-магазина для покупателя:

а) найти фирмы, реализующие нужный товар;

б) оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму-продавца нужного товара;

в) сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;

г) заказать товар;

д) выбрать поставщика транспортных и экспедиторских услуг; е) заказать доставку груза;

ж) произвести платежи.

Вместе с тем, покупки через Интернет-магазин несут некоторые риски для покупателей:

·        соответствие продукции и доверие поставщику;

·        доступ к послепродажному обслуживанию;

·        цены могут быть и больше среднерыночной стоимости.

Риски продавцов:

·        потеря контроля над механизмами ценообразования;

·        увеличение конкуренции;

·        более сложная логистика [25, с. 116].

Электронная торговля имеет сетевую инфраструктуру. Под инфраструктурой электронной торговли понимается комплекс операций (процессов), имеющих по отношению к ней подчиненный и вспомогательный характер, который обеспечивает условия для нормального функционирования электронной торговли. Электронная торговля базируется на нескольких уровнях сетевой инфраструктуры: производственная инфраструктура, инфраструктура перемещения, инфраструктура сбыта, инфраструктура обслуживания.

Производственная инфраструктура электронной торговли направлена на производственный процесс и создание продукции, а также условия, его окружающие. Она включает в себя товар и услуги, базу данных, мультимедийный продукт, информационный продукт и услуги.

Инфраструктура перемещения включает в себя Интернет, кабельное телевидение, телефонную сеть и защищенную сеть для электронного обмена деловыми документами между компьютерными программами разных фирм в стандартной форме - VAN (Valueaddednetwork).

Инфраструктура сбыта имеет целью довести товар или услугу до покупателя. В эту инфраструктуру входят электронная почта, Web-сервер, открытые базы данных, электронные каталоги и др.

Инфраструктура обслуживания включает в себя такие операции, как платеж (банковские карты, цифровые деньги и др.), безопасность, электронная почта, Web-сервер, различные каталоги, послепродажное обслуживание и др.

Электронная коммерция состоит из трёх тесно связанных компонент: бизнес-субъектов (участников), процессов, и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы), что представлено на рисунке 2 [3, с. 56].

Таким образом, на основе проведенного анализа определений понятия электронная торговля можно дать следующее определение сущности данного явления: электронная торговля - это деятельность экономических субъектов по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными. При этом можно подчеркнуть, что торговля может происходить как товарами (материальными/нематериальными), так и услугами (страховые, банковские и др.). Под электронными средствами обмена данных понимаются любые электронные средства обмена данных (сети EDI, телефон, телеграф и др.), а не только Интернет.

 

Рисунок 2 - Основные компоненты электронной коммерции

Рассматривая сущность электронной торговли, можно заключить, что ее основным признаком является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. Электронная торговля содержит производственную и экономическую составляющие, ей присущ набор определенных функций (реклама, представление товара, проведение покупки, послепродажное обслуживание, установление долгосрочных отношений с клиентом).

1.2 Организация электронной коммерции на товарном рынке

В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес - компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо - государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и, с некоторым отставанием от вышеназванных субъектов в основании электронного экономического пространства, слабо вовлечен в коммерческие сделки, но в нескольких развитых странах уже были организованы, например, государственные закупки с использованием глобальной сети.

Каждый из этих типов субъектов имеет свое название, которое иногда не переводят с английского: фирма - business (сокращенно b), потребитель - consumer (с), государство, правительство, органы государственной власти - government или administration (g или a).

В таблице 1 отражена структура сетевой экономики, представляющая собой матрицу использования Интернета, приведенную в одном из рабочих документов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) [7, с. 115].

В процессе изучения структуры сетевой экономики были рассмотрены следующие сегменты:

В2С - система электронной коммерции (бизнес-клиент), в которой в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания), а в качестве покупателя - физическое лицо, то есть это реализация товаров и услуг непосредственному потребителю, которому она адресована. По данной информационной схеме функционируют сегодня в России крупные производители товаров промышленного потребления.

Во многом успех «бизнеса для клиента» (B2C) связан с развитием телекоммуникаций, поскольку позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Телекоммуникационные решения B2C являются одним из звеньев в цепи бизнес-процессов <#"814349.files/image003.gif">

Рисунок 3 - Динамика роста рынка интернет - торговли, млрд.руб. [29]

Данные Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли:

Таблица 2 - Количество пользователей Интернета [29]

Страна

Количество пользователей, млн чел.

В мире

1 420,316

Европа

373,433

Российская Федерация

50,810

Германия

50,139

Франция

42,349

Британия

37,19

Италия

23,74


Из таблицы 2 видно, насколько Россия отстает по количеству пользователей от стран Европы. Но ежегодный прирост пользователей интернета в России составляет более 20% в год. По сравнению с 12% приростом во всем мире Россия является самой быстрорастущей страной по темпам прироста Интернет-аудитории. Аналитическими агентствами прогнозируется дальнейшее увеличение российских интернет-пользователей до 93 млн. в 2014 году.

Из всего оборота российского рынка онлайн-торговли 45% приходится на Москву и Московскую область, 11% - на Санкт-Петербург и область. Третьей столицей рынка электронной коммерции является Екатеринбург. Самарская область входит в первую пятерку по объему российской онлайн-торговли.

Аналитики прогнозирует, что к 2015 году объем российского рынка электронной коммерции увеличится в 3 раза - до 27 млрд. евро. При этом, продажи через интернет составят 4,5% от всех розничных продаж в России.

Такая динамика в сфере электронной коммерции связана с постоянным ростом количества пользователей интернета. К 2015 году ожидается, что уже 87 млн. россиян будут выходить в сеть по крайней мере, 1 раз в месяц. Кроме того, согласно исследованию MasterCard, количество держателей банковских карт также постоянно растет и будет продолжать увеличиваться. Так, если в 2012 году пользователями пластиковых карт были только 27% россиян, то уже в текущем году эта цифра возросла до 40%.

