Использование лизинга на примере ОАО 'Орджоникидзевское АТП'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    200,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование лизинга на примере ОАО 'Орджоникидзевское АТП'

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и экономическая сущность лизинга

1.1 Определение и сущность лизинга

1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений

1.3 Преимущества лизинга перед другими формами финансирования

Глава 2. Использование лизинга на примере ОАО «Орджоникидзевское АТП»

2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия

2.2 Применение лизинга как формы финансирования на предприятии

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

На современном этапе развития мирового сообщества, который характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному развитию, интеллектуальному капиталу отводится роль непосредственной производственной силы. Процесс глобализации в целом и непосредственно формирование единого информационного пространства способствуют тому, что современные достижения науки, техники и технологии достаточно быстро становятся достоянием всех, занятых в производстве данного товара или услуг, и в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто быстрее и эффективнее внедрит эти достижения в производство. В связи с этим основным направлением развития экономики России является повышения конкурентоспособности ее предприятий, а именно, последовательное претворение в жизнь стратегии инновационного развития.

Одним из путей формирования интеллектуального капитала предприятия является использование лизинга. Лизинг − это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование (предмет лизинга) и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю с последующим переходом права собственности к лизингополучателю. Лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Лизинг - это крупный источник капитала, особенно для мелких и средних предприятий, для которых он является более дешевым способом формирования основных фондов по сравнению с покупкой оборудования, а при ускоренной амортизации компании имеют возможность возвратить большую часть капитальных вложений уже в первые годы его эксплуатации.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для предприятий Российской Федерации целесообразность использования лизинга, включая формирование лизингового рынка, обусловлена неблагоприятным состоянием парка оборудования, поскольку значительный удельный вес имеет морально устаревшее оборудование, низкая эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Лизинг является прогрессивной финансовой технологией, которая обеспечивает высокую степень безопасности сделки, позволяя застраховать себя от непредвиденных потерь. Следует также отметить, что при заключении договора лизинга удовлетворяются интересы обеих сторон, лизинг сглаживает противоречия между субъектами контракта и позволяет арендатору получить возможность использовать дорогостоящую технику без больших начальных капитальных вложений, а также возможность оплатить аренду по мере получения прибыли от эксплуатации арендованного оборудования или машин, ну а арендодатель в свою очередь расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика.

Целью данной работы является рассмотрение структуры выплат по финансовому лизингу и экономических преимуществ лизинга на конкретном примере.

Достижению заданной цели будет служить выполнение следующих задач:

-       дать понятие экономической сущности лизинга, субъектов и объектов лизинговых отношений;

-       оценить преимущества лизинга перед другими формами финансирования;

-       рассмотреть использование лизинга на примере ОАО «Орджоникидзевское АТП».

Объектом исследования данной работы является лизинг. Предметом исследования является сущность лизинга и его экономические преимущества.

Для написания работы были использованы научная, нормативно - правовая, учебно-методическая литература, журналы и публикации по лизингу, ресурсы Интернет.

лизинг экономический финансирование

Глава 1. Понятие и экономическая сущность лизинга

.1 Определение и сущность лизинга

Лизингу, как источнику финансирования приобретения имущества, посвящено большое количество материалов в печатных и электронных источниках.

Несмотря на то, что в законодательстве существует чёткое определение лизинга, зачастую при объяснении сути лизинга приходится прибегать к аналогиям и сравнениям с другими, более привычными видами деятельности и формами финансирования. Связано, это прежде всего с тем, что российский рынок лизинга весьма молод (он начал зарождаться в начале 90-х годов XX века) и лизинг, как форма финансирования, ещё не стал привычным инструментом инвестирования в основной капитал.

Лизинг является видом инвестиционной деятельности, объединяющей в себе элементы аренды и кредитования.

С арендой лизинг роднит факт передачи клиенту в пользование реального имущества, за использование которого лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи. Именно поэтому лизинг также называется финансовой арендой. С кредитованием у лизинга также есть много общего. И при кредитовании, и при заключении договора лизинга <#"813737.files/image001.gif">

Рис. 1 - Структура организации ОАО «Орджоникидзевское АТП»

Организационная структура управления автотранспортным предприятием не может быть единой для всех предприятий. Она во многом зависит от характера и структуры автомобильных перевозок, количества подвижного состава и численности работающих, формы собственности организации и масштабов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, других факторов.

