Русская философия XVIII века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,02 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская философия XVIII века













Контрольная работа по философии

Тема:

Русская философия XVIII века


Содержание

Введение

.Петровские реформы, их социально-политическое и культурное значение

2.«Ученая дружина». Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, И.Т. Посошков

.Философия Г.С. Сковороды

.Философские взгляды М.В. Ломоносова

.Философская антропология и социально-этическая концепция А.Н. Радищева

Заключение

Список использованной литературы


Введение

«История,- писал В.О. Ключевский,- не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Это высказывание звучит крайне актуально в современную эпоху. В настоящее время, усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И вполне естественно, что в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Я выбрал эту тему именно потому, что мне стало интересно проследить развитие русской философской мысли XVIII века.

Целью данной работы является анализ петровских реформ и их значение, а также анализ основных положений философских взглядов представителей «Ученой дружины», Г.С. Сковороды, И.М. Ломоносова, А.Н. Радищева.


1.Петровские реформы, их социально-политическое и культурное значение

Преобразования, которые произошли в России в 17-18вв., охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д. Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1689-1725).

Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция - Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции - на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия - дворянства, крестьянства и городского населения.

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган - Святейший Синод.

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.

2. «Ученая дружина». Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, И.Т. Посошков

Реформы Петра I кардинально изменяют политический и культурный облик России. Вместо средневекового православного государства Московского возникает во многом уже светская Российская империя. Усиливается секуляризация. Россия изучает социальные, научные и технические достижения Европы. Постепенно изменяется и философия. Наряду с традиционным философствующим богословием появляется философия нового типа, ориентированная не на Библию и догматы церкви, а на науку и светскую культуру.

Важную роль в формировании новой культуры и философии сыграет «Ученая дружина» Петра I. Главными идеологами, теоретически обосновывавшими петровские реформы, были видный историк и государственный деятель Василий Никитич Татищев (1686-1750), церковный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681-1736), сатирик, дипломат и мыслитель Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), самобытный мыслитель Иван Тихонович Посошков (1652-1726).

Во главе «Петровской дружины» стоял сам Петр I - крупнейший государственный и культурный деятель переломной эпохи российской истории, идеолог дворянства и сил обновления России в сложных исторических условиях.

«Ученая дружина» была выразителем умонастроений наиболее передовой и образованной части русского дворянства. В образе Петра Феофан Прокопович воплотил черты «идеального монарха», при котором только и возможно упрочение и благоденствие государства.

В своем трактате «Правда воли монаршей» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подлежащего единому суду - суду перед Богом. Ф. Прокопович утверждал: «Вся правда, и Божеская, и человеческая, во власти монарха». Он писал, что абсолютный монарх подчинен только Божественному суду, но не земным церковным властям. Из этого следовала необходимость подчинения церкви государству и лично монарху.

«Не может народ судити дела государя своего», - писал Феофан Прокопович, утверждая в то же время, что первая обязанность государя есть забота о подданных. Представление об «идеальном монархе», составленное Феофаном Прокоповичем на примере деятельности Петра I, легло в основу созданного впоследствии классицистами образа просвещенного монарха, который всегда отождествлялся с личностью Петра I.

Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», отражая настроения купечества, требовал развития в России мануфактур, ремесел, торговли, мореплавания, поощрения купечества, которое «украшает царство». Он осуждал праздность и расточительство, выступал за облегчение участи крепостных и издание закона, ограничивающего крестьянские повинности, считал необходимым созвать выборных для пересмотра старых и составления новых законов.

Татищев, Кантемир и в определенной степени Прокопович в своих произведениях противопоставляли господствующей церковно-схоластической догматике «живые истины разума», отстаивали независимое от церкви развитие естественнонаучного и философского знания, доказывали необходимость распространения просвещения и прогрессивных реформ в России. Тем самым они идейно прокладывали пути развитию науки и философии в России и явились предшественниками М.В. Ломоносова.

