Философия эпохи Просвещения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия эпохи Просвещения

Содержание

Введение

. Общая характеристика эпохи Просвещения

. Просветительская программа

.Просвещение и революционное движение

Заключение

Список используемых источников и литературы

философия просвещение гоббс революционный

Введение

век является одной из самых блестящих эпох в истории человечества. Этот период истории Европы, который находится, условно говоря, в промежутке двух революций - «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией 1789-1795 гг.,- именуется эпохой Просвещения. Действительно, главным явлением идеологической и культурной жизни XVIII в. стало движение Просвещения. Оно включило в себя общественные идеи и политические, к которым относились: прогресс, свобода, справедливое и разумное социальное устройство, развитие научного знания, религиозная терпимость.

Целью написания данной контрольной работы является исследование основных идей эпохи просвещения. В контрольной работе будет рассмотрены следующие вопросы:

. Общая характеристика эпохи Просвещения: рационализм Просвещения; просвещение и наука; этические учения Просвещения; социальная критика; стиль философии просвещения; французское, немецкое, русское Просвещение; основные представители Просвещения.

. Просветительская программа: просвещение и этикополитические теории 17 века; политические учения Гоббса и Локка в преломлении просветительского рационализма. Ж.-Ж. Руссо об "общественном договоре"; педагогическая программа Руссо; просвещение и критика культуры; просветители о роли образования в жизни человека.

. Просвещение и революционное движение: критика социальной несправедливости; иррациональность сословного деления общества; критика абсолютной монархии; критика религии и возникновение атеизма; идеал автономного субъекта; идеал Свободы, Равенства и Братства; просвещение и буржуазные революции.

. Общая характеристика эпохи Просвещения

Рационализм Просвещения был наиболее ярко выражен Р. Декартом (1596 - 1650), который открыто порвал со старыми традициями в философии и науке. Критерием истины он считал познающий разум и в связи с этим имел методологическую установку: «никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью…».

К науке необходимо подходить имея строгий и рациональный метод, который позволил бы выстроить ее по единому плану. Такой подход позволит человеку осуществлять с помощью научных достижений свое господство над природой. В основе этого нового метода лежал Разум, что позволило мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, значит, существую». Из этого вытекало положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом. Истина же трактовалась как особо субъективный самоосознаваемый процесс мышления. Декарт строил теорию истины, которая базировалась на субъективно - объективной трактовке процесса познания, в которой объекту противостоял не только человек, личность, но и гносеологический субъект как особая, субъективная реальность. Процесс познания должен был основываться на достоверной аксиоматике. Философия должна была выступать в качестве наиболее достоверной науки. Следовательно, она должна была обладать и самыми достоверными научными методами, выступать в качестве своеобразной «универсальной математики».

Просвещение и наука. Наука в эпоху Просвещения развивалась в рамках эмпиризма и рационализма. Наука встала на ведущие позиции в формировании картины мира, ее рассматривали в качестве несущего свет разума, высшей культурной ценности, антитезы порокам социальной действительности и способа ее преобразования.

Ученым эпохи Просвещения была свойственна энциклопедическая широта интересов, разработка научных фундаментальных проблем совместно с практическими. Рационалисты - Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза - к исходному пункту построения научного знания относили идеи разума, эмпиристы - Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм основой построения научного знания считали опыт. Органицисты - Лейбниц и Спиноза рассматривали природу в целом, а ее элемнты считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства частного.

Бэкон считал, что дедуктивный подход, который господствовал ранее, не является удовлетворительным инструментом познания мира. на его взгляд. Необходимо было найти новый инструмент мышления - «новый органон» - для того чтобы построить систему знаний, познаний мира и развития науки на более надежной основе. Таким инструментом он считал индукцию - собирание фактов и подтверждение их экспериментами.

Рационализм и эмпиризм вели спор о методах получения истинного знания. Центральное место в системе знаний занимали точные и естественные науки - математика физика, химия, биология. Астрономия и др. Ньютон и Лейбниц, выявлявшие соотношение рационализма и эмпиризма при помощи математики и физики, разными способами пришли к разработке интегральных и дифференцированных уравнений. Основной заслугой Ньютона, сновавшего свои работы на открытиях И. Кеплера - основы движения планет, открытие телескопа, - стало создание механики земных и небесных тел, а так же открытие закона всемирного тяготения. Лейбницем было развито учение об относительности времени, пространства и движения.

Успехи механики повлекли за собой формирование механической картины мира. философские учения о природе человека, о государстве и обществе являлись разделами учения о едином мировом механизме. Природа состоит из машин-механизмов, имеющих разную сложность. А эти машины являются деталями элементов. Их сочетание определяет свойства целого.

В эпоху Просвещения сформировалась сеть академий наук, появились отраслевые научные учреждения, научные общества, кабинеты естественной истории, лаборатории, аптекарские и ботанические сады, наладилась система обмена научной информацией. Образованность стала модной.

