Философия Аристотеля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия Аристотеля

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт правоведения и предпринимательства"

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Философия"

на тему: "Философия Аристотеля"


Выполнил: студент 913 группы факультета управления

Лодякова Н.Н.

Проверил: к. ф. н. Махова М.Н.





г. Пушкин 2014

Содержание

Введение

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля

1.1 Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля

1.2 Понятие и роль научного метода

1.3 Классификация научного знания

2. Учение Аристотеля о человеке и государстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аристотель (384-322 до н.э.) - великий философ Античности, чьи идеи, вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой логичную систему философского знания. Аристотель был учеником Платона, но пошел по иному пути, иначе понимая устройство мира, и место человека в нем.

В сочинениях Аристотеля подвергаются анализу все отрасли имевшегося в те времена знания о мире. Аристотель - основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позже названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, анализа причины и цели.

Философия как наука, ее прошлое и настоящее занимают в философском наследии Аристотеля особое место. Философия способна проникнуть в суть вещей и явления, постичь законы устройства мира. Философия выше многих наук, поскольку суть ее - не познание житейских нужд, а познание всего сущего. Философия чужда корысти, ее оружие - логика и сила мысли. Философия Аристотеля - это царство наблюдения и трезвой мысли. Аристотель был убежден, что благодаря философии можно познать мир полностью. В отличие от Платона Аристотеля занимали не сами идеи, а их конкретное воплощение.

Аристотель анализирует все явления, что есть в природе и внутреннем мире человека, идя от частного к общему. Философия Аристотеля опирается на живую действительность и отличается своей логикой построения, опорой на саму жизнь. Аристотель вошел в историю еще и как основатель Ликея, школы философии, и как воспитатель Александра Великого.

Аристотель много сделал как для своей эпохи, так и для развития философской мысли вообще. Труды Аристотеля, такие, как "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика" и другие, особым почитанием пользовались у образованных людей последующих эпох. Актуальность обращения к философскому наследию Аристотеля обуславливается той ролью, которую он внес в развитие философской мысли Античности, теми открытиями, которые он сделал, и благодаря которым философское знание получило новый виток развития.

Цель работы - выявить и проанализировать особенности философии Аристотеля.

Задачи работы:

. Проанализировать основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля,

. Рассмотреть учение Аристотеля о человеке и государстве,

. Рассмотреть сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, в которых анализируется рассматриваемая проблема.

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля

.1 Характеристика онтологических и гносеологических воззрений Аристотеля

Онтология - учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Гносеология - раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.

Исследования Аристотеля в области гносеологии - теории познания имеют актуальное значение для всей философской мысли. Аристотель убежден, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания. Мир первичен, а сознание вторично. "Все люди от природы стремятся к знанию", - пишет он в "Метафизике". По мнению мыслителя, любознательность - свойство людей и животных, данное им от рождения. Аристотель считает, что мироздание и мир людей едины по своей сути, формы и законы бытия и мышления имеют также один источник.

Скептики были убеждены, что ничего не следует принимать за истинное. Аристотель уповает на то, что человек сам знает, где ему будет лучше, а где - нет, знает, что такое опасность и т.д. Значит, критерии положительного (благоприятного) или отрицательного у него все же присутствуют. Аристотель развивает тезис о логике вещей. Сообразно его представлениям, если одно суждение всегда более истинно, чем другое, то тезис о том, что нет ничего истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут. Аристотель стремился к познанию реально существующих законов мира, и отрицал точку зрения, что мир таков, каким каждый его видит. Аристотель считает, что не будь людей, не было бы и чувственных представлений о предметах. Но то, что при этом не будет и самих предметов, с этим Аристотель не согласен. "Чувственное восприятие, само собой разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, помимо восприятия, что должно существовать раньше него".

