Финансовые прогнозы: классификация и сферы применения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    202,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые прогнозы: классификация и сферы применения

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты, роль и значение финансового прогнозирования

1.1 Экономическая сущность и значение финансового прогнозирования

.2 Методология финансового и экономического прогнозирования

.3 Сферы применения и классификация прогнозов

. Анализ механизма финансового прогнозирования Республики Казахстан

.1 Анализ механизма и методов построения финансового прогноза в Казахстане

.2 Обзор финансового и социально-экономического прогнозирования Республики Казахстан на 2014-2018 годы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011 года говорится: «Главный итог первого года первой индустриальной пятилетки - это начало серьезных структурных изменений в экономическом росте за счет реального сектора экономики…», «Ещё раз напомню о целях Стратегического плана на ближайшее десятилетие. К 2020 году мы должны достигнуть следующих показателей. Рост ВВП - не менее 30-ти процентов. Рост в перерабатывающих отраслях будет превышать или достигнет уровня добывающих отраслей. Активы Национального фонда составят не менее 30-ти процентов ВВЭ [1].

В свете этих слов важнейшее значение приобретает для нашего государства система финансового прогнозирования, являющегося эффективным инструментом для интенсивного развития экономики, минимизации внешних и внутренних рисков.

Практическое проявление роли финансового прогнозирования находит свое отражение в следующем. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинг-компании), а также предприятия, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину изменения финансовых показателей потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны.

Бюджетная система, особенно на региональном уровне, не свободна от учета широты и финансовой мощи частно-коммерческого бизнеса, возможностей увеличения или снижения им (и не только им) объема денежных потоков на данной территории. Политика финансового управления в государстве предполагает обязательное прогнозирование финансовых показателей на всех уровнях.

В финансовом прогнозировании на макроуровне, региональном и на уровне предприятия (фирмы, компании) есть много общего: однотипность финансово-экономических показателей, используемых при финансовом прогнозе (объемные стоимостные и курсовые показатели), однотипность набора финансовых показателей, на которые направлен прогноз (прибыль, валовой доход, чистая прибыль, чистый доход, налоги, отчисления из прибыли во внебюджетные фонды, прочие доходы и расходы), сходство методологии и методов прогнозирования и, наконец, той формы, в которую облекаются результаты финансовых прогнозов.

Актуальность выбранной тематики объясняется тем, что прогнозирование является основой успешного построения финансовой (и любой другой системы). Чем успешнее и точнее построен прогноз, тем эффективнее будет последующий результат любой сферы деятельности. Однако финансовое прогнозирование является, пожалуй, наиболее важным аспектом всей системы прогнозирования.

Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика промышленного и торгового, частного и акционерного, финансового и банковского капитала прямо или косвенно, жестко или опосредованно ориентируется и зависит, формируется и проводится исходя из объявленных текущих и прогнозируемых действий государства, его финансовой и кредитной систем, точности по срокам и полноты по объемам выполнения бюджетных и кредитно-денежных обязательств коммерческих банков, вероятности изменений налоговой, учетной, экспортно-импортной и таможенной среды. Вот почему проблемы финансового прогнозирования на уровне государства и регионов, тесно связанные с денежно-кредитным оборотом, выходят далеко за рамки вопроса о формировании бюджетов. Они фактически во многом определяют общий тонус деловой активности, относительную стабильность, а часто и конкретные параметры сделок на центральных и региональных рынках товаров, услуг и капиталов.

Исходя из вышеуказанного, целью курсовой роботы является: изучение сущности финансовых прогнозов, их классификация, а также их значение для различных сфер применения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

)        Изучить экономическую сущность и значение финансового прогнозирования;

)        Изучить методологию финансового и экономического прогнозирования;

)        Рассмотреть сферы применения и классификацию прогнозов;

)        Проанализировать механизм финансового прогнозирования Республики Казахстан;

)        Рассмотреть финансовый и социально-экономический прогноз Республики Казахстан на 2014-2018 годы.

Объектом исследования данной работы является понятие, роль и значение финансового прогнозирования.

Предметом исследования курсовой является финансовое прогнозирование Республики Казахстан.

Методологической основой работы явились положения диалектической логики и системного подхода. В работе использовались такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, моделирование, анализ и синтез, методы группировки и сравнения.

Теоретическую базу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, Национального банка, фундаментальные монографические работы, исследования, экономическая периодика.

1. Теоретические аспекты, роль и значение финансового прогнозирования

.1 Экономическая сущность и значение финансового прогнозирования

Политика финансового управления в государстве предполагает обязательное прогнозирование финансовых показателей на всех уровнях. В финансовом прогнозировании на макроуровне, региональном и на уровне предприятия (фирмы, компании) есть много общего: однотипность финансово-экономических показателей, используемых при финансовом прогнозе (объемные стоимостные и курсовые показатели), однотипность набора финансовых показателей, на которые направлен прогноз (прибыль, валовой доход, чистая прибыль, чистый доход, налоги, отчисления из прибыли во внебюджетные фонды, прочие доходы и расходы), сходство методологии и методов прогнозирования и, наконец, той формы, в которую облекаются результаты финансовых прогнозов.

Прогнозирование соотносится с широким понятием - предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения.

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения [2, с.278].

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными, прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования - прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются.

)        Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.

)        Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.

)        В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача [3, с.123].

Наряду с категориями «прогноз» и «план» широкое распространение имеют и ряд других: мероприятие, программа, концепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время, сохраняя и свою самостоятельность

Практическое проявление роли финансового прогнозирования находит свое отражение в следующем. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинг-компании), а также предприятия, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину изменения финансовых показателей потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны. Бюджетная система, особенно на региональном уровне, не свободна от учета широты и финансовой мощи частно-коммерческого бизнеса, возможностей увеличения или снижения им (и не только им) объема денежных потоков на данной территории.

Учитывая ожидаемые последствия финансовых прогнозов макроуровня, первичный уровень хозяйствования осуществляет свое самостоятельное финансовое прогнозирование, которое оказывает прямое и косвенное влияние на достоверность макрофинансовых прогнозов, материализованных в бюджете страны и направлениях денежно-кредитной политики. При этом определяются и изучаются коммерческие «бреши» макроэкономической финансовой и денежно-кредитной политики, формируются временно неизвестные центральным экономическим органам управления новые направления и механизмы деловой активности.

Задача укрепления финансового управления экономикой, таким образом, может быть представлена как задача сближения прогнозных финансовых проектирования стоимости, а также целям, задачам и механизмам их практической реализации. Это действительно крупная проблема может быть решена на основе целого комплекса мероприятий, обеспечивающих финансовую устойчивость и экономическую определенность отечественной экономики

Одним из ключевых факторов сближения выступает устранение объективных и субъективных факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование на всех уровнях управления экономикой. Центральным вопросом стабилизации и уменьшения громадного разрыва в сущностном и целеполагательном аспектах финансового прогнозирования на уровне государства и предприятий выступает реальность государственного финансового прогнозирования, проявляющаяся на стадии разработки, формирования и утверждения бюджетов в бюджетной системе страны [4, с.97].

