Журнал 'Петровский мост': структура, идейный, художественный облик

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Журнал 'Петровский мост': структура, идейный, художественный облик

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА"

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ




Курсовая работа

Журнал "Петровский мост": структура, идейный, художественный облик


Подготовила: студентка 2 курса

Ксения Пирогова

Научный руководитель: к.ф.н., доцент

М. С. Штейман





Елец 2013

Содержание

Введение

Глава I. Региональная журналистика России: специфика развития на современном этапе

.1 Журналы переходного периода: эволюция типологических моделей

.2 Литературно-художественные журналы в постсоветский период

.3 Распространение журнальной продукции

.4 Региональная журналистика в советский период

Глава II. Журнал "Петровский мост": структура, идейный, художественный облик

.1 Анализ литературного журнала "Петровский мост"

.2 Липецкие издания

Заключение

Список литературы

Приложение

региональный журналистика литературный издание

Введение

Периодическая печать России на рубеже XX-XXI веков характеризуется значительными типологическими изменениями, вызванными реалиями современного информационного рынка. Становление рыночной экономики, политическое реформирование общества, перемены в духовной сфере существенно изменили систему взаимоотношений средств массовой информации и ее потребителей, что выразилось, прежде всего, в значительном увеличении наименований изданий, с одной стороны, и уменьшении их тиражей, с другой. Существенные потери понесла журнальная периодика, значительно сократившая свои тиражи, в том числе, и литературно-художественных журналов. Еще больший урон понесли региональные издания. Многие издания изменили свой формат.

Журнал - печатное периодическое издание. Как и газета, журнал, являясь одним из основных средств массовой информации и рекламы, оказывает влияние на общественное мнение, формирует его в соответствии с интересами определённых общественных классов, политических партий, организаций.

Литературные журналы России включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и другие журналы. В русской журналистике 19-20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной "общественной трибуной" (по выражению А.И.Герцена), было характерно обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны. Не исключение представляет и журнал "Петровский мост"".

Актуальность курсовой работы "Журнал "Петровский мост": структура, идейный, художественный облик" заключается в том, что российский "толстый" литературный журнал является единственным в Липецкой области. Современный читатель должен больше интересоваться качественной литературой, понимать ее значение в масштабе культурного развития нашей страны и понимать, что прошлое России - это не только памятные даты, а еще и бесценный клад мыслей, переживаний и творчества интеллигенции, пережившей непростой период советской и постсоветской эпохи.

Объектом исследования является журнал "Петровский мост".

Предмет исследования - особенности развития, функционирования, тематика публикаций.

Цель исследования: анализ литературного журнала "Петровский мост".

Задачи исследования:

уточнить и конкретизировать ключевые понятия исследования;

сделать обзор развития периодических изданий Липецкой области;

проанализировать структуру, художественное своеобразие журнала "Петровский мост".

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении описывается методологическая база работы: актуальность, цели, задачи, практическая значимость.

В первой главе рассматривается региональная журналистика России.

Вторая глава посвящена изучению и анализу журнала "Петровский мост". Здесь мы изучаем особенности развития, функционирования, тематика публикаций, структуру литературного журнала.

В заключении содержатся ответы на поставленные задачи, а также выводы по поставленным целям.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования её рекомендаций и выводов для дальнейшей научной и практической деятельности журналистов, а также в возможности использования материалов курсовой работы на лекционных занятиях.

Глава I. Региональная журналистика России: специфика развития на современном этапе

1.1 Журналы переходного периода: эволюция типологических моделей

Термин "журнал" произошёл от французского слова journal - дневник, газета, которое фигурировало в названиях первых журналов на французском языке, когда журнал ещё не совсем отделился от газеты. Ныне за рубежом этот термин употребляется лишь в некоторых странах и крайне редко. В иностранных языках понятию журнал соответствуют: "Magazine" (английское), "Revue" (французское), "Zeitschrift" (немецкое), "Revista" (испанское), "Списание" (болгарское) и т. д.

Родоначальником журналов считается "Журналь де Саван" ("Journal des scavans", позже - "Journal des savants"), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665г. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы. В том же году появился лондонский журнал подобного типа - "Философикал транзекшнс оф Ройял сосайети" ("Philosophical Transactions of the Royal Society"). Вскоре в разных странах возникли близкие к ним журналы - "Джорнале деи леттерати" ("Giornale de'Letterati", 1668, Италия), "Акта эрудиторум" ("Acta Eruditorum", 1682, Германия) и "Монатсгешпрехе" ("Monatsgesprache", 1688, Германия). Однако в большинстве стран журналы появились в 18 веке. Например, в Испании - "Диарио де лос литератос де Эспанья" ("Diario de los literates de Espana", 1737), или в США - "Американ мэгэзин" ("American Magazine", 1741). Первые журналы представляли собой преимущественно обзоры разнообразной литературы (научной, художественной, политической и пр.), в которые вкраплялись новости, относящиеся главным образом к сфере литературы, науки, искусства. Предназначались они для узкого круга читателей.

Журнальная периодика продвинулась далеко вперёд в 19 веке, особенно во 2-й половине, одновременно с общим процессом развития капитализма и буржуазной культуры. В то время глубокие изменения претерпевают методы и средства журнальной пропаганды и информации, стремительно растут тиражи журналов, снижается подписная цена. К концу 19 - началу 20 вв. сложились основные типы журналов, причём наибольшее развитие получил иллюстрированный журнал смешанного содержания, рассчитанный на самые широкие круги читателей.

