Субкультуры
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования « САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине
«Культурология»
На тему: «Субкультуры»
Выполнил:
Артемьев Максим Иванович
Студент I курса 5лет 10мес. спец. ГМУ
группа 7/401 № зачет. Книжки 04906/10
Преподаватель: Панфилова Марина Игоревна
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение
Глава I. Понятие культуры и субкультуры
.1 Культура
.2 Субкультура
Глава II. Паркур, как искусство
.1 Паркур. Основные понятия
.2 Философия паркура
.4 Популярность паркура
.5 Сленг трейсера
Заключение
Список используемой литературы и источников
Введение
С давних времен человечество сталкивалось с таким явлением,
когда определенная группа лиц или часть общества, находя общие интересы,
создавали некие объединения. Участников таких объединений можно было определить
по их поведению, по своеобразному стилю речи и по тому, как они одеваются.
Позднее такие объединения переросли в субкультуры. В последнее время создается
все больше разновидностей субкультур, это связано с тем, что современному
человеку не нужно постоянно работать, чтобы прожить, у него появляется все
больше свободного времени, которое он занимает всевозможными увлечениями и
хобби.
В данной работе мы разберем само понятие субкультуры и одну
из самых молодых движений - паркур.
Актуальность темы заключается в том, что количество молодежных субкультур
с каждым днем становится все больше и больше, и часто они носят не самый
дружелюбный характер. А мы познакомимся с таким движением, которое
пропагандирует спорт и здоровый образ жизни.
Цель работы заключается в том, чтобы понять, что такое паркур и в чем его
суть. А для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, разобрать понятия культуры и субкультуры. Во-вторых, узнать, как
зародись паркур, и кто был его родоначальником. И наконец, рассмотреть, какую
идеологию преследует паркур, и что он привнес в жизнь общества.
Работа состоит из двух глав. В первой главе мы разберем понятия культуры
и субкультуры. А вторая глава даст нам представление о том, что такое паркур, и
кто им увлекается. Работ основана на статьях интернет журнала «Трайсер.РУ. «Все
о паркуре», и учебных пособиях по социологии и обществознанию.
Глава
I. Понятие культуры и субкультуры
.1
Культура
Понятие культуры является сложным и многозначным понятием. Потому что
существует около трехсот самых разнообразных определений культуры. Мы
рассмотрим из них самые основные и распространенные.
Самым общим определением культуры является: культура - это все созданное
человеком, чего нет в природе, это мир, который был освоен и преобразован. А
изначально латинское слово cultura означало «возделывание», «обработка» и
относилось, прежде всего, к земле. Однако не совсем все, что создал человек,
есть культура, поскольку общество породило и такие явления, которые, как не
старайся, невозможно отнести к определению культуры. Ведь нельзя же назвать
наркоманию «явлением культуры», а озоновую дыру «достижением культуры». Поэтому
первое определение: «культура - это обработанная природа», требует серьезных
дополнений.
Следующее определение культуры является более узким: культура - сфера
общественной жизни, где вырабатываются и потребляются духовные ценности, такие
как эстетические, нравственные, религиозные и другие. В этом определении
культура соотносится к политике, экономике и общественная жизнь в целом. Но при
этом в повседневной жизни мы относим к «культуре» в первую очередь искусство и
мораль, а театры, музеи и школы называем «культурными учреждениями», и далеко
не всякое общественное явление может быть оценено положительно и отнесено к
разряду «культурных». В то же время «культура экономических отношений»
предполагает такую организацию отношений, которая способствует удовлетворению
потребностей человека, а не служит только росту капитала. «Культура
политической дискуссии» помогает различным социальным группам цивилизованно,
гармонично реализовывать свои интересы. Отсюда слово «культурный» говорит о
духовной ценности этих сфер общественной жизни и главным признаком культурного
начала является способность уравновешивать, приводить к гармонии отношения в
обществе.
И наконец, последний вид определения трактуют так, что культура - это
универсальный способ освоения, преобразования самого человека, то, что делает
его гуманнее и лучше. В этом случае культура определяет рамки того, что
является лучшем в человеке. В процессе своего развития личность усваивает
правила нравственного поведения в обществе и правовые нормы жизни в
государстве, формирует свое мировоззрение и отношение к религии и традициям,
вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. В итоге человек, благодаря
индивидуальному развитию, получает возможность создавать новые культурные
ценности.