Центральная проблема подготовки сводного прогноза параметров финансов страны и осуществления финансового планирования на предприятиях состоит в отсутствии приемлемой базы данных прошлого, служащих основой для любого прогноза. Это важнейший объективный, на наш взгляд, фактор, сдерживающий эффективное финансовое прогнозирование в стране как в сфере централизованных, так и децентрализованных финансов. Дело в том, что существующие и применяемые в прогнозировании отчеты об исполнении бюджета не отражают в полной мере многообразных и постоянных изменений в соотношении секторов хозяйства, ценах, инфляции и других факторов.

Ошибки в частных прогнозах могут приводить к увеличению погрешности сводных бюджетных прогнозов на уровне государства и на уровне предприятий. Поэтому в условиях нестабильной рыночной экономики переходного периода центр тяжести финансово-бюджетного прогнозирования закономерно смещается в сторону не технического, как это имеет место в условиях относительно стабильной экономики, а фундаментального т е глубокого финансово-экономического анализа прогнозируемых величин.

Как показывает практика, на предприятиях необходимость такой корректировки еще выше. Это означает, что большое количество событий, которые могут произойти в финансово-бюджетной и денежно-кредитной сфере, не нашли своего отражения в прогнозах.

Можно сказать, что неопределенность управляет финансовыми прогнозами и финансами страны. А значит, мы не можем точно ответить на вопрос, когда и какой глубины неприятности могут возникнуть в ходе исполнения бюджета страны, а также в ходе исполнения финансовых планов (бюджетов) предприятий.

Финансовое прогнозирование лежит в основе не только бюджетного планирования, понимаемого как совокупность взаимосвязанных процессов формирования федерального и региональных бюджетов на предстоящий год, но и текущего контроля за основными параметрами утвержденного бюджета, когда еще нет отчетных данных об исполнении основного финансового плана страны. Многолетняя практика бюджетного прогнозирования характеризуется весьма точной ежемесячной оценкой ожидаемого исполнения доходов утвержденного бюджета нарастающим итогом с начала бюджетного года. Оценка ожидаемых доходов бюджета часто производится с точностью до 0,1 % фактических отчетных доходов. Однако подобная оценка - не самоцель. Не менее важна и другая сторона текущих оценок хода исполнения бюджета, связанная с выявлением экономии и дополнительных возможностей осуществления государственных расходов, а также поиском и учетом ранее непредвиденных, возникших других бюджетных возможностей или неприятностей. В бюджетной практике это может быть достигнуто лишь на основе непрерывного процесса уточнения предварительных или ожидаемых прогнозов основных финансово-бюджетных показателей. При прочих равных условиях обеспечение непрерывности прогнозирования основных бюджетных параметров приводит к последовательному приближению предварительного (ожидаемого) прогноза к базовому, т е наиболее вероятному. Так что, роль прогнозирования финансов в экономике страны, предприятия неоспорима [3,с.123.]

.2 Методология финансового и экономического прогнозирования

Финансовые прогнозы представляют собой сложный многоступенчатый и интегративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15-20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания. Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико - математические методы.

В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами [2, с.91].

Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике.

Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов. Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы «интервью», аналитический, написания сценария.

Метод «интервью» предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме «вопрос-ответ», в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по самым различным вопросам.

Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Основное преимущество этого метода - возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам.

Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса [2, с.107].

В мировой практике широкое применение нашли такие методы коллективных экспертных оценок, как метод коллективной генерации идей, метод «635», метод «Дельфи», метод «комиссий», метод написания сценария. Рассмотрим механизм действия перечисленных методов.

Метод «Дельфи» - одна из первых попыток разработать более обоснованную и строгую процедуру при экспертном прогнозировании, предпринятая Т. Гордоном и О. Хелмером - сотрудниками одной из корпораций США, которые в 1964 г. опубликовали результаты обобщения и статистической обработки мнений специалистов относительно перспектив развития в ряде областей науки. Он используется при прогнозировании развития науки и техники, инвестиций и других аспектов. Цель метода «Дельфи» - разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов. Эта процедура может повторяться до 3-4 раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта.

Метод «комиссий» - один из методов экспертных оценок, основанный на работе специальных комиссий. Группы экспертов за «круглым столом» обсуждают ту или иную проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

При анализе и прогнозе систем широко используются прогнозный граф и «дерево целей». Графом называют фигуру, состоящую из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. «Дерево целей» - это граф-дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения цели. Каждая вершина представляет собой цель для всех исходящих из нее ветвей. Дерево целей предполагает выделение нескольких структурных или иерархических уровней. Каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе [2, с.143].

Методы экстраполяции являются наиболее распространенными и проработанными. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов. Динамический ряд - это множество наблюдений, полученных последовательно во времени. В финансовом прогнозировании широко применяется метод математической экстраполяции, в математическом смысле означающий распространение закона изменения функции из области ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения. Тенденция, описанная некоторой функцией от времени, называется трендом. Тренд - это длительная тенденция изменения экономических показателей. Функция представляет собой простейшую математико-статистическую (трендовую) модель изучаемого явления.

Рассмотрим методы экстраполяции, которые целесообразно применять в переходный период к рыночным отношениям при изменяющихся условиях функционирования экономики.

Метод подбора функций - один из распространенных методов экстраполяции. Главным этапом экстраполяции тренда является выбор оптимального вида функции, описывающей эмпирический ряд. Для этого проводятся предварительная обработка и преобразование исходных данных с целью облегчения выбора вида тренда путем сглаживания и выравнивания временного ряда. Задача выбора функции заключается в подборе по фактическим данным (х,-, у,-) формы зависимости (линии) так, чтобы отклонения (А,) данных исходного ряда г, от соответствующих расчетных, находящихся на линии, были наименьшими. После этого можно продолжить эту линию и получить прогноз [5, с.35].

Расчет параметров (а, в) для конкретной функциональной зависимости осуществляется методом наименьших квадратов (МНК) и его модификаций.

Выбор модели осуществляется с помощью специально разработанных программ. Есть программы, предусматривающие возможность моделирования экономических рядов по 16-ти функциям: линейной (у = а + вх), гиперболической различных типов (у = а + в/х), экспоненциальной, степенной, логарифмической и др. Каждая из них может иметь свою, специфическую область применения при прогнозировании экономических явлений.

Так, линейная функция (у = а + в/х) (рис. 1) применяется для описания процессов, равномерно развивающихся во времени. Параметр в (коэффициент регрессии) показывает скорость изменения прогнозируемого у при изменении х.







Рисунок 1 Линейная зависимость

Гиперболы (рис. 2) хорошо описывают процессы, характеризующиеся насыщением, когда существует фактор, сдерживающий рост прогнозируемого показателя.

Рисунок 2 Гиперболическая зависимость

финансовый прогноз экономический социальный

Модель выбирается, во-первых, визуально, на основе сопоставления вида кривой, ее специфических свойств и качественной характеристики тенденции экономического явления; во-вторых, исходя из значения критерия. В качестве критерия чаще всего используется сумма квадратов отклонений S. Из совокупности функций выбирается та, которой соответствует минимальное значение 5.