Первым русским журналом стало приложение к правительственной газете "Санкт-Петербургские ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (1728-1742 г.г.). С 1729 г. название "Примечаний" неоднократно менялось, и журнал выходил дважды в неделю как приложение к каждому номеру "Ведомостей". "Примечания" носили характер научно-популярного издания.

Первыми журналами, отвечающими современным типологическим требованиям российского "толстого" литературно-художественного журнала, следует признать "Вестник Европы" Н.М. Карамзина и М.Т. Каченовского, а также "Московский телеграф" Н.А. Полевого, который начал издаваться еще во времена А.С. Пушкина. Этот журнал, по определению В.Г. Белинского, "изумлял своей живостью, свежестью и новизной, разнообразием мысли, вкусом, хорошим языком". Н.А. Полевой сделал "Московский телеграф" привлекательным не только для высших слоев общества, но и для купцов, разночинцев, образованных рабочих, тем самым превратив его в массовый. Опыт этих изданий на долгие годы определил место и значение в обществе русского литературно-художественного и общественно-политического журнала - как прообраза будущих знаменитых советских изданий -властителей дум "шестидесятников": "Новый мир", "Наш современник", "Юность", оказав влияние и на такие популярнейшие издания времен перестройки, как "Огонек", "Столица" и др.

После провальных 90-х годов, когда резко упал интерес к "толстым" журналам, впрочем, как и вообще к печатным СМИ, в последние годы наметилось некоторое увеличение интереса к литературно-художественным журналам. Но актуальность исследования этого сектора журнальной периодики еще и в том, что это чуть ли не единственная группа изданий в годы перемен в системе средств массовой информации современной России, которые не растеряли своих важнейших типологических характеристик. В период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти столетней советской культуры, литературно-художественные журналы выполняли функцию охранителей традиционных культурных ценностей.

Современная ситуация на рынке СМИ вносит коррективы в формирование типологических групп. Одно из интересных явлений - возникновение образований, которое очень точно охарактеризовано М.И. Шостак "системой в системе". "Это чрезвычайно разветвленные и, вместе с тем, завершенные структуры. Однопрофильные издания начинают члениться, варьироваться, учитывая множественность запросов аудитории, почти точно копировать все многообразие общей системы печати на своем особом участке деятельности. Так, по-своему самодостаточными сегодня в России является, к примеру, пресса для женщин, отчасти - компьютерная пресса, издания Российской Православной церкви".

Отличительные признаки "системы в системе": здесь представлены практически все типологические разновидности с соответствующим характерным набором информации (новостной, аналитической, образной, оперативно-справочной, рекламно-коммерческой и пр.). В целом, работа "системы в системе" ведется на всех уровнях: региональном, национальном, межнациональном.

Налицо и "набор" изданий, ориентированных на разный тип творчества: научно-популярный, публицистический, литературно-художественный.

Используются и иные возможности дифференциации: по целевому назначению:

издания "для пользы", "просветительские", "рекомендательные", "для отдыха" и пр.; по уровню включенности в тему: для профессионалов, для начинающих, интересующихся (например, в конфессиональной прессе: для священнослужителей, для паствы или для неофитов); или по особенностям восприятия информации в зависимости от времени и обстановки:

для чтения быстрого, поверхностного и обстоятельного; индивидуального, семейного, чтения с обсуждением прочитанного.

В современных условиях особое значение приобретает проблема специализации, профилирования журналов. Основания для выделения типологически обособленных журнальных групп могут быть разные. Например, профессиональные интересы, возраст, единство интересов большинства (семья, армия, спорт); специфические запросы, связанные с особым социальным положением (ветераны, пенсионеры), политической ориентацией, вероисповеданием, характерными запросами женской и мужской части аудитории. На определенном историческом отрезке некоторые специализации подчас оказываются интересными всем, поскольку нужны в плане социальной адаптации (например, в нашей стране во время перестройки такими темами стали предпринимательство, фермерство, компьютеризация, экология).

Журналы особых интересов варьируют модели:

) популярный массовый профилированный журнал (типа "Здоровье");

) популярный профилированный журнал для конкретной аудиторной группы (например, "Рыболов" или "Спартак" - издание футбольного клуба);

) журналы общих тем, рассматривающихся в ракурсе специфических интересов "своей" аудитории - женской, молодежной, "малых" социальных групп (например, журналы землячеств, ветеранов).

Условно говоря, существуют журналы "для всех" и "не для всех". Первые дают информацию, важную для самой широкой аудитории, помогая ей ориентироваться в общественной среде (например, иллюстрированный еженедельник новостей), или специфическую информацию, в определенный исторический период "полезную всем" (практически-рекомендательный популярный журнал); а также информацию, связанную с темами, отражающими общность интересов: единство досуга (зрелища, спорт), единство постоянных забот (здоровье, семья, дети, дом, автомобиль и пр.).

Вторые - журналы с более прицельной аудиторной ориентацией, выделяют особые интересы "малых общностей", аудиторных групп. Основаниями для формирования таких групп могут быть:

политическая ориентация;

национальная, религиозная общность;

общность профессии;

хобби-ориентация (например, любители аквариумных рыбок, садоводы, цветоводы).

