Анализ бюджетного устройства государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,79 Мб
  • Опубликовано:
    2014-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ бюджетного устройства государства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

В ЭКОНОМИКЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

Анализ бюджетного устройства государства

Выполнила студентка:

Рюмина А. В.

Научный руководитель:

Азарова В. В.

к. э. н.



Мурманск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ СТРОЙСТВО

.1 Бюджетная система РФ. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ

.2 Бюджетный процесс. Бюджетная классификация

.3 Принципы бюджетной системы. Баланс бюджета РФ

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ СТРАН: РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЕЛАРУСИ

.1 Сравнительный анализ доходов бюджетов

.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества, играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики, которую избирает власть. Государственный бюджет страны является главным звеном в финансовой системе общества, так как он представляет собой совокупность финансовых смет (планов, расчетов) всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. Он, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает для нашей политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Именно посредством финансовой системы, государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы задачи и функции.

Актуальность выбранной мною темы показывает, что именно бюджет страны выступает инструментом регулирования, стимулирования и поощрения экономики государства, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, ведь именно через бюджет осуществляется социальная политика страны. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика, а этот перечень функций, который играет огромную роль в формировании нашего федеративного государства.

Каждому из нас необходимо иметь представление о теоретической и практической значимости основных финансовых категорий, таких как: налоги, государственный кредит, государственные расходы, которые в наше время являются ведущими звеньями финансовой системы любого государства, и играют как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе, ведь вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом.

Из выше сказанного следует, что тема данной курсовой работы является одной из важных и актуальных на сегодняшний день.

Объектом исследования курсовой работы является бюджетное устройство страны.

Предмет исследования - индикаторы развития бюджета стран (доходная и расходная части бюджетов стран).

Цель исследование - рассмотрение государственного бюджета, при этом показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов.

Осуществление поставленной цели предопределило необходимость решения следующей задачи:

рассмотрение налогового климата страны, а также бюджета, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, которое является конкретным выражением экономической политики федеративного государства.

Основная проблема курсовой работы - занижение доходов федерального бюджета, сопровождаемое искусственным увеличением дефицита планового бюджета, что приводит к избыточным заимствованиям, росту государственного долга при исполнении практически профицитного бюджета.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

метод анализа;

синтез;

метод индукции.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

ГЛАВА I. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

.1 Бюджетная система РФ. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ

В государственных формированиях любого типа обязательным элементом является бюджетная система. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Для начала нужно для себя уяснить само понятие бюджета: Бюджет - это основной финансовый план государства или органов местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и многое другое. Но составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

А главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.

Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются:

Во-первых, единство (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и т.д.); во-вторых, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; в-третьих, принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов различных уровней подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; в-четвертых, сбалансированность - в идеале объем предусмотренных расходов должен соответствовать предусмотренным доходам; принцип минимизации дефицита бюджета; в-пятых, эффективность и экономность использования бюджетных средств; в-шестых, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.1

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются:

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.

В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехфазна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджет государства и местного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Подбюджетом государства в России в связи с федеративным устройством понимаются бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации и ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций. Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

Государственный бюджет;

Многочисленные местные бюджеты.

А в федеративных государствах, коей является Россия, бюджетная система базируется из трех уровней:

Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местные бюджеты ( около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней )

В унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня:

государственный бюджет;

бюджеты субъектов федерации. ( однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих - именно таким образом формируется и определяется бюджетное устройство РФ).

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую дли деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства предназначены для:

) функционирования органов государственного управления;

) осуществления международной деятельности государства ( в том числе международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей);

) национальной обороны;

) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;

) функционирования федеральной судебной системы;

) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;

) развития промышленности, энергетики и строительства;

) развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;

) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 10) развития образования, культуры, искусства и СМИ,

здравоохранения;

) осуществления социальной политики и т. д.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие:

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.1 Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей).