Прогноз предполагает продление тенденции прошлого, выражаемой выбранной функцией, в будущее, т.е. экстраполяцию динамического ряда. Программным путем на ЭВМ определяется значение прогнозируемого показателя.

Для этого в формулу, описывающую процесс, подставляется величина периода, на который необходимо получить прогноз.

По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях в республике развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.

Следует отметить, что, несмотря на многообразие разработанных моделей и наличие пакетов программ для проведения многовариантных расчетов, оптимизационные задачи в республике носят, как правило, экспериментальный характер. Главными причинами, сдерживающими их внедрение в практику прогнозных и плановых расчетов как на макро -, так и на микроуровне, являются:

)        неадекватность разрабатываемых моделей реальным экономическим процессам;

)        отсутствие специалистов-практиков, хорошо владеющих моделированием экономических и социальных процессов и методами оптимизации;

)        проблема информационного обеспечения.

Экономико-статистические модели используются для установления количественной характеристики связи, зависимости и взаимообусловленности финансовых показателей. Система такого рода моделей включает: одно -, многофакторные и эконометрические модели.

Многофакторные модели позволяют одновременно учитывать воздействие нескольких факторов на уровень прогнозируемого показателя.

Многофакторные модели используются при прогнозировании макроэкономических показателей, показателей спроса на продукцию, себестоимости, цен, прибыли и др.

Экономико-математические модели могут быть реализованы с помощью экономико-математических методов (ЭММ). ЭММ представляют собой способы (приемы) расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики.

Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним.

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей [5, с.43].

Экономический анализ на макроуровне предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особую значимость необходимо придавать выявлению тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста: материале - и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда.

В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При этом предполагается, что при определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как прием цепных подстановок.

Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики на основе использования макроэкономических показателей, цен и т.д. Индексы показателей могут отражать фактические или прогнозируемые темпы их изменения. Они позволяют получать реальную картину экономического и социального развития.

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций. Эта задача решается путем разработки межотраслевых балансов на основе ранее рассмотренных моделей и методов.

Материальные балансы могут разрабатываться как в соответствующих, так и в условно-натуральных единицах измерения или денежном выражении.

Все материальные балансы состоят, как правило, из двух частей: ресурсов и распределения. В ресурсной части отражаются основные источники поступления, а в распределительной - основные направления потребления. Они обычно составляются по определенным схемам. Рассмотрим методику (процесс) разработки материального баланса на примере баланса средств производства, схема которого приведена в таблице 1.

Таблица 1 Схема материального баланса промышленной продукции

Ресурсы

Распределение

1.Производство

1.Производственно-эксплуатационные нужды

2.Импорт

2. Капитальное строительство

З.Прочие поступления

3. Экспорт

4.Остатки на начало прогнозируемого (планового) периода

4. Рыночный фонд


5. Прочие расходы (пополнение государственных резервов и др.)


6. Остатки на конец прогнозируемого (планового) периода

Итого

Итого


Разработка баланса начинается с определения потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов. Наибольшее распространение получил нормативный метод: с помощью норм, нормативов и объемов производства продукции (работ) определяются потребности в конкретном виде ресурса, например в прокате черных металлов. При разработке прогнозных балансов применяются укрупненные (групповые) нормы. Потребности на экспорт рассчитываются на основе договорных соглашений с другими странами, которые заключаются с учетом спроса на продукцию и цен на нее, а также возможностей производства. Рыночный фонд определяется, как правило, на основе данных прошлых периодов с учетом разработанных мероприятий на перспективу. Что касается товаров народного потребления, то рыночный фонд должен рассчитываться исходя из прогнозных данных о товарообороте, в основу определения которого берутся нормы потребления на душу населения и численность населения. Должны учитываться также доходы населения, цены и данные о потреблении в предшествующем периоде [3, с.125].

.3 Сферы применения и классификация прогнозов

Рассмотрим специфику сфер применения и этапов финансового прогнозирования на различных экономических уровнях.

Использование материальных и нематериальных ресурсов в условиях товарно-денежных отношений сопровождается движением денежных средств, в процессе которого осуществляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финансовые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).

Совокупность экономических операций за некоторый период времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину какого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансовые.

Нефинансовые потоки относятся к операциям, которые совершаются в процессе производства, приобретения товаров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.

В условиях функционирования командно-административной системы движение товарных и денежных потоков рассматривалось через призму жесткой плановой организации процесса воспроизводства. Рыночным отношениям присуще более свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Перераспределение средств из отрасли в отрасль осуществляется через рынок финансовых ресурсов.

Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций Основные из них - перемещение финансовых ресурсов из одной отрасли в другую и обеспечение тем самым структурных пропорций и балансов и их движение к более эффективным сферам применения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что финансы - это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами), или совокупность экономических операций, связанных с изменениями в активах и пассивах денежных средств.

Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получили методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные [5, с.39].

Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.

Процесс разработки финансового плана можно представить в следующем виде:

)        оценка экономических проблем;

)        формулирование целей и разработка комплекса мер;

)        подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;

)        анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

Изучение динамики показателей, определение мер и целей, разработка планов с учетом внутреннего состояния экономики и внешнеэкономических перспектив, рассмотрение планов отдельных отраслей и их взаимоувязка, установление предельных значений денежных ограничений - все это непрерывная цепь итераций по разработке оптимального варианта финансового плана в целях обеспечения воспроизводственных процессов в экономике.

Рассмотрим классификацию финансовых прогнозов, используемых в планировании экономики.

Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тенденции и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономки, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства.

Сводный финансовый баланс - инструмент государства, позволяющий определить оптимальные пропорции и распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности финансовых ресурсов с затратами. Он включает в себя: баланс денежных доходов и расходов населения; государственный финансовый баланс; кредитно-денежный баланс; баланс платежный; финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий - производителей продукции и услуг). Сводный финансовый баланс позволяет получить целостное представление о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром.

В формировании сводного финансового баланса государства особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов.

Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия, формирования которых могут пересматриваться [5, с.40].

По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной - затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.

Обладая возможностью устанавливать условия налогообложения (налоговые ставки и виды налогов), государство может активно воздействовать на объемы совокупного спроса и предложения.

Государственный бюджет играет главную роль в определении экономических факторов, влияющих на совокупный выпуск и доход. Следовательно, необходимы прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет. При прогнозировании доходов можно применять методы экстраполяции, однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, так как базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей. Такие построения требуют принятия решения о степени дезагрегированности, а также выбора соответствующих расчетных налоговых баз. Необходимо проанализировать различия между основными налоговыми категориями, дезагрегировать группу налогов в случае, если их базы принципиально различны.

В отличие от доходов государства при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам.

