Финансовая система РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    236,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система РФ















КУРСОВАЯ РАБОТА

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.        ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

.1 Социально-экономическая сущность финансов

.2 Определение финансовой системы

.3 История становления финансовой системы России

.4 Элементы современной финансовой системы государства и их функции

.5 Органы управления финансовой системы РФ

.6 Правовое регулирование финансовой системы РФ

.        БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ.

.1      Федеральный бюджет как основа финансовой системы страны

.2      Муниципальный бюджет. Формирование доходной и расходной части бюджета муниципального образования город Братск

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению общих аспектов функционирования финансовой системы в российской экономике. Актуальность выбранной темы обусловлена важной ролью финансовой системы государства в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации (далее финансовая система РФ), знать её структуру и следить за её изменениями.

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение составляющих финансовой системы РФ.

Поставленная цель будет реализовываться путем решения следующих задач:

рассмотрение понятия и сущности финансовой системы в экономике;

обзор эволюции структуры финансовой системы нашего государства;

анализ современной структуры финансовой системы РФ;

сбор статистической информации о доходах и расходах федерального бюджета за несколько лет;

на примере бюджета муниципального образования город Братск изучение анализа механизма формирования доходной и расходной части муниципального бюджета.

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения и их особенности, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, организациями и населением.

При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, сравнение, математические и статистические методы.

Информационной базой курсовой работы послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, муниципального образования город Братск, статьи периодического издания «Финансы и кредит», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.

1.      ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

 

.1 Социально-экономическая сущность финансов


Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.

Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство, но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.

Термин -«finansia» возник в ХШ -XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств [19].

Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.

Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. Позже, с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов (как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы - историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникали новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов.

В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым их можно выделить из совокупности денежных отношений:

субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;

в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, следовательно, т.е. эти отношения носят фондовый характер;

регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение.

Финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства [19].

1.2 Определение финансовой системы

финансы бюджет муниципальный доходный

Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования, касающиеся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках термина «финансовая система».

Под термином «финансовая система» традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Но кроме этого, в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативно-правовых актах этот термин иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране, совокупности денежных рынков и их институтов.

Таким образом, выделяются следующие подходы к определению финансовой системы [16]:

совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);

совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

совокупность финансовых учреждений.

Функциональный подход чаще всего используется в отечественной литературе, в зарубежной же преобладает институциональный подход.

В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка [16].

1.3 История становления финансовой системы России


Финансовая система Русского государства стала складываться в IX - X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века [17].

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

Надо отметить, что в эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия - одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.

После Октябрьской революции 1917 года в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

В дальнейшем, после отмены в конце 20-х годов НЭПа, финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики - экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не могло быть места налоговой системе по причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти Горбачева М.С., в соответствии с законом СССР 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения доходов стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 01.01.1991 г. Закона СССР № 1560-1«О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 01.01.1992 г. вступил в силу новый Закона № 2118-1«Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе [17].

Итак, финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

1.4 Элементы современной финансовой системы государства и их функции


В процессе выделения составных частей финансовых отношений, необходимо найти верный классификационный признак деления на структурные группы. Таким критерием деления всего многообразия финансовых отношений является роль субъектов в общественном воспроизводстве, которая будет определять способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Традиционно выделяют три основных субъекта:

домашние хозяйства;

организации;

государство.

Соответственно все финансовые отношения подразделяются на финансы домохозяйств, финансы организаций и государственные и муниципальные финансы. Схематично финансовую систему государства можно представить следующим образом (рис. 1.1) [15].

Рис. 1.1. Звенья финансовой системы государства

1.4.1 Финансы домохозяйств

Домохозяйства - это отдельные люди или целые семьи. В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике - для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, землю, капитал). На полученные в результате этого финансовые ресурсы покупаются товары и услуги для личного потребления. Часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений. Они являются важным инвестиционным ресурсом.

Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Они включаются в производственный процесс, изготавливая товары, выполняя работы или оказывая услуги. Это позволяет домохозяйствам получать дополнительный доход.

