Финансовая система РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    496,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система РФ














Финансовая система РФ

Содержание

Введение

Глава 1. История развития финансовой системы в России

.1 становление финансовой системы России

.2 Сущность и структура финансовой системы России

Глава 2. Современная финансовая система России

.1 Управление финансовой системой в России

.2 Динамика финансовой системы России за 2009-2014 гг.

.3 Проблемы развития современной финансовой системы РФ

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

Введение


В то время, когда происходит развитие рыночных отношений, финансы играют особенно важную роль. Такой союз финансовых отношений содержит государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования. Функционально-регулирующая роль таких систем является единой частью экономических отношений в государстве, самым главным инструментом при осуществлении его политики. Финансовые вопросы обсуждаются широкой общественностью,  при решении различных проблем, связанных с ним, вызывают столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением, т.е. на сегодняшний момент они имеют  огромнейшее значение в жизни современного общества. К сферам влияния финансов можно отнести следующее: темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т. д. При помощи всего перечисленного, с одной стороны, решаются, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а вот с другой, более узкие, например, размер пенсии пенсионерам. Именно такое осознание финансов во всех сферах жизни общества обусловлено тем, что  присутствуют огромные масштабы национального и планетарного производства, углубление общественного разделения труда, происходят скачки в научно-техническом развитии, рост общественного сознания, возникает потребность в защите среды обитания.

Актуальность темы в том, что надежная финансовая система является стержнем в развитии и наилучшем функционировании рыночной экономики и необходимым условием роста и стабильности экономики в целом. Такая система является фундаментом, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Отсюда следует то, что хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к рыночной включает в себя многие элементы, самое главное - создать надежную финансовую систему. Только после такого процесса, создания такой надежной финансовой системы, могут успешно развиваться рынки денег и капитала, в особенности  первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ.

Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Целью данной работы является изучение развития финансовой системы России, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

рассмотреть становление финансовой системы России;

исследовать сущность и структуру финансовой системы России;

изучить органы управления финансовой системой в России;

проанализировать динамику финансовой системы России за 2012-2014 гг.;

выявить проблемы современной финансовой системы России.

 

Глава 1. История развития финансовой системы в России

 

.1 Становление финансовой системы России

финансовый экономический государство

В Российской империи развитие рыночных отношений во многом сдерживалось крепостным правом. Вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. экономика России не являлась механизмом пополнения доходной части бюджета.

До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуждение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц.

В эпоху правления Екатерины II (1762-1796 гг.) одной из форм государственного кредита была эмиссия ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, которая приводила к развитию инфляционных процессов; существовало также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков.

В процессе реформ Александра I (1801-1825) было учреждено Министерство финансов. И первым в истории Российской империи министром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. В XIX в. на посту министра финансов сменилось 13 человек. Среди них наиболее известными были Е.Ф.Канкрин, С.Ю.Витте.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. В этих условиях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова.

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства - облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было решено удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.

Кроме того, в 1831 г. в соответствии с Манифестом правительство приняло решение о выпуске билетов Государственного казначейства (серий) для ускоренного получения государственных доходов. Билеты поступали в обращение крупными партиями и давали право на получение дохода из расчета 4,32% годовых. Срок погашения наступал через 4 года. Выпуски билетов следовали один за другим, а билеты с истекшим сроком обращения обменивались на новые. В действительности билеты Государственного казначейства превратились в государственный кредит долгосрочного характера.

июля 1839 г. с принятием Манифеста «Об устройстве денежной системы» началась ее реформа, целью которой было введение новых принципов организации этой системы, устранение из обращения обесценившихся государственных ассигнаций. 1 июля 1839 г. был также опубликован Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке», который объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории страны наравне с серебряной монетой.

Путем проведения данной реформы правительство Николая I пыталось одновременно упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства. Денежная реформа дала импульс быстрому развитию товарно-денежных отношений в России.

Одним из инициаторов новой кредитной и валютной политики в 1880-х гг. стал министр финансов Николай Христофорович Бунге - крупнейших экономист, защитивший докторскую диссертацию  «Теория  кредита». Бунге был сторонником рыночной экономики.