Деньги и кредит как порождение экономических отношений развиваются в масштабах, определяемых экономическими процессами. Изменения в денежно-кредитном обороте обусловлены воспроизводственными процессами и представляют собой элемент развивающихся рыночных отношений. В агрегированном виде эти отношения представляют собой обязательства банковской (финансовой) системы перед другими секторами экономики.

Обращающаяся масса денег постоянно находится в обороте в форме наличных и безналичных движений денежных средств (включая перечисления средств, связанных с кредитными операциями). Основная часть расчетов и платежей совершается без использования наличных денег и лишь незначительная - наличными деньгами.

Обязательства банковской системы перед другими секторами экономики носят название денежных агрегатов.

Они являются важным фактором, влияющим на уровень цен, объем производства, состояние платежного баланса, в связи, с чем их прогноз имеет важное значение.

Для этих целей применяется денежный баланс.

Денежные агрегаты представляют собой эквивалент и, по определению, должны равняться сумме внешних нетто-активов внутреннего кредита. Схема денежного баланса государства представлена в таблице 2.

Таблица 2 Схема денежного баланса

Активы

Пассивы

Внешние нетто-активы

Денежные агрегаты

Кредит:

Общий объем денежной массы

- правительству

- деньги в обращении

- населению

- вклады до востребования

- предприятиям

- срочные и сберегательные вклады

- прочие

Прочие (менее ликвидные) финансовые активы

Прочие статьи (нетто)



Важной задачей при разработке кредитно-денежных прогнозов или программ является увязка предложения денег со спросом на них в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой темпов ее роста. Сопоставление прогнозов спроса на деньги и предложения денег позволяет сделать заключение о степени сбалансированности денежного обращения.

Прогнозирование спроса на деньги может быть выполнено статистическими методами с использованием соответствующей выборки данных за предыдущие периоды. Важно оценить скорость обращения денег.

Для прогнозирования спроса на деньги можно использовать уравнение регрессии (1):

y = a0+a1 x t +a2 zt (1)

где: у - реальные кассовые остатки;

а, а2 - коэффициенты;

xt - обязательная переменная (учитывает соотношение количества денег и ВВП);

zt - переменная «вмененных издержек» (выражает степень предпочтения наличных денег прочим активам).

Прочие статьи в денежном балансе по своей природе являются трудно предсказуемыми. Факторы, которые оказывают значительное влияние на эту переменную, включают увеличение акционерного капитала банков, изменение оценки чистых внешних активов, а также прибыли и убытков банковской системы [6, с.117]. Платежный баланс характеризует экономические связи государства с внешним миром. В нем фиксируются данные о внешнеэкономических операциях страны с другими странами за определенный период времени, отражаются операции по импорту, экспорту, полученным займам от иностранных партнеров и предоставленным им кредитам, инвестициям, иностранным трансфертам и платежи правительства.

Основу счетов платежного баланса образуют отношения между торговыми результатами и кредитными потоками. Счета платежного баланса уникальны тем, что отражают реальные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром.

Общая схема платежного баланса представлена в таблице 3.

Таблица 3 Схема платежного баланса

Текущий счет

Капитальный и финансовый счет

Торговый баланс

Капитальный счет

Экспорт

Финансовый счет

Импорт

Прямые инвестиции (сальдо)

Услуги

Другие инвестиции (сальдо)

Оказанные

Общий баланс

Полученные

Финансирование

Доход, сальдо

Чистые резервные активы

Текущие трансферты, сальдо

Исключительное финансирование


В связи с тем, что прогнозы внешнего сектора включают взаимосвязи с остальным миром, должны приниматься во внимание тенденции в мировой экономике. Например, стоимость экспорта и импорта зависит от цены товаров на мировых рынках и уровня экономической активности в странах-партнерах. Процентные ставки на международных рынках являются важным фактором, определяющим чистые процентные поступления на текущий счет, а вместе с процентными ставками на внутреннем рынке они заметно влияют на объем и направление потоков капитала.

Кроме того, при прогнозе платежного баланса необходимо обеспечить увязку с другими макроэкономическими показателями.

При прогнозировании важно сочетание прогнозного результата по текущему счету с допустимыми значениями притока капитала для покрытия дефицита. Так, проблемы с обслуживанием иностранного долга возникают, когда эти средства используются неэффективно или только для внутреннего потребления.

При прогнозировании валютного курса используются методы экспертных оценок и статистические методы. В мировой практике широкое распространение получили многофакторные модели. Уравнение для прогноза курса валют строится с учетом факторов, влияющих на его формирование ценных бумаг могут только профессионалы. Там, где контроль над рынком ценных бумаг находится только в руках государства, он недостаточно эффективен и почти всегда опаздывает с принятием решений [7, с.140].

2. Анализ механизма финансового прогнозирования Республики Казахстан

.1 Анализ механизма и методов построения финансового прогноза в Казахстане

Социально-экономическая политика Республики Казахстан на среднесрочную перспективу перенесет акценты с мер, нацеленных на посткризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера, определенные в Послании Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства».

Основная цель социально-экономической политики в среднесрочном периоде - это начало реализации нового курса развития Республики Казахстан, создание основы для производительной, конкурентоспособной экономики, основанной на принципах прибыльности и эффективности и повышение уровня жизни населения [8].

Для достижения указанной цели основные усилия Правительства Республики Казахстан в среднесрочном периоде будут сосредоточены на следующих приоритетах социально-экономической политики, реализация которых будет обеспечена необходимыми бюджетными расходами.

. Макроэкономическая и финансовая стабильность.

Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет реализации новой налогово-бюджетной политики, поддержания государственного долга на безопасном уровне и удержания приемлемого для экономического роста уровня инфляции.

Продолжится политика накопления нефтяных доходов в Национальном фонде путем ограничения использования средств фонда в объеме гарантированного трансферта.

Налоговая политика станет одним из инструментов стимулирования развития экономики и будет иметь социальную направленность [8].

. Повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, через ее модернизацию и диверсификацию.

Конкурентоспособность экономики, повышение ее эффективности и устойчивости будут поддерживаться структурной перестройкой экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а также диверсификации экспорта при минимизации нагрузки на окружающую среду. Особый акцент при этом будет сделан на повышение производительности и сокращение волатильности экономики в зависимости от мировой конъюнктуры.

Модернизация экономики будет направлена на использование существующих конкурентных преимуществ в нефтегазовой и горнометаллургической промышленности, а также сельском хозяйстве. В то же время будут выявлены новые конкурентные преимущества и созданы производства в нетрадиционных отраслях экономики, в первую очередь - в сфере услуг.

Для обеспечения устойчивого экономического роста, основанного на рациональном использовании природных ресурсов страны, будут определены основные стратегические направления перехода на принципы «зеленой экономики».

Основным фактором экономического роста страны станут привлечение инвестиций в несырьевые сектора экономики и создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

Продолжится работа по улучшению бизнес-климата через оптимизацию системы контрольно-разрешительной практики [8].

. Социальная модернизация.