Учитываются особенности интересов, связанных с возрастом, полом, социальным статусом (например, журнал для инвалидов "Преодоление"). Появляются все новые издания по отдельным видам спорта, особенно таким, от которых ждут практических рекомендаций (бодибилдинг, восточные единоборства). То же происходит и с прессой, обсуждающей проблемы здоровья, личной гигиены, физического самосовершенствования (как в традиционных, так и нетрадиционных формах), и с "прессой зрелищ" (возникают новые издания, посвященные ТВ, видео и пр.). Популярный журнал, включающий специальную тематику в круг вопросов, интересных всем, - один из лидирующих типов периодики. Сегодня заметнее не научно-популярный журнал общего профиля (типа "Наука и жизнь"), но фактически-рекомендательный профилированный журнал (например, издания "компьютерной прессы").


На современном рынке периодики "толстые" литературно-художественные и общественно-политические журналы лидерами, к сожалению, не являются. Прошло то время и, может быть, безвозвратно, когда они диктовали моду целой эпохи, формируя эстетические суждения и вкусы, были, в известной, конечно, степени, свободной трибуной обмена мнениями, ареной жарких споров.

Последняя оживленная полемика на страницах "толстых" журналов, происшедшая в период перестройки в начале 90-х годов ушедшего века, сменилась полной апатией уже к концу тысячелетия. Причем, что самое грустное, большей апатией среди самих читателей. Литераторы, некоторое время, по инерции, все еще сотрясали воздух, но их уже практически никто не слышал. Следует отметить, что в последние годы, после страшного постреволюционного провала в первой половине 90-х годов, наметилось некоторое оживление в этой сфере, можно даже говорить об увеличении интереса к литературно-художественным журналам, хотя о серьезном переломе в сознании читателей пока говорить рано. Важно также, что, как и тридцать лет назад, эти издания являются определенной духовной нишей, создают неповторимую ауру и даже, может быть, провоцируют общественную жизнь.

Российский литературно-художественный журнал, именуемый в обиходе "толстым", в том виде, в котором мы привыкли его видеть, к влиянию которого на нашу общественную жизнь мы привыкли почти за двести лет существования этого уникального по содержанию явления, абсолютно своеобразен и оригинален в мировой культуре. Действительно, где еще можно встретить издание, объединяющее в себе литературу и политику, литературоведение и публицистику, историю и культурологию, быт и высокое искусство; издание, являющееся одновременно трибуной революционеров и прибежищем ортодоксальных отшельников, собственным домом и вражеским лагерем; одновременно прибывающее в забвении, как в последнее десятилетие, и в то же время, наиболее полно выражающее народную душу.

Несмотря на кажущуюся очевидность этого явления, следует все же определиться с самим понятием "литературно - художественный журнал". Тем более, что количество литературно-художественных журналов сегодня, только официально зарегистрированных в соответствующих органах, перевалило за тысячу наименований, что в силу уже самой этой цифры предполагает их значительное многообразие.

Итак, что такое "толстый" российский литературно-художественный журнал?

Как один из сегментов журнальной периодики, литературно-художественные журналы, безусловно, соответствуют основным типологическим признакам, выделенным в свое время А.Г. Бочаровым:

характер аудитории;

предмет или отражаемая сфера действительности;

целевое предназначение журнала;

родовая принадлежность издания;

характер изложения.

Согласно этим представлениям, российский "толстый" литературно-художественный журнал - это издание массовое, объединяющее в себе эстетическую, общественно-политическую и научно-образовательную сферы, выражающее и консолидирующее общественное сознание, удовлетворяющее эстетические, духовные, а сегодня, в значительной мере, и профессиональные запросы личности.

1.3 Распространение журнальной продукции

Глобальной проблемой российского рынка СМИ и одним из основных сдерживающих факторов развития журнального рынка до сих пор является распространение. За последнее десятилетие в России произошли революционные изменения в структуре распространения. Определяющей тенденцией развития российского рынка печати за этот период стал неуклонный ежегодный рост розничных продаж периодики и одновременное падение доли подписки на нее. Связано это с тем, что розничная торговля печатью с самого начала развивается как бизнес, соответственно, она более динамична в предложении количества и качества услуг потребителю, но самое главное - наиболее оперативно и по приемлемым ценам предлагает ему широкий ассортимент журнальной продукции.

Разовый подписной тираж периодики в России уже на протяжении нескольких лет колеблется в пределах 30-33 миллионов экземпляров, при том, что ежегодно на подписном рынке появляется в среднем 350 новых изданий. Таким образом, общий подписной тираж не растет, происходит перераспределение уже сложившейся читательской аудитории.

Конкуренция на рынке подписки в России явно недостаточная. Услуги по доставке предоставляются практически только через одного оператора - Почту России. Хотя за последнее время произошли существенные изменения на рынке подписки - после введения "Почтой России" новых тарифов на доставку стала возможной конкуренция между традиционным и альтернативными подписными операторами. И подписка, и розница имеют серьезные проблемы, которые препятствуют успешному и динамичному развитию издательского бизнеса.

Однако каковы бы ни были проблемы на рынке печатных изданий, читатель продолжает покупать журналы. И хотя, благодаря сети Интернет, читательская активность в сфере бумажной периодики несколько снижается, о кризисе прессы, по крайней мере, в России речь пока не идет.