.2 Бюджетный процесс. Бюджетная классификация

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В РФ принят Бюджетный кодекс от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ. Участниками бюджетного процесса являются:

)Президент РФ;

)органы законодательной (представительной) власти;

)органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

)органы денежно-кредитного регулирования;

)органы государственного и муниципального финансового контроля;

)государственные внебюджетные фонды;

)главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

)получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов . Составление проекта федерального бюджета осуществляется (Правительством РФ) и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.1

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати. Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.1

В Бюджетном послании Президента определяются:

) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

) сводный финансовый баланс по территории РФ;

) основные направления бюджетной политики РФ;

) сведения о государственных доходах на территории РФ;

) проект бюджета РФ;

) проект консолидированного бюджета РФ;

) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением им классификации кодировочных групп. Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов, с ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Она должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. Эта классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждена ФЗ.

Она используется для:

утверждения, составления и использования бюджетов;

контроля за расходованием бюджетных средств;

обеспечения сопоставимости показателей всех уровней;

составления консолидированных бюджетов на различных территориях.

Бюджетная классификация включает:

)классификацию доходов бюджетов РФ;

)функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

)экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

)классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

)классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

)классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

)классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; 8)ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

.3 Принцип бюджетной системы. Баланс бюджета РФ

Принцип единства бюджетной системы - означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:1

) единства бюджетной системы Российской Федерации (означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов);

) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления);

) самостоятельности бюджетов (право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов и многое другое);

) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации);

) сбалансированности бюджета (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета);

) эффективности и экономности использования бюджетных средств (означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня);

) гласности (означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти);

) достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);

) адресности и целевого характера бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей).

Бюджетная классификация - является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетную классификацию используют для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:1

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

«Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:

От нерезидентов;

От государственных внебюджетных фондов;

От бюджетов других уровней;

От государственных организаций.

«От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

Дотации;

Субвенции;

Трансферты.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов:1

) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени),

)неналоговые,

)безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Виды неналоговых доходов:

)от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

)от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

)средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

)финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:1 1)ассигнования на содержание бюджетных учреждений; 2)оплата по государственным (муниципальным) контрактам; 3)трансферты населению; 4)ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; 5)бюджетные кредиты юридическим лицам; 6)субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам; 7)инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; 8)кредиты иностранным государствам; 9)средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).

Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета.

Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права).

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Основная проблема бюджета любого уровня - это проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или федерального уровня.

Все мы стараемся четко сформулировать и увязать для себя источники доходных и расходных статей своего собственного бюджета, также старается увязать их и наше правительство, на уровне местных бюджетов, уровне субъектов и на высшем федеральном уровне. Актуальность темы обусловлена тем, что именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Методология данной экономической сферы позволяет влиять на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития, тем самым, обеспечивая стабильность экономической деятельности и экономического роста страны. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности государства в сферах стратегической деятельности и наиболее значимых социальных гарантий.

Профицит федерального бюджета возникает при превышении доходов над расходами.

Дефицит федерального бюджета - наоборот, при превышении расходов над доходами.

Стабилизационный фонд являлся частью механизма в формировании доходов федерального бюджета РФ. Он аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (в частности нефть, нефтепродукты и газ). Управление средствами Фонда вело Министерство финансов РФ, в свою очередь, порядок управления определялся Правительством РФ. В 2008г., после начала кризиса, экономическая ситуация сложилась так, что конъюнктурных доходов, зачисляемых в Стабилизационный фонд, было недостаточно для обеспечения бюджетной и макроэкономической устойчивости.1 Поэтому в январе 2008г. была осуществлена фондовая реформа - Стабилизационный фонд РФ был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ, и для новых фондов расширен перечень источников их формирования. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета. Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012гг. повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса РФ, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП.

Начиная с 2010г. страна будет находиться на рынке внешних заимствований даже при цене в 70 долларов за баррель, несмотря на то, что прогнозная цена на нефть, заложенная в бюджет 2010г. составляет 58 долларов за баррель.