В среднесрочном периоде планируется заложить правовые основы для социальной модернизации и обеспечить реализацию первоочередных мер реформирования социальной сферы, повышения качества жизни граждан на основе производительной занятости и инклюзивного экономического роста через всеобщее равенство возможностей и четкое распределение ответственности между государством, работодателем и гражданином.

Для поэтапного повышения качества жизни населения с учетом роста экономики будет утверждена система минимальных социальных стандартов [8].

. Сбалансированное региональное развитие.

Региональная политика будет направлена на формирование центров экономического роста; агломераций, опорных городов второго уровня (областные центры) и городов третьего уровня (моногорода и малые города), а также опорных сельских населенных пунктов. При этом основной упор будет сделан на имеющиеся конкурентные преимущества регионов с обеспечением равного доступа регионов к базовым социальным услугам.

Будут обеспечены взаимоувязка и скоординированность программных документов и направляемых финансовых ресурсов с социально-экономическим потенциалом конкретных территорий [8].

. Формирование эффективной системы государственного управления.

Продолжится реализация реформ в системе государственного управления, направленных на разграничение полномочий между органами государственного управления, повышение качества оказания государственных услуг и профессионализацию государственной службы.

В рамках повышения эффективности управления государственными активами будет проведена работа по оптимизации субъектов квазигосударственного сектора. Дальнейшее развитие получит программа «Народное IPO» [8].

. Развитие международной интеграции и взаимодействия.

В целях адаптации казахстанской экономики к условиям интеграции в рамках Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) и Таможенного союза (далее - ТС), а также предстоящего вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) будут приложены усилия по устранению барьеров при импорте и экспорте товаров, а также защите и продвижению интересов отечественных производителей [8].

Таковы основные подходы к формированию прогноза социально-экономического развития страны на 2014-2018 годы.

.2 Обзор финансового и социально-экономического прогнозирования Республики Казахстан на 2014-2018 годы

Прогноз социально-экономического развития содержит прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции и приоритеты социально-экономического развития страны, основные направления экономической политики на пятилетний период, прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан на 3 года [9].

Темпы роста экономики в 2014-2018 годы составят 6,0-7,1 %. Номинальный рост ВВП на душу населения в среднем будет составлять 12 % и к концу 2018 года оценивается на уровне 23674 долл. США.

Экономика будет развиваться в условиях невысоких темпов роста мировой экономики и восстановления спроса на сырьевые товары. В тоже время ожидается устойчивая и поступательная экономическая динамика за счет возрастания государственных инвестиций в инфраструктуру и потребления населения.

Поскольку возможно повторение кризисных явлений в мировой экономике с сопутствующим сокращением внешнего спроса, рост экономики в 2014-2018 годы будет в основном опираться на внутренний спрос, который за отмеченный период будет расти темпами в среднем 7,5 %.

Структура ВВП по использованию за прогнозируемый период не претерпит значительных изменений. Будет наблюдаться возрастание удельного веса потребления домашних хозяйств в ВВП с 60,6 % в 2014 году до 67,1 % к 2018 году (рис. 3).

Инвестиции станут существенным фактором поддержания экономического роста. Государственные инвестиции на реализацию крупных индустриальных и инфраструктурных проектов позволят повысить вклад инвестиций в динамику внутреннего спроса. Среднегодовые темпы роста инвестиций ожидаются в пределах 4,3 %. Норма накопления капитала в среднем стабилизируется на отметке 21,3 % к ВВП, что ниже показателей предкризисного периода.

Экспорт в 2014 - 2018 годы будет расти в пределах 5,1 % в среднегодовом выражении, что объясняется высоким удельным весом энергетических товаров в структуре экспорта, а также планируемым увеличением объемов производства нефти.

Рисунок 3 Вклад в прирост ВВП, в%

Темп роста импорта в реальном выражении в среднем составит 4,9 %. Это обусловлено необходимостью удовлетворения динамично развивающего внутреннего спроса, как со стороны населения в виде потребительской продукции, так и сферы бизнеса в качестве инвестиционных товаров.

Вместе с тем, несмотря на относительно высокий удельный вес экспорта в ВВП в 2014 году ожидается отрицательный вклад чистого экспорта в прирост ВВП. Это связано с предполагаемым значительным превышением темпов роста импорта над экспортом в 2014 году. В последующие годы будет наблюдаться положительный вклад чистого экспорта в прирост ВВП.

Процесс импортозамещения в 2014-2018 годы будет происходить медленно в силу необходимости определенного временного лага для повышения конкурентоспособности продукции отечественными товаропроизводителями. Если в 2014 году 69,6 % внутреннего спроса будет покрыто отечественным производством, то к 2018 году уровень покрытия увеличится до 72,9 % [9].

Отраслевая структура экономики в 2014-2018 годы не претерпит значительных изменений в сравнении с пропорциями предыдущих периодов. Опираясь на фундаментальные факторы формирования ценовой конъюнктуры на товарных биржах, в прогнозируемом периоде не ожидается значительного роста производства в традиционных экспортоориентированных отраслях экономики.

Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3,8 %.

ВДС горнодобывающей промышленности будет расти темпами от 1,5 % до 7,5 %. В результате доля горнодобывающей промышленности в ВВП к 2018 году снизится к отметке 14,4 %.

ВДС промышленности будет расти темпами от 2,7 % до 6,0 %. С 2015 года ожидается начало разработки нефти на Кашаганском месторождении, в результате чего темпы роста промышленности будут выше показателей предыдущих годов.

Объем добычи нефти, по прогнозам Министерства нефти и газа, в 2014 году составит 82,0 млн. тонн с последующим увеличением до 110,0 млн. тонн в 2018 году.

Ввод новых производственных мощностей в обрабатывающей промышленности в рамках программы индустриализации будет способствовать увеличению доли обработки к 2018 году до 11,8 % в структуре ВВП.

Среднегодовой темп прироста ВДС в металлургической промышленности в 2014-2018 годах составит 2,7 %. Развитие металлургии позволит стимулировать потенциал смежных отраслей экономики (машиностроения, химической промышленности и т.д.), наращивать и диверсифицировать внешнюю торговлю.

Прирост ВДС в химической промышленности в среднем на 2,6 % в год в прогнозируемом периоде будет обеспечен за счет создания новых конкурентоспособных химических производств в рамках программы индустриализации, технического перевооружения и модернизации действующих предприятий.

Прирост ВДС машиностроительной промышленности в среднем составит 6,0 %.

Среднегодовой прирост ВДС электроэнергетики составит 4,0 % в течение прогнозируемого периода.

Прирост ВДС строительства будет расти темпами от 1,8 % до 3,3 %. Наибольшее значение показателя придется на 2015 год, где темп роста ВДС данной отрасли составит 3,6 %.

Повышающиеся бюджетные расходы на социальные сектора экономики обеспечит увеличение объемов производства услуг в экономике. Производство услуг будет расти темпами в среднем 8,0 %.

Внутренняя потребительская активность будет способствовать росту услуг торговли, темпы прироста которых в среднем составят 9,8 %.

Рост производства продукции промышленности и сельского хозяйства увеличат объемы перевозки грузов по экспортным и внутренним направлениям, увеличив в среднем физический объем ВДС отраслей транспорта и складирования на 7,0 % в прогнозируемом периоде.