"Как показывают исследования Scarborough Research, до 15% сознательных граждан США не покупают газет и журналов, а узнают новости из всемирной Сети. При этом основной контингент посетителей сайтов газет составляют люди от 18 до 34 лет. В то же время, по данным Pew Research Center for People and the Press, наибольшим числом онлайн - читателей среди крупных американских газет характеризуется именно "The New York Times". Эта же исследовательская компания весьма скептически оценивает вероятность популярности онлайновых изданий региональной прессы в ближайшее время".

Российский читатель пока относиться к онлайн - изданиям несколько настороженно, предпочитая им уже привычную бумажную периодику.

1.4 Региональная журналистика в советский период

В Российской Федерации сегодня насчитывается около 90 областей и автономных образований, межобластные и межрайонные структуры. В условиях разделения полномочий между центром и субъектами федерации многократно возрастает роль информационных связей как внутри местных административных формирований, так и между ними, т.е. на региональном уровне. Одним из институтов, обслуживающих их насущные информационные потребности, является региональная журналистика. Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования.

Прежде всего, в отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы, региональная журналистика обслуживает информационные потребности той читательской аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории.

До 90-х г. региональная печать имела жестко заданную иерархическую структуру. Почти вся она была однородно партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись преимущественно соответствующие партийные и советские органы. Каждому территориальному образованию полагался обязательный, строго регламентированный сверху набор периодических изданий: одна ежедневная общественно-политическая (краевая, областная) четырехполосная газета формата А-2, одна молодежная (комсомольская краевая, областная) газета, формат которой в разных регионах варьировался, один малоформатный партийный бюллетень "Блокнот агитатора". В районах издавалось по одной партийно-советской газете формата А-3. В некоторых городах издавались зональные (например, для Поволжья, Черноземья или Урала) литературно-художественные журналы. Городам-миллионерам разрешалось иметь вечернюю газету. Так выглядела структура краевой, областной и районной печати.

И все же при всех трудностях, с которыми столкнулась региональная пресса, в ее развитии к середине 90-х гг. обозначились определенные тенденции. Будучи подсистемой региональной печати Российской Федерации, она имеет в своей структуре практически все звенья системы средств массовой информации. В частности, периодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др.

Процесс формирования новой структуры региональной журналистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации. Так складываются предпосылки для развития региональных СМИ.

Ограниченная численность населения и увеличивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобретать по нескольку газет и журналов. Тем не менее, на областном и краевом рынках предлагается пока достаточно широкий перечень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различные запросы читательских групп. Заметные перемены произошли в содержании региональной периодики. На смену только политическим материалам (как в советское время) пришли материалы культурно-развлекательного цикла. В структуре региональной прессы утвердились деловые, коммерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом. В крупных краевых и областных центрах издаются одна-две газеты типа "Коммерсантъ" или "Мегаполис экспресс".

Радикальные изменения, происшедшие в 90-е гг. на селе, заметно отразились не только на содержании региональной печати, но и на ее структуре. Появились десятки изданий, предназначенных для села и пишущих о селе. В середине 90-х гг. в региональной журналистике окончательно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве. (Например, "МК" в Тольятти).

Разнообразна национальная региональная периодика не только по типам изданий, но и по составу учредителей. Наибольший удельный вес в деловой прессе национальных регионов занимают рекламно-информационные издания и газеты бесплатных объявлений. Названия у них самые разные, но суть одна.

Они предназначены для обеспечения коммерческой информацией лиц, интересующихся оптовой, мелкооптовой, розничной торговлей, сферой услуг.

Переход к рыночным отношениям заметно отразился на состоянии всей региональной, в том числе и национальной журналистики. Особенно это проявилось в экономическом положении периодических изданий. Дорогой остается бумага, высокие цены на полиграфическое исполнение, услуги связи.

Цена доставки только одного номера республиканской газеты оценивается втрое дороже, чем его выпуск. Высокая стоимость периодических изданий повлекла за собой сокращение читательской аудитории почти всех газет и журналов. Дело не только в материально-технических трудностях, которые испытывает национальная журналистика. Многое зависит от содержания периодических изданий, от их социально-политической ориентации. В структуре национальной прессы есть немало и "независимых" изданий.

Их учредителями являются редакционные коллективы либо издаются совместными финансовыми усилиями редакций, административных или деловых структур.

Глава II. Журнал "Петровский мост": структура, идейный, художественный облик.

.1 Анализ литературного журнала "Петровский мост"

"Петровский мост" - толстый литературно-художественный журнал, который знакомит читателей с творчеством местных прозаиков, поэтов, критиков, публицистов. Журнал выходит 4 раза в год. Его первый номер свет увидел в октябре 2008 года. Главный редактор - Игорь Безбородов. Председатель редакционного совета -Александр Никонов.

Печатается в формате - А4. Тираж - 1 500 экз. Объем - около 200 страниц.

Издается при финансовой поддержке администрации Липецкой области. Учредитель и издатель: ОБУ "Издательский дом "Липецкая газета".