В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составит в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

Определены цифры дефицита федерального бюджета на 2010-2012гг. В 2010г. дефицит федерального бюджета РФ составит 3 186,6 млрд.руб.(7,5% ВВП), в 2011г. - 2 011,7 млрд.руб. (4,3% ВВП), 2012г. - 1 563,8 млрд.руб. (3% ВВП). Для покрытия дефицита была разработана следующая методология: в 2010г. дефицит будет покрыт на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния, 26,1% составят другие источники, в том числе государственные заимствования. В 2011г. - 36,9% будет покрыто из Фонда Национального благосостояния, 63,1% иные источники, в том числе государственные заимствования.

В 2012г. - на 45,5% из Фонда Национального благосостояния и 54,5% соответственно другие источники, в том числе государственные заимствования.

Привлечение внешних заимствований в 2010г. составит 17, 8 млрд. долларов США при погашении 1,4 млрд. долл., в 2011г. - 20,6 млрд. долл., при погашении 3,1 млрд. долл., в 2012г. - 20 млрд. долл. при погашении 1,3 млрд. долл. В результате общее привлечение внешних заимствований за период 2010-2012гг. составит 58,4 млрд. долл. при погашении 5,8 млрд. долл. Итого «чистое привлечение» составит - 52,6 млрд. долл.

Привлечение внутренних заимствований в 2010г. составит 844,1 млрд. руб. при погашении 275,7 млрд. руб.,

в 2011г. - 975,5 млрд. руб. при погашении 275,7 млрд. руб.,

в 2012г. - 755,4 млрд. руб. при погашении 518,9 млрд.руб.

В результате общее привлечение внутренних заимствований составит 2 557,0 млрд.руб. при погашении 1003,5 млрд.руб. Итого «чистое привлечение» составит - 1 553,5 млрд.руб.

Общее «чистое привлечение» по курсу 29,32 руб. за доллар:

) 52,6 млрд.долл. * 29,32 руб. = 1 542,232 млрд. руб.;

) 1 553,5 млрд.руб.

)1542,232+1553,5=3 095,732 млрд.руб.

Помимо внешних и внутренних заимствований для покрытия дефицита бюджета вводятся также изменения в налоговом законодательстве.

В 2010г. ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма будет также равняться 26 процентам (в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, ФФОМС - 1,1%, ТФОМС - 2%). С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.1

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ СТРАН: РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЕЛАРУСИ

.1 Сравнительный анализ доходов бюджетов

Доходная часть бюджета РФ за 2010-2012 года

Доходная часть - показывает источники денежных средств бюджета. В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7 %, доходы целевых бюджетных фондов - 9 %.

Доходная часть бюджета РФ за 2010 год

Рис. 1. Доходная часть бюджета РФ за 2010 год

Доходы Федерального бюджета за период 2009-2010 годы имеют тенденцию роста. В 2009 году они составили 7 337,8 млрд. руб., в 2010 году - 7 783,8 млрд. руб., что на 6% больше предыдущего года.1

Наибольший удельный вес в нефтегазовых доходах занимают таможенные пошлины, которые имеют стабильную тенденцию увеличения.

В 2010 году увеличились до 2 427,2 млрд. руб. и составили 31,2% всех доходов.

Наибольший удельный вес в нефтегазовых доходах занимает налог на добавленную стоимость, по которому также наблюдается тенденция увеличения. В 2009 году его объем был 2 050 млрд. руб., что составило 27,9% всех доходов. В 2010 году произошло увеличение до 2 295,8 млрд. руб., что составило 29,5% всех доходов

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики Российской Федерации в 2010 году, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога.

Доходная часть бюджета РФ за 2011 год

Рис. 2. Доходная часть бюджета РФ за 2011 год

Доходы Федерального бюджета в 2011 году составили 8 617,8 млрд. руб., что на 10,7% больше 2010 года. Также произошло увеличение таможенных пошлин до 2 689 млрд. руб., однако их удельный вес остался прежним.