На данном предприятии создана линейная структура управления с функциональными службами.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на ее содержание.

Взаимоотношения работников и директора предприятия, возникающие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ОАО «Орджоникидзевское АТП» в таблице 1.

Таблица 1 Основные экономические показатели деятельности ОАО «Орджоникидзевское АТП» за 2011-2013 гг. млн. руб.

Показатели

Год

Изменение (+;-)

Темп изменения, %


2011

2012

2013

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2011 г.

Выручка от продажи услуг

1690,2

1758,7

2160,3

68,5

401,6

104,1

122,8

Численность персонала, чел.

948

958

979

10

21

101,1

102,2

ФОТ

36593

38033

39650

1440

103,9

104,3

Среднемесячная зарплата

38600

39700

40500

1100

800

102,8

102,0

Производительность труда

178,29

183,58

220,66

5,29

37,08

102,9

120,2


Производительность труда в 2011 году составила 178,29 млн. руб./чел., в 2012 году - 183,58 млн. руб./чел, в 2013 году - 220,66 млн. руб./чел. В 2012 году наблюдался рост показателя на 5,29 млн. руб./чел. или на 2,9%. В 2013 году значение составило 37,08 млн. руб./чел. или 20,2%.

Средняя заработная плата работника за месяц составила в 2011 году - 38600 руб., в 2012 году - 39700 руб., в 2013 году - 40500 руб. Среднемесячная заработная плата также сохраняет тенденцию к росту: в 2012 году наблюдается рост среднемесячной заработной платы на 2,8%, в 2013 году - на 2,0%. Темпы роста производительности труда в 2012-2013 гг. чуть выше темпов роста заработной платы, данные говорят о преобладании интенсивного типа развития и об эффективном использовании трудовых ресурсов предприятия.

Проведя анализ основных экономических показателей, можно сделать вывод, что позиция компании относительно стабильна. Но расчетных показателей недостаточно, чтобы говорить о детальном анализе хозяйственной деятельности компании. Далее будет проведен анализ финансово - хозяйственной деятельности компании.

На основе данных бухгалтерского баланса ОАО «Орджоникидзевское АТП» проведем горизонтальный и вертикальный анализ баланса компании.

Временной анализ - это сравнение каждой позиции в относительных и абсолютных формах предыдущего периода. Обычно рассматривается два года. Вертикальный (структурный) анализ позволяет проводить анализ текущего состояния и анализ динамики структуры. Показатели приведены в таблице 2. (приложение А)

Анализ проведем по данным баланса организации.

Данные также представим в виде сравнительной диаграммы.

Рис. 2 - Сравнительная диаграмма статей актива баланса

Внеоборотные активы выросли на предприятии на 35 тыс. руб., что в процентном отношении составило 102,9%. Факторами, влияющими на увеличение внеоборотных активов стали приобретение основных средств и увеличение доходных вложений в материальные ценности. Доля основных средств в имуществе составляет 1,5% имущества, что говорит о «легкой» структуре имущества и мобильности его активов. Запасы на ОАО «Орджоникидзевское АТП» имеют тенденцию к увеличению, что в абсолютном выражении составило 10265 тыс. руб., что составляет 162,3%. Статья «Запасов» увеличилась за счет сырья и материалов, готовой продукции товаров на складе. Положительным моментом является снижение дебиторской задолженности на 56 тыс. руб. Доля оборотных активов составляет более 70% от активов предприятия и на конец отчетного периода она возрастает.

Увеличение общей суммы пассивов произошло за счет резервного капитала и нераспределенной прибыли, то есть предприятие не эмитировало новые финансовые инструменты.

Сравнительная диаграмма статей пассива баланса

Рис. 3 - Сравнительная диаграмма статей актива баланса

Отрицательным моментом является резкое увеличение кредиторской задолженности почти в 2,5раза или на 7622 тыс. руб., что может повлечь за собой ухудшение платежеспособности предприятия.

Собственный капитал предприятия находится на уровне 33% от общей суммы его пассивов, что говорит о высоком уровне рискованности стать банкротом.