Представители «ученой дружины» оставались в основном на позициях идеалистического мировоззрения, считали бога творцом Вселенной. Однако их философские воззрения по ряду вопросов выходили за рамки религиозных представлений, а иногда (особенно у Кантемира и Татищева) были косвенно направлены против богословского учения.

Кантемир и Татищев настаивали на том, чтобы церковь не вмешивалась в дела науки, которая одна должна судить об истинах, идущих от «естественного разума». Таким образом, они проповедовали учение о двойственности истины, которое в то время было прогрессивным, поскольку отстаивало независимость науки от религии, способствовало высвобождению науки из-под духовной диктатуры церкви.

По мнению Прокоповича, философия как самостоятельная наука должна иметь дело с «естественной истиной», т. е. почерпнутой из природы, а не из богословских книг. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» Татищев утверждал, что философия должна развиваться независимо от богословия, и призвана изучать физические тела, в том числе человеческий организм. Он возражал против включения в философию кабалистики, магии, хиромантии, чернокнижия и тому подобных лженаук. По Кантемиру, философия состоит из метафизики, физики, логики и этики и призвана давать людям «знание дел естественных». Одной из заслуг Кантемира было то, что он начал разрабатывать философскую терминологию на русском языке, введя термины «наблюдение», «понятие», «начало», «средоточение».

В отличие от церковников «ученая дружина» отстаивала гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности Вселенной, идею о возможности жизни на других планетах. Недаром Кантемир перевел на русский язык знаменитую книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», в которой разъяснялись гелиоцентрическая теория, идеи о множестве миров и бесконечности Вселенной, вихревая гипотеза Декарта. Кантемир снабдил эту книгу предисловием и примечаниями. Изданная в России в 1740 г., она по настоянию синода была изъята из всех библиотек как «вере святой противная и с честным нравом не согласная».

Представители «ученой дружины» в своих сочинениях ссылались на естественнонаучные и философские положения, содержащиеся в трудах Коперника, Декарта, Бейля, Ньютона, Бэкона, Галилея, Гассенди, Спинозы, Лейбница и др. Они критиковали средневековую схоластику, считая это направление мысли бесплодным и ложным. Однако они не отвергали существование бога и не сомневались в его реальности. Прокопович рассматривал бога «яко пресовершеннейший ум», в котором в форме «первообразов» существовали «все твари», т. е. все материальные предметы и явления. Человек, утверждал он, состоит из двух субстанций - духовной и материальной: духовное начало бессмертно, материальное подвержено разрушению. Материальные предметы в природе сами по себе инертны, пассивны; активность, или движение, им сообщает форма; предметы не вечны, вечна только форма. В «Письмах о природе и человеке», написанных под конец жизни, Кантемир критиковал теорию преформизма как учение «непонятное» и «непостижимое». Он высоко ставил научные открытия Декарта, Гарвея в области физиологии человека и утверждал, что мозг есть тот субстрат, в котором «вся хитрость и искусство непостижного ума», что «от мозгу все жилы и духи происходят, которые так субтильны, что видеть не можно ни одного, толь здравы и сильны, что человеческим телом владеют». Однако здесь же Кантемир отвергал учение древних атомистов, проводил мысль о свободе воли, о «всесильной руке творца», создавшего мир из ничего и управляющего им.

В теории познания Кантемир, Татищев и особенно Прокопович колебались между материалистическим сенсуализмом и идеалистическим рационализмом. По мнению Прокоповича, «истинность есть согласие суждения с своим предметом; ложность же есть несогласие с предметом». Критерием «естественной истины» он считал человеческий разум, «личное исследование и толкование», физические и математические доводы. Кантемир объяснял возникновение идей или воздействием внешних предметов на органы чувств человека, или ассоциацией одних идей с другими. Татищев одним из первых в России сделал попытку классифицировать науки. Он делил науки согласно их общественному назначению на «нужные» («речение», или слово, экономия, медицина, логика, законоучение, богословие), «полезные» (грамматика, риторика, арифметика, геометрия, механика, архитектура, физика, химия, анатомия, ботаника, астрономия, география, оптика, история, хронография, изучение иностранных языков), «щегольские», или изящные (поэзия, живопись, музыка, вольтижировка), «любопытные», или бесполезные (алхимия, астрология, хиромантия, физиогномия), «вредные» (аэромантия, пиромантия, некромантия, гидромантия, геомантия). Такая классификация наук при всей своей ограниченности имела известное положительное значение для распространения научных знаний и борьбы с суевериями и лженауками.