В феврале 2009 года, на встрече с редакцией Липецкого журнала "Петровский мост", проходившей в ЕГУ им. И.А. Бунина, выступающие рассказали о миссии этого издания. "Я знаю многих людей, которые приходят каждый день с работы, ужинают, смотрят телевизор... Но я знаю и одного человека, который каждый день в девять часов вечера надевает белую рубашку, закрывается в комнате, кладет перед собой ручку, стопку бумаги и пишет стихи. Утром уходит на работу... И так проходят годы. Он пишет в стол, - рассказывает Л. И. Винников. - И таких людей много. Их никто не заставляет сочинять. Они нашли в этом смысл жизни. Они сочиняют, чтобы выразить свои мысли. И для таких людей, собственно, учрежден этот журнал. Когда мы планировали эти номера, обкатывали первый номер, то пришли к твердому мнению, что в журнале должны быть стихотворный раздел, проза, литературоведение, критика и библиография. Почему критика? Потому что сейчас развелось много литературы, которую трудно называть литературой. Литература превращается в ремесло низкого пошиба. Человек, имеющий деньги, издает ее, даже не обращаясь к услугам редакторов. Появляются книжки, написанные на чудовищном языке, с обилием матерных словечек. В нашем журнале обязательно должно быть место для людей молодых. В первом номере опубликована подборка произведений вашего ровесника Сергея Астахова. Поэтому посмелее стучитесь к нам со своими произведениями", - такими словами закончил выступление Леонид Винников.

"Петровский мост" - это отдушина для поклонников литературы, "место встречи" региональных поэтов и прозаиков. Читатели имеют возможность ознакомиться с новыми произведениями уже известных в области авторов. С точки зрения члена Союза российских писателей, Анатолия Коновалова, "Петровский мост" предназначен, прежде всего, для будущих писателей и публицистов. Вне сомнения, среди молодёжи Липецкой области много талантливых людей, которые пишут стихи, пробуют себя в прозе. Ещё одна важная задача "Петровского моста" - критическая оценка литературы, выпускаемой не только в Липецкой области, но и в России в целом.

Борис Шальнев, поэт, член редакционной коллегии литературного журнала "Петровский мост" обсуждал приоритетное направление в работе издания: "Журнал призван, на мой взгляд, первое - подхватывать и развивать лучшие традиции литературы. А в нашем крае они особые. Нам в этом смысле повезло - уж, Бог так дал, что у нас прародина Пушкина, Лермонтов, Бунин связан кровно с нашим краем, связан Тургенев".

Предметной средой журнала является искусство, культура. Аудиторная направленность - разнообразная. В первом номере журнала были рубрики:

Культура и искусство;

поэзия (Галина ГРИГОРЕНКО. "Ясный свет берёз твоих, Россия");

проза;

публицистика;

выдающиеся земляки;

увлечение;

далекое и близкое;

детская комната (Юрий МАКАРОВ. "Как прекрасен этот мир!").

Какие задачи стоят перед руководством журнала?

В 2011 году на трёхлетнем юбилее были чётко сформулированы приоритеты издания и подчёркнуты заслуги авторов, ставших популярными. Девять из них в номинациях "Проза и драматургия", "Поэзия", "Публицистика и документалистика" стали лауреатами премий, учрежденных впервые в истории журнала:

рассказы "Пашкины журавли" и "Лета" Игоря Ждамирова;

стихи "Свет минувшего тысячелетия" Людмилы Парщиковой;

очерки "В лес за грибами" журналиста Алексея Колядова.

Творческими премиями отмечены драматург Лариса Щасная и прозаик Николай Карасик, поэты Владислав Зорин и Александра Тамбовская, публицисты Татьяна Нечаева и Анатолий Березнев.

Произведения около 30 поэтов, прозаиков и публицистов представлены на страницах первого номера литературного журнала "Петровский мост" за 2011 год, который поступил в киоски "Роспечати". Среди них немало тех, кто публикуется в журнале впервые. В их числе автор самобытных рассказов Тамара Алексеева, Наталия Рябухина с циклом отмеченных яркой индивидуальностью стихов, Юрий Архипов, опубликовавший документальную повесть о пребывании в плену у боевиков в годы чеченской войны.

В первом номере журнала "Петровский мост" за 2013 год раздел прозы представлен новыми рассказами Владимира Ряховского, Владимира Богданова, Романа Богословского, Анатолия Рощупкина и Владимира Коротеева. А также окончанием романа "Наваждение" Елецкого журналиста Алексея Колядова. Живой интерес читателей, наверняка, вызовут воспоминания известного липецкого судмедэксперта Михаила Флейшера, а также очерк Полины Матвиец о московской выставке портретов неизвестных, экспонировавшейся в областном художественном музее.

Как всегда привлекают внимание картины с портретами наших земляков и пейзажами земли липецкой, сделанные фотохудожниками студии "Оранжевый лис".

апреля 2012 "Петровский мост" вновь подводил итоги, наградив лучших авторов.

В разделе прозы внимание читателей привлекли произведения постоянных авторов издания: Николая Карасика, Игоря Ждамирова, Геннадия Рязанцева. Немалый интерес возник к рассказам дебютанта - 27-летнего Бориса Бужор. Поэтическая рубрика была представлена новыми стихами Наталии Демчевой, Аллы Линевой, Николая Филина, Алены Воробьевой и других.

Статья Владимира Данилова в публицистическом разделе посвящена 185-летию со дня рождения П.П. Семенова-Тян-Шанского, а Светлана Карпенко размышляла об эмигрантской прозе первой волны.

Такого рода культурные проекты в рыночные времена - редкость. Очень часто они оказываются недолговечными. Но "Петровский мост" имеет, по словам его редактора, отнюдь не краткосрочные перспективы. Качественной прессе в современных условиях выживать стало сложно. Тяжело тягаться с бульварной литературой. Но на достигнутом "Петровский мост" останавливаться не собирается.