Несмотря на такие внушительные цифры, проникновение ритейла на российский рынок электронной коммерции еще достаточно слабо. Для сравнения, в Бразилии и Китае доля электронной торговли в общем объеме розничного товарооборота уже сегодня достигла 5%. А в США и Великобритании эта цифра была на уровне 2% еще в 2005-2007 гг. Можно добавить, что почти половина российских Интернет-пользователей (около 48%) сделали свои первые покупки в сети только в последние два года.

Отдельно нужно отметить, что уже сегодня на российском рынке работают достаточно крупные и успешные игроки в разных областях электронной коммерции. Это онлайн-классифайды (Avito), интернет-магазины одежды и обуви (KupiVIP, LaModa), скидочные сервисы (Biglion), он-лайн бронирование гостиниц (booking.com), покупка авиабилетов (AnywayAnyday) и онлайн-ритейлеры (Wikimart).

Как видно из рисунка 4, основными категориями товаров электронной торговли в России являются билеты, бытовая техника, мобильные телефоны, компьютеры, одежда и обувь, книги и товары для детей.

Рисунок 4 - Товарные категории интернет - торговли [30]

По данным исследовательского холдинга «Ромир» в 2013 году наибольший рост онлайн-торговли произошел в следующих категориях:

·        Одежда и обувь - 13%;

·        Видео и аудио - 12%;

·        Туризм/бронирование - 11%;

·        Концерты/бронирование - 10% .

Таким образом, наиболее востребованные в Интернете товары - это одежда и обувь (17%) и бытовая техника (14%). В 2011 году наблюдался общий рост числа покупаемых товарных категорий, а также увеличение среднего чека покупки.

В результате проведенного опроса покупателей Интернет-торговли компанией «Ромир» было выяснено, что главными критериями при выборе Интернет-магазина для российских покупателей является цена, ассортимент и доставка. Если сравнивать покупателей электронной коммерции в столице и регионах, то оказывается, что для столичных потребителей наиболее важным критерием является качество и скорость доставки, а для региональных - цена товара. За последний год стандартом рынка стала доставка с примеркой и частичная доставка. При заказе крупной бытовой техники часто определяющим фактором является цена. При покупке же книг цена не всегда является главным критерием, покупателю важнее получить нужный товар в удобное время и как можно скорее, то есть, на первый план для покупателя выходит скорость доставки, что напрямую зависит от качества организации процессов логистики электронной торговли. <#"814349.files/image005.gif">

Рисунок 5 - Организационная структура Контактного Центра ООО «Эльдорадо»

·        выполнение действий, направленных на повышение качества обслуживания, повышение лояльности и клиентского восприятия;

·        выполнение бюджета Контактного Центра;

·        контроль правильного и своевременного расчета заработной платы, контроль начислений и распределения премий сотрудников Контактного Центра;

·        осуществление взаимодействий с внешними поставщиками оборудования, решений и услуг для Контактного Центра;

·        осуществление взаимодействия с государственными, муниципальными, административными, налоговыми, коммунальными, хозяйственными службами города, в котором располагается Контактный центр для решения вопросов, связанных с бесперебойной работой Контактного центра;

·        организация и координация разработки комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников Контактного Центра на основе политики материального стимулирования, улучшений условий труда;

·        определение направления работы по управлению социальными процессами и созданию благоприятного социально - психологического климата в коллективе;

·        применение мер, направленных на повышение качества условий работы сотрудников Контактного центра, повышение их лояльности к Компании.

В обязанности руководителя обработки вызовов входят организация бесперебойной работы отдела обработки вызовов, обеспечение заданного уровня обслуживания и критериев работы с клиентами всех звонковых групп Контактного центра, управление процессом входящих\исходящих контактов сотрудников отдела обработки вызовов с клиентами, управление корректным занесением поступающей информации в базы данных, организация осуществления обратной связи клиентам сотрудниками отдела обработки вызовов, организация разработки и внедрения системы мер, направленных на стимулирование эффективной работы отдела обработки вызовов. Руководитель занимается развитием отдела обработки вызовов в соответствии с поставленными задачами и концепцией развития компании, контролирует качество обслуживания клиентов операторами, старшими операторами. Руководитель обработки вызовов должен своевременно информировать сотрудников Контактного центра обо всех изменениях, связанных с выполнением их непосредственных функциональных обязанностей. Так же он занимается решением возникающих претензий и конфликтных ситуаций с клиентами, относящихся к его компетенции, в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей [34].

Отдел обработки вызовов подразделяется на 4 группы: обзвона, розницы, сервиса и Интернет-магазина. Группа «обзвона» осуществляет исходящие звонки с целью обратной связи от клиентов по качеству работы компании. Группа Розница консультирует клиентов по всем вопросам в розничных магазинах, осуществляют поддержку программы лояльности. Группа «Сервис» осуществляет прием заявок на ремонт техники, доставку и установку в режиме on-line, оказывают сервисную поддержку. Группа «Интернет-магазина» реализуют продажу товаров на входящих звонках и обрабатывают заказы. Супервизоры всех направлений курируют свою группу, контролируют работу всех операторов, помогают им в сложных вопросах. Так же они занимаются организационными вопросами по работе.

Интернет-магазин является приоритетным направлением в Контактном Центре и самым большим. Помимо супервизоров в этой группе работает менеджер направления, который отвечает за работу Интернет направления.

Руководитель отдела поддержки отвечает и контролируют работу двух направлений: отдела поддержки и отдела Контроля обслуживания.

Операторы группы Контроля обслуживания предоставляют консультации по претензионным вопросам клиентов. Оформляют рекламации в режиме on-line (претензии и благодарности). Их работу контролируют супервизоры группы.

Важным звеном в Контактном Центре является отдел поддержки, который отвечает за бесперебойную и качественную работу всей организации в целом. Делопроизводитель занимается ведением кадрового делопроизводства в полном объеме в соответствии действующим законодательством РФ. Так же, он оформляет справки сотрудникам Контактного центра, выдает копии документов, оформляет командировки сотрудникам. Делопроизводитель ведет таблицы отпусков, графика отпусков, учет и комплектацию личных дел и трудовых договоров по действующим и уволенным сотрудникам, трудовых книжек, архив документации в соответствии с номенклатурой дел и срокам хранения. Кроме того, он ведет контроль численности сотрудников, согласно штатному расписанию, сохранности кадровой документации, нетрудоспособности работников и оформляет листки нетрудоспособности.