Чтобы понять сущность вещей и предметов, необходимо заглянуть в их суть. Мыслитель различает "более явное и известное для нас" (то есть то, что ближе к чувственному восприятию) и "более явное и известное с точки зрения природы вещей" (суть бытия и причины отдельных вещей и явлений, вообще первоначала и первопричины). Познать причину и суть вещей - довольно сложно, но возможно. Первый шаг к познанию мира есть ощущение. Если Платон, к примеру, противопоставлял чувственное и разумное, то Аристотель считает иначе. И чувственное, и разумное, тесно связаны между собой, и познаются одновременно. Аристотель сравнивает осязание, обоняние, вкус, слух, зрение у людей и животных и делает вывод о том, что чувственное знание объективно. Благодаря чувственному знанию человек открывает для себя свойства предметов, а вместе с ними, и в целом мир. Аристотель считает, что все органы чувств одинаково важны, и мир познается в комплексном их взаимодействии.

Чувственное восприятие - ключ к познанию общего. Большую роль в процессе познания играет эмпирический опыт. Опыт накапливается в памяти. С опытом, дающим знание индивидуальных вещей, Аристотель связывает практическую действенность знания. Высшая ступень знания - это искусство, объединяющее в себя знание общего и причин. Самая высшая ступень познания - это науки, а самая главная из наук - философия, познающая принципы. По Аристотелю наука стоит выше искусства, поскольку служит познанию мира, а не удовлетворению частных, практических задач людей.

Онтологическая концепция Аристотеля в "Метафизике" находит свое полное раскрытие. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

. Действующие или производящие рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?"

Онтология Аристотеля основывается на элементах метафизичности и идеализма. Это следствие идей Платона, часть которых он все-таки воспринял. Проявление идеализма присутствует, к примеру, в понимании Аристотелем пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности).

Но в философии Аристотеля есть и материалистические элементы, например, убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий. Аристотель - создатель собственной концепции видения мира, и при этом он смог не только упорядочить, но и обобщить достижения в сфере познания мира, сформированные в эпоху Античности.

1.2 Понятие и роль научного метода

Согласно воззрениям Аристотеля, наука имеет три характерные черты:

) доказательность - всеобщность и необходимость,

) способность объяснения,

) сочетание единства с наличием степеней подчинения. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал истинных и необходимых, относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, но лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства - то, что случается чаще всего.

У Аристотеля общее связывается с необходимым, а необходимость может быть и в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно. Этим не исключается наивысшая ценность, какую для знания представляет безусловное постоянство явления, такое, как, например, движение неба. По Аристотелю, "если мы знаем суть бытия вещи: имеется знание о каждой вещи, если мы знаем суть ее бытия".

Научное знание характеризуется по Аристотелю возможностью своего практического применения. Научный метод у Аристотеля характеризуется возможностью к определению сущности и всеобщностью применения сформированных предложений науки. Знание при этом носит объяснительный характер.

Для начала необходимо зафиксировать какой-либо факт. Во-вторых, выяснить его причину появления. По Аристотелю должна существовать причина, благодаря которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем - как она существует. В-третьих, знание представляет собой исследование сущности факта. В процессе познания причина есть начало (принцип) по отношению к логическим следствиям. Таким образом, доказательство есть познание данной причины. Логическое объяснение посредством понятий обосновывает право на познание даже случайностей. Аристотель проводит мысль о том, что существует случайность не только в тесном смысле (к примеру, для человека случайно то, что у него светлые или темные волосы), но также и то, что, по Аристотелю, составляет "существенное" случайное (привходящее). Эти свойства не составляют сущности человека непосредственно, но которые происходят из этой его сущности. Объяснить данные свойства - значит, доказать при помощи логики, каким образом они из нее происходят.

И в-четвертых, знание - это исследование условий, от которых зависит существование или отсутствие существования факта.