В четвертом номере липецкого литературного журнала "Петровский мост", последнем номере за 2012 год, было представлено 22 местных поэта и прозаика, публициста и фотохудожника.

Особый интерес вызывала публикация искусствоведа Татьяны Нечаевой, посвященная юбилею народного художника Виктора Сорокина, 100-летие которого отметили липчане в конце прошедшего года. В иллюстрированных репродукциями живописца воспоминаниях искусствоведа, близко знавшей художника, раскрываются неизвестные страницы жизни Сорокина и его творческого пути.

Привлекли внимание исследования задонского журналиста Александра Косякина "Наполеона победил "Русский дух", приуроченное к 200-летию Отечественной войны 1812 года. А также "записки паломницы" Тамары Романовой "Вифлеем" о ее странствиях по Святой земле.

В том же номере "Петровского моста" Игорь Безбородов опубликовал свои литературные пародии на стихи Ахмадулиной и Окуджавы, Матвеевой, Межирова и Левитанского. Не менее интересным получился материал, представленный многостраничной цветной вкладкой фотографий, посвященных 95-летию "Липецкой газеты". В третьем номере "Петровского моста" уходящего года внимание читателей привлекли новые рассказы Андрея Новикова, Федора Ошевнева, Романа Богословского, а также ранее не опубликованные произведения недавно ушедшего из жизни секретаря региональной организации Союза журналистов Леонида Винникова. Главной темой его литературного творчества было военное лихолетье и судьбы русской деревни в первые годы после Победы.

Журнал предложил вниманию читателей два рассказа из его последней книги: "Женщина в плюшевом жакете" и "Родные дети". Эти произведения никого не оставили равнодушными. История героини рассказа "Родные дети" вызывает сочувствие. Заставляет задуматься непростая судьба женщины - солдатки и её детей. Она вынуждена пойти на маленькое воровство. И кто её судит? Сначала подросток, подловивший её в саду. Потом суд, обвинительный приговор выносит соседка - судья. ("Дети, не плакать! - приказала судья, и сердце её вдруг сжалось. "Что же я делаю?" - спросила она себя, и ей представилось, что на месте Петьки её сын, а её отправляют куда-то в неизвестную даль, за тридевять земель. "Что бы я тогда чувствовала, навсегда разлучаясь со своей кровиночкой?

Я бы с ума сошла, я бы наложила на себя руки!" - думала женщина, выводя детишек из мазанки к уже ждущей их машине.

А там, куда нас везут, там мама нас будет ждать? - спросила девочка.

И судья неожиданно для себя ответила:

Возвращая к тем далёким событиям, автор заставляет размышлять современного читателя о нравственных критериях сегодняшнего дня, главное из которых, причём на все времена, милосердие.

Близка тема другого рассказа, опубликованного в том же номере "Петровского моста". Молодой прозаик Андрей Новиков поведал о "расхитительнице социалистической собственности" Нинке Полосиной, работавшей вахтёром на мясокомбинате. И снова перед читателем сломленная судьба. Про Нинкины грехи доложил её же собственный муж.

Неоднократно "Петровский мост" представлял статьи и прозу Алексея Колядова, в публицистике которого нельзя не отметить умение мыслить, анализировать, точно отображать увиденное и услышанное.

"Гвоздем" второго номера литературного журнала "Петровский мост" за 2013 год, который появился в киосках "Роспечати", стало начало публикации романа Тамары Алексеевой "Игровая зависимость, или История одной любви". Автор с достаточно большой художественной силой рассказывает о том, как страсть к азартной игре может привести к жизненному краху. Среди других прозаических произведений выделяется новый рассказ молодого, но уже заявившего о себе литератора Бориса Бужора "День ВДВ".

"Петровский мост" в этом году открыл рубрику, посвященную 70-летию Великой Победы. На сей раз в журнале публикуется пьеса Александры Засимовой и Василия Журавлева "Война. Самолет. Девушка", рассказывающая о подвиге женщин-летчиц в годы Великой Отечественной Войны. В разделе поэзии печатаются стихи постоянных авторов журнала Леонида Ширнина, Геннадия Рязанцева, Василия Бутова, Алексея Шишкина.

С интересной подборкой дебютирует поэт из Данкова Александр Грипинич. Во второй тетради журнала читатели найдут путевые заметки Юрия Бакланова "На зеленых просторах Голландии", материалы к юбилейным датам наших выдающихся земляков Тихона Хренникова и Константина Игумнова, рассказ о картинной галерее имени Н.А. Сысоева в поселке Лев - Толстой и другие публикации.

На данный момент в литературном журнале "Петровский мост" существует 19 рубрик:

к 210-летию А.С. Пушкина;

к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова;

к 70-летию Великой Победы;

проза;

поэзия;

драматургия;

литературные этюды;

литературное обозрение;

культура и искусство;

критика, публицистика;

незабытые имена;

увлечения;

окно в природу;

край наш липецкий;

далёкое - близкое;

детская комната;

сатира и юмор.

Тщательно подобранные иллюстрации дополняют образ литературного журнала. На страницах "Петровского моста" также печатаются репродукции картин и фотоработы липецких авторов. Существует сайт, где можно прочесть журнал онлайн.