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование этой сферы, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Важность изучения этой части финансовой системы продиктована не только общетеоретическим значением для финансовой науки, но и практическим смыслом. В настоящий момент можно констатировать, что отсутствие серьезных исследований финансов домохозяйств в отечественной науке на протяжении десятилетий привело к тому, что граждане России, являющиеся активными участниками финансовых операций, зачастую не обладают знаниями в области организации своих финансовых отношений. Только грамотный в этом смысле гражданин может осуществить эффективное управление своими финансовыми ресурсами, использовать все возможности налогового планирования, выбрать варианты управления собственными пенсионными накоплениями и т.д. [15].

1.4.2 Финансы организаций

В этой сфере происходит формирование первичных денежных ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций обеспечиваю формирование, постоянное восполнение и увеличение производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ [3] коммерческие организации в Российской Федерации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных товариществ (акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В соответствии с законодательством Российской Федерации основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица является извлечение прибыли, что и предопределяет содержание и принципы финансов коммерческих организаций. Получение и максимизация прибыли - важнейший побудительный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг.

Финансы коммерческих организаций: включают в себя финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, обеспечивают связи коммерческих организаций с другими организациями, с собственниками, работниками (по стимулированию их труда), с государством (по уплате организациями налогов и страховых взносов) и т.п.

Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы подчинены основной цели - получению прибыли и ее максимизации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования ресурсов, и на специфику управления денежными потоками, и на особенности финансового планирования и контроля.

Валовой внутренний продукт создается в первую очередь коммерческими организациями, и с помощью коммерческих организаций происходит его первичное распределение, следовательно, финансы коммерческих организаций являются исходным элементом для всей финансовой системы.

Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных, и других общественно необходимых благах. Учреждений, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности. Это звено финансовой системы называется «финансы некоммерческих организаций». В нем присутствуют финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, которые преобладают у коммерческих организаций, но и в виде получения значительных сумм от государства (из бюджета или внебюджетных фондов) в различных формах.

Этому звену, в отличии от финансов коммерческих организаций, присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание социально значимых видов деятельности: здравоохранения, образования, культуры, искусства. Вся эта специфика накладывает отпечаток на состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на финансовое планирование и контроль [14].

1.4.3 Государственные и муниципальные финансы

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и действующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам власти требуются финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций.

Государственные и муниципальные финансы необходимы для финансирования конституционных прав граждан, поддержки важнейших отраслей экономики.

Государственные и муниципальные финансы подразделяются на бюджет и внебюджетные фонды.

Механизм формирования и структура расходов государственных и муниципальных финансов будет рассмотрен во второй главе курсовой работы.

 

1.4.4 Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение.

Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды социального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.

В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете.

Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования денежных ресурсов на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов его проведения [14].

1.4.5 Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы

Рассмотренные сферы и звенья финансовой системы государства тесно связаны между собой. Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами (при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д.). Внутри сферы финансов организаций между субъектами существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.

Государственные и муниципальные финансы так же характеризуется тесным взаимодействием своих структурных звеньев между собой и со сферами финансов организаций и домохозяйств: возникают различные межбюджетные отношения между уровнями и видами бюджетов, кроме этого, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи:

с финансами организаций (при уплате организациями страховых взносов, налогов и других платежей);

с бюджетом (при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита);

с другими внебюджетными фондами (при передаче некоторых средств одним фондом другому) [14, 15].

1.5 Органы управления финансовой системы РФ


Государство руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] (ст. 71 (п. «ж»)) в ведении государства находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это, прежде всего, утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется на области общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ - динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России - борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная служба - одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ [20].

1.6 Правовое регулирование финансовой системы РФ


Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности [18].

Метод финансового права - это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

• одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

• любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонневластным;

• властные предписания не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Как и любая норма права, финансово-правовая норма - это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс), законы, указы Президента, постановления Правительства, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права, участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства; одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти; возникают они по поводу денег - платежа в доход государства, государственного расхода и т. п.