Среднегодовой прирост услуг информации и связи по прогнозам сложится на уровне 7,0 %.

Низкие темпы роста мирового спроса на основные товарные составляющие казахстанского экспорта в сравнении с докризисными периодами, в тоже время, ожидаемое расширение внутреннего спроса, наряду с принимаемыми мерами по реализации внешнеторговой политики будут способствовать увеличению объемов внешней торговли [9].

Внешнеторговый оборот будет расти средними темпами в среднем в 8,3 %. Экспорт товаров в номинальном выражении в 2014 году, по оценке, снизится на 4,2 % к предыдущему периоду, в то время как с 2015 года ожидается рост экспорта с темпами в среднем 8,7 %, в результате ожидаемого увеличения физического объема экспорта нефти.

В темпах роста импорта наблюдается положительная динамика за прогнозируемый период. Номинальные темпы роста в среднем достигнут 11,6 %. Наибольший темп роста импорта будет приходиться на 2015 год - 12,8 %.

Ожидаемый потребительский и инвестиционный спрос в экономике будет способствовать увеличению импорта товаров с 58,6 млрд. долларов в 2014 году до 93,0 млрд. долларов в 2018 году.

Текущий счет операций после его снижения в 2014 году до 1678 млн. долл. США будет расти высокими темпами и к 2018 году достигнет 7113 млн. долл. США[9] .

Денежно-кредитная политика в 2014-2018 годы будет способствовать созданию необходимых условий для развития инвестиционного рынка, стимулирования кредитной активности банковского сектора. Среднегодовые темпы роста кредитования БВУ за отмеченный период ожидаются на уровне 13,9 %, в то время как депозиты резидентов будут увеличиваться в пределах от 12,3 % до 15,3 %. Уровень денежной массы будет адекватен развитию экономики, в целом планируемая величина монетизации будет в среднем 35,5 % к ВВП.

В прогнозируемом периоде планируется, что уровень индекса потребительских цен будет в пределах допустимого коридора в 6-8 % [9].

В целях модернизации социального сектора будет продолжена реализация мер по улучшению качества услуг образования и здравоохранения, снижению уровня безработицы и бедности.

Уровень безработицы сохранится на достаточно низком уровне с 5,1 % в 2014 году до 5,0 % в 2018 году.

Минимальный размер заработной платы вырастет с 19 966 тенге в 2014 году до 26 171 тенге в 2018 году. Среднемесячная номинальная заработная плата будет иметь положительную динамику роста и к 2018 году достигнет 151 970 тенге. Индекс реальной заработной платы будет составлять в среднем 107 % за прогнозируемый период [9].

Прогноз показателей социально-экономического развития на 2014-2018 годы представлен в приложении А.

С учетом предполагаемых внешних условий развития экономики по базовому сценарию и прогнозируемых темпов развития отраслей экономики в 2014-2016 годах прогнозируется рост доходов государственного бюджета (без учета трансфертов) с 5416,6млрд. тенге в 2014 году до 7011,7 млрд. тенге в 2016 году. Прогноз доходов государственного бюджета (без учета трансфертов) на период с 2014 по 2016 года представлен в таблице 4.

Прогноз доходов государственного бюджета на 2014-2016 годы рассчитан на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, влияния ТС и предполагает применение механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин в ТС.

Таблица 4 Прогноз доходов государственного бюджета (без учета трансфертов) (млрд. тг)

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

Доходы (без учета трансфертов)

5 416,6

6 160,9

7 011,7

Налоговые поступления

5 313,2

6 049,4

6 895,5

Неналоговые поступления

72,6

75,0

78,4

Доходы от операций с капиталом

30,8

36,5

37,8


Рост доходов бюджета в основном будет обеспечиваться прогнозируемым увеличением налоговых поступлений, которые занимают порядка 98 % в доходах государственного бюджета.

Увеличению налоговых поступлений будут способствовать прогнозируемый рост экономики, рост импорта товаров, увеличение производства в отраслях, в том числе с учетом ввода новых производств в рамках реализации инвестиционных проектов Карты индустриализации.

С учетом привлечения гарантированного трансферта из Национального фонда в размере 1380,0 млрд. тенге общий объем поступлений в государственный бюджет прогнозируется с ростом с 6951,5 млрд. тенге в 2014 году до 8396,6 млрд. тенге в 2016 году (рис.4).

Рисунок 4 Прогноз поступлений в государственный бюджет, млрд. тенге

В соответствии с политикой по снижению дефицита бюджета планируется его сократить по отношению к прогнозируемому ВВП с 2,4 % в 2014 году до 1,9 % в 2016 году или с 942,4 млрд. тенге до 963,5 млрд. тенге в абсолютном выражении, соответственно.

Исходя из прогнозируемых поступлений и планируемого снижения дефицита предполагается увеличение расходов государственного бюджета с 7893,9 млрд. тенге в 2014 году до 9360,1 млрд. тенге в 2016 году (20,4-18,5 % от ВВП) (рис.5).

Рисунок 5 Прогноз показателей государственного бюджета, млрд. тенге

Планируемое увеличение государственных расходов будет поддерживать необходимые для устойчивого роста экономики внутренний спрос и накопление основного капитала за счет государственных инвестиций и, при этом, не будет превышать темпы роста номинального ВВП, что обеспечивает выполнение условия принципа контрцикличности фискальной политики [9].

С учетом ожидаемых объемов добычи нефти, прогнозных параметров по мировой цене на нефть Brent, расчетного обменного курса доллара США, поступления прямых налогов от предприятий нефтяного сектора в Национальный фонд в 2014 году прогнозируются в объеме 2790,9 млрд. тенге, в 2015 году - 2855,7 млрд. тенге, в 2016 году - 2854,9 млрд. тенге (рис.6).

Рисунок 6 Прогноз параметров Национального фонда, млрд. тенге

Несмотря на прогнозируемое сокращение нефтяных поступлений в Национальный фонд, что связано с ожидаемым незначительным снижением мировых цен на нефть в 2014 - 2015 годах, ограничение гарантированного трансферта из Национального фонда и его неувеличение в перспективе будет способствовать чистому накоплению нефтяных доходов в Фонде.

Кроме того, планируется снижение доли привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного трансферта в общем объеме поступлений государственного бюджета (рис.7).

Рисунок 7 Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного трансферта в общем объеме поступлений государственного бюджета.

Ограничение использования средств Национального фонда в объеме гарантированного трансферта на фоне увеличения ненефтяных доходов государства в соответствии с политикой сбалансированности бюджета и Национального фонда будет способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,6 % к ВВП в 2016 году (рис.8).

Рисунок 8 Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета, % к ВВП.

Соблюдение данных фискальных правил будет обеспечивать чистое накопление нефтяных доходов в Национальном фонде и увеличение его объема, который в 2016 году по прогнозам составит 122,1 млрд. долларов США (37,0 % от ВВП) (рис.9).