Анализ хозяйственной деятельности Общества позволяет седлать следующие выводы:

деятельность ОАО «Орджоникидзевское АТП» за период 2011 - 2013 гг. характеризуется ростом объема продаж, увеличения прибыли, роста активов.

2.2 Применение лизинга как формы финансирования на предприятии

Одним из путей обновления изношенных и морально устаревших транспортных средств здесь может стать внедрение в ОАО «Орджоникидзевское АТП» практики применения нового кредитного инструмента - финансового лизинга.

Финансовый лизинг (в международной практике - «капитальный лизинг» или «лизинг с полной окупаемостью лизингуемого актива») является одной из разновидностей товарного кредита, предоставляемого в форме отсрочки платежей за приобретаемые основные фонды. Механизм обновления автопарка ОАО «Орджоникидзевское АТП» предлагается свести к следующим вариантам:

. Косвенный лизинг. Транспортная организация-лизингополучатель осуществляет отбор необходимого ему транспортного средства у конкретного производителя; лизингодатель оплачивает стоимость актива и передает его в пользование лизингополучателя на условиях договора лизинга. В этом случае субъектами сделки будут являться три стороны: лизингодатель (коммерческий банк), лизингополучатель (ОАО «Орджоникидзевское АТП») и продавец имущества (завод-изготовитель автобуса).

. Прямой лизинг. Транспортная организация самостоятельно выходит на официального дилера производителя (или завод-изготовитель непосредственно) и заключает с ним договор лизинга.  Проведем сравнительную оценку эффективности получения банковского кредита и косвенного финансового лизинга как возможных способов приобретения нового пассажирского городского автобуса (например, ЛиАЗ-5256) автотранспортным предприятием на условиях, предлагаемых одной из крупнейших кредитных банковских структур «Банк ВТБ24 ЗАО».

Предлагаемая модель косвенной лизинговой сделки на условиях, при которых коммерческий банк-лизингодатель является собственником, балансодержателем и страхователем имущества, представлена на рис. 2 и состоит из четырех взаимосвязанных блоков.

Таким образом, каждая из заинтересованных сторон-участников, косвенного финансового лизинга получает собственные экономические и социальные выгоды от реализации этого инвестиционного проекта.  1. Завод-изготовитель (продавец имущества): гарантированность сбыта и оплаты продукции.

. Коммерческий банк-лизингодатель, на балансе которого учитывается предмет лизинга:

высокую прибыль от проведения лизинговых операций; - право начисления ускоренной амортизации (с коэффициентом ускорения не выше 3) по движимому имуществу, составляющему объект лизинга.

. Пассажирское автотранспортное предприятие-лизингополучатель: - самостоятельный выбор и оперативное внедрение новой, современной техники;  - возможность обойтись без значительных собственных единовременных капитальных вложений, вместе с тем способствующих улучшению финансового состояния, упрочению позиций на рынке транспортных услуг, повышению собственной конкурентоспособности;

Рис. 4 - Схема осуществления косвенной лизинговой сделки  и распределения финансовых потоков

Условные обозначения:

- выбор транспортного средства (предмета лизинга);

- заключение договора финансового лизинга;

- заключение договора купли - продажи транспортного средства по заказу лизингополучателя;

- заключение договора страхования предмета лизинга;

- поставка транспортного средства;

- плата поставки транспортного средства;

- выплата страховых взносов.

гибкие условия лизинговых программ, учитывающие особенности производственного цикла и специфику деятельности клиента;  - благоприятный налоговый режим в связи с имеющимся правом отнесения лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость оказываемых услуг, следовательно, - уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций;  - освобождение от уплаты налога на имущество по транспортным средствам, приобретенным в лизинг. Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения налога на имущество организаций признается только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;

право предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость с сумм лизинговых платежей. В соответствии со ст. 249 НК РФ лизинговые платежи за вычетом суммы НДС, предъявленного к уплате лизингополучателю, признаются лизингодателем доходом от реализации услуг по предоставлению принадлежащего лизингодателю имущества в аренду.

Рассмотрим пример лизинга на примере покупки автобуса.