Субъектами финансовых правоотношений выступают: органы государственной власти и государственного управления, хозяйствующие субъекты и граждане. В некоторых случаях субъектом финансового права может выступать РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (при выпуске облигаций государственных и муниципальных займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств и в некоторых других случаях).

Для защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяется административный и судебный порядок. В настоящее время действуют оба названных выше порядка, и разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться в суд. Административный порядок действует главным образом в отношении государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. Граждане по своему выбору могут использовать административный или судебный порядок защиты.

Для защиты прав граждан и юридических лиц в финансовых отношениях в законодательстве установлены гарантии возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, неправильно взысканные с плательщика налоги подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам ущерб - возмещению. Еще одной особенностью действующего законодательства о налогах и сборах является то, что налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в вышестоящий налоговый орган и в суд одновременно.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты. Например, в налоговой сфере возникновение финансово-правовых отношений возможно на основе индивидуального нормативного акта - извещения налогового органа о необходимости уплатить тот или иной налог; изменение этих отношений происходит в связи с получением определенной льготы по данному налогу; прекращение финансовых правоотношений наступает при уплате налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд [18].

2.      БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской [2] Федерации бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджеты субъектов Российской Федерации относятся к государственным финансам.

2.1    Федеральный бюджет как основа финансовой системы страны


Главным звеном финансовой системы государства является федеральный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Рассмотрим источники наполнения федерального бюджета [2].

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, акцизов на спирт этиловый, спиртосодержащую, алкогольную, табачную продукцию, акцизов на бензины, масла и дизельное топливо, акцизы на автотранспорт, налога и регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, водного налога, государственной пошлины, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, лицензионных сборов, таможенных пошлин и таможенных сборов, платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, платы за негативное воздействие на окружающую среду, консульских сборов, патентных пошлин, утилизационных сборов.

В доходах федерального бюджета, помимо вышеперечисленных статей, также учитываются прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Кроме разделения на налоговые и неналоговые, поступления в федеральный бюджет можно разделять на нефтегазовые и ненефтегазовые.

Структура доходов федерального бюджета за период 2012-2016 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета за период 2012-2016 годы, млрд. руб.

Период, год

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

ИТОГО


НДПИ

Таможенные пошлины

Налог на прибыль организаций

НДС

Акцизы

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

Прочие


2012

2399,8

4053,4

375,8

3545,8

395,3

20,7

779,0

1285,7

12855,5

2013

2339,9

3585,6

445,4

4098,8

573,8

18,4

701,0

1103,0

12865,9

2014

2437,9

3506,6

440,7

4445,7

727,5

20,8

704,8

1201,5

13485,5

2015

2548,7

3856,2

477,9

5042,5

857,4

22,5

718,9

1243,4

14767,5

2016

2605,5

3981,2

536,6

5743,5

1032,6

23,8

721,4

1263,5

15908,1


К нефтегазовым доходам относятся:

налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) таких как нефть, газ, уголь, углеводородное сырье, водный налог;

ввозные и вывозные таможенные пошлины на газ, сырую нефть и нефтепродукты, таможенные пошлины для физических лиц, утилизационный сбор.

К ненефтегазовым доходам отнесены:

налог на прибыль организаций (в том числе иностранных, в том числе дивидендов от иностранных организаций);

акцизы на спирт и спиртосодержащую продукцию, автомобили, топливо и табачную продукцию

налог на добычу полезных ископаемых без нефтегазовых доходов;

таможенные пошлины без нефтегазовых доходов;

прочие доходы (государственные пошлины, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств) и т.д.

Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов не является постоянной величиной и зависит от многих факторов (таблица 2).

Таблица 2

Доля нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме федерального бюджета

Период, год

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

2012

50,20%

49,80%

2013

46,06%

53,94%

2014

44,08%

55,92%

2015

43,37%

56,63%

2016

41,40%

58,60%


Данные таблиц 1и 2 показывают, что доля нефтегазовых доходов в плановом периоде снижается, так как меняется соотношение нефтегазового и ненефтегазового секторов в структуре ВВП. А прогнозное снижение таможенных поступлений связано с падением цен на нефть на мировом рынке.