Процесс обретения знаний следует от вещей, познаваемых "через свое отношение к нам", стало быть, от понятий, первых для нас, к понятиям, которые являются первыми сами по себе. Такое сведение (редукция) необходимо стремится к достижению начал, недоказуемых положений: то, что не имеет конца ("беспредельное"), не может стать предметом научного познания. В конечном счете, редукция приводит к "непосредственным" положениям. Такие положения прямо постигаются умом, не доказываются.

Аристотель считал, что наука обязана давать ответы на вопросы: "и знание того, что что-нибудь есть, и знание того, почему оно есть". По Аристотелю науки, которые выше чувственного уровня познания, опирающиеся на абстрактные понятия, выше наук, имеющих дело лишь с чувственным уровнем познания. Поэтому, математика выше (с точки зрения, Аристотеля), чем гармония. По Аристотелю наука, исходящая из меньшего числа начал, также выше, нежели наука, требующая дополнительных начал. Таким образом, математика в целом выше геометрии: единица - предмет арифметики - сущность без положения в пространстве, а точка - предмет геометрии - сущность, имеющая положение в пространстве. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что теория познания по Аристотелю опирается на факты, причины, и доказательные выводы. Благодаря выводам, познается суть самой причины (научной проблемы).

1.3 Классификация научного знания

Исходя из актуальности научного знания, Аристотель проводит его классификацию, которая сама по себе представляет несомненный интерес. Этому вопросу Аристотель также отводит место в "Метафизике" (книга VI). В этой книге Аристотель говорит о трех видах умозрительного знания: математике, философии и теологии.

Математика по Аристотелю "умозрительная наука". Она занимает промежуточное положение философией и физикой. Согласно Аристотелю, в реальных, физических вещах существуют определенные свойства, акциденции, которые являются "прообразами" математических предметов, сформированные посредством способности людей мыслить абстрактно. Математические понятия обладают объективность. Второй их особенностью является та особенность, что они "чужды движению, за исключением тех, которые относятся к астрономии". В эпоху Аристотеля математика существовала в форме арифметики и геометрии,

И не занималась исследованием процессов движения. Круг проблем математических исследований расширился лишь в эпоху нового времени.

Философию Аристотель подразделял части: теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика.

Цель теоретической философии - поиск истины, цель ее - истинное знание. Теоретическая философия в отличие от практической "бескорыстна". Она оперирует понятиями "добро" и "зло". Практическая философия служит решению вопросов, связанных с жизнью людей, она оперирует понятиями "истина" - "ложь". Задача творческой философии - рождение творчества. В понятие "творчество" у Аристотеля входит искусство словесное - риторика и поэтика. Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Задача теологии - понять первопричину движения. Первопричина неподвижна. Душа движет человека, оставаясь неподвижной, значит, и у мира есть свой "неподвижный перводвигатель". Это Бог, высшее начало.

Бог согласно воззрениям Аристотеля, - чистая мысль, причина, приводящая в движение весь мир.

Рассмотренные воззрения Аристотеля, его деление умозрительного знания на математику, физику и теологию сохранялось в период Средневековья, вплоть до XII в. Теология считалась "первой философией", которая исследует нечто самостоятельно существующее, являясь источником и целью бытия. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что классификация научного знания по Аристотелю была, безусловно, значимой для своего времени. Аристотель выстроил собственную систему научного познания, целью которой явилась, прежде всего, выявление путей поиска знаний, движения к истине.

философия аристотель платон учение

2. Учение Аристотеля о человеке и государстве

Проблема государства и его эффективности занимала многих мыслителей Античности, в том числе, Платона. Но у Аристотеля была своя, отличная точка зрения.

Человека как существо Аристотель считал политическим животным, это значит, что всякий человек зависит от общества, и смысл его жизни в том, чтобы, участвуя в делах государства, приносить пользу обществу. Но человек, несмотря на его биологическое родство с миром животных, намного вые их. Он способен воспринять такие нравственные понятия, как: добро и зло, справедливость и несправедливость. Главное в учения Аристотеля - учение о добродетелях. Не всякий человек добродетелен, а лишь тот, кто сумел ее у себя обнаружить. Одна из высших добродетелей - патриотизм, служение государству.