1.2
Субкультура
Субкультура (лат. Sub -
под и cultura - культура; подкультура) - часть общества, которая отличается от
преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы,
являющиеся носителями этой культуры. Субкультура находится в основной культуре,
но может отличаться от доминирующей культуры своей системой ценностей, языком,
манерой поведения, одеждой и так далее. Формирование субкультуры происходит на
основе национальной, демографической, профессиональной, географической и других
баз. Чаще всего та субкультура, которую принял человек, остается с ним на всю
жизнь. Те субкультуры, которые образованы по этническим характеристикам, всегда
отличаются своим диалектом от общей языковой нормы.
Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев,
характерных всей молодежи, у которой досуг и отдых стали основными формами
существования и вытеснили труд в качестве важнейшей жизненной потребности.
Молодежной субкультуре присуще собственное мировоззрение, своеобразные манеры
поведения, стили одежды и прически, способы проведения досуга и другие. Чаще
всего субкультуры формируются на основе общих интересов: от музыкальных стилей
и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений.
Формирование целых субкультур происходит за счет всевозможных фэндомов, в
результате конфликтов преобладающей культуры и отдельной группой лиц, например,
на основе религиозных разногласий или при преступлении границы закона.
Фэндомы или фанаты - сообщество поклонников, чаще всего, определенного
писателя, исполнителя, или стиля исполнения. Фэндому присуще определенные черты
субкультуры, такие как своеобразный юмор и сленг, схожие интересы, свои издания
и сайты. Такими примерами выступают поклонники панк-рока, готической музыкой и
так далее. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи
сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.
Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды, язык ,
символику, также общее мировоззрение для своих членов. Присущей конкретной
субкультуре имидж и манера поведения является подобием опознавательного знака,
позволяющим определить своих в общей массе всего населения. Именно это является
сходством сходство новых субкультур современности и традиционных народных
культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур
традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов
культуры и мифо-поэтический анализ.
Существует множество различных субкультур, но все их можно подразделить
на несколько групп. Во-первых, субкультуры основанные на музыкальных
предпочтениях, такие как хиппи, битники, растафари, металлисты и панки,
готик-рокеры, поклонники хип-хопа, эмо-киды и киберпанки. Во-вторых,
арт-субкультуры, такие как отаку и фурри - поклонники анимэ. В-третьих,
интернет-культуры - фидо-сообщества и хакеры. В-четвертых, контркультуры,
например гопники и скинхеды. И наконец, спортивные субкультуры - футбольные
фанаты и поклонники паркура. субкультура паркур трейсер
Именно с поклонниками паркура - трейсерами, мы и ознакомимся по
подробнее. Так как эта субкультура является не только одной из самых
безвредных, а более того очень полезной для общества в целом и трейсера в
отдельности. Паркур пропагандирует здоровый образ жизни и увлечение спортом.
Глава
II. Паркур, как искусство
.1 Паркур. Основные понятия
Слово паркур произошло от французского слова Parkou, произношение которого было изменено основателем для
придания ему дикого звучания, оно обозначает - дистанция, полоса препятствий.
Социологи рассматривают это молодежное движение, как субкультуру, которая
зародилась относительно недавно, официально с 2004 года. Паркур - искусство
перемещения и преодоления препятствий, основан группой молодых людей,
французами Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В настоящее время многие
отдельные лица и объединения большинства стран активно практикуют, развивают и
распространяют паркур, сутью которого является движение и преодоление
препятствий самого разнообразного характера. Таковыми могут считаться как любые
городские постройки, такие как дома, стены, перила, парапеты и другие, так и
специально изготовленные конструкции, которые применяются во время различных
мероприятий и тренировок. Большая часть людей, которая занимается паркуром,
считают его образом жизни.
Паркур - дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения
телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях
человеческой жизни. Люди, которые занимаются паркуром называют себя трейсерами,
они полагаются на свою силу и умение правильно ее применять для того, чтобы
быстро оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело.
Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ,
есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Не смотря на то,
что паркур предполагает полную свободу, он имеет три ограничения: безопасность,
эффективность, простота. Все то, что выходит за эти ограничения уже не
считаются истинным паркуром.
Паркур не относится видам спортивных состязаний. Идеология паркура не
признает конкуренции, соперничества и «показушничества». Все выше перечисленное
относится к фрирану - соревнования, основанные на элементах паркура.
Человек, желающий заняться паркуром, обязан освоить целый рад дисциплин.
Изначально человек должен достичь гармонии тела и духа, познать себя, оценить
свои возможности, которые он имеет до начала тренировок, затем начать бороться
со своими недостатками и страхами. Самый лучший способ добиться этого - йога.