Ожидание роста поступлений по налогу на прибыль связаны с прогнозом роста ВВП в плановом периоде, а резкое увеличение поступлений по акцизам связано с повышением акцизных ставок: так, акцизы на табак ежегодно растут на 20 %, а в 2016 году будут увеличены на 28%.

Рассмотрев основы механизма формирования доходной части федерального бюджета перейдем к анализу структуры расходов.

В течение последних лет в основу бюджетной политики закладываются стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, а также основные положения ежегодного Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике.

Основное назначение расходов бюджета любого уровня проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности, по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно - технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и тому подобное.

Все направления расходования федерального бюджета в период с 2010 по 2016 год приведены в таблице 3 [4, 5, 6, 7, 8].

Таблица 3

Динамика расходования средств федерального бюджета в период с 2010 по 2016 годы, млрд. руб.

Расходы

Период, год


2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего расходов

10256,4

11121,4

12957,3

13387,3

13960,1

15361,5

16392,2

01 Общегосударственные вопросы

783,41

777,60

744,92

833,16

916,26

948,87

950,28

02 Национальная оборона

678,35

793,00

943,37

998,58

1 024,68

1 094,72

1 087,17

03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

726,84

819,80

1 365,27

1 487,17

1 458,75

1 472,24

1 487,27

04 Национальная экономика

1 366,08

1 702,27

1 744,44

1 664,06

2 165,15

1 926,89

1 804,54

05 Жилищно-коммунальное хозяйство

103,04

196,47

120,06

139,85

96,98

114,34

54,99

06 Охрана окружающей среды

12,31

16,82

21,67

24,86

54,85

57,65

60,96

07 Образование

386,36

495,83

586,30

607,20

569,22

579,50

596,74

08 Культура, кинематография

56,04

81,91

86,06

97,94

96,60

95,25

97,26

09 Здравоохранение

313,08

453,76

539,30

494,98

462,52

407,94

10 Социальная политика

328,75

2 951,79

3 898,94

3 960,48

3 533,80

4 072,48

4 370,79

11 Физическая культура и спорт

11,98

42,39

42,03

53,81

79,87

100,48

98,55

12 Средства массовой информации

51,30

61,08

73,34

72,36

68,73

53,69

49,41

13 Обслуживание государственного и муниципального долга

304,02

389,91

388,44

425,34

452,53

503,75

568,56

14 Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

3 725,40

569,74

553,90

634,08

654,38

681,47

695,24

15 Секретные направления расходов

1 409,45

1 768,99

1 849,26

1 893,47

2 325,81

3 260,54

4 062,51


Как видно из данных таблицы 3 перечень расходов на протяжении последних лет остается неизменной. Для наглядности распределения расходов по направлениям представим расходы 2014 года [8] на круговой диаграмме (рис.2.1)

Рис. 2.1. Структура расходов федерального бюджета в 2014 году

Из диаграммы видно, что основными направлениями расходов можно назвать социальную политику государства (25,3 %), секретные направления расходов (16,7%) и расходы на национальную экономику (15,5%).

В разделе «Социальная политика» учитываются расходы на:

пенсионное обеспечение;

социальное обслуживание населения;

социальное обеспечение населения;

охрана семьи и детства;

прикладные научные исследования в области социальной политики.

Расходы раздела «Национальная экономика»:

общеэкономические вопросы;

топливно-энергетический комплекс;

исследование и использование космического пространства;

воспроизводство минерально-сырьевой базы;

сельское хозяйство и рыболовство;

водные ресурсы;

лесное хозяйство;

транспорт;

дорожное хозяйство;

связь и информатика;

прикладные научные исследования в области национальной экономики;

другие вопросы в области национальной экономики;

2.2    Муниципальный бюджет. Формирование доходной и расходной части бюджета муниципального образования город Братск


В соответствии со статьей 15 Бюджетного [2] кодекса российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Роль, которую играют местные бюджеты в процессе социально-экономического развития России, очень важна. Эти бюджеты обеспечивают финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

Формируются местные бюджеты из трех основных источников:

) государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта, на территории которого находится муниципальное образование);

) собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и т.п.);

) заемных средств или муниципального кредита.