Начиная с 1881 г. правительство России прилагало все усилия к накоплению золотого запаса. Внешние и внутренние займы, а также рост налогообложения населения способствовали стабилизации бюджета, все это вкупе стало предпосылкой денежной реформы 1895-1897 гг.

В результате реформы Россия получила устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, равнозначные золоту и свободно размениваемые на этот металл. Денежная система, основанная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала.

В конце 90-х гг. в России разразился экономический кризис. Его первым вестником был начавшийся летом 1899 г. денежный кризис - резко возрос дефицит свободных капиталов, из-за роста спроса на деньги сильно упал курс многих ценных бумаг, ряд банков обанкротился, значительно сократился кредит.

Выходить из экономического кризиса Россия начала только в 1904 г. Но ее ждали новые потрясения - Русско-японская война 1904-1905 гг. и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг.

В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи начало улучшаться.

Первая мировая война прервала широкое развитие банковской системы. Россия испытывала огромную потребность в денежных средствах для финансирования войны. В 1914-1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпуски билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровождаемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.

Следствием роста денежной массы, не подкрепленной товарным производством, стало падение покупательной способности рубля. Наступала затяжная и жесткая инфляция.

Ко времени Февральской революции фактическое металлическое обеспечение кредитных билетов составляло около 13%. Сокращался золотой запас страны. Рубль, став бумажным внутри страны, постепенно превратился в замкнутую валюту и на внешних рынках.

В феврале 1917 г. в стране сложилось тяжелейшее финансовое положение.

Период 1917 - середина 1921 г. ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значительным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков.

С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 г. СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежного обращения, а также о мерах, необходимых для развития вкладной и переводной операций.

Крупным шагом в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов.

В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов.

В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению задачи по ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 г. путем проведения реформы, направленной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию новой системы экономического стимулирования.

В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости.

В первой половине 80-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование.

Однако все эти мероприятия не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.


1.2 Сущность и структура финансовой системы России


Финансовая система <#"813836.files/image001.gif">

Рисунок 1.1 Финансовая система РФ.

В своей структуре государственные финансы включают в себя: государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет представляет собой годовой план доходов и расходов государства. А именно, это деньги, позволяющие государству выполнять экономические и социальные функции. Государственный бюджет включает в себя бюджеты правительства и местных бюджетов. Отсюда и следует то, что утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительство стремится уменьшить права регионов, а последние пытаются оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды - это те денежные средства, которые имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. и аккумулируются вне системы государственного бюджета.

Бюджет бывает доходный и расходный. Доходная часть на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Другая часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды, расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Сферы финансовой системы <#"813836.files/image002.gif">

Рисунок 2.1 Динамика поступления доходов федерального бюджета в 2009-2013 годах

В 2010 году наблюдается снижение доходов на 1,0% к ВВП по сравнению с 2009 годом, в том числе ненефтегазовые доходы уменьшились на 1,6% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,6% к ВВП. Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено ростом мировой цены на нефть марки «Юралс» (на 17,1 долл./барр.), а также увеличением объемов добычи газа и нефти на 12,1% и 1,6% соответственно и объемов экспорта товаров, выработанных из нефти и нефти сырой на 6,9% и 1,2% соответственно. Уменьшение ненефтегазовых доходов связано в основном с изменениями в налоговом законодательстве (замена единого социального налога на страховые взносы, поступающие напрямую во внебюджетные фонды).

Начиная с 2011 года наметилась тенденция к росту доходов федерального бюджета. Посткризисное восстановление российской экономики в 2011-2012 годах во многом определялось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (ростом мировых цен и основных показателей внешней торговли).

В 2012 году доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с 2010 годом (год наибольшего снижения доходов за последние 5 лет) на 2,9% к ВВП, в том числе нефтегазовые доходы - на 2,1%, ненефтегазовые доходы - на 0,8% к ВВП. На увеличение нефтегазовых доходов оказали влияние: рост мировых цен на нефть марки «Юралс» (с 78,2 до 110,5 долл. США/барр.), цен на газ природный (с 271,2 до 345,5 долл./тыс. куб. м)  и курса доллара США по отношению к рублю (с 30,4 до 31,1 рублей), а также индексация ставок НДПИ на газ горючий природный. Увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено изменением налогового законодательства (индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары и установление норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты (2011 г. - 30%, 2012 г. - 23%) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60%), а также ростом объемов ВВП и импорта.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение доходов федерального бюджета на 1,3% к ВВП, в том числе нефтегазовые доходы - на 0,6% к ВВП, ненефтегазовые доходы - на 0,7% к ВВП. На уменьшение нефтегазовых доходов оказали влияние: снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» (с 110,5 до 107,9 долл. США/барр.), цен на газ природный (с 345,5 до 339,2 долл./тыс. куб. м) и объемов экспорта нефти на 1,8%. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено уменьшением поступлений налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин, в основном за счет снижения налогооблагаемых объемов импорта, а также доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в связи с продажей Банком России в 2012 году пакета акций ОАО «Сбербанк России».

В ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году изменение бюджетных ассигнований осуществлялось путем внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а также по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2013 году составило 13 342,9 млрд рублей (20,0% к ВВП, 99,7% к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям и 99,1% к уточненной росписи) и осуществлено по следующим основным направлениям:

социальная сфера - 38,7% от общего объема расходов федерального бюджета (7,8% ВВП);

национальная оборона - 15,8% (3,2% к ВВП);

национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 15,5% (3,1% к ВВП);

национальная экономика - 13,9% (2,8% к ВВП);

обслуживание государственного долга Российской Федерации - 2,7% (0,5% к ВВП).

Структура кассовых расходов федерального бюджета в 2013 году в разрезе разделов классификации расходов бюджетов представлена на рисунке (Приложение 1).

Совокупный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году вырос в 2,3 раза и составил по итогам 2013 года 642 млрд. рублей, или 1% годового ВВП. Количество регионов, исполнивших свои бюджеты с дефицитом, увеличилось в прошлом году до 77  по сравнению с 67 регионами в 2012 году, при этом превышение регионами установленного законодательством предельного значения по уровню дефицита приобрело системный характер. В результате в 2013 году был отмечен рост долговой нагрузки субъектов Российской Федерации, связанный в первую очередь с ростом обязательств субъектов по кредитам банков. В 2013 году средний по регионам уровень долговой нагрузки увеличился с 21,2 до 26,4%  (рис. 2.2).

В январе-июле 2014 года консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации был исполнен с профицитом в размере 308,95 млрд. рублей, при этом 40 субъектов имели бюджетный дефицит, общая величина которого составила 103,54 млрд. рублей. Положительным фактом является рост поступлений по налогу на прибыль организаций: величина поступлений за январь-июль 2014 года составила 1227 млрд. рублей по сравнению с 1015 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года.

Рисунок 2.2 Долговая нагрузка субъектов РФ (%)

Относительно благоприятная ситуация с балансом региональных бюджетов по итогам семи месяцев 2014 года сложилась главным образом за счет мер межбюджетного перераспределения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-июле 2014 года увеличились дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (на 01.08.2014 получали 72 региона), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, а также межбюджетные трансферты целевого характера. Общий объем межбюджетных трансфертов, полученных регионами от других бюджетов бюджетной системы в январе-июле 2014 года, составил 893,7 млрд. рублей (780,4 млрд. рублей в январе-июле 2013 года). Кроме этого, выросла государственная поддержка регионов в виде бюджетных кредитов, объем которых на 01.08.2014 составил 529,0 млрд. рублей (480 млрд. рублей на 01.04.2014 и 426,2 млрд. рублей на 01.01.2013), рис. 2.3.

Во многих регионах профицит образовался за счет авансового перечисления бюджетных ассигнований; после их использования ожидается увеличение дефицитности региональных бюджетов. Минфин России прогнозирует, что дефицит региональных бюджетов по итогам 2014 года может составить около 530 млрд. рублей.

Рисунок 2.3 Структура государственного долга субъектов РФ на 01.08.2014 (%)

Для обеспечения в полном объеме принятых расходных социальных обязательств и выполнения текущих обязательств по обслуживанию и выплате долга в IV квартале 2014 года многие субъекты Российской Федерации по-прежнему будут испытывать потребности в рыночных заимствованиях, при этом существуют риски непривлечения необходимого объема ресурсов.