Таким образом, будет обеспечиваться выполнение Фондом стабилизационной и сберегательной функций.

Рисунок 9 Средства Национального фонда, на конец года

Объем активов Национального фонда к 2015 году прогнозируется на уровне 110,0 млрд. долларов или 37,2 % к ВВП, что обеспечит досрочное увеличение активов Национального фонда до 90 млрд. долларов США или 30 % к ВВП.

Пополнение Национального фонда будет способствовать повышению суверенного рейтинга страны. Это, в свою очередь, открывает доступ к привлечению внешних финансовых ресурсов по более привлекательным и льготным условиям для стимулирования инвестиций.

При изменении ситуации в мировой и казахстанской экономиках будут предприниматься оперативные и гибкие меры по корректировке бюджетной политики, в том числе путем уточнения параметров бюджета [9].

Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2014-2016 годы приведен в приложении Б.

Заключение

В заключение исследования подведём итоги изучения теоретических и практических аспектов выбранной темы.

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными, прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство).

Обеспечение непрерывности прогнозирования основных бюджетных параметров приводит к последовательному приближению предварительного (ожидаемого) прогноза к базовому, т е наиболее вероятному. Так что, роль прогнозирования финансов в экономике страны, предприятия неоспорима

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15-20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы.

Видами финансового прогноза являются - сводный финансовый баланс, прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет, кредитно-денежные прогнозы, прогнозирование спроса на деньги, прогнозирование валютного курса.

Основная цель социально-экономической политики в среднесрочном периоде - это начало реализации нового курса развития Республики Казахстан, создание основы для производительной, конкурентоспособной экономики, основанной на принципах прибыльности и эффективности и повышение уровня жизни населения.

Для достижения указанной цели основные усилия Правительства Республики Казахстан в среднесрочном периоде будут сосредоточены на следующих приоритетах социально-экономической политики, реализация которых будет обеспечена необходимыми бюджетными расходами:

1.      Макроэкономическая и финансовая стабильность.

.        Повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, через ее модернизацию и диверсификацию.

.        Социальная модернизация.

.        Сбалансированное региональное развитие.

.        Формирование эффективной системы государственного управления.

.        Развитие международной интеграции и взаимодействия.

Экономика будет развиваться в условиях невысоких темпов роста мировой экономики и восстановления спроса на сырьевые товары. В тоже время ожидается устойчивая и поступательная экономическая динамика за счет возрастания государственных инвестиций в инфраструктуру и потребления населения.

Денежно-кредитная политика в 2014-2018 годы будет способствовать созданию необходимых условий для развития инвестиционного рынка, стимулирования кредитной активности банковского сектора.

В целях модернизации социального сектора будет продолжена реализация мер по улучшению качества услуг образования и здравоохранения, снижению уровня безработицы и бедности.

Прогноз доходов государственного бюджета на 2014-2016 годы рассчитан на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, влияния ТС и предполагает применение механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин в ТС.

Увеличению налоговых поступлений будут способствовать прогнозируемый рост экономики, рост импорта товаров, увеличение производства в отраслях, в том числе с учетом ввода новых производств в рамках реализации инвестиционных проектов Карты индустриализации.

Пополнение Национального фонда будет способствовать повышению суверенного рейтинга страны. Это, в свою очередь, открывает доступ к привлечению внешних финансовых ресурсов по более привлекательным и льготным условиям для стимулирования инвестиций.

При изменении ситуации в мировой и казахстанской экономиках будут предприниматься оперативные и гибкие меры по корректировке бюджетной политики, в том числе путем уточнения параметров бюджета.

Список использованной литературы

1       Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011, akorda.kz

         Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002, 560 с.

         Теплова Т. В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. Уч. пособ. - М.: Магистр, 2003

         Большаков С.В.//Финансовое прогнозирование: теоретические аспекты/ Финансы, 2003 № 6

         Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003.

         Гусева Л.И. Актуальность прогнозирования Российской экономики/ Энергия, № 1-2, 2003 с. 140-143.

         О Прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан на 2014-2018 годы

         Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы, minplan.kz

         Изменения в Прогноз социально-экономического развития РК на 2010 - 2014 годы, одобренный на заседании Правительства РК 27 августа 2009 года (Протокол № 32 от 27.08. 2009 года, протокол № 7 от 01.03.2010 года)

         Изменения в Приложении к Прогнозу показателей социально-экономического развития на 2014 - 2018 годы одобренного на заседании Республиканской бюджетной комиссии (протокол №11 от 12.07.2010 г.)

         Бюджетный кодекс Республики Казахстан. - Алматы: Юрист, 2009. - 136 с.

         Омирбаев С.М. Бюджетная система Республики Казахстан: учебник/ С.М. Омирбаев. - Астана: ИД «Сарыарка», 2007. - 488 с.

         Андрианов Д. Построение систем учета, анализа и прогнозирования государственных финансов//Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». - 2006. - №2.

         И.А. Котлярова, Модели и методы процесса планирования доходов бюджета ВКГТУ имени Д.Серикбаева,2009

         Лабоцкий В.В. Управление знаниями: технологии методы и средства представления, извлечения и измерения знаний: Учеб. пособие / В.В. Лабоцкий. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 327с.

         Дубовский С.В. Моделирование социально-политической и экономической динамики/ М.:РГСУ, 2004-224 с.

         Мамедсупиев М.Д. Моделирование показателей оценки трудового потенциала региона. Материалы Республиканской научно-технической конференции. «Информационно коммуникационные технологии как основной фактор развития инновационного общества» - ВКГТУ, 2007- 2 ч.- с. 249-255.

         Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

         Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-М.:ЮНИТИ, 2001.-527 с.

         Финансы, денежное обращение, кредит. /Под ред. Сенчалова В., Архипова А. - М., 2000.

         Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

         Агентство Республики Казахстан по статистике. Статистическое обозрение Казахстана - Алматы, 2/2004

Приложения

Приложение А

Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы (на пятилетний период).

№ п/п

Наименование показателей

Оценка 2013 года

прогноз




2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1

ВВП, млрд. тенге

34 443,4

38 624,4

44 439,4

50 511,8

57 636,7

65 957,3

2

Реальное изменение ВВП в % к предыдущему году

106,0

106,0

107,1

106,2

106,5

106,7

3

ВВП, млрд. долл. США по официальному курсу

226,6

252,4

290,5

330,1

376,7

431,1

4

ВВП на душу населения, дол. США по официальному курсу

13 294,5

14 612,1

16 568,1

18 592,1

20 947,8

23 674,0

ВДС отраслей экономики

5

Сельское хозяйство, в % к предыдущему году

110,5

103,9

104,2

104,2

103,6

103,4

6

Промышленность, в % к предыдущему году

103,9

102,7

106,0

104,4

105,4

105,4

7

Горнодобывающая промышленность и разработки карьеров, в % к предыдущему году

103,9

101,5

107,5

104,7

106,3

106,7

8

Объем добычи нефти и газового конденсата, млн. тонн

82,0

83,0

90,0

95,0

102,0

110,0

9

Обрабатывающая промышленность, в % к предыдущему году

104,0

104,1

104,0

104,3

104,6

104,1

10

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование, в % к предыдущему году