Этические учения Просвещения. В эпоху Просвещения естествознание было неразрывно связано с философией, и носило название натурфилософия. В явлениях общественной жизни, таких как религия, право, мораль, ученые искали естественные начала. Локк считал, что этику можно отнести к точным наукам, таким как математика. Считалось, что физика, в качестве науки просвещающей разум и освобождающей от суеверия, заблуждения и страха, происходящих от ложного понятия о вещах, развивает не только ум, но и нравственность. В познании природы ученые видели путь к благоденствию человечества.

Ж. Ламетри в своей этической концепции сначала стоял на позициях этического иннеизма, полагая, что человек изначально умеет распознавать добро и зло, а затем повернулся к этическому эдукационизму, обнаруживая конфликт добродетели и «свинского счастья». Философ считал, что человек рождается злым, он по природе своей вероломное, хитрое, опасное и коварное животное. Добродетель же - приобретенное качество, результат общественного воспитания. Д. Дидро же, наоборот, полагал, что большинство людей рождаются с добрыми наклонностями, которые затем, в зависимости от законов общества, формируют добрые или злые нравы. Д. Дидро отмечал, что человеческая нравственность напрямую зависит от общественного устройства: если законы хороши, то и нравы хороши; если законы дурны, то и нравы дурны

Социальная критика. Решение проблем роли опыта, с помощью которого формировались ощущения, суждения, рассуждения. Рассудок, разум оказало сильнейшее воздействие на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и образовании различных общественных явлений. Учение о роли среды в становлении личности является ценнейшим у мыслителей эпохи Просвещения. Согласно этому учению, все люди равны и одинаковы от рождения. Умственное и нравственное их различие основывается на разном воспитании и различных условиях жизни.

Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской революцией 1789 - 1794 гг, и на ту роль, которую сыграли французике мыслители в подготовке умов к свержению феодальной системы и утверждению буржуазного строя. Они много писали о том, что необходимо уничтожить феодально-сословный строй, деспотизм, власть католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В «Декларации прав человека и гражданина» идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей.

Существенное место среди различных социально-философских концепций Просвещения XVIII в. принадлежит концепциям социального и исторического прогресса. В этом отношении значительный интерес представляют идеи немецких просветителей И. Гердера и Г. Лессинга.

Стиль философии просвещения. Эпоха Просвещения характеризуется противостоянием двух стилей-антагонистов:

классицизм, который основывался на рационализме и возвращении к идеалам античности;

романтизм, возникший, как реакция на классицизм и проповедующий сентиментализм, чувственность и иррациональность.

Классицизм нашли свое проявление во всех направлениях - литература, живопись, скульптура, архитектура.

Так же сюда можно добавить и третий стиль, характеризующий эпоху Просвещения - рокко. Он возник как отрицание академического классицизма м барокко. Свою проявление рокко нашел в основном в скульптуре и живописи.

Французское, немецкое, русское Просвещение. Эпоха Просвещения является ключевой эпохой в истории европейской культуры. Она связана с развитием научной, общественной и философской мысли. Основанием этого интеллектуального движения было свободомыслие и рационализм.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилась во Франции, Германии и России. а так же охватило другие страны Европы. Термин «Просвещение» пришел в русский язык, так же как в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому движению XVII века. Просвещение не является некой философской школой, так как взгляды его представителей зачастую существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение - это не комплексная идея, а направление философской мысли, в основе которой лежала критика существующих в то время традиционных институтов, морали и обычаев.

В России эпоха Просвещения <#"justify">. Просветительская программа

Просвещение и этико-политические теории 17 века. В философии Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, утопическо-социалтистическое (коммунистическое).

Деизм - направление в философии, сторонники которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Природы и Бога, отвергали возможность вмешательства Бога в дела людей и процессы Природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объясняли, основываясь на материалистических и естественно-научных позициях, в вопросах познания предпочитали эмпиризм.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии Просвещения начало образовываться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.

Основным интересом социалистов-утопистов была проблема разработки и построения идеального общества, которое основывалось на равенстве и социальной справедливости.

Политические учения Гоббса и Локка в преломлении просветительского рационализма.Ж.-Ж. Руссо об "общественном договоре".

Томас Гоббс (1588 - 1679), являлся учеником и продолжателем философских традиций Ф. Бэкона. Гобсс выдвинул идею, о том, что в основе образования государства лежит общественный (совместный) договор.