Дефицит региональных бюджетов может вызвать необходимость предоставления Минфином России субъектам РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета или принятие иных мер поддержки для безусловного исполнения ими обязательств по кредитным договорам (облигациям). В настоящее время возможные меры поддержки ограничены Федеральным законом от 2 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», в соответствии с которым на предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году предусмотрено 80 млрд. рублей (в текущем году принято решение о выделении дополнительно 100 млрд. рублей на эти цели), в 2015 году - 70 млрд. рублей и в 2016 году - 50 млрд. рублей.

Рост собственных доходов в январе-июле 2014 года и предоставление межбюджетных трансфертов позволили регионам не увеличивать объем государственного долга, что способствовало стабилизации долговой нагрузки субъектов Российской Федерации. В то же время рост межбюджетных трансфертов в 2014 году свидетельствует о продолжающемся накоплении на региональном уровне дисбалансов между собственными доходами субъектов Российской Федерации и объемами принятых расходных обязательств. Тем не менее, несмотря на региональные дисбалансы, бюджетная система в целом сохраняет свою финансовую устойчивость: консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в январе-июле 2014 года имел положительное сальдо (1387,8 млрд. рублей).

Финансовое положение нефинансовых коммерческих организаций в первом полугодии 2014 года оставалось удовлетворительным, хотя несколько ухудшилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Финансовое положение предприятий значительно различается в зависимости от величины активов, которыми они управляют. Наиболее благоприятным, несмотря на ухудшение, было положение крупнейших предприятий, наиболее сложным - финансовое положение предприятий с активами менее 100 млн. рублей.

В отраслевом разрезе наиболее прочным было финансовое положение предприятий промышленности (таблица 2.1).

Уровень самофинансирования несколько снизился (до 53,9%) в результате опережающего роста обязательств, при этом собственный капитал предприятий увеличился на 2,6% (что незначительно выше, чем за первое полугодие 2013 года, - 1,6%).

Таблица 2.1 Отдельные показатели финансового положения предприятий основных видов деятельности в первом полугодии 2013 и 2014 годов (по результатам опросов, проводимых Банком России)

Показатель

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

Промышлен­ное производ­ство

Строитель­ ство

Оптовая и розничная торговля

Транспорт

Связь


I п/г 2014

I п/г 2013

I п/г 2014

I п/г 2013

I п/г 2014

I п/г 2014

I п/г 2013

I п/г 2014

I п/г 2013

I п/г 2014

I п/г 2013

Долговая нагрузка (отношение обязательств к собственному капиталу)*

1,4

1,4

0,8

0,7

7,2

5,9

1,3

1,6

0,6

0,4

1,8

1,9

Коэффициент текущей ликвидности (без учета просроченной дебиторской задолженности)*

1,6

1,6

1,5

1,7

0,9

1,1

1,5

0,9

0,9

0,9

0,8

1,2

Коэффициент абсолютной ликвидности*

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

Обеспеченность обязательств выручкой (выручка в % к обязательствам)**

44,9

41,4

67,1

70,1

29,6

32,5

115

163,3

57,7

72,8

46

43,8

Рентабельность продаж, %**

14,3

7,4

14,9

14

2,1

5,9

6,2

2,2

5,1

7

24,5

Рентабельность активов,%**

3,6

2

3,1

3

-0,5

0,7

4,3

2,6

0,7

1

6,5

7,5

Чистый поток денежных средств,% к выручке**

-0,5

-1,4

1,1

2,7

-12,3

-6,3

2,4

1,5

-4,1

-5,9

4,3

6


Умеренный рост обязательств предприятий (на 8,4% в первом полугодии 2014 года) не вызвал заметного увеличения долговой нагрузки на собственный капитал. Уровень долговых обязательств по отношению к собственному капиталу нефинансового сектора в целом остался умеренным (0,85 рубля на 1 рубль собственного капитала) при значительной дифференциации в зависимости от вида деятельности и величины предприятий.

Один из ключевых рисков - относительно низкая рентабельность продаж предприятий (около 9% по данным Росстата). За последние два года она снизилась примерно на треть с уровней 2004-2007 годов (13-15%). Положительной тенденцией является стабилизация рентабельности с июля 2013 года и некоторый рост по итогам первого полугодия 2014 года, хотя рентабельность продаж по-прежнему ниже уровня кризиса 2008-2009 годов.