Также хорошим способом воспитания духа являются все виды единоборств, где
постоянно приходится бороться со своими страхами, стремиться побеждать в первую
очередь самого себя. Для того, чтобы наработать физическую форму, необходимо
заниматься лёгкой атлетикой и скалолазанием.
Крайне важным для тренировок является правильное питание трейсера. При
занятии паркуром тело испытывает большие нагрузки и при плохом или
несбалансированном питании ослабленный организм получает большой стресс, в
результате чего тренировки становятся малоэффективными, а в отдельных случаях
вредными для здоровья человека.
2.2 Философия
паркура
Паркур - это искусство, которое было основано на «натуральном методе»,
предполагающий свободное перемещение в ограниченных пространственных условиях
таких, как в городе. Паркур не предполагает каких-либо сложных,
сверхъестественных и не постижимых для человеческого тела элементов, и создан
для помощи людям.
Давид Белль - родоначальник паркура, придает своему творению философский
характер, который состоит из отличного от общепринятого образа мышления и
взгляда на мир. Этот взгляд заключается в том, что окружающее пространство и
весь мир в целом воспринимается, как тренировочная площадка, исключается все
границы для перемещения; мысленно превращать в голове обычные преграды в
препятствия и находить способы их преодоления, не только на тренировке, но и
всюду в повседневной жизни.
По словам основателя, паркур не является экстримом. Экстремальными
называются такие действия, которые связанны с опасностью для жизни и
направленные на получение адреналина. Занятие паркуром не предусматривает
получение адреналина и не создает риск для жизни, вероятность получения травмы
минимальна. Изначально в паркуре каждое действие направлено на изучение
возможностей своего тела, а затем и развитие этих возможностей. Именно такой
паркур видел его родоначальник, который больше похож на философию саморазвития,
чем на экстремальное развлечение.
Также в настоящем паркуре нет акробатики, потому что он не преследует
цель выполнения трюка красиво. Несмотря на то, что элементы паркура могут быть
похожи на акробатические трюки, в действительности в них нет ни сложности, ни
опасности при выполнении даже для человека среднего уровня развития. Все трюки
паркура основаны на системе «Натурального метода», которые вполне естественны
для человеческого тела, и созданы для того, чтобы облегчить преодоление
препятствий, затратив на это минимальное количество энергии. А в свою очередь,
выполнение элементов акробатики требует специальной подготовки и длительных
тренировок, а также повышенного напряжения сил, и непосредственно создает
угрозу здоровью человека. Но главным является то, что акробатика не облегчает и
не упрощает преодоление препятствий, то есть не делает того, что паркуре
выводится на первый план. Исполнение акробатических элементов на улице,
получило название акрострита (от англ. acrostreet), и на самом деле не является
частью паркура как такового.
Не смотря на это, желание выполнять какие-нибудь трюки и элементы красиво
остается личным выбором каждого. Но при этом нужно четко понимать, где
заканчивается паркур и начинается акробатика, а именно акрострит. Особенно это
касается детей, которые имеют слабость подражать киногероям, выполняющим на
экране множество нереальных трюков. Дети не в состоянии грамотно определить
уровень необходимой подготовки для выполнения того или иного трюка, на сколько
они могут быть опасными. Также опасность состоит в том, что детский организм не
сформирован до конца и не готов к столь серьезным нагрузкам.
2.3
Зарождение паркура
Незадолго до начала Первой Мировой Войны во Франции был разработан так
называемый «Натуральный метод» движения. Автором метода стал Жорж Герберт
живший с 1875 по 1957 год и служивший в морском флоте Франции. На основании
своих познаний и опыта, которые он приобрел в результате экспедиций в Африку,
где наблюдал стили и манеры движений аборигенов-охотников, он создал новую
универсальную систему обучения для своих солдат. Смысл ее заключался в развитии
таких качеств как сила воли, моральных и психической выносливости, и физической
силы. Дисциплина состояла из бега, прыжков, скалолазания, самообороны и
общефизической подготовки, которые являлись базовыми составляющими
«Натурального метода». Этот метод тренировок зарекомендовал себя, как наиболее
действенный и эффективный на протяжении Первой и Второй мировых войн.
Раймонд Белль родился 1939 году во Франции, служил в вооруженных силах,
где активно практиковал «Натуральный метод». После службы в армии, он пошёл в
пожарную охрану, где продолжал тренироваться. Благодаря своим тренировкам,
Раймонд являлся одним из самых сильных, ловких и выносливых бойцов своего
пожарного полка, был чемпионом по скоростному карабканью по канату. Его
физические способности и навыки не раз помогали ему спасать людей в ситуациях,
где техника была бессильна. За свою храбрость в спасении людей Раймонд не раз
был удостоен различных наград и медалей.