Философ являлся автором книги "Левиафан", получившей всемирную известность ("Чудовище" - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля). В своей книге он обосновывал теорию государства и общества: человек изначально обладает злой природой; движущими силами действий человека являются эгоизм и личная выгода, страсти, аффекты, потребности; данные качества влекут за собой осознание каждым человеком права на все; право каждого человека на все, а так же пренебрежение интересами других людей влечет за собой "войну всех против всех", в которой нет победителей и из-за которой становиться невозможной нормальная совместная жизнь людей и экономический прогресс; для того, чтобы попытаться совместно жить, людьми был заключен общественный (совместный) договор, в котором они ограничили свои претензии и "право всех на все". Договор так же был заключен в целях предотвращения "войны всех против всех", а для того чтобы подавлять крайний эгоизм был образован общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство. В целях эффективного выполнения своих очень трудных функции, государству необходимо было стать всесильным. Государство являлось непоколебимым, многоликим, всесильным чудовищем - "Левиафаном", "пожиравшим и сметающим все на своем пути" - силой, которой невозможно было противостоять, но которая была необходима для того, чтобы поддерживать жизнеспособность общества, порядок и справедливость в нем.

Дж. Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Так же выдвинул ряд собственных теорий, был продолжателем эмпирической и материалистической традиции английской философии нового времени.

В его понимании идеальное государство - это государство, которое основывается на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк был первым, кто выдвинул эту идею, в чем его большая заслуга.

В отличие от Гоббса, Локк высказывал идею о том, что в естественном состоянии человек морально менее ограничен в своих действиях, но без государства люди жили бы в страже друг перед другом. Поэтому частные лица согласились бы организовать государство, которое смогло обеспечить «нейтральное судейство», защищавшее право на жизнь, на свободу и на собственность жителей данного государства. Локк полагал, что люди действуют справедливо только в группах, но должны иметь естественные права.

Жан Жак Руссо (1712 - 1778) в своем трактате «Об общественном договоре изложил другую теорию общественного договора, которая была основана на суверенитете народа. Руссо считал, что свобода возможна только при прямом правлении народа в законодательстве, где народный суверенитет является неделимым и неотделимым.

Педагогическая программа Руссо. Основной идеей педагогической программы Руссо являлась идея об изолированности детей должны от окружающего мира. детей необходимо помещать в специальные учебные заведения, в которых из них будут воспитывать людей нового общества. Воспитание должно проходить на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму. В таких заведениях воспитанники должны овладевать профессией и ведущими науками.

Просвещение и критика культуры. Традиционно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:

. Просветительский классицизм, охватывающий период до 30х гг. XVIII в. Классицизм разделялся на два направления - консервативное и прогрессивное. Сторонником прогрессивного направления был Вольтер, преемник Корнеля, Расина. Но в своих позициях он выходит за рамки классицизма периода Абсолютизма. Особенностью его творчества было критическое отношение к действительности как неразумной, противоречащей здравому смыслу. Для обоснования своих идей Вольтер привлекает, как правило, примеры из прошлого, из античности, или из истории других народов. Таким образом, для просветительского классицизма были характерны космополитизм и наднационализм. В качестве образца для подражания предлагались примеры из других культур, герои прошлого или иностранцы: Брут, Спартак и др. Отсутствует прямая связь с национальной историей, с действительностью. Превалирует гражданская, политическая тематика. Постепенно внутри просветительского классицизма укрепляется тенденция к реальному изображению действительности: просветители отбрасывают язык намёков, аллегорий, символов. Объектом их критики становится не какая-то вымышленная страна, а национальная почва. Утверждается просветительский реализм. Для него был характерен национализм - критике подвергалась национальная жизнь. Демократизм проявлялся в том, что героем выбирался простой человек, а не "великая" личность. Внимание уделялось не политической жизни, государственному началу, а бытовой сфере - семье, дому, частной жизни. Происходит потеря гражданской тематики, дегероизация образов. Политического героя, Гражданина, просветительский реализм так и не нашёл - да и не мог открыть, так как его не было в действительности.

. Просветительский реализм. Он характерен для развития культуры вплоть до 80х гг. XVIII в. По мере развития просветительского реализма происходит углубление критического начала: критике подвергается теперь и политическая жизнь, и "нравы века". Происходит становление революционного классицизма. Для него были характерны: обращение к гражданской, политической тематике; отстаивание гражданской позиции личности; воспевание подчас самых крайних, насильственных форм борьбы.

Примером может служить творчество художника Давида (1748-1825). Его картины "Клятва Горациев" и "Смерть Марата" наиболее полно выражают изменения в умонастроении эпохи Просвещения. Но по сути - это отрицание тех принципов, на которых покоилась культура Просвещения, а именно, поиска "разумных средств" переустройства культуры, "мудреца на троне", "просвещённой монархии".

Очень скоро, уже в ходе революции 1789-1794 гг. культура отказалась от идей классицизма, выступив открыто с революционно-демократических позиций. Особенно глубоко эти настроения охватили литературу, поэзию, музыку. Революция начиналась с песен, похожих на плач, молитву

. Революционный классицизм, который охватывал 80е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции.