Соотношение этих трех источников в структуре местного бюджета определяют его самостоятельность. Основная цель, к которой стремятся органы местного самоуправления - это наращивание собственных средств, чтобы не потерять совей независимости. Самостоятельность местных финансов зависит от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а так же от профессионализма своих кадров, занимающихся финансовой деятельностью.

Структура доходной части бюджета муниципального образования город Братск в период с 2010 по 2016 годы представлена в таблице 4 [9, 10, 11, 12, 13].

Таблица 4

Структура доходной части бюджета муниципального образования город Братск в период с 2010 по 2016 годы, млн. руб.

Вид доходов

Период, год


2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего доходов

3 972,56

4 302,31

4 558,48

4 348,62

4 269,66

4 512,55

4 857,15

Налоговые и неналоговые доходы

2 558,08

2 911,20

2 537,21

2 582,47

2 146,82

2 240,96

2 423,45

Налог на доходы физических лиц

1 025,10

1 124,20

1 118,60

1 298,59

983,06

1 084,32

1 173,24

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

19,87

23,26

26,76

Налоги на совокупный доход

178,50

293,72

331,78

358,93

214,84

219,89

224,89

Налоги на имущество

320,00

267,30

346,15

326,09

340,59

341,79

388,24

Государственная пошлина

63,20

64,00

21,00

25,00

25,00

25,50

26,00

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

5,00

0,30

3,00

0,50

0,25

0,20

0,15

Доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности

370,30

338,30

333,00

307,00

330,00

318,00

308,00

Платежи при пользовании природными ресурсами

81,60

87,00

85,50

107,20

111,49

115,95

173,77

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

280,44

225,95

2,53

4,27

3,72

3,75

3,79

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

173,16

408,00

262,00

104,00

84,50

74,50

64,50

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

43,05

41,00

21,54

22,13

23,00

23,50

24,00

Прочие неналоговые доходы

17,73

61,44

12,10

28,77

10,50

10,30

10,10

Безвозмездные поступления

1 414,48

1 391,12

2 021,28

1 766,15

2 122,84

2 271,60

2 433,70

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1 241,28

1 275,64

1 914,50

1 640,21

2 122,84

2 271,60

2 433,70

Безвозмездные поступления от государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

173,20

115,48

106,78

125,94

0,00

0,00

0,00


Рост доли безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов на протяжении последних лет связан с реализацией с 2012 года государственной политики по увеличению заработных плат работников бюджетной сферы, а также передачей с 2014 года полномочий по финансированию услуг дошкольного образования с местного уровня на уровень субъекта.

Среди налоговых и неналоговых доходов основным источником местного бюджета является налог на доходы физических лиц (25-30 %).

Основные направления расходов местных бюджетов

Выделяют две основные группы расходов:

Обязательные расходы - расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.

Дискреционные расходы - расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.

Структура расходов местных бюджетов:

Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга:

содержание собственных органов управления;

проведение местных выборов;

исполнение собственных законов;

финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;

финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;

обслуживание долговых обязательств муниципального образования;

специальные целевые программы местного значения;

инвестиции в местную инфраструктуру.

Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.

Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, например таких как:

создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий;

осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;

социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;

выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

государственная регистрация актов гражданского состояния;

строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;

организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и др.

Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному направлению, то основные их разделы можно объединить в следующие группы.

Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. Основной объем расходов приходится на жилищно- коммунальное хозяйство. Расходы на национальную экономику занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах (от 0,5 до 5 %). Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности.

Вторую группу расходов местных бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном образовании и отражающих эффективность проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы, на долю которых приходится более 70% совокупных расходов.

Таким образом, направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Доля социальных расходов, финансируемых местными бюджетами, составляет свыше 30% от всего объема средств, расходуемых на данные цели. Следует отметить, что структура расходов отдельных местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня, а так же от принимаемых нормативно-правовых актов различного уровня.