Первоначальную стоимость автобуса примем в размере 1200 тыс. руб., в т.ч. НДС - 183 тыс. руб., срок погашения кредита - 3 года, процентная ставка по кредиту - 15,5% годовых (при сумме кредита от 50000 до 3000000 руб. и периоде кредитования 36 месяцев), cрок финансового лизинга - 3 года, сумма внесенного аванса - 240 тыс. руб. (20% стоимости предмета лизинга), сумма лизинговых платежей за 3 года - 1347 тыс. руб.  Общую сумму лизинговых платежей, как правило, составляют: сумма, возмещающая стоимость лизингового имущества за период действия договора лизинга, комиссионное вознаграждение лизингодателю, плата лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества, сумма, выплачиваемая за страхование предмета лизинга, если он был застрахован лизингодателем, иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.

Ставка налога на прибыль - 24%.

Расчет годовой нормы и суммы амортизационных отчислений линейным способом: срок полезного использования (СПИ) автобусов «среднего и большого класса длиной до 12 м включительно. Установим (в соответствии с учетной политикой предприятия) СПИ для нового автобуса - 5 лет.

-й год: (1200 тыс. руб.-183руб.)/5 лет = 203,4 тыс. руб. - годовая сумма амортизационных отчислений.

,4 тыс. руб./1017 тыс. руб.*100 = 20% - годовая норма амортизационных отчислений.

-й год: 203,4 тыс. руб. 3-й год: 203,4 тыс. руб. 4-й год: 203,4 тыс. руб. 5-й год: 203,4 тыс. руб.

Для обоснования выбора наиболее эффективного способа среднесрочного финансирования (на срок до трех лет) пассажирского автотранспортного предприятия региона сформируем расчетную таблицу 3.

Чистая приведенная стоимость кредитного варианта: NPV = -1137,96 + (360,44+360,44+360,44) = -56,64 тыс. руб.

Таблица 3 Оценка целесообразности банковского кредита и финансового лизинга для пассажирского автотранспортного предприятия тыс. руб.

Показатель

0 -й год (2014)

2 - й год (2016)

3 - й год (2017)

Вариант 1: банковский кредит

Затраты на выплату процентов


186,00

186,00

186,00

Налоговая экономия на выплате процентов


44,64

44,64

44,64

Погашение кредита




-1200,00

Налоговая экономия на амортизации


203,40

203,40

203,40

Чистый денежный поток


62,04

62,04

-1137,96

Вариант 2: косвенный финансовый лизинг

Лизинговые платежи


449,00

449,00

449,00

Налоговая экономия на лизинговых платежах


88,56

88,56

88,56

Чистый денежный поток


360,44

360,44

360,44


Сравнение полученных величин чистого денежного потока по первому и второму вариантам свидетельствует о предпочтительности использования косвенного финансового лизинга перед банковским кредитом для обновления подвижного состава. В результате применения данного инструмента достигается экономия денежных средств в размере 56,64 тыс. руб. Не принимая в расчет влияние инфляционного фактора и существование риска не возврата денежных средств, можно утверждать о целесообразности второго варианта среднесрочного финансирования.

Заключение

В заключении подведем итоги и четко покажем перспективность дальнейшего развития лизинговых отношений.

Положительным моментом для юридических лиц является то, что уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль за счет затрат. То есть чем больше предприятие затратит, тем меньше налога на прибыль оно заплатит, так как лизинговые платежи отражаются в затратах предприятия.

Компания, имеющая в собственности имущество, взятое в лизинг, не платит налог на имущество и все проблемы, возникающие с объектом лизинга, берет на себя лизинговая компания.

На лизинговое оборудование компания вправе применять коэффициент ускоренной амортизации. Так, с применением коэффициента ускоренной амортизации имущество амортизируется за 12 месяцев, вместо 3-5 лет. Тем удобнее становится лизингополучателю, приобретая имущество на баланс с нулевой стоимостью.

Лизинговые операции не влияют на показатели финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, так как на балансе предприятия отражается только задолженность по текущим лизинговым платежам.

Менее жесткие требования лизинговой компании по обеспечению клиентом исполнения обязательств по лизинговому договору (оформлению залога) в отличие от требований по кредиту.

Процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем по привлечению кредита.