Просветители о роли образования в жизни человека. Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности.

.Просвещение и революционное движение

Критика социальной несправедливости. Главной темой философии Просвещения была критика церкви и религии. Просвещение явилось идейным продолжением эпохи Возрождения, движений Реформации и Нового времени. Развиваясь в рамках этих процессов, мыслители Просвещения боролись за освобождение науки, философии, искусства и повседневной жизни от власти религии и церкви. Ж. Мелье в своем знаменитом «Завещании» высказывал протест против невыносимой жизни простых людей, показывал изначальную связь религии и господствующего класса, критиковал религиозные суеверия и духовное ханжество католической церкви. С его точки зрения. Религия являлась главным источником всех социальных зол общества. Именно церковь и религия при помощи веры в Бога поддерживали несправедливое социальное устройство общества. Ш. Монтескье в своей работе «Персидские письма» писал о том, что духовенство развращено, корыстно, жестоко и «сжигаем инакомыслящих как солому». Христианство считает себя религией любви. Но на самом деле ведет к религиозному фанатизму. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), воспитанный в духе вольнодумства, в своих произведениях обличал все ужасы религиозного фанатизма, критиковал политический деспотизм, пытался развенчать пиетет простого народа перед церковью и монархией. Вольтер порвал с христианством и перешел на позиции деизма. Взглядов деизма придерживался и Ж. Ж. Руссо. Он считал, что религия всегда была орудием правящей власти и поддерживала несправедливый порядок вещей, социальное неравенство и частную собственность. Русо выдвинул идеал «гражданской религии»: у каждого гражданина должна быть общественно полезная религия, которая заставляла бы его любить свои гражданские обязанности и быть хорошим гражданином и полезным членом общества.

Французские просветители внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания общества.

Иррациональность сословного деления общества. Эпоху Просвещения по праву можно называть «золотым веком утопии». Просветители верили в возможность изменить жизнь человека к лучшему, «рационально» преобразовывать, политические и социальные устои.
Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.
Возрожденческий идеал свободной личности приобрел атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей стояла проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции. столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Представители данного направления сильно критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, ими выдвигались проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, в котором восторжествовала бы идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.

Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Критика религии и возникновение атеизма. Помимо деистов, во французском Просвещении были и сторонники атеизма. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах считали, что религия играет главную роль в установлении деспотизма и доказывали, что подлинная нравственность человека не зависит от религии <#"justify">Заключение

Эпоха Просвещения - культурно-исторический термин, обозначающий умственное движение на западе Европы в XVIII веке.

Этот период сменил эпоху Возрождения. Его характерной чертой был рост «веры в силу человеческого разума». Усилилась роль науки перед церковью.

Как считает известный французский антрополог М. Элиаде, отрицательной чертой данного периода является процветание материализма в качестве мировоззрения, и как следствие - уменьшение значимости сакрального в жизни людей.

Для истории нового времени Просвещение сыграло большую роль. Оно стало естественным продолжение гуманизма XIV - XV веков и выразилось в качестве светского культурного направления, которое характеризовалось индивидуализмом и критикой традиций. Просвещение стало продолжением не только гуманизма, но и протестантизма и рационалистического сектантства XVI - XVII веков. От них Просвещение унаследовало идеи свободы совести и политической свободы. Англия конца XVI - начала XVII веков характеризуется быстрым переходом от идей эпохи Реформации к идеям эпохи Просвещения. Получает свое развитие деизм, ставший завершение религиозной эволюции эпохи Реформации и началом «естественной религии», проповедуемой просветителями XVII века.

Родоначальником литературы Просвещения XVII века можно считать Дж. Локка. Так же как гуманизм и протестантизм, просвещение в разных странах получило местный и национальный характер.

Большое общеевропейское значение имела просветительская литература Вальтера, Монтескье, Руссо, Дидро и других писателей. К их обще черте можно отнести рационализм, который направил всю свою критику во Франции на вопросы социального и политического характера, тогда как немецкие просветители занимались моральными и религиозными вопросами.

Главное стремление просвещение - поиск путем деятельности человеческого разума естественных принципов человеческой жизни, к которым относились: естественное право, естественная религия, естественный порядок экономической жизни и т.п. Исходя их этих разумных и естественных начал критиковались все исторически сложившиеся, существующие отношения и формы. Под действием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были положить начало перестройки всей общественной жизни .


Список используемых источников и литературы

Декарт Р. Избранные произведения., М., 1950.

Наука в эпоху Просвещения. Электронный ресурс. <http://www.history-names.ru/n/nauka_epoha_prosvesheniya.shtml>

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. 3 -е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект 2005. - 608с. (классический университетский учебник)

Якушев А. В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.

В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

П. Гуревич. Философия человека <http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6074>. Электронный ресурс. http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6074/6086


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!