этический культурный социальный философский

3. Философия Г.С. Сковороды

Среди философов XVIII века одним из выдающихся является выходец из Украины Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Большинство исследователей считает Г.С. Сковороду родоначальником русской философии (В.В. Зеньковский называл его «первым философом на Руси в точном смысле слова»).

Сковорода отрицательно относился к крепостническим порядкам, горячо сочувствовал угнетенному народу, прославлял труд, осуждал праздность и мораль господствующих классов, призывал к просвещению, нравственному самосовершенствованию, высказывался за совместные действия украинского народа с русским.

Сковорода был глубоко верующим человеком, но в то же время он был необычайно свободным внутренне. «Философия» Сковороды сводилась в основном к аллегорическому толкованию Священного писания. В этом случае библейские сюжеты понимаются как аллегории, несущие в себе морально-этические поучения.

Он выступал за интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством трудящихся, но его решение социальных проблем носило утопический характер, поскольку главным фактором в создании нового общества Сковорода считал моральное начало. Сковорода выдвигал передовые для своего времени идеи о «сродном» (творческом) труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общественной жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках.

В творчестве Сковороды есть один прекрасный символ: он сравнивал слово о божественной истине с маленьким зернышком. Это зернышко кажется ничтожным, но если оно попадет в сияющее любовью сердце, то сокрытые в нем бесчисленные сады зазеленеют и расцветут. «Счастье твое, и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя» - делает удивительное заключение Григорий Сковорода.

Таким образом, мы видим, что философия Г.С. Сковороды носит, прежде всего, этическую направленность. Основная тема: познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков; соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей.

4.Философские взгляды М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю как ученый энциклопедического склада, оставивший глубокий след во всех областях знания своего времени.

Он является одним из крупнейших представителей материализма 18 века. Явился основоположником материалистической философии в России. Он предпринял попытку дать единую материалистическую картину мира, целиком основываясь на выводах современного ему естествознания. Все творчество великого русского ученого проникнуто идеей познаваемости мира. Он безоговорочно утверждал основной принцип материализма, что мир идей произведен от мира объективно существующих вещей и процессов.

Мировоззрение и философские взгляды М.В. Ломоносова сформировались, прежде всего, на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма 17-18 веков: Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона и других. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя и относился к ним критически, подвергая утверждения этих ученых строгому научному анализу.

Теоретической основой философических и естественнонаучных представлений Ломоносова является общий принцип сохранения, относящийся и к материи и к движению. Этот принцип русский ученый впервые сформулировал в качестве всеобщего закона природы.

В основе всех работ М.В. Ломоносова в области физики, химии, и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Его атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества - атомов. Единство мира ученый видел в его материальности, в непрерывном движении и ее субмикроскопических образований. Принцип материального единства Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир растений и животных.

М.В. Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории познания - важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый решительно выступал как поборник материалистического направления в теории познания. Материальный мир, природу он считал познаваемыми во всех их проявлениях. Он был глубоко убежден в полной познаваемости природы и всех ее явлений, происходящих в ней. Процесс познания рассматривал как «выпытывание правды» у самой природы. В этом состояло существо его научного метода. Первостепенное значение придавал опыту. В опыте он видел самое надежное средство познания природы.

Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В его трудах нередко встречаются элементы диалектики - первые гениальные догадки о процессах развития материи. Процесс непрерывного развития материального мира русский ученый прослеживал во всей природе её мельчайших образований до космических объектов. Мельчайшие частицы материи, элементы или атомы, образуют более сложные формы - корпускулы, которые в свою очередь сочетаясь в разных комбинациях и количествах, дают все многообразие видимых тел, существующих в природе. Ломоносов в своем научном творчестве предвосхитил разработанную много лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира.