Обеспеченность обязательств различными видами активов оставалась достаточно высокой, однако при этом наблюдался рост просроченной дебиторской задолженности - до 7%. Это максимальное значение за последние четыре года, хотя во время кризиса 2008-2009 годов наблюдались еще более высокие уровни. Обеспеченность обязательств выручкой была существенно ниже, чем в первом полугодии 2013 года.

Во II квартале 2014 года продолжилось снижение коэффициента текущей ликвидности предприятий до 148% с уровня 164% годом ранее (рис. 34).

В целом негативные тенденции в деятельности предприятий пока не привели к существенному ухудшению их способности обслуживать свои обязательства и, как следствие, к значительному росту уровней просроченной задолженности.

По статистике, только за 2014 год зарплата россиян выросла на 11,1%. Но это не значит, что граждане РФ стали жить лучше, так как реальная покупательная способность денег снизилась. Инфляция растет, экономический кризис углубляется. Ухудшение отмечают даже представители банковой сферы, прежде никогда не испытывавшие финансовых проблем. Теперь на Руси жить хорошо только госслужащим федерального масштаба, им все нипочем, а их доходы не зависят от эффективности работы.

Хоть и писал Маршак, что все профессии важны, однако на деле все получается иначе. В самом бедственном положении оказались учителя. При формировании федерального бюджета о них то ли забыли, то ли не сочли нужным позаботиться о достойном уровне жизни педагогов.

По официальным данным, доходы учителей в течение последнего года увеличились на 20% и более. Средний показатель в стране - 37 000 рублей. Однако на практике улучшение ощутили не многие. Около 70% - в основном работающие в российской провинции - утверждают, что их зарплата осталась на прежнем уровне, а 10% отмечают ее уменьшение. И это не голословные фразы, а информация, полученная в ходе опроса, проведенного РАНХиГС.

Ярким примером вышесказанного может служить ситуация в Смоленске, где надбавка уменьшилась до 16% (прежде было 25%), а фонд, занимавшийся оказанием социальной помощи педагогам, упразднен. В итоге каждый из сотрудников сферы образования в Смоленске стал получать на 10% меньше. Доходы учителей Новосибирской области, сократились с 36 000 рублей до 25 000 рублей.

Аналогичным образом обстоят дела и в медицинской сфере. По состоянию на 8 июня этого года в среднем зарплата докторов составляет 43 000 рублей, что на 27% больше, чем в предыдущем году. Наибольший рост доходов, по данным Росстата, наблюдается у столичных врачей, которые получают 67 141 рублей (усредненный показатель).

Вот только медики в провинции слова о повышении зарплат врачам иначе как издевательство не воспринимают. Их доходы значительно снизились. В удаленных регионах доктора массово пишут заявления об увольнении. Лишь 2% отправляется на заслуженную пенсию, остальные ищут другую работу, где вознаграждение за их труд будет достаточным, чтобы прокормить семью.

Читинский роддом лишился сразу 10 докторов высокой квалификации. Еще бы! Ведь врач, обладающим званием заслуженного, имеет оклад 5 000 рублей, обычный хирург - и того меньше, всего 3 000.

Офисные сотрудники тоже оказались в финансовой западне. Затраты сотрудникам банков в России за 2014 год выросли всего на 8,1% и превысили 150 млрд рублей. В прошлом году прирост за аналогичный период составил 13%. При этом руководители банков ни в чем себя не ограничивают, а снижение экономических показателей из-за финансового кризиса намерены решать за счет рядового персонала.

Так, Андрей Костин, возглавляющий ВТБ, заявил о том, что планируется сократить расходы на выплату трудового вознаграждения на 15% частично за счет сокращения штатов. В «Русском Стандарте» пошли еще дальше, решив уволить 10% специалистов.

Падение зарплат происходит на фоне стагнации промышленности. Так, объемы продаж автомобилей в 2013 году значительно снизились - на 5,5%. В этом году россияне купят еще на 6,5% машин меньше. И не стоит думать, что руководство автомобильных заводов найдет оптимальный вариант экономии, ведь проще уволить несколько тысяч простых рабочих.

Стратегия экономии на производстве примитивна до безобразия: заводы из крупных городов переводятся в глубинку, где люди готовы работать за меньшие деньги. На заводе «АвтоВАЗ» уже уволены 5 000 сотрудников. На вторую половину года предприятие распрощается еще с 7,7 тысячами рабочих. Схожим образом обстоят дела на швейном производстве и в аграрно-промышленном комплексе.