Сын Раймонда Белля - Давид родился в
1973 году с детства старался подражать своему отцу, занимался гимнастикой,
легкой атлетикой, боевыми дисциплинами. Давид был очень физически развит и
старался проявить себя во многих видах спорта. В 15 лет Давид, не окончив
школу, отправился в Париж, потому что решил посвятить себя спорту. В Париже он
подружился с молодыми людьми, которые чуть позднее стали его последователями и
членами знаменитой команды "Ямакаси", с которой много лет
тренировался в городе Лисс. Постепенно из развлечения тренировки переросли в
спортивно-тренировочную дисциплину со своими правилами и элементами.
Рисунок
1. Команда "Ямакаси"
Добившись известности, «Ямакаси» получили предложение принять участие в
гастролях всемирно известного мюзикла «Нотр Дам де Париж». Давид Белль и
Себастьян Фукан не приняли предложение, а остальные же члены команды согласились
и подписали двухгодичные контракты на участие в мюзикле, где исполняли роли
ловких воришек.
После этого Давид и Себастьян стали продолжать работу над развитием и
распространением паркура. Но в дальнейшем у них стали появляться разногласия.
Считается, что в процессе создания команд и их обучения Себастьян стал брать
деньги за обучение, что Давид категорически отвергал. Тогда Себастьян Фукан
расстался с Давидом Беллем, он создал новое ответвление паркура, которое
получило название фриран. Если в паркуре предпочтительным остается преодоление
препятствий без больших затрат сил, то суть фрирана - в том, чтобы сделать
преодоление препятствий красивым и зрелищным, но при этом уже не стол
практичным, то есть преодоление препятствий ради самого процесса, а не для достижения
финишной точки трассы, как в паркуре.
Фриран Фукана был гораздо более зрелищным, и поэтому использовался для
того, чтобы привлечь внимание, а позднее для получения прибыли. Сам Себастьян
Фукан не считал зазорным брать деньги за обучение этому искусству, а в
дальнейшем стал активно использовать фриран для съемок в фильмах, музыкальных
клипах и рекламных роликах.
В России паркура стал зарождаться и распространяться с появлением команды
«Tracers» из Москвы. Основатель команды Олег Краснянский первый посетил город
Лисс и познакомился с Давидом Беллем.
В 2004 году на пресс-конференции, по поводу премьеры фильма «13 район» в
России, Давид Белль объявляет об основании PAWA - Всемирной Ассоциации Паркура,
представителем которого стала Россия. Олег Краснянский, основатель русской
команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом
получает право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Задачей
PAWA стало развитие и распространение паркура по всему миру, и сохранение истинной
сути данной дисциплины.
Всемирная Ассоциация под представительством России в первозданном виде
просуществовала два года - с 2004 года по 2006 год. Но вскоре после основания
ассоциации, осенью 2006 года, Давид Белль объявил о своем выходе из PAWA, объяснив
это тем, что он не в состоянии контролировать все более растущее количество
отдельных ассоциаций и не готов отвечать за их деятельность в каждом отдельном
случае. Следом российское представительство также прекращает свою работу.
2.4
Популярность паркура
В связи с популяризацией дисциплины и для привлечения новых людей,
многими профессиональными объединениями (Parkour Generations, APK и др.) паркур
в некоторых ситуациях преподносится как один из видов экономного фитнеса. Это
говорит о том, что людей заинтересованных паркуром становится все больше и
больше.
Свою известность и популярность паркур заработал благодаря фильмам
«Ямакаси: Новые самураи» о команде трейсеров, в котором сам Давид Белль не
принял участия, потому что не хотел, чтобы паркур считали, как лучший способ
воровства, и фильмов «Тринадцатый район» и «13-й район: Ультиматум», автором
сценариев которых стал Люк Бессон, в которых Давид стал одним из главных героев
фильма.
После того, как паркур получил свою нынешнюю известность, его элементы и
сцены погонь с его применением стали очень популярными в современной киноиндустрии.
Например, в одном из фильмов о агенте 007 «Казино Рояль», в самом начале фильма
показана сцена погони Бонда за террористом Моллакой, роль которого исполнил
Себастьян Фукан. Погоня проходит в основном благодаря применению элементов
паркура.
В 2007 году русский режиссер Руслан Бальцер снимает фильм «Дерзкие дни»,
повествующий о приключениях команды трейсеров «Urban Monkeys». В 2010 году был
снят фильм «Навыки».
Помимо киноиндустрии паркур затронул индустрию компьютерных развлечений.
