Административные правоотношения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административные правоотношения















Основы административного права

План

1. Понятие, предмет, источники административного права

. Субъекты административного права

. Государственная служба: понятие, принципы

. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

. Административная ответственность и административное наказание

Список литературы

1. Понятие, предмет, источники административного права

Административное право - самостоятельная отрасль публичного права, совокупность правовых норм, регулирующих управленческие общественные отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением исполнительной власти в целях реализации законов в процессе руководства экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления исполнительной власти, т. е. государственного управления (управленческие отношения, отношения власти).

Управленческие отношения характеризуются следующими факторами:

Юридическое неравенство сторон - административное или иное властное подчинение одной стороны другой с преобладанием воли субъекта исполнительной власти. Одной из сторон всегда является орган исполнительной власти.

Организационное содержание - целенаправленное упорядочивающее воздействие исполнительной власти на общественные отношения в процессе организации исполнения законов, относящихся к руководству экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью.

Безвозмездность - по общему правилу отношения не имеют денежного выражения, оценки, но при совершении исполнительным органом определенных юридических действий на платной основе правовое неравенство и организационный характер отношений сохраняются.

Многие органы исполнительной власти наделены правом издания нормативно-правовых актов.

Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. В предмет административного права входят управленческие отношения:

) связанные с осуществлением исполнительной власти - отношения между органами систем управления:

отношения в системе законодательных (представительных), судебных органов, органов прокуратуры;

связанные с взаимодействием исполнительных органов местного самоуправления с гражданами, муниципальными организациями;

) отношения между должностными лицами и внутриорганизационные отношения государственных органов между руководителями и подчиненными;

) отношения между гражданами и органами управления (должностными лицами);

) отношения между гражданами в сфере обеспечения общественного порядка, защиты прав и свобод граждан.

Основным источником административного права в Российской Федерации является «Кодекс об административных правонарушениях» (КоАП РФ). Это федеральный закон, который вступил в силу 1 июля 2002 г. Он состоит из общей (разд. 1, гл. 1-4) и особенной (разд. 2-5, гл. 5-32) частей и содержит положения, которые корреспондируются с нормами множества иных источников в зависимости от категории отношений.

2. Субъекты административного права

Субъект административного права - участник административно-правовых отношений (физическое лицо или организация - государственная или негосударственная), наделенный определенным объемом прав и обязанностей.

Различие в видах субъектов административного права заключается еще и в том, что правовой статус физических лиц определяет совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных и гарантированных конституцией РФ и международными нормами, а статус государственных органов определен наличием объема компетенции и полномочий, а также присущими направлениями деятельности, определенными законодательством.

Таблица 1 Субъекты административного права

Физические лицаГосударственные организацииНегосударственные организации- граждане РФ; - иностранные граждане; - лица без гражданства1. Аппараты: - законодательных, - исполнительных, - судебных, - контрольных органов власти. 2. Государственные предприятия и учреждения.- профсоюзы; - политические партии; - творческие союзы; - коммерческие объединения.Совокупность прав и обязанностей зависит от степени связанности с государством и неодинаков, так граждане РФ обладают более широким правовым статусом, нежели иностранцы, которые не вправе, например избирать, занимать определенные должности и т. д.Эти субъекты создаются и действуют от имени и по поручению государства, опосредованно выполняют функции государства и управляются им.Реализуют как групповые, так и индивидуальные интересы граждан и действуют независимо от государства.

3. Государственная служба: понятие, принципы

Основы системы государственной службы в Российской Федерации заложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно этому закону система государственной службы в Российской Федерации включает в себя следующие элементы:

. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

лиц, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Принципы государственной службы:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Общие права и обязанности государственного служащего могут быть подразделены на две подгруппы (ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»):

. По существу служебной деятельности:

добросовестное исполнение должностных обязанностей;

обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

поддержание уровня квалификации;

право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы;

получение необходимой для исполнения своих должностных обязанностей информации и материалов и т. д.

. Сопутствующие статусу государственных служащих:

обязанность не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы;

право знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются законом.