Игорь Безбородов, главный редактор журнала отметил: "Никто не мог представить, что в Липецкой области будет выходить собственный литературный художественный журнал.

Но вот областные власти три года назад приняли такое решение для поддержки творческой активности интеллигенции, пишущей братии. И этот журнал начал выходить. На сегодня вышло 13 номеров 200 авторов".

В редакции журнала не гонятся за сенсациями и скандалами, здесь уверены - липчанам нужна качественная литература. 1500 экземпляров, чуть больше двух десятков авторов на 200 страницах ежеквартального издания. В 2008 году редколлегии Петровского моста такая задача казалась невозможной. Игорь Безбородов убеждён: "Начинающие писатели могут быть и в 20, и в 30, и в 70 лет. Пожалуйста. Политика журнала строится так, что при решении о публикации роли не играет ни имя, ни отношение к кланам и группировкам. У нас, к сожалению, союз писателей разделился на несколько союзов. И одна из наших задач объединить литературную общественность вокруг этого журнала". Журнал расходится по библиотекам области. И на пыльных полках не залёживается. Аудитория "Петровского моста" - специфическая. Это преимущественно современная интеллигенция. Екатерина Таирова, главный библиотекарь отдела обслуживания Липецкой областной библиотеки так говорит о полюбившемся нашим землякам журнале: "Берут его у нас и маститые поэты, писатели, вообще все творческие люди. Это, как правило, молодые читатели. Они приходят, берут журнал, звонят, узнают, пришёл или нет. Очень огорчаются, если его ещё нет". Не могу не согласиться с Борисом Шальневым, членом управления областного отделения Союза писателей России: "Литературный журнал - это как мост, связующий большую литературу, выходящую в книгах. Большими тиражами и живыми писателями, улавливающее всё лучшее, что есть, изначально лучшее, а потом это становится книгами".

Возвращая к тем далёким событиям, автор заставляет размышлять современного читателя о нравственных критериях сегодняшнего дня, главное из которых, причём на все времена, милосердие.

Близка тема другого рассказа, опубликованного в том же номере "Петровского моста". Молодой прозаик Андрей Новиков поведал о "расхитительнице социалистической собственности" Нинке Полосиной, работавшей вахтёром на мясокомбинате. И снова перед читателем сломленная судьба. Про Нинкины грехи доложил её же собственный муж. (" Строго боролись в советские времена с гнусными расхитителями социалистической собственности. Следователь Нинку сажать не стал, но чтобы от него откупиться и уголовную статью на тормозах спустить, пришлось ей все имущество распродать, да еще и все накопленные деньги в милицию отнести.

Так и осталась она в пустой квартире, без мужа, без работы и еще с несовершеннолетним, но уже практически взрослым сыном, который оканчивал среднюю школу и которого нужно было в институт пристраивать").

Неоднократно "Петровский мост" представлял статьи и прозу Алексея Колядова, в публицистике которого нельзя не отметить умение мыслить, анализировать, точно и оперативно отображать увиденное и услышанное, а в литературе же создавшего самобытные образы наших соотечественников., вместе со всей страной переживших кризис перестройки. " По сути, он одним из первых в нашей стране глубоко проанализировал тогда проблемы зародившегося на селе социального слоя - фермеров, показал его реальных героев и их жизненные перспективы.

Тайну фотографии приоткрывает перед читателями "Петровского моста" Наталья Сизова в статье Тайна "третьего глаза" Николая Черкасова, в которой представлено творчество одарённого человека, фотокорреспондента отдела иллюстраций ИД "Липецкая газета" Николаю Черкасову. В своё время он окончил Мичуринскую художественную школу имени А.М. Герасимова.

Затем - художественно-графический факультет Липецкого пединститута, с красным дипломом. Николай много раз побеждал в художественных конкурсах. Его работы были представлены на престижных всероссийских выставках.

"Когда искусный рисовальщик и тонкий мастер графики берёт в руки фотоаппарат, то на свет рождается настоящий фотохудожник, - говорит о нём автор, и мы, читатели, не можем не согласиться с этим.- Сначала он добился признания в художественной среде благодаря возвышенным и прекрасным графическим работам. А потом, отложив на время в сторону карандаш, стал писать целые картины… Нет, не маслом, а светотенью с помощью фотокамеры. В какую бы сторону ни был направлен его объектив, всюду он найдёт нечто загадочное, непостижимое и великолепное. Будь то люди, пейзаж, архитектура, растения, животные - на всё Николай смотрит с любовью".

Немало интересных публикаций нашли читатели журнала в разделах "Край наш Липецкий", "Выдающиеся земляки", "К 70-летию Великой Победы".

.2 Липецкие издания

Учредителями газет являются, например, административные органы, коллективы редакций совместно с кооперативами, фирмы, частные предприниматели. В дореволюционное время в Липецке существовали несколько газет. Первой липецкой газетой считается "Липецкий летний листок", впервые выпущенный в 1869 году. В мае 1917 года вышли в свет "Известия Липецкого совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". 6 января 1954 года ее переименовали в "Ленинское знамя". Под этим именем газета просуществовала до 31 августа 1991 года, когда она стала именоваться "Липецкой газетой". Сегодня это единственная в области ежедневная газета. В 1990-е годы в Липецке появились несколько десятков газет. Часть из них прекратило свое существование. Одни из первых - "Липецкие новости", "Деловой Липецк". В 2004 или 2005 годах вышел последний номер популярной газеты "Липецкая неделя".