Менеджер по подбору персонала наблюдает за рынком труда, информирует руководство компании о сложившейся на рынке ситуации с кадрами и средней заработной платой. Так же, он осуществляет оперативный поиск и подбор нужных предприятию специалистов, планирует потребности в кадрах на ближайшую и дальнюю перспективу и создает кадровый резерв.

Аналитики проводят анализ и планирование процессов работы Контактного Центра. Занимаются подготовкой отчетности и участвуют в процессах их разработки. Их работу контролирует старший аналитик.

В обязанности тренеров входит:

·        разработка тренингов;

·        проведение внутрикорпоративного обучения персонала Контактного Центра;

·        развитие, курирование, оценка работы персонала компании;

·        планирование обучения и его отчетность;

·        разработка методических учебных (презентационные и раздаточные) материалов для очного обучения;

·        координация работы внешних тренеров (брендовое обучение).

В обязанности экспертов по качеству входит:

·        контроль за осуществлением оценки сотрудниками эмоционально-коммуникативного уровня операторов и старших операторов Контактного центра;

·        контроль за осуществлением консультационной работы с операторами и старшими операторами по итогам выявленных в процессе прослушивания ошибок в режиме on-line;

·        контроль за созданием, ведением отчетности по результатам оценки на ежемесячной основе;

·        анализ отчетностей, выдвижение предположений по оптимизации бизнес-процессов;

·        контроль и участие в подготовке тестирования и оценки персонала Контактного центра;

·        планирование, организация учебного процесса для работников отдела;

·        консультации подчиненных сотрудников по всем возникающим производственным вопросам.

Старший эксперт по качеству руководит группой специалистов по оценке качества разговоров. Так же в специфику его работы входит:

·        организация и контроль осуществления консультационной работы с операторами и старшими операторами по итогам выявленных в процессе прослушивания ошибок в режиме on-line;

·        подготовка и анализ отчетностей по результатам оценки на ежемесячной основе;

·        вынесение предложений по улучшению работы группы специалистов по оценке качества разговоров и Контактного центра в целом;

·        контроль и участие в подготовке тестирования и оценки персонала Контактного центра;

·        планирование, организация учебного процесса специалистов по оценке качества разговоров;

·        консультации подчиненных сотрудников по всем возникающим производственным вопросам.

Инженеры IT подготавливают и обслуживают оборудование и программное обеспечение, проводят мониторинг и решают ИТ-инциденты. Так же, они ведут администрирование ЛВС (локальная вычислительная сеть).

Инженер по охране труда в Контактном Центре занимается:

организацией и координацией работы по охране труда;

·        контролем за соблюдением в подразделениях нормативных правовых актов и внутренних процедур Компании по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ);

·        проведением профилактических работ по предупреждению производственного травматизма и заболеваний, мероприятий по созданию безопасных условий труда;

·        организацией аттестации и сертификации рабочих мест;

·        проведением расследований несчастных случаев и разработкой мер по их предотвращению;

·        организацией проведения проверок, обследований технического состояния здания, оборудования в соответствии с требованиям по ОТ и ПБ;

·        контролем за выполнением предписаний внешних контролирующих органов;

·        разработкой процедур и программ обучения по ОТ;

·        проведением вводного инструктажа по ОТ;

·        ведением необходимой документации и отчетности.

Заведующий хозяйством обеспечивает хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты зданий и помещений предприятия, а также контроль за исправностью оборудования (лифтов, освещения, систем отопления, вентиляции и др.), обеспечивает подразделения предприятия, учреждения, организации мебелью, хозяйственным инвентарем, средствами механизации инженерного и управленческого труда, осуществляет наблюдение за их сохранностью и проведением своевременного ремонта, контролирует рациональное расходование материалов и средств, выделяемых для хозяйственных целей.

Завхоз обеспечивает выполнение противопожарных мероприятий и содержание в исправном состоянии пожарного инвентаря, следит за санитарным состоянием помещений предприятия (торговых залов, прочих помещений) и прилегающей территории, принимает меры по своевременной обработке помещений от бытовых насекомых, грызунов, пр.

Кроте того, он организует хранение, обеспечивает сохранность инвентаря и прочего имущества предприятия в соответствии со своими функциональными обязанностями, ведет учет и составляет отчеты о сохранности и состоянии инвентаря и прочего имущества, производит инвентаризацию, списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, своевременно обеспечивает работников предприятия канцелярскими принадлежностями, расходными материалами к хозяйственно-бытовой и оргтехнике, предметами хозяйственного обихода, спецодеждой, инструментами. Заведующий хозяйством соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской обороны, информирует руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, принимаемых мерах по их ликвидации.

Изучение структуры предприятия позволило сделать вывод о наличии эффективной организационно-управленческой структуры: четко распределены обязанности всех подразделений, работа каждого звена контролируется непосредственным руководителем. Так же, в Контактном Центре работает большой отдел поддержки, который обеспечивает его бесперебойную и эффективную работу. Анализируя организационную структуру компании, можно предложить создание новых звеньев.

Контактный Центр работает круглосуточно, и в ночную смену необходимо присутствие одного супервизора Интернет-магазина. Все супервизоры данного направления по очередности работают в ночное время суток. Это неудобно, как со стороны человеческого фактора, так как не все люди по физическому и моральному состоянию могут работать при таких условиях, так и со стороны эффективной работы в дневное время. Когда супервизор работает в ночь, его группа операторов, состоящая из 14 человек, остается без своего руководителя, то есть без непосредственного контроля, что зачастую расхолаживает операторов. Целесообразно было бы ввести новую должность - ночной супервизор. Для этого хватило бы двух человек, которые работали бы поочередно. Благодаря этому звену повысилась бы эффективность работы дневных супервизоров.