В соответствии с законом контракт может заключаться с гражданином:

на определенный срок;

на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Предельный возраст пребывания на государственной службе определяется Федеральным законом.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства в соответствии с законом.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды, состав

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или закон субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

действие или бездействие, направленное против государственного или общественного порядка;

антиобщественность деяния - негативно сказывается на жизни общества, посягает на общественные и государственные интересы;

противоправность: характеризуется нарушением запретов, неисполнением обязанностей, установленных правом;

виновность: как умысел, так и неосторожность;

наказуемость в форме административной, а не уголовной ответственности, т. е. проступок несет в себе меньшую степень общественной опасности.

Состав административного правонарушения - это совокупность установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно-опасное деяние, как административный проступок.

Элементы состава административного правонарушения

Объект - общественные отношения, охраняемые административным правом и нарушаемые в результате совершения правонарушения.

Объективная сторона - внешние признаки проступка, характеризующие его наличием определенных черт:

деяние (действие или бездействие);

последствия деяния (результат);

причинная связь между деянием и наступившими последствиями;

- обстоятельства места, времени, обстановки, способ, орудия и средства административного правонарушения.

Субъект:

а) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

б) юридические лица - государственные и негосударственные организации.

Субъективная сторона:

а) вина - психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию, осознание общественной опасности своего деяния, психическое отношение к ожидающим результатам и последствиям.

б) мотив - то, что является побудителем действий правонарушителя (месть, корысть);

в) цели - то, к чему стремиться правонарушитель (некий результат).

Виды административных правонарушений, предусмотрены в Особенной части КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. К ним можно отнести следующие:

посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ);

посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое здоровье населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ);

в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ);

в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);

в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ);

в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ);

на транспорте (гл. 11 КоАП РФ);

в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ);

в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ);

в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ);

в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ);

в области таможенного дела - нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ);

посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ);

в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима;

пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18 КоАП РФ);

против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ);

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ;

в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ).

. Административная ответственность и административное наказание

Административная ответственность - вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное наказание - это мера ответственности, установленной государством, которая применяется за совершение административного правонарушения.

Содержание административного наказания состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Характерные особенности административной ответственности:

- материальное основание: совершение виновным административного правонарушения;

нормативное основание: федеральные законы и подзаконные акты, правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

выражается в применении к виновным особых мер государственного принуждения - административного наказания;

назначается широким кругом уполномоченных законом органов и должностных лиц;

назначается органами и должностными лицами в отношении неподчиненных им правонарушителей;

субъектом ответственности являются как физические, так и юридические лица физическое лицо, равно как и привлечение физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

законодательством установлен особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности;

в КоАП РФ содержаться как материальные, так и процессуальные нормы.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное.

Виды административных наказаний (взысканий):

предупреждение;

штраф;

исправительные работы (15 суток - 20 месяцев);

удержание 20 % зарплаты;

административный арест до 15 суток (по решению суда);

конфискация предмета, который является объектом правонарушения;

возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

лишение специального права (на управление транспортным средством: 15 суток - 3 года);

дисквалификация.

Право налагать административное взыскание имеют уполномоченные органы государственного управления (должностные лица) в отношении граждан, неподчиненных им по службе:

административные комиссии при администрациях края, города, района;

- местная администрация;

органы милиции;

органы надзора и инспекции;

суд.

административный правонарушение наказание

Список литературы

1.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. Вузов и факультетов. - М.: ИНФРА - М Норма, 2009. - 776 с.

2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. - М.: Юристъ, 2007. - 420 с.

.Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов \ Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2008. - 360 с.

.Основы права: учебник для студентов технических вузов \ Под ред. В.Г. Крыловой. - М.: Высшая школа, 2006. - 460 с.

.Фарберова О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2008. - 400 с.

.Шкатулла В.И. Правоведение: учебное пособие для студентов не юридических вузов. - 3 изд., перер. и доп. - М.: Академия, 2006. - 352 с.

Похожие работы на - Административные правоотношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!