Рост поступлений по налогу на прибыль организаций за 2011 год обусловлен улучшением финансово-хозяйственной деятельности, в частности ростом прибыли прибыльных организаций.

Рост поступления налога в 2011 году обусловлен увеличением объема импорта и введением в действие с 01.07.2010 Соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», согласно которому администрирование поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, возложено на ФНС России.

Доходная часть бюджета РФ за 2012 год

Рис. 3. Доходная часть бюджета РФ за 2012 год1

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12 855,5 млрд. рублей, что на 59,1 млрд. рублей, или на 0,5 %, меньше показателя (12 914,6 млрд. рублей), установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), расходы - 12 895,0 млрд. рублей, что на 62,3 млрд. рублей, или на 0,5 %, меньше законодательно установленного показателя (12 957,3 млрд. рублей).

Увеличение доходов федерального бюджета в 2012 году связано с изменениями и дополнениями в налоговом и бюджетном законодательстве, в частности:

индексацией специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию (на табачную продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, на спирт этиловый из всех видов сырья);

увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения;

установлением норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов;

зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков.                 

Рис. 4. Доходная часть бюджета РФ за 2010-2012 года

Рис. 5. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 года

По данным Рис. 4. видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.

На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 4548,3 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 38,1%).А доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 2,5%).

Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 53,8%.

По данным Рис. 5. видно, что все доходы в рассматриваемый период с 2010 по 2012 возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.

Видно, что доли каждого дохода в федеральном бюджете на протяжении трех лет примерно одинаковые: показатели колеблются в пределах 2%. Данный факт свидетельствует о стабильности поступлений каждого дохода государственного бюджета РФ.

Доходная часть бюджета Беларуси за 2010-2012 года

Доходная часть бюджета Беларуси за 2010 год

Рис. 6. Доходная часть бюджета Беларуси за 2010 год

Налоговые доходы в консолидированном бюджете резко сократились в 2009 году, с 36,33% ВВП в 2008г. до 30,09% ВВП в 2009г. и 27,4% ВВП в 2010 году.

Именно кризисы заставили правительство существенно снизить объем ресурсов, перераспределяемых через бюджет. В 2010 году совокупные государственные доходы составляли 51% ВВП. Всего за три года они сократились до 36,1%, т. е. почти на 15 процентных пунктов.

Доходная часть бюджета Беларуси за 2011 год

Рис. 7. Доходная часть бюджета Беларуси за 2011 год

В 2011 году правительство попыталось увеличить размер государства до 28,95% ВВП, но в результате инфляционного и валютного кризиса вынуждено было смириться с сокращением доли налоговых доходов к ВВП до 24,49%. В 2011 году все доходы бюджета, в том числе ФСЗН, составили оценочно 36,1% ВВП, что является рекордно низким показателем за всю историю нашей страны.1

Понимая ограничения рынка и учитывая факт конкуренции с российским законодательством, бюджет-2012 года должен быть сбалансированным на уровне совокупных доходов около 37,1% ВВП.

Доходная часть бюджета Беларуси за 2012 год

Рис. 8. Доходная часть бюджета Беларуси за 2012 год

Доходы бюджета в 2012 году составили 91,1 трлн. руб., что в реальном выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году.

Основными источниками доходов бюджета в 2012 году явились поступления по подоходному налогу (21,2% от всех доходов), налогу на прибыль (15,4%) налогу на добавленную стоимость (14,4%), налогам на собственность (5,7%), неналоговые доходы (5,2%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (31,5%).

В 2012 году наблюдался рост собственных доходных поступлений (в реальном выражении) бюджета по сравнению с 2011 годом.