Впрочем, даже в самые тяжелые времена есть каста, которой любые экономические кризисы нипочем. Речь идет об элитарных чиновниках президентской администрации. Только за первый квартал этого года их зарплата увеличилась ни много ни мало на 35% - до 224 тыс. рублей в месяц. Несколько меньше доход правительственных чиновников - 164 тыс. рублей, прирост сравнительно с прошлым годом составил лишь 1,1%. Зато «слуги народа» из Совета Федерации стали получать на 48,4% больше - около 114 тыс. рублей. Наибольшее увеличение зарплаты состоялось в Госдуме (66,8%) - ежемесячный доход «избранников» составляет 250 тыс. рублей.

Параллельно с ростом чиновнических доходов простых россиян увлек совсем иной процесс - они сокращают свои расходы. Многие вынуждены отказаться от привычного образа жизни, лишаясь отдыха на море, путешествий и развлечений. Но так повезло далеко не всем: некоторым семьям приходится сокращать потребление продуктов, отказывать детям в эстетическом воспитании, уменьшать расходы на образование. Почти половина граждан РФ признает: денег не хватает не на посещение казино или концертов знаменитостей, а на простые житейские потребности. Таких в РФ - 44%.

По оценкам экспертов, в ближайшее время не стоит ожидать существенных изменений. Массовые увольнения затронут лишь самые уязвимые отрасли, но и тем, кому удастся сохранить работу, не стоит рассчитывать на существенное повышение зарплаты. В нынешних экономических условиях предприятия просто не могут себе это позволить.

2.3 Проблемы развития современной финансовой системы РФ


С того момента, как появилась финансовая система в России, появились и дискуссии о проблемах по определению ее основополагающих моментов. В совокупности всех проблем выделяется дискуссия о мере социальной ориентации финансовой системы, проблема, связанная с пределами и методами государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, мере их прозрачности, важности и необходимости контроля их деятельности обществом.

Основными шагами в этой сфере может стать ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, в частности, над формированием задолженности государственных корпораций, над трансграничным движением капиталов, над эмиссией финансовых инструментов.

Требуется провести целый комплекс мер, которые должны повлиять на сокращение теневого элемента в движении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики из финансовых институтов, коррупционных издержек и административных барьеров. Осуществление подобных мер должно поспособствовать расширению доступности кредитов и увеличению удельного веса долгосрочного кредитования, к тому же поднятию эффективности использования бюджетных источников финансирования.

Российский финансовый рынок из-за воздействия глобального экономического кризиса проходит один из самых сложных периодов своего развития. Кризис выявил проблемные моменты функционирования российского рынка ценных бумаг, которые связаны с необходимостью укрепления рыночных институтов, совершенствованием правового регулирования, дальнейшего развития судебной системы. Следует отметить, что руководством страны была своевременно поставлена задача перед регуляторами финансового рынка о необходимости развития инструментов регулирования финансового рынка. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание в Москве Международного финансового центра.

Развитие рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс с появлением рынка РЕПО, значение которого трудно переоценить. Операции на рынке РЕПО позволяют рефинансировать операции с ценными бумагами, способствуют повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является особенным элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики .

Большую роль в регулировании сделок на финансовом рынке играет Центральный банк России. В последнее время были внесены поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» по инициативе Центрального банка.

Развитие финансового рынка в России, конечная цель которого - привлечение инвестиций, невозможно без модернизации судебной системы. В настоящее время наблюдаются серьезные трудности в разрешении споров в области финансового рынка. Это объясняется несовершенством законодательной базы, отсутствием необходимых профессиональных знаний у судей и значительной бюрократией при рассмотрении дел .

Таким образом, решение актуальных проблем регулирования финансового рынка России позволит приблизить его к европейским стандартам.

Другими проблемами финансовой системы России являются проблемы в бюджетной сфере:

высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий).