В группе Интернет-магазин постоянно идет набор новых операторов. После обучения, прежде чем преступить к работе, сотрудники проходят два дня стажерства с наставником. Наставниками в этом случае выступают опытные операторы, проработавшие в организации более трех месяцев. Зарплата операторов Интернет-магазина напрямую зависит от продаж, а занимаясь обучением стажеров наставники теряют свою премию, так как не принимают входящие вызовы. Поэтому не все операторы охотно соглашаются проводить обучение. Так же, снижение продаж влияет на товарооборот компании. По нашему мнению, можно одного опытного оператора перевести в должность супервизора по наставничеству, который будет на постоянной основе проводить обучение новых специалистов. Человек, обучающий стажеров по специальной программе, сможет подготовить более квалифицированный персонал, не принося убытков компании.

На 2013 г. В Контактном Центре работают 323 человека. Из них 208 женщин и 115 мужчин, соответственно 64,4% и 35,6%. Основная масса работников это молодые люди в возрасте от 18 до 28 лет. Это чаще всего студенты очных и заочных отделений высших учебных заведений города. В Контактном центре работают около 35 % иногородних жителей, так как офис находится вблизи железнодорожного вокзала, и им легче добираться до работы, не тратя время на поездку по городу Самара.

В таблице 5 представлена структура и динамика численности сотрудников Интернет-магазина ООО «Эльдорадо». В период с 2011 по 2013 гг. численность административно-управленческого персонала увеличилась на 14 чел или в 2 раза, численность торгово-оперативного персонала выросла на 200 человека или в 4 раза. Численность вспомогательного персонала увеличился на 12 человека и на 70,6 %. Общая численность сотрудников за исследуемый период увеличилась на 226 человека или в 3,3 раза. Основная масса работников - это операторы Интернет - магазина, которые принимают и обрабатывают заказы. За последние три года вырос покупательский спрос, клиенты охотно делают заказы в Интернет-магазине. Поэтому больший рост численности операторов обоснован и необходим для нормальной работы компании.

ООО «Эльдорадо» предоставляет широкий ассортимент бытовой техники. Цены на реализуемую продукцию ООО «Эльдорадо» ниже цен конкурирующих фирм.

Основными показателями эффективности коммерческой деятельности предприятия являются:

1. Товарооборот - это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот = количество проданных товаров*цена за единицу продукции.

. Валовый доход - это сумма реализованных торговых надбавок. Валовый доход складывается из издержек обращения и прибыли от реализации.

. Издержки обращения - расходы на доведение товаров от производителя до потребителя.

. Уровень рентабельности продаж - отношение прибыли от продаж к товарообороту в процентном выражении. Показывает сколько копеек прибыли от продаж приносит каждый рубль товарооборота.

. Прибыль балансовая. Рассчитывается как сумма прибыли от продаж и прочих доходов за вычетом прочих расходов. Уровень балансовой прибыли - отношение балансовой прибыли к товарообороту в процентном выражении. Показывает сколько копеек балансовой прибыли содержит каждый рубль товарооборота.

. Прибыль чистая - прибыль балансовая с вычетом налогов на прибыль.

Таблица 5 - Структура и динамика численности сотрудников Интернет-магазина ООО «Эльдорадо» за 2011-2013 гг

Персонал

2011г.

2012г.

2013г.

Отклонение по годам

Темп роста, %


Чел.

Уд. вес, %

Чел.

Уд. вес, %

Чел.

Уд. вес, %

2012г. от 2011г.

2013г. от 2012г.

2013г. от 2011г.

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

2013г. к 2011г.

Административно-управленческий

12

12,4

19

10,2

26

8,0

+ 7

+7

+ 14

158,3

136,8

216,7

Торгово-оперативный

68

70,1

143

76,9

268

83,0

+ 75

+ 125

+ 200

210,3

187,4

394,1

Вспомогательный

17

17,5

24

12,9

29

9,0

+ 7

+12

+ 12

141,2

120,8

170,6

Общая численность сотрудников

97

100

186

100

323

100

+ 89

+ 137

+ 226

191,8

173,7

333,0


. Уровень чистой прибыли - отношение чистой прибыли к товарообороту в процентном выражении. Показывает сколько копеек чистой прибыли содержит каждый рубль товарооборота.

Таблица 6 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности Интернет - магазина ООО «Эльдорадо» за 2011 - 2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013г.

Отклонения по годам

Темп роста, %





2012г. от 2011г.

2013г. от 2012г.

2013г. от 2011г.

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

2013г. к 2011г.

Товарооборот, руб.

1 391 348 875

8 291 590 666

19 887 875 678

6900 241 791

11 596 285012

18 496 526 803

596,0

239,9

1429,4

Валовой доход, руб.

502 276 943

3 134 221 271

8 949 544 055

2631 944 328

5 815 322 784

8 447 267 112

624,0

285,5

1781,8

Уровень валового дохода, %

36, 1

37, 8

45,0

1,7

7,2

8,9

-

-

-

Издержки обращения, руб.

222 615 820

1 276 904 962

2 824 078 346

1054 289 142

1 547 173 384

2 601 462 526

573,6

221,2

1268,6

Уровень издержек обращения, %

16

15, 4

14, 2

0,6

1,2

1,8

-

-

-

Прибыль от реализации, руб.

279 661 123

1 857 316 309

6 125 465 709

1577 655 186

426 814 900

5 845 804 586

664,1

329,8

2190,3

Рентабельность продаж, %

20,1

30,1

2, 3

7,7

10

-

-

-

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

223 728 898

1 485 853 047

4 900 372 567

1262 124 149

3 414 519 520

4 676 643 669

664,1

329,8

2190,3

Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, %

16,1

17,9

24,6

0,5

2,1

2,6

-

-

-



В таблице 6 представлен анализ эффективности коммерческой деятельности Интернет-магазина ООО «Эльдорадо» по всей России.

Товарооборот компании на протяжении всего исследуемого периода демонстрирует положительную динамику. Так за период с 2011 по 2013 год он вырос на 18 496 526 803 рубля или в 14,3 раза. Это связано с тем, что Интернет-магазин постоянно расширяет свои географические границы, и постоянно открываются новые пункты выдачи во всех городах России. Так же на рост товарооборота влияет увеличение спроса потребителей. Такой большой рост товарооборота характеризует организацию как преуспевающую, динамично развивающуюся и т.д.