Рис. 9. Доходная часть бюджета Беларуси за 2010-2012 года

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета Беларуси за 2010-2012 года

Виды доходов

2010 г. млрд. руб

2011 г. млрд. руб

2012 г. млрд. руб

Налоги на доходы и прибыль

3,7

2,3

4,7

Налоги на товары (работы, услуги)

17,5

19,1

50,1

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

10,1

7,3

25,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

2,1

2,6

9,3

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

0,8

0,5

5,9

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

1,5

1,4

3,3

Доходная часть бюджета

33,6

92,8


По данным Рис. 9. видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010: так доходы от налогов на доходов и прибыль 3,7 до 4,7 млрд. руб., от налогов на товары (работы, услуги) возросли от 17,5 до 50,1 млрд. руб., от налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности с 10,1 до 25,3доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности- с 2,1 до 9,3 млрд.руб. и доходы от осуществления приносящей доходы деятельности с 0,8 до 5,9 млрд.руб. Причинами этого являются стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к сбалансированному бюджету 2012 года.

На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 57,6 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 53,5%). и доходы от налогов на товары (работы, услуги) (их удельный вес в увеличении суммы доходов 25,9%).А доходы от осуществления приносящей доходы деятельности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 3,4%).

Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 15,2 млрд.руб.

По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период с 2010 по 2012 возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет налогов на товары, они составляют в среднем 53,5% всех поступлений в бюджет (25,3 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Стоит заметить, что в основном все поступления в бюджет осуществляется за счет всех налогов.

Видно, что доли многих доходов в федеральном бюджете на протяжении трех лет значительно менялись .Данный факт свидетельствует о не стабильности поступлений каждого дохода государственного бюджета Беларуси.

.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. На диаграммах представлены процентные доли статей расходов от всей расходной части, а в таблицах- количественные данные.

Расходная часть бюджета РФ за 2010-2012 года

Расходная часть бюджета РФ за 2010 год

Рис. 10. Расходная часть бюджета РФ за 2010 год1

Расходы Федерального бюджета аналогично доходам имеют тенденцию увеличения. В 2009 году они составили 9 660,1 млрд. руб. В 2010 году увеличились на 5,7% и составили 10 212,4 млрд. руб.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального бюджета имеют межбюджетные трансферты. В 2009 году на них направлялось 3 277,6 млрд. руб., что составляло 33,9% всех расходов. В 2010 году они увеличились на 14% до 3 751 млрд. руб.

Также наибольший удельный вес занимает национальная оборона. В 2009 году расходы на неё составили 1 377,5 млрд. руб. В 2010 году расходы увеличились на 2,4% до 1 410,3 млрд. руб.

Расходная часть бюджета РФ за 2011 год

Рис. 11. Расходная часть бюджета РФ за 2011 год

Расходы Федерального бюджета в 2011 году увеличились на 1,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 10 385,1 млрд. руб.

В 2011 году также произошло увеличение межбюджетных трансферт, но уже на 4,9% до 3 934,9 млрд. руб., что составило 37,8% всех расходов.

Расходы по разделу общегосударственные вопросы имеют тенденцию уменьшения. Если в 2009 году они составляли 1 205,5 млрд. руб. при этом их доля составляла 12,4% всех расходов, то в 2011 году наблюдается уменьшение до 930,5 млрд. руб., что составляет 8,9% всех расходов.

В целом за период 2010-2011 годы Федеральный бюджет исполнился с дефицитом, который в 2009 году составил 2 322,3 млрд. руб., в 2010 году 2 428,6 млрд. руб. и в 2011 году уменьшился до 1 767,3 млрд. руб.

Расходная часть бюджета РФ за 2012 год

Рис. 12. Расходная часть бюджета РФ за 2012 год

Увеличение расходов федерального бюджета на общую сумму 78 050,5 млн. рублей произведено в основном за счет остатков средств Федерального дорожного фонда и Инвестиционного фонда Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 27 184,4 млн. рублей и 19 836,5 млн. рублей соответственно и за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в объеме 29 821,7 млн. рублей.