В "Никомаховой этике" Аристотель рассуждает о том, что такое счастье. Счастье заключается в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не есть дар природы, и не всякий ею обладает. Но всякий может приобрести ее путем саморазвития и стремления к знаниям.

Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим". Таким образом, для Аристотеля государство есть, прежде всего, каркас, на котором крепится жизнь его граждан. Платон считал демократию худшей формой правления. Аристотель же был более умеренным. Демократия бывает различной. Умеренную цензовую демократию он одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния на четыре разряда.

Аристотель осуждал порядки, установленные Периклом, не признавая уравнительной справедливости. Демократия - неустойчивая форма правления, но Аристотель ставит ее выше олигархии и даже аристократии, потому что считает: в коллективном решении людей больше мудрости.

Государство должно быть справедливым. Справедливость есть высшее благо для государства, а установить ее сможет правильное политическое устройство.

Государство напоминает общий дом, в котором есть либо порядок, либо его отсутствие. Большую роль при этом играет закон. Правление в государствах различается по признаку того, в чьих руках власть - у одного лица (такая форма государственного устройства соответствует монархии), у большинства (политии) или у меньшинства (аристократия). По мнению Аристотеля, власть аристократии предпочтительнее власти одного монарха. При политии (республике) государство управляется большинством, и у большинства существует единая общая добродетель.

Наилучшее государство по Аристотелю отличается от государства Платона. В отличие от Платона Аристотель считает, что частная собственность есть стимул развития людей. Платон относился к ней негативно, но Аристотель защищал ее.

По Аристотелю государственный деятель должен управлять людьми, зная их характер и особенности. Он обязан думать о будущем, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Эффективный правитель живет нуждами своего государства и своего народа, при этом он должен быть мудрым, сильным и умеренным во всем, чтобы показывать убедительный пример своим подданным. Наилучшими государственными формами Аристотель считает монархию, аристократию, демократию, но только весьма умеренную. Тирания, олигархия, охлократия - не лучшие формы правления, поскольку не способствуют обретению людьми в государстве общего блага.

Главный принцип стабильности государства по Аристотелю - справедливость. Если нет справедливости, совершаются перевороты и происходят восстания. В своих работах Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии.

Заключение

Философия Аристотеля основывается на наблюдениях, анализе вещей и явлений и трезвости мысли. В философии Аристотеля прослеживаются отдельные идеалистические мотивы Платона, но взгляды мыслителя на мир в целом различаются. Аристотель пытался познать, как устроен мир, выявить законы его развития. Он внес собственные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях", выделил десять философских категорий, дал определение бытия через категории, определил сущность материи. Определенная часть его философского наследия посвящена анализу сути человека и его жизни. Аристотель дал собственную картины внутреннего мира (души) человека, его предназначения и роли в обществе. Аристотель много рассуждал о государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Творчество Аристотеля в области философии считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.

Список использованной литературы

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. Т.4. - М.6 1983.

. Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. - М.: 1976.

. Аристотель. Метафизика. Собрание сочинений. Т.1. - М.: 1976

. Аристотель. Политика. - М.: АСТ, 2002.

. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. Вводная статья. /Аристотель, сочинения. Т.1. - М.: 1976

. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., Мысль, 1993.

. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4. - М., 1975.

. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. // Под ред. В С Степина, Г.Ю. Семигина. - М.: 2003.

. Рассел Б. История западной философии: В 2 томах. Том 1. - М.: АСТ, 2001.

. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Питер, 2010.

. Томсон Дж. Первые философы. - М.: 2000.

. Философская энциклопедия. // Под ред. Константинова Ф.В. - М.: Мысль, 2009.

. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М.: 2010.

. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: 1999.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!