В 2007 году студия Core Design Ltd. выпускает игру про паркур под названием
«Free Running», игра сделана в стиле игр про скейтборд. В 2008 году студия
Electronic Arts Digital Illusions Creative Entertaiment выпускает паркур-игру «Mirror's Edge». Игра получила высокие оценки и отзывы
множества трейсеров самого высокого уровня. Это единственная игра, которая
способна передать движения и ощущения трейсера, именно за это она получила
наивысшую оценку среди людей, занимающихся паркуром.
В настоящее время почти не выпускаются игры, где как-нибудь не
использованы и не задействованы элементы паркура.
2.5
Сленг трейсера
Нам известно, что паркур зародился во Франции, но за небольшой промежуток
времени он получил широкую известность во всем мире, в том числе и в России, но
для разговора чаще всего используют английские названия терминов.
· Accuracy Jump, Precision Jump - прыжок, в котором важны точность
приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью
устоять на них.
· Balance - стойка на ногах с целью сохранения баланса.
· Barrel - преодоление препятствия за счет опоры на него одной
рукой и поворота спиной к нему.
· Blind Jump - прыжок «в слепую», когда не видно точки
приземления.
· Cat Balance - стойка на руках и ногах с целью сохранения
баланса.
· Cat Leap (англ. «прыжок по-кошачьи») - прыжок на стену с
принятием хвата руками сверху и упором стопами в стену при согнутых коленях.
Также само положение на стене с принятием хвата руками сверху и упором стоп в
стену.
· Cat Passing - преодоление препятствия за счет опоры на него
руками и не касаясь ногами.
· Double King-Kong - то же, что и King-Kong, только перед
подносом ног происходит один толчок руками для преодоления ещё большего
расстояния, уже после которого руки ставятся на поверхность и выполняется Kong.
· Drop (англ. «падать») - прыжок с высоты, выполняется в
движении или с места (например, из позиции cat leap). Амортизировать падение
можно ногами и руками. Также при приземлении может выполнятьcя кувырок (roll).
· King-Kong - Monkey Kong, выполненный в прыжке через
препятствие на значительное расстояние (1-3 м).
· Monkey Kong - преодоление препятствия с опорой на руки и
пронесением ног между руками.
· Reverse - преодоление препятствия за счет опоры на него
руками и поворота спиной к нему.
· Roll - кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после
прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах.
Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину.
· Tic-Tac, One-Two - отталкивание от одного препятствия для
преодоления другого.
· Wall Pass - преодоление стены.
· Wallrun - бег по стене, когда вверх по стене делается 1, 2,
3, или 4 шага, с помощью или без помощи рук с целью набора высоты для достижения
труднодоступного места, либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка
или другого элемента.
Это малая часть терминов, которые используются трейсерами. Существуют
более распространенные списки терминов с более подробной классификацией элементов.
Постоянное развитие дисциплины не всегда позволяет вовремя отслеживать
появление новых элементов и их названий, что приводит к возникновению
разногласий при общении представителей разных регионов и стран. Однако
постепенно устанавливается общепринятый набор терминов, на основании которого
появляется возможность для методологических разработок, в частности,
последовательности изучения элементов.
Заключение
В данной работе мы подробнее ознакомились с современной спортивной
молодежной субкультурой, которая получила название паркур. Это молодежное
движение быстро завоевала умы и сердца многих подростков и представителей
молодежи.
Изучив предложенную литературу, мы выяснили, что паркур - это спортивная
дисциплина, которая основана на прохождении разнообразнейших препятствий
городского типа, с затратой на это наименьшего количества энергии и сил.
Узнали, какой идеологии придерживается настоящий паркур, и чем он отличается от
фрирана. Познакомились с основателем дисциплины и тем, какой философский смысл
вкладывает он в паркур. Рассмотрели влияние паркура на современное общество.
Паркур стал именно той субкультурой, которая сыграла огромную
положительную роль в развитии молодежи всего земного шара. Так как он дал
возможность с пользой проводить свободное время для тех, кто любит активно
проводить свой досуг. Благодаря этому во многих районах уровень разбоев
существенно сократился, где ранее желание выплеснуть энергию сопровождались
нарушениями законов. К тоже физическое здоровье многих наций существенно возросло,
так как желающих примкнуть к трейсерам с каждым днем становится все больше и
больше.
Список
используемой литературы и источников
1. Г.В. Осипов. Социология. М. 2008.
2. Дмитрий Шиханов. Журнал «Тресер. РУ. «Все о паркуре».
М. 2007.
. Ю. А. Харина. Человек. Общество. Государство: Учеб.
Пособие. М. 2002.