В целом за период 2010-2012 годы Федеральный бюджет исполнился с дефицитом, который в 2010 году составил 2 322,3 млрд. руб., в 2011 году 2 428,6 млрд. руб. и в 2012 году уменьшился до 1 767,3 млрд. руб.

Рис. 13. Расходная часть бюджета РФ за 2010-2012 года1

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета Беларуси за 2010-2012 года

Виды расходов

2010 г. млрд. руб

2011 г. млрд. руб

2012 г. млрд. руб

Социальная политика

2 344,94

3 128,53

3 859,8

Национальная экономика

1 206,0

1 790,2

1 968,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

836,4

1 516,0

1 843,0

Национальная оборона

743,7

1 259,8

1 812,3

Общегосударственные вопросы

836,4

787,4

806,0

Прочие расходы

1 449,9

2 453,4

2 601,2

Расходная часть бюджета

9 054,7

10 935,2

12 890,8


По данным таблицы 2 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 743,7 млрд. руб. до 1812,3 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность - с 836,4 млрд. руб. до 1843,0 млрд. руб., национальную экономику - с 1206,0 млрд. руб. до 1968,5 млрд. руб. и социальную политику - с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб.

Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

Государство осуществляет самые большие расходы на социальную политику, что составляет 27,3% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 23% до 30%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.

По данным расчетам таблицы 2 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на социальную политику: они выросли на 1514,81 млрд. руб. Но в процентном же соотношении наибольшее изменение имели расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: они увеличились на 69,8%. Другими словами, государство считает это направление расходов наиболее значимым, так как оно увеличило их больше, чем наполовину.

Стоит отметить, что не все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 30,4 млрд. руб.

На увеличение общей суммы расходов на 3836,1 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на социальную политику (54,6%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на охрану окружающей среды (0,3%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -31,1%.

Рис. 14. Расходная часть бюджета Беларуси за 2010 год

Расходы республиканского бюджета в 2010 году по разделу «Социальная политика», включающие расходы на социальную защиту, пенсионное обеспечение и молодежную политику, помощь в обеспечении жильем, профинансированы в сумме 3 245 086 627,9 тыс. рублей. Финансирование расходов в социальной сфере осуществлялось в целях обеспечения гарантий, предусмотренных статьями 47 и 48 Конституции.

Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2010 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.

Расходная часть бюджета Беларуси за 2011 год

Рис. 15. Расходная часть бюджета Беларуси за 2011 год

За период с 2010 года в Республике Беларусь отмечалось одно из самых существенных сокращений государственных расходов в регионе. На фоне снижения налоговой нагрузки государственные расходы сократились на 13,2 процентных пункта ВВП с 2010 по 2011 год и составили 36 процентов ВВП по состоянию на конец 2011 года.

Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2010 - 2011 годы - 212,3 %. Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2010 году до 29,53 % в 2011 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Расходная часть бюджета Беларуси за 2012 год

Рис. 16. Расходная часть бюджета Беларуси за 2012 год

В 2012 году изменилась структура расходов местных бюджетов в сторону увеличения доли капитальных расходов на 3,7%. Доля первоочередных расходов (выплата заработной платы рабочим и служащим (с учетом начислений на неё), оплата лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продуктов питания, коммунальных услуг, трансфертов населению, субсидирование жилищно-коммунальных и транспортных услуг, оказываемых населению, обслуживание долга органов местного управления и самоуправления) сократилась с 61,5% до 59,2% в объеме расходов местных бюджетов.

В 2012 году профицит местных бюджетов составил 3,1 трлн. рублей.

доходы 2012 РФ.

Рис. 17. Расходная часть бюджета Беларуси за 2010-2012 года

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета Беларуси за 2010-2012 года

Виды расходов

2010 г. млрд. руб.

2011 г. млрд. руб.

2012 г. млрд. руб.