Эти проблемы решаются путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

Заключение

 

Подводя итоги изложенному, можно сказать, что финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

В Российской империи Министерство финансов появилось при Александре I, первым министром финансов стал граф Алексей Васильевич Васильев. С тех пор финансовая система нашей страны претерпела множество изменений, ведь любому государству необходима надежная финансовая система для успешного функционирования экономики, ее роста и стабильности. Истрия показывает, что эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Основными субъектами финансовой системы являются государственные финансы, финансы предприятий и организаций и финансы населения.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система состоит из таких структурных элементов как: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Главным среди них представляются финансы предприятий, это заключение исходит из того, что первые два элемента формируются на их базе. С точки зрения социально-экономических отношений, ФС складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Российский бюджет во многом выстраивается в зависимости от цен на нефть. Радует то, что постепенно Россия снижает свою зависимость от экспорта "черного золота". Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета в 2015 г. составит 51%, а уже к 2017 г. снизится до 49,6%. Доходы бюджета, полученные не от нефтегазовой деятельности, год от года изменяются под влиянием политики в сфере налогового законодательства, законодательства в области страхования, изменения в курсах валют, объемов импорта и экспорта и т.д.

Дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ приводит к увеличению дотаций из федерального бюджета, росту долговой нагрузки регионов за счет кредитов банков.

Прогнозы на год вперед давать сложно - за 365 дней может случиться что угодно, особенно с российской экономикой, а как следствие, и с фондовым рынком. В целом, по мнению аналитиков, экономика сильного роста не обещает, особенно если цены на нефть пойдут вниз.

Таким образом, современная финансовая система РФ требует комплекса мер, направленных на организацию более эффективного ее функционирования. Основными шагами в этой сфере может стать ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, необходимо повлиять на сокращение теневого элемента в движении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики из финансовых институтов, коррупционных издержек и административных барьеров.

В области бюджетной политики рекомендуется создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления. С помощью этих мер будут решены такие проблемы, как: высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны; тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов; принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами.

Итак, можно сделать вывод, что финансовая система играет в жизни государства настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому она должна находиться под жестким контролем государства. Используя различные методы, государству необходимо добиться такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Список использованных источников


1.  Агапова Т. А. Макроэкономика / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.

2.      Бочаров В. В. Финансовый анализ / В. В. Бочаров. - М.: Питер, 2009. - 240 с.

.        Васильева Л. С. Финансовый анализ / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. - М.: КноРус, 2010. - 880 с.

.        Вечканов Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - М.: Питер, 2011. - 448 с.

.        Зубко Н. М. Макроэкономика / Н. М. Зубко, И. М. Зборина, А. Н. Каллаур. - М.: ТетраСистемс, 2010. - 192 с.

.        Капканщиков С. Г. Макроэкономика / С. Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2010. - 398 с.

.        Каплюк Т. С. Финансовый анализ / Т. С. Каплюк. - М.: Экзамен, 2006. - 96 с.

.        Кнушевицкая Н. А. Макроэкономика / Н. А. Кнушевицкая. - М.: БГЭУ, 2009. - 272 с.

.        Корниенко О. В. Макроэкономика / О. В. Корниенко. - М.: Феникс, 2008. - 368 с.

.        Кузнецов Б. Т. Макроэкономика / Б. Т. Кузнецов. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 464 с.

.        Любушин Н. П. Финансовый анализ / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. - М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

.        Макроэкономика / Под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - М.: ТетраСистемс, 2010. - 384 с.

.        Макроэкономика / Оливье Бланшар. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. - 672 с.

.        Маркарьян Э. А. Финансовый анализ / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2011. - 272 с.

.        Пронченко Л. В. Макроэкономика / Л. В. Пронченко, В. С. Семибратов. - М.: ИСЭПиМ, 2010. - 264 с.

.        Стрелец И. А. Макроэкономика / И. А. Стрелец. - М.: Рид Групп, 2011. - 192 с.

.        Тарасевич Л. С. Макроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - М.: Юрайт, 2011. - 686 с.

.        Черняк В. З. Финансовый анализ / В. З. Черняк. - М.: Экзамен, 2007. - 416 с.

.        Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год (предварительные итоги). Министерство финансов Российской Федерации. Москва, апрель 2014 - [Электронный ресурс] - #"813836.files/image005.gif">

Рисунок - Структура расходов федерального бюджета в 2013 году в разрезе разделов классификации расходов бюджетов

Похожие работы на - Финансовая система РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!