Валовый доход в период с 2011 по 2013 год увеличился на 8 447 267 112 рублей, то есть в 17,8 раз. Валовый доход растет, так как увеличиваются издержки обращения и торговая надбавка предприятия.

Издержки обращения за период с 2011 по 2013 гг. увеличились на 2 601 462 526 рублей или в 12,7 раза. Уровень расходов падает, так как заключаются более выгодные договора с поставщиками продукции и транспортными компаниями. Так же аренда местных складов снижает уровень издержек. Это более выгодно, чем содержать несколько своих крупных складов, с которых товар распределяется уже по регионам. Сами же издержки растут. Это обусловлено ростом уровня инфляции в стране.

Прибыль от реализации за анализируемый период выросла на 5 845 804 586 рублей или в 22 раза. Прибыль от реализации растет за счет снижения уровня издержек обращения, повышения уровня торговых надбавок.

И так же, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за исследуемый период выросла на 4 676 643 669 рублей и в 22 раза.

Исследуя финансово-хозяйственную деятельность Интернет-магазина ООО «Эльдорадо» можно сделать вывод, что деятельность по осуществлению Интернет-продаж развивается стремительными темпами, показывая хорошую положительную динамику. Высокие показатели достигаются за счет снижения уровня издержек обращения, расширения каналов сбыта, увеличения ассортимента продукции и распространения Интернет-магазинов по всем городам России.

Так же можно рассмотреть динамику показателей по труду в Интернет-магазине ООО «Эльдорадо». (Таблица 7). Выработка на одного сотрудника Интернет-магазина ООО «Эльдорадо» в период с 2011 по 2013 гг. выросла на 47 228 568 рублей и или в 4,3 раза. Выработка на одного сотрудника торгово-оперативного персонала за тот же период увеличилась на 54 522 139 рублей и или в 3,6 раза, что свидетельствует о достаточном количестве работников, способных обеспечить качественное обслуживание клиентов.

В целом, можно сделать вывод, что Интернет-торговля магазина «Эльдорадо» развивается быстрыми темпами и приносит положительные результаты для всей компании. На данный момент, ООО «Эльдорадо» занимает лидирующие позиции на рынке бытовой техники. Для того, чтобы улучшить финансовое положение, компании необходимо так же двигаться в русле он-лайн продаж: открывать магазины в новых городах и расширять ассортимент своей продукции.

.2 Анализ коммерческой деятельности Интернет-магазина ООО «Эльдорадо»

Компания ООО «Эльдорадо» стремительно набирает обороты в своем развитии. Так, в конце 2007 года был открыт интернет-магазин «Эльдорадо», с помощью которого клиенты смогли сэкономить большое количество времени, избежав посещения нескольких магазинов своего города. Так, если покупатель хочет приобрести технику для дома, кухни, теле- , видео-, аудио-аппаратуру, фото и видеокамеры, компьютеры и планшеты, и множество других всевозможных товаров для дома, он все это может купить в режиме он-лайн.

Таблица 7 - Динамика показателей по труду интернет - магазина ООО «Эльдорадо» за 2011-2013 гг.

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

Отклонение по годам (+, -)

Темп роста, %





2012г. от 2011г.

2013г. от 2012г.

2013г. от 2011г.

2012г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

2013г. к 2011г.

Товарооборот, руб.

1 391 348 875

8 291 590 666

19 887 875 678

6900241791

11596285012

18496526803

596,0

239,9

1429,4

Общая численность сотрудников, чел.

97

186

323

+ 89

+ 137

+ 226

191,8

173,7

333,0

Торгово-оперативный персонал, чел

68

143

268

+ 75

+ 125

+ 200

210,3

187,4

394,1

Выработка на одного сотрудника, руб.

14 343 803

44 578 444

61 572 371

30 234 641

16 993 927

47 228 568

310,8

138,1

429,3

Выработка на одного сотрудника торгово-оперативного персонала, руб.

20 461 013

57 983 152

74 208 491

37 522 139

16 225 339

54 522 139

283,4

128,0

362,7



Интернет магазин бытовой техники «Эльдорадо» поможет сэкономить не только время, но и бюджет, так как цены при приобретении товара онлайн ниже, чем стоимость товара в розничном магазине.

Операторы Интернет-магазина оформляют заказы по телефону. Последовательность оформления заказа представлена следующим образом:

.        Поиск и добавление товара и услуг в корзину.

1.1.   Товар.

Оформление заказа осуществляется с помощью клиентского сайта #"814349.files/image006.jpg">

Рисунок 6 - Авторизация на сайте #"814349.files/image007.jpg">

Рисунок 7 - Выбор города/региона

Далее осуществляется поиск товара, интересующий покупателя. Способы поиска:

·        ввести номенклатурный номер товара в строку «Поиск»:

Рисунок 8 - Поисковая строка #"814349.files/image009.jpg">

Рисунок 9 - Расширенный поиск товаров

По желанию клиента, оператор консультирует более подробно по техническим характеристикам товара. Для этого оператор нажимает левой кнопкой мыши на гиперссылку (название модели).

Активировав гиперссылку, оператор переходит в более подробное описание товара.

Рисунок 10 - Описание товара

На вкладе «Характеристики» отображаются технические характеристики товара.

Рисунок 11 - Технические характеристики товара

На вкладке «Аксессуары» отображаются аксессуары, подходящие к данному товару в процессе презентации товара, оператор предлагает их покупателю.

Рисунок 12 - Предлагаемые аксессуары к основному товару

Выбрав интересующую клиента модель, оператор нажимает на гиперссылку «В корзину». Активировав ссылку, оператор автоматически переходит на следующую страницу

.2 Стационарная или выездная услуга, Экспресс-сервис

Перед оформлением заявок на установку оператору необходимо уточнить у клиента о доработках, которые будут необходимы при данной услуге. Для добавления услуг в корзину, оператор нажимает на гиперссылку «Заказать услугу». В случае необходимой доработки, оператор нажимает «Добавить к заказу» напротив соответствующей доработки.