Социальная политика

3,0

4,3

8,8

Национальная экономика

12,9

7,2

16,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,4

3,8

7,3

Национальная оборона

1,4

2,0

4,6

Общегосударственные вопросы

14,7

17,2

44,3

Прочие расходы

3,8

5,1

10,9

Расходная часть бюджета

38,2

39,6

92,7


По данным таблицы 3 видно, что, также как и доходы, многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на социальную политику - с 3 млрд. руб. до 8,8 млрд. руб., на национальную экономику- с 12,9 до 16,8 млрд.руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность- с 2,4 до 7,3 млрд. руб., на национальную оборону- с 1,4 до 4,6 млрд.руб., на общегосударственные вопросы- с 14,7 до 44,3 млрд. руб.

Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

Государство осуществляет самые большие расходы на общегосударственные вопросы, что составляет 43,2% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 38,5% до 47,8%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.

По данным расчетам таблицы 4 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на общегосударственные вопросы : они выросли на 29,6 млрд. руб. И также наибольшее изменение имели расходы на национальную экономику, но они, в отличие от расходов на общегосударственные вопросы, наоборот уменьшились на 15,7 млрд.руб. Другими словами, государство считает это направление расходов менее значимым, так как оно их уменьшило практически наполовину.

Стоит отметить, что абсолютно все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 30,4 млрд. руб.

На увеличение общей суммы расходов на 54,5 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на общегосударственные вопросы(43,2%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на национальную оборону(4,6%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -11,5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгляд, возможным долгосрочным источником стабилизации и балансировки доходов бюджета, правительство РФ может выдвинуть Таможенный Союз (России, Белоруссии и Казахстана). Образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономики России (также и других стран-участниц), что обеспечит прирост ВВП, а, следовательно и доходы федерального Российской Федерации.

Безусловно, соблюдение баланса бюджета нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне.

Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета.

Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет.

Для решения проблем стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета необходимо:

Во-первых, создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;

во-вторых, развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;

в-третьих, перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

в-четвертых, необходимо не просто закрывать «дыры в бюджете», а вкладывать средства, которые в дальнейшем бы приносили прибыль.

Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров. Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.

Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики - федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого - аксиома стабильной экономики.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Викентьев И. Л. Живой словарь бизнес-тренера 300 терминов - М.: ТРИЗ-ШАНС, 2007. - 264 с.

Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 568 с.

Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И. Попова, 4-е изд. - СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. - 158 с.

Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

Бюджетный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 224 с. - (Правовая библиотека).

Дроздов О.И. Совершенствование механизма кассового исполнения бюджета // Финансы. - 2007. - №8. - 32-33 с.

Предварительная оценка федерального бюджета за январь-июнь 2008 года // Финансы. - 2008. - №8. - 79 с.

Экономический журнал «Вопросы статистики»2013. - №3. - 94 с.

Экономический журнал «Вопросы экономики»2008. -№7. - 32 с.

Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. - 12-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 591 с.

Курс экономической теории: Учебник - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2011. - 868 с.

Аранжереев М.М., «Подведены итоги деятельности НПФ в 2001 году»// Пенсия, 2002.-№5. - 352 с.

Финансы. Учебник / Под ред. проф. В. В. Ковалёва. - М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. - 640 с. бюджет доход расход

Большой экономический словарь. / Под ред. Н. Арилияна. - М.: Институт Новой экономики, 1997. - 908 с.

Коллективные инвестиции / Т. Бойко. - СПб.: Норма, 1997. - 227 с.

Бюджетная система России: учебник для студентов вузов /ред. Г.Б. Поляк.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТА-ДАНА,2010. - 703 с.

-Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998.  308c. <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CDAQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.rg.ru%2F2008%2F05%2F20%2Fbudgetny-kodeks-dok.html&ei=fQh9UZ2BJums4ATjjoCYDg&usg=AFQjCNEJZCnBwUrqfrJlMEf6QDX26M9YCQ&bvm=bv.45645796,d.bGE&cad=rjt>

Похожие работы на - Анализ бюджетного устройства государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!