Признавая всеобщность движения, Ломоносов объяснил и его причину. В его время была распространена идея, что движение первоначально было сообщено миру божественным толчком. Ломоносов решительно отверг эту точку зрения. В своей работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигает и доказывает принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно».

Идею о вечности материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения.

Из всеобщей связи материальных тел и явлений природы Ломоносов выделяет, как особо важные, причинные связи, существующие независимо от человека в самих вещах. Эти связи имеются везде, где происходят какие- либо изменения, т.к. последние всегда причинно обусловлены. Значит, все причинно обусловлено. Связи вещей и явлений не существуют в неизменном мире. Они находятся в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления.

Признавая огромное значение мышления в познании мира, Ломоносов внимательно изучал его свойства. Для выражения и оформления мыслей большое значение имеет язык, т.к. мысли человека облекаются в словесную оболочку. Ученый был твердо уверен в том, что мышление человека, как и все в мире, способно на безграничное развитие и совершенствование. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, будучи оболочкой мысли и средством общения людей между собой, несомненно, играет большую роль в развитии человеческого мышления.

Ломоносов также занимался и проблемами логики - науки о законах и формах правильного мышления. В основе его взглядов на логику лежит материалистическая философия и теория познания. Человеческое мышление, по Ломоносову, отражает материальный мир, поэтому и все формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - своим содержанием имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются.

Большое значение Ломоносов отводил приемам доказательства. Он считал, что все выдвигаемые учеными предположения должны быть аргументированы и доказаны. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Поэтому и нужна проверка истинности суждений. Важнейшим средством такой проверки является доказательство. Сила его доказательства, по Ломоносову, заключается в самих явлениях природы.

Большое значение Ломоносов придавал выводам индуктивным. Индукцию он определял как умозаключение, где «прежде предполагается о видах какого рода или о частях целого подробну особливо, а потом целое или род представляется». Ученый понимал индукцию гораздо шире, чем его современники. Не только как вывод от вида к роду, но и от частей к целому. При этом считал, что наиболее ясные представления о предмете складывается тогда, когда исследователь познает части целого, а затем делает выводы о природе целого.

Сам Ломоносов широко использовал индукцию в своих научных исследованиях, использует два метода: различие и сходство. Он считал, что природу нужно познавать, подходя к ней с разных сторон и применяя для этого разные методы. Поэтому он не только требовал связи индуктивных приемов - метода сходства и метода различия, но и выдвигал единые совместные действия дедукции и индукции. Ломоносов считал, что каждый из этих двух видов, ни в коем случае не могут заменить один другого, а должны дополнять друг друга.

В 1755 году по инициативе и проекту Ломоносова (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И.И. Шувалова) был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Московский университет всегда выделялся своими демократическими традициями. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Ломоносов предложил учредить три факультета: философский, юридический и медицинский. Науки в 18 веке дифференцировались еще довольно слабо, поэтому на философском факультете предполагалось изучение философии, математики, механики, физики, географии, филологии и истории. А программа медицинского факультета включала анатомию, химию («химию физическую, особливо и аптекарьскую») и биологию. И только юридический факультет строго отвечал своему названию.

«Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы»- мечтал М. В. Ломоносов.

Вот уже более двух столетий Московский университет играет огромную роль в развитии русской научной мысли и культуры. Из его стен вышли Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Белинский, Герцен, Тургенев, Чехов, Собинов, Фурманов, Джалиль и многие другие. С ним связана научная деятельность Тимирязева, Пирогова, Сеченова, Столетова, Жуковского, Зелинского, Ключевского, Тихомирова, Ландау, Петровского. Мечта величайшего русского философа осуществилась и будет воплощаться еще долгие годы, рождая на свет новых «ломоносовых».

5.Философская антропология и социально-этическая концепция А.Н. Радищева

Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А.Н. Радищев (1749-1802). В историю отечественной философии он вошел и как родоначальник антропологической традиции - учения о человеке, его природных и социальных качествах, познавательных возможностях.

