Философия Аристотеля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Украинский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия Аристотеля

Учреждение образования Институт бизнеса и менеджмента технологий белорусского государственного университета










Контрольная работа

На тему "Философия Аристотеля"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Научно-философские интересы Аристотеля в его сочинениях

Основные категории философии Аристотеля

Метафизика: учение о четырех причинах сущего

Этика и политика Аристотеля

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Античная философия возникла в Древней Греции как попытка открыть первоосновы мира (космоса). Расцвет философии в Греции имел много причин и факторов. Слабое развитие земледелия, свободное отношение к своим богам (что освобождало греческое мышление от косности), символический вид царской власти, выборные формы власти - всё это способствовало зарождению философии. Полисное устройство греческих государств позволяло, взаимодействовать различным культурам при этом обогащая друг друга. Это общество было одарено от природы, проявив в области науки не меньше таланта, чем в поэзии, скульптуре или в военном искусстве. Греческое мировоззрение было ориентировано в основном на внешний мир (космос), который удивлял греков своим порядком и организацией. Аристотель(384-322) - древнегреческий философ. Был учеником Платона. Являлся воспитателем Александра Македонского. Сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Аристотель был самым выдающимся учеником Платона. Беседовал с учениками о философии, прохаживаясь взад вперёд, за это они и получили название "перипатеки". Оказал сильнейшее влияние на дальнейшую европейскую научно-философскую мысль. Основными произведениями Аристотеля стали "Метафизика", "Никомахова Этика", "Политика", "Риторика". Всю философию Аристотель делил на практическую и теоретическую. Практическая философия включает в себя этику и политику, а теоретическая - физику и логику. У всего этого он предполагал две цели: вероятность и истину. Для каждой цели исследования употреблял два средства - диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины.

В данной работе я рассматриваю основные взгляды и научно-философские интересы Аристотеля, категории, коими он мыслил и которым учил, а также рассматриваю метафизику как учение о четырех причинах сущего, уделяю внимание этике и политике по Аристотелю.

НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИНТЕРЕСЫ АРИСТОТЕЛЯ В ЕГО СОЧИНЕНИЯХ

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире - греческой колонии на Фракийском побережье. Город, откуда он был родом, находился в Македонии, которая по отношению к Афинам - признанному центру культуры - выглядела провинцией. Правда, на глазах Аристотеля произошли серьезные изменения в статусе Македонии, связанные с победоносными завоевательными походами Александра Македонского.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценит мудрость, под которой понимает искусность, умение, мастерство. Такое понимание мудрости роднит его и с предшественниками по античной философии - "любви к мудрости".

В 367 г. Аристотель отправился в Афины и после возвращения Платона из сицилийского путешествия стал его учеником. В течении многих лет жизнь Аристотеля оказывается связанной с Академией, наполненной общением с ее основателем, тщательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель приобретает широчайший научный кругозор, вырабатывает собственные философские и научные подходы.

Сочинения Аристотеля делятся на две группы: "экзотерические" и "эзотерические". Первые были составлены в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Вторые предназначены не для публики, а только для учеников школы. История распорядилась так, что до нас дошли сочинения, принадлежащие ко второй группе. Следовательно, мы имеем возможность судить о тех воззрениях Аристотеля, которые он сам считал "сокровенными" и наиболее полно выражающими истину. Точное число созданных Стагиритом произведений неизвестно, но совершенно ясно, что оно огромно. Последующие авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот работ.

Аристотель явился подлинным энциклопедистом - человеком, чьи познания были поразительно разносторонни и поистине универсальны. Назовем наиболее известные из дошедших до наших дней трудов, входящих в "корпус Аристотеликум" - свод сочинений, считающийся каноническим. Он открывается "Органоном", в котором собраны трактаты по логике: "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софических опровержениях". Далее идут "Физика", "О небе", "О душе". Наиболее знаменитое сочинение "Метафизика", насчитывающая 14 книг. Сочинения по этике (моральному учению): "Никомахова этика", "Большая этика", "Политика". К ним примыкают "Риторика" и "Поэтика". Наконец, биологические труды: "История животных", "О происхождении животных", "О частях животных" и др.

В сочинениях Аристотеля ярко отображены его подходы к изучению философской мысли, а также четко просматриваются те подходы, которые были введены в методологию данной науки непосредственно самим Аристотелем.