Программа «Экспресс-сервис» (ЭС). При покупке данного сертификата клиенты получают быструю помощь при поломке техники. Если у покупателя ломается товар в пределах срока действия сертификата «Экспресс-сервис», и его невозможно отремонтировать в течение 72-х часов, то старая техника обменивается на новую. Действие сертификата при этом прекращается. Срок действия программы: 2, 3 или 5 лет с момента покупки, стоимость 10, 15 и 25% от стоимости товара соответственно [35]. Продажа ЭС осуществляется только в одном заказе с основным товаром. Продажа отдельно от товара не доступна.

Рисунок 13 - Добавление в корзину услуг и доработок

Продажа сертификата осуществляется непосредственно в корзине. Под каждым товаром, к которому доступен ЭС выводится строка с доступными сроками и стоимостью ЭС. Оператор одинарным щелчком левой клавиши мыши устанавливает «точку» перед соответствующим сертификатом.

Рисунок 14 - Добавление программы ЭС к основному товару

Стоимость заказа автоматически увеличивается на стоимость ЭС. Его стоимость автоматически плюсуется в итоговой строке «Услуги».

Оформление непосредственно сертификата осуществляется в программе Trade Servise:

·        при заказе на самовывоз - сервисным специалистом в момент получения товара клиентом;

·        при заказе на доставку - координатором до момента отправки товара клиенту. Сертификат продается покупателю вместе с товарным и кассовым чеками.

.3 Окончание формирования корзины

В новом окне оператор видит таблицу, в которой указана следующая информация:

·        наименование;

·        цена (стоимость выбранной техники);

·        количество товара;

·        сумма (стоимость техники с доставкой, которая зависит от выбранного вида доставки);

·        действие (позволяет оператору удалять выбранные позиции техники или, нажав на гиперссылку «Оформить заказ», перейти в следующее окно);

·        вид доставки (опираясь на информацию клиента, выбирается необходимая дальность доставки).

По желанию клиента добавить еще позицию, оператор производит поиск товара через «Быстрый подбор» или строку «Поиск». Дальнейшее оформление зависит от типа заказа и состава заказа.

2.      Оформление заказа на доставку.

2.1. Выбор способа доставки.

При оформлении товара с доставкой оператор выбирает соответствующую дальность доставки, уточняя информацию у покупателя. После этого нажимает на ссылку оформить заказ.

.2. Выбор даты доставки и временного интервала доставки.

Оператор оформляет доставку с учетом временных интервалов, даты и адреса клиента. Доставка за пределы административной черты города осуществляется только в течение дня.

Рисунок 15 - Выбор способа доставки на дом

Рисунок 16 - Выбор даты доставки и временного интервала

.3. Внесение адресных и контактных данных

При доставке в черте города, оператор уточняет и указывает станцию метро (если есть) ближайшую к адресу доставки. Оператор уточняет у клиента и заполнение обязательных полей:

·        улица;

·        строение/корпус (если есть);

·        подъезд;

·        этаж;

·        лифт (выбираем из списка);

·        № квартиры/офиса;

·        контактный телефон;

·        контактное лицо (ФИО получателя товара).

Рисунок 17 - Поля, обязательные для заполнения

.3.1 Принцип работы системы КЛАДР (адресной классификатор)

Для заполнения данных при оформлении заказа используется КЛАДР и маски ввода:

·        местоположение - проставляется автоматически исходя из выбранного города;

·        метро или район - если заказ оформляется в городах Москва и Санкт-Петербург, то на форму информационного блока будет выведено поле «Метро». При выборе любого другого города на форму информационного блока будет выведено поле «Район города». Выбор значения производится из справочника Метро или Районы города. Произвольный ввод значения не предусмотрен.

Рисунок 18 - Выбор района города/метро

·        улица - при вводе значения «Улица» производится поиск по введенному буквосочетанию в адресном классификаторе. Список улиц ограничен ранее произведенным выбором города или населенного пункта. Ввод произвольного значения улицы должен производиться только в том случае, если нужная улица не была найдена по введенному буквенному сочетанию в КЛАДР.

Рисунок 19 - Принцип работы системы КЛАДР

.3.2 Маски ввода

·        дом - допустим ввод любых символов. Например: дом 31/18 или 35А;

·        строение - допустим ввод любых символов;

·        подъезд - допустим ввод только цифр, максимальное количество которых - 3. Ввод других символов система игнорирует;

·        номер квартиры/офиса - допустим ввод любых символов, максимальное количество которых - 8;

·        домофон (код) - допустим ввод любых символов;

·        лифт - выбор значения допустим только из выпадающего списка;

·        этаж - допустим ввод только двухзначного значения;

·        тип телефонного номера - возможны к выбору два типа телефонных номеров: мобильный и стационарный. При оформлении нового заказа, по умолчанию оператор вписывает мобильный номер телефона. Ввод стационарного номера допустим только с указанием кода города и в цифровом значении. Общая длина телефонного номера - 10 цифр: код города/сотового оператора + телефонный номер. Для подтверждения всех внесенных данных, оператор нажимает «Далее».

Рисунок 20 - Пример заполнения адресных и контактных данных

.4 Выбор способа оплаты и подтверждение заказа

В открывшемся окне оператор отмечает способ оплаты, который удобен клиенту и нажимает «Далее».

Рисунок 21 - Выбор способа оплаты заказа

В открывшемся окне оператор проверяет все внесенные данные с клиентом. Для завершения оформления заказа оператор нажимает на кнопку «Подтвердить заказ».

Рисунок 22 - Подтверждение заказа

Система информирует, что заказ принят и отображает номер, присвоенный к заказу. Заказу может быть присвоено два и более номера в том случае, если товары находятся на разных складах.