В целях своевременного и объективного информирования населения о социально-экономическом и политическом положении в регионе регулярно выходит 96 периодических изданий.

Из них:

Областные общественно-политические газеты и журналы - 8 наименований

Областные детские и молодежные газеты - 4

Областные литературные издания - 1

Региональные выпуски центральных газет - 5

Районные (городские) газеты - 19

Информационно-развлекательные газеты и журналы - 4

Рекламно-информационные газеты и журналы - 29

Специализированные газеты и журналы - 14

Ведомственные газеты - 5

Религиозные газеты - 5

Газеты партий и движений - 4

Заключение

Целью данной курсовой работы являлось изучение и анализ литературного журнала "Петровский мост". В соответствии с намеченной целью нами были выделены следующие задачи:

) уточнить и конкретизировать ключевые понятия исследования;

) сделать обзор развития периодических изданий Липецкой области;

) проанализировать структуру, художественное своеобразие журнала "Петровский мост".

Мы выполнили эти задачи, реализовав выше обозначенную цель, применяя такие методы исследования, как:

анализ литературы по обозначенной проблеме;

анализ региональной журналистики России.

Проделанная нами работа позволила нам сделать следующие выводы:

. Что касается структуры журнала - расположение материалов очень удобное.

. Все публикации обращаются к конкретным лицам, приводятся конкретные факты, дают откровенную оценку описываемому явлению.

. Интересен подход аналитических статей журнала к рассматриваемым явлениям. В них не встречаются избитые трактовки, шаблонные рассуждения. Очень часто вместе рассматриваются, казалось бы, несопоставимые события и персонажи. Для авторов журнала характерна разно плановость точек зрения. Проведя исследование, мы пришли к выводу о том, что в литературном журнале "Петровский мост" авторы настолько самобытны, что о каждом из них можно и нужно говорить индивидуально. "Петровский мост"" способствует формированию мировоззрения молодого поколения. Сайт издания есть в Интернете, он обновляется, есть форум, на котором читатели делятся впечатлениями от публикаций. Литература играет важнейшую роль в культурной жизни нашей страны.

Список литературы

. Алексеева А.Н. "Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии" (Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. №3.)

. Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; / Редакторская подготовка изданий: Учебник. Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П./ История мировой журналистики - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2003. - 432 с.

. Бочарова А.Г. "Типология журналов переходного периода" (М., 1996.)

. Засурский Я.Н. - М.: Аспект Пресс, Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов 2001.- 259 с.

. Корконосенко С. Г. - М.: Аспект Пресс, / Основы журналистики: Учебник для вузов 2004.- 287 с.

. Краткая библиографическая справка о Белинском Виссарионе Григорьевиче. (#"justify">Приложение

Областные периодические издания:

НазваниеТипПериодичностьТиражЖитьё - Бытьёгазета1 раз в неделю25000Золотой ключикгазета2 раза в месяц15000Липецкая газетагазета5 раз в неделю21000Липецкие известиягазета1 раз в неделю50000Молодежный вестникгазета2 раза в месяц5000Околицагазета2 раза в месяц3000Липецкий репортёргазета1 раз в неделю28000Факты с аргументамигазета1 раз в неделю1100Рублёвка LIPжурнал1 раз в месяц4000

Газеты Липецкой областиОбщеобластные: Газета МГ | Житьё-бытьё | Липецкая газета (с приложениями) | Липецкие известия | Липецкий репортёр | Факты с аргументами. Районные: Вперёд (Воловский) | Грязинские известия (Грязинский) | Добринские вести (Добринский) | Знамя Октября (Добровский) | Сельские зори (Долгоруковский) | Красное знамя (Елец) | В краю родном (Елецкий) | Елецкий вестник (Елецкий) | Задонская правда (Задонский) | Сельский восход (Измалковский) | Заря Красного (Краснинский) | Лебедянские вести (Лебедянский) | Народное слово (Лев-Толстовский) | Сельская нива (Липецкий) | Звезда (Становлянский) | Маяк (Тербунский) | Новая жизнь | Донские вести | Раненбургский вестник

НазваниеТематикаТиражФорматОбьемАНТЕННА В ЛИПЕЦКЕ Информ.-развлекат. 15000 А4 32ДЕ - ФАКТО Рекламно-информационное 26000 A2 4ДЕЛОВОЙ ЛИПЕЦК Деловое издание 12000 А3 12ИНФОРМ-ПЛЮС Рекламно-информационное 120000 A3 КАМЕЛОТ ( ЛИПЕЦК) Рекламное 7000 A3 40ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Общественно-политическое 25000 A2 8ЛИПЕЦКАЯ НЕДЕЛЯ Рекламно-информационное 60000 A3 8ЛИПЕЦКИЕ ИЗВЕСТИЯ Общественно-политическое 54400 A3 24МЕТАЛЛУРГ Общественно-политическое 60000 A3 24МОЁ! ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ-ЛИПЕЦК Рекламное 32000 A3 32МОЯ РЕКЛАМА (ЛИПЕЦК) Рекламное 19900 A3 76ПАНОРАМА (ЛИПЕЦК) Общественно-политическое 12000 A3 24ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР Информационно-развлекательное 32500 A3 32ТВК- КУРЬЕР Новости 5000 A3 24

Похожие работы на - Журнал 'Петровский мост': структура, идейный, художественный облик

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!