Исторический подход. Аристотель сознательно исповедовал принцип, согласно которому, прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники, т.е. те мыслители, которые занимались данной проблемой ранее. Такой подход на сегодняшний язык называется изучением истории и литературы вопроса. Аристотель считал своим долгом тщательно изучить достижения предшественников и непредвзято изложить их, а только затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое.

Систематичность и методичность. Широко известен тот факт, что аристотелевские труды зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. Уже при самом поверхностном взгляде становится вполне очевидным, что работы Аристотеля - это самые настоящие научные трактаты и этим они разительно отличаются от платоновских диалогов, родственность которых мифопоэтическому творчеству подчеркивается к тому же обильным присутствием в них мифологических сюжетов и образов.

Универсальность принципа становления. Платон исключил из мира идей, т.е. из мира истины и красоты, всякую текучесть, подвижность, изменчивость. В противовес Платону Аристотель связывает познание с усмотрением общего в вещах, следовательно, с подробной детализацией. Такое познание выступает источником удовольствия, которое оказывается по своей природе тем же, что мы получаем от чувственных вещей. Точнее говоря, нет двух отдельных удовольствий, одно из которых интеллектуально-созерцательное (высшее), другое - жизненно-чувственное (низшее), есть одно удовольствие, которое в познании осуществляется через внимательное и чуткое отношение к богатству и разнообразию мира.

Познание, таким образом, есть непрерывная детализация, обнаруживающая законы становления вещей. Чем более глубоко и микроскопично исследование, осуществляемое разумом, тем большее удовольствие оно доставляет и тем более человек приближается к блаженному состоянию внутреннего равновесия души.

Истина как эстетически разумное отношение к миру. Разумное познание выступает мысленным охватом всех деталей, но уже лишенным всякой хаотичности и суеты, т.е. того, что характерно для неосмысленной деятельности и повседневной жизни. Разум в трактовке же Аристотеля - динамично подвижен, деятелен. Значит, в разуме (уме) находят свое выражение и становление, и жизнь, и наслаждение. По мнению Аристотеля, философ - тот, кто в познании находит источник радостного отношения к миру, вопреки трудностям и помехам. Истинное знание открывает целесообразность и "умную красоту мира".

Подытоживая написанное выше, хочется привести смысл слов самого Аристотеля, которые, на мой взгляд, отражают все его научно-философские интересы и взгляды: философия - наиболее общая из всех наук, поэтому она есть "умение всех умений", выраженное в форме чистого знания. Следовательно, по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех науках. Однако философия сама по себе не преследует никаких практических и эмпирических целей, она не связана с использованием ее знаний для удовлетворения материальных нужд. Только философия может выразить и разрешить глубинную потребность человека - стремление получить ответ на "последнее почему". В философии выражается чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая от лжи. "Таким образом, - заключает Аристотель, - все другие науки более необходимы, чем она, но лучше ее - нет ни одной"

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

МЕТАФИЗИКА: УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ СУЩЕГО

Название "Метафизика" (то, что после физики") - позднейшего происхождения. "Метафизикой" была названа группа трактатов Аристотеля, помещенная в издании Андроника Родосского после "Физики". В этих трактатах излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть "метафизикой" всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Таким образом, то, что в издании Андроника Родосского просто следовало по порядку издания за физикой, стали рассматривать как возвышающееся над физикой по существу предмета: в то время как физика изучает "посюсторонние" явления природы, постигаемые с помощью опыта, "метафизика" исследует сущность бытия с помощью не опыта, а умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования "метафизики" стали особо подчеркивать их метод. Основатели марксизма оставили за термином "метафизика" значение только названия антидиалектического метода.

Первую книгу Аристотель начинает с утверждения, что все люди от природы стремятся к знанию. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт <#"justify">Согласно Аристотелю, цель этики - не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь. "Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики).

Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается приблизительно и в общих чертах

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности - своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели.

Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души - от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

В широком значении этика у Аристотеля - наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики

Политика - аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления.

Трактат написан в последние годы (335 <#"justify">1.Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 1999

.Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. - М.: Знание, 1985

.http://www.pravenc.ru/text/76004.html (Дата доступа - 20.10.2013)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!