Для подтверждения вышесказанного в таблице 5 приведена динамика и структура расходов муниципального бюджета города Братска за период 2010-2016 годы [9, 10, 11, 12, 13], а на рисунке 2.2 структура расходов муниципального бюджета города Братска в 2014 году [13].

Таблица 5

Динамика и структура расходов муниципального бюджета города Братска за период 2010-2016 годы, млн. руб.

Расходы

Период, год


2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

3976,267

4313,586

4941,53

4647,905

4326,397

4503,901

4812,955

01 Общегосударственные вопросы

261,323

277,032

358,753

371,199

388,259

389,892

398,403

02 Национальная оборона

0,000

0,000

0,127

0,138

0,000

0,000

0,000

03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

9,812

22,203

17,211

15,141

14,604

15,902

16,132

04 Национальная экономика

127,481

120,100

324,808

315,447

311,585

305,905

311,201

05 Жилищно-коммунальное хозяйство

575,013

541,496

539,636

614,928

319,982

291,033

297,832

06 Охрана окружающей среды

0,346

12,963

31,496

22,288

11,550

9,750

11,200

07 Образование

1668,335

2080,131

2414,519

2735,834

2890,966

3111,271

08 Культура, кинематография

121,589

141,589

147,953

176,363

198,570

238,792

290,117

09 Здравоохранение

707,042

643,198

635,993

14,417

3,500

3,500

3,500

10 Социальная политика

338,258

297,742

317,656

225,897

207,130

213,024

216,572

11 Физическая культура и спорт

116,135

146,456

109,675

80,404

49,829

50,764

52,891

12 Средства массовой информации

6,112

6,866

6,214

5,109

5,420

5,700

5,625

13 Обслуживание государственного и муниципального долга

44,821

23,810

37,489

53,011

80,134

88,673

98,211


Резкое снижение в 2013 году расходов на сферу здравоохранения связано с передачей всех муниципальных учреждений здравоохранения и соответственно расходов на их содержание на уровень субъекта Российской Федерации (т.е. Иркутской области). Аналогичная ситуация сложилась с частью учреждений физической культуры, что нашло отражение в 2014 году в динамике расходов на это направление.

Рис. 2.2. Структура расходов муниципального бюджета города Братска в 2014 году

С 2014 года наблюдается так же снижение расходов по направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство». Это связано в первую очередь с отсутствием безвозмездных поступлений от государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (см. таблицу 4).

Вызывает обеспокоенность ежегодный рост (более, чем на 50 % за последние 3 года) расходов на направление «Обслуживание государственного и муниципального долга» - данная динамика не может положительно характеризовать сбалансированность муниципального бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы РФ, автор убедился в важности и значимости финансовой системы государства, в необходимости иметь представление о финансовой системе РФ, знать ее структуру и следить за ее изменениями. Это необходимо, так как финансовая система играет в жизни общества важную роль, и нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Именно поэтому она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

В первой главе курсовой работы автором проведен теоретический анализ изучаемого объекта исследования со следующими результатами:

) дано определение термина «финансы» как системы денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства;

) на основании изученных публикаций, приведены различные определения финансовой системы:

совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);

совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

совокупность финансовых учреждений;

) приведен исторический обзор становления финансовой системы нашего государства за многолетнюю историю;

) очерчены основные составляющие финансовой системы РФ - это финансы домохозяйств, финансы организаций и государственные и муниципальные финансы;

) определены основные признаки элементов финансовой системы государства, их функции и взаимосвязь элементов между собой;

) освещен вопрос правового регулирования финансовой системы России и системы органов ее управления.

Во второй главе рассмотрен вопрос формирования и расходования государственных и муниципальных финансов, как составляющих частей финансовой системы государства. Результаты работы над второй главой:

1)      определены источники доходов государственного и муниципального бюджета;

2)      используя данные нормативных правовых документов, определяющих параметры федерального бюджета, собраны сведения по доходам и расходам Федерального бюджета за период с 2010 года по настоящее время и на плановый период до 2016 года.

)        используя данные нормативных правовых документов, определяющих параметры бюджета муниципального образования город Братск, собраны сведения по доходам и расходам муниципального бюджета за период с 2010 года по настоящее время и на плановый период до 2016 года.