При всем этом необходимо добавить, что лизинг, по сравнению с кредитом, дороже и стоимость его зависит от суммы и сроков сделки и других условий.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты и нормативные документы

.      Российская Федерация. Законы. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс]: [федер.закон: принят 26 октября 1998 года] // Консультант Плюс: справ.правовая система. Законодательство.

Монографии, сборники, учебники и учебные пособия

.      Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2011

3.      Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС,2012.

.        Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 768 с.

.        Кузнецов Б.Т. Инвестиции: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 623c

.        Лебедева И. Л. Математическое программирование в совершенствовании механизма лизинга. / И.Л. Лебедева, Г.А. Холодный. − Вестник ХГПУ. − 2010. − в.122 − С. 56-59.

7.    Твердохлеб А.Ю. Актуальность использования лизинга российскими предприятиями в условиях транзитивной экономики Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь - декабрь 2013

.      Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев В.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 1024 с

9.      Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Д.В. Инвестиции. Учебник для ВУЗов по экон. специальностям. / Пер.с англ. - М.: Инфра -М, 2006. - 1027с

.        Экономика строительства. Под ред. Степанова И.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. - 620 с.

Приложение А


Таблица 2 Вертикальный и горизонтальный анализ баланса ОАО «Орджоникидзевское АТП» за 2012-2013гг млн. руб.

Статьи баланса

Величины

Горизонтальный анализ

Вертикальный анализ, в % к валюте баланса

 

Актив

2012

2013

Абсолютные отклонения (гр.1-гр.2)

Относительные отклонения (гр.2/гр1*100)

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

 

Внеоборотные активы 1 раздел 

15

15

0

100,0

0,03

0,03

 

Основные средства

754

856

102

113,5

1,69

1,53

 

Доходные вложения в материальные ценности

11250

11500

250

102,2

25,3

20,5

 

Долгосрочные финансовые вложения

240

240

0

100,0

0,4

0,4

 

Итого по разделу 1

12259

12611

352

102,9

27,5

22,5

 

Оборотные активы 2 раздел







 

Запасы: 

16485

26750

10265

162,3

37,0

47,8

 

сырье, материалы

20

25

5

125,0

0,04

0,04

 

готовая продукция и товары для перепродажи

8421

10500

2079

124,7

18,9

18,7

 

товары отгруженные

7688

15684

7996

104,0

17,3

28,0

 

расходы будущих периодов

356

541

185

151,9

0,79

0,96

7544

8155

611

108,1

16,9

14,6

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

1411

1355

-56

96,0

3,17

2,4

 

в т.ч. покупателей и заказчиков

1411

1355

-56

96,0

3,17

2,4

 

Краткосрочные финансовые вложения 

350

255

-95

72,8

0,8

0,5

 

Денежные средства 

6499

6850

351

105,4

14,6

12,2

 

Итого по разделу 2

32289

43365

11076

134,3

72,5

77,4

 

БАЛАНС

44548

55976

11428

125,6

100,0

100,0

 

Пассив







Капитал и резервы 3 раздел







Уставный капитал 

15000

15000

0

100,0

33,7

26,8

Собственные акции выкупленные у акционеров







Добавочный капитал

7

8

1

114,3

0,02

0,01

Резервный капитал

12000

14000

2000

116,7

25,0

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

12000

14000

2000

116,7

26,9

25,0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

2501

4306

1805

172,2

5,6

7,7

Итого по разделу 3

29508

33314

3806

112,8

66,2

59,5

Долгосрочные обязательства 4 раздел







Займы и кредиты

100

100

0

100,0

0,2

0,2

Итого по разделу 4

100

100

0

100,0

0,2

0,2

Краткосрочные обязательства 5 раздел 







Займы и кредиты

4000

4000

0

100,0

8,9

7,1

Кредиторская задолженность

7440

15062

7622

102,4

16,7

26,9

в т.ч. поставщики, подрядчики

7440

15062

7622

102,4

16,7

26,9

Резервы предстоящих расходов 

3500

3500

0

100,0

7,9

6,2

Прочие краткосрочные обязательства 







Итого по разделу 5

14940

22562

151,0

33,5

40,3

БАЛАНС

44548

55976

11428

125,6

100,0

100,0


Похожие работы на - Использование лизинга на примере ОАО 'Орджоникидзевское АТП'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!