103,9

104,4

105,6

102,2

103,6

104,2

11

Мировая цена на нефть (смесь Brent), долларов США за баррель в среднем за год

100,0

90,0

90,0

90,0

90,0

90,0

12

Строительство, в % к предыдущему году

101,8

101,8

103,6

103,3

103,0

103,0

13

Транспорт и складирование, в % к предыдущему году

107,0

107,0

107,0

107,0

107,0

107,0

14

Связь и информация, в % к предыдущему году

109,0

107,0

107,0

107,0

107,0

107,0

15

Торговля, в % к предыдущему году

112,0

111,8

110,9

109,4

108,4

108,6

Показатели денежно-кредитной политики

16

Кредиты БВУ экономике, млрд. тенге, на конец периода

11 041

12 321

14 114

16 163

18 342

21 153

17

Депозиты резидентов, млрд. тенге, на конец периода

10 223

11 484

13 315

15 278

17 541

20 268

18

Денежная масса, млрд. тенге, на конец периода

11 956

13 428

15 546

17 807

20 427

23 583

19

Инфляция на конец периода, %

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

20

Уровень монетизации экономики, %

34,9

34,9

35,2

35,4

35,6

35,9

21

Официальная ставка рефинансирования Национального Банка, % (на конец периода)

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Показатели платежного баланса

22

Экспорт товаров, млн.долл.США

88 352,8

84 653,6

91 591,1

97 658,8

105 527,8

117 938,7

23

Импорт товаров, млн.долл.США

53 834,0

58 589,4

66 077,4

74 299,4

83 183,1

92 983,4

24

Торговый баланс, млн.долл.США

34 518,8

26 064,2

25 513,7

23 359,5

22 344,7

24 955,3

25

Текущий счет, млн. долл. США*

2 867,4

1 678,7

3 738,7

3 992,8

5 671,9

7 113,8

26

Сальдо текущего счета в % от ВВП*

1,3

0,7

1,3

1,2

1,6

1,7

Показатели социальной сферы

27

Численность экономически активного населения, тыс. человек

9046,8

9103,7

9158,3

9213,1

9269,6

9333,8

28

Численность занятых, тыс. человек

8576,4

8639,4

8700,4

8752,4

8806,1

8867,1

29

 из них наемные работники, тыс. человек

6000,8

6239,5

6430,1

6487,2

6545,8

6611,6

30

 самостоятельно занятые, тыс. чел.

2575,6

2399,9

2270,3

2265,2

2260,3

2255,5

31

Численность безработных, тыс. человек

470,4

464,3

457,9

460,7

463,5

466,7

32

Уровень безработицы, % к экономически активному населению

5,2

5,1

5,0

5,0

5,0

5,0

33

Всего потребность в кадрах, тыс.чел.

294,8

289,1

288,9

286,0

283,2

280,3

34

Минимальный размер заработной платы, тенге

18660

19966

21364

22859

24459

26171

35

Среднемесячная номинальная заработная плата, тенге

108351

115936

124052

132736

142028

151970

36

Индекс реальной заработной платы, % к предыдущему году

106

106

107

107

107

107

37

Месячный расчетный показатель, тенге

1731

1852

1982

2121

2269

2428

38

Численность пенсионеров, тыс.чел.

1801,1

1853,6

1896,0

1936,2

1976,1

1967,8

39

Размер базовой пенсионной выплаты, тенге

9330

9983

10682

11430

12230

13086

40

Минимальный размер пенсии, тенге

19066

20782

22652

26913

29335

41

Прожиточный минимум, тенге

18660

19966

21364

22859

24459

26171

42

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

4

4

4

4

4

4

43

Выпуск кадров с техническим и профессиональным образованием, чел.

185 000

186 000

186 500

187 500

188 000

189 000

44

Выпуск кадров с высшим и послевузовским образованием, чел.

171 609

172 000

173 500

174 500

175 500

180 500


* Прогноз Национального Банка Республики Казахстан

Приложение Б

Прогноз основных показателей бюджета на 2014 - 2016 годы (на трехлетний период) (млрд. тенге)

Наименование показателей

прогноз



2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5


Государственный бюджет

1

Поступления

6 951,5

7 545,8

8 396,6

2

% к ВВП

18,0

17,0

16,6

3

Доходы (без учета трансфертов)

5 416,6

6 160,9

7 011,7

4

% к ВВП

14,0

13,9

13,9

5

Налоговые поступления

5 313,2

6 049,4

6 895,5

6

Неналоговые поступления

72,6

75,0

78,4

7

Поступления от операций с капиталом

30,8

36,5

37,8

8

Поступления трансфертов

1 530,0

1 380,0

1 380,0

9

Гарантированный трансферт из Национального фонда

1 380,0

1 380,0

1 380,0

10

 Целевой трансферт из Национального фонда

150,0

150,0

150,0

11

Погашение бюджетных кредитов

2,8

2,8

2,8

12

Поступления от продажи финансовых активов государства

2,1

2,1

2,1

13

Расходы

7 893,9

8 523,5

9 360,1

14

% к ВВП

20,4

19,2

18,5

15

% к предыдущему году

112,0

108,0

109,8

16

Дефицит

-942,4

-977,7

-963,5

17

% к ВВП

-2,4

-2,2

-1,9

18

Ненефтяной дефицит

-2 472,4

-2 357,7

-2 343,5

19

% к ВВП

-6,4

-5,3

-4,6


Республиканский бюджет

20

Поступления

5 773,0

6 256,5

6 923,8

21

% к ВВП

14,9

14,1

13,7

22

Доходы (без учета трансфертов)

4 016,5

4 572,1

5 209,0

23

% к ВВП

10,4

10,3

10,3

24

Налоговые поступления

3 938,4

4 487,6

5 121,6

25

Неналоговые поступления

62,1

63,8

66,5

26

Поступления от операций с капиталом

16,0

20,7

20,9

27

Поступления трансфертов

1 680,9

1 588,7

1 664,0

28

Гарантированный трансферт из Национального фонда

1 380,0

1 380,0

1 380,0

29

 Целевой трансферт из Национального фонда

150,0

150,0

150,0

30

обратный трансферт

6,6

13,2

19,8

31

бюджетные изъятия

144,3

195,5

264,2

32

Погашение бюджетных кредитов

74,4

94,5

49,6

33

Поступления от продажи финансовых активов государства

1,3

1,2

1,2

34

Расходы

6 715,4

7 234,1

7 887,3

35

% к ВВП

17,4

16,3

15,6

36

% к предыдущему году

110,1

107,7

109,0

37

Дефицит

-942,4

-977,7

-963,5

38

% к ВВП

-2,4

-2,2

-1,9

39

Ненефтяной дефицит

-2 472,4

-2 357,7

-2 343,5

40

% к ВВП

-6,4

-5,3

-4,6


Похожие работы на - Финансовые прогнозы: классификация и сферы применения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!