)        проведен сравнительный анализ собранных данных с точки зрения структуры и объема доходных и расходных частей соответствующих бюджетов.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1)      финансовая система - это система отношений экономических субъектов в процессе формирования и использования фондов денежных средств через соответствующие экономические органы (государства, регионов, предприятий) на основе законодательно установленных нормативов;

2)      все элементы финансовой системы взаимосвязаны;

)        основные функции финансовой системы:

аккумулирующая - создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;

регулирующая - стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем;

распорядительная - формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения (пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования) и особенно через госбюджет;

контрольная - обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению;

)        Роль государственного сектора в экономический системе:

-       создание законадательных основ функционирования экономики и контроль за их соблюдением всеми экономическими агентами;

-       обеспечение экономики национальной валютой и регулирование кредитно-денежного обращения;

-       производство нерыночных услуг (национальная безопасность, правопорядок, здравоохранение, образование и т.д.);

-       проведение стабилизационной политики, направленной на поддержание совокупного выпуска, снижение безработицы, инфляции и создание условий для устойчивого экономического роста;

-       перераспределение доходов и предоставление социальной защиты населению;

-       перераспределение ресурсов между разными секторами экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и других видов экономической политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.          Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N №-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) // Российская газета. 1998. № 153-154. 12 авг.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Российская газета. 1994. № 238-239. 08 дек.

.        О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов : Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) // Российская газета. 2009. № 232. 04 дек.

.        О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов : Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) // Российская газета. 2010. № 286. 17 дек.

.        О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов : Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Российская газета. 2011. № 275. 07 дек.

.        О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов : Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Российская газета. 2012. № 283. 07 дек.

.        О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов : Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Российская газета. 2013. № 276. 07 дек.

.        О бюджете города Братска на 2010 год : Решение Думы г. Братска от 28.12.2009 № 35/г-Д (ред. от 25.02.2011) // Братские вести. 2009. № 100, 30 дек.

.        О бюджете города Братска на 2011 год : Решение Думы г. Братска от 29.12.2010 № 173/г-Д (ред. от 27.02.2012) // Братские вести. 2010. № 100-101, 30 дек.

11.        О бюджете города Братска на 2012 год : Решение Думы г. Братска от 23.12.2011 № 319/г-Д (ред. от 25.12.2012) // Братские вести. 2011. № 100, 28 дек.

12.    О бюджете города Братска на 2013 год : Решение Думы г. Братска от 25.12.2011 № 476/г-Д (ред. от 25.10.2013) // Братские вести. 2012. № 91, 28 дек.

13.    О бюджете города Братска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов : Решение Думы г. Братска от 17.01.2014 № 615/г-Д // <http://dumabratsk.ru/documents/6262/>.

14.          Полякова О. А. Особенности финансовой системы Российской Федерации / О. А. Полякова // Финансы и кредит . 2011 . №5. С. 21 - 27.

15.    Полякова О. А. О финансовой системе и ее составе / О. А. Полякова // Финансы и кредит . 2011 . №3. С. 35 - 42.

.        Ремжов А. В. Общественные финансы как элемент финансовой системы / А. В. Ремжов // Финансы и кредит . 2012 . №27. С. 19 - 29.

.        Криволапов В.С. История финансовой системы России. Часть 1: Учебное пособие / Под ред. А.М. Балтиной. Оренбург: ОГУ, 2001. 154 с.

.        Магницкая Е.В. Правоведение: Учебное пособие, 4-е издание, дополненное и переработанное / Е.В. Магницкая, Е.Н Евстигнеев : Питер. 2008. 576 с.

.        Перекрестова Л.В. Финансы и кредит. 2-е издание. / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов : М., : Издательский центр «Академия». 2004

.        Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Учебник для ВУЗов/ Н.Д. Эриашвили : М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2000. 606 с.

.        Аносова А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина и др. ; под ред. С.Ф. Серегиной. -М. : Издательство Юрайт, 2012. 522 с.

Похожие работы на - Финансовая система РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!