В своем философском произведении «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанной в ссылке в 1792 году, Радищев изложил материалистический взгляд на мир, признавая независимое от познающего субъекта существование природы как множества предметов, обладающих формой, твердостью, движением и свежими объективными свойствами. Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться. В ходе эволюции природа порождает все более совершенные существа, и самым совершенным из тварей, живущих в единстве с ними и с космосом, является человек. «В нем все стихии и шанса природы сошлись параллельно, так чтобы создать собственный венец». Отличительными особенностями человека Радищев называет разум, речь, способность к общественной жизни (соучаствование), основным же признаком - душу, духовный мир, где человек обретает лучшее из качеств - внутреннюю свободу. Функцией человеческого бытия философ полагает самосовершенствование, считая, что человек создает себя сам, и сильным побудительным мотивом тому служит несовершенство его физического организма. Общественным прогрессом движет разум, воплотившийся в науке, искусстве и всевозможных ремеслах.

Человек, по его мнению, является произведением природы, это «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с людьми и космосом; он обладает разумом и речью, а также способностью к общественной жизни. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука человека как орудие деятельности.

Основывая собственные взгляды на правиле «сходственности» (все что может быть сказано о животных возможно сказать и о человеке) и на идее восходящей эволюции, Радищев впервые в русской философии вглядывается в сущность человека и продвигает вперед учение об активности его сознания и всей духовной жизни, что абсолютно соответствовало поискам мировой философской мысли, в том числе и его современника И. Канта. В России создается фундамент для неповторимой антропологической традиции с ее гуманистическими устремлениями.


Заключение

Русская философия - органическая часть мировой философской мысли - внесла свой неповторимый и своеобразный вклад в решение проблем бытия, познания, нравственности, истории и других. Высокая духовность, обоснование нравственности как необходимого условия человеческого бытия - важнейшая черта русской философии, неизменный вектор многовековой традиции.

Особый период развития русской культуры и философии условно начинается с царствования Петра I. На смену Святой Руси приходит Российская империя. В связи с потребностями торговли, промышленности, военного дела, усилением контактов с Западом возникают и активно развиваются светская наука и философия. Сторонники просвещенного абсолютизма - Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир и другие участники "ученой дружины" Петра I внесли большой вклад в развитие науки. С основанием в 1755 году Московского университета возникает и развивается светская философия. Развитие философской мысли этого периода связано с именами М.В. Ломоносова, Г.С. Сковороды, А.Н. Радищева, творчество которых охватывает весь спектр интеллектуальных интересов того времени. М.В. Ломоносов - всесторонний ученый - естествоиспытатель в философии видел возможность примирения научного и религиозного объяснения причин и оснований мира. Г.С. Сковорода главное внимание в своем творчестве уделял проблемам смысла и цели человеческой жизни. Рассматривал бытие как единство трех миров - макрокосма (Вселенная), микрокосма (человек), Библия - основа единства человеческого бытия. Цель и задача человека - выявить свою сущность через достижения наибольшего "сродства" всех частей бытия.

Таким образом, можно сделать вывод, что XVIII век в развитии философской мысли в России характеризовался как век окончательного становления светской философии.

Список использованной литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ XVIII в., 1-ая четверть - Л.: Лениздат, 1989 г.

. Глазунов И.Д. М.В. Ломоносов - основоположник русской материалистической философии. - М.: «Знание», 1981.

. Гриненко Т.В. История философии. - Москва: «Юрайт», 2007

. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс), 2009.

. Мыслители России. Кувакин В. - Российское гуманистическое общество - М. - 2006 г.

. Петров Л.А. Ломоносов - великий русский ученый - материалист / Философские науки. - 1971. - №1.

. «Русская литература и журналистика XVIII века». / Татаринова Л.Е. - М.: «Проспект», 2006г.

8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981

9. Философия России XVIII века: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. гик., 1992

Похожие работы на - Русская философия XVIII века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!