Рисунок 23 - Присвоение номера заказа

. Оформление заказа на самовывоз

.1 Точки самовывоза

На текущий момент действуют следующие точки самовывоза:

·        Пункт Интернет-магазина (ПИМ). Это помещение небольшой площади, не имеющие своего склада и, как следствие, не имеющего своего запаса товара. Внутри помещения расположены терминалы для оформления заказа через Интернет. Большая часть товара в ПИМ завозится под заказ покупателя. Невостребованный (не забранный) покупателями товар вывозится на определенные склады с определенной периодичностью.

·        Интернет-гипермаркет (ИГ). Отличается от ПИМ наличием своего собственного склада. Не забранный клиентом товар остается на складе и продается другим покупателям;

·        Розничный магазин - розничный магазин компании, имеющий среднюю и большую площадь торгового зала. Весь товар, имеющийся в магазине, выставлен на витрине (1 единица каждого товара). Имеет складскую площадь и собственный запас товара.

.2 Виды самовывоза

Заказ на самовывоз может быть оформлен как и с основного склада, так и с удаленного. При оформлении заказа система автоматически проверяет наличие товара на локальном складе точки самовывоза. Если товар есть на локальном складе точки самовывоза, система автоматически проставляет заказ с этого склада. На минимальные остатки точки самовывоза установлены следующие настройки:

·        ПИМ и ИГ - на остатках данный товар должен числится в размере 1 и более штуки;

·        розничный магазин - на остатках розничного магазина данный товар должен числиться в размере 2 и более штуки.

Если остаток выбранного товара на точке самовывоза не достаточен для удовлетворения выше описанных условий, система автоматически сформирует заказ с удаленного склада.

.3 Выбор способа доставки, определение города и точки самовывоза

В корзине оператор выбирает «Самовывоз». В открывшемся окне оператор выбирает город из выпадающего списка, в котором клиент хочет приобрести товар и нажимает кнопку «Оформить заказ»

Рисунок 24 - Выбор города для самовывоза

На основе указанного города система сформирует список магазинов доступных для самовывоза. Оператор уточняет у покупателя удобный для получения товара магазин. Выбор необходимого магазина производиться путем нажатия на гиперссылку «Заберу отсюда».

Рисунок 25 - Выбор точки самовывоза из доступного списка

.4 Внесение контактных данных покупателя и подтверждение заказа

В следующем окне оператор указывает информацию о клиенте:

·        имя;

·        фамилия;

·        контактный телефон;

·        е-mail (по умолчанию остается e-mail оператора).

На указанный покупателем телефон будут отправляться уведомления о статусах заказа. Оператор проверяет все внесенные данные с клиентом и нажимает кнопку «Подтвердить заказ».

Рисунок 26 - Подтверждение заказа на самовывоз

. Автоматическая обработка заказа системой после оформления

После подтверждения оператором заказа, система автоматически присваивает статус «Заказ принят». Далее смена статуса зависит от соединения с программой ERP.

·        связь с ERP есть. Система автоматически проверяет наличие товара на складах, резервирует товар и создает сбытовой заказ без блокировки, статус заказ меняется на «Заказ передан на исполнение. Если заказ не подтвержден или подтвержден в неполной комплектации, статус присваивается «Изменение заказа, требуется подтверждение клиента»;

·        на момент создания заказа нет связи с ERP, заказ остается в статусе «заказ принят» до момента восстановления связи;

·        связь с ERP не восстановлена в течение определенного периода времени - заказ автоматически отменяется и переходит в статус «Заказ отменен по техническим причинам». При новом статусе заказу присваивается признак «Технический сбой» и происходит автоматическая отправка уведомления на мобильный телефон о техническом сбое.

.3 Анализ рынка бытовой техники г. Самары

На сегодняшний день российской рынок бытовой техники является самым перспективным и быстрорастущим в Европе. Особенности развития рынка бытовой техники обусловлены, прежде всего, его динамичностью - постоянное обновление товаров в связи с их совершенствованием

Количество магазинов бытовой техники, гипермаркетов и супермаркетов электроники в крупных городах растёт с каждым годом: «Эльдорадо» <#"814349.files/image027.jpg">

Рисунок 27 - Основная вкладка портала Контактного центра ООО «Эльдорадо»

Во вкладке «Таблицы акций и кредитов» оператор может найти и изучить все акции, которые проходят в розничных сетях и Интернет-магазине. Так же, в архиве можно посмотреть все прошедшие акции.

Рисунок 28 - Вкладка портала «Таблица акций и кредитов»

Во вкладке «Информация для работы Интернет-магазин» (рисунок 3) находится большое количество активных гиперссылок, которые ежедневно используются операторами. Наиболее нужными и часто используемыми «кнопками» являются:

·  самовывоз из розничных магазинов - представлен список всех розничных магазинов, их внутренние номера (например, А345, А654), адреса, номера телефонов. Номера телефонов магазинов являются конфиденциальной информацией и не предоставляются клиентам;

·        ПЗВ - актуальное название ПИМ. Представлен список всех пунктов Интернет-магазинов, их внутренние номера (например, В124, В098), адреса, номера телефонов;

·        доставка и ответственные лица ИМ - представлены все города, где есть доставка; указаны склады местного и регионального значения, к которым эти города относятся. Так же, здесь представлены адреса электронной почты и номера телефонов координаторов;

·        безналичный расчет - представлены номера телефонов сотрудников, занимающихся заказами по безналичному расчету. Если оператору звонит клиент по такому заказу, то он связывается со специалистом по безналичному расчету, уточняет всю информацию, затем информирует клиента или переводит звонок на оператора по безналичному расчету в зависимости от сложности вопроса;

·        обмен/возврат товара в ИМ - представлена подробная инструкция, что делать в ситуации, если звонит клиент по поломке техники;

·        рейтинг операторов - представлен комплексный рейтинг операторов Интернет-магазина, в котором можно посмотреть основные показатели по работе оператора и его премию. Рейтинг обновляется ежедневно менеджером направления.

Остальные вкладки используются опытными операторами не так часто, по мере возникновения необходимости. Новые сотрудники должны постоянно изучать портал, чтобы быстрее адаптироваться к работе Интернет-магазина.

Рисунок 29 - Вкладка «Информация для работы Интернет-магазин»

. Trade Servise. При входящем вызове в данной программе автоматически открывается карточка звонка, в которой заполняется город, из которого звонил клиент и интересующий его вопрос. Карточка звонка должна заполняться во время разговора.

Рисунок 30 - Карточка звонка в программе Trade Servise

Так же, в данной программе можно посмотреть адреса, режим работы и схемы проездов магазинов, наличие товара в магазине, его основные характеристики.

Рисунок 31 - Информация о магазинах и товаре в Trade Servise

. SAP CRM. В данной программе работают операторы группы Розница. По функционалу она схожа с программой Trade Servise.

При заполнении карточки звонка необходимо заполнить четыре категории. Первая категория - это группа (розница, Интернет-магазин, обзвон и т.д.). Четвертая категория - это тема звонка, по которой звонил клиент. Вторая и третья категория заполняется автоматически.

Как и в программе Trade Servise, в CAP CRM можно посмотреть информацию по магазинам и товарам.

Рисунок 32 - Категоризация звонка в программе SAP CRM

Рисунок 33 - Информация по товарам и магазинам в SAP CRM

В компании ООО «Эльдорадо» действует Программа Лояльности Клиентов. Суть программы состоит в том, что при первой покупке в магазине клиентам дарится бонусная карта, на которую в дальнейшем начисляются бонусные баллы за каждую покупку. 1 балл равен 1 рублю. Бонусные баллы можно использовать в течение 90 дней с момента их активации. Ими можно оплатить как часть покупки, так и полностью стоимость товара. В программе SAP CRM можно посмотреть баланс бонусной карты, редактировать контактные данные по карте, заблокировать карту.

Рисунок 34 - Информация по бонусной карте в программе SAP CRM

. Bitrix. Это основная программа для операторов Интернет-магазина, в которой отображается вся информация по заказам. В программе можно редактировать заказы, отменять их, отслеживать свои заказы. Интерфейс просмотра заказа для удобства разбит на вкладки: заказ, адрес и дата доставки, состав заказа, обмен с системами, лог и склад.

Во вкладке «Заказ» представлена вся информация по заказу, так же здесь можно его отменить.

Рисунок 35 - Вкладка «Заказ» в программе Bitrix

Во вкладке «Адрес и дата доставки» отображена информация по адресным данным, которые можно изменить на любой стадии исполнения заказа.

Во вкладке «Состав заказа» виден номенклатурный номер, наименование товара, стоимость, скидка, бонусы, начисленные за заказ, стоимость доставки и общая сумма заказа. Здесь можно удалить товар из заказа, а так же вручную изменить его стоимость.

Рисунок 36 - Вкладка «Адрес и дата доставки в программе Bitrix

Рисунок 37 - Вкладка «Состав заказа» в программе Bitrix

Во вкладке «Лог» отображены все изменения, которые происходили с заказами, а так же видно, кто производил эти изменения.

Рисунок 38 - Вкладка «Лог» в программе Bitrix

5. SAP ERP. В данной программе мы проверяем наличие товара на местных и удаленных складах.

Рисунок 39 - Проверка наличия товара на складах в программе SAP ERP

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Контактный Центр полностью оснащен нужными программы для отлаженной работы Интернет-магазина и других подразделений. Операторы могут грамотно проконсультировать клиентов по вопросам о магазинах, товаре, заказах, так как владеют полной информацией. При возникновении сложных вопросов с клиентами, на которые нельзя найти ответ на Портале, оператор должен обратиться к супервизору, который скоординирует его дальнейшие действия.

Для оценки преимуществ и недостатков организации электронной торговли ООО «Эльдорадо» был проведен анализ четырех Интернет-магазинов по определенным параметрам, которые влияют на объем продаж:

1. Соответствие сайта маркетинговой концепции бизнеса. Эффективный Интернет-магазин, который выполняет свою главную функцию, то есть приносит владельцу прибыль, должен соответствовать маркетинговой концепции бизнеса. Другими словами, зайдя на сайт, посетитель должен четко увидеть продающиеся товары и категории без прокрутки страницы.

Кроме этого, Интернет-магазин должен выделяться на фоне конкурентов, дизайн и концепция сайта должны быть оригинальными, внешне прямо отличаться от других.

. Простота, удобство в использовании сайта. Чтобы покупателю было удобно пользоваться Интернет-магазином, он должен быть прост и понятен с первого взгляда. Покупатель должен сразу увидеть название магазина, категории товаров, поиск, разделы меню, корзину, контакты. Если эти элементы не бросаются в глаза, человек просто пойдет на сайт конкурента, более удобный и понятный.

. Конверсионный путь посетителя к покупке. Под конверсионным путем понимается совокупность переходов и действий пользователя, которые он совершает с момента входа на сайт до выполнения целевого действия. Началом маршрута является точка входа на сайт - страница, на которую пользователь попадает в результате перехода по ссылке из поиска или рекламы. Затем посетитель переходит по другим страницам, чтобы выбрать необходимый ему товар. Конечной точкой маршрута должна стать конверсионная страница, на которой пользователь совершает целевое действие - платеж, регистрацию, отправку данных, целевой звонок и т.п. Если человек прошел весь путь от начала до конца, то маршрут можно считать идеальным.

. Наличие уникальных торговых преимуществ (УТП). Итернет-магазин должен предлагать УТП, которые бы выгодно выделяли его на фоне конкурентов.

. Присутствие ценностных предложений. Наряду с УТП для привлечения покупателей работают и ценностные предложения, то есть те предложения, которые удовлетворяют потребности целевой аудитории магазина. Наличие ценностных предложений позволяет сформировать представление о товаре как о необходимом для клиента.

. Расположение блоков на сайте по «правилу буквы F». Для удобства восприятия информации блоки должны быть выстроены в соответствии с траекторией движения глаз пользователя («правило буквы F»). Такое расположение подразумевает, что ключевые блоки информации размещены по двум верхним горизонтальным линиям и одной вертикальной, сведенных к стороне.

.

Похожие работы на - Особенности организации электронной коммерции на товарном рынке (по материалам ООО